Михаил евграфович салтыков щедрин биография интересные факты. Интересные факты из жизни салтыкова-щедрина. Военная служба. Ссылка в Вятку

23.06.2020
ღ Салтыков-Щедрин его любовь ღ

«Любви все возрасты покорны», - писал Пушкин в своем «Онегине». И это своим примером доказал другой знаменитый выпускник Царскосельского лицея - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Он всю жизнь прожил в браке с одной и той же женщиной. Звали ее Лиза, в семье - Бетси. С будущей супругой Щедрин познакомился, когда был в вятской ссылке. Это произошло в доме его непосредственного начальника - вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина.

У Лизы была близняшка Анна, и Салтыков-Щедрин с первой секунды знакомства был очарован кудряшками на голове и серыми глазами сестер. Пикантность ситуации заключалась в том, что сердце 26-летнего писателя покорили… 12-летние девочки.
Поначалу Михаил Евграфович влюбился в обеих, но почему-то в итоге выбор пал именно на Лизу. Салтыков-Щедрин писал:

«То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!»


Разумеется, никто в этот роман не верил и ни о какой женитьбе и слышать не хотел. Особенно мать самого Михаила Ольга Михайловна, которую, помимо возраста Лизы, смущал еще и тот факт, что Бетси не имела состояния. Кроме того, об обеих девочках Болтиных шла дурная слава, которая впоследствии не позволила второй близняшке Анне выйти замуж, несмотря на ее миловидность и дворянское происхождение.
Вскоре семью Болтина перевели во Владимир, и Салтыков-Щедрин, по легенде, дважды их навещал, не в силах пережить разлуку с любимой, хотя ему было категорически запрещено покидать Вятку. Болтин тоже не приветствовал нежные чувства, которыми Михаил Евграфович воспылал к его дочери, он справедливо считал, что Бэтси слишком юна. И когда Щедрин впервые попросил руки и сердца девочки - на тот момент ей едва исполнилось 15, - Аполлон Петрович взял себе год на раздумья.


В итоге Салтыков-Щедрин был вынужден ждать, пока возлюбленная отметит 16-летие. Но мать писателя все равно отказалась давать согласие на брак. Михаил женился против ее воли. В ответ Ольга Михайловна не приехала на свадьбу, а на бракосочетании присутствовал лишь один из братьев Щедрина - ради приличия.
В браке у супругов 17 лет не было детей. Но в конце концов у пары родились сын Константин и дочь, которую назвали в честь матери Лизой. Современники всерьез сомневались, что дети были от Салтыкова-Щедрина, так как подозревали Болтину в распутстве. Сам Михаил Евграфович полагал, что как минимум сын - его, хотя Константин Михайлович был совершенно не похож на писателя.
В целом отношения между супругами не ладились, Елизавета Аполлоновна со временем стала капризной, у нее испортился характер, а об ее взбалмошности ходили легенды. Впрочем, очевидцы утверждают, что это было прямым следствием вспыльчивого характера самого Михаила Евграфовича, который довел своими претензиями поначалу мягкую и терпеливую супругу и который постоянно попрекал Бетси тем, что ее идеалы были «не весьма требовательными», а познания в науках неглубокими.


«У жены моей идеалы не весьма требовательные, - комментировал ситуацию Салтыков-Щедрин. - Часть дня (большую) в магазине просидеть, потом домой с гостями прийти и чтоб дома в одной комнате много-много изюма, в другой много-много винных ягод, в третьей - много-много конфет, а в четвертой - чай и кофе. И она ходит по комнатам и всех потчует, а по временам заходит в будуар и переодевается…»


Несмотря на то, что Болтина прожила с Салтыковым-Щедриным всю жизнь, она быстро в нем разочаровалась, называла «мерзавцем», обвиняла в том, что «испортил ей жизнь», а в комнате мужа появлялась лишь с целью попросить денег. А он, как уверяло ближайшее окружение писателя, продолжал ее боготворить, баловать и не обращал внимания на женины причуды и сплетни вокруг ее имени.
Даже перед смертью Михаил Евграфович сделал все возможное, чтобы после его ухода любимая Бетси была под присмотром:

«Милый Костя! - писал он сыну, - …вот тебе мой завет: люби мать и береги ее; внушай то же и сестре. Помни, что ежели вы не сбережете её, то вся семья распадется…».

Биография Салтыкова-Щедрина выказывает не просто талантливого писателя, но и организатора, желающего служить стране, быть ей полезным. Его ценили в обществе не только как творца, но и как чиновника, болеющего за интересы народа. Кстати, его настоящая фамилия - Салтыков, а творческий псевдоним - Щедрин.

Образование

С детства, проведенного в тверском губернском имении отца, старинного дворянина, находящегося в селе Спас-Угол, начинается биография Салтыкова-Щедрина. Эту пору своей жизни писатель позже опишет в романе «Пошехонская старина», изданном после смерти.

Начальное образование мальчик получал дома - у отца были свои планы по части учебы сына. А десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт. Однако его таланты и способности на порядок превышали средний уровень этого учреждения, и через два года как лучший ученик он был переведен «за казенный кошт» в Царскосельский лицей. В этом учебном заведении Михаил Евграфович увлекся поэзией, однако вскоре понял, что стихи сочинять - не его стезя.

Чиновник военного министерства

Трудовая биография Салтыкова-Щедрина началась в 1844 году. Молодой человек поступает на службу помощником секретаря в канцелярию военного министерства. Его захватывает литературная деятельность, которой он уделяет гораздо больше душевных сил, чем чиновничьей. Идеи французских социалистов и влияние взглядов Жорж Санд просматриваются в его ранних произведениях (повестях «Запутанное дело» и «Противоречия»). Автор остро в них критикует крепостное право, отбрасывающее Россию относительно Европы на столетие назад. Молодой человек высказывает глубокую мысль о том, жизнь человеческая в обществе не должна быть лотереей, она должна быть жизнью, и для этого нужен другой общественный уклад этой самой жизни.

Ссылка в Вятку

Закономерно, что биография Салтыкова-Щедрина в годы правления императора-деспота Николая I не могла быть свободной от репрессий: публичные вольнолюбивые мысли не приветствовались.

Высланный в Вятку он служил в губернском правлении. Много сил и времени уделял службе. Карьера чиновника удавалась. Уже через два года его назначают советником губернского правления. Благодаря частым командировкам и деятельному вниканию в дела народные накапливаются обширные наблюдения за российской действительностью.

В 1855 году заканчивается срок ссылки, и перспективного чиновника переводят в родную Тверскую губернию в Министерство внутренних дел по делам ополчения. Фактически на малую родину вернулся уже другой Салтыков-Щедрин. Биография (краткая) возвратившегося писателя-чиновника содержит еще один штрих - по приезду домой он женился. Супругой его стала Елизавета Аполлоновна Болтова (вятский вице-губернатор благословил свою дочь на этот брак).

Новый этап творчества. «Губернские очерки»

Однако самым главным становится обретение им собственного литературного стиля: его регулярные публикации в московском журнале «Русский вестник» были ожидаемы литературной общественностью. Так массовый читатель познакомился с авторскими «Губернскими очерками». Рассказы Салтыкова-Щедрина презентовали адресатам тлетворную атмосферу отжившего крепостного права. Антидемократические государственные институты писатель называет «империей фасадов». Он обличает чиновников - «живоглотов» и «озорников», поместных дворян - «самодуров»; показывает читателям мир взяток и подковерных интриг…

Вместе с тем писатель понимает саму душу народа - это читатель ощущает в рассказах «Аринушка», «Христос воскрес!» Начиная с рассказа «Введение», погружает адресатов в мир правдивых художественных образов Салтыков-Щедрин. Биография краткая, касающаяся творчества, на рубеже написания «Губернских очерков» оценена им же самим предельно лаконично. «Все, что я писал до этого - было вздором!» Русский читатель наконец увидел яркую и правдивую картину обобщенного провинциального города Крутоярск, материал для изображения которого был собран автором в вятской ссылке.

Сотрудничество с журналом «Отечественные записки»

Следующий этап творчества писателя начался в 1868 году. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович оставил государственную службу и полностью сосредоточился на литературной деятельности.

Он начал тесно сотрудничать с некрасовским журналом «Отечественные записки». Писатель издает в этом печатном издании свои сборники рассказов «Письма из провинции», «Признаки времени», «Дневник провинциала…», «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» (полный перечень гораздо длиннее).

Талант автора, по нашему мнению, наиболее ярко проявился в полной сарказма, тонкого юмора повести «История одного города». Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович мастерски иллюстрирует читателю историю собственного собирательного образа «темного царства» города Глупов.

Перед взором адресатов проходит сонм правителей этого города, которые были у власти в XVIII-XIX веках. Каждый из них умудряется оставить социальные проблемы без внимания, при этом со своей стороны компрометируя городскую власть. В частности, градоначальник Брудастый Дементий Варламович правил таким образом, что спровоцировал горожан на смуту. Другой его коллега, Пётр Петрович Фердыщенко, (бывший денщик всесильного Потемкина) умер от обжорства, объезжая вверенные ему земли. Третий, Василиск Семёнович Бородавкин, прославился тем, что развернул против своих подданных настоящие боевые действия и уничтожил несколько слобод.

Вместо заключения

Жизнь Салтыкова-Щедрина простой не была. Человек неравнодушный и деятельный, он не только как писатель диагностировал болезни общества и демонстрировал их во всей неприглядности для обозрения. Михаил Евграфович как государственный чиновник в меру своих сил боролся с пороками власти и общества.

Его здоровье подкосила профессиональная утрата: Властью был закрыт журнал «Отечественные записки», с которым писатель связывал большие личные творческие планы. Он умер в 1889 году и согласно своему завещанию был погребен рядом с ушедшим шестью годами ранее Иваном Сергеевичем Тургеневым. Общеизвестно их творческое взаимодействие при жизни. В частности, Михаила Евграфовича к написанию романа «Господа Головлевы» вдохновил Тургенев.

Писатель Салтыков-Щедрин глубоко почитаем потомками. В его честь названы улицы, библиотеки. На малой родине, в Твери, открыты мемориальные музеи, также установлены многочисленные памятники, бюсты.

Лучшее изображение Салтыкова, прекрасно передающее его характер.

1. Салтыков-Щедрин учился в московском дворянском институте, а потом как лучший ученик был переведен в Царскосельский лицей. Русские писатели не блистали привилегированным и вообще хорошим образованием. Исключение - Пушкин и Салтыков.

2. Салтыков, вопреки распространенному мнению, не имел никакого отношения к аристократическому роду Салтыковых. Фамилия его предков не Салтыковы, а Сатыковы, это захудалые провинциальные дворяне. Подобное обстоятельство создало в Лицее совершенно невыносимую ситуацию. Одноклассники-аристократы путали мальчика с «настоящими» Салтыковами, а узнав, что перед ними однофамилец, презрительно фыркали. В результате «Миша Пселдонимов» из ребёнка-отличника превратился в неопрятного огрызающегося подростка, и в этом состоянии нервно-эмоционального срыва провёл всю жизнь. Никаких дел с Салтыковым иметь было нельзя. При несомненных интеллектуальных способностях и прекрасном литературном даре он отличался эмоциональной тупостью, обидчивостью и в бытовой жизни вёл себя как подросток дурак.

В зрелом возрасте Салтыков оброс бородой и стал таращить глаза, делая справедливое лицо. Получалось не очень, но в тираж пошло именно это. В последствие услужливыми художниками и ретушёрами образ доведен до библейского гротеска, так что Салтыков полностью потерял своё лицо.

3. Салтыков, как большинство людей его времени и его круга, испытывал особую тягу к карточным играм, но в отличие от Некрасова, как, опять же, большинство тогдашних людей, играл по маленькой (играть без денег в карты считалось бессмыслицей). Играл Салтыков очень плохо, потому что ему не приходило в голову блефовать, и он совершенно не учитывал психологию и манеру игры своих соперников. При этом игру он воспринимал как серьёзное дело, и проигрыши его очень раздражали. Проиграв, он никогда не считал, что в чём-то ошибся, и по-детски сваливал всю вину на партнёров. Хорошо знавшие его близкие стремились перевести дело в шутку. Игра с чужими неизбежно приводила к скандалу.

4. Мать Салтыкова была из рода богатых купцов Забелиных. Когда она вышла замуж, ей было 15 лет, а мужу - 40. В молодости она была кровь с молоком, потом расплылась в толстую некрасивую женщину. В семействе Салтыковых родилось 9 детей: 6 мальчиков и 3 девочки. Из них только одна девочка умерла в детстве. Воспитание с самого начало было полностью в руках матери, отец детьми не интересовался. Поэтому можно сказать, что Щедрин по бытовой культуре вообще не был дворянином. Это очень важное обстоятельство. Культурный перепад между русскими дворянами и купцами того времени - два поколения. На наши деньги дворяне это интеллигенты, купцы - трудящиеся. С кулачищами, матерной руганью и водкой. Мать Салтыкова была грубым ограниченным человеком, детей держала в чёрном теле и постоянно била.

Вместе с тем по своим природным качествам Салтыкова была неглупой, хорошо разбиралась в личных качествах детей и образцово вела хозяйство. Денег у неё было не так много, тем не менее, она всем детям дала хорошее воспитание и обеспечила финансовую поддержку.

Первое время Мишенька (шестой ребенок в семье) был её любимчиком, но в подростковом возрасте отношения резко ухудшились, Миша в её глазах стал худшим, самым неудачным сыном. Со временем это мнение только укрепилось. Она его считала дураком и подлецом, - в общем небезосновательно. Такого же мнения придерживались и другие члены семьи.

5. После окончания лицея перед Салтыковым были открыты все пути, он устроился на работу в военное министерство. В 18 лет, как выпускник лицея он имел уже чин коллежского секретаря (гражданский эквивалент штабс-капитана). Однако его карьера не сложилась, так как с точки зрения социальной он окончил лицей с волчьим билетом. Смысл учёбы в подобных заведениях прежде всего в установлении пожизненной системы знакомств, с помощью которых можно делать быструю карьеру. Но Щедрин был классным изгоем, о чём сразу и было доложено по начальству.

В этой ситуации Щедрин решил начать карьеру литератора, но быстро попал под раздачу за в общем невинную (и бездарную) повестушку. Его выслали в провинцию.

6. Как это ни парадоксально, ссылка стала первым удачным шагом его чиновничьей карьеры. В далекой Вятке все факты биографии молодого Салтыкова: лицей, громкая фамилия, высочайшая опала - слились в единое сияние. Повторяю, и опала, потому что быть сосланным по высочайшему повелению означало поссориться с царём, то есть быть с ним на короткой ноге. Таких людей уважали и боялись, прекрасно понимая, что если личный контакт есть, то как поссорятся, так и помирятся, а не по уму услужливому псарю отвесят потом такого тумака, что мало не покажется. Поэтому относились в провинции к опальным, как к королевским бастардам - предупредительно. Салтыков сразу стал чиновником особых поручений при губернаторе, жил-не тужил, а после восшествия на престол Александра II действительно получил причитающееся удостоившемуся высочайшего пинка отличие - его назначили сначала рязанским, а потом тверским вице-губернатором. На этих должностях Салтыков вёл себя нагло, хамил и самодурствовал, а непосредственное начальство ничего не могло поделать, так как идиот пользовался высочайшим покровительством.

7. Интересно, что конец карьере Салтыкова положил эпизод «ссоры двух генералов». Будучи крупным чиновником министерства финансов, Салтыков начал травить тульского губернатора Шидловского. Губернатор ничего не мог поделать, так как и у него и у Салтыкова был один и тот же чин - действительного статского советника (генерал-майора). Салтыков распоясался до того, что опубликовал против Шидловского фельетон «Губернатор с фаршированной головой». Скандалиста убрали в другой город, и после неизбежного скандала и с тамошним губернатором, уволили. Очевидцы вспоминали, что находясь на службе, Салтыков непрерывно орал на подчинённых, а на поданных документах любил ставить идиотские вердикты: «Чушь!», «Галиматья!», «Болван!»

Сестры Болтины

8. Находясь в провинции, молодой Салтыков влюбился в двух дочек местного вице-губернатора, и начал за ними ухаживать. Девочкам было, однако, 12 лет. Одной из них он сделал предложение в 14, её отец с большим трудом отложил брак на год. Мать и все родственники Салтыкова бойкотировали венчание и свадьбу (из приличия был лишь один из братьев). Существует мнение, что неудовольствие матери вызвал возраст невесты и отсутствие приданого. И то и другое маловероятно. Первое, потому что сама она в таком же возрасте вышла замуж (причем не за 30-ти, а за 40-летнего), а во-вторых, потому что отсутствие приданого вещь огорчительная, но православное приданое не мусульманский калым - ничего позорного в этом для семьи нет. Дело в том, что о вице-губернаторских дочках шла нехорошая слава, такая, что вторая дочь потом так и не смогла найти себе мужа, хотя была миловидной и из дворянской семьи.

9. Жена Салтыкова всю жизнь изменяла ему направо и налево, открыто насмехаясь над своим супругом. Что не мешало ей жить за его счет и жить хорошо. У неё подряд родились сын и дочь - через 17 лет бездетного брака. Салтыков почему-то был уверен, что по крайней мере сын - его, хотя он совершенно не был на него похож. В последние годы жизни дочь-подросток прилюдно издевалась над больным отцом вместе с матерью. Сын вёл себя сдержанно, но в зрелом возрасте написал пренебрежительные воспоминания об отце.

10. Лучшее произведение Салтыкова, роман «Господа Головлёвы» есть ни что иное, как карикатурное описание семьи, в которой он родился и вырос. Вывел он там почти всех, дав галерею социальных уродов. Правда посередине галереи находится зияющий провал - изобразить свой светлый образ Михаил Евграфович «забыл». Больше всего в романе досталось «милому другу маменьке» (недавно умершей) и старшему брату Дмитрию, почтенному отцу семейства. Дело в том, что в 60-х годах Салтыков взял у матери в долг крупную сумму денег для покупки имения. Имение он купил, но никакого дохода оно не приносило (потому что требовало хозяйственного управления, к чему Салтыков был абсолютно неспособен). Тогда Салтыков сказал, что денег он матери не вернёт. Та в счет погашения долга стала удерживать часть доходов с имения, находившегося с совместном владении с сыном, а затем обошла его в распределении наследства. За наследство Салтыков начал судебную тяжбу со старшим братом Дмитрием Евграфовичем. Так появился знаменитый персонаж «Иудушка» - именно в это время писались «господа Головлёвы».

11. Последние годы жизни Салтыков стал публично ныть, что он тяжело болен и никому не нужен, что его забыли. Как кипятком ошпаренная толпа почитателей наперегонки бросилась к великому сатирику с визитациями. Гостей Салтыков встречал с лицом советской уборщицы: «ходют тут всякие», а то и просто отказывал в приеме. Народ понял, что ведет себя как-то не так и успокоился. Салтыкова лечили три первоклассных доктора, включая лейб-медика Боткина, а незадолго до смерти к нему наведался Иоанн Кронштадский.

Вообще к Салтыкову (а не к его жене) мало кто ходил. У него не было друзей литераторов, личных друзей тоже. Так, заходило несколько чиновников его ранга - партнёров по карточным играм. Исключение составляли два необычных посетителя - генерал Трепов и Лорис-Меликов.

Лорис-Меликов хаживал к нему в период своего фавора, а Трепов в отставке, после того, как его сделала инвалидом полоумная Вера Засулич. Напомню, что Лорис-Меликов был фактически премьер-министром, а Трепов до своей отставки - Санкт-Петербургским градоначальником. Кроме того, Трепов был королевских кровей.

По поводу подобного знакомства можно строить всякого рода конспирологические теории, но думаю, ларчик открывался просто. И тот и другой были, как это ни парадоксально, поклонниками его литературного таланта.

С исторической Россией возник культурный разрыв, и мы не понимаем многих вещей. Для современного читателя какая-нибудь «История одного города» это мрачная разделочная вещь, могильная плита на тысячелетней русской истории. Но для людей 19 века это было мальчишеским озорством - смешным, грубым, но легковесным.

Такова особенность русского диалога. Русская речь - южная, а русский характер - северный. Получается бенгальский огонь. Вроде ссора на смерть, лаются два сумасшедших хама, а пролаялись и ничего, сидят рядом, как ни в чём не бывало.

Поэтому особой сатиры у русских, как это ни парадоксально, нет. То, что считается сатирой, на самом деле подростковый юмор. Так и надо читать «Историю одного города» и «Сказки». Сатира это Лесков (например, «Смех и горе»), но тоже не огнедышащая. То есть не социальная, а психологическая. Как у Гоголя. Такой же психологической сатирой является щедринская «Современная идиллия». «Господа Головлёвы» - это другое, там мера перейдена, но следует учесть, что в этом СТРАННОМ произведении сам Салтыков-Щедрин тоже Головлев и как бы не сам Иудушка.

Поэтому и ходили к «великому сатирику» Трепов и Лорис-Меликов, а он их принимал. Они его не считали врагом. Это национальная специфика.

После 17 года к власти в России пришли нерусские и стали читать Щедрина тоже не по-русски. А по-русски «назови хоть горшком, только в печь не клади».

12. Когда хоронили Некрасова, за катафалком ехали кареты, в одной из которой сидел Салтыков со знакомыми. Хохоча, Салтыков предложил соседям пока суть да дело сыграть в карты в память умершего. Сыграли.

Все мы знакомы с язвительной манерой М.Е. Салтыкова-Щедрина высмеивать человеческие пороки, но такой ли он на самом деле? Что стало причиной саркастического отношения к государству, чьи образы были взяты за основу произведения «Господа Головлевы» и многие другие

интересные факты о Салтыкове-Щедрине .

Главным интересным фактом о Салтыкове-Щедрина считается история появления его фамилии. Салтыков-Щедрин — это не настоящая фамилия, точнее придумана ее вторая часть. Щедрин — это псевдоним. Сам поэт объясняет этим свою двойственность: Салтыков — это серьезный чиновник, а Щедрин — писатель.

Литератор был великолепным карьеристом. Первоначально он поступил служить в канцелярию помощником секретаря, однако, через два года был выслан из города за свои саркастические эпиграммы. В ссылке он продолжил заниматься любимым делом, служить на благо государства, и несколько раз занимал пост вице-губернатора. Поэтому кому, как не Салтыкову-Щедрину писать о пороках чиновничества и казнокрадстве. Он всегда старался бороться с такими чиновниками, поэтому ему нравилось занимать пост руководителя, чтобы очищать государственные структуры от взяточников.

Интересные факты о Салтыкове-Щедрине

  • Именно Салтыков-Щедрин сделал популярным жанр социально направленной сказки, используемый для разоблачения людских пороков

Биография Салтыков-Щедрин: интересные факты

  • Именно Салтыков-Щедрин придумал слово «мягкотелость».
  • Первоначально писатель планировал быть поэтом, писал стихотворные зарисовки, изучал зарубежные труды о рифмоплётстве, но вскоре осознал, что поэзия — это совершенно не его сфера деятельности.
  • Интересный факт из биографии Салтыкова-Щедрина: в лицейском аттестате у будущего писателя поведение было названо «довольно хорошим», а не «отличным». В списке его проступков были не только «курение, грубость, небрежность», но и «написание стихов неодобрительного содержания».
  • Щедрин женился во время ссылки на губернаторской дочери Е.А Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • В биографии Салтыкова-Щедрина отмечают один интересный и забавный факт: однажды литератор решил помочь дочери с уроками и написал за нее сочинение, которое учителем было оценено на два балла, подпись: «Не знаете русского языка».

Не пропусти! Интересные факты о Фете

  • Одну из повестей писателя Белинский раскритиковал в пух и прах, многие после такого точно перестали бы писать. Известный критик утверждал, что произведение «Противоречия» — ни что иное как идиотская глупость.

Биография Салтыков-Щедрин: интересные факты

  • В ссылке литератор провел 8 лет и был помилован только после смерти царя.
  • Писатель был похоронен в соответствии с просьбой в завещании рядом с И.С. Тургеневым.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин). Родился 15 (27) января 1826 года - умер 28 апреля (10 мая) 1889 года. Русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Михаил Салтыков родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851).

Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801-1874), была дочерью московского дворянина Забелина Михаила Петровича (1765-1849) и Марфы Ивановны (1770-1814). Хотя в примечании к «Пошехонской старине» Салтыков-Щедрин и просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Салтыкова-Щедрина позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.

В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) 1844 и 1845 год, написаны им также ещё в лицее все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии И. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

Ни одно из стихотворений Салтыкова-Щедрина (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков-Щедрин слыл под именем «мрачного лицеиста»).

В августе 1844 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В первой повести Салтыкова-Щедрина, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову-Щедрину - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Салтыкова-Щедрина.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели», может быть, и «Бедных людей», но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати.

В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 года он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти Салтыкова-Щедрина в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.

Провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах, в то время легко ускользавших от взора, Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались - и богатый запас сделанных им наблюдений нашли себе место в «Губернских очерках». Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял внеслужебными занятиями: сохранились отрывки его переводов из Токвиля, Вивьена, Шерюеля и заметки, написанные им по поводу известной книги Беккарии. Для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 стала его женой, он составил «Краткую историю России».

В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку (откуда он до тех пор только один раз выезжал к себе в тверскую деревню); в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (созванного, по случаю Восточной войны, в 1855). В его бумагах нашлась черновая записка, составленная им при исполнении этого поручения. Она удостоверяет, что так называемые дворянские губернии предстали перед Салтыковым-Щедриным не в лучшем виде, чем недворянская, Вятская; злоупотреблений при снаряжении ополчения им было обнаружено множество. Несколько позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнутая мало ещё распространенной тогда идеей децентрализации и весьма смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков.

Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных.

Собранные в одно целое, «Губернские очерки» в 1857 выдержали два издания (впоследствии - ещё множество). Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной», но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона мира кляуз, взяток, всяческих злоупотреблений наполняет всецело лишь некоторые из очерков; на первый план выдвигается психология чиновничьего быта, выступают такие крупные фигуры, как Порфирий Петрович, как «озорник», первообраз «помпадуров», или «надорванный», первообраз «ташкентцев», как Перегоренский, с неукротимым ябедничеством которого должно считаться даже административное полновластие.