Известные композиторы мира список. Исполнители классической музыки. Значение исполнительского творчества Э. Гилельса

24.06.2019

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать.

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт.

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово - "Героическая".

"Лунная соната" Л.Бетховена, послушать:

2. (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать:

3. (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта , послушать:

4. (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями.

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

"Полет валькирий" из оперы Р.Вагнера "Валькирия", послушать

5. (1840-1893)

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии.

Увертюра к опере Д.Верди "Травиата", послушать:

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.

Сюита из балета И.Ф.Стравинского "Жар птица", послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899)

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса "На прекрасном голубом Дунае" , послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

"Аве Мария" Ф.П.Шуберта , послушать:

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал.

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.

- Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.

- Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.

- Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.

- Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии "Времена года" являются визитной карточкой композитора.

- Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль (отсутствие сильных и зажигательных мотивов).

- Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его "Немецкий реквием" затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.

- Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.

- Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус - подразумеваем вальс, мы говорим вальс - подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца - композитора. Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете. Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь, доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.

- Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. "Аида" и "Отелло" Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора. Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок. Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.

- Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными. Венцом его творения стала переработанная пьеса "Севильский цирюльник". После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим. После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.

- Немецкий композитор начала 18 века. Один из основоположников оперного искусства и инструментальной музыки. Помимо написания опер Гендель писал музыку и для "народа", которая была очень популярна в те времена. Сотни песен и танцевальных мелодий композитора гремели на улицах и площадях в те далёкие времена.

- Польский князь и композитор - самоучка. Не имея никакого музыкального образования стал знаменитым композитором. Его знаменитый полонез известен по всему миру. Во времена композитора в Польше происходила революция, и написанные им марши становились гимнами восставших.

- Еврейский композитор, родившийся в Германии. Его свадебный марш и "Сон в летнюю ночь" популярны не одну сотню лет. Написаные им симфонии и сочинения с успехом воспринимают по всему миру.

- Немецкий композитор 19 века. Его мистически - антисемитскую идею превосходства расы "Ариев" над другими расами взяли на вооружение фашисты. Музыка Вагнера сильно отличается от музыки его предшественников. Она направлена прежде всего на соединение человека и природы с примесью мистицизма. Его известнейшие оперы "Кольца нибелунгов" и "Тристан и Изольда" - подтверждают революционный дух композитора.

- Французский композитор середины 19 века. Создатель "Кармен". С рождения был гениальным ребёнком и в 10 лет уже поступил в консерваторию. За недолгую жизнь (умер не дожив до 37 лет) написал десятки опер и оперетт, различных оркестровых произведений и од-симфоний.

- Норвежский композитор - лирик. Его произведения просто насыщены мелодичностью. За свою жизнь он написал большое количество песен, романсов, сюит и этюдов. Его композиция "Пещера горного короля" очень часто используется в кино и современной эстраде.

- Американский композитор начала 20 века - автор "Рапсодии в блюзовых тонах", которая особенно популярна и по сегодняшний день. В 26 лет он уже был первым композитором Бродвея. Популярность Гершвина очень быстро разлетелась по всей Америке, благодаря многочисленным песням и популярным шоу.

- Русский композитор. Его опера "Борис Годунов" является визитной карточкой многих театров мира. Композитор в своих произведениях опирался на народный фольклор, считая народную музыку - музыкой души. "Ночь на Лысой горе" Модеста Петровича входит в десятку самых популярных симфонических зарисовок в мире.

Самым популярным и величайшим композитором России конечно является . "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", "Славянский марш" и "Щелкунчик", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Эти и ещё многие шедевры музыкального искусства были созданы нашим Русским композитором. Чайковский - гордость России. Во всём мире знают "Балалайка", "Матрёшка", "Чайковский"...

- Советский композитор. Любимец Сталина. Оперу "Повесть о настоящем человеке" настоятельно рекомендовал послушать Михаил Задорнов. Но в основном у Сергея Сергеича серьёзные и глубокие работы. "Война и Мир", "Золушка", "Ромео и Джульетта", очень много гениальных симфоний и произведений для оркестра.

- Русский композитор, который создал свой неподражаемый стиль в музыке. Он был глубоко верующим человеком и особенное место в его творчестве отдавалось написанию религиозной музыки. Рахманинов так-же написал много концертной музыки и несколько симфоний. Последняя его работа "Симфонические танцы" признана самым великим произведением композитора.

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми исполнителями. Например, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Шарль Валантен Алькан, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Фредерик Шопен (1810-1849)


М. Водзинская «Портрет Шопена»

Польский композитор и пианист-виртуоз .

Родился в местечке близ Варшавы, по итогам Наполеоновских войн эта территория отошла к Российской империи.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Как и Моцарт, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», необыкновенными способностями к импровизациям, прирождённым пианизмом. Он был необычайно восприимчив к музыке и впечатлителен: мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

Одна варшавская газета в январском номере за 1818 год поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой маленьким композитором: «Автор этого «Полонеза» - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом . Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, Париже, исполняя свои произведения. В 1830 г. он уезжает из Варшавы и, как оказалось, навсегда. В Польше началось восстание, которое вскоре было подавлено, но по разным причинам возвратиться на родину, которую он очень любил, ему не довелось. Он завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Это завещание было исполнено: его сердце хранится в католическом храме Святого Креста в Варшаве.

Гробница с сердцем Ф. Шопена

Значение исполнительского творчества Ф. Шопена

Шопен является автором многочисленных произведений для фортепиано. Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)


Русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз , дирижёр. Родился в дворянской семье в Новгородской губернии.

Интерес к музыке обнаружился в раннем детстве. Осенью 1882 г. Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории, но затем был переведен в Москву и принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву. Рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Выступал в Италии, Германии, в 1909 г. совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1917 г. получил предложение выступить с сольным концертом в Стокгольме, затем была Норвегия и Нью-Йорк. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Значение исполнительского творчества С. Рахманинова

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:

1) глубокая содержательность исполнения;

2) внимание к интонационному богатству музыки;

3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Скульптор Олег Комов. Памятник Рахманинову в Москве на Страстном бульваре

Эмиль Гилельс (1916-1985)

Русский советский пианист, один из величайших пианистов XX века .

Родился в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 г., исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов. Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 г. на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. В годы Великой Отечественной войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 г. дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс. В 1950 г. сформировал фортепианное трио вместе с Л. Б. Коганом (скрипка) и М. Л. Ростроповичем (виолончель), а в 1945 г. впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1954 г. первым из советских музыкантов выступил в зале "Плейель" в Париже. В 1955 г. пианист стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где он исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960-1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год.

Значение исполнительского творчества Э. Гилельса

Гилельс - один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (И. С. Бах, Д. Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

Ван Клиберн (1934-2013)



Американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958) . Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трёх лет у своей матери. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле.

Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 г. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар "холодной войны". По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант полюбил СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами в Россию.

С 1962 года в Форт-Уэрте (Техас) проводится Конкурс пианистов имени Вана Клиберна.

Международные конкурсы пианистов

В настоящее время проводится множество международных конкурсов пианистов:

Международный конкурс пианистов, Женева (Швейцария);

Международный конкурс пианистов им. И. Альбениса, Испания;

Международный конкурс им. Брамса, Австрия;

Международный конкурс пианистов, Швеция;

Международный конкурс пианистов им. Р. Шумана, Италия;

Международный конкурс пианистов, Япония;

Международный конкурс пианистов, Норвегия;

Международный конкурс пианистов им. Королевы Елизаветы, Бельгия;

Международный конкурс пианистов им. Ван Клиберна, США, Техас;

Международный конкурс пианистов-любителей, Калифорния, США;

Международный конкурс пианистов «Clara-Haskil», Швейцария;

Международный конкурс юных пианистов им. Ф. Шопена, Австралия;

Международный конкурс пианистов им. Бетховена, Австрия;

Международный конкурc пианистов и фортепианных ансамблей им. Ф. Листа, США;

Международный конкурс пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге» и многие другие.

На всех этих конкурсах проявляются новые дарования и творческие личности, обогащающие исполнительское мастерство.

Никколо Паганини (1782-1840)


Итальянский композитор, скрипач и гитарист-виртуоз. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX вв. Признанный гений мирового музыкального искусства .

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке, хотя сам не был музыкантом. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё не известные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Ребёнком он написал несколько произведений для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял.

Первый публичный концерт Никколо дал в 1795 г. в генуэзском театре Сант-Агостино. Используя приёмы мастеров прошлого, Паганини совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато, (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения. В результате этих занятий Паганини стал непревзойдённым скрипачом-виртуозом .

Постепенно у него сформировалась своя собственная исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Однажды на концерте внезапно лопнула струна на скрипке. Не останавливаясь, Паганини продолжал концерт. Он мог играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми , а позднее, ко дню рождения императора Наполеона - сонату для струны соль «Наполеон».

Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии.

Значение исполнительского творчества Н. Паганини


Непревзойденный успех Паганини заключался не только в его музыкальном даровании, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых возможностях скрипичной техники, открытых им. Он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё реализованы. Он пользовался новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, исполнение на струне соль – всё это приводило в удивление публику, которая никогда не слышала таких скрипичных эффектов. Паганини был настоящим виртуозом , обладавшим яркой индивидуальностью; он основывал свою игру на оригинальных технических приёмах, которые исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.

Паганини настолько широко раскрывал возможности скрипки, что его современники подозревали, будто он владеет какой-то особенной тайной, скрытой от других. О нём говорили даже, что он продал душу дьяволу.

Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини. Его собственные сочинения очень трудны для исполнения, чтобы их исполнить, надо владеть техническими приёмами Паганини.

Но в наше время есть немало исполнителей уровня Паганини, которые успешно исполняют его Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Давид Ойстрах (1908-1974)


Советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог.

Родился в Одессе. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте. Окончил Одесскую консерваторию. Ещё будучи студентом, выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр. В 1935 г. Д. Ойстрах побеждает на втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получает вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского. Два года спустя Ойстрах выигрывает конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе и обретает мировую известность.

С 1934 г. Ойстрах преподавал в Московской консерватории, где среди его учеников были его сын Игорь , победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов , Виктор Пикайзен , Семён Снитковский , Олег Каган , Михаил Готсдинер , Леонарда Бруштейн , Леонид Фейгин , Лиана Исакадзе , Гидон Кремер , Олег Крыса , Александр Винницкий и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти конкурсах имени П. И. Чайковского.

Значение исполнительского творчества Д. Ойстраха

Давид Ойстрах - один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом , техническим мастерством , ярким и тёплым звучанием инструмента. В его репертуар входили классические и романтические произведения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно с пианистом Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также играл и произведения современных авторов (Скрипичный концерт Хиндемита). Ойстраху посвятили сочинения С. Прокофьев, Д. Шостакович, Н. Мясковский, М. Вайнберг.

Международные конкурсы скрипачей

Международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха, Москва;

Международный конурс скрипачей Michael Hill, Новая Зеландия;

Международный конкурс скрипачей, Монако;

Международный конкурс скрипачей, Германия;

Международный конкурс скрипачей, Япония;

Международный конкурс скрипачей им. Ф.Листа, Венгрия;

Московский международный конкурс скрипачей им. Паганини;

Международный конкурс скрипачей имени Йозефа Иоахима;

Московский международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха;

Международный конкурс скрипачей им. Венявского и др.

Мстислав Ростропович (1927-2007)


В его исполнении прозвучал весь репертуар виолончельной музыки. Многих крупнейших композиторов он вдохновил на создание произведений с сольным исполнением на виолончели. Около 60 современных композиторов посвятили свои произведения Ростроповичу, среди них Шостакович, Бриттен , Бернстайн. «Я ведь играю не звуки, а эмоции, которые ощущал композитор, когда писал свое сочинение. Звуки - это не более чем провода. А в эмоции я включаюсь уже с первой ноты, как только начинает звучать оркестр. А вообще, секрет исполнения - это когда ты как будто сочиняешь музыку заново», - говорил он.

Мстислав Леопольдович Ростропович навсегда вошёл в историю музыки как блестящий исполнитель, истинный виртуоз виолончели . Его игра, всегда одновременно отточенная и эмоциональная, принесла ему без преувеличения всемирную славу. «Неистовому Мстиславу» рукоплескали все крупнейшие концертные залы и даже площади, его поклонниками были и остаются монархи и президенты, музыканты и актёры, преподаватели и студенты. Но не только музыкой вошёл М. Л. Ростропович в нашу память: активной гражданской позицией, меценатством, интересом и вниманием к истории своей семьи.

Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Это международный конкурс академических музыкантов, который проводится с 1958 г. раз в 4 года.

Первый конкурс им. Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка . Со второго конкурса в 1962 г. введена виолончель , с третьего в 1966 г. - вокал .

Перед лауреатами международных конкурсов классической музыки открываются сцены крупнейших музыкальных центров мира.

Одно из главных направлений искусства, остающееся чудом современного мира, способное влиять на эмоциональное состояние и настроение человека - музыка. Она пришла к нам через века и начала свое формирование в период создания классических произведений. Именно композиторы того времени дали толчок к ее развитию и стали основоположниками разнообразных форм и видов произведений классического направления:

  • Либретто.
  • Симфония.
  • Опера.
  • Увертюра.

Именно к этим композиторам пришло умение выразить чувства посредством нот. Их музыка позволяет современному человеку погрузиться в мир эмоций людей, живших столетия назад. Она учит не только слушать мелодию и звуки, но и представлять, визуализировать возникающие образы, без чего невозможно развитие личности. Не все они получили признание при жизни, но среди потомков их творчество было востребовано, что продолжается и в наши дни. Произведения становятся бессмертными и переходят от поколения к поколению, заставляя задуматься о вечном и проникнуться эмоциями того времени.

Купить произведения композиторов классической музыки на CD

Классическая музыка рождалась столетиями и сравнивать ее создателей из разных веков не совсем корректно, но все же выделяются самые яркие и талантливые представители, которые превзошли в своем мастерстве современников. С их творений можно начать свое знакомство с фундаментальным направлением. Большое количество композиторов классической музыки включены в список основоположников и ярких выразителей. Это и зарубежные и отечественные представители.

В нашем каталоге собран наиболее полный список известных творцов со всеми их произведениями, которые можно купить на CD. Ассортимент интернет-магазина может удовлетворить спрос и тех, кто хочет познакомиться глубже с композиторами классической музыки, или уже имеет любимых сочинителей, чьи имена не столь знакомы широкому кругу людей. Алфавитный указатель позволит найти фамилии менее именитых авторов. В каталоге компании «CD в подарок» найдут нужные произведения самые изысканные меломаны - приверженцы классического направления.