Матерь божья: обзор Horizon Zero Dawn. Рецензия на Horizon Zero Dawn

23.09.2019

Дата публикации: 22.02.2014 13:33:31

Одним из самых популярных жанров в девяностые года прошлого века, бесспорно, были пошаговые стратегии. Все эти «герои», «цивилизации» и «повелители Орионов» крепко держали в кулаке сердца и души игроков, которых сегодня политкорректно называют «опытными ветеранами», а за глаза «унылыми старперами».

Так что, в целом, совершенно неудивительно и даже закономерно, что многочисленные современные компании нет-нет, да и в очередной раз попытаются воспроизвести формулу успеха, пытаясь в наш век жанра «press X to win» заявить о себе сложной и комплексной игрой. Получается, прямо скажем, не всегда и не у всех.

Вдоволь наигравшись в прошлогодний – пользуясь случаем, передаем «превед» Кулрати – горячие канадские парни из решили, что eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate, это именно то, что нужно современному игроку. Вот как-то так и родилась пошаговая космическая стратегия . Логин, будь добр, подай-ка мне спирту скальпель – начинаем вскрытие!

Жестокая Галактика

Приятной отличительной особенностью от других игр жанра является наличие в ней полноценной сюжетной кампанииединственной возможности поиграть за людей. Все начинается с того, что зонд проекта «Вояджер», пролетая мимо Плутона, натыкается на огромный корабль древней цивилизации. Древняя цивилизация, как оказалось, отлично владеет английским, поэтому сразу же вываливает в центр управления полетами длинную и не шибко оригинальную «телегу» о том, что, дескать, когда-то их создала еще более древняя цивилизация, а потом она куда-то задевалась, а мы вот решили сами посоздавать зеленых человечков, бла-бла-бла, в общем теперь галактика в опасности! Поэтому давайте-ка, людишки, быстро стройте флот и начинайте «исследовать, расширять, эксплуатировать и уничтожать»!

Разработчики составили весьма пестрый букет из самых невообразимых рас – к сожалению, отличия их незначительны. Помимо одиночной кампании, набитой всеми стандартными поворотами, включая поиск новых союзников, войны и исследования, в игре присутствует свободный режим: настраивайте галактику по вкусу, выбирайте одну из нечеловеческих рас – вне кампании за людей поиграть не удастся – и стройте очередную космическую империю. Впрочем, несмотря на отсутствие в большой политике людей, в нашем распоряжении есть весьма пестрый букет из всевозможных космических рас. Существа чистой энергии, народ разумных камней, раса мозговых слизней или кибернетических космических угрей (нет, серьезно) – выбор стандартно богат.

К сожалению, ничего принципиально нового вы среди расового набора не найдете. Разработчики не шибко заморачивались с оригинальностью и наделили обитателей галактики стандартными для жанра достоинствами и недостатками. Одни быстро развивают науку, но плохо сражаются, у других дешевые войска, но никакущая наука. Третьи могут легко колонизировать любую планету, четвертые зарабатывают больше всего денег от налогов. В общем, все обыденно до зевоты.


Последний рубеж

Не менее обыденно выглядит и сам игровой процесс – строим скаутов и отправляем их к ближайшим звездам, изучаем планеты в звездных системах, колонизируем наиболее приглянувшиеся, стараясь прихватить побольше. Рано или поздно нам повстречаются братья по разуму, с которыми можно наладить взаимовыгодное сотрудничество или объявить войну на полное уничтожение. Дипломатическая модель в игре довольно стандартна – мир, союз, война, альянс против третьей стороны, вот, пожалуй, и все нехитрые манипуляции, которые можно проворачивать с ее помощью.

Разработчики довольно оригинально подошли к развитию науки. В зависимости от расы игрок получает разные стартовые наборы научных исследований. При этом выбрав какую-то старшую расу, вы получите весьма солидную фору. Баланс в игре достигается тем, что для строительства какого-нибудь сверхмощного крейсера требуется мощная производственная база, которую нужно сначала развить на своей планете, так что в целом бонус к науке не превращает вас в повелителя галактики. Изначально существует шесть ветвей науки, в каждой из которых находится разное количество одновременно исследуемых проектов. При желании можно заставить ученых из каждой отрасли концентрироваться на отдельных проектах. На определенном этапе, если как следует развить свой потенциал, можно не ставить фокуса на том или ином проекте, чтобы одновременно развивалась сразу вся отрасль.

Местный редактор космических кораблей не вызывает желания закрыть его и никогда больше не открывать. Наконец, традиционно для игр жанра, в Horizon присутствует и возможность самостоятельно поковыряться в дизайне своего космического корабля. В отличие от заумного дизайнерского окна из StarDrive , для освоения которого требовалась ученая степень и опыт работы в NASA, прежде чем у вас получится создать нечто жизнеспособное, местный редактор кораблей выглядит очень компромиссно. Изначально у нас есть готовый проект, на основании которого можно разрабатывать новые корабли – можно просто обновить пушки и щиты, а можно полностью поменять комплектацию, напихав в крейсер абордажных команд, ядерных ракет и протонных орудий. Одним словом, и поэкспериментировать есть где, и голова над дизайном не болит.


Сирены Титана

Незначительные отступления от стандартов жанра заключаются в развитии планеты. В Horizon мы не строим отдельные здания и не задаем абстрактную специализацию планеты. Разработчики приняли соломоново решение, позволив нам задавать темп развития научной, сельскохозяйственной, промышленной, развлекательной, финансовой и военной инфраструктуры. Кроме того, у нас есть окошко орбиты, на которой можно строить системы обороны и верфи для строительства крупных космических кораблей. С одной стороны с колонией приходится повозиться, с другой – возня не утомляет.

Космические сражения стали масштабнее и перестали напоминать локальные разборки. Наконец, когда дело доходит до боя – весьма паршиво реализованного, к слову, но об этом ниже – игрок с удивлением узнает, что в сражении могут принимать участие все флоты, расположенные в солнечной системе. Сначала в битву вступает наша ударная группа, а впоследствии к сражению может присоединиться и болтающаяся на орбите одной из планет армада, и исследовательские скауты, и даже системы планетарной обороны, если, конечно, удастся заманить врага в их радиус действия. Одним словом, космическое сражение перестало быть локальной разборкой и превратилось в настоящую битву.

К сожалению, сами сражения реализованы довольно посредственно. В пошаговом режиме нам предлагают перемещать по клеточкам каждый корабль по отдельности и лично стрелять лазерами, ракетами, а также запускать абордажные команды. Это вполне терпимо, когда ваш флот состоит из десяти кораблей, но совершенно невыносимо, когда сражение разворачивается между армадами из трех тысяч крейсеров. При этом одному из флотов помогают подкрепления с орбит четырех планет. Добавьте к этому планетарные сражения, реализованные тем же образом, и вы поймете, что теперь эта идея не кажется такой уж заманчивой. Спасти ситуацию могли бы сражения в реальном времени с управляемой паузой, но, увы, разработчики решили, что пошаговый перебор каждого корабля огромной флотилии – куда более интересная идея.


Казнить нельзя помиловать

Может показаться, что перед нами чуть ли не идеальный проект, но, увы, детище L3O Interactive очень далеко от совершенства. Во-первых, старательно копируя знакомую схему, они не привнесли в нее ничего нового и интересного. Все, что есть в Horizon, мы уже видели, например, в том же StarDrive , где это реализовано более качественно. Кампания представляет собой набор унылейших задач, призванных, скорее, научить игрока пользоваться местным неудобоваримым интерфейсом, чем увлечь его интересной историей. Из-за бестолковой дипломатии игровой процесс довольно быстро скатывается в унылое «перекрашивание» карты.

Наконец, посредственность искусственного интеллекта разработчики компенсировали тем, что он постоянно работает в режиме бога. Например, технологии компьютер развивает на равных с человеком. Однако в игре регулярно случаются ситуации, когда вы, с трудом разгромив последний флот AI, начинаете штурм его столичной планеты, а на следующем ходу возле нее из ниоткуда появляется гигантская армада, легко превращающая ваши кораблики в космический мусор. Кроме того, у компьютерного игрока есть бесконечные деньги, возможность мгновенно модернизировать любой корабль и за один ход создавать корабли, требующие минимум 20-30 ходов на создание.

Наконец, играть в Horizon откровенно скучно. В ней неудобный интерфейс, вынуждающий нас клацать по кнопкам и открывать по пять окон ради самой тривиальной задачи, в ней откровенно убогая графика – даже скромный StarDrive выглядит в разы симпатичнее. Наконец, в игре просто нет ничего нового. Все это мы уже видели десятки раз, и нет причины, по которой мы должны играть именно в эту игру, а не в любую другую космическую стратегию.

– это весьма неплохое, хоть и не феноменальное подражание , старательно перенесенное на страшненький движок. Игру трудно записать в полный отстой, но назвать хитом проект с убогой картинкой, топорной механикой, скучным игровым процессом и жульничающим AI, не получается при всем желании. Если вы фанат жанра 4Х – сыграйте для общего ознакомления. Однако начинать вторую партию вам вряд ли захочется.

Компромиссная система дизайна кораблей Интересная система научного прогресса В боях принимают участие все окрестные флоты

Неудачное обучение Неудобный интерфейс Глуповатый, активно жульничающий искусственный интеллект Ни единого интересного нововведения

Оценка игре: 3.3 /5

Вам также может быть интересно

На зарубежном портале IGN был опубликован новый трейлер файтинга Mortal Kombat 11, объявляющий о появлении Джонни Кейджа в списке бойцов. В ролике, как полагается, кроме различных приемов и комбо-ударов представлено Фаталити героя... Украинская студия 4A Games выпустила третью часть Metro, созданную по мотивам произведений писателя Глуховского. Поклонников творчества писателя наверняка не придется долго убеждать в необходимости купить новую игру, а вот те, кто книги фантаста не жалуют, наверняка еще размышляют о целесообразности...

Horizon Zero Dawn - пора вернуть Землю себе.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Порой жалеешь, что устройство для стирания памяти существует только в фильме «Люди в черном» . Потому что, когда во вступительном ролике Horizon Zero Dawn перед одетым в шкуры воином опускается, сотрясая землю, гигантская нога длинношея, в голове невольно проносится мысль: «Вот было бы здорово, если бы я только сейчас, именно так узнал об этом мире!»

Именно поэтому в рецензии о некоторых моментах мы расскажем вскользь, а то и вовсе ничего не скажем. Исключительно чтобы лишние знания не испортили восторг от личного знакомства и открытий.

Студия Guerrilla Games представила новый трейлер Horizon: Zero Dawn. В ролике разработчики уделили внимание Элой, главной героине игры.

Кодзима разбирается

Когда голландская студия Guerrilla Games объявила, что следующей ее игрой будет не коридорный шутер, а боевик в открытом мире, трудно было удержаться от скептических высказываний. Открытый мир в последнее время стал чуть ли не обязательным пунктом в программе: так, открытый мир есть? Нет? Расходимся. Но сколько из миров последних лет по-настоящему живые?

Историю Элой мы узнаем с ее начала. Почти с самого начала.

Не удивительно, что Элой сильная и ловкая. Она всю жизнь тренировалась.

А вот заявленный сеттинг подкупал. Образ того самого воина, что с луком и копьем выходит против громадных машин, развернулся в один из вариантов мрачного будущего человечества. Люди в своем прогрессе потерпели крах, да настолько мощный, что это отбросило их обратно к первобытнообщинному строю. Живут они в скромных поселениях, занимаются собирательством и охотой. И лишь самые доблестные и умелые не боятся выйти против роботов, которые теперь безраздельно правят планетой.

Первый серьезный противник, первая значимая победа. Потом-то с пилозубами мы будем расправляться без труда!

Голландские разработчики показывали великолепные скриншоты и записывали динамичные ролики, много и охотно говорили об игре и демонстрировали ее журналистам. Но один из последних гвоздей в мемориальную вывеску «Самая ожидаемая игра» вбил, вольно или невольно, Хидэо Кодзима. Движок Horizon: Zero Dawn он посчитал лучшим из многих представленных ему Sony и решил купить его для своей будущей игры Death Stranding . «Да-а, Кодзима разбирается!» — согласились скептики и присоединились к армии поверивших.

Позволим себе один крупный спойлер — верили в Horizon Zero Dawn не напрасно.

Электрическая лошадь быстро скачет и умеет драться. Из-за чего регулярно погибает, и приходится приручать новую.

Занесенные ветром

Прекрасный мир подкупал чуть ли не с первого взгляда. Бескрайние просторы, по которым бродят громадные механические звери, поросшие травой руины цивилизации, выжженные пустыни и заснеженные горы, мрачные пещеры и примитивные поселения. Но ролики никогда не передадут дух здешнего мира...

Кодзима был прав: здешний мир то и дело выдает такие виды, что хочется позвать соседей на показ слайдов. Куда бы мы ни сунулись, ни разу не удастся встретить экран загрузки. Деревья и трава выглядят как настоящие, день сменяется ночью, дождь снегом, и ни с чем не перепутаешь тень буревестника, что накрывает героиню — а значит, медлить нельзя.

В высокой траве пилозуб не видит Элой. А как только он подойдет поближе...

Мир не слишком богат на привычные по другим играм открытия. В Fallout 4 плюшевые мишки, скелеты и предметы домашней обстановки разыгрывают мизансцены о последних днях довоенного человечества, и на каждом шагу находятся крышки, хлам или даже что-то более ценное.

К Земле из Horizon Zero Dawn время оказалось более жестоко, да и прошло его в пять раз больше. Будет большой удачей, если в развалинах удастся откопать древний колокольчик (связку ключей), древнюю зубочистку (швейцарский нож) или древний браслет (наручные часы). А совсем уж удача — наткнуться на кружку с надписью на боку! За такие кружки торговец в Меридиане щедро наградит, а заодно расскажет свою теорию о их роли в доисторическом обществе. «Величественно!» — вздохнет он.

Сейчас этот зверь рухнет в пропасть, и придется спускаться за ним. Точнее, за запчастями.

Элой может заполучить почти настоящую силовую броню. Если сообразит, как открыть камеру.

Мир игры подкупает еще и тем, что он честный. Если между камнями видна щель или в заборе имеется дыра, то туда в абсолютном большинстве случаев можно пройти. Если гора выглядит доступной, то на нее можно взобраться. Особо сложные паркурные пассажи помечены желтыми метками, но «правильных и неправильных» путей здесь нет. Удалось протиснуться в дыру и застать врага врасплох? Мы победили. Нет? Ладно, можно и честно попробовать. Кстати, уткнуться в невидимую стену у нас даже на краю мира не получится, Элой просто заявит, что дальше ей делать нечего.

А более всего впечатляет то, когда после нескольких часов игры открываешь карту и видишь, что до сих пор не выбрался из крошечного закоулка, пятачка в самом углу мира.

Ручной рыскарь не только поможет в бою, но и фонариком поработает.

Некоторые из зараженных зон приходится зачищать, потому что они торчат прямо на дороге к важному месту.

Без роду и племени

По-настоящему открытый мир мы увидим нескоро. Чтобы нашу героиню выпустили за ворота, ей и нам придется многое пережить.

Если с самого анонса мир игры покорял, подкупал и дразнил новизной, то рыжеволосая девушка мало кого сумела заинтересовать с первого взгляда. Она по всем статьям проигрывала типичным компьютерным героиням. Некрасивая, какая-то неуклюжая, на голове пакля, на ногах нечто несуразное, да и вообще недоразумение рыжее.

Визор покажет все важные точки и слабые места машины. Дальше уже дело техники.

Один из приемов скрытности: схватить врага и стянуть его с обрыва.

Guerrilla Games изрядно схитрили. Чтобы мы могли понять Элой, нас знакомят с ней с раннего детства. С младенчества. На наших глазах она растет. И маленькая Элой вышла настолько страшненькой, таким гадким утенком, что, привыкнув к ней, выросшую Элой мы мгновенно воспринимаем как «ну, совсем другое дело» !

Хотя она, конечно, не красавица. Не яростная воительница, грациозная и сексуальная, не героиня с сияющим бюстом. Элой — изгой, за всю свою жизнь она ни разу полноценно не поговорила ни с одним человеком, кроме своего опекуна, защитника, наставника и друга Раста. Матери прятали от нее детей, мальчишки швыряли в нее камни, а взрослые мужчины громко начинали молиться Великой Матери, если Элой пыталась с ними заговорить.

Девочка начала учиться воинскому мастерству, чтобы получить шанс вернуться в племя. И такой шанс у нее появляется. Но после стольких лет изгнания и унижений готова ли она простить людей, швырявших в нее булыжниками, принять их как свою семью и защищать их?

Сейчас мы узнаем немного больше о близлежащем мире.

В сюжетной линии игры нет развилок, у всех тайн одна разгадка, и все события неуклонно текут к единственному финалу. Но в диалогах встречаются вариации. Элой может попытаться схитрить, пригрозить собеседнику или открыть ему душу. Она может решить, жить кому-то из недавних знакомцев или умереть. Некоторые из этих решений чуток влияют на дальнейшие события, но основная их цель — дать самому себе понять: какая она, Элой? Как она будет действовать, из изгоя превратившись в надежду своего — и не только своего — племени?

Копье на микрочипах

А так-то Элой — вовсе не супергероиня. Да, она ловко скачет по скалам, бегает по канатам и метко стреляет из лука, если мы поможем ей прицелиться. Но основные силы ей, как и Бэтмену, дает техника.

В обзорной точке можно увидеть кусочек мира таким, каким он был тысячу лет назад.

Найденный в древних руинах визор открывает Элой то, что не доступно другим. Например, она видит уязвимые места машин, их сильные и слабые стороны, может вычислить маршрут движения «зверя» и даже высмотреть, какими запчастями реально разжиться с тушки. С его помощью Элой считывает информацию со старинных аппаратов, читает дневники давно умерших людей. А «в поле» визор действует как ведьмачье зрение Геральта. На этом построен ряд квестов-расследований: Элой ищет улики, засекает следы и идет по ним.

Повзрослев, героиня обзаводится еще одним артефактом: привязав его к копью, она обращает его против программного обеспечения: теперь она умеет вскрывать электронные замки и перехватывать управление машинами и механизмами. Именно копье на микрочипах обеспечивает Элой ездовыми роботами и «добровольными» помощниками.

Не все живут в хибарах. Племя карха сумело возвести вполне средневековый город. И даже правит ими не совет матриархов, а Король-Солнце.

Такое богатство возможностей может показаться чрезмерно мощным подспорьем. Но на деле технологическое превосходство лишь чуть-чуть увеличивает шансы Элой на победу, так же как бесконечный запас выносливости для уклонений и кувырков лишь повышает шансы выжить. Ведь ее противники — бронированные машины, вооруженные огнеметами, лазерами, бомбами и резаками, и один их легкий подскок опрокидывает девушку наземь. Они неутомимы и смертоносны, они замечают любое движение и никогда не промахиваются.

А что Элой? А у Элой опять проблемы: кончились стрелы, надо идти за припасами.

Иногда удается пострелять из древнего оружия, сбитого с машины. Пока боеприпасы не кончатся.

Раст учил свою подопечную жить ради племени. Но сумеет ли она?

Белую березку заломаю

В чистом поле растут травки: часть из них идет на лечебные, защитные и усиливающие зелья, часть можно лопать прямо так, для поправки здоровья. По лесам скачут кролики, лисы, кабаны и топают вперевалку индюки. В реках и озерах лениво плавают лососи. И все они обречены.

Чтобы справляться с машинами, нужны стрелы, бомбы, ловушки, зелья, мины-растяжки, канаты для привязывания противника к месту. Покупать у торговцев? Никаких осколков не хватит! Все делаем вручную: наломали березок, нарвали травы, нарубили на мясо лис и кроликов, и вперед. Даже чтобы быстро переместиться к открытому костру, потребуется сверток припасов.

Наверху засели снайперы, внизу бродят зараженные звери. Открытый штурм — плохая идея.

На бывшей улице бывшего города ржавеет и обрастает мхом бывший танк.

Но и этим дело не ограничивается. С десятком стрел и парой бомб много не навоюешь, надо перешивать старые сумки, а потом еще и еще их расширять. А тут подвох: стрелы для каждого вида лука складываются в собственный колчан, зелья и бомбы лежат по отдельным мешочкам, а канаты не перепутываются с проволокой для растяжек. Целый набор сумок потребует солидного количества шкур, костей, дерева и, конечно же, металлических осколков. Без них вообще никуда, они здесь вместо денег.

Некоторые персонажи не так просты, как кажутся. И действуют не всегда так, как мы ожидаем.

Простые стрелы делаются из того, что под рукой. Как только у Элой появляются огненные стрелы, взрывные ловушки и электрические бомбы, в рецептах боеприпасов возникают редкие компоненты. Добываются они с машин. И не просто извлекаются из обломков — их нужно сбивать прицельным выстрелом, прежде отыскав через визор место, где они расположены.

Чем больше знаний получает Элой, тем больше видов машин способна подчинить.

Даже когда Элой подрастет, приоденется, вооружится и сможет убивать назойливых рыскунов одним ударом копья, она то и дело будет сворачивать с дороги, чтобы распотрошить кролика или нарвать травы. О постоянной нужде в припасах говорит то, что обычные машины возвращаются туда, откуда мы их выбили часом раньше. Да, старательно зачистить территорию, а потом бегать по ней ничего не страшась, тут не выйдет.

Боевая бухгалтерия

Когда Элой наловит достаточно кроликов и сварганит себе самый большой мешок, на ее колесе оружия будет двадцать ячеек. Это не совсем оружие, это разные типы боеприпасов: три вида стрел для каждого из трех видов луков, три вида бомб для пращи, три вида растяжек для нитемета. Мины-ловушки мы тут не считаем, они в отдельном меню. Да, расчет дается при условии, что все оружие — редкое, фиолетовое, такое сразу после выхода на большую дорогу не заполучить. Но представить себе циферблат из двадцати ячеек, в котором мы подбираем нужные боеприпасы, в то время как машина мчится к Элой со всех ног, очень полезно для понимания боевой тактики. Вернее, тактик.

Ничто так не радует воина, как изобилие ресурсов для сбора!

А они разные для каждого вида машин. Уложить одним метким выстрелом реально разве что слабого рыскуна, а усиленным с помощью навыков копьем можно завалить скромного падальщика. От всех остальных придется бегать, на ходу швыряя бомбы, ставя ловушки и переключаясь между разными видами стрел: одними пробиваем броню, другими сбиваем компоненты, огнем гасим заразу, льдом глушим огнеметы и постоянно уходим из-под удара: в ближнем бою у Элой мало шансов, даже если она оденется в броню с металлическими накладками. Сплошное веселье.

Крепость буквально напичкана стражниками. И все они прибегут, стоит потревожить одного.

По сравнению с машинами, люди туповаты, неуклюжи, медлительны и близоруки. Интеллект для них кроили из лоскутов, оставшихся от машинного разума. Но качественные недостатки они компенсируют количественным превосходством: стоит тронуть одного, как на шум сбежится добрый десяток. Поэтому лагеря разбойников и защищенные крепости превращаются в площадку для стелс-миссии. Хитмен из Элой получается неплохой, если вдобавок не поскупиться на ветку скрытных навыков и приодеться в маскировочный наряд.

Бои не наскучивают, ведь на каждом новом этапе появляются новые противники, в большинстве случаев сильнее прежних. А старые знакомые постепенно теряют силу, в сравнении с крепнущей Элой: на них и стрелы можно не тратить, забьем копьем или гремучником.

А в перерыве между боями можно любоваться красотой мира!

От изгоя к искателю

Сюжетная кампания уступает по увлекательности и глубине лучшим историям из третьего «Ведьмака» . Но у CD Projekt Red был солидный литературный фундамент. Не вдаваясь в подробности, скажем так: основные квесты хорошо проработаны, снабжены красивыми роликами и таят в себе много неожиданных поворотов и открытий. Мы всегда понимаем, что должны делать и зачем. И в основном действительно согласны, что надо пойти туда, куда посылают.

Еще на стадии анонса «Horizon: Zero Dawn» казалась мне темной лошадкой.
Об игре было крайне мало информации – мы знали, что это будет Action RPG в открытом мире, где основными противниками выступают механизированные существа, а действие происходит в мире будущего, в котором люди в своем существовании «откатились» до первобытного общества, сохранив при этом некоторые технологии предшествующего времени.

К тому же, к разработчикам из «Guerrilla Games» у меня всегда было разностороннее отношение, ибо их игры всегда были красивыми, но пустыми, после прохождения которых в памяти по большей части ничего не откладывалось, однако это всего лишь мое субъективное мнение.

Возникало опасение того, что вся игра скатится к бездумным сражениям с машинами и беготней по красивому, но скупому на детали и задания открытому миру, без наличия приличного сюжета и дальнейшего стимула находится в этом мире.

Так ли все на самом деле? Это нам и предстоит выяснить, подробно разобрав каждый аспект в отдельности.

1. Сюжет и персонажи.

В глаза сразу бросаются персонажи, чьи характеры и мотивы раскрыты однобоко и в некоторых местах даже посредственно. Из всей плеяды можно выделить разве что саму Элой , ее наставника Раста , выполняющего роль заботливого опекуна и Сайленса – таинственного спутника главной героини, ибо его персона порождает множество вопросов: Кто он? Зачем здесь? Каковы его мотивы? Опасен ли он?

Другие персонажи по своей сути ничем не примечательны. Доблестные войны, вспыльчивый командир армии Эренд , молодой король Авад , пытающийся исправить ошибки своего отца, шаблонный злодей и все в таком духе.

Очень раздражало всеобщее восхищение главной героиней. Она избранная, особенная, лучшая, самая красивая и добрая. В современных реалиях индустрии искусства, таких как литература, кинематограф и видеоигры, действуют немного иные постулаты. Важно раскрыть персонажа с различных перспектив, показав темную и светлую стороны – это усиливает эмоциональную связь между игроком и персонажем, но если мы имеем всего лишь одну сторону, то нам по сути не с чем сравнивать.

Избранность давно уже не является критерием для определения характера протагонистов. Есть ряд исключений, в которых, на первый взгляд обыденный прием, трансформируется в нечто большее, глубокое и интересное, как пример – «The Last Of Us» , но там вся соль кроется именно в продуманной работе над персонажами, помещенными во вполне стандартную сюжетную канву.

Парадоксально, но имея в распоряжении героев, «раскрытых» подобным образом, сценаристы умудряются создать неплохую интригу, которая поддерживается на протяжении всех сюжетных миссий. Достигается этот эффект за счет атмосферы таинственности, синтезируемую при помощи внешнего окружения и антуража в целом. В таком случае персонажам отводишь далеко не все свое внимание.

Мы бродим по руинам минувшей цивилизации, проникаем в старые комплексы предтеч, исследуем секретные базы, находим разнообразные записи, аудиофайлы, голографические инсталляции, одновременно дополняющие картину и вызывающие все новые и новые вопросы. Данные файлы проработаны достаточно скрупулезно и со знанием дела – их действительно интересно изучать и погружаться в этот мир еще сильнее (да прием довольно-таки избитый, но если это сделано на уровне, то почему нет). Плюс интрига сохраняется до самого конца. Это является признаком добротной драматургии, которую от авторов «Killzone» , если честно – не особо-то и ждешь.

Сам по себе мир игры довольно-таки интересен. Различные культы, религиозный подтекст, личная философия каждого племени – все это сделано на уровне. В населенных пунктах кипит жизнь: люди что-то обсуждают, кругом происходят разного рода события. Ощущение «кукольности» происходящего не возникает.

Побочные квесты оставляют желать лучшего, в плане разнообразия и эмоций, которые они способны вызвать. Все скатывается к банальному «Подай-принеси» , зачастую без дальнейшего развития и преобразования этих квестов в нечто большее, способное двигать сюжет дальше. Попахивает проектами категории B, но, положа руку на сердце, можно сказать, что большинство игр в открытом мире имеют за собой подобный «грешок» .

Стоит отметить еще два вида миссий: «Котлы» и «Охотничьи угодья» .

Первые представляют из себя пещеры на современный лад, с лутом, небольшими головоломками и врагами, в конце каждого котла нас ждет битва с одним из механических существ, из которого выпадают особые ресурсы и прокачка для копья (о нем я упомяну позднее). Всего в игре четыре котла, отличаются они мало чем, но пройти их определенно стоит, ради прокачки и пополнения ресурсов.

С охотничьими угодьями дела обстоят намного лучше. Это ряд различных по уровню сложности испытаний для Элой, интересных, требующих определенной сноровки и терпения.
Помимо этого, в наличии имеются миссий по собирательству тех или иных предметов, захват лагерей бандитов, но на сюжет основательно они не влияют.

Все-таки сюжетные миссии – лучшее, что данная игра может предложить в плане повествования.

2. Игровой процесс.

Как говорилось выше – игра представляет из себя Action RPG в открытом мире. Вот тут и раскрывается вся соль «HZD» . Игровая механика действительно выстроена довольно-таки интересно. Пожалуй, это одна из немногих игр, в которой приходится пользоваться практически всем спектром приспособлений, предоставленным разработчиками.

Зерно механики строится на боях с различными механизированными существами, представляющими разную степень опасности для игрока. У каждого из противников есть несколько слабых мест. Куда стрелять и что ослабить – решает сам игрок. Кто-то уязвим к огню или заморозке, некоторые к электричеству и урону по броне. Зачастую, чтобы уничтожить противника, приходится комбинировать различные виды стрел и оружия в целом.

Для устранения роботов в арсенале Элой имеется несколько приспособлений, каждое из которых необходимо использовать в тех или иных ситуациях.

Три вида лука с различными стрелами, в числе которых электрические, огненные, замораживающие, отравляющие, стрелы сбивающие компоненты с врагов (особенно полезны, когда роботы имеют при себе пушки, которые можно отстрелить и забрать себе, для их устранения. Хорошо работает против крупных противников) и т.д.

Праща – аналог рогатки, имеющий в арсенале бомбы-липучки, взрывающиеся и замораживающие снаряды.

Копье – используется, как орудие ближнего боя.

Нитемет , с помощью которого Элой способна расставлять разные ловушки, представляющие из себя растяжку.

Канатомет – действует на манер гарпуна, помогая Элой сковывать противника на небольшой промежуток времени.

Гремучник - своеобразный самострел. Эффективен на ближних дистанциях

Кроме этого имеются мелкие ловушки в виде мин и т.п.

Однако главной вещью в коллекции Элой является визор, доставшийся ей при определенных обстоятельствах. Выступает он в роде сканера всего и вся. С его помощью можно получить информацию о слабом месте противника, то, какого рода снаряды нужны для его уничтожения, отследить траекторию его передвижения (очень полезная фишка), вне сражений он применяется для сканирования предметов и файлов, для последующего их изучения.

На уровнях сложности выше среднего, враги представляют повышенную опасность (советую играть на высоком), конечно слишком высокопарно утверждать, что прослеживается параллель с серией «Dark Souls» , но порой противники могут доставить вам серьезные неприятности, даже если с одним индивидом проблем чаще всего не возникает (опять же – зависит от того, на кого вы нарветесь), то двое и более заставят вас потрудиться.

Особенность экосистемы заключается в том, что порой роботы взаимодействуют между собой без вашего прямого участия, нападая друг на друга и деля территории, что добавляет живости миру. Всего в реалиях «Horizon: Zero Dawn » обитает двадцать пять видов машин.



Очень интересно выглядит механика со взломом монстров при помощи копья (именно для этого нужно посещать котлы, о них я говорил выше, т.к. с каждым новым котлом увеличивается список животных, которых Элой способна взять под свой контроль). Применяется это как в бою, так и в виде способа перемещения. На поле боя союзная машина способна уравнять силы с превосходящим противником, а также послужить в виде транспортного средства.

Боевая система в сражениях с людьми банальна и скучна до безобразия. Есть два типа врагов: обычные и в броне, чаще всего с усиленным оружием в руках. Благо основными противниками выступают все же роботы.

Помимо Action составляющей у нас в наличии имеется еще и RPG критерий, с которым все неоднозначно.

Основная проблема состоит в том, что прокачка персонажа лишена глубины, помимо развития ветки навыков уровни больше нигде не задействуются. Кроме того, все навыки можно прокачать за одно прохождения и задействованы они будут все и разом. Это немного рушит баланс, т.к. в большинстве игр данного жанра можно выбрать определенный навык, жертвуя другим.

Существует система модификаций для улучшения характеристик оружия и обмундирования – тут все стандартно. Крафт боеприпасов, вещей и торговля тоже на месте.

Качество «шмоток» условно делится на три категории: простые (зеленые) , улучшенные (синие) , редкие (фиолетовые) . Отличаются они между собой незначительно, лишь количеством ячеек для модификаций и небольшим улучшением характеристик относительно друг друга.

Обмундирование и одежда главной героини не имеет привязки к уровню, т.е. – все вещи доступны вам сразу, вопрос только в том, хватит ли у вас ресурсов на их приобретение. На мой взгляд – это огромное упущение, лишающее игрока определенного стимула.

Диалоги, в большинстве своем, практически ни на что не влияют. Тут вы не найдете многообразие концовок, а сюжет от вашего выбора в той или иной ситуации толком не изменится. Иными словами – проходя игру во второй раз, ничего нового вы для себя не откроете.

3. Графическая составляющая

Тут я постараюсь быть максимально краток. Игры«Guerrila» всегда выглядели очень красиво и «HZD» не стала исключением. Честно говоря, я не знаю при помощи каких тайных технологий они умудрились добиться такого качества картинки на обычной Playstation 4 , но видимо потенциал у движка «Decima» действительно есть, если даже сам Хидео Кодзима выбрал его основой для своей грядущей «Death Stranding» .

Откровенных проседаний FPS я не заметил – все работает плавно и четко. Мир красочен, порой доходит до почти идеального фотореализма. Любителям делать скриншоты, подолгу копаясь в фоторежиме, определенно будет чем здесь заняться.

Конкретно о версии для PS4 PRO ничего сказать не могу, так как в моем распоряжении обычная PS4 Slim , но судя по отзывам – существенных различий нет, разве что дальность прорисовки и более стабильная работа.

Стоит еще упомянуть лицевую анимацию, но после выхода «Mass Effect: Andromeda» , «HZD» кажется апогеем развития технологий игростроения.

4. Итог

Резюмируя в целом, важно помнить, что это лишь первый опыт студии в данном жанре с высокой конкурентностью, а если и учесть то, что до релиза «HZD» в портфолио разработчиков значились лишь три части шутера «на вечерок», то можно заключить, что это и вовсе большой прорыв.

Игра не лишена минусов, но и плюсов в ней достаточно. Идеальные проекты в наше время – крайняя редкость.

Я думаю, что«Guerrilla» определенно сделают выводы и последующие части будут лучше, ибо потенциал у вселенной есть и лично мне бы очень хотелось вернуться туда вновь.

Важные качества «HZD» – играбельность, желание докопаться до истины и вернуться в этот мир, получив эмоциональный всплеск.

Приступая к созданию Horizon Zero Dawn, разработчики из Guerrilla Games прекрасно осознавали, что входят на территорию прежде неизведанного жанра ролевых игр. Это был крайне рисковый шаг, учитывая тот факт, что ранее Guerrilla Games делала исключительно шутеры от первого лица. Именно поэтому Horizon Zero Dawn удивляет вдвойне - во всем чувствуется рука профессионалов.

Больше не наша Земля

Цивилизация в погоне за прогрессом практически изничтожила себя, вернув человечество к первобытному образу жизни. Население планеты разбилось на небольшие племена, пронизанные рудиментами политических систем; популяция живой фауны в страшном кризисе; главенство природой перешло в железные лапы машин, напоминающих одновременно и животных, и доисторических млекопитающих, и динозавров.

Человечество во вселенной Horizon Zero Dawn веками выживает среди враждебных роботов и опасается любых технологий. Поэтому племена живут в лачугах и небольших домиках, без электричества и интернета, в полном убеждении того, что любой технологический прогресс — зло в чистом виде. Оно и не удивительно, когда за углом разгуливает гигантский титановый Тираннозавр, а солнце затмевают стаи железных птеродактилей. Такой нестандартный и увлекательный сеттинг сконструировала Guerrilla Games для сонивского флагмана этого года.

Отважная огненно-рыжая девушка по имени Элой с самого детства являлась изгоем в родном племени Нора; её презирали сверстники и сторонились другие взрослые жители. Единственным другом и жизненным наставником для Элой является бородатый добряк-охотник Рост, который по неизвестным причинам тоже некогда был изгнан из племени. В течение всей сознательной молодости Элой обучалась у Роста навыкам выживания в опасном постапокалиптическом мире: скрытно передвигалась по местности, ловко взбиралась по самым опасным горам, атаковала и разбирала на части отбившееся от стада машины, а потом создавала из их обломков новые модификации для своего боевого лука.

Такой трудный жизненный путь девушка выбрала не спроста. Цель Элой: пройти посвящение в охотники Нора, чтобы заслужить уважение среди жителей и вернуться в общество племени. Однако во время проведения ритуала инициации на будущих охотников нападают неизвестные варвары. Участники в страхе прячутся за валунами, пока Элой с фантастическим умением вырезает всех недоброжелательных гостей одного за другим. Этим бесстрашным подвигом девушке удается доказать, что она достойна встать вровень с обществом Нора. Но на этом миссия Элой не завершена: девушка отправляется в большой мир, на поиски виновников этого бесчеловечного нападения. В итоге рыжую красавицу затягивает в цепь невероятных событий, в ходе которых все тайны мира (а точнее его падения) лежат перед ней, как на ладони.

Мир Механизированного периода

Вселенная Horizon Zero Dawn - уникальна. Игроку предстоит окунуться в открытый и красивый мир, наполненный самыми видными ландшафтами: тут вам и заснеженные горы, и тропические леса, и пустыни с каньонами. И лишь ветхие отголоски цивилизации сохранились в образе руин и ржавых конструкций; обломки эпохи Предтечи, как принято выражаться среди нового людского поколения. Игра базируется на движке Decima (его даже выкупил у Sony Кодзима для Death Stranding), который использовался в Killzone: Shadow Fall. Поэтому можно не сомневаться в ярких красках и блестящих световых эффектах, заливающих локации интерактивной постапокалиптической природы Horizon Zero Dawn - от игры невозможно оторвать взгляд. Виды завораживают настолько, что палец всегда находится в готовности нажать кнопку Share, чтобы заспамить всех друзей очередным изображением пейзажа. При этом игра выглядит одинаково ярко как на PS4 Pro, так и на стандартной PS4. Нельзя не отметить и динамичную смену погодных условий: зной, песочная буря, ливень, снегопад. Отдельно стоит заметить и отличный саундтрек, который органично укладывается в антураж игры.

Вышки в игре — это длинношеие машины, похожие на жирафов. Ползать по ним — одно удовольствие

Дикие земли полнятся механизированной фауной. Лошади, бегемоты, страусы, птицы, гепарды, динозавры и многие другие представители экзотического животного мира получили эпичные вариации металлических клонов. Машины ведут свой образ жизни под стать реальным прототипам: пасутся стадами, мелкие хищники охотятся стаями, а крупные «животные» предпочитают бродить в одиночестве. Все классы машин объединяет чувство враждебности к людям, поэтому даже, на первый взгляд, самые безобидные Копьероги (механический прототип антилопы) могут доставить большие неприятности.

Машины выглядят по-настоящему круто. Маленькие и большие - во всех этих железных монстрах чувствуется угроза. Тяжелая и резкая поступь, механический вой, сверкающие глаза и лязг тяжелых металлических пластин. Одним словом: жуть. Однако за ними постоянно тянет понаблюдать, подползти поближе и осмотреть. Первые тринадцать часов игры (примерно за это время ход событий раскроет почти весь каталог машин перед игроком) подавить в себе проявления юного натуралиста попросту невозможно.

Но еще сложнее обуздать желание поохотиться на машины. Поэтому, скорее всего, любое невинное наблюдение будет заканчиваться зрелищным боем между Элой и враждебными роботизированными животными. Все машины совершенно разные и бездумно расстреливать их не получится. Есть конкретный набор болевых точек, которые необходимо повредить, чтобы нанести больший урон противнику. На первый взгляд, кажется, ничего сложного. Но машины так просто не дадутся даже самому опытному и прокачанному охотнику. Бой необходимо планировать заранее (особенно, если имеете дело с крупным хищником): изучить маршрут передвижения машины, осмотреть местность на наличие сородичей, чтобы вдруг не оказаться в засаде, расставить ловушки, выявить у будущей жертвы слабые стороны, а после чего уже рваться в бой.

Чем лучше знаешь анатомию гигантских машин, тем больше шансов на победу. Например, Бордюк на животе таскает большой контейнер с легковоспламеняющиеся жидкостью. А это значит, что игрок должен переключиться на горящие стрелы и стараться пробить контейнер машины, чтобы поджечь ее изнутри. Некоторые машины оснащены мощным лазерным оружием. Отстрелив пушку от тела робота, вы можете подхватить ее и на минуту стать настоящим доисторическим Рэмбо, разнося из лазера бедное животное на винтики.

Так как природа игры зачастую непредсказуема, то, например, охота на одного Лиходея (пантераобразная машина с невидимым камуфляжем) вполне может обернуться жестокой мясорубкой сразу против нескольких хищников. Элой - девушка хрупкая: достаточно пропустить всего лишь два удара от машины средних размеров, чтобы отправиться к последней точке сохранения.

Скорее всего, с начала прохождения вы можете часто проигрывать, кусать локти, беситься и ругаться на баланс игры, но когда тактика охоты сработает и вы вонзите копье в механическое сердце гигантской твари, на лице заиграет легкая самодовольная улыбка. Примерно, как у меня, когда впервые завалил Громозевса (Тираннозавр от мира Horizon Zero Dawn). Экстремальный бой против машины исполинских размеров длился где-то 30 минут и напоминал какую-то бескомпромиссную пляску со смертью.

Охотница Нора

В прочем, самое неожиданное и приятное в Horizon Zero Dawn – это многогранность игрового процесса. Как уже упоминалось выше, Guerrilla Games раньше занималась исключительно шутерами от первого лица, которые были зрелищные и быстрые, но, увы, абсолютно линейные. По понятным причинами, многие геймеры опасались, что «коридорная» механика может перекочевать и в Horizon Zero Dawn – игру с открытом миром, что стало бы непростительной ошибкой. К счастью, этого не случилось. Horizon вобрала в себя все самые лучшие качества ролевых экшнов.

Следуя классической формуле, сюжетные квесты ведут к финалу, а вторичные задания организуют игроку увлекательную экскурсию по всему открытому миру Horizon Zero Dawn. Возможно, само решение квестов покажется однообразным: выследить, найти, победить. Но тут на помощь приходит непредсказуемая экосистема. Решили вы, к примеру, напасть на вражеское поселение: прикидываете шансы на победу, считаете по головам врагов, ползаете по кустам и углам. Короче говоря, находитесь целиком и полностью в режиме stealth. Но случайно оказавшийся рядом Пилозуб (а то и не один) вряд ли отнесется с пониманием к вашим играм в Солида Снейка и, скорее всего, нагло атакует со спины. Конечно, придется тут же отбиваться. Суматоху за стеной непременно услышат охранники, что поставит игрока в до неприличия трудное положение. Надеяться на помощь NPC в подобных экстремальных ситуациях не стоит, ведь в их искусственном интеллекте и скрывается главный минус Horizon Zero Dawn - напарники реально тупые, как дерево. Даже если Элой будет бегать по локации с кропалем здоровья и горящей задницей, коренастые мордовороты будут сидеть за камнями и ждать у моря погоды.

Зато AI машин отлажен, как часы. Наткнувшись на одного Рыскаря, весь район уже будет в курсе, что где-то рядом слоняется человек с копьем в руках. Природа мгновенно переключится в режим инстинктивного самосохранения и будет топтать, рвать и стрелять во все, что отдаленно напоминает Homo sapiens. Если Элой заметит стая небольших травоядных машин, то дать им отпор еще возможно. Но попадись на глаза стаду Буйволов, придется бежать сломя голову в любом направлении, где горизонт не заканчивается тупиком.

Как можете видеть на этом скриншоте, побочных заданий в Horizon — непочатый край

Самый безопасный вариант передвижения по дикой местности - взломать машину из семейства копытных и бежать галопом из точки А в точку B. По ходу сюжета Элой научится «хакать» только самые слабые машины. А вот чтобы приручить зверюшек побольше, придется проходить побочные квесты. Взломанных хищников можно натравить на сородичей, тем самым устроив между ними настоящую эпическую схватку: проворные титаны рвут другу друга на части, поднимая пыль по всей округе.

Верным помощником Элой, который неоднократно спасет ей жизни, является устройство под названием визор. Этот гаджет помогает девушке определить маршруты передвижения машин, выслеживать людей по их следам, а также считывать аудио и текстовые сообщения, разбросанные по миру игру. К слову о последнем, не ленитесь изучать лор игры, запрятанный в сообщениях - они скрывают в себе массу драматичных и захватывающих историй, которые помогут игрокам понять, какими были последние дни погибшей цивилизации.

Система прокачки до неприличия шаблонна - вы просто вкладываете полученные очки опыта в три ветки умений. Однако она не требует от игрока каких-то непомерных усилий, а просто мотивирует его играть в Horizon Zero Dawn в полном смысле. Сюжетные квесты всегда маркируются рекомендованным уровнем прокачки. Если игрок докачался до 8 уровня, а квест, например, маркирован 11 уровнем, то есть смысл немного походить на второстепенные задания, чтобы поспеть за прогрессом сюжета.

Очумелые ручки

Ключевым элементом ролевой системы Horizon Zero Dawn является крафтинг. Все поверженные машины без исключений необходимо осмотреть и унести самые ценные детали; как минимум забрать осколки, которые одновременно и наконечники для стрел и внтуригровая валюта. Без этого в мире игры выжить, увы, не получится.

Запчасти, выдранные из роботов, Элой использует в качестве деталей для создания боеприпасов или брони. На худой конец, металлолом можно продать местным торговцам, а на вырученные осколки докупить действительно необходимые товары или запчасти. В принципе, в системах собирательства, кратфинга и купли-продажи нет ничего нового и они работают они по основному закону жанра ролевых игр. Захотелось расширить сумку для стрел, а то 12 штук как-то маловато - пошел выслеживать Бизона, попутно сдирая шкурки с кроликов.

Разве что, можно отметить разные полезные свойства брони, которую выбирает для себя игрок. Оптимальных вариантов, скажем так, практически нет. Сперва игроку необходимо уяснить для себя, какой стиль игры больше по душе. Если игроку нравится сходится с врагом в ближнем бою, то надо искать у торговцев соответствующую экипировку; а коль игрок чаще сталкивается со стрелами и лазерным оружием, то придется искать другие варианты брони, соответствующие личным предпочтениям.

С аптечками и древесиной связана отдельная история. Собирательство не заканчивается на разбирании разбитых роботов. Территория открытого мира усеяна полезными растениями, из которых можно (и нужно) делать вспомогательные зелья: аптечки, усилители, защитные зелья от электричества, огня, холода. А для того, чтобы пополнить запас стрел, вовсе необязательно искать ближайшего торговца: достаточно просто побродить в округе и наломать сухих веточек.

Собирательство, возможно, замедляет темп прохождения, но это важнейший элемент системы выживания в игре. Кроме того, в целом мир Horizon Zero Dawn столь увлекателен, что любые «рутинные» механики в игре попросту незаметны.

Horizon Zero Dawn, непременно, является одним из самых громких событий этого года в сегменте интерактивных развлечений. Это первоклассный ролевой экшн, который очень ненавязчиво отберет у вас десятки часов свободного времени, а в замен подарит несчитанное обилие положительных эмоций.

Horizon Zero Dawn совмещает популярные тренды онлайн игр для одиночного прохождения. Здесь имеется все, к чему мы привыкли: собирательство, крафт, открытый мир, нелинейное прохождение и прочее. Казалось бы, такой комплект давно должен надоесть, но быть может в какой-то другой видеоигре. Horizon быстро затягивает и вовсе не надоедает, буквально на каждом шагу игрока ждут подсказки и намеки, все больше разжигая интерес.

Что из себя представляет Horizon Zero Dawn

Игра Horizon Zero Dawn – это история молодой охотницы по имени Элой, которая познавая окружающий мир, пытается найти в нем свое место.

Игрок видит необычную вселенную, в которой люди отброшены обратно в первобытное общество, а планетой правят роботы. Люди живут в небольших поселениях, охотятся и занимаются собирательством. На лесах и лугах встречаются механические звери. На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что именно здесь самые красивые видеоигровые пейзажи. Мир подкупает бескрайними просторами, выжженными пустынями, заснеженными горами, поросшими травой руинами цивилизации, мрачными пещерами. Все выглядит, как настоящее. Стоит отметить, что разработчики предусмотрели наличие фоторежима, с помощью которого можно сохранять все моменты «путешествия».

Главная героиня Элой

Героиня выросла в изгнании вместе с наставником Растом. На протяжении всей своей жизни юная Элой доказывала окружающим, что является достойным человеком. Но, не успев и глазом моргнуть, как огненноволосая лучница становится надеждой племени. Героиня наделена такими способностями:

    Отыскав в древних руинах визор она видит скрытое от других. К примеру, ей под силу определить скрытые места машин, вычислить маршрут робота, считывать информацию со старинных устройств;

    Повзрослев, становится обладательницей еще одного артефакта, позволяющего вскрывать электронные замки, а также перехватывать управление разными механизмами;

Обладая этим перечнем способностей, огромным арсеналом и хорошей выносливостью, у Элой повышается шанс победы над противниками, которыми являются бронированные машины, оснащенные лазером, бомбами, огнеметами.

Интересным моментом является упор на комбинирование боеприпасов, «тюнинг» модификациями. Доступна в игре и прокачка Элой, что осуществляется по направлению: воин, собиратель, охотник.

Horizon Zero Dawn – это ролевая игра, в ней важную роль играет тактика, внимательность, а также персональные навыки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .