Как описывается воробей Пашка в рассказе Растрепанный воробей? Маленький воробей и большие чувства Какой был пашка в рассказе растрепанный воробей

22.10.2020

? С. 157 Что ты можешь сказать о Маше: она любознательная? добрая? впечатлительная? Что известно о её семье: о маме, папе и няне Петровне?

Маша любознательная . Это видно из того, какие вопросы её волнуют: «И было непонятно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом…».

Маша добрая девочка – она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по её вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Впечатлительность Маши ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

Чтобы ответить на вопрос о Машиной семье, нам придётся ещё раз внимательно просмотреть текст. Машин отец был моряком, потом он «ушёл на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной».

Машина мама – балерина: «…она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Из текста понятно, что Петровна уже пожилой человек, что она добрая и немного строгая.

Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьём Пашкой?

Надо отметить, что ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна («…непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу»). Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.

Что же касается отношений Маши с воробьём Пашкой, то они дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесёт в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку.

Следующее задание («Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку») направлено на выявление одной из линий повествования. Можно ещё раз обратить внимание на название рассказа и отметить, что эта линия является одной из главных, по мнению самого автора.

Пашка ловкий, умный, смелый (пусть найдите подтверждение каждого из этих качеств). Коротко расскажите, что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома.

А теперь расскажи о случае с букетиком от лица Пашки. Получилось? Тогда попробуй посмотреть на этот же случай глазами Петровны!

Задание рассказать о случае с букетиком от лица разных героев рассказа (воробья Пашки и няни Петровны) развивает умение смотреть на мир глазами другого человека или животного. Чтобы выполнить это задание, мы должны хорошо представлять характеры тех героев, от лица которых мы будем говорить. Нужно ещё раз обратить внимание на то, что воробей Пашка шустрый, ловкий, умный, смелый, что он обожает Машу.

Важно, помнить, что нянюшка Петровна добрая, но строгая, немного ворчливая. Вспомните, что Петровна говорила о проделках вороны; как она относилась к воробью Пашке.

? - Жизнь меняется с течение времени, — сказала Анишит Йокоповна. — Эти изменения называются ИСТОРИЕЙ.

О каком важном историческом событии упоминается в рассказе?

Исторические события, которые упоминаются в рассказе: это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах и Великая Отечественная война.

Как исторические события сказались на жизни воробьёв?

Мы должны найти размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина, о происшедших вокруг переменах; ещё раз отыскать строчки, где рассказывается, как Машин папа уходил на войну и был там ранен.

Рассказ «Растрепанный воробей» написал К. Г. Паустовский. Это история о дружбе маленькой девочки Маши и воробья Пашки. В данном рассказе есть и другие персонажи. Это ворона, которая воровала вещи у Машиной мамы, а также сама мама – Петровна. В рассказе события разворачиваются вокруг украденного вороной стеклянного букетика, подаренного Машинным папой.

Описание воробья

Воробей Пашка является главным действующим лицом в этом рассказе. Именно через его образ писатель выражает мысль о том, что необязательно быть большим и сильным, чтобы победить врага. Главное, что умение объединяться. Не нужно бояться, а надо стараться помочь близким, преодолевая свой страх. Поскольку именно воробей Пашка является главным персонажем, его образ следует разобрать более подробно:

  • воробей хитер. Ведь он притворился мертвым, когда ворона застала его в своем жилище. Воробей даже не выдал себя, когда ворона постукивала ему по голове клювом, проверяя его состояние;
  • когда Пашка лежал на снегу, и ему было очень больно, он описан совершенно беспомощным. Ему не на кого было рассчитывать;
  • воробей обладает чувством благодарности. Маша спасла его, и он принес ей гусеницу, в надежде на то, что Маша ее съест. Так он отблагодарил человека за свое спасение;
  • Пашка сумел отомстить вороне. Он ловко забирался к ней в жилище и воровал разные предметы. Их ворона очень берегла. Они была жадная и больше боялась, что их кто-нибудь украдет;
  • воробей описан смелым и находчивым. Он сумел созвать всех воробьев округи и организовать нападение на ворону. Пашке нужно было вернуть Маше стеклянный букетик, который был дорог ей. И он сумел это сделать.

Таким образом, воробей описан хитрым, беспомощным, мстительным и храбрым, а также благодарным.

Как меняется образ Пашки

Сначала, воробей показан в условиях обычной жизни. Будучи голодным, он попытался обокрасть ворону, но у него ничего не получилось. Затем, после спасения Машей, он начал испытывать к ней чувство благодарности. В результате, воробей Пашка решился на отважный поступок. Он помог Маше вернуть букетик, отняв его у вороны.

  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
Пашка ведёт себя как неравнодушный человек .
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый .
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство
.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе “Растрёпанный воробей” животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

“маленький растрёпанный воробей по имени Пашка”, “прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить”, “начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше”, “как маленький пушистый снаряд”, “нахохлился и задумался”, “почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся”, “собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк”, “было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки”, “воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет”.

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром.

Константин Паустовский “Растрепанный воробей” – эту сказку читают многие дети по школьной программе. В данной статье мы разберем краткое содержание произведения, кто его главные герои и какова главная мысль. Статья может быть полезна для заполнения читательского дневника или для принятия решения о выборе книги с рассказами и сказками этого выдающегося автора.

Здравствуйте уважаемые читатели, описывая книги , я поняла, что данное произведение нужно вынести в отдельную статью. Иначе 5 книг, с которыми очень хотелось познакомить родителей, не смогли бы быть охвачены достойным вниманием. Перейдя по ссылке выше, вы сможете увидеть их список.

Паустовский Растрепанный воробей – краткое содержание, пересказ

В послевоенной Москве, жила девочка Маша со своей мамой и нянюшкой. Ее папа был моряком и участвуя в войне был ранен, чуть не утонул, но выжил. В то время нужно было восстанавливать Родину и отец Маши работал на Камчатке, дома его видели редко. Мама девочки была балериной в Большом театре. Кстати, название театра ни разу не упоминается, но описываются чугунные лошади с управляющим их человеком. Что дает нам понять куда именно каждый вечер уходила на репетиции мама.

Девочка проводила вечера с нянюшкой, и пока та отдыхала, Маша любила смотреть в окно. История произошла зимой, Константин Паустовский тонко касается жизни птиц в это время года. Рассказывая о том, что во времена, когда люди всё больше передвигались на повозках, птицам зимой доставались зерна из лошадиного корма. Теперь же, когда народ передвигается на автомобилях, пичужкам приходится трудно. Неподалеку от здания, в котором проживала девочка, стоял ларек. Летом в нем продавали мороженное, на зиму забивали досками. Вот в нем и поселилась ворона, которая каждый вечер протискивалась в открытую форточку квартиры и воровала кусочки еды.

В том же районе обитал воробей Пашка. Как-то раз он решился залезть в ларек, чтобы полакомиться запасами вороватой вороны. Но не успел он влететь, как та клюнула его по голове и выкинула на улицу. Маленькую пичужку подобрал милиционер, посадил в варежку, а потом предложил воробушка Маше. Девочка с удовольствием согласилась, отнесла птичку домой, накормила, отогрела. Теперь воробей мог влетать в открытую форточку когда хотел. Он был очень благодарен девочке и старался, как мог, отблагодарить ее, принося “сувениры”.

Одним вечером мама Маши достала очень хрупкую брошь в виде букета. Она попросила девочку не трогать ее, объяснив, что это подарок ее отца и она будет очень расстроена если с брошью что-либо случится. Когда мама ушла на очередную репетицию, а нянюшка всё еще дремала, девочка решила посмотреть как ворона таскает вещи. Она приоткрыла форточку, спряталась за шифоньер и стала ждать. Воровка вскоре появилась, но какого же было изумление, когда Маша увидела, что именно она забрала. Мамину брошь!

Мама так сильно плакала, что даже девочка разрыдалась вместе с ней. Оказалось, что папа Маши подарив эту брошь, попросил приколоть ее и подумать о нем, когда жена выступит в Большом театре в роли Золушки. И вот день настал. Девочка с нянюшкой пришли в театр, где выступала мама, играл оркестр и Маше с трудом верилось, что эта хрупкая красавица ее мама. В конце представления в зал влетел воробей, он сделал несколько кругов и выронил из клюва пропавшую брошь прямо в руки Золушки.

Оказалось, Пашка нашел как отблагодарить Машу. Он подслушал, что ворона утащила нечто ценное. Пролетел за Машиной мамой, чтобы узнать где та работает. А затем собрал стаю воробьев и они напали на ларек. Так маленький воробушек сотворил поступок подобный сказке.

– Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?

– Да, – ответила помолчав, мама.

– А почему ты плачешь?

– Потому что радуюсь, что такие люди как твой папа, бывают на свете.

– Вот и не правда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.

– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой плачут.

Растрепанный воробей – главные герои

Вот такая прекрасная сказка, со счастливым концом, написана Константином Паустовским. Давайте посмотрим кто же ее главные герои:

  • Девочка Маша;
  • ворона;
  • воробей Пашка.

Самым главным героем, Паустовский Растрепанный воробей, сделал Машу. Какая она? Добрая – она заботится о слабом, раненном воробушке.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила.

Она любит маму и переживает потерю папиного подарка вместе с ней.

А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.

Еще девочка любознательная.

И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.

Именно из-за этого ее качества и произошла неприятность.

Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Что можно сказать о вороне? Она вызывает большой интерес у девочки, которая вместе с нянюшкой, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате.

Непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона таскает со стола объедки еды, что неудивительно зимой. Но она не всё съедает, многое заталкивает в расщелины ларька. Также она умна и не любит вторжения на свою территорию.

Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

А что нам известно о третьем главном герое – воробье Пашке? Он ловкий смелый и полон благодарности к девочке. Отношения Маши с воробьем дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Он постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. И самое главное – именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Паустовский Растрепанный воробей – второстепенные герои

  • Мама девочки;
  • няня Петровна;
  • отец Маши;
  • милиционер.

Мама Маши балерина, которая практически все вечера находится на репетициях. Она готовится к выступлению в роли Золушки. Нам известно, что женщина очень любит мужа и скучает по нему. Бережно хранит подаренную им брошь и хочет ее надеть в день выступления, чтобы хоть частично почувствовать его присутствие.

Няня Петровна – это пожилая женщина, которая постоянно находится с Машей. Она добрая и немного строгая. Вечером она отдыхает на диване, а перед сном открывает форточку, чтобы проветрить помещение.

Отец Маши – это косвенный персонаж, о котором мы знаем из мыслей мамы и воспоминаний самой девочки.

Ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием Камчатка, и вернется нескоро, только весной.

Милиционер – мужчина с добрым сердцем, который не только подобрал раненого Пашку, но согрев его в своей рукавице, предложил Маше взять его домой. Мы знаем, что он курил табак, крошки которого Пашка обнаружил в его кармане. А также, что милиционер исправно выполнял свои обязанности.

Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.

Паустовский Растрепанный воробей – главная мысль

Сказка Растрепанный воробей пронизана волшебством. Паустовский хотел донести мысль, что в обычной жизни тоже есть место волшебству. А как иначе объяснить то, что птица поняла переживания девочки и помогла ей в трудную минуту? Главным чудом в произведении является любовь, которая связывает его героев – их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.

Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик, если не он сам, смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Сказка наполнена любовью, которую испытывают друг к другу все действующие лица. И все же присутствует немного печали от расставания мамы с любимым мужем, Маши с отцом и постоянно отсутствующей мамой. Но это жизнь и в ней есть место верным друзьям как Пашка, любви к ближним независимо от того далеко они или близко.

Уважаемые читатели, я надеюсь вы нашли полезным мой полный разбор произведения. Если вы помогаете ребенку с домашним занятием, то обсудите все описанные мною моменты и уверена, что ваш школьник не только получит заслуженную 5-ку, но также глубже поймет произведение, которое написал Константин Паустовский Растрепанный воробей.

  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
Пашка ведёт себя как неравнодушный человек .
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый .
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство
.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе "Растрёпанный воробей" животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

"маленький растрёпанный воробей по имени Пашка", "прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить", "начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше", "как маленький пушистый снаряд", "нахохлился и задумался", "почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся", "собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк", "было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки", "воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет".

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.