Куприн александр иванович биография для детей. А.И. Куприн — краткая биография

02.05.2019

Иван Бунин принадлежал к числу величайших писателей в русской литературе.

Детство писателя, родившегося в Воронеже, в 1870 году, прошло на хуторе Бутырки, под Ельцом. Из-за полной неспособности к арифметике и по общему нездоровью Иван не смог учиться в гимназии и просидев 2 года в 3-м классе, получает домашнее образование. Его преподавателем был обыкновенный студент Московского университета.

С конца 1880-х годов он начал печататься со своими провинциальными стихами. Первый же рассказ, посланный в журнал «Русское богатство», произвел восхищение на издателя Михайловского, автора одного из классических статей о Льве Толстом. Бунин опять обучается в гимназии, но в 1886 году его отчисляют за то, что он не успевал. Следующие 4 года он живет в своем поместье, где его обучает старший брат. В 1889 году судьба закидывает его в Харьков, где у него происходит сближение с народниками. В 1891 году публикуется первый его труд - «Стихотворения 1887-1891 гг.». И одновременно с этим начинаю публиковаться его произведения, которые приобрели огромную популярность. В 1900 году появляется рассказ «Антоновские яблоки», где изображены русские усадьбы со своим бытом. Это произведение стало шедевром новейшей прозы. Буквально через 3 года Бунин удостаивается Пушкинской премией Российской Академии наук.

Побывав неудачно 2 раза в браке, писатель встречает в Петербурге Муромцеву Веру Николаевну, которая была его супругой до последнего его вздоха. Свадебное путешествие, прошедшее в восточных странах стало итогом выпуска цикла очерков «Тень птицы». Когда Бунин в литературных кругах стал известным и состоятельным господином, он стал постоянно путешествовать и почти все холодное время года проводил в поездках по Турции, Малой Азии, Греции, Египту, Сирии.

1909 год для Ивана Алексеевича стал особенным Его избирают почетным академиком Российской Академии Наук. Через год на свет появляется его первая серьезная работа «Деревня», где писатель трагично говорил о катастрофической современности. Тяжело пережив Октябрьскую революцию, Бунины отправляются в Одессу, а затем эмигрируют в Константинополь. Поначалу жизнь у писателя складывалась не лучшим образом. Он постепенно испытывал нехватку денег. В 1921 году выходит в свет произведение «Господин из Сан-Франциско», где Бунин показывает бессмысленность материального человеческого существования. Но в его жизни были еще и светлые дни.

Литературная слава в Европе возрастала, и когда в очередной раз встал вопрос о том, кому из русских писателей предстоит первым войти в ряд нобелевских лауреатов, его имя всплыло само собой. 9 ноября 1933 ода Бунин удостоился этой награды. Проблема с финансами исчезла. Последовали переиздания. До войны писатель жил спокойно, но в 1936 году был арестован в Германии, и вскоре отпущен. В 1943 году выходят его знаменитые «Темные аллеи». Иван Алексеевич в последние годы своего жизненного пути работал над книгой «Воспоминания». Этот труд писатель так и не закончил. Скончался Бунин 8 ноября 1953 года В Париже.

Очень кратко

7 сентября 1870 г родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года, мама вынуждена переехать в Москву. Несмотря на сильную любовь, она отдает его в училище для сирот, из за сложного финансового положения.

Позже Куприна принимают в военную гимназию, и остается он жить в Москве. Талант к писательству у него начал раскрываться в учебные годы, а первое произведение выпустил в 1889 году, под названием «Последний дебют», но не все одобрили его и он получает выговор.

В В 1890- 1894 гг. он уходит на службу под Подольск. Закончив начинает перебираться из города в город и останавливается на Севастополе. Работы у него не было, поэтому очень часто не чего было есть, не смотря на его службу и звание. Несмотря на это Куприн в это время формировался как писатель, благодаря хорошим отношениям с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. И он пишет несколько повестей, пользующиеся огромным спросом и его награждают Пушкинской премией.

Когда началась война он не задумываясь отправился добровольцем. В 1915 г был вынужден уйти из-за плохого здоровья. Но и тут успел сделать полезное дело, организовав у себя дома госпиталь. После поддержал революцию в 1917 г и сотрудничает с партией эсеров. Но по непонятным причинам решает уехать во Францию и там продолжает свою деятельность. Потом возвращается обратно в СССР, где его встретили не так уж и хорошо. 25 августа 1938 г умирает в Ленинграде.

Для детей

Биография Куприна Александра Ивановича

Александр Куприн, один из самых известных писателей России, родился в отдаленной от литературы, от столицы семье. Его отец – мелкий чиновник – умер, когда сыну едва исполнился год. Вместе с матерью семья переехала в Москву, где прошло детство и юность будущего прозаика.

Петербургская слава Куприна

В Санкт-Петербурге Александр Куприн оказался слишком поздно, чтобы этот город разом пал к его ногам. Писателю было немного за 30. За плечами не слишком удачная военная карьера, закончившаяся в чине поручика, да семилетние мытарства в Киеве. Там Куприн, не имевший никакой гражданской специальности, перепробовал много профессий и остановился на литературе.

Куприн практически не писал крупных произведений по количеству страниц. Но ему всегда удавалось в рассказе из пары-тройки книжных листов изобразить целый мир. Сюжеты писателя оригинальны и драматургически крепко скроены: никаких лишних слов и персонажей. Читающая публика сразу заметила точность во всем: в описаниях, эпитетах, смысле. И Петербург мгновенно принял Куприна.

В начале XX века его звали всюду, лишь бы декламировал свои рассказы. А восторженная публика заваливала сцену цветами, где Александр Иванович читал свои рассказы. Куприн стал литературной звездой. Его Петербург кажется на вид простым и обыденным, но в купринских рассказах город – это всего лишь место действия. На первый план выступают люди, которые живут и действуют в северной столице.

Главный хит петербургских литературных салонов начала XX века – шпионский рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Это произведение Куприн на бис читал повсюду: в салонах, ресторанах, студенческих аудиториях. Актуальные темы и безупречный драматургический сюжет приковывали внимание публики. Куприн был особенно рад. Именно в это время писатель, живший в Петербурге без году неделю, стал кандидатом в депутаты первой Государственной Думы Российской империи.

Отношения с властью Куприна

Куприн любил родину. Но мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила его. Теперь патриотизм стал смыслом всей его жизни. В газетах писатель агитировал за военные займы. А у себя, в гатчинском доме, открыл небольшой военный госпиталь. Куприна даже призвали на войну, но здоровьем он уже тогда был слаб. Вскоре его комиссовали.

Вернувшись с фронта, Куприн вновь стал много писать. В его рассказах стало больше Петербурга. Большевиков Александр Куприн не принял. Они со своим животным стремлением к власти и звериной жестокостью были ему отвратительны. По взглядам, Куприн был близок к эсерам: не к тем, что входили в боевые организации, а к мирным социалистам-революционерам.

Куприн работал журналистом в Гатчине, но часто наведывался в Петроград. Он пришел на прием к Ленину с предложением издавать специальную газету для деревни под названием «Земля». Однако, проблемы села интересовали большевиков лишь на словах. Газету не учредили, а Куприна посадили в тюрьму на 3 дня. Выпустив, включили в список заложников, то есть в любой день могли пустить пулю в лоб. Куприн не стал ждать и ушел к белым.

Эмиграция Куприна

Там он не воевал, а занимался журналистикой. Но и рассказы не переставал писать. Персонажей своих селил в близком ему Петрограде. Новую власть Куприн совершенно не принял, называл ее совдепией, и в конечном итоге вынужден был эмигрировать.

Советская пропаганда эмигранта Куприна изничтожала. Близкие к Кремлю политические литературоведы писали, что за границей некогда талантливый русский писатель опустился: только и делает, что беспробудно пьет и ничего не пишет. Это было неправдой. Куприн писал так же много, но петербуржских декораций в его рассказах становилось все меньше.

Через 15 лет он написал прошение, чтобы ему разрешили вернуться в СССР. Сталин такое согласие дал, и Куприн возвратился в те места, из которых он бежал во время гражданской войны. В 1937 году страдающий от рака Куприн вернулся на родину умирать. Его не стало через год, и власть страны советов начала посмертно делать писателя своим.

Это было не просто. Петербург Куприна с его людьми не накладывался как прозрачная калька на облик города трех революций с именем Ленина. Это были два разных города. Признал ли он советскую власть, определенно сказать трудно. Но жить без России Куприн не мог.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Христофор Колумб

    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Проверьте тестом свои знания краткой биографии Куприна.

Александр КУПРИН (1870-1938)

1.Юность и раннее творчество Куприна

Александр Иванович Куприн обладал ярким, самобытным талантом, который высоко ценили Л. Толстой, Чехов, Горький. Притягательная сила его дарования состоит в емкости и жизненности повествования, в занимательности сюжетов, в естественности и непринужденности языка, в яркой образности. Произведения Куприна привлекают нас не только художественным мастерством, но и гуманистическим пафосом, огромным жизнелюбием.

Родился Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии в семье уездного письмоводителя. Отец умер, когда ребенку шел второй год. Его мать переехала в Москву, где нужда заставила ее поселиться во вдовьем доме, а сына отдать в сиротский пансион. Детские и юношеские годы писателя прошли в закрытых учебных заведениях военного типа: в военной гимназии, а затем в юнкерском училище в Москве. В 1890 году после окончания военного училища Куприн служит в армии в чине поручика. Попытка поступить в 1893 году в академию Генштаба оказалась для Куприна безуспешной, и в 1894 году он уходит в отставку. Последующие несколько лет в жизни Куприна были периодом многочисленных переездов и смены разного рода деятельности. Он работал репортером в киевских газетах, служил в Москве в конторе, управляющим имением в Волынской губернии, суфлером в провинциальной труппе, испробовал еще немало профессий, встречался с людьми самых различных специальностей, взглядов и жизненных судеб.

Подобно многим писателям, А. И. Куприн начинал свою творческую деятельность как поэт. Среди стихотворных опытов Куприна найдется 2-3 десятка неплохих по исполнению и, главное, неподдельно искренних в выявлении человеческих чувств и настроений. Особенно это относится к его юмористическим стихам - от колючей «Оды Каткову», написанной еще в отрочестве, до многочисленных эпиграмм, литературных пародий, шутливых экспромтов. Стихи Куприн не переставал писать всю жизнь. Однако истинное свое призвание он нашел в прозе. В 1889 году, будучи учеником военного училища, он опубликовал свой первый рассказ «Последний дебют» и был отправлен в карцер за нарушение правил училища, воспитанникам которого запрещалось выступать в печати.

Многое дала Куприну работа в журналистике. На страницах провинциальных газет он в 90-е годы печатает фельетоны, заметки, судебную хронику, литературно-критические статьи, путевые корреспонденции.

В 1896 г. вышла первая книга Куприна - сборник очерков и фельетонов «Киевские типы», в 1897 г. была опубликована книга рассказов «Миниатюры», куда вошли ранние рассказы писателя, печатавшиеся в газетах. Сам писатель говорил об этих произведениях, как о «первых ребяческих шагах на литературной дороге». Но они явились первой школой будущего признанного мастера короткого рассказа и художественного очерка.

2. Анализ повести «Молох»

Работа в кузнечном цехе одного из металлургических заводов Донбасса познакомила Куприна с трудом, бытом и нравами рабочей среды. Он написал очерки «Юзовский завод», «В главной шахте», «Рельсопрокатный завод». Эти очерки явились подготовкой к созданию повести «Молох», напечатанной в декабрьском номере журнала «Русское богатство» за 1896 год.

В «Молохе» Куприн беспощадно разоблачил бесчеловечную сущность нарождающегося капитализма. Символично уже само название повести. Молох - по понятиям древних финикян,- бог солнца, которому приносились человеческие жертвы. С ним-то писатель и сравнивает капитализм. Только Молох-капитализм еще более жесток. Если в жертву Молоху-богу приносилась одна человеческая жертва в год, то Молох-капитализм пожирает гораздо больше. Герой повести инженер Бобров подсчитал, что на заводе, где он служит, каждые двое суток работы «пожирают целого человека». «Черт возьми! - восклицает взволнованный этим выводом инженер в беседе со своим другом доктором Гольдбергом.- Вы помните из Библии, что какие-то там ассиряне или моавитяне приносили своим богам человеческие жертвы? Но ведь эти медные господа, Молох и Дагон, покраснели бы от стыда и от обиды перед теми цифрами, которые я сейчас привел». Так возникает на страницах повести образ кровожадного бога Молоха, который, как символ, проходит через все произведение. Повесть интересна еще и тем, что здесь впервые в творчестве Куприна появляется образ интеллигента-правдоискателя.

Таким искателем правды является центральный герой повести - инженер Андрей Ильич Бобров. Он сам себя’ уподобляет человеку, «с которого заживо содрали кожу» - это мягкий, чуткий, искренний человек, мечтатель и правдолюб. Он не хочет мириться с насилием и лицемерной моралью, прикрывающей это насилие. Он ратует за чистоту, честность в отношениях между людьми, за уважение к человеческому достоинству. Он искренне возмущен тем, что личность становится игрушкой в руках кучки эгоистов, демагогов и проходимцев.

Однако, как показывает Куприн, протест Боброва не имеет никакого практического выхода, потому что он человек слабый, неврастеничный, не способный к борьбе и действию. Вспышки негодования заканчиваются у него признанием собственного бессилия: «У тебя же нет на это ни решимости, ни силы… Завтра же опять будешь благоразумен и слаб». Причина слабости Боброва заключается в том, что он чувствует себя одиноким в своем возмущении несправедливостью. Он мечтает о жизни, основанной на чистых отношениях между людьми. Но как добиться такой жизни - он не знает. Не дает ответа на этот вопрос и сам автор.

Нельзя забывать и того, что протест Боброва во многом определяется личной драмой - потерей любимой девушки, которая, соблазнившись богатством, продала себя капиталисту и тоже стала жертвой Молоха. Все это не умаляет, однако, главного, что характеризует этого героя - его субъективную честность, ненависть ко всякого рода несправедливости. Финал жизни Боброва трагичен. Внутренне надломленный, опустошенный, он кончает жизнь самоубийством.

Олицетворением губительной власти чистогана является в повести миллионер Квашнин. Это живое воплощение кровожадного бога Молоха, что подчеркивается уже самим портретом Квашнина: «Квашнин сидел в кресле, расставив свои колоссальные ноги и выпятив вперед живот, похожий на японского идола грубой работы». Квашнин - антипод Боброва, и он изображается автором в резко отрицательных тонах. Квашнин идет на любые сделки со своей совестью, на любой аморальный поступок, даже на преступление, чтобы удовлетворить собственные. прихоти и желания. Понравившуюся ему девушку - Нину Зиненко, невесту Боброва, он делает своей содержанкой.

Развращающая сила Молоха особенно сильно показана на судьбе людей, стремящихся пролезть в число «избранных». Таков, например, директор завода Шелковников, который лишь номинально руководит заводом, во всем подчиняясь ставленнику иностранной фирмы - бельгийцу Андреа. Таков один из сослуживцев Боброва - Свежевский, мечтающий к сорока годам стать миллионером и во имя этого готовый на все.

Основное, что характеризует этих людей,- безнравственность, ложь, авантюризм, давно уже ставшие нормой поведения. Лжет сам Квашнин, притворяясь знатоком дела, которым руководит. Лжет Шелковников, делая вид, что именно он управляет заводом. Лжет мать Нины, скрывая тайну рождения своей дочери. Лжет Свежевский, и фая роль жениха Нины. Подставные директора, подставные отцы, подставные мужья - таково, по Куприну, проявление всеобщей пошлости, фальши и лжи жизни, с которой не может мириться автор и его положительный герой.

Повесть несвободна, особенно в истории взаимоотношений Боброва, Нины и Квашнина, от налета мелодраматизма, лишен психологической убедительности образ Квашнина. И все-таки «Молох» не был ординарным событием в творчестве начинающего прозаика. Поиски нравственных ценностей, человека душевной чистоты, намеченные здесь, станут основными для дальнейшего творчества Куприна.

Зрелость обычно приходит к писателю в результате многостороннего опыта его собственной жизни. Творчество Куприна это подтверждает. Он чувствовал себя уверенно только тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности и изображал то, что великолепно знал. Слова одного из героев купринской «Ямы»: «Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю»,- звучат поистине автобиографично. Куприн старался по возможности все изведать, испытать все на себе. Эта присущая ему как человеку и писателю жажда быть активно сопричастным ко всему, что совершается вокруг него, обусловило появление уже в раннем творчестве произведений самой разнообразной тематики, в которых выведена богатая галерея людских характеров и типов. Охотно обращается писатель в 90-е годы к изображению экзотического мира босяков, нищих, бездомных, бродяг, уличных воров. Эти картины и образы в центре таких его произведений, как «Просительница», «Картина», «Наташка», «Друзья», «Таинственная незнакомка», «Конокрады», «Белый пудель». Устойчивый интерес Куприн проявлял к быту и нравам актерской среды, художников, журналистов, литераторов. Таковы его рассказы «Лидочка», «Лолли», «Пережитая слава», «Allez!», «По заказу», «Локон», «Кляча», сюда же примыкает и пьеса «Клоун».

Сюжеты многих из этих произведений горестны, порою трагичны. Показателен, например, рассказ «Allez!» - психологически емкое произведение, одухотворенное идеей гуманизма. Под внешней сдержанностью авторского повествования в рассказе скрыто глубокое сострадание писателя к человеку. Сиротская доля пятилетней девочки, превращенной в цирковую наездницу, полная сиюминутного риска работа искусной акробатки под куполом цирка, трагедия девушки, обманутой и оскорбленной в своих чистых и высоких чувствах и, наконец, ее самоубийство как выражение отчаяния - все это изображено с присущей Куприну проницательностью и мастерством. Недаром Л. Толстой относил этот рассказ к числу лучших купринских созданий.

В ту пору своего становления как мастера реалистической прозы Куприн много и охотно пишет о животных и детях. Животные в произведениях Куприна ведут себя как люди. Они думают, страдают, радуются, борются с несправедливостью, по-человечески дружат и дорожат этой дружбой. В одном из поздних рассказов писатель, обращаясь к своей маленькой героине, скажет: «Ты заметь, милая Нина: живем мы рядом со всеми животными и совсем о них ничего не знаем. Просто - не интересуемся. Возьмем, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой - своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же и у кошек. То же и у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей…» В произведениях Куприна заключена мудрая человеческая доброта и любовь художника гуманиста ко всему живому и живущему рядом с нами и вокруг нас. Эти настроения пронизывают все его рассказы о животных - «Белый пудель», «Слон», «Изумруд» и десятки других.

Огромен вклад Куприна в детскую литературу. Он обладал редким и трудным даром писать о детях увлекательно и серьезно, без фальшивой слащавости и школярской дидактики. Достаточно прочитать любой из его детских рассказов - «Чудесный доктор», «Детский сад», «На реке», «Тапер», «Конец сказки» и другие, и мы убедимся в том, что дети изображены писателем с тончайшим знанием и пониманием души ребенка, с глубоким проникновением в мир его увлечений, чувств и переживаний.

Неизменно отстаивая человеческое достоинство и красоту внутреннего мира человека, Куприн наделял своих положительных героев - и взрослых, и детей - высоким благородством души, чувств и помыслов, нравственным здоровьем, своеобразным стоицизмом. То лучшее, чем богат их внутренний мир, проявляется ярче всего в их способности любить - бескорыстно и сильно. Любовная коллизия лежит в основе очень многих купринских» произведений 90-х годов: лирической поэмы в прозе «Столетник», новелл «Сильнее смерти», «Нарцисс», «Первый встречный», «Одиночество», «Осенние цветы» и др.

Утверждая нравственную ценность человека, Куприн искал своего положительного героя. Он находил его среди людей, не развращенных эгоистической моралью, живущих в единении с природой.

Яркий представитель реализма, харизматичная личность и просто известный русский писатель начала 20 столетия - Александр Куприн. Биография его насыщена событиями, достаточно тяжела и переполнена океаном эмоций, благодаря которым мир познал лучшие его творения. «Молох», «Поединок», "Гранатовый браслет" и многие другие произведения, которые пополнили золотой фонд мирового искусства.

Начало пути

Родился 7.09.1870 в небольшом городке Наровчат, Пензенского округа. Его отец - государственный служащий Иван Куприн, биография которого очень коротка, так как он скончался, когда Саше было всего 2 года. После чего он остался с матерью Любовью Куприной, которая была татаркой княжеских кровей. Они терпели голод, унижения и лишения, поэтому его мать приняла тяжёлое решение отдать Сашу в отдел для малолетних детей-сирот Александровского военного училища в 1876 году. Воспитанник военной школы, Александр, окончил её во второй половине 80-х годов.

В начале 90-х после окончания военного училища он стал служащим пехотного Днепровского полка № 46. Успешная военная карьера так и осталась в мечтах, как рассказывает тревожная, насыщенная событиями и эмоциями биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что Александру не удалось поступить в высшее военно-учебное заведение из-за скандала. А всё из-за его горячего нрава, под действием алкоголя он сбросил с моста в воду служащего полиции. Дослужившись до звания поручика, в 1895 году он ушёл в отставку.

Темперамент писателя

Личность с невероятно ярким колоритом, жадно впитывающий впечатления, странник. Он перепробовал на себе множество ремесел: от чёрнорабочего до зубного техника. Очень эмоциональный и неординарный человек - Александр Иванович Куприн, биография которого переполнена яркими событиями, которые и стали основой многих его шедевров.

Его жизнь протекала достаточно бурно, о нём ходило множество слухов. Взрывной темперамент, отличная физическая форма, его так и тянуло испробовать себя, что давало ему бесценный жизненный опыт и укрепляло дух. Он постоянно стремился навстречу приключениям: погружался под воду в специальном снаряжении, совершал полёт на самолёте (из-за катастрофы чуть не умер), был основателем спортивного общества и т.д. В военные годы вместе со своей супругой оборудовал лазарет в собственном доме.

Он любил познавать человека, его характер и общался с людьми самых разнообразных профессий: специалисты с высшим техническим образованием, бродячие музыканты, рыболовы, карточные игроки, бедняки, священнослужители, предприниматели и т.д. А для того, чтобы лучше познать человека, прочувствовать его жизнь на себе, он был готов к самому безумному приключению. Исследователь, дух авантюризма которого просто зашкаливал - это Александр Куприн, биография писателя только подтверждает этот факт.

Он с огромным удовольствием работал журналистом во многих редакциях, публиковал статьи, сообщения в периодических изданиях. Часто ездил в командировки, проживал то в Московской области, то в Рязанской, а также в Крыму (Балаклавский район) и в городе Гатчине Ленинградской области.

Революционная деятельность

Его не устраивал тогдашний социальный порядок и царящая несправедливость, а поэтому как сильная личность он хотел как-то изменить ситуацию. Однако, несмотря на свои революционные настроения, писатель негативно относился к октябрьскому перевороту под руководством представителей социал-демократов (большевиков). Яркая, насыщенная событиями и различными трудностями - это Биография Куприна. Интересные факты из жизнеописания гласят о том, что Александр Иванович всё-таки сотрудничал с большевиками и даже хотел выпустить крестьянское издание под названием «Земля», а поэтому часто виделся с главой большевистской власти В. И. Лениным. Но в скором времени он внезапно перешёл на сторону «белых» (антибольшевистское движение). После того как они потерпели поражение, Куприн переехал в Финляндию, а потом во Францию, а именно в её столицу, где он остановился на некоторое время.

В 1937 он брал активное участие в прессе антибольшевистского движения, параллельно продолжая писать свои произведения. Неспокойная, наполненная борьбой за справедливость и эмоциями, именно такой была биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что в период времени от 1929 по 1933 год были написаны такие известные романы: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», а также опубликовано много статей и рассказов. Эмиграция отрицательно подействовала на писателя, он был невостребованным, терпел лишения и скучал по родной земле. Во второй половине 30-х годов, поверив пропаганде в Советском Союзе, он вместе с супругой вернулся в Россию. Омрачил возвращение тот факт, что Александр Иванович страдал от очень серьёзного недуга.

Народная жизнь глазами Куприна

Литературная деятельность Куприна пропитана классической для русских писателей манерой сострадания к народу, который вынужден бедствовать в убогой среде жизни. Волевая личность с сильной тягой к справедливости - Александр Куприн, биография которого гласит о том, что своё сочувствие он выражал в творчестве. К примеру, роман «Яма», написанный в начале 20 века, который рассказывает о тяжёлой жизни путан. А также образы интеллигентов, страдающих от лишений, которые они вынуждены терпеть.

Его любимые персонажи именно такие - рефлектирующие, немножко истеричные и очень сентиментальные. Например, повесть «Молох», где представителем такого образа является Бобров (инженер) - персонаж очень чувствительный, сострадающий и переживающий за простых заводских рабочих, которые тяжело трудятся, пока богачи катаются как сыр в масле на чужие деньги. Представителем таких образов в повести «Поединок» являются Ромашов и Назанский, которые наделены великой прочностью физической, в противовес трепетной и чувствительной душе. Ромашова очень раздражала военная деятельность, а именно пошлые офицеры и забитые солдаты. Наверное, ни один писатель так не осуждал военную среду, как Александр Куприн.

Писатель не относился к слезливым, народопоклонным литераторам, хотя его работы часто одобрял известный критик-народник Н.К. Михайловский. Его демократическое отношение к своим персонажам выражалось не только в описании их тяжёлой жизни. Человек из народа у Александра Куприна не только имел трепетную душу, но и был волевым и мог дать достойный отпор в нужный момент. Жизнь народа в творчестве Куприна - это свободное, стихийное и естественной течение, а персонажи имеют не только хлопоты и горести, но и радость, утешение (цикл рассказов «Листригоны»). Человек с ранимой душой и реалист - Куприн, биография по датам которого гласит о том, что данное произведение имело место в периоде с 1907 по 1911 года.

Реализм его выражался и в том, что автор описывал не только хорошие черты своих персонажей, но и не стеснялся показать их тёмную сторону (агрессия, жестокость, ярость). Ярким примером является рассказ «Гамбринус», где Куприн очень подробно описал еврейский погром. Это произведение было написано в 1907 году.

Восприятие жизни через творчество

Куприн - идеалист и романтик, что отображается в его творчестве: героические поступки, искренность, любовь, сострадание, доброта. Большинство его персонажей - это люди эмоциональные, те, которые выпали из обычной жизненной колеи, они в поисках истины, более свободного и полного бытия, чего-то прекрасного…

Ощущение любви, полноты жизни, вот чем пропитана биография Куприна, интересные факты из которой говорят о том, что никто иной не мог так же поэтично писать о чувствах. Что ярко отражается в повести «Гранатовый браслет», написанной в 1911 году. Именно в этом произведении Александр Иванович возвеличивает истинную, чистую, безвозмездную, идеальную любовь. Он очень точно отобразил характеры разнообразных пластов общества, детально и во всех подробностях описал окружающую его персонажей обстановку, их уклад жизни. Именно за его искренность он часто получал выговоры от критиков. Натурализм и эстетство - это главные черты творчества Куприна.

Его рассказы о животных «Барбос и Жулька», «Изумруд» вполне заслуживают место в фонде мирового искусства слова. Краткая биография Куприна гласит о том, что он один из немногих писателей, которые могли так чувствовать течение природной, настоящей жизни и так удачно это отобразить в своих произведениях. Ярким воплощением этого качества является повесть «Олеся», написанная в 1898 году, где он описывает отклонение от идеала естественного бытия.

Такое органичное мировосприятие, здоровый оптимизм - это главные отличительные свойства его творчества, в котором гармонично сливаются лирика и романтика, соразмерность сюжетно-композиционного центра, драматичность действий и истина.

Мастер литературного искусства

Виртуоз слова - Александр Иванович Куприн, биография которого гласит о том, что он мог очень точно и красиво описать пейзаж в литературном произведении. Его внешнее, визуальное и, можно сказать, обонятельное мировосприятие было просто превосходным. И.А. Бунин и А.И. Куприн часто соревновались на определение запаха разных ситуаций и явлений в своих шедеврах и не только... К тому же писатель мог отобразить истинный образ своих персонажей очень тщательно до мелочи: внешность, нрав, стиль общения и т.д. Он находил сложность и глубину, даже описывая животных, а все потому, что очень любил писать на эту тему.

Страстный жизнелюб, натуралист и реалист, именно таким был Александр Иванович Куприн. Краткая биография писателя гласит о том, что все его рассказы основаны на реальных событиях, а поэтому уникальны: естественные, яркие, без навязчивых умозрительных построений. Он раздумывал о смысле жизни, описывал истинную любовь, рассказывал о ненависти, волевых и героических поступках. Такие эмоции, как разочарование, отчаяние, борьба с самим собой, сильные и слабые стороны человека стали основными в его произведениях. Эти проявления экзистенциализма были типичными для его творчества и отображали сложный внутренний мир человека на стыке столетий.

Писатель переходного времени

Он действительно является представителем переходного этапа, что, несомненно, отразилось на его творчестве. Яркий типаж эпохи «бездорожья» - Александр Иванович Куприн, краткая биография которого говорит о том, что это время оставило отпечаток на его психике, а соответственно, и на произведениях автора. Его персонажи во многом напоминают героев А.П. Чехова, разница лишь в том, что образы Куприна не такие пессимистичные. К примеру, технолог Бобров из повести «Молох», Кашинцев из «Жидовки» и Сердюков из рассказа «Болото». Главные действующие лица Чехова чувствительные, совестные, но в то же время сломленные, измученные люди, которые потерялись сами в себе и разочаровались в жизни. Их шокирует агрессия, они очень сострадательны, но бороться уже не могут. Осознавая свою беспомощность, они воспринимают мир только через призму жестокости, несправедливости и бессмысленности.

Краткая биография Куприна подтверждает, что, несмотря на мягкость и чувствительность писателя, это был волевой человек, любящий жизнь, а поэтому его герои в чём-то похожи на него. У них сильная жажда жизни, за которую они очень крепко хватаются и не отпускают. Они слушают и сердце, и рассудок. К примеру, наркоман Бобров, который решил убить себя, прислушался к голосу разума и понял, что слишком любит жизнь, чтобы закончить всё раз и навсегда. Такая же жажда жизни жила и в Сердюкове (студент из произведения «Болото»), который очень сочувствовал леснику и его семье, умирающим от инфекционного заболевания. Он переночевал у них дома и за это короткое время чуть не сошёл с ума от боли, переживаний и сострадания. А с наступлением утра он стремится поскорее выбраться из этого кошмара, дабы увидеть солнце. Он как будто в тумане бежал оттуда и когда, наконец, взбежал на горку, просто захлебнулся от неожиданного прилива счастья.

Страстный жизнелюб - Александр Куприн, биография которого говорит о том, что писатель очень любил счастливые финалы. Окончание рассказа звучит символично и торжественно. Там написано о том, что туман расстилался у ног парня, о чистом голубом небе, о шёпоте зелёных веток, о золотом солнце, лучи которого «звенели ликующим торжеством победы». Что звучит как победа жизни над смертью.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) - яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных - алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Персонажи

Не нужно даже составлять план биографии Куприна, чтобы понять, что он со своими героями духовно близок. Это очень эмоциональные, надломленные личности, которые сострадают, негодуют из-за несправедливости и жестокости бытия, но ничего исправить не могут.

После «Поединка» появляется произведение под названием «Река жизни». В этом рассказе царят совсем другие настроения, произошло много освободительных процессов. Он является воплощением финала драмы интеллигенции, о которой повествует писатель. Куприн, творчество и биография которого тесно соединены, не изменяет себе, главный герой по-прежнему добрый, чувствительный интеллигент. Он представитель индивидуализма, нет, он не безучастный, бросившись в вихрь событий, понимает, что новая жизнь не для него. И прославляя радость бытия, он всё же решает уйти из жизни, так как считает, что не заслуживает её, о чём и пишет в предсмертной записке товарищу.

Тема любви и природы - это те области, в которых ярко выражены оптимистические настроения писателя. Такое чувство, как любовь, Куприн считал таинственным даром, который посылается только избранным. Это отношение отображается в романе «Гранатовый браслет», чего только стоит страстная речь Назанского или драматические отношения Ромашева с Шурой. А повествования Куприна о природе просто завораживают, вначале они могут показаться чересчур детальными и витиеватыми, но потом эта многоцветность начинает восхищать, так как приходит осознание, что это не стандартные обороты речи, а личные наблюдения автора. Становится понятно, как его захватывал процесс, как он впитывал впечатления, которые потом отображал в своём творчестве, и это просто зачаровывает.

Мастерство Куприна

Виртуоз пера, человек с прекрасной интуицией и пылкий жизнелюб, именно таким был Александр Куприн. Биография краткая рассказывает о том, что это был невероятно глубокий, гармоничный и внутренне наполненный человек. Он подсознательно чувствовал тайный смысл вещей, мог связать причины и понять последствия. Как прекрасный психолог он имел способность выделять главное в тексте, из-за чего его произведения казались идеальными, из которых ничего не уберёшь и не добавишь. Эти качества отображаются в «Вечернем госте», «Реке жизни», «Поединке».

Сферу литературных приёмов Александр Иванович ничем особо не пополнил. Однако в поздних произведениях автора, таких как «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» наблюдается резкая смена направления искусства, он явно тянется к импрессионизму. Рассказы становятся более драматичными и сжатыми. Куприн, биография которого насыщена событиями, позже опять возвращается к реализму. Имеется в виду роман-хроника «Яма», в котором он описывает быт публичных домов, делает он это в привычной манере, всё так же натурально и ничего не скрывая. Из-за чего периодически получает осуждение критиков. Однако это его не останавливало. Он не стремился к новому, зато пытался улучшать и развивать старое.

Итоги

Биография Куприна (кратко о главном):

  • Родился Куприн Александр Иванович 7.09.1870 в городке Наровчат, Пензенского округа в России.
  • Умер 25.08.1938 г. в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.
  • Жил писатель на стыке столетий, что неизменно отражалось на его творчестве. Пережил Октябрьскую революцию.
  • Направление искусства - реализм и импрессионизм. Основными жанрами являются новелла и повесть.
  • С 1902 года жил в браке с Давыдовой Марией Карловной. А с 1907 года - с Гейнрих Елизаветой Морицовной.
  • Отец - Куприн Иван Иванович. Мать - Куприна Любовь Алексеевна.
  • Имел двух дочек - Ксению и Лидию.

Лучшее обоняние в России

Александр Иванович был в гостях у Фёдора Шаляпина, который назвал его самым чутким носом России при гостях. На вечере присутствовал парфюмер из Франции, который решил проверить это, предложив Куприну назвать основные компоненты своей новой разработки. К величайшему удивлению всех присутствующих он справился с заданием.

Кроме того, у Куприна была странная привычка: при встрече или знакомстве он обнюхивал людей. Многих это обижало, а некоторых восхищало, они утверждали, что благодаря этому дару он распознаёт натуру человека. Единственным конкурентом Куприна был И. Бунин, они часто устраивали состязания.

Татарские корни

Куприн, как настоящий татарин, был очень вспыльчивый, эмоциональный и очень гордился своим происхождением. Его мать из рода татарских князей. Александр Иванович часто облачался в татарское одеяние: халат и цветная тюбетейка. В таком виде он любил посещать своих друзей, отдыхать в ресторанах. Причём в этом облачении он садился как настоящий хан и щурил глаза для большего сходства.

Человек-универсал

Александр Иванович поменял большое количество профессий до того, как нашёл своё истинное призвание. Он попробовал себя в боксе, педагогике, рыболовстве и в актёрском деле. Работал в цирке борцом, землемером, пилотом, бродячим музыкантом и т. д. Причём главная его цель была не деньги, а бесценный жизненный опыт. Александр Иванович заявлял, что хотел бы стать животным, растением или беременной женщиной, чтобы испытать все прелести родов.

Начало писательской деятельности

Первый писательский опыт он получил ещё в военном училище. Это был рассказ «Последний дебют», произведение было достаточно примитивным, но все же он решил его отправить в газету. Это донесли руководству училища, и Александр был наказан (двое суток в карцере). Он дал себе обещание больше никогда не писать. Однако слова не сдержал, так как встретил писателя И.Бунина, который попросил его написать небольшой рассказ. Куприн в то время был на мели, а поэтому согласился и на заработанные деньги купил себе продукты и обувь. Именно это событие и подтолкнуло его к серьёзной работе.

Вот такой он, известный писатель Александр Иванович Куприн, сильный физически человек с нежной и ранимой душой и со своими причудами. Большой жизнелюб и экспериментатор, сострадающий и имеющий большую тягу к справедливости. Натуралист и реалист Куприн оставил в наследие большое количество великолепных произведений, которые вполне заслуживают звания шедевров.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. Из дворян. Отец Куприна – коллежский регистратор; мать – из древнего рода татарских князей Кулунчаковых.

Рано лишился отца; воспитывался в московском Разумовском пансионе для сирот. В 1888 г . А. Куприн окончил кадетский корпус, в 1890 г. – Александровское военное училище (оба в Москве); служил пехотным офицером. После выхода в отставку в чине поручика в 1894 году сменил ряд профессий: работал землемером, лесным объездчиком, управляющим имением, суфлером в провинциальной актерской труппе и др. Многие годы сотрудничал в газетах Киева, Ростова-на-Дону, Одессы, Житомира.

Первая публикация – рассказ «Последний дебют» (1889 ). Рассказ «Дознание» (1894 ) открыл серию военных рассказов и повестей Куприна («Куст сирени», 1894 ; «Ночлег», 1895 ; «Прапорщик армейский», «Брегет», оба – 1897 ; и др.), отразивших впечатления писателя от военной службы. Поездки Куприна по Южной Украине явились материалом для повести «Молох» (1896 ), в центре которой тема промышленной цивилизации, обезличивающей человека; сопоставление плавильной печи с языческим божеством, требующим человеческих жертвоприношений, призвано предупредить об опасности поклонения техническому прогрессу. Литературную известность принесла А. Куприну повесть «Олеся» (1898 ) – о драматичной любви выросшей в лесной глуши девушки-дикарки и приехавшего из города начинающего писателя. Герой ранних произведений Куприна – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х годов и испытания большим чувством. Среди других сочинений этого периода: «полесские рассказы» «В лесной глуши» (1898 ), «На глухарей» (1899 ), «Оборотень» (1901 ). В 1897 г . вышла первая книга Куприна – «Миниатюры». В том же году Куприн познакомился с И. Буниным, в 1900 – с А. Чеховым; с 1901 года участвовал в телешовских «средах» - московском литературном кружке, объединявшем писателей реалистичного направления. В 1901 году А. Куприн переехал в Санкт-Петербург; сотрудничал во влиятельных журналах «Русское богатство» и «Мир Божий». В 1902 году познакомился с М. Горьким; печатался в инициированной им серии сборников книгоиздательского товарищества «Знание», здесь в 1903 году вышел в свет первый том рассказов Куприна. Широкую популярность Куприну принесла повесть «Поединок» (1905 ), где неприглядная картина армейского быта с царящими в нём муштрой и полусознательной жестокостью сопровождаются размышлениями об абсурдности существующего миропорядка. Публикация повести совпала по времени с поражением российского флота в русско-японской войне 1904-1905 гг ., что способствовало её общественному резонансу. Повесть была переведена на иностранные языки и открыла имя писателя для европейского читателя.

В 1900-х – первой половине 1910-х гг . были опубликованы наиболее значительные произведения А. Куприна: повести «На переломе (Кадеты)» (1900 ), «Яма» (1909-1915 ); рассказы «Болото», «В цирке» (оба 1902 ), «Трус», «Конокрады» (оба 1903 ), «Мирное житие», «Белый пудель» (оба 1904 ), «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (оба 1906 ), «Гамбринус», «Изумруд» (1907 ), «Анафема» (1913 ); цикл очерков о рыбаках Балаклавы – «Листригоны» (1907-1911 ). Восхищение силой и героизмом, острое ощущение красоты и радости бытия побуждают Куприна к поиску нового образа – цельной и созидательной натуры. Теме любви посвящены повесть «Суламифь» (1908 ; по мотивам библейской Песни Песней) и «Гранатовый браслет» (1911 ) – трогательный рассказ о безответной и самоотверженной любви мелкого телеграфиста к супруге высокопоставленного чиновника. Куприн пробовал себя и в научной фантастике: герой повести «Жидкое солнце» (1913 ) – гениальный ученый, получивший доступ к источнику сверхмощной энергии, но скрывающий своё изобретение из опасений, что оно будет употреблено для создания смертоносного оружия.

В 1911 году Куприн переехал в Гатчину. В 1912 и 1914 гг. совершил путешествия во Францию и Италию. С началом Первой мировой войны вернулся в армию, однако уже в следующем году был демобилизован по состоянию здоровья. После Февральской революции 1917 года редактировал эсэровскую газету «Свободная Россия», несколько месяцев сотрудничал с издательством «Всемирная литература». После Октябрьской революции 1917 года , которую не принял, вернулся к публицистике. В одной из статей Куприн выступил против расстрела великого князя Михаила Александровича, за что был подвергнут аресту и кратковременному заключению (1918 ). Попытки писателя сотрудничать с новой властью не дали желаемых результатов. Примкнув в октябре 1919 года к войскам Н.Н. Юденича, Куприн добрался до Ямбурга (с 1922 Кингисепп), оттуда через Финляндию до Парижа (1920 ). В эмиграции были созданы: автобиографическая повесть «Купол св. Исаакия Далматского» (1928 ), повесть «Жанета. Принцесса четырех улиц» (1932 ; отдельное издание – 1934 ), ряд ностальгических рассказов о дореволюционной России («Однорукий комедиант», 1923 ; «Тень императора», 1928 ; «Царёв гость из Наровчата», 1933 ) и др. Для произведений эмигрантского периода характерны идеалистические образы монархической России, патриархальной Москвы. Среди других сочинений: повесть «Звезда Соломона» (1917 ), рассказ «Золотой петух» (1923 ), циклы очерков «Киевские типы» (1895-1898 ), «Юг благословенный», «Париж домашний» (оба – 1927 ), литературные портреты, рассказы для детей, фельетоны. В 1937 году Куприн вернулся в СССР.

В творчестве Куприна дана широкая панорама российской жизни, охватывающая почти все слои общества 1890-1910-х гг .; традиции бытописательской прозы второй половины 19 века сочетаются с элементами символизма. В ряде произведений воплотилось тяготение писателя к романтическим сюжетам и героическим образам. Прозу А. Куприна отличает изобразительность, достоверность в обрисовке характеров, насыщенность бытовыми подробностями, колоритный, включающий арготизмы язык.