Сету (сето) проживают в Эстонии и России (Псковской области и Красноярском крае). Сету (сето) — красивые люди Культура и религия

18.06.2019

Сету называет свой край самым лучшим на земле. Народ сету относится к малочисленным финно-угорским племенам. Они вобрали особенности русской и эстонской культуры, что повлияло на жизнь и стало причиной внесения традиций сету в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Где живут (территория), численность

Расселение сету неравномерно. В Эстонии их насчитывается около 10 тысяч, а в Российской Федерации - всего 200–300 человек. Многие называют своим родным краем Псковскую область, хотя и предпочитают жить в другой стране.

История

Многие ученые спорят насчет происхождения народа сету. Одни полагают, что сету являются потомками эстов, которые сбежали от ливонцев на Псковскую землю. Другие же выдвигают версию о формировании народа как потомков чуди, к которым примкнули в 19 веке переселенцы эсты, принявшие православие. Третьи выдвигают версию о формировании сету, как исключительно самостоятельного этноса, который в дальнейшем подвергся частичной ассимиляции. Наиболее распространенной версией остается происхождение от древней чуди, что подтверждается языческими элементами, характерными для этого народа. Одновременно какие-либо элементы лютеранства до сих пор обнаружены не были. Изучение сету началось в 19 веке. Тогда в результате переписи сумели насчитать 9000 человек, большая часть проживала в Псковской губернии. Когда в 1897 году провели официальную перепись населения во всей Российской империи, оказалось, что численность сету выросла до 16,5 тысяч человек. Русский народ и сету хорошо ладили друг с другом благодаря деятельности Свято-Успенского монастыря. Православие принималось с любовью, хотя многие из сету не знали русского языка. Тесные контакты с русскими привели к постепенной ассимиляции. Многие из русских людей могли говорить на сетуском говоре, хотя сами сету считали, что на русском изъясняться друг с другом проще. При этом отмечали ограниченность лексикона.
Историкам известно, что сету не были крепостными людьми, а жили скромно, но всегда были свободными.
Во время Советской власти тысячи сету отправлялись в Эстонскую ССР, у многих там были родственники, а некоторые стремились к более высокому уровню жизни. Играл роль и эстонский язык, который был более близок. Получение образования на эстонском способствовало скорой ассимиляции, а сами советские власти указывали в переписи сету как эстонцев.
На территории Эстонии большинство сету отождествляют себя со своим народом, также поступают и жители Российский части сетума - так народ называет свои родные края. Сейчас российские власти активно способствуют сохранению культурного наследия сету. Варваринская церковь ведет службу на русской и сетуском языках. Пока что народ сету официально является малочисленным. Эстонцы приравнивают язык сету к вырускому диалекту. Выру - народ, проживающий в Эстонии. Их язык схож с языком сету, поэтому последние изучают его в школе чаще. Язык считается частью культурного наследия и включен в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО.

Традиции

Одной из главных традиций сету является исполнение песен. Считается, что исполнять их должны обладательницы «серебряных» голосов. Таких девушек называют матерями песни. Их труд можно назвать довольно тяжелым, ведь учить приходится тысячи стихов, а импровизировать нужно на ходу. Матерь песни исполняет заученную и выдает новую песню в зависимости от происходящих событий. Пение может быть и хоровым, причем в процессе вокалист солирует, а после него в действие вступает хор. Голоса в хоре распределяются на верхние и нижние. Первые отличаются звонкостью и называются «килло», а вторые - протяжные - «торро». Сами песнопения называются лело - это не просто народное творчество, а целый язык. Сету не воспринимают пение как нечто, что присуще только талантливому человеку. Даже без вокальных данных можно петь песни. Во время исполнения лело девушки и взрослые женщины чаще всего рассказывают эпические истории. Их песни нужны для демонстрации духовного мира и сравниваются с переливами серебра.
Свадьбы у сетов принято праздновать в течение 3 дней. Во время проведения венчания принято устраивать ритуал, символизирующий уход невесты из родной семьи и переход в дом мужа. В этом ритуале прослеживается явное сходство с похоронами, ведь он олицетворяет смерть девичества. Девушку сажают на стул и переносят, демонстрируя переход в иной мир. Родственники и гости должны подходить к девушке, пить за ее здоровье и класть деньги в помощь будущей семье на специальное блюдо, которое ставят рядом с ней.


Тем временем на обряд приезжает муж с друзьями. Один из друзей должен вывести из дома невесту, держа в руках кнут и посох, а сама девушка должна быть укрыта простыней. Затем ее сопровождали до самой церкви, везя на санях или телеге. Невеста могла ехать вместе с родителями, но после венчания должна была отправляться в дорогу только с мужем. Сету обычно отмечают свадьбу в воскресенье, а обряд венчания проводят в пятницу. Невесте тоже надлежит дарить родственникам жениха подарки, чтобы подтвердить вступление в права жены. По завершении свадебной церемонии гости провожали молодоженов на особое ложе, которое располагалось в клети. С утра молодых будят, невесте укладывают волосы особым образом - как это полагается для замужней. Ей полагалось надеть головной убор и получить предметы, подчеркивающие ее новый статус. Затем наступало время омовения в бане, и только после этого начинались праздничные гулянья. На свадьбу непременно готовились песенные коллективы, которые рассказывали в своих песнях о празднике, молодоженах и желали им счастливой совместной жизни.
Отношение к похоронному обряду с годами у сету не изменилось. Традиции приравнивают физическую смерть к важному событию, символизирующему переход в иной мир. После погребения на месте могилы усопшего положено расстелить скатерть, на которую выкладываются все ритуальные блюда. Провожающие усопшего готовят еду сами, принося ее из дома. Еще много лет назад главным ритуальным блюдом стала кутья - это горох, который смешивают с медом. К нему на скатерть кладут вареные яйца. С кладбища нужно уходить как можно быстрее, ища окольные пути. Такое бегство символизирует стремление избежать смерти, которая стремится настигнуть каждого человека. Поминки проводят в доме, где жил усопший. Ритуальная трапеза скромная и включает жареную рыбу или мясо, сыр, кутью, кисель.

Культура


В культуре сету важную роль играют сказки и предания. Они сохранились и до наших дней. Большинство историй рассказывает про священные места, например, часовни, могильники, а также Псково-Печерский монастырь и его многочисленное собрание икон. Популярность сказок связана не только с их содержанием, но и умением ораторов красиво их читать.
Музеев, посвященных культуре сету, совсем немного. Единственным государственным является музей, расположенный в Сигово. Там же расположен частный музей, который был создан учительницей музыки из Санкт-Петербурга. В авторском музее собрано множество вещей, так или иначе связанных с народом сету за 20 лет. Сохранению культуры в советские годы препятствовала депортация, затронувшая всю Прибалтику.

Внешность

У сету обыкновенно круглые лица с ясными глазами. Их легко можно принять за славян. Волосы обычно светлые или рыжие, с возрастом начинают темнеть. Женщины любят заплетать волосы в косы, девочки делают по две косички. Мужчины носят бороды, которые в зрелом возрасте часто перестают сбривать вовсе.

Одежда


Мы упомянули о матерях песни, слова которых переливаются будто серебро. Такое сравнение неслучайно, ведь серебряные монеты являются главными украшениями у женщин сету. Серебряные монеты, связанные в единые цепочки, являются не обычными элементами гардероба, а целыми символами. Первую цепочку с серебряными монетами женщины получают при рождении. Она останется с ней до конца ее дней. Когда она выйдет замуж, ей вручают брошь из серебра, символизирующую статус замужней женщины. Кроме того, такой подарок служит талисманом и защищает от злых духов. В праздничные дни девушки надевают все серебряные украшения, которые могут весить примерно 6 кг. Тяжело, но зато смотрится дорого. Украшения могут быть различными - от маленьких монеток до крупных бляшек, нанизанных на тонкие цепочки. Взрослые женщины надевают целые нагрудники, отлитые из серебра.
Традиционные наряды тоже включают множество украшений из серебра. Основными цветами одежды являются белый, красный разных оттенков и черный. Характерным элементом одежды, причем как для мужчин, так и для женщин, являются рубахи, украшенные тонкой вышивкой из красных нитей. Техника вышивки весьма сложная, доступна она далеко не каждому. Многие считают, что одежду сету позаимствовали у русских, однако, в отличие от них, женщины сету пользуются платьями без рукавов с передником, в то время как русские девушки традиционно носили юбку или сарафан.
Сету шили платья и остальную одежду из тонкой ткани. В основном это была шерсть. Рубахи носили льняные. Головным убором женщин является платок, который подвязывается под подбородок или головная повязка. Мужчины пользуются войлочными шляпами. Сейчас мало кто из сету делает одежду сам, традиционные наряды уже не в ходу, хотя умельцы, изготавливающие их, еще занимаются ремеслом. Отличительная особенность гардероба - ношение пояса-кушака. Такой пояс обязательно должен быть красным, а техника его изготовления может разниться. Основная обувь сету - лапти. По праздникам надевают сапоги.

Религия


Для сету привычно проживание с представителями других народов. От них они принимали верования, но свою религию всегда сохраняли. Сейчас сету остаются верны христианству, большинство их них - православные. Одновременно в религии сету сочетаются христианские обычаи и древнеязыческие ритуалы, характерные только для этой народности.
Сету соблюдают все необходимые обряды, в том числе посещение церквей, почитание святых, крещение, но одновременно веруют в бога Пеко, который символизирует плодородие. В Иванов день полагается отправиться в церковь, а затем посетить священный камень, которому нужно поклониться и принести в дар хлеб. Когда наступают важные православные праздники, сету отправляются в церковь святой Варвары. В будние дни служение проходит в маленьких часовнях, причем у каждой деревни есть своя такая часовенка.

Жизнь

Сету очень трудолюбивый народ. Его люди никогда не чурались любого труда, однако избегали рыболовства. Они считают, что это занятие крайне опасное, поэтому с давних времен повелось всякому, кто отправляется рыбачить, брать одеяние для погребального обряда. Провожающие заранее оплакивали отбывающих. Другое дело, если речь шла о пахоте. Каждого, кто отправлялся в поле, провожали песнями. Все это обусловило развитие земледелия и животноводства. Сету научились выращивать зерновые культуры у русских, выращивали много льна, разводили овец, домашнюю птицу и крупный рогатый скот. Во время кормления домашнего скота женщины поют песни, с ними они и готовят, отправляются за водой, собирают урожай в поле. У сету даже есть примета, в которой определяют хорошую хозяйку. Если она знает более 100 песен, значит, в хозяйстве хороша.

Жилище

Сету раньше жили в деревнях, которые строились рядом с пахотными участками. Такие поселения принимаются за хуторские, при этом дома выстроены таким образом, что формируют 2 ряда. В каждом таком доме есть по 2 помещения, предусмотрены 2 двора: один для людей, в другом держат скот. Дворы огораживали высоким забором и ставили ворота.

Еда


Особенности приготовления пищи сохранились еще с 19 века. Главными в кухне сету являются:

  • сырье;
  • технология;
  • композиционные приемы.

Раньше готовить учились только девушки, теперь этим занимаются и мужчины. Учат готовить с детства как родители, так и мастера, которые преподают в специально отведенных для этого мастерских. Основные ингредиенты у сету простые:

  1. Брюква.
  2. Молоко.
  3. Мясо.
  4. Сметана и сливки.

Наиболее велико в их кухне число постных блюд.

Видео

Сету (сето) проживают в Эстонии и России (Псковской области и Красноярском крае).

Сетомаа (эстонское - Setumaa, сето - Setomaa) — историческая область обитания народа сето, в буквальном переводе "земля сето". Разделена административно на две части: одна часть находится на юго-востоке Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области России.

В Эстонии Сетомаа состоит из четырёх волостей: Меремяэ, Вярска, Микитамяэ и Миссо. Волости Сетомаа образовали уникальное объединение самоуправлений, находящееся вне уездных границ - Союз волостей Сетомаа.

Печорский район - один из пограничных районов Псковской области. Его территория начинается на двадцать втором километре от Пскова и граничит с Эстонией и Латвией.

Площадь района составляет 1300 кв. километров. Численность населения - 26 тысяч человек, среди жителей района почти 1000 человек эстонской национальности, более 300 - принадлежат к народности сето. В Печорском районе представители сето проживают в 48 населённых пунктах и в городе Печоры.

Чтобы сохранить язык и культуру народа сето, в районе уже около 15 лет работает ЭКОС - этно-культурное общество сето. При поддержке Администрации Печорского района общество занимается организацией и проведением народных праздников. Уже 37 лет существует в районе фольклорный ансамбль сетоской песни деревни Кошельки, в Митковицкой библиотеке работает любительский клуб "Лээло", члены которого занимаются сбором старых народных песен, изучением традиций, организацией выставок народного творчества.

В Красноярском крае между реками Мана и Кан сето расселились в начале ХХ века. Сибирским центром "земли" сето является деревня Хайдак Партизанского района. Здесь до настоящего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сето, значительно отличающихся от аналогичных групп сето из других регионов, в том числе и Псковской области. Всё это привлекает в д. Хайдак российских и зарубежных ученых.

В 2001 г. при местной школе стараниями учительницы Г.А. Евсеевой был организован национальный музей. А летом 2005 года при поддержке краевой грантовой программы в д. Хайдак впервые состоялся праздник "Сибирские сету".

Местные сету считают себя православными. В 1915 году здесь была построена Троицкая церковь.

Сето - потомки чуди-эстов. Отделение сето от эстонцев началось ещё в XIII веке. После завоевания Ливонии крестоносцами и после падения русского Юрьева (Дерпт, Тарту) часть сето бежала на восток, на псковские земли, где они долгое время сохраняли язычество. 3десь, находясь в зоне влияния православного Псковского государства, с одной стороны, и католического Ливонского ордена, с другой, на протяжении Средних веков финно-угорское население этноконтактной зоны эпизодически обращалось в христианство, но основная масса населения оставались язычниками.

Искоренение язычества у чуди, ижоры и води нужно относить в XVI веку, когда по приказу Ивана Грозного инок новгородский Илья исполнил эту миссию в 1534-1535 годах. Интенсивное же обращение в христианство чуди-эстов, живших на границе Ливонского ордена и бывшей Псковской феодальной республики, имело место лишь в ходе Ливонской войны во второй половине XVI века. Обращение их в православие укрепило основу формирования этноса сето.

Деятельность мощного религиозного центра - Псково-Печорского монастыря закрепило одно из основных отличий сето от эстонцев - принадлежность православному христианству.

Сето представляют собой сплав двух культур, в результате которого образовалась самобытная сетоская культура, достигшая своего расцвета в период Российской империи. В те времена сето обладали культурной автономией в границах Псковской губернии.

Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией. Эстонское название этих земель - Сетомаа (Setomaa), или "земля сето".

После Тартуского мирного договора земли нынешнего Печорского района отошли к Эстонии. Таким образом, вся Сетукезия оказалась частью территории Эстонской республики. В 1944 году Печорский район вошёл во вновь созданную Псковскую область.

Граница между РСФСР И ЭССР рассекла территорию расселения сето на две части. Ощутимых последствий для этнокультурных контактов это не повлекло, так как граница имела статус административной. Население без труда могло её пересекать во всех направлениях. В то же время расколотая на две части Сетумаа так и не получила культурной автономии, поскольку чётких этнических границ, как это бывает в этнокультурных зонах, не было.

С обретением Эстонией независимости сообщество сето оказалось впервые в истории реально расколото на две части в связи с государственным статусом границы и введением визового режима между Эстонской республикой и Российской Федерацией.

Численность сето росла до начала XX века. С середины XIX века до начала XX века их численность выросла с 9 тысяч до 21 тысячи (своего максимума). После этого численность этого народа стала сокращаться. В 1945 году в псковской части Сетумаа численность сето составляла менее 6 тысяч человек.

Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала лишь 170 сето, среди которых 139 человек проживают в сельской местности и 31 человек - в г. Печоры. Однако согласно итогам той же переписи, в Печорском районе проживает 494 эстонца, из них 317- в сельской местности.

Следует принять во внимание то обстоятельство, что перепись населения России 2002 года - первая и пока единственная в мире после II Мировой войны перепись, фиксировавшая сето как самостоятельный этнос. Очевидно, что часть сето по традиции, идущей с советских времен, причислила себя к эстонцам. Поэтому реальная численность сето в Печорском районе несколько больше, чем показала перепись населения, и её можно оценить примерно в 300-400 человек.

По переписи 2010 года сето в Российской Федерации проживает 214 человек.

К сожалению, об этой семье я знаю очень мало. Знаю, что живут в деревне Раково. Старшая в семья, хозяйка, Галина. Ее дети: Элли, Хельга, Лембит.

Сету (сето, псковская чудь) — небольшой финно-угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области и прилегающих районах Эстонии, до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа. Основой языка считается южно-эстонский (вырусский) диалект. Говор сету воспринимается эстонцами как самостоятельный язык, отличающийся от эстонского языка.

На русской земле сету сохранили язычество, и только со строительством Псково-Печерского монастыря они приняли православие. В течение нескольких веков сету почти не изучали русский язык и, приняв православие в форме обрядов, но не духовной культуры, сохранили в своей вере много языческих элементов.

Расцвет самобытной культуры сету пришёлся на начало XX века , впоследствии численность народности сократилась в силу разных причин, в том числе и ассимиляции. Носителями культуры сету на настоящий момент являются люди не старше 50 лет.

Согласно последним исследованиям на территории Псковской области сейчас проживает 172 представителя народа сету. После 1991 года много семей сету переехало на постоянное место жительства в Эстонию, которая предоставила им экономические и политические преференции, склонила к переезду в Эстонию около тысячи представителей народа сету - жителей Псковской области. Наибольшая численность народа сету зафиксирована переписью 1903 года. Тогда их насчитывалось около 22 тысяч человек. В то же время была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ сету, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция. Благодаря развитию экономических связей выросло благосостояние народа сету. Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в скандинавских странах.

Характер сету и традиции

Крестьяне сету всегда были известны как люди, которые вели натуральное хозяйство и ничего не боялись. Нет обуви - сами сошьют, нет посуды - сами сделают, нет еды - сами вырастят, нет одежды - сами лен соткут и одежду скроят.

Свой язык сету хранили и оберегали. Разговор на этом языке велся дома, на переменках в школе, потому что в царское время школы были русские, но возможно было обучение немецкому и эстонскому языку. После войны в школах было два отделения: русское и эстонское.

Не было и учителей, которые преподавали бы на сету. Своей письменности сету никогда не имели, но язык сету никуда не уходил. Язык и традиции крестьяне сету передают из поколения в поколение уже много веков. Одной из таких традиций являются украшения из серебряных монет. Без этих украшений девушка даже не могла думать о замужестве.

Сету - очень суеверный народ. Они никогда не пускали в свой хлев людей с темными глазами, а людей в темных очках не подпускали даже близко. У них свои заговоры, свои обереги от сглаза, от дурного глаза. Красная кайма на сарафане оберегает от дурного глаза, звенящее серебро отгоняет нечистую силу.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Сето. «Крестники богородицы», 2011


Общие сведения

Сету (сето, псковская чудь) — малочисленный финно-угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области (с 1920 по 1940 гг. - уезде Петсери Эстонской Республики) и прилегающих районах Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа), до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.

Точную численность сету установить трудно, так как данный этнос, не внесённый в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подвергся сильной ассимиляции; примерная оценка численности — 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами ирусскими.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность сету в России составила 214 человек (городское население — 50 человек, сельское — 164), по данным Периписи населения 2002 года, численность сето на территории России - 170 человек.

По этнолингвистической классификации народ сето относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Основой языка сето является вырусский диалект эстонского языка. Хотя сами сето считают, что обладают отдельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.

Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия, и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их полуверцами , часто это наименование выступало в качестве этнонима.

Основу хозяйства, сложившегося у сето к середине XIX века, составляли пашенное земледелие и животноводство.Они выращивали зерновые, а из технических культур - лён, разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу. В тех волостях, где почвы были неблагоприятны для выращивания льна (сетуские деревни близ Псковского озера), крестьяне занимались гончарным производством.

У сето развито прикладное искусство: узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев. Характерно обилие вязаных шерстяных носков, перчаток, варежек.

Очерки

Pääväst! Mõistat sa kõnõlda seto keelen?

Добрый день! Вы говорите по-сетуски?

Итак, небольшой запас слов на сетуском языке у нас имеется. К нему добавим информацию о самом языке.

Сетуский язык относится к прибалтийской группе финно-угорских языков. В в 1997 году Выруский институт провел исследование в Сетумаа. Итоги таковы: 46% опрошенных назвали себя сетуками, 45% эстонцами. Язык, на котором говорят сету, опрошенные назвали сетуским языком. Оказалось, что на местном наречии говорит постоянно 50% опрошенных, 23% говорит иногда, 8% редко, остальные не говорят вообще. В среде ценящей сетускую культуру молодёжи был отмечен возврат к сетускому языку.

Сетумаа(Setumaa) — историческая область обитания народа сету, в буквальном переводе «земля сету». Разделена административно на две части: одна часть находятся в Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области на территории Российской Федерации.

В Сетумаа можно в магазине или прямо на улице услышать сетуский язык и понять, что разобрать его не так-то легко, хоть он и похож на эстонский.

Теперь, получив исчерпывающую предварительную информацию, можно погрузиться в историю и жизнь народа сету.

И начнём мы не с преданий старины глубокой, а со свадебного обряда. Через него, через этот обряд, можно всю жизнь сету узнать в мельчайших подробностях.

Сватовство происходило под вечер

Сетуская свадьба XIX веке была в свое время подробно описана известным лингвистом и фольклористом Якобом Хуртом (1839-1907).

Первый этап, или предсвадебный комплекс (самый протяженный во времени: от трёх-четырёх недель до двух-трёх месяцев), включал в себя сватовство, которому иногда предшествовала разведка - тайный осмотр хозяйства семьи невесты, дымничанье (окончательный сговор), обручение.

Бывали случаи, когда сватали по-тёмному: жених и невеста лишь на обручении и знакомились. Сватовство происходило под вечер.

Сваты приходили вместе с женихом. Во время сватовства испрашивали согласия родителей невесты и самой девушки на брак (согласие последней было нередко простой формальностью).

Первым символическим даром от парня, ещё не ставшего женихом, был головной платок. Бутылку вина, принесённую сватами, после совместного распития родители девушки, в случае их согласия, накрывали рукавицей или платком. Кроме того, каждому из пришедших хозяйка (мать) на прощание дарила по паре рукавиц.

Через несколько дней родители девушки отправлялись смотреть хозяйство жениха и знакомиться с будущей новой родней. Этот обычай получил название «дымничание» (сговаривание). Если люди и хозяйство не нравились дымникам (дескать, бедные они, грубые), то платок, подаренный парнем при сватовстве своей избраннице, возвращался обратно к жениху-неудачнику.

И это означало разрыв.

Если платок не возвращали, считалось, что сговор (дымничание) состоялся.

Примерно за неделю до венчания происходило обручение - «большое вино» (suur vino). Жених со своими родственниками и сватами опять приезжал в дом невесты. Собравшиеся девушки и женщины пели величальные песни, жених дарил своей суженой обручальное кольцо и деньги.

Собственно только после обручения парень и девушка официально становились в глазах общества женихом и невестой. Кстати говоря, именно с этого времени девушка-невеста начинала носить особую «плохонькую» одежду: белый платочек, рубаху без тканых украшений, белый сукман-сарафан или синий - китасник.

Многие пожилые женщины утверждают, что невеста переставала в этот период также носить и металлические украшения. Другие же дают понять, что ношение украшений не запрещалось. Но скромному поведению просватанной девушки должно было соответствовать и скромное убранство.

Когда обе стороны заканчивали подготовку к свадьбе и был определён её день, тогда невеста вместе с четырьмя-шестью подругами начинала обход родственников и соседей, которых она приглашала на прощание и на свадьбу.

Прощание происходило во дворе у крёстного отца или крёстной матери. Невеста в сопровождении своих подруг, обходя всех присутствующих «по кругу», кланялась и обращалась к каждому с особым причитанием, предназначенным только для этого гостя. Во время прощания невеста оплакивала саму себя, скорое расставание «навеки» со своей семьей, общиной, подругами и бывшим «сердечным другом».

Данный обычай свадебных причитаний - самый вариативный и эмоционально напряжённый. За два-три дня до венчания, а в XIX веке после венчания, но до свадебного пира, в дом жениха привозили постель невесты - будущее брачное ложе, которое невеста (её подруга) стелила в клети.

Сама невеста хранила молчание

Утром в день венчания невеста сидела под образами, одетая к венцу, рядом со своими крёстными отцом и матерью. Родственники, односельчане, подходя по очереди, пили за здоровье невесты, клали деньги на блюдо, стоящее перед ней.

Всё это происходило под непрерывные причитания родственниц и подруг, в то время как сама невеста хранила молчание.

Вскоре приезжала партия жениха с дружкой (truzka) во главе. Дружка с кнутом или посохом заходил в дом, откуда выводил невесту после родительского благословения, укрытую особым большим платком - покрывалом невесты (kaal, suurratt), и свадебный поезд отправлялся в церковь.

В первых санях, которыми правил дружка, ехала невеста со своими крёстными родителями, во вторых санях сидел жених. Пока происходило венчание, сундук с приданым (vakaga) перевозили в дом жениха. Возвращались от венца молодые вместе с дружкой уже в одних санях. Когда выходили из саней, то первым всегда шёл дружка, чертя в воздухе кнутом или посохом охранительные знаки - кресты. Если венчались в воскресенье, то после благословения молодых родителями жениха сразу же начинался свадебный пир.

На свадебном пиру молодую одаривали гости. Молодая, в свою очередь, одаривала родственников жениха, что знаменовало её вступление в новый род.

После одаривания молодых провожали в клеть - на брачное ложе.

Утро следующего дня начиналось с ритуала бужения (от глагола «будить») молодых. Будили дружка или крёстный отец молодой.

Затем на молодую надевали женский головной убор линик. Это означало её переход в новую социально-возрастную группу и начало нового этапа свадьбы, который продолжался обычно от одного до трёх дней.

Молодая при этом вновь одаривала свекровь и других новых родственников. После этого молодых вели в баню. В XX веке ритуальная баня приобрела характер шуточного действа. С этого момента начинались весёлые свадебные игры с шутками и озорством. В дымную баню пытались затащить крестных родителей, гостей. На свадьбе появлялись ряженые: кузнец, желающий подковать невесту, и другие «маски». На третий день всей свадьбой ездили в дом родителей молодой.

После завершения свадебного гулянья, свекровь впервые выводит молодую по воду к ручью или колодцу. Здесь молодая опять одаривает платком или рукавицами источник, из которого она берёт воду. Затем её отводят в хлев, где молодая должна положить полотенце или рукавицы на корову - одарить духа, хозяина хлева.

Многие черты свадебной обрядности сету роднят её с карельской, ижорской, другие - с эстонской, латышской. Однако основные этапы имеют общий местный межэтнический вариант свадебной обрядности. И он типологически близок к русской (православной) северо-западной традиции.

Терпелив рыбак, он знает, что удачу надо ждать

Отвлечёмся от обыденной жизни и послушаем сказку, которая очень похожа на песню. Из сказки «Айво и одноглазая щука» мы узнаём много интересного про национальный характер сету.

Айво в челноке однажды вышел в озеро под утро и большой поставил невод. Стало солнце подниматься, словно в зеркало, смотреться в синеву воды озёрной. Айво невод поднимает - ни одной рыбешки нет, даже маленькой плотвички, даже юркого ерша. Вновь пускает невод Айво в глубину озёрных вод.

Терпелив рыбак, он знает, что удачу надо ждать... Поднялось повыше солнце, синеву зазолотило в небесах и на воде. Снова тащит невод Айво. Снова в неводе улова никакого нет совсем, легок невод, как вначале. Ни салаки в нём, ни щуки, ни тяжёлых судаков. Айво в третий раз бросает, терпеливый, смирный Айво, свой надёжный, крепкий невод в глубину — и снова ждёт. И уже над головою светится-сияет солнце, темя жарко напекло.

В третий раз перебирает Айво невод — ни рыбёшки. Не сверкает чешуя, серебром не отливает сеть смолёная его... И тогда озлился Айво, терпеливый, смирный Айво, на Хозяина Воды, на Озёрного Владыку. Плюнул в воду, рассердясь, кулаком по водной глади стукнул, брызги полетели. И в сердцах он закричал: «Ты зачем, владыка Пейпси, рыбу в невод не пускаешь и не даришь мне улов?!

Я не первый год рыбачу, мы давно с тобою дружим, и всегда ты мне удачу посылал из глубины. И всегда уловом крупным, судаком и щукой были сети у меня полны. Я ж тебе всегда подарки очень щедрые дарил: перед каждою рыбалкой хлеб, завёрнутый в берёсту, а бывало, даже яства по волне к тебе пускал. А на праздник непременно я всегда хмельного мёда выливал горшочек в воду, чтобы ты повеселился... Чем тебе не угодил я, и на что ты рассердился? Что ты хочешь от меня?!»

И от слов горячих Айво гладь озёрная вскипела, волны вдруг забушевали, небо чёрной пеленою вдруг покрылось, гром ударил, поднялась большая буря. И челнок долблёный Айво буря к берегу помчала и ударила о камень, о прибрежную скалу, и разбила сразу в щепки. А рыбак и сам, как щепка, от могучего удара полетел он над водою и упал с такою силой, что сознанье потерял он.

И, как мёртвый, пролежал он до заката. Но очнулся, встал и вспомнил, что случилось, огляделся, отряхнулся... Видит — озеро спокойно, а у ног его лежит на песке большая щука.

«Вот спасибо. Водяной! — закричал оживший Айво, — ты разбил челнок мой верный, но меня в живых оставил, да ещё и с этой щукой я теперь домой вернусь!»

Потянулся Айво к щуке, что лежала и хватала воздух ртом своим зубастым. Взял её — и в изумленье тут же выронил. Была эта щука — одноглазой! Да, всего одним лишь оком на него смотрела рыба...

«Что за диво?! — прошептал он — Я ещё ни разу в жизни одноглазых рыб не видел...» Только в тот же миг опять бедный Айво изумился: щука вдруг заговорила! С человеческою речью одноглазая рыбёха обратилась к рыбаку, пасть зубастую разинув: «Ты меня послушай, Айво! А послушав, на свободу отпусти, отдай воде... Я — посланница владыки, что водой озёрной правит, озером Чудским владеет.

Он велел тебе сказать: слишком, Айво, ты зазнался, что в деревне и в округе ты удачливее всех в мастерстве рыболовецком, что всегда твой невод полон рыбой самою отборной. Всем ты хвастаешься, Айво, что с владыкою озёрным вы давно друзьями стали. Вот он и решил проверить, друг ему ты или недруг. Мало ты подарков даришь в благодарность Водяному. Что там хлеб и мёд хмелящий! Нет, поди-ка докажи ты, что тебе для Водяного ничего не жаль на свете — подари ему жену!

До утра пусти ко дну свою жёнушку родную, распрекраснейшую Марью, мать твоих пяти детей. Водяной давно уж знает, что во всём краю озёрном нет ни женщины красивей, ни хозяйки домовитей. Так отдай же до рассвета Марью в жёны Водяному! Пусть она ему послужит... А иначе — не видать никакой тебе удачи. Он тебе не только рыбы никакой не пустит в невод — он тебя совсем утопит... Эта буря — лишь задаток, лишь урок тебе, рыбак! Вот и всё я рассказала, что велел мне Водяной. А теперь меня на волю отпусти, рыбак, скорей...»

Бросил Айво щуку в воду, сел на камень и заплакал он горючими слезами. Долго плакал Айво бедный, хоть не плакал никогда он даже в детской колыбели... Как не плакать, если Марью больше жизни он любил. Только знал он про свирепый нрав озёрного владыки, знал, что тот не только может одного его оставить без улова, но и всех рыбаков из сёл прибрежных, а не то и всех погубит! Стоит пальцем шевельнуть — буйною водой затопит все рыбачьи наши сёла. Дед рассказывал — бывало в старые века такое... Нет, не шутят с Водяным, и нельзя ему перечить… «Только как же мне без Марью? — горько думал бедный Айво. — Без неё мне и не жить...»

И домой приходит Айво.

Ждать его давно устали все домашние. И спят. Дети спят, и дремлет Марью... На руки её берёт он и, слезами обливаясь, к озеру её несёт. Там он сел в челнок соседа и во мраке предрассветном вышел в озеро, с собою рядом усадив жену и держал её покрепче, чтоб она не просыпалась. Вышел Айво к середине полноводного простора, бросил весла, встал над лодкой, поднял на руки жену, поднял Марью, чтобы бросить в голубую глубину...

В этот миг на самой дальней кромке озера Чудского первый луч сверкнул рассветный и лицо уснувшей Марью осветил он, озарил...

И опять увидел Айво, как она была красива! И вскричал он: «Нет, Хозяин, Царь Озёрный, Водяной! Эту дань ты не получишь, я отдам тебе другую. Верный друг тебе нужнее, чем жена. Рыбак умелый, тайны озера Чудского я тебя не хуже знаю и помощником надёжным буду я тебе навек. Не отдам тебе я Марью — пусть она живёт на свете меж людьми, а я с тобою вечно буду под водою. Получай же ты меня!».

И как только бедный Айво, положив на днище лодки спящую свою жену, распрямился, изготовясь прыгнуть камешком на дно, — рыба из воды взметнулась, белой чешуёй сверкая, словно молния живая! Одноглазую, чудную Айво щуку в ней узнал. И единственным сверкая глазом тёмно-золотым, щука вновь заговорила: «Отправляйся, Айво, с миром к своему родному дому, увози с собою Марью. Ты озёрному владыке доказал рыбачью верность. Он тебе отныне верит. Знает он, что ты и жизни для него не пожалеешь... Так живи же долгий век!»

И ушла обратно в воду... И причалил Айво вскоре к мысу, к берегу родному. И тогда проснулась Марью и сказала в удивленье: «Ты зачем меня принёс к озеру, в челнок соседский усадил? Ведь свой — хороший, вот он, твой челнок надёжный, доверху забитый рыбой, новый невод рядом с ним!..»

И жене ответил Айво: «Не хотел тебя будить я и сюда принёс, чтоб снова мы, как в годы молодые, вместе встретили зарю!»

Жизнь, запечатлённая в песне

Красивая сказка, её действительно надо петь, а не рассказывать. Что же касается сетуского фольклора в целом, то до наших дней сохранилось богатейшее, поразительное по красоте и разнообразию народно-поэтическое творчество сету: песни, музыка, танцы, сказки, предания, пословицы, загадки, игры. Все календарные и семейные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сету запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком и образом.

Первооткрывателем сетуского фольклора был Фридрих Рейнхольд Крейцвальд, но крупнейшим собирателем и специалистом в области поэтического творчества сету является Якоб Хурт. Знаток сетуской культуры, он хотел издать «Книгу о сету», но, к сожалению, не сумел реализовать задуманное. Свет увидели только три тома «Песен сету» (1975 текстов песен), изданные в 1904 - 1907 годах Финским литературным обществом.

По наблюдениям Якоба Хурта, у сету была своя классификация песен. Они разделяли их на три группы:

1) старинные (wana laulu), «унаследованные с древних времен», песни сказочного, легендарного или мифологического, а также нравоучительного содержания, т.е. лиро-эпические; 2) очередные или порядковые (korra laulu) - все песни, которые переходят из поколения в поколение и повторяются из года в год, из жизни в жизнь, то есть трудовые, обрядовые, игровые; 3) суетные песни, то есть импровизации (tsorts laulu) - песни между прочим, в том числе и непристойные. Все они, будучи выражением душевного настроения, забываются столь же быстро, как они и возникают.

Хранительницами песенно-поэтических традиций сету в XIX веке были женщины, лучших из них, владеющих даром импровизации, в Сетумаа называли Матерями Песни. Игра же на музыкальных инструментах считалась исключительно мужским делом.

Как и у всех прибалтийско-финских народов, древнейшим и наиболее чтимым музыкальным инструментом у сету был каннель.

Каннель сделал Творец из можжевельника

По легенде, каннель сделал Бог из можжевельника. А все остальные музыкальные инструменты (дудку, флейту, свирель, рожок, скрипку, гармонь) изобрел для соблазна людей дьявол.

Сету верили, что заключенная в каннеле чудесная сила способна отогнать смерть. Во время Великого поста, когда всякий шум и веселье, даже озорство детей старше семи лет, запрещалось, игра на каннеле считалась богоугодным делом: каннель - прекрасный инструмент Иисуса (annel - illos Eessu pill).

В повествовательном фольклоре сету особо следует выделить сказку. Среди сету было много сказителей (сказительниц), обладающих умением развертывать фабулу. Здесь эстонские фольклористы записали самые длинные сказки. Характерно, что если сказка содержала стихотворные вставки, то сету действительно их напевали.

Предания не пользовались такой популярностью, как сказки, однако и их у сету сохранилось достаточно. Многие предания, зафиксированные этнографами XIX века, можно слышать и сегодня. Они почти не изменились. Например, предание о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень.

Большая часть сетуских преданий носит локальный характер и связана с местными священными камнями, каменными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря.

Среди последних есть и предание о печерском богатыре, именуемом Корнилой. В этой своеобразной сетуской Калевале (правильнее сету-выруской, так как «печерский богатырь» является также героем сказаний у выруских эстонцев), кроме ратных подвигов, в числе деяний богатыря - строителя стен Печерского монастыря, замечательная кончина или бессмертие.

Предание рассказывает, что богатырь после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, пришел в монастырь и улегся спать, предсказав, что не восстанет от смертного сна до тех пор, покуда не начнется распря столь великая, что кровь хлынет через построенные им монастырские стены.

Это сетуское предание о печерском богатыре сопоставимо с эстонским преданием о богатырях Калевипоэге и Суур-Тыле и русскими легендами о преподобном Корнилии и святителе Николае.

Последний тоже, по утверждениям сету, лежит в Тайлове - самом заповедном сетуском приходе XIX века - и восстанет в час последней битвы.

Тематика песен и повествований у сету та же, что и у других земледельческих народов Восточной Европы. Но именно в фольклоре сету наиболее последовательно отразились характерные черты их социально-конфессиональной общности: групповое сознание православных крестьян-общинников, не испытавших помещичьего произвола.

А что с пословицами? В сборнике Eesti murded («Эстонские диалекты», Tallinn, 2002) опубликовано несколько пословиц и загадок сету (спасибо Сергею Бычко за перевод). Без них фольклорный космос сету был бы неполным.

üä ’ tunnus äü, ’ ’ tunnus ’ikkust. Хорошего ребёнка узнают в люльке, злую собаку узнают щенком.

ä ä ’, õõ ä ä purug’. В своём глазу не видишь бревна, а в чужом глазу увидишь и крошку.

Inemine om kur’i ku kõtt om tühi, pin’i om kur’i ku kõtt om täüz’.

Человек зол, когда мешок пуст, собака зла, когда мешок полон.

Koolulõ olõ ei kohutt.

Мёртвому не страшно.

И парочка сетуских загадок из этой же книги.

Kolmõnulgalinõ ait kriit’ti täüz’ - tatrigu terä. Четырёхугольный амбар полон мела (гречишное зерно).

Hõbõhõnõ kepp’, kullane nupp’ - rüä kõr’z’. Серебряный посох, золотой набалдашник (ржаной колос).

А ведь и правда, ржаной колос очень похож на серебряный посох с золотым набалдашником.

Музей народности Сето

Народность Сето имеет древнюю прибалтийско-финскую этническую основу. Более пятисот лет они оседло проживали на юго-востоке Эстонии и на землях Псково-Печерского монастыря. Землю свою они называли Сетомаа. Приняв православие, они молились с русскими в одних церквях, вместе отмечали церковные праздники, но это не мешало им хранить свои древние языческие традиции, почитать бога Пеко, приносить ему дары, верить в обереги. Сето вели натуральное хозяйство и жили обособленно. Музей расположен в сарае-амбаре на усадьбе сетусского крестьянина, где собраны фрагменты быта сето. Каждая вещь там напоминает о создателях и владельцах: домашняя утварь, предметы обихода, национальная одежда.

Оригинальность данного музея заключается в том, что он хранит память о конкретных людях и расположен в своей исконной исторической и природной среде. Побывав в музее, Вы познакомитесь с историей и бытом народности сето, Вас пригласят попить чая с травами и послушать удивительные песни сето; увидите ткацкий станок в действии (есть возможность и купить самотканые дорожки).

Первое упоминание о его представителях в исторических документах
относится к 1675 году. По одной из версий, они «осколок» древней чуди,
с которой встретились славяне, когда заселяли северо-запад Восточно-
Европейской равнины. Другая версия - они потомки эстов, бежавших
в Средние века от насильственной католизации… Их называют полувер-
цами за православную веру и мощный пласт языческих элементов, а
также язык, не понятный ни русскому, ни эстонцу, но до недавнего вре-
мени считали эстонцами. Единая религия с местным русским населением
позволила сето перенять у русских ряд элементов материальной культуры,
удачно вписав их в свою собственную, совершенно уникальную.
На сегодняшний день по данным Печорской районной общественной
организации «Этнокультурное общество народа сето» численность мало-
численного народа сето в Печорском районе составляет около 337 чело-
век, а максимальная численность сето за все время их существования -
свыше 20 тысяч.

Особенности культуры сето являются пря-
мым отражением культурной ситуации эстонско-
российского пограничья. Вместе с тем, сето
являются совершенно уникальным народом, со-
хранившим, в отличие от соседей (эстонцев и рус-
ских), много элементов традиционной культуры
вековой давности.
Языческая составляющая культуры сето нашла свое отражение пре-
жде всего, в одежде - на рубахах, на верхней суконной одежде ряпик
- традиционная красная кайма, оберегающая от злых духов, от сглаза.
Предметы одежды сето украшались отличительным орнаментом. По
женской линии у сето передается семейное богатство - серебряные
украшения. Фибулу (большая брошка 29 см. диаметром), что носят на
груди замужние женщины, мать потом передаст самой юной матери в
роду - дочери или невестке. Фибула у женщин закрывает грудь. Се-
ребряные цепи ударяют по брошке, звенят, отгоняя злых духов.
Интересный сетоский обряд в ночь на Рождество: мать кладёт под
подушку дочерям серебряные украшения, а с утра, когда все просыпа-
ются, она кладет фибулу в таз, наполняет водой, и дочери умываются.
В этот день девочкам до вечера запрещалось выходить из дома и идти
в гости к подружкам. Традиционно в этот день первым в дом должен
был войти мужчина - как Бог, а если вошла женщина, то могла при-
нести несчастье…

Существует и чисто мужская традиция. На Покров мужчины всегда от-
мечали сбор урожая, и у них был идол бога Пеко. Мужчины собирались
вечером, брали с собой шпик, яйца, традиционный самогон на хлебе,
вместе молились, чтобы хватило урожая и на еду, и чтобы посеять на
следующий год. Далее идола бога Пеко передавали мужчине, у кото-
рого оказался самый скудный урожай - идола помещали в амбар, и он
должен был принести удачу.
На праздниках гости сначала собирались в домах, трапезничали, потом
собирали всё со стола и шли на улицу, куда выходили со всех домов.
И гордился тот, у кого было больше гостей.
Одной из отличительных характеристик быта сето являются домотканые
шерстяные полотенца, которыми украшали только иконы. В сетоском доме
у окна стоял ткацкий станок, на котором ткали все - от тончайших зана-
весок до толстых половиков. Огромные деревянные сундуки были запол-
нены домашней одеждой, а, выходя замуж, невеста брала с собой специ-
альный свадебный сундучок.
До наших дней дожило богатейшее, поразительное по красоте и раз-
нообразию народнопоэтическое творчество сето: песни, музыка, танцы,
сказки, предания, пословицы, загадки, игры. Все календарные и семей-
ные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сето
запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком
и образом.