Народность сету легенды и истории. Сету (сето) — красивые люди. Культура и религия

19.06.2019

01.09.2008 13:12

История

Еще задолго до расселения славян на территории северо-запада России проживали немногочисленные финно-угорские племена. В ареале Псково-Чудского водоема издревле существовало одно из таких племен - сету (сето). Основным видом их деятельности было сельское хозяйство. Не смотря на то, что «под боком» был богатый рыбными ресурсами Псково-Чудской водоем, сету к рыбалке интереса не проявляли. Поэтому немногочисленные поселения сету в основном располагались вдали от водоемов, в местах с более-менее плодородной почвой.

В свою очередь, славянские племена, у которых рыбная ловля была одним из видов жизнедеятельности, обычно создавали свои поселения по берегам рек и озер. Так, с течением времени, в ареале Псково-Чудского водоема появилось так называемое «чересполосное» расселение сету и русских, упоминаемое в Псковской летописи XV века. Деревни, заселенные сету, чередовались с русскими деревнями. В некоторых населенных пунктах отмечалось совместное проживание русских и сету.

Отметим, что первое историческое упоминание о народе сету как о «псковской чуди» зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Но ни в одном из сохранившихся письменных источников Псковской земли не говорится о том, что между русскими и сету существовали какие-либо трения.

Долгое время сету сохраняли язычество. Крещение народа в православную веру произошло в середине XV века, уже после основания Псково-Печерского монастыря. Единая религия позволила сету перенять у русских ряд элементов материальной культуры. Сету органично вписали в свой быт все лучшие на то время агротехнические усовершенствования русских, сохранив при этом свою уникальную технику обработки земли.

Практически такие же процессы происходили и в духовной сфере. Приняв православие, сету оставили себе многие языческие обычаи и обряды. По народным поверьям, даже языческий «король сету» захоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря. Вплоть до середины ХХ века в каждом сетуском селении сохранялся идол Бога Пеку, которому в определенные дни приносились жертвы и возжигались свечи. Не зря одним из названий народа сету в русской среде было «полуверцы». Язык народа сету очень схож с юго-восточным (вырусским) диалектом эстонского языка. Это дало основание некоторым эстонским ученым предполагать, что сету не являются автохтонным народом, а произошли от эстонских переселенцев, спасавшихся от гнета рыцарских Орденов, а позже - от насильственного перехода в лютеранскую веру. Но большинство исследователей, изучавших сету в ХХ веке, склонялось к гипотезе о том, что сету – коренной финно-угорский народ, сохранившийся до нашего времени «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении ими северо-запада Восточно-Европейской равнины.

Наибольшая численность народа сету зафиксирована переписью 1903 года. Тогда их насчитывалось около 22 тысяч человек. В то же время была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ сету, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция. Благодаря развитию экономических связей выросло благосостояние народа сету.

Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в скандинавских странах. В 1906 -1907 годах, во время проведения в России «Столыпинской реформы», около пяти тысяч сету переселились в Красноярский край, на «новые земли». Кардинальные изменения в жизни сету произошли после революционных событий 1917 года. Отметим, что на всем историческом периоде ареал расселения народа сету всегда входил в состав Псковской вечевой республики, государства Псковского и Псковской губернии. По заключенному 2 февраля 1920 года Тартускому мирному договору между Эстонской республикой и большевистским правительством России весь ареал расселения народа сету отошел к Эстонии. На присоединённых землях Псковской губернии был создан уезд Петсеримаа (Петсери – эстонское название города Печоры). После этого началась первая волна ассимиляции народа сету.

До 20-х годов сету носили православные имена и фамилии, образованные от имени деда. После прихода эстонских властей всем сету практически насильственным образом были присвоены эстонские имена и фамилии. Во всех переписях, производимых в независимой Эстонии, сету учитывались именно как эстонцы. Обучение в школах было переведено с языка народа сету на литературный эстонский язык. Формально властями Эстонии не делалось отличий между сету и коренными эстонцами, но на бытовом уровне сету для эстонцев всегда считались "диким" народом. Им позволялось проводить свои праздники и носить национальную одежду, но официального права называться народом, у них не было.

По оценкам эстонских учёных, в 1922 году численность сету в уезде Петсеримаа составляла 15 тысяч человек (25% населения уезда). Русские составляли 65% населения, эстонцы – 6,5%. По переписи 1926 года общая численность сету и эстонцев в Петсеримаа составляла около 20 тысяч человек. Согласно переписи населения 1934 года общая численность эстонцев и сету в уезде Петсеримаа почти не изменилась по сравнению с 1926 годом, но численность сету уменьшилась до 13,3 тыс. чел. (22%). При этом эстонцы составляли более половины населения города Печоры (Петсери), а сету в нём насчитывалось менее 3%. Печоры стали рассматривать как в средней степени обэстоненное поселение.

23 августа 1944 года на базе Псковского округа Ленинградской области была создана Псковская область. 16 января 1945 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Псковскую область вошёл Печорский район, организованный из 8 волостей и города Печоры, ранее входивших в состав Эстонии. Но северная и западная части ареала расселения сету (Сетумаа) были оставлены в составе Эстонии. Новая граница между РСФСР и Эстонской ССР рассекла область расселения сету, создав для разных групп сету различные условия для их культурного развития. Расколотая на две части, Сетумаа не получила культурной автономии, как это было до 1917 года. В псковской части Сетумаа (Печорском районе) численность сету в 1945 году уже была меньше 6 тысяч и стала быстро сокращаться в дальнейшем, в том числе и за счёт обрусения части сету. В это время в Эстонии продолжался процесс эстонизации сету.

В советской статистике сету не выделяли в качестве самостоятельного народа, относя их к эстонцам. В середине 1960-х годов в Печорском районе Псковской области проживало уже не более 4 тысяч сету, а по данным переписи 1989 года – лишь 1140 «эстонцев», из них предположительно 950 сету.

Основным фактором изменения численности сету в Псковской области стал их миграционный отток в Эстонию. После 1991 года правительство Эстонии, применяя экономические и политические преференции, склонила к переезду на постоянное место жительства в Эстонию около тысячи представителей народа сету - жителей Псковской области. Исходя из данных последних исследований, проведенных в 2008 году профессором Геннадием Манаковым , в настоящее время на территории Псковской области проживает 172 представителя народа сету. Надо отметить, что правительство современной Эстонии практически не изменило своего отношения к народу сету. Так, в 2002 году при проведении в Эстонии переписи населения народность сету попросту не учитывалась.

Современность

В 1993 году, представителями народа сету, проживающими на территории Псковской области, было организовано этнокультурное общество народа сету «Экос». С 1995 года его возглавляет Хелью Александровна Маяк .

«Мы стали возрождать старые традиции народа сету, которые уже позабылись, - рассказывает Хелью Маяк, - В первую очередь, возобновили работу хора. Хор был создан более 30 лет назад, но в то время он уже практически не собирался. Восстановили проведение празднования рождества, когда люди со всех деревень собираются вместе, поют песни. Второй праздник, который мы отмечаем всем народом, – это Успенье Божьей Матери и праздник «Кирмаш». Обычно он проводится во дворе школы №2 города Печоры. Также обществу «Экос» удалось создать и открыть музей культуры народа сету в деревне Сигово Печорского района. Существует еще один небольшой музей народа сету, который находится при школе №2 в Печорах. Члены общества «Экос» проводят в школе факультативные занятия с детьми по культуре народа сету, его обычаям и традициям. При школе создан детский хор. Мы сами шьём костюмы детям, помогаем, чем можем. Но в основном работа общества «Экос» заключается в помощи пожилым представителям народа сету: кому нужно оформить документы, кому помочь с лечением, решить многие другие проблемы. Хотя нам помогают районные власти, практически все наши мероприятия держатся на энтузиазме. Сами печем пироги, варим сыр. В общем, народ сету и культура сету в России пока живет. И надеюсь, что так будет и дальше».

Отметим, что в Печорской школе №2 с давних времен обучение проводится на эстонском языке. В ней получили образование и до сих пор обучаются многие дети из народа сету.

Помимо музея-усадьбы в деревне Сигово, являющемся филиалом Изборского государственного музея-заповедника, той же деревне существует и частный музей народа сету. Своими руками и на собственные средства его создала знаток истории и культуры народа сету, энтузиаст музейного дела Татьяна Николаевна Огарева. Все экспонаты этого музея имеют свою родословную: ранее они принадлежали конкретным людям - представителям народа сету.

В 2007 году администрация Псковской области разработала комплексную программу развития культуры народа сету. Она предусматривает организацию двух этнокультурных поселений сету, прокладку к ним дорог и коммуникаций, создание условий для развития и поддержку народных промыслов, регулярное проведение фестивалей и народных праздников сету.

Фестиваль

27 августа 2008 года в сетусской деревне Сигово Печорского района Псковской области на территории музея-усадьбы сету Изборского музея-заповедника, состоялось торжественное открытие фестиваля народа сету "Сетомаа. Семейные встречи" . В церемонии открытия приняли участие председатель Псковского областного Собрания депутатов Борис Полозов, руководитель Финно-угорского культурного центра России Светлана Белорусова, представители администрации Псковской области.

Выступая перед участниками фестиваля, Светлана Белорусова сообщила, что "для того, чтобы этот фестиваль развивался, на следующий год финно-угорский центр России обязательно подаст заявку в Министерство культуры России для участия фестиваля народа сету "Сетомаа. Семейные встречи" в федеральной целевой программе "Культура России". Она также выразила надежду на то, чтобы на этот фестиваль, который обязательно должен стать ежегодным, съезжались не только представители народа сету из Псковской области и Эстонии, но и из Красноярского края. "Хотелось бы, чтобы остальные финно-угорские народы тоже принимали активное участие в этом фестивале. Давайте сделаем его более широким и пригласим сюда представителей других народов этой группы. Думаю, что для псковской земли посмотреть творчество других народов будет тоже очень интересно", - пояснила Светлана Белорусова.

Право торжественного открытия фестиваля было предоставлено Королю народа сету Сильверу Хюдси, председателю этнокультурного общества "Экос" Хелью Маяк и директору Изборского музея-заповедника Наталье Дубровской. После исполнения гимна народа сету состоялся праздничный концерт. В нем приняли участие народные коллективы "Хельмине" (Микитамяэ), "Кулдатсяук" (Вярска), "Верска Нооре Наасе" (Вярска), "Сысары" (Таллин), "Куллакысы" (Пылтсамаа), "Тсибихярблясе"> (Обинитса), русский народный хор "Нива" (Печоры), семейный дуэт (Изборск), русский народный хор из Гдова и другие.

В конкурсе "Хлебосолька" первое место за лучшее национальное блюдо из рыбы получила председатель этнокультурного общества народа сету "Экос" Хелью Маяк (Россия). Состоялись также конкурсы среди мастеров народных промыслов сету. Вечером для гостей фестиваля был зажжен праздничный костер.

В качестве гостей на фестивале присутствовали депутат Государственной Думы России Виктор Антонов, депутат парламента Эстонии Урмас Клаас, председатель союза волостей сету Маргус Тиммо (Эстония), представители народа сету из России и Эстонии, жители окрестных деревень и города Пскова.

Финансовая поддержка в проведении фестиваля "Сетумаа. Семейные встречи" была оказана Министерством регионального развития России в рамках программы поддержки развития государственной национальной политики на 2008 год и Фондом "Руссо-Балт".


сколько сету в эстонии?


Гость , 02.09.2008 00:27:13

Господин Алексеев, я так понимаю из кгбшного пропагандистского REGNUMа умышленно не договаривает.

Вопрос отдельный ли народ сету такой же спорный как и отдельные ли народы горные и луговые марийцы, эрзя и мокша в России. Это чисто пропагандистский трюк российской пропаганды, дабы упрекнуть Эстони в "дискриминации финно-угорского народа сету". А что Россия сделала и делает для сету? В Эстонии есть целая государственная программа по поддержке Южной Эстонии, культуры и языка сету. Ежогодно выделяется 5 млн. крон (более 10 млн рублей). В Эстонии издаются газета (распространяется бесплатно), глянцевый журнал, учебники, книги на сету и выру языках/диалектах, есть радио. А о таких прекрасных культурных центрах и музеях как у сету нам российским финно-уграм остается только мечтать. Сету язык преподается в школах. А что в России? Есть СМИ, издаются книги на сету языке, преподается в школах? НЕТ! Несколько лет назад была единственная эстонская школа в Печорах, так там преподавали литературный эстонский, а не сету язык. Есть ли она сейчас не знаю. И, кстати, эта школа во многом существовала благодаря самой Эстонии, также как и преподавание эстонского языка в Сибири. Эстония направляет туда преподавателей, учебники и т.д.


Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской обл. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области. Верующие православные. * * * СЕТУ СЕТУ, этническая группа эстонцев (см. ЭСТОНЦЫ), живут в Печорском районе Псковской области России и в юго восточных… … Энциклопедический словарь

Этническая группа эстонцев (См. Эстонцы), живущая на Ю. В. Эстонской ССР и в Печорском районе Псковской области РСФСР. Язык С. особое наречие выруского южноэстонского диалекта. Верующие православные. В материальной и духовной культуре С … Большая советская энциклопедия

сету - туес … Краткий словарь анаграмм

сету - ет. Түйенің не жылқының танауына белгі салу, жыру … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

- (санскр. R â ma setu = мост Рамы) воздушный мост, построенный для Рамы его полководцем Налем, сыном Вишвакармы, для переправы его армии в остров Ланку (Цейлон). Это название придается ряду скал в проливе между материком и Цейлоном, который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

көсету - (Монғ.) көрсету. Ол көзіне к ө с е тп е й і н ш е сенбейтұғын адам (Монғ.) …

мүсету - (Түрікм.: Красн., Жеб., Ашх., Тедж.) қанағат ету, қанағаттану. Бұған да м үс е й т п е й с і ң бе? (Түрікм., Ашх.). Ол алдына отырғанды да м ү с е т п е й, нөмірлі орын табың деді («Қарабұғаз.», 7.06.1937) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

- (Setubal), город и порт в Португалии, на Атлантическом побережье, административный центр округа Сетубал. Свыше 80 тыс. жителей. Рыбоконсервная, химическая, машиностроительная, пробкообрабатывающая промышленность; виноделие. * * * СЕТУБАЛ СЕТУБАЛ… … Энциклопедический словарь

- (Setúbal), город в Португалии, в 41 км к ЮВ. от Лиссабона, на сев. берегу глубокого эстуария с выходом в Атлантический океан. 91 тыс. жителей (2001). На холмах левого берега находятся руины римского г. Сетобрига, который был разрушен в 412 г. н.… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Больше чем это , Несс П.. Сету Уэрингу остается жить считанные минуты - ледяной океан безжалостно бросает его о скалы. Обжигающий холод тянет юношу на дно... Он умирает. И все же просыпается, раздетый и в синяках, с…
  • Народ Сету. между Россией и Эстонией , Ю. В. Алексеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Исчезающие народы» – обычно так говорят о племенах, затерянных в лесах Амазонииили в долинах Новой…

Музей народности Сето

Народность Сето имеет древнюю прибалтийско-финскую этническую основу. Более пятисот лет они оседло проживали на юго-востоке Эстонии и на землях Псково-Печерского монастыря. Землю свою они называли Сетомаа. Приняв православие, они молились с русскими в одних церквях, вместе отмечали церковные праздники, но это не мешало им хранить свои древние языческие традиции, почитать бога Пеко, приносить ему дары, верить в обереги. Сето вели натуральное хозяйство и жили обособленно. Музей расположен в сарае-амбаре на усадьбе сетусского крестьянина, где собраны фрагменты быта сето. Каждая вещь там напоминает о создателях и владельцах: домашняя утварь, предметы обихода, национальная одежда.

Оригинальность данного музея заключается в том, что он хранит память о конкретных людях и расположен в своей исконной исторической и природной среде. Побывав в музее, Вы познакомитесь с историей и бытом народности сето, Вас пригласят попить чая с травами и послушать удивительные песни сето; увидите ткацкий станок в действии (есть возможность и купить самотканые дорожки).

Первое упоминание о его представителях в исторических документах
относится к 1675 году. По одной из версий, они «осколок» древней чуди,
с которой встретились славяне, когда заселяли северо-запад Восточно-
Европейской равнины. Другая версия - они потомки эстов, бежавших
в Средние века от насильственной католизации… Их называют полувер-
цами за православную веру и мощный пласт языческих элементов, а
также язык, не понятный ни русскому, ни эстонцу, но до недавнего вре-
мени считали эстонцами. Единая религия с местным русским населением
позволила сето перенять у русских ряд элементов материальной культуры,
удачно вписав их в свою собственную, совершенно уникальную.
На сегодняшний день по данным Печорской районной общественной
организации «Этнокультурное общество народа сето» численность мало-
численного народа сето в Печорском районе составляет около 337 чело-
век, а максимальная численность сето за все время их существования -
свыше 20 тысяч.

Особенности культуры сето являются пря-
мым отражением культурной ситуации эстонско-
российского пограничья. Вместе с тем, сето
являются совершенно уникальным народом, со-
хранившим, в отличие от соседей (эстонцев и рус-
ских), много элементов традиционной культуры
вековой давности.
Языческая составляющая культуры сето нашла свое отражение пре-
жде всего, в одежде - на рубахах, на верхней суконной одежде ряпик
- традиционная красная кайма, оберегающая от злых духов, от сглаза.
Предметы одежды сето украшались отличительным орнаментом. По
женской линии у сето передается семейное богатство - серебряные
украшения. Фибулу (большая брошка 29 см. диаметром), что носят на
груди замужние женщины, мать потом передаст самой юной матери в
роду - дочери или невестке. Фибула у женщин закрывает грудь. Се-
ребряные цепи ударяют по брошке, звенят, отгоняя злых духов.
Интересный сетоский обряд в ночь на Рождество: мать кладёт под
подушку дочерям серебряные украшения, а с утра, когда все просыпа-
ются, она кладет фибулу в таз, наполняет водой, и дочери умываются.
В этот день девочкам до вечера запрещалось выходить из дома и идти
в гости к подружкам. Традиционно в этот день первым в дом должен
был войти мужчина - как Бог, а если вошла женщина, то могла при-
нести несчастье…

Существует и чисто мужская традиция. На Покров мужчины всегда от-
мечали сбор урожая, и у них был идол бога Пеко. Мужчины собирались
вечером, брали с собой шпик, яйца, традиционный самогон на хлебе,
вместе молились, чтобы хватило урожая и на еду, и чтобы посеять на
следующий год. Далее идола бога Пеко передавали мужчине, у кото-
рого оказался самый скудный урожай - идола помещали в амбар, и он
должен был принести удачу.
На праздниках гости сначала собирались в домах, трапезничали, потом
собирали всё со стола и шли на улицу, куда выходили со всех домов.
И гордился тот, у кого было больше гостей.
Одной из отличительных характеристик быта сето являются домотканые
шерстяные полотенца, которыми украшали только иконы. В сетоском доме
у окна стоял ткацкий станок, на котором ткали все - от тончайших зана-
весок до толстых половиков. Огромные деревянные сундуки были запол-
нены домашней одеждой, а, выходя замуж, невеста брала с собой специ-
альный свадебный сундучок.
До наших дней дожило богатейшее, поразительное по красоте и раз-
нообразию народнопоэтическое творчество сето: песни, музыка, танцы,
сказки, предания, пословицы, загадки, игры. Все календарные и семей-
ные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сето
запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком
и образом.

В это непросто поверить, но на территории России до сих пор есть народы, у которых нет свое письменности. Причем речь идет не о каких-то племенах на Чукотке или Дальнем Востоке, а о самой что ни на есть Европе. В Псковской области на границе с Эстонией есть малый народ сето с уникальной культурой, впитавшей в себя многое от эстонцев и русских, но сохранивших свои обычаи и традиции с давних времен. Всего в России живут 200 человек, относящихся к этому народу. Недавно я побывал в гостях у сето.

2. Музей-усадьба сето (ударение на первый слог) находится в Печорском районе Псковской области в деревне Сигово. Здесь в усадьбе сохранили быт хуторской семьи начала 20 века.

3. Сето (или сету) - уникальный народ. Их называют полуверцами или православными эстонцами, веру свою они приобрели в Печорском монастыре, но до сих пор в их жизни очень много обрядов и поверий, оставшихся с древних времен. Например, сето не говорят бранных слов, считая, что это призывает темные силы. В языке сето нет ругательств, самое плохое словое - это куре, чёрт. Еще у них сохранились деревянные идолы - Пеко.
Обо всем этом и культуре народа сето расскажет очаровательная хозяйка усадьбы Малле.

4. Сето были, в основном, земледельцами и занимались сельским хозяйством. На территории усадьбы сохранились сельскохозяйственные инструменты.

5. Этот огромный зубчатый круг - конная льномялка. Льномялку сделали мужчины сето, увидев рекламную картинку в немецком журнале.

6. Вот как работала льномялка.

7. Пройдем в дом. Быт был простой и скромный. В женской части дома обязательно был ткацкий станок, все девушки умели вязать варежки, ткать и вышивать.

8. В вышивке использовались языческие мотивы. Красный цвет оберегал от злых духов и от сглаза.

9. Подвесная люлька, простая кровать, на стенах фотографии жильцов усадьбы.

10. Женские украшения изготавливали из серебра, в основном из монет. В центре груди у Малле висит фибула - традиционное серебряное украшение. Общий вес украшений на женщине мог составлять несколько килограммов.

11. При нас Малле с рассказами приготовила традиционное блюдо народности сето - теплый сыр. Готовится он из молока и творога. Получается очень вкусное и питательное блюдо.

Фотографиями нельзя передать особый говор, тут нам на помощь приходит видео. Посмотрите этот небольшой ролик, услышите, увидите, а заодно узнаете, откуда пошло выражение «как сыр в масле катается».

12. Очень важно, чтобы во время приготовления еды никто даже случайно не говорил плохих слов, иначе еда будет невкусной.

13. Сето стараются сохранить свою культуру, они проводят фестиваль «Сетоммаа. Семейные встречи», на который приезжают гости из соседней Эстонии. Там живет около 10000 представителей сето. Один из обычаев - выбор короля Сето.

14. В очень интересном месте мы побывали. Если будете в Псковской области или где-то поблизости, обязательно посетите эту усадьбу, не пожалеете.

Спасибо Малле за гостеприимство!

Партнеры тура по Псковской области: