Сценарий праздника для одаренных в народном стиле. Сценарий концерта "русская песня"

28.03.2019

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий масленичной вечёрки для учащихся первых классов и их родителей. В приложении - фото предыдущих вечёрок 2011-2016 г.г.

Пояснительная записка к сценарию отчётного концерта «Масленичная вечёрка» народного фольклорного ансамбля «Лазоревые зори»

В составе народного фольклорного ансамбля «Лазоревые зори» занимаются изучением традиционной русской культуры четверо педагогов:

1. Евгения Малькевич – педагог по раннему развитию;

2. Виталий Малькевич – педагог дополнительного образования ДШИ при Центре православной культуры «Умиление» (с. Заплавное, Ленинский район, Волгоградская область);

3. Валентина Конюхова – педагог начальных классов школы №30 г. Волжского;

4. Ольга Кубарова – педагог по раннему развитию.

Основные направления деятельности ансамбля – изучение песенной традиции донских казаков, сольное и ансамблевое исполнение разножанровых произведений народной культуры (частых плясовых и лирических протяжных песен, старинных романсов, духовных стихов, а также песен календарного цикла – колядок, христославий, закличек и т.д.) и авторских песенных композиций. Результаты своей работы ансамбль регулярно демонстрирует, принимая участие в различных городских мероприятиях, концертах и шоу-программах.

В поле творческого интереса участников коллектива лежит огромный пласт народной культуры, представленный обрядами, играми, плясками, хороводами, кадрилями, которые сложно облекаются в сценическую форму. В то же время ценность этого материала особенно высока, поскольку знакомство с перечисленными видами культурного наследия предполагает эмоциональную вовлеченность зрителя в творческий процесс. Потребность в демонстрации изученного материала привела к идее проведения вечёрок различной тематической направленности, в ходе которых зрители становятся непосредственными участниками мероприятия – играют, пляшут и поют наравне с самодеятельными артистами.

Для детской аудитории такая форма досуга – настоящая находка. Учащиеся не просто приятно и весело проводят время, но и знакомятся с народной традицией, с песенным фольклором. Опыт проведения подобных мероприятий с 2001 года свидетельствует о том, что вечёрки пользуются успехом у людей всех возрастов и любого «уровня погружения» в народную культуру.

В сценарии использованы тексты народных (в том числе игровых) песен, закличек. Стихотворные и прозаические формы приветствия участников вечёрки, описания игр и т.п. – авторские с использованием общеизвестных фразеологических оборотов, метафор, прибауток. Стиль стихов – народный, просторечный, «частушечный», в устной речи будут имитироваться особенности диалекта донских казаков. В сценарии использовано стихотворение Полушкиной «Прощай зима!» (sunhome.ru/poetry/158576) в редакции Малькевич Е.

Ведущие вечёрки – педагоги, участники ансамбля «Лазоревые зори», а также руководитель ансамбля Татьяна Фаизова. Мероприятие проходит под аккомпанемент баяна.

Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к традиционной русской культуре.

Задачи мероприятия :

  • познакомить учащихся с песенным фольклором русского народа;
  • обучить русским народным играм;
  • обучить традиционным танцам;
  • рассказать о масленичных обрядах.

Формы организации деятельности детей – подвижные игры, викторина, танцы, прослушивание песенного материала, исполнение песни.

Сценарий масленичной вечёрки

Громко звучит фоновая музыка. Музыка приглушается, произносится закличка, во время заклички в зал выходят «Лазоревые зори».

Евгения:
Ой, вы гой еси, люди добрые!
Добры молодцы, красны девицы!
Отцы-матери, детки малые!
Созываем вас в круг, собирайтеся!
Заведём хороводы да игрища
Уж проводим мы зиму морозную
Уж покличем весну-девку красную
Подымайся, взойди красно-солнышко
Освети, обогрей землю-матушку
На весну поскорей поворачивай!

Заигрывает баян, исполняется хороводная песня «Зелёный явор» , «Лазоревые зори» заводят хоровод и приглашают в него зрителей, участников вечёрки. К концу хоровода все выстраиваются в большой круг.

Татьяна Андреевна:
А теперь все разбиваются по парам!
Собирайся, народ, заводи хоровод!
Поиграем в игры, песен попоём
И радостно спляшем на празднике нашем.
Веселью общему поддадим жару!
Каждый из вас, найди себе пару!
Не сиди на лавке как старый чувяк.
Выходи в круг, танцуй «Краковяк» .

В центр круга выходит ведущая пара из числа участников ансамбля «Лазоревые зори», которая в дальнейшем показывает всем движения в танце «Кракрвяк».

Татьяна Андреевна:
Есть у нас ребяты – не бедны, не богаты.
Одеты в обновки и танцуют ловко!
Фигуры расскажут, себя покажут.
На них поглядайте, повторяйте, не зевайте!
Фигура первая! «От себя - к себе»

Аккомпанемент заигрывает танец «Краковяк». В медленном темпе ведущая пара показывает первую фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: Фигура вторая! «Дробь».

Ведущая пара под аккомпанемент показывает вторую фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: Фигура третья! «Голубцы».

Ведущая пара под аккомпанемент показывает третью фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: А теперь соединим весь танец! Фигура первая: «От себя - к себе», фигура вторая «Дробь», фигура третья: «Голубцы».

Весь танец повторяется участниками под аккомпанемент 2-3 раза. Подголосками танец заканчивается.

Евгения:
Не садимся на лавки, в хоровод встаём!
За руки берёмся, песню поём!
Сначала, сперва слухайте слова:
«Тетёра шла, полевая шла
По удалью, по разудалью
Сама прошла, детей провела
А самого последнего оставила!»

«Лазоревые зори» выстраивают участников вечёрки в круговой хоровод, две пары из числа участников «Лазоревые зори» становятся «воротцами».

Евгения:
Как песня кончается, ворота закрываются.
Выскочить не успели? – Вороты вас съели!
Выходи из хоровода, да сам становись в ворота!
Давай-ка ишо разок, чтоб уж правила знать на зубок:
Вот эти ворота ловят народ из хоровода.
Бежали вы, бежали – ворота вас поймали.
Правила игры понЯли?
Тогда, айда, погнали!

Заигрывается игровая песня, вступает аккомпанемент. Игра проходит в несколько кругов. Определяется победитель – тот, кто ни разу не попал в «воротца».

Евгения:
Один герой остался, никому не достался.
Сильный, смелый, ловкий, умелый!
Ты сегодня молодец!
Вот тебе приз: солёный огурец!

Победителю вручается солёный огурец, звучит аккомпанемент, заигрывается песня «Эх, широкая ты масленица» . На проигрыш «Лазоревые зори» становятся в кругу между зрителями.

Татьяна Андреевна:
Эх, масленица хороша!
Веселись, пляши душа!
Кто не хочет пускаться в пляс,
Порадуйте песней нас.
Вот вам слова этой песни
– чем дальше, тем интереснее.
Не стоим, не зеваем, текст читаем, подпеваем!

«Лазоревые зори» раздают зрителям текст песни «Блины масленые» , заигрывает аккомпанемент, исполняется песня со зрителями.

Татьяна Андреевна:
Дошёл народ до нужного состояния!
Пошла, как говорится, гуляния!
Как говорится, люблю я петь в хорУ:
Все орут, и я ору!
Следующий номер нашей программы!
Сюда кавалеры, сюда встают дамы.
Строимся вдоль залы поперёк,
Зачинаем «Ручеёк» !
Откуда ни возьмись – опять эти ребяты!
Вот эти вот, помните? Не бедны, не богаты.
Они ничего не рассказывают,
Но мы внимательно смотрим, что они показывают.
Фигуры-то здесь дюже хороши.
Начинаем! Веселимся от души!

Участники выстраиваются в «ручеёк», заигрывает проигрыш «Катя-Катерина» (фигуры «в разные стороны», «мальчики провожают девочек», «ручеёк», «ручеёк спиной», «улица - крутуха», «улица - колесо»). По окончании последней фигуры ведущая пара выводит всех в хоровод.

Ольга проводит викторину по теме «Масленица» (Какое главное масленичное блюдо? Что символизирует соломенное чучело? Как называется первый день масленичной недели? Что принято делать на Масленицу в четверг? Кого мы провожаем во время масленичного гуляния?). Правильно ответившим на вопросы вручаются петушки на палочке.

Валентина: Сейчас мы предлагаем взрослым отдохнуть, а с нашими юными участниками мы поиграем в старинную народную игру «догонялки», которая называется «Селезень и утица» . Прежде всего надо взяться за руки и сделать широкий и ровный круг. Кто такая утка, это все знают. Теперь давайте выясним, кто такой селезень? В нашей игре это главные герои. Я выбираю селезня, а селезень выбирает утицу, которую он будет догонять. А мы с вами должны помочь утице убежать или должны помочь селезню её поймать. Пока звучит песня, игра продолжается. Если селезень успел поймать утицу, кричим селезню «ура!», если песня закончилась, а селезень не поймал утицу, кричим утице «ура!». Слова песни такие: «Селезень, молодой, за уткой гоняет, за серой гоняет. Ходи, утица, домой, ходи серая домой. У тя семеро детей, восьмой селезень, девятая утка, десятая гуска, дома не бывала, детей растеряла!». Начали!

Игра «Селезень и утица» проходит под аккомпанемент в несколько кругов.

Валентина: Ну что, набегались? Теперь детки немножко отдохнут на скамеечках, а сюда выходят наши мамы, папы, а также бабушки и дедушки.

Виталий: Мы тоже будем в догонялки играть. Нам с вами нужно разбиться на пары, встать в «воротца», вот так и в случайном порядке разместиться в кругу. У нас будет двое ведущих, один из них с ремнём догоняет другого. Как только догнал – лупит ремнём! Потом сам стал убегать. Как устал убегать, встал в воротца отдыхать. А тот, чье место он занял, теперь убегает.

Заигрывает музыка, проходит игра «Ремешок» . Ведущий следит за выполнением правил игры, наказывает нарушающих, останавливает и меняет «долго бегающих». По окончании игры исполняется песня «Квашня».

Ольга:
Поплясали, поиграли, попели,
Себя показали, на других посмотрели.
Следующий номер - Слушай в оба уха!
Любимая всеми пляска - Крутуха !
Каждый берёт себе подругу
Становится с подругой по кругу.
Смотрим на ведущую пару
Эй, гармонист, поддай-ка жару!

Ведущая пара становится в круг и показывает движения. Как только движения освоены большинством участников, ведущий прекращает музыку.

Ольга: А теперь девушки против часовой стрелки переходят к следующему кавалеру. Маэстро, играйте!

Звучит музыка на ещё один круг танца, после чего ведущий снова останавливает аккомпанемент и просит сменить партнёра. Танец возобновляется. В следующий раз музыка не останавливается, а звучит просто возглас «Переход!». Постепенно темп увеличивается.

Валентина:
Танец завершается, игра продолжается.
Становимся в круге, даём друг другу руки,
Здесь нет проигравших и нет победителей.
Эта игра для детей и их родителей.
Сначала просто по кругу идём и такие слова поём.
Поём-подпеваем, шагать не забываем!

Заигрывает аккомпанемент «Как у дяди Трифона» , начинается песня и движение по кругу. В конце кто-то из играющих (из числа участников ансамбля «Лазоревые зори») восклицает: «Вот так!» и показывает новое движение (держаться под локотки, за коленки, за уши и т.д.).

Валентина: Вот так повторяем, по кругу идём.

Поём-подпеваем, шагать не забываем!

Игра начинается заново и проходит в несколько кругов.

Валентина: Вот мы поиграли, рассыпались как горошины.

Похлопаем себе, какие мы хорошие!

Звучат аплодисменты, включается аудиозапись «звук вьюги», читается стихотворение, в центр зала мужчины выносят соломенное чучело, девушки повязывают на чучело ленточки, тряпочки, платочки и выстраиваются в хоровод.

Евгения:
Прощай, Зима! Прощай!
Ступай в свой снежный дом
Сегодня отдыхай,
А приходи потом.
Душа от счастья пела
В морозные деньки.
Вставали люди смело
На лыжи и коньки.
В снежки играли дети.
Такая кутерьма.
Ты лучше всех на свете,
Красавица - Зима!
За радость неземную
-Спасибо, - говорим.
Тебя, красу такую,
Зима, благодарим.
Прощай, Зима, прощай.
Мы будем ждать тебя.
Нам встречу обещай
К исходу ноября.

Заигрывается обрядовая песня «Мы масленую провожали» , девушки водят хоровод попеременно на один куплет в одну сторону, на следующий – в другую. Мужчины носят чучело внутри хоровода в противоположном направлении. К концу песни чучело уносят из зала.

Татьяна Андреевна: Праздник Масленицы заканчивается сжиганием соломенного чучела, с которым уходят от нас морозы да метели, и, конечно, всё старое и ненужное. И наша вечёрка подходит к концу.

Евгения: А кто пришёл в наш дом – тому поклон!

Ольга: Кто плясал и веселился со всех сил – тому мерси!

Валентина: Кто еще к нам на вечёрку придет – тому повезёт!

Виталий: Кто весёлую песню споёт громче всех – того ждёт успех!

Заигрывает аккомпанемент, проигрыш к песне «Блины масленые».

Татьяна Андреевна: Давайте вместе с вами еще раз сыграем нашу песню.

Исполняется вместе со зрителями песня «Блины масленые», все пляшут, звучат подголоски. По окончании песни звучит фоновая музыка, все довольные и счастливые расходятся по домам.

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!


Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна - «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. "Баден-джаз-сюита" 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы "Севильский Цирюльник". Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

5). Ведущая:

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене - Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса - Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, "Романс"

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» - направление.
Люцио " Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий "Мерси". Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

8). Ведущая:

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет - терлИ- терлИ...
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр - не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова "Песня старого извозчика".
Исполняет - Елена Модерова. Аккомпанирует - Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе "Сачидао". Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня" У зори-то, у зореньки" обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса - Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них - яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. "В пещере горного короля"

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.............

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго "Mьетро дель Ангел" солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного "Брыньковский казачок"
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.

Наталья Петрова
Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Путешествие в страну русских народных

музыкальных инструментов

(Интегрированный досуг для детей средней группы)

Цели : познакомить детей с русскими народными инструментами .

Задачи : 1. Дать представление о том, как выглядят и как звучат .

2. Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах .

3. Воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры .

Интеграция областей : «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

Атрибуты : русские народные музыкальные инструменты – ложки , трещотки, балалайка, гармошка. Волшебная палочка, Петрушка – кукла Би-Ба-Бо. Ноутбук, информационный носитель, видео - запись, аудио - записи музыкальных русских народных произведений .

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную песню «Калинка» и рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель (АРИНА) встречает их в русском народном костюме .

АРИНА : Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобней. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов .

Звучит музыка («Смоленский гусачок» пляска, появляется персонаж-Петрушка.

Петрушка : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петрушка. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. Сегодня я решил прийти к вам. Вы будете со мной дружить?

Дети отвечают.

Петрушка : А еще, я очень люблю путешествовать . Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие !

АРИНА : Петрушка, мы очень рады, что ты пришел к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.

Загадка про ложку. Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток,

Кашу, суп или окрошку :

Вы узнали? Это (ложка) .

Петрушка : Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие ?

АРИНА : Не волнуйся Петрушка, в путешествие мы обязательно отправимся. Это же не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент .

Петрушка : Какой же это музыкальный инструмент ? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?

АРИНА : Нет, ударяют ими друг по другу, вот так. (показывает) и поэтому ложки называют ударными инструментами .

Дети под русскую народную музыку «Коробейники» играют на ложках на первую долю в такте.

АРИНА :

Ложки наши хороши,

Постучали от души. (собирает ложки.)

Петрушка : Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?

АРИНА : А ты еще не догадался?

Петрушка : Не знаю я. Э (думает) Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов !

АРИНА : Молодец Петрушка! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка?

(Взмахивает волшебной палочкой. Звучит лиричная р. н. музыка «Сударушка» )

Дети за Петрушкой идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные муз. инструменты .

АРИНА : Вот мы и попали в волшебную страну , где живут русские народные музыкальные инструменты . Только чтобы инструменты нам показались , тебе Петрушка, нужно угадать названия этих инструментов .

Петрушка : Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами незнаком .

АРИНА : А, мы тебе поможем. Правда, ребята? Вот и первая загадка.

Целый день все трень да трень

И трещать-то ей не лень.

(Демонстрация видеозаписи игры на трещетке) .

Петрушка : Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется ?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Да, это ударный инструмент-трещотка .

Петрушка : Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.

АРИНА : В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют .

Петрушка : Чем бьют?

АРИНА : Ну, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.

Целый день бом да бом

Раздается громкий звон.

(Звучит бубен) .

Петрушка : Ой, что это, ребята?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Петрушка, хочешь попробовать?

Петрушка : Да, конечно! (пробует играть) .

Ведущий : Молодец, Петрушка. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку.

Тили-бом, тили-бом,

Перезвон со всех сторон.

Колокольчики звенят

С бубенцами говорят.

Петрушка : А, я, догадался! Это колокольчики да бубенчики.

АРИНА : Молодец, Петрушка, какой ты догадливый. Петрушка, ты танцевать любишь?

Петрушка : Конечно, люблю!

АРИНА : Тогда потанцуй с нашими ребятами.

Петрушка : С удовольствием потанцую!

Пляска с бубенчиками под р. н. м. «Барыня»

АРИНА : Молодцы, хорошо потанцевали. Петрушка, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай.

Ребенок : Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна .

АРИНА : Подумай-ка минуточку

Что же это?

Петрушка : Дудочка!

АРИНА : Правильно, молодец Петрушка. Дудочка эта называется свирель. Вот послушайте как она звучит.

(Демонстрация видеозаписи игры на свирели р. н. м. «Как под горкой под горой» ).

Петрушка : А, свирель тоже ударный инструмент ?

АРИНА : Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент ?

(Дети отвечают) .

Конечно же нет. Это духовой инструмент . Заставляет звучать свирель поток воздуха, который выдувает музыкант . Вот смотри. (Играет на дудочке) .

АРИНА : Но не только ложками, бубнами да трещотками

Славен народ на Руси .

А ещё гармошкой звонкой, на нее ты посмотри!

(Руководитель показывает гармошку детям) .

Петрушка :

Она вздохнет и развернется и по деревне вдоль пройдется,

И соберется в круг народ , что хочешь, спляшет и споет!

Педагог включает аудиозапись русской народной песни «Я на горку шла» (Соло гармошки)

АРИНА : А, вот и последний на сегодня инструмент , с которым я вас хотела познакомить. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать!

Деревяшка, три струны, Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны! Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка. Что же это?

(Дети : Балалайка)

Молодцы, ребята! А хотите послушать, как играет наша балалаечка? (дети отвечают)

Звучит запись игры на балалайке р. н. м. «Камаринская»

Петрушка : Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на разных инструментах !

АРИНА : А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов . Давайте мы научим Петрушку.

Дети играют на музыкальных инструментах под р . н. м. «Светит месяц» .

Ну, что, Петрушка, тебе понравилось?

Петрушка : Да, очень. Молодцы ребята.

Петрушка : Какое интересное путешествие . Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.

АРИНА : А, вам, ребята, понравилось?

(Дети отвечают) .

Ну что ж, наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу . Пора прощаться. А ты, Петрушка, приходи к нам почаще, и мы совершим еще не одно увлекательное путешествие .

Петрушка : Спасибо, обязательно приду. До свиданья.

АРИНА : Ребята, давайте проводим Петрушку и пожелаем ему счастливого пути.

Дети выходят из зала под русскую народную песню «Калинка»

(Звучит фонограмма русской народной песни «Выйду на улицу», выходят ведущие).
1 Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! Удалые молодцы русские да девицы красные!
2 Ведущая: Здравствуйте! Приглашаем вас вспомнить старину заветную!
1 Ведущая: Давно это было: собирались вечерком в просторной горнице наши прадедушки и прабабушки, чтобы отдохнуть от своих забот.
2 Ведущая: Назывались такие сборища «посиделками».

Представьте себе деревенскую избу: топится печь, потрескивает лучина, в углу дремлет кот...
1 Ведущая: В маленькое оконце заглядывает луна, и девушки начинают собираться вместе, чтобы заняться работой: прядением, шитьём, вязаньем, вышиванием. А с приходом парней неторопливая девичья беседа и протяжные, задушевные песни сменяются безудержным весельем.
2 Ведущая: На посиделках рождались сказки, пословицы и поговорки. Ни одна вечеринка не обходилась без задорной музыки, песен, частушек, игр, веселой пляски и хоровода.
1 Ведущая: А значит, на наших посиделках нет места скуке! А все сегодняшние забавы посвящены Вам, дорогие наши гости!
2 Ведущая: Вот наполнены бокалы,
Угощение - в тарелках,
Мы приветствуем гостей
На веселых посиделках!

(Небольшая пауза.)
А сейчас хотим представить вам, как в хороших русских традициях, русский народный, заводной, хороводный – ТАНЕЦ!(«Ты огонь, я вода»).
1 Ведущая: Сколько сказок, преданий, былин было рассказано на деревенских посиделках! Их герои до сих пор живут в нашей памяти. А каких персонажей сможете вспомнить вы, дорогие гости?
ОХ, УЖ ЭТИ СКАЗОЧКИ
(Командная игра)
Все гости делятся на две команды и по очереди называют имена различных персонажей русского фольклора. Побеждает команда, давшая ответ последней:
Примерные варианты ответов команд: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Иван Дурак, Иван Царевич, Илья Муромец, Кащей Бессмертный, Морозко, Никита Кожемяка, Садко, Снегурочка, Соловей-Разбойник, Баба-Яга, Финист-Ясный Сокол.
В ветхой старенькой избушке, на окраине села,
Жил старик. Еще старушка. Пара дружная была.
Как-то молвит раз дедуля, поменяв на печке бок:
-Испеки-ка мне, старуха, завтра утром колобок!
-Что ты, старый! Чай ты спятил? Где муки тебе набрать?
Всем известно – в наше время – дефицит, едрена мать!
Цыц, бабуля! Слушай деда! Понапрасну не шуми,
По амбару и сусеку ты ступай, да поскреби!
Видит бабка – дело плохо (крутоват ее дедок)
И, исполнив приказанье, набрала на колобок.
Целый день она пласталась. Но не зря – свидетель Бог.
Весь румяный и душистый получился колобок.
Чтоб хозяин не обжегся и не стал ее ругать
Положила на окошко бабка шарик остывать.
Ну а шарик оклимался, посмотрел по сторонам,
Прыг в окно! И в лес подался к хитрым лисам да волкам.
Катит так себе, помалу, песни разные поет
Вдруг навстречу – длинноухий. Сам косой, а все ж проглот!
-Вот удача! Ох, наемся! Целый день не ел с утра!
-Быть в желудке не намерен! Дальше мне катить пора!
Заяц аж присел. Опешил! Удивлен, разинул рот!
Колобок же в это время закатил за поворот.
Катит дальше, песни воет. Вдруг запнулся и замолк –
Ведь навстречу по дорожке прет как танк наглючий волк!
-Ха, нажрусь! Здорово, булка! И свою разинул пасть:
-Некогда с тобой базарить – сам туда скорей залазь!
Колобок струхнул немного… Что-то вдруг кольнуло в бок…
Будь что будет! С разворота он пустился наутек!
Целый час бежал бедняга, чуть душонку не отдал.
Тормознул и убедился – серый от него отстал.
-Было б сердце – разорвалось – лишь успел он прохрипеть,
Как из зарослей малины навалился вдруг медведь!
Только мишка неуклюжий и к тому же косолап.
Колобок бабулин – круглый – укатился между лап.
-Ну и лес! Сплошные хамы! -думал юный колобок-
То сожрать, то смять в лепешку норовят. Едва убег!
Катит дальше. Только слышит чей-то голос словно мед:
-Беспризорник, а красивый! И не дурно так поет!
Смотрит – милая девица. Вся накрашена, в мехах.
Это ж рыжая лисица! И красива – просто ах!
-Я законный, не подкидыш! (Паспорт рыжей показал)
И свою судьбу крутую откровенно рассказал.
-Ах, прелестно, только уши стали как бы не мои –
Ничего почти не слышат. Сядь мне на нос, повтори!
Колобок – рубаха – парень! Весь простой как три рубля.
Он доверился лисице. И вот это сделал зря.
Рот разинула плутовка (мысль ее была тонка),
Головой мотнула ловко… Ам! И съела колобка!
_____________________
PS
Я спросить хотел, читатель: -Кто же жертва в сказке сей?
Бабка – первая. Понятно. Очень ведь обидно ей.
Колобок – кусочек теста - больно не было ему.
Ну а главная здесь жертва – дедка. Знаешь почему?
Ведь голодным он остался! Слопали его обед!
А на муку на этот месяц у него талонов нет!

Здесь можно вставить конкурс с плетением косы.

1 Ведущая: Традиционное и самое любимое занятие на русских посиделках - исполнение народных песен.
2 Ведущая: В русской песне - народная жизнь,
Песня звонкая сердцем поется,
Пусть веселый иль грустный мотив,
Благодарно в душе отзовется!
1 Ведущая: Наши посиделки продолжает викторина для знатоков русских песен.
КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ПЕСЕН
(Викторина)
Ведущие дают определение русской народной песни, а зрители, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев песни). Все участники получают в качестве призов небольшие песенники либо музыкальные диски с русскими народными песнями.
1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной огромным чувством вины. (Виновата ли я)
4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
7. Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка)
8. Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
10. Песня - обращение к распространённому типу повозки с полозьями, которую русский крестьянин должен готовить летом. (Эх вы сани, сани...)
11. Песня девушки, которая не может найти дорогу до дома, находясь в состоянии, обусловленном воздействием этилового спирта на центральную нервную систему. (Напилася я пьяна)
12. Песня, в которой упоминается шум болотного, дудчатого, коленчатого растения. (Шумел камыш)
13. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)
14. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)
Песня Андрея «Люба, я влюблен».
Потом всех выводим на круг.
Пока гости не разомкнули круг, ведущие предлагают провести конкурс.
«Присядочка». Для нее выбираются два самых веселых парня. Они становятся в центре круга. Остальные должны петь какую нибудь русскую народную песню, например, «Виновата ли я». Можно исполнить какую нибудь песню Верки Сердючки, Бабкиной или Кадышевой. Молодые люди должны выполнять под песни играющих движение «присядочка», т. е. приседать, а, вставая, выбрасывать ногу вперед.


Потом идет конкурс пословиц и поговорок.

Смешные пословицы и поговорки

Кто рано встаёт, тот далеко от работы живёт.
Что русскому хорошо, то немцы снимают на видео.
Индюк тоже думал, что купается, пока вода не закипела.
Лучше синица в руках, чем утка под кроватью.
Рожденный ползать не гадит сверху.
Любимая пословица Марсиан: «Незванный гость – хуже Гагарина».
Одна голова хорошо, две – мутация.
Не хотите по плохому, по хорошему будет хуже.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не руками
Днем согнем – ночью разогнем.
Из двух оленей трех не сделаешь!
Медленный быстрого не догонит.
Помидора в ухе не утаишь.
Слепому красный не помеха.
Салат пьяному не подушка.
Сила есть – убей слона.

Музыкальная пауза.
Это простенькая детская забава с успехом проходит и во взрослой компании. По залу пускается веник. Ведущий говорит в это время: «Ты лети, веселый веник, дальше-дальше по рукам. У кого остался веник - тот танцует танец нам!» Таким образом, выбираются 5-6 человек. Они вместе танцуют «Танец маленьких лебедей». В конце все получают маленькие призы.

В конце сольник Женьки («Ой, слаба я слабая»).
Затем дискотека.

Материал предоставила: Юлия