Куда ведут лабиринты. Тайный смысл лабиринтов

20.04.2019
Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему — это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции.
Делия Стейнберг Гусман

Лабиринт — архитектурное сооружение, сконструированное таким образом, что, однажды попав в него, невозможно или очень трудно выбраться обратно; иногда это парк или сад, созданный по тому же принципу. В древних текстах упоминается пять великих лабиринтов: Египетский, расположенный, по Плинию, под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме. Лабиринты были распространены в доколумбовой Америке, в Индии, на Северном Кавказе. В Европе они встречаются на севере континента и в восточном Средиземноморье; при этом южные лабиринты представляют собой рисунки, а северные — выложены из камней или дерна. Изображения лабиринтов встречаются в средневековых готических соборах (например, знаменитая мозаика на полу собора в Шартре).

Лабиринт — это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение.

Лабиринт как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт — это обновление, преображение, новое рождение.

Древние греки связывали происхождение его названия labyrinthos с Критом. Характерный для критского религиозного культа топор с двойным лезвием назывался «лабрис». Эти слова родственны и происходят от доиндоевропейского слова, означавшего «камень». Лабиринт выражает идею круговорота «жизнь-смерть-жизнь» и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир; к погребальным обрядам и обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах.

Другим названием лабиринта, широко распространенным в Западной Европе, было «троя». Вергилий упоминает об обрядовых играх, называемых «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта символика связана с «Танцем Журавля», описание которого есть у Плутарха.

В древнем Египте , в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к собственной оси и символизируют избавление от сансары и законов кармы.

В кельтской мифологии эти сооружения отмечают входы в подземный мир. По некоторым легендам каменные лабиринты были построены руками великанов, и сегодня еще лабиринты иногда называют «Дорогами великанов». Другие обитатели мира иного, феи, танцевали при лунном свете на спиралях лабиринта.


В лабиринте

О ужас, эти каменные сети
И Зевсу не распутать. Изможденный,
Бреду сквозь лабиринт. Я осужденный.
На бесконечно-длинном парапете
Застыла пыль. Прямые галереи,
Измеренные долгими шагами,
Секретными свиваются кругами
Вокруг истекших лет. Хочу быстрей
Идти, но только падаю. И снова
Мне чудятся в сгущающемся мраке
То жуткие светящиеся зрачки,
То рев звериный. Или эхо рева.
Иду. За поворотом, в отдаленье,
Быть может, затаился наготове
Тот, кто так долго жаждал свежей крови.
Я столь же долго жажду избавленья.
Мы оба ищем встречи. Как и прежде,
Я верю этой меркнущей надежде.

Хорхе Луис Борхес

Мир — лабиринт. Ни выхода, ни входа,
Ни центра нет в чудовищном застенке.
Ты здесь бредешь сквозь узкие простенки
На ощупь, в темноте — и нет исхода.
Напрасно ждешь, что путь твой сам собою,
Когда он вновь заставит сделать выбор,
Который вновь заставит сделать выбор,
Закончится. Ты осужден судьбою.
Вдоль бесконечных каменных отростков
Двуногий бык, роняя клочья пены,
Чей вид приводит в ужас эти стены,
Как ты, блуждает в чаще перекрестков.
Бреду сквозь лабиринт, уже не веря,
Что повстречаю в нем хотя бы зверя.

Хорхе Луис Борхес

Лабиринт - это символ жизненного пути, извилистого и запутанного, но из которого всегда есть выход. Регулярно выполняя эту практику, начинаешь четко осознавать, что безвыходных ситуаций не бывает. Безвыходными они кажутся только нашему паникующему эго. И стоит лишь остановиться, успокоиться и начать двигаться по обозначенному пути, чутко прислушиваясь к себе, как сразу ситуация, казавшаяся неразрешенной, проясняется, часть проблем отваливается сама по себе, приходят инсайты, меняется мировосприятие и самоощущение.

Сегодня я предлагаю вам самостоятельно нарисовать семиповоротный лабиринт (одну из фигур сакральной геометрии), а потом пройти его. Почему важно нарисовать его самостоятельно? Потому что, его прорисовка - это уже и есть начало практики.

  • Во время практики важно «отключить голову», вернуть внимание в свое тело, стопы прижать плотно к полу, наблюдать за дыханием и за биением сердца. Быть максимально внимательным и чутким к себе, обращать внимание на то, что происходит в вашем теле: какие инсайты приходят, какие мысли, эмоции, ощущения возникают.
  • Дышать ртом. Дыхание через рот активирует правое полушарие, отвечающее за нашу интуицию, воображение, творческое самовыражение.
  • Представьте, как божественный свет, который льется на нас сверху из Источника, входит в нашу макушку, наполняя собой все наше тело, внутренние органы, спускается ниже и уходит к самому центру земли.
  • Положите ладони на лист бумаги формата А4 и озвучить намерение на эту практику.
  • Далее приступайте непосредственно к рисованию, оставаясь при этом в присутствии: чувствуйте, ощущайте, наблюдайте, дышите.
  • Лист расположите вертикально, найдите в нем центр (поделите пополам длину и ширину листа, прочертите прямые, центр пересечения этих прямых станет центром листа).
  • Отложите вверх по вертикальной линии 9 засечек с интервалом 1 см.
  • Возьмите циркуль, вставьте острие циркуля в центр листа, начертите из этого центра 9 окружностей радиусом 1 см, 2 см, 3 см, 4 см, 5 см, 6 см, 7 см, 8 см, 9 см. Окружности чертятся по часовой стрелке на выдохе. Пронумеруйте по порядку все окружности (для удобства). В итоге должна получиться заготовка для лабиринта - «мишень».
  • Далее приступайте к рисованию непосредственно самого лабиринта. Рисование лабиринта начинается с левого нижнего квадрата. Выберите интуитивно цвет фломастера (карандаша). Найдите четвертую окружность и, отступив 1,5 см от центральной вертикальной линии, обведите ее по часовой стрелке.
  • Не доходя до вертикальной линии 1 см, поднимитесь на окружность №2 и обведите ее против часовой стрелки.
  • Далее спуститесь по центральной вертикальной линии вниз на 9 окружность.

  • Обведите окружность 9 против часовой стрелки. Не доходя до вертикальной линии 1 см, поднимитесь на окружность 7 и обведите его по часовой стрелке. На седьмом круге, не доводя черту до центральной вертикальной линии примерно на 1,5 см, остановитесь. Первая спираль лабиринта готова.

  • Для второй спирали выберите другой цвет. Вторую спираль начинайте закручивать с правого нижнего квадрата.
  • На окружности 3, отступив 1,5 см от центральной вертикальной линии, начертите круг против часовой стрелки. Не доходя 1 см до вертикальной линии, спуститесь на окружность 5 и обведите ее по часовой стрелке, плавно пересекая центральную вертикальную линию и переходя на окружность 6. Обведите шестую окружность по часовой стрелке.

  • Не доходя 1 см до центральной вертикальной линии, спуститесь вниз на окружность 8 и обведите ее против часовой стрелки. Остановитесь за 2 см до центральной вертикальной линии. Ваш лабиринт готов!

Практика прохождения лабиринта

Перед «входом в лабиринт» сделайте несколько глубоких вдохов/выдохов и вспомните свое намерение. Далее начните медленно двигать пальцем по дорожке лабиринта, не пересекая линии. Делайте все очень медленно, отслеживая все эмоции, ощущения в теле, мысли, идеи, которые приходят в процессе движения. Если появляются страхи, тревоги, сомнения, просто наблюдайте за ними, продолжая глубоко дышать, и отпускайте их. Если с первого раза вам не удалось дойти до центра, вы сбились с пути, ничего страшного. Начните заново. Дойдя до центра, вы оказываетесь в пустоте, соединяетесь со своей интуицией. Побудьте в тишине в центре лабиринта. Возможно, в этот момент к вам придут какие-то осознания. Помните, что интуитивно полученное решение вопроса, значительно опережает его осознанно-логическое постижение. Когда почувствуете, что пора двигаться, начинайте свой путь обратно, также обращая внимание на все свои ощущения и инсайты. Лабиринт можно пройти несколько раз, если вы чувствуете в этом потребность или у вас остались еще вопросы.

Чудесного вам путешествия! 🙂

Лабиринт

План средневекового танца-лабиринта на мраморном полу собора в Шартре (Франция)

Лабиринт символизирует мир, Вселенную, непостижимость, движение, сложную проблему, заколдованное место. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных толкований, часто противоречивых, иногда пугающих.

Изображения лабиринта на домах считаются амулетом для защиты от враждебных сил и злых духов.

Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно.

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лабиринт Лабиринт (laburinJoV – labyrinthus) – название, обозначавшее у древних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землею или построенных выше ее поверхности, зал, камер, дворов и переходов,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Из книги 100 великих загадок истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

ЛАБИРИНТ: НИТЬ АРИАДНЫ ИЗ ДРЕВНИХ ВРЕМЁН С древних времён от различных культур мира до наших дней дошли странные сооружения - лабиринты, символизирующие, как считается, трудный, извилистый путь, коим люди идут в поисках истины. В чём же притягательность этого символа?

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Лабиринт План средневекового танца-лабиринта на мраморном полу собора в Шартре (Франция)Лабиринт символизирует мир, Вселенную, непостижимость, движение, сложную проблему, заколдованное место. Это символ таинственности, загадочности, имеющий множество различных

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

Лабиринт Магелланова пролива Нелегок был путь на юг, вот-вот должны были начаться непроходимые льды. Тогда - полное поражение. Но пока под килем волны океана, флотилия движется на юг.При виде разбитого «Сант-Яго» даже Магеллан, этот несгибаемый человек, растерялся и

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ЛАБИРИНТ - образ-метафора постмодернизма один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Х.-Л. Борхеса [см.] (см. эссе: “Сад расходящихся тропок” 1944; “Дом Астерия” 1949; “Абен- хакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте”, 1949 и др.) и У Эко [см.] (см.:

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

ЛАБИРИНТ - образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: "Сад расходящихся тропок", 1944; "Дом Астерия", 1949; "Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см.: "Имя розы", 1980;

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 2 автора Бурлака Андрей Петрович

Из книги Этно-путеводитель автора Этногенез Литературный проект

ЛАБИРИНТ В истории питерского рок-н-ролла фигурирует несколько групп, носивших имя ЛАБИРИНТ; судьба одной из самых интересных среди них (хотя, возможно, и наименее известной) связана по большей части с Академией художеств им. Репина, в стенах которой прошла бо?льшая

Из книги автора

ЛАБИРИНТ Судьба этого ЛАБИРИНТА вполне типична для эпохи, на которую выпало время ее существования, – вторую половину 70?х и самое начало 80?х: пригородные танцплощадки, провинциальная филармония и снова бесконечные танцы в дачных и курортных поселках, западные песни

Из книги автора

ЛАБИРИНТ В июне 1975 года в одном из стройотрядов Ленинградского электротехнического института на свет появилась группа, которая была призвана скрасить его бойцам ночи после трудного дня – иными словами, играла текущие хиты как зарубежных, так и отечественных

Из книги автора

Ростов-1. Лабиринт Год: 2013 Автор: Александра Давыдова, Лариса Бортникова Жанр: Альтернативная история, фантастика Издательство: АиФ, Этногенез ISBN: 978-5-906338-06-8, 978-5-85272-258-4 Кол-во страниц: 352 Описание: 2012 год. После окончания школы Макар Шорохов отказывается от поездки в Европу


Лабиринт - архитектурное сооружение, сконструированное таким образом, что, однажды попав в него, невозможно или очень трудно выбраться обратно; иногда это парк или сад, созданный по тому же принципу.

В древних текстах упоминается пять великих лабиринтов: Египетский, расположенный, по Плинию, под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме.

Лабиринты были распространены в доколумбовой Америке, в Индии, на Северном Кавказе. В Европе они встречаются на севере континента и в восточном Средиземноморье; при этом южные лабиринты представляют собой рисунки, а северные - выложены из камней или дерна.

Лабиринт - это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение.


Лабиринт как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт - это обновление, преображение, новое рождение.

Древние греки связывали происхождение его названия labyrinthos с Критом. Характерный для критского религиозного культа топор с двойным лезвием назывался "лабрис". Эти слова родственны и происходят от доиндоевропейского слова, означавшего "камень". Лабиринт выражает идею круговорота "жизнь-смерть-жизнь" и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир; к погребальным обрядам и обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах.

Другим названием лабиринта, широко распространенным в Западной Европе, было "троя". Вергилий упоминает об обрядовых играх, называемых "Троя", обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта символика связана с "Танцем Журавля", описание которого есть у Плутарха.
В древнем Египте, в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к собственной оси и символизируют избавление от сансары и законов кармы.

В кельтской мифологии эти сооружения отмечают входы в подземный мир. По некоторым легендам каменные лабиринты были построены руками великанов, и сегодня еще лабиринты иногда называют "Дорогами великанов". Другие обитатели мира иного, феи, танцевали при лунном свете на спиралях лабиринта.

Лабиринт-символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться.

Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды. Образ мира, человеческой жизни, может полагаться как в пространстве, так и во времени. В наибольшей степени образ лабиринта связан с символикой пути.

Лабиринт изображался в виде диска, семантически связывался с подземным миром и небом. Блуждания в лабиринте - извечное состояние человека, акцентирующее необходимость постоянно принимать решения, выбирать свой путь.
Прохождение лабиринта - это мистический путь к центру, охраняемому чудовищем, которое есть воплощение собственных пороков и слабостей. В то же время лабиринт - это и символ «неисповедимых путей Господних».

Лабиринт сродни мандале: путь из центра лабиринта - это эманация, нисхождение духа в материю, инволюция, тогда как путь к центру - это приближение к абсолюту и слияние с ним, эволюция. Лабиринт - это путешествие от смерти к рождению. Он охраняется управителем - «Царем лабиринта», который живет в самом центре, в сердце сооружения, являясь его владыкой и судьбой.

В мифе о Минотавре лабиринт предстает как воплощение смерти, но и женского начала (на кносских табличках упоминается о некоей «владычице лабиринта», возможно, это Ариадна, в этом случае лабиринт может рассматриваться как место священного брака).
Образ лабиринта связывается с обрядами инициации, и тогда спуск Тесея в лабиринт и выход из него - это как бы второе рождение через слияние с землей.

Некоторые лабиринты выступают в качестве защитных сооружений, предназначенных для улавливания злых духов; в этой своей функции они соотносятся с магическими узлами. Спиралевидный лабиринт на изображениях архаического периода может быть рассмотрен в качестве космологического образа, модели космических (астральных) процессов. Однако это нисколько не отменяет его значение в качестве образа микрокосма, поскольку символический закон соответствия гласит: «Что вверху, то и внизу».

Как правило, в религиозной традиции лабиринт - это архитектурное сооружение, однако иногда по принципу лабиринта создаются парки или сады. Конструкция некоторых храмов, в которых производился обряд инициации, включала элементы лабиринта. В средневековых церквах в виде мозаичного лабиринта иногда исполнялся пол. Изображение лабиринта на домах являлось апологетом защиты.

Лабиринты были местом посвящения во многих древних мистериях. Одни лабиринты были просто хитро сплетенными дорожками, обложенными камнями, другие находились под храмами в виде бесконечных подземных пещер, третьи были в горах и под горами.

Самый знаменитый лабиринт - Минотавра находился на Крите. Человеку-быку Астерию приносили жертвы. В мифе о Тесее, Ариадна, сестра Астерия, дала Тесею нить, которая помогла ему выбраться из лабиринта.

Византийские монастыри, окруженные стеной, назывались «лабра», отсюда славянское «лавра».

Метафору леса на Руси также можно связать с лабиринтом. С одной стороны, это задерживающая преграда, помогающая скрыться от врагов, с другой - требует определенных качеств: ориентации, возможности двигаться осмысленно по лесу. Только пройдя через щетку леса как через очистительное сито, герой приобретает возможность выхода из лесного лабиринта, обретает силы для дальнейших испытаний.

3 029

Просматривая на стенде музея личные письма Пушкина, многие ощущают какое-то энергетическое излучение, а экстрасенсы даже видят его. Согласно физике, известные атомы имеют вибрирующую энергетическую оболочку (атмосферу). Оккультная наука сообщает, что атом и клетка обладают энергетической структурой и элементарной памятью, используя которую талантливые целители успешно лечат больных.

Исследования показывают, что каждый знак письма имеет невидимое объёмное энергополе, состоящее из суммы энергетических полей множества чернильных частиц-атомов. Энергополя знаков (букв) объединяются в энергоструктуры слов, предложений. Об энергетической объёмности букв, знаков, символов, специалистам хорошо известно. При написании письма (знака, картины, иконы) автор автоматически, посредством зрения, передаёт энергетике текста свою мысль, вибрацию своего организма. Энергетика письма тоже может иметь разные цветовые оттенки, как и звучание музыки, о чём тоже много писалось. Над плоскостью письма постоянно присутствует слабая или сильная многослойная энергетическая “атмосфера”, которая вибрирует. Учитывая, что Пушкин обладал сильной энергетикой, можно ощутить, что от страниц его письма идёт сильная вибрация заложенной им мысли, чувства.


Древние жрецы хорошо знали о свойствах энергетики атомов, малых и больших тел, букв, знаков, символов, и могли использовать её при сооружении культовых объектов, концентрируя и преобразуя слабые и тонкие энергии из одного состояния в другое. Такими преобразователями земной и космической энергии являлись различные объёмные и плоскостные сооружения на поверхности земли и под землёй, в том числе в виде каменных лабиринтов и рисунков. Создавая лабиринты и знаки больших размеров из валунных и других камней, обладавших сильной энергетикой, жрецы закладывали в рисунок мысль с образованием вертикального энергопотока (канала связи) замыкая его на космос.

Загадочные рисунки лабиринтов северных районов России, Скандинавии, Америки и других мест планеты вызывают поток интригующих статей в газетах и журналах, где высказываются самые различные гипотезы их происхождения, вплоть до космического.
Лабиринты российского севера — это древние рисунки на поверхности земли, которые выложены из небольших (до 40 см.) диких камней-валунов, образующих валики и борозды. По периметру рисунок представляет фигуру в виде круга или овала диаметром до 10 метров. Лабиринты других районов земли (Гренландия, Северная и Южная Америки, Англия и др.) имеют иные формы и размеры. Они относятся к культовым сооружениям. Известно, что все культовые сооружения создавались с образованием вертикальных энергопотоков (каналов космической связи: дерево, столбы, курган, пирамида, храм, лабиринт и пр.) Лабиринты относятся к наименее трудоёмким видам культовых сооружений в малонаселённых местах, неприметных для постороннего глаза. Здесь, как и у костра, горит невидимый энергопоток, который поднимаясь вверх, собирается в центре, образуя вертикальный энергетический канал двустороннего действия. Сюда, как в храм, приходили местные жители, охотники, рыболовы. Интересно, что над местами древних стоянок (с кремниевыми орудиями труда, следами костров) также присутствуют вертикальные энергопотоки. Как храм, так и лабиринт устраивались в зонах природных энергопотоков, усиливая их. Современным специалистам известны такие энергетические зоны, которые нанесены на карты земного шара.


Размеры поперечного сечения зон энергетических излучений бывают от нескольких сантиметров до десятков километров. Они могут фотографироваться с самолетов и спутников. Вертикальные и иные энергопотоки в культовых сооружениях создавались на основе инженерных знаний и законов физики. Валики лабиринта выкладывались валунами и камнями, имеющими повышенное знергополе, которое могло быть дополнительно увеличено “намаливанием”. В сумме эти камни в энергопотоке Земли создают над рисунком единый многослойный энергокупол. При создании лабиринта камни ориентируются вверх наибольшей его энергетической излучающей стороной. О повышенных свойствах энергетического и теплового излучения валиков-рёбер хорошо известно в технике и широко применяется, в том числе и в отопительных батареях.

Лабиринтный рисунок несёт охранную и информационную роль. По нему можно визуально определить направление тех или иных тайных мест, захоронений… Лабиринты, как и храмы, не предназначались для захоронений, хотя в редких случаях захоронения были и в помещениях храмов.

Подобно известным лабиринтам, но на ином уровне исполнения, имеются загадочные знаки на полях Англии, Канады, и других стран. Эти знаки тоже имеют зоны вертикальных энергетических потоков, уходящих вверх в вниз. Знаки разнообразны и похожи на различной сложности геометрические фигуры, явно несущие осмысленную научную информацию, передаваемую кому-то. Примечательно, что этизнаки выполнены на хлебных полях, над которыми в период их созревания образуется сильное многослойное энергополе со вспыхивающими по вечерам зарницами (электрическими разрядами – “т ихими грозами”). Можно предположить, что энергетика хлебного поля увеличивает энергетику вертикальных каналов загадочных знаков. Природа появления этих знаков на хлебных полях пока точно не установлена. Одни исследователи считают, что это — результат воздействия НЛО и космических пришельцев, другие “винят” обитателей Земли: эльфов, гномов и др.
Использовались лабиринтные знаки и для исцеления людей.
Любопытно, что лабиринтные знаки разных стран и континентов имеют своеобразие в рисунках и в
энергетических излучениях.