Георгий шишкин в русском музее. Художник, улавливающий загадку россии, георгий шишкин. Уважаемые Дамы и Господа, дорогие друзья

26.06.2020

Ранее писала про русскую художницу Наталью Царькову,работающую в Ватикане,а вот теперь
представляю нашего художника из Екатеринбурга,который уже второе десятилетие работает в Монако.
О творчестве художника Георгия Шишкина за границей в последнее время пишут все больше и больше. Престижные газеты и журналы посвящают его картинам серьезные аналитические статьи.
В них неизменно отмечается ориентированность мастера на человека, на внутреннее содержание
личности, на ее миссию на земле. Лорд Alistair McAlpine, консультант Sotheby’s, посетив его выставку в Париже в 1995 году, посвятил ему статью под названием «Художник, улавливающий загадку России».

Георгий Шишкин (1948 г рождения)

С 1980 года Георгий Шишкин отдаёт предпочтение пастели, которая дала ему большую свободу.
И три года спустя он изобрёл оригинальный метод подготовки основы под пастель, гарантирующий их крепкое сцепление. Этот метод позволил художнику расширить возможности пастели, а также писать пастели необычно-больших форматов.
В 1988 году художник переехал в Москву,женился.Первая его выставка в Париже состоялась в 1993 году, пребывание художника во Франции принесло ему встречи со «старыми русскими», подтолкнуло художника к более глубокому изучению подлинной истории России и дало ему новый импульс дляпродолжения цикла «Русские сны».
Начатый еще в России, этот цикл наиболее полно реализовался во Франции. Хотя, как отмечают многие критики, в качестве духовной опоры для художника были и остаются форма и гуманистические традиции земли русской.
"Именно здесь получили развитие многие мои мысли о русском, о русской душе, душевности, духовности нашей. Я считаю, что в Европе сложилось не совсем верное представление о многих русских чертах. Хотелось, честно говоря, попробовать скорректировать его».
В 1999 году Шишкин становится лауреатом Гран При Фонда Тейлора.

И.Смоктуновский

Мастер портрета Георгий Шишкин - автор серии портретов творческих
людей: Бориса Штоколова, Елены Гоголевой, Иннокентия Смоктуновского, Юрия Соломина, Жана Марэ, Инны Чуриковой, Глеба Панфилова, Жерара Депардье… Известный французский искусствовед и поэт Андрэ Верде, друг Пикассо и Шагала, написал:
« Без преувеличения я расцениваю Георгия Шишкина как одного из лучших портретистов, что я знаю в Европе. Его удивительное мастерство основывается на подчёркнутой чувствительности техники, в которой скользит сама тайна живописи».

Жан Марэ

Гражданин России и резидент княжества Монако с 1998 года, когда он был приглашён для написания портрета князя,художник принял участие во многих благотворительных акциях в пользу больных детей России.
Принц Монако Альберт II написал: « Живопись Георгия Шишкина есть гавань поэзии в мире, где мечта часто отсутствует. Я рад, что этот художник большого таланта выбрал княжество для своего искусства».

Картины Георгия Шишкина из цикла "Русские сны" - диптих: "Прощание" и "Рождение", выставлены в Кафедральном Соборе Монако, а также Георгий Шишкин участвует в выставках, посвящённых Русскому балету Дягилева.
Произведения Георгия Шишкина находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира,
в частности, в княжеском Дворце Монако, в коллекциях Лучано Паваротти, лордов Барклей. Оцененный как специалист по интерьерам, он осуществил серию картин для Дворца президента
Объединённых Арабских Эмиратов (2003-2005 гг.).

Марина Цветаева

Патриарх Алексий II

Архиепископ Валентин

Портрет женщины

Актриса Е. Гоголева

Цикл картин "Русские сны"

Две почтовые марки выпущены в Монако к столетию " Русского балета
Дягилева
", cозданные русским художником Георгием Шишкиным.

Художник у картины "Смутное время" (Борис Годунов 2006)

О художнике:

Георгий Шишкин (1948)- художник и архитектор, мастер современного портрета, автор цикла картин «Русские сны».
Выпускник Уральской Архитектурно-Художественной Академии в 1975; член Союза художников СССР с 1985,автор светильников Исторического сквера Екатеринбурга (1974) и интерьера музея Академического театра оперы и балета Екатеринбурга (1983-1985); автор серии портретов творческих людей; автор серии картин для интерьеров Дворца президента ОАЭ (2003-2005);
автор ряда почтовых марок княжества Монако.

Георгий Георгиевич Шишкин (род. 25 января 1948, Свердловск) - русский художник, разработавший свою особую технику с оригинальным методом подготовки основы под пастель, автор картин цикла «Русские сны», триптиха «Посвящение Русскому балету Дягилева», мастер современного портрета, автор почтовых марок Монако и России. Живёт и работает в Москве с 1988, в Париже с 1993 и в княжестве Монако с 1995 года.

Биография

Георгий Шишкин родился в 1948 году в Свердловске (ранее и ныне Екатеринбург) в семье музыканта-скрипача (первая скрипка оркестра Свердловского театра музыкальной комедии), ветерана Великой Отечественной войны Георгия Ивановича Шишкина, участника героических боёв за Сталинград (Царицын), получившего тяжёлые ранения. Мальчик рано лишился отца.

Мать Галина Кузьминична (урождённая Кушнина) работала в проектном институте Уралгипроруда инженером-строителем и стала ведущим специалистом по экономике.

Дед его Иван Мефодиевич Шишкин переселился в Екатеринбург из Вятской губернии.

С шести лет Георгий Шишкин учился в музыкальной школе по классу скрипки, но «был уже уверен, что должен стать художником», он постоянно рисовал.

В детстве Георгий испытал сильное влияние атмосферы дома прадеда и прабабушки (по материнской линии), дома с русскими традициями, сохранёнными в советское время. Его прадед, которого Георгий знал, ослепшим, до двадцати лет, - Ефим Иванович Корабельщиков был врачом в Русской армии. Дом, окружённый садом и огородом, был снесён в 1968 году, а на его месте построено безликое здание общежития.

Бабушка Анна Ефимовна Кушнина (урождённая Корабельщикова), воспитывавшая внука, работала на дому швеёй-модельером. В девичестве она училась у французской швеи-модельера. Её родители, крестьяне дореволюционной России, создавшие своим трудом небольшое, но крепкое хозяйство, платили за учёбу дочери золотом значительную по тем временам сумму. Накануне первой мировой войны их состояние позволяло им записаться в разряд купцов I-й гильдии.

Анна Ефимовна в молодости пела в церковном хоре. Она любила оперу. В её гостеприимном доме (комнате, оставшейся ей от их 4-комнатной квартиры после подселения в войну эвакуированных с Украины) любили собираться творческие люди. Анна Ефимовна пела романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Она осталась вдовой с двумя малолетними детьми на руках после того, как в 1937 году Кузьма Петрович Кушнин - инженер-механик, выдающийся специалист по реконструкции уральских заводов, работая на «Уралмашзаводе», «погиб под трамваем, возвращаясь с работы». Эта версия не подтверждается в действительности: на городском кладбище нет его могилы. Позже бабушка вспоминала, что в последнее время до его исчезновения за ним следовал какой-то человек. Кузьма Петрович происходил из известной до революции в Тюмени семьи Кушниных, хлебосольной и славившейся благотворительностью. Отец его Пётр Степанович Кушнин любил лошадей и держал конюшни.

В десять лет Георгий Шишкин поступил в Художественную школу при Художественном училище Свердловска, где его преподавателем был художник Николай Моос, ставший впоследствии известным художником-графиком, иллюстратором русских сказок. Художественную школу Георгий окончил с отличием в 1963 году, в числе трёх лучших выпускников, получив рекомендацию для продолжения учёбы. Но, по настоянию родных, он поступил в Строительный техникум.

Затем работал два года в архитектурной мастерской главного архитектора Уралгипромеза (Уральский государственный институт по проектированию металлургических заводов) Бориса Викторовича Гуляева. Архитектор и художник, энциклопедически образованный человек, Гуляев стал надолго (до своей кончины в 1984 году) его учителем и другом. Они вместе ходили на этюды (и в дождь, и в холод), обсуждали проблемы искусства. Именно Гуляев настоятельно посоветовал юноше продолжить учёбу.

В 1975 году окончил Свердловский архитектурный институт, филиал Московского архитектурного института (МАрхИ), (ныне Уральская государственная архитектурно-художественная академия), где в то время преподавали ведущие художники Урала. В период учёбы (1969-1975) он путешествовал с этюдником по старинным городам России. Один или вместе с другом - молодым преподавателем истории искусства Анри Юрьевичем Каптиковым, выпускником Петербургской Академии Художеств, одним из лучших знатоков русской архитектуры, открывшим ему целый ряд видений древней Руси. В Успенском соборе Владимира Георгий был впечатлён фресками Андрея Рублёва.

Выставка Георгия Шишкина объединяет его главные художественные циклы: «Русские сны», который был показан в девяностые годы на выставках в Париже, Каннах, Монако и др. и принес художнику известность, картины о русском балете С.Дягилева, ряд произведений на сюжеты русской истории и портреты известных актеров, артистов балета, среди которых Жан Маре, Жерар Депардье, Инна Чурикова, Милорад Мишкович и др.

Неповторимость героев Шишкина заключена в стремлении воплотить их чувствительность и тонкость внутреннего мира. Благодаря авторской живописной технике Шишкин получил возможность писать пастелью картины большого формата, и с помощью особой авторской техники запечатлеть легкость и эмоциональность сюжетов мира балета.

Сегодня Шишкин живет и работает в Монако, Париже, участвует в благотворительных проектах. Выставка в Русском музее – это возвращение художника в Россию.

Экспозиция в залах Инженерного (Михайловского) замка включает в себя более 50 произведений живописи и ряд работ из частных собраний.

Выставка подготовлена при поддержке Благотворительного фонда "Система".

Открытие выставки состоится в 16:00.




О творчестве художника Георгия Шишкина за границей в последнее время пишут все больше и больше. Престижные газеты и журналы посвящают его картинам серьезные аналитические статьи. В них неизменно отмечается ориентированность мастера на человека, на внутреннее содержание личности, на ее миссию на земле. Герои полотен Георгия Шишкина, будь то гениальный Дягилев, романтический Жан Маре, торжественно-отрешенный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II или просто юная красавица из голландского кафе словно произносят непрерывный монолог. С успехом проходят выставки художника в Монте-Карло и Париже, в Гамбурге и Версале, в Каннах и Висбадене как раньше проходили они в Тюмени и Москве, Ирбите и Свердловске (Екатеринбурге), на родине Георгия. «Кредо Георгия Шишкина можно изложить несколькими словами, - считает известный французский искусствовед Пьер-Марк Левержуа. - Оно заключается в том, что рассматривать каждого человека, в сущности, необходимо как ближнего на воображаемом архипелаге братства». РУССКИЕ СНЫ художника Георгия Шишкина Начатый еще в России, этот цикл наиболее полно реализовался во Франции. Хотя, как отмечают многие критики, в качестве духовной опоры для художника были и остаются форма и гуманистические традиции земли русской. Характерный момент, достаточно полно раскрывающий взгляды Георгия Шишкина на жизнь и творчество - отказ художника (при всей стесненности в средствах, непременного спутника творчества) от заманчивого в денежном плане предложения владельца одной из картинных галерей Парижа. Предложение это заключалось в том, что Георгию и его жене Татьяне предоставлялась квартира в Париже, все его картины сразу же покупались, но при условии, что художник будет писать Париж. «А у меня в то время шла работа над продолжением «Русских снов», - рассказывает Георгий Шишкин. - Именно здесь получили развитие многие мои мысли о русском, о русской душе, душевности, духовности нашей. Я считаю, что в Европе сложилось не совсем верное представление о многих русских чертах. Хотелось, честно говоря, попробовать скорректировать его». Для Георгия Шишкина подлинно русское - это не столько удалое и сильное, подчас бесшабашное, сколько по-есенински «несказанное и нежное». Таково кредо его «Русских снов». «Есть нечто сильное своей кротостью, что проходит, просачивается, просвечивает во фресках Андрея Рублева, - считает художник. - Взгляните в глаза его святых, его пророков и праведников. Сразу заметно, насколько сильно они отличаются от изображений византийской живописи (того же Феофана Грека - учителя Андрея Рублева), которая дала нам каноны, сформировав правила и установки первых русских живописцев. Ведь эти живые рублевские фрески эхом откликнулись и откликаются в русских художниках последующих поколений. Эхо это то затихало, то становилось звонче, но никогда не исчезало и не исчезнет».