История и этнология. Факты. События. Вымысел. Художник В. А. Тропинин. Внезапный уход

15.06.2019

Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - 3 мая 1857, Москва) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова - подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын - Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу - под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Первый московский портретист прошлого века был убежден, что портрет любого человека пишется "для памяти людей, близких ему, людей, его любящих". Бывший крепостной, он отклонял лестные официальные предложения, но старался не отказывать никому, кто обращался с частными просьбами написать портрет для семьи или друзей. То, что рисовалось для памяти любящих, составило нашу память, наше представление о добродушных, талантливых, знаменитых и малоизвестных людях века минувшего. Людях, как оказалось, и нам близких.

Много ли дохода от своего крепостного Василия Тропинина имел граф Морков Ираклий Иванович, который отличился при взятии Очакова и при штурме Измаила, получивший после польской кампании алмазную шпагу и огромное поместье на юге Украи­ны, сказать определенно сложно. Но на протяжении многих лет упрямо родил он от просьб известнейших и влиятельных людей дать вольную уже оцененному всеми по достоинству художнику. Будто необходимо ему было, чтобы талант, отмеченный самой императрицей Елизаветой Алексеевной, талант, перед которым прекло­нялся великий Карл Брюллов , прислуживал бы за сто­лом во время обеда в качестве главного лакея. Современники отмечали, что Тропинин Василий Андреевич пользовался большим доверием графа. Видимо, Ирак­лий Иванович знал цену этому добряку и чудаку, наделенному не только большим талантом, но и бесконечным смирением и терпением. Цену знали все. Бывшие на выданье дочери спорили между собой, кому из них достанется в приданое крепостной худож­ник. Ираклий Иванович отвечал на это, что он никому не доста­нется. И только в 1823 году, когда художнику исполнилось 47 лет, в праздник Воскресения Христова, после заутрени, которая правилась на дому у графа Моркова, Тропинину вместо красного яйца была вручена отпускная, однако, одному, без сына. Лишь спустя пять лет после смерти графа наследники его выдали вольную Арсению Васильевичу, любимому сыну Василия Андреевича, тому, чей портрет в числе других составил славу замечательного художника.

Художник родился кре­постным в селе Карповка Новгородской губернии, принадлежавшем графу Миниху. Затем его господином стал граф Ираклий Иванович Морков, получивший Тропинина в качестве приданого за женой, дочерью Миниха.

Раннее страстное влечение к рисованию, которое проявилось у Тропинина, и способности были настолько очевид­ными, что уже тогда, в детстве, заставляли обращать на себя внимание друзей графа Моркова. Графу многие советовали отдать Тропинина учиться живописи. Но чем настоятельнее были советы, тем больше сопротивлялся тот. В Петербург, но - на кондитера, такое было решение. Только в 1798 году по просьбе близкого родственни­ка графа Моркова, который обязался в случае неуспеха Тропинина в изучении живописи заплатить за него собственные деньги, он был отдан в художественную Академию вольноприходящим учеником (по уставу Академии в то вре­мя было запрещено принимать крепостных) к С.С. Щукину, ученику Д.Г. Левицкого. Тропинин учился легко и успешно, и в 1804 году на ученической выставке выставил портрет мальчика, который тоскует об умершей птичке. Его работа очень понравилась академическому начальству, а также императрице Елизавете Алексеевне. Граф Морков, предупрежденный о возможных просьбах об освобо­ждении талантливого крепостно­го, срочно отозвал Тропинина в свое малороссийское имение в се­ле Кукавка. Вот там-то крепост­ной Василий Тропинин и заслу­жил «большое доверие» графа: что называется, и «швец, и жнец, и на дуде игрец ». Изредка ему позволяют писать то, что он хочет. Большинство ранних работ Тропинина не сохранилось, они сгорели в московском доме Моркова при пожаре Москвы 1812 года.

Ранние работы Тропинина обла­дают особой изысканностью и вместе с тем застенчивой робостью в выражении чувств, светятся трогательной нежностью к миру. Их живопись тонкослойна и про­зрачна. Наиболее интересная работа из сохранившейся группы ранних произведений - «Портрет Натальи Морковой » - этюд к большому групповому портрету семьи Морковых .

Золотистые его волосы беспорядочны, карие живые глаза отведены в сторону. В искусстве XVIII века дети изображались как маленькие взрослые с деревянными фигурками и кукольными личиками. В последующем столетии искусство как бы открывает детство, пытается познать огромный мир ребенка, который живет яркими, чистыми чувствами.

Уже в 1820-х годах Василий Андреевич был знаменит в Москве как достойный внимания художник. А спустя год, обладая вольной, Тропинин избирается акаде­миком Академии художеств. Н.А. Рамазанов пишет: «Тропини­ну предстояло в Петербурге зака­зов на 14000 р.ас., но северная Пальмира, воспетая не одним петербургским поэтом, очень не понравилась Василию Андреевичу, который говорил: «Все я был под началом, да опять придется подчи­няться то Оленину, то тому, то другому... Нет, в Москву!» Уставший от подневольной жизни, Тропинин отклонил все предложения официальной службы, он хотел те­перь вести жизнь частного челове­ка и быть независимым. Успешная ранняя официальная карьера не дала развиться в полную силу таланту его преподавателя С.С. Щукина. И Тропинин не захотел повторить его путь. В наследии Тропинина нет заказных официальных работ. Поселившись в Москве, художник вскоре стал первым московским портретистом. Здесь он написал около трех тысяч портретов. Было честью заказать у него портреты Москва художественная, Москва мелкопоместная дворянская и Москва купеческая. К нему не то на Ленивку, не то на Твер­скую (точно не установлено) приходил позировать Александр Сергеевич Пушкин . Тропинин оказал большое влияние на московскую живописную школу, он стоит у истоков образования Московского училища живописи, ваяния и зодчества. У него учились братья Владимир и Константин Маковские .

К Тропинину приезжали из других городов и из далеких помещичьих усадеб. По свидетельству того же Рамазанова, Карл Брюллов отказывался писать портреты москвичей, ссылаясь на Тропинина , как на превосходного художника. Когда английский мастер Д. Доу работал над галереей портретов героев войны 1812 года для Зимнего дворца, то Тропинин писал москвичей, не желавших ездить позировать в Пе­тербург. Эти портретные этюды Доу затем использовал в своих произведениях.

Популярность не отразилась на особенности формирования характера Тропинина. Он писал портреты дома у заказчиков, дорабатывая их потом у себя в мастер­ской. Цены на его портреты были невысоки, копии со старых мастеров Тропинин оценивал дороже. Так же, как Федотов и Венециа­нов , Тропинин за границей не был, но не сетовал на это: «Может быть, вышло и к лучшему, что я не был в Италии, будь я там, может быть, я не был бы своеобразен». Но западноевропейское искусство Тропинин знал хорошо, изучал частные коллекции Петербурга и Москвы, а также богатейшее собрание Эрмитажа.

Из всех мастеров первой половины XIX века Тропинин более все­го сохраняет связи с искусством XVIII столетия. Одним из его любимых художников был Ж.-Б. Грез, его работы Тропинин много копировал. Он также копировал рабо­ты австрийского художника И.-Б. Лампи, учителя В.Л. Боровиковского, «Портрет дочери Агаши » Д.Г. Левицкого. Несомненны связи искусства Тропинина с «головками» итальянского мастера П. Ротари. Прихотливый, игривый, кокетливый стиль рококо и нежная грация искусства сентиментализма - все это есть у Тропинина. Ароматы искусства галантного века долго сохраня­ются в его творчестве.

Натуре Тропинина был также близок гедонизм искусства XVIII века, утверждающий наслажде­ние, удовольствие как самую высшую цель и главный мотив поведения человека, его упоение красотой форм и красок реального мира. Все его «кружевницы », «золотошвейки », «пряхи » и «прачки » словно покрыты тонкою вуалью легкой эротики.

Они ласковы, улыбчивы, кокетливы. Откровения Тропинина в том, что он любит. Он любуется своими натурами как самыми удивительными творениями природы. Тропинин использует систему контрастов - сложных поворотов фигуры, когда плечи развернуты сильно в три четверти, лицо почти в фас, глаза скошены влево или вправо, в результате получается винтовая линия, создается впечатление игры со зрителем. Наиболее известная работа этой серии - картина Василия Андреевича Тропинина «» - стала визитной карточкой Тропинина.

Эту работу он неоднократно повторял. Здесь Тропинин уже выступает зрелым мастером. Исчез­ли погрешности в анатомии и небрежность, которые были в ранних работах. «Кружевницу » отличают четкость и точность силуэта, скульптурная округлость форм. Многочисленные тонкие полупрозрачные слои краски позволили добиться Василию Андреевичу Тропинину нежного эффекта фарфоровой прозрачности внешности, при освещении которые начинают изнутри светиться. Тщательно и любовно написаны детали: завитки волос, коклюшки, ножницы.

Портреты Тропинина часто неглубоки по психологической характеристике, но очень достовер­ны в передаче бытового окружения человека. Творчество Тропи­нина сопоставимо с так называемым течением бидермейер, развивавшимся в искусстве Германии, Австрии и ряда скандинавских стран в 20-40-е годы прошлого ве­ка, воспевавшим идеал семейной жизни, привязанности членов се­мьи друг к другу, любования уст­роенным бытом не напоказ.

Тропинину нравились камерные портреты. Он всегда заботился о естественности позы модели, советовал обращать внимание, «чтобы... лицо не заботилось сесть так, уложить руку этак и пр., постарайтесь отвлечь его разговором и даже отвлечь от мысли, что вот он сидит для портрета». Его выраженные в портретах образы отличают индивидуальное и естественное своеобразие позы, душевную и доброжелательную открытость.

Один из лучших портретов Тропинина - портрет Булахова .

Эскизная манера живописи, небрежность и артистизм письма соответствуют мягкому характеру изображенного человека. Он представлен в домашнем облике частного человека, что подчеркивает одежда - халат на беличьем меху. Но журнал «Вестник Европы» в руках Булахова говорит о том, что он не чужд интеллектуальных занятий. Домашняя одеж­да воспринималась как антитеза фраку, это была «свободная одеж­да свободного человека».

От более чопорного и строгого стиля жизни чиновничьего Петербурга, столицы, резиденции императора, Мо­сква отличалась вольностью. В Москве предпочитали жить многие писатели, это был город арти­стической богемы. Москва слави­лась своим радушием, своими чудаками. Мос­ковские барыни часто одевались с безвкусной причудливостью и пышностью. Пример тому графиня Н.А. Зубова , любимая дочь Суворова, с тропининского портрета.

Ее яркий красный головной убор с белыми перьями кажется сошедшим с картины эпохи ба­рокко. Тем не менее этот наряд соответствует ее монументальной фигуре, здоровому благодушию натуры, всей брутальности облика и не делает ее смешной и нелепой. Но не следует думать, что дарованию Тропинина был недоступен аристократизм духа, внутренний мир интеллектуальной модели. Длинными жидкими мазками он пишет тонкое умное лицо знаменитого историка Карамзина .

Он ук­рупняет лицо, дает его строго в фас, отказавшись от сложных поворотов, от деталей обстановки, элементов «житейской прозы» в портрете.

Тропинин жил в эпоху расцвета романтического жизнечувствования. Он, лично знакомый с Карлом Брюлловым и Пушкиным , восхи­щался их творчеством, сопереживал их мироощущениям, что, естественно, сказывалось и на письме. Портрет А.И. Барышникова под деревом на фоне вечернего пейзажа, этакого рефлексирующего англий­ского денди; портрет Брюллова на фоне дымящегося Везувия , портрет В.М. Яковлева с печатью разочарования и усталости на лице .

Но в це­лом романтические влияния были чужды трезвому характеру Тропинина, он воспринимал их скорее внешне, отдавая дань настроениям эпохи. Наиболее удачный портрет этой группы произведений - портрет А.С. Пушкина .

Портрет был за­казан художнику самим Александром Сергеевичем и подарен в качестве неожиданного подарка своему другу С.А. Соболевскому. В этот портрет Тропинин вложил много собственного чувства. Творчество и свобо­да - идеи, которые лежат в основе руководящей идеи портрета Пушкина, были сокровенными для са­мого художника, невероятным трудом одолевшего всю сословную лестницу иерархического российско­го общества.

1840 - 1850-е.

Холст, масло

Холст, масло

Начало 1830-х.

Холст, масло

В 1855 году спокойная в последнее время жизнь Василия Андреевича омрачилась потерей любимой его супруги Анны Ивановны, с которой он обвенчался в Кукавке около полвека назад. Вскоре после похо­рон он перебрался в купленный им домик за Москвой-рекой. А два го­да спустя «5-го мая в 10-м часу утра на Полянке сходились и съезжа­лись художники, друзья, родственники и чтители Василия Андрееви­ча Тропинина к его небольшому, уютному и красивенькому домику. Никогда еще не было такого боль­шого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей; - а в этот день была толпа, которая была безмолвна... Мы проводили усопшего на Ваганьково кладбище. Снег и град метались нам в лицо; своенравная северная весна, казалось, хотела напомнить, что хороним нашего северного художника, никогда не таявшего на итальянском солнце и потому скончавшегося в полной памяти...» - вспо­минает Шихановский.

Лучший портретист первой половины XIX века. Из под его кисти вышла целая московская летопись той эпохи.

Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха. Так сложилось исторически, что общество негативно относится к крепостничеству. Однако и тут была своя иерархия, и семья Тропининых занимала высокое место в ней. Отец русского художника за службу управляющим получил личную свободу, правда, семья его осталась крепостной. Четыре года мальчик обучался в новгородской «народной школе».

В 1790-х годах Тропинина передали новому хозяину – графу И. Моркову, который женился на дочери Миниха, Наталье Антоновне. Отклонив просьбы отца Тропинина обучать мальчика живописи, граф Морков отправляет юношу учиться в Петербург на кондитера в 1793 году.

Не смотря на это, позднее, граф сделал Тропинина своим доверенным лицом и оценил его творчество. В то время многие дворяне жили трудами крепостных, потому что так диктовала эпоха крепостничества, даже либеральные. По другому они жить не умели.

В Петербурге, посилившись у графа Завадовского, обуреваемый страстью к живописи, молодой художник берёт уроки у проживавшего там же профессионального художника. За что получал наказания. Жена кондитера приводила Тропинина с уроков живописи за уши и давала указания высечь ученика.

Не смотря на то, что у Тронинина был мягкий характер, он был настойчив и твёрдо шёл к своей цели. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Началась война с Наполеоном, граф Морков, как начальник московского ополчения, с двумя сыновьями, едет на войну. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.

В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Росла слава портретиста, известные люди ходотайствовали Моркову освободить Тропинина, дать ему вольную. В 1823 году Тропинин стал свободным человеком, а его жена и сын ещё пять лет находились в крепостничестве. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Спустя год, за картину «Портрет медальера К.А. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву.

С 1824 года, на протяжении тридцати лет, Тропинин живёт в доме Писаревой на Ленинке близ Большого Каменного моста. Тропинин писал портреты знаменитых людей, становился известным и общепризнанным художником, у него было много заказов. Русский художник близко сошёлся с другим не менее известным художником – Брюлловым.

В 1856 году русский художник потерял жену, с которой жил душа в душу. Тропинин переезжает в свой домик в Замоскворечье. Сын Арсений создал в доме хорошую обстановку, чтобы хоть как-то сгладить горе отца.

Ах, не говорите этого… Старуха моя умерла, да и дверей тех нет…»

Тропинин В.А.

Художник имеет в виду двери на Ленинке, на которых посетители оставляли автографы, не застав художника дома. «Был Брюллов», «Был Витали», «Снова был Брюллов».

Известные произведения Тропинина Василия Андреевича

Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На портрете мальчику около десяти лет. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием.

В своих картинах Тропинин верен «натуре», но изображает художник только хорошее. Вот и здесь – мягкие локоны, «скруглённые» черты лица, «чувствительность». Задумчивый и в то же время беспокойный взгляд в сторону, отражает мечту. Большое внимание художник уделяет и предметам одежды, изображая домашнюю, повседневную одежду он тщательно выписывает детали. Любимые золотисто-охристые тона, как утверждает история, позаимствованы у учителя С. Щукина.

Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Он первым исполнил алябьевского «соловья». С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. Здесь всё в движении, жизнь кипит, а палитра, прежде скупая, разгорается многообразием ярких красок.

Герой портрета только что оторвался от чтения книги, которая символизирует не «официоз», а широту интересов и артистизм. Портретируемый чуть улыбается.

Иные меня обвиняют в том, что мои портреты почти все улыбаются. Да ведь я не придумываю, не сочиняю этих улыбок - я их пишу с натуры.

Тропинин В.А.

Любимый приём русского художника изображение портретируемого в халате, в свободной, не принуждённой позе. Тем самым Тропинин старается подчеркнуть естественность образа.

«Портрет А.С. Пушкина» (1827). Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

В 1827 году были созданы два портрета, посвящённые поэту, они как будто противопоставлены друг другу. В портрете Кипренского Пушкин изображён в светском обличии, с символическим контекстом, указывающим на ремесло героя портрета. В портрете Тропинина А.С. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Из истории картины известно, что когда её отсылали за границу Соболевскому, её подменили копией, а оригинал долго блуждал по московским закоулкам пока его не приобрёл князь М. Оболенский. Картина сильно пострадала. Её подлинность была подтверждена Тропининым. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Когда же был организован музей А.С. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей.

Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Несмотря на домашний образ, Пушкин остаётся здесь поэтом романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Халат написан торжественно, напоминает античную тогу, ниспадает с плеч, подчёркивая гордую осанку великого поэта. На шее поэта небрежно повязан шейный платок, из под которого выступает воротник свободной рубашки. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из которых – подарок Е.К. Воронцовой. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.

Картина «Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля исполнена в 1844 году, хранится в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени, в Москве. Этот портрет самый известный из автопортретов Тропинина. И в автопортретах и в портретах главной задачей художника является стремление сохранить образ человека для памяти близких ему людей. В этом портрете мы видим призвание художника, свободу творчества.

Всё-то я был под началом, да опять придётся подчиняться… Нет в Москву

Тропинин В.А.

Москва всегда противопоставлялась затянутому в мундир Петербургу как место, где с тем или иным успехом можно было жить по своей воле. И уезжая, художник сделал сознательный идеологический выбор.

Доброе, открытое, интеллигентное лицо художника, в котором трудно найти следы крепостничества. К 1840-м годам Тропинин практически «переписал» всю Москву, за что стал почти достопримечательностью второй российской столицы. Эту неразрывную связь подчёркивает «заоконный» пейзаж. Тропинин любил халат, встречал в нём и гостей.

Я усвоил это платье, в нём свободнее работать…

Тропинин В.А.

Левой рукой Тропинин крепко сжимает палитру и кисти – столь «властный» жест кажется даже не совсем органичным для человека, о доброте которого ходили легенды.

Шедевр Тропинина В.А. – картина «Кружевница»

Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. В композиции и прописке образа героини проявился академический стиль письма, что никак не повлияло на художественную ценность произведения. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Тропинин очень любил «жанровый портрет». Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия, и женскими «головками», и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Жанровый портрет отличается своеобразной сюжетной линией, благодаря которой удаётся ярче выразить человеческий тип.

Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Колорит выполнен в сближенных тонах. Серый фон оживляет – по контрасту – сиреневую ткань косынки, накинутой на плечи кружевницы. В руке девушка держит коклюши. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Внизу веден фрагмент тонких кружев.

Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - 3 мая 1857, Москва) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь - Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова - в подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын - Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

ТВОРЧЕСТВО

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции. Работы художника относят к романтизму. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи.

Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню.

В них — свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А.С.Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же; и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Многократно варьирует он и свои автопортреты.

С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.

Художник Василий Андреевич Тропинин биография. Художник родился в крестьянской семье 30.03.1776 г в имении графа Миниха Антона Сергеевича, что находилось в селе Корпово в окрестностях Новгородской губернии. Как часто бывало в те времена, будучи собственностью графа отец Тропинина за заслуги по службе получил свободу от рабства а его крепостная семья в составе с молодым художником Тропининым была передана в собственность породнившегося с Минихом графу Моркову И. И. как часть приданного с дочерью Миниха Натальей.

В имении Моркова Василию Тропинину было поручено управление домашним хозяйством. Потом Морков направил его обучаться ремеслу кондитера. Все бы, конечно хорошо, но брат графа приметил у мальчика не дюжинные способности к рисованию и склонив к согласию брата стал настойчиво ходатайствовать к зачислению Тропинина в академию художеств в Санкт Петербурге в 1798 году.

Проучившись в академии под руководством академика Степана Семеновича Щукина до 1804 года добился за свои заслуги серебряной и золотой медали, в это время его заметной работой был портрет "Мальчик тоскующий о погибшей птичке", картина была выставлена в академии и была всем по нраву, что даже растрогало саму императрицу, что натолкнуло на мысль в руководстве академии о дарении свободы крепостному художнику. Но волей случая этому не суждено было сбыться, в связи с гибелью отца Тропинина по требованию его хозяина графа Моркова вынужден был переехать в новое поместье графа обосновавшегося в Украине в деревне с интересным названием Кукавка.

В имении Тропинин был назначен управляющим имением графа. Заочно художник много рисовал, исполнял картины порученные Морковым. склонный к портретной живописи писал портреты людей из своего окружения попутно изучая близкие образы крепостного народа. Женился в 1807 году его избранницей стала Катина А. Н., вскоре у них родился сын названный Арсением.

В 1809 написан "Портрет жены Анны". В 1810 написана картина с романтическими акцентами Мальчик со свирелью Портрет И. Моркова, в этом же году он пишет портрет своего сына Портрет Арсения. Вообще художник любит рисовать детей и часто создает композиции с изображениями детей вместе с различными домашними животными

Как мы все знаем в 1812 году по известным причинам в Москве был пожар в этом пожаре пострадал и дом Моркова, в частности картины художника хранившиеся в этом доме также сгорели вместе с другим имуществом. Тропинин был назначен графом к отъезду в Москву для восстановления картинной галереи с картинами семьи графа и хозяйства после пожара.

После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Прожив немного в более демократичной Москве, под давлением современников граф решается дать свободу уже не молодому художнику Тропинину, но в рассвете творческих сил и способностей. На радостях художник работает с упоением совершенствуя свои способности на вольной ниве и выставляет в 1823 году на суд зрителей новые картины на академической выставке раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени среди которых, приятная восприятию картина Кружевница отражающая жизненный уют и прекрасный образ красотки девушки, лукаво вглядывающейся на зрителя. Произведение получило много лесных отзывов у современников.

Также на выставке были выставлены картины: "Нищий старик", "Портрет художника Скотникова Е. О.. За эти работы Василию Тропинину присваивают звание назначенного художника. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Картина выставляется в академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика. В 1826 году создание портрета "Золотошвейка" В 1827 году художник создает портрет известного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

830 годы наибольший рассвет творчества Василия Тропинина, он много получает заказов от дворянского сословия, пишет портреты губернаторов, чиновников различного ранга, знаменитых актеров и актрис того времени, огромную массу купечества его приглашают участвовать в различных сообществах, занимается обучением в Московском училище живописи, в 1843 году избран почетным членом художественного союза Москвы.

За свою творческую историю художник создал просто огромное количество портретов по подсчетам арт исследователей насчитывается более трех тысяч. Можно с уверенностью сказать Василий Андреевич Тропинин прожил нелегкую но счастливую жизнь востребованного художника, он скончался в 1857 году весной 15 мая, похоронили художника в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Тропинина и сегодня изучают многие современники его картины можно увидеть в различных музеях, а с недавнего времени в 20 веке в 1869 году в Москве был открыт Тропининский музей в Щетининском переулке, дом 10, строение. 1, основанный Московским коллекционером Вишневским Феликсом Евгеньевичем