Градский личная жизнь. Александр градский счастлив со своей женой. Градский с женой счастливы вместе

02.07.2019

Писатель Илья Войтовецкий вспоминал о народном артисте:

– Я нянчил Сашу в ту пору, когда мы были соседями по дому с его родителями. Его папа работал допоздна, а мама занималась в драматическом кружке и вечерами убегала на занятия. И они просили меня посидеть с Сашей. Прошли годы, и он, признанный артист, приехал на гастроли в Израиль, где я уже жил. А у меня как раз вышла повесть Maestro, где я добрым словом вспомнил родителей Градского. И я Саше позвонил, напомнил о себе. Рассказал о книге и предложил прочесть. Он отказался, причем довольно грубо: «Не могу же я читать все, что пишут разные графоманы!» «Александр Борисович, – ответил я, – но я вас маленького нянчил, и вы очень тепло писали мне в колени». «С тех пор я всю Россию успел обос...ать», – нелюбезно ответил певец. Я извинился и повесил трубку.

А вот что рассказал «ЖГ» москвич, ныне известный астролог Вадим Левин.

В далекие 70-е они с Градским входили в музыкальную тусовку.

Группа «Скоморохи», которую создал певец, гремела на всю страну.

– Залы были битком, очень много девушек, – рассказал нам Левин. – Стоило Градскому начать петь, девчата принимались скидывать с себя лифчики и с визгом бросали ему под ноги. Градский на спор играл зубами на гитаре, стоя на коленях. Многие девушки после концертов ловили его и были готовы отдаться. Но он их весьма нелюбезно отшивал.

Мог, например, сказать, что у девушки кривые зубы или ноги. Коллеги по группе называли его очаровательным нахалом. К слову, им иногда доставались девушки, которых до того отверг Александр.

Лучшие дня

Первая жена сбежала к лучшему другу

Известно, что у Александра Градского было три жены. В тусовке болтали, будто от каждой он уходил к молодым поклонницам. Но это не так.

– Первая жена, Наташка Смирнова, смогла выдержать его крайне сложный характер всего три дня после свадьбы. А потом сбежала, – признавался в интервью Владимир Михайлович Полонский, работавший в «Скоморохах». –

Впоследствии она вышла замуж за Глеба Мая, тоже из «Скоморохов». И счастлива с ним поныне.

Май был лучшим другом Градского. Сейчас он живет в Подмосковье, преподает вокал в музыкальной школе, пишет классическую музыку. Глеб Борисович сказал нам, что с Градским они не общаются уже много лет. А вот вспоминать прошлое Глеб Борисович наотрез отказался!

Вторая жена маэстро, известная актриса Анастасия Вертинская, до сих пор называет экс-благоверного не иначе как Гадский. Вместе они жили всего 4 месяца.

Брак с третьей женой был гостевым – жили в разных квартирах. Видимо, в этом и был секрет отношений, продлившихся аж 20 лет.

От третьей жены у певца есть сын и дочь. Дочь Марию видели зрители шоу «Голос». Сын – экономист, увлекается экстрасенсорикой. По рассказам друзей, фанатеет... от звезды «Битвы экстрасенсов-13» американца Вита Мано и даже входит в его фан-клуб.

Четвертая, гражданская, жена 63-летнего маэстро Марина умудрилась продержаться рядом почти 10 лет. Притом что живут вместе. Секрет долгих отношений сам артист озвучивает так: мы оба по гороскопу Скорпионы, «кусаемся» и понимаем друг друга без слов.

Сплетники же болтают, будто уроженке Киева просто комфортно рядом с известным и обеспеченным. Марина работает в одном из модельных агентств Москвы. Закончила ВГИК, но сыграла лишь небольшие роли в проходных фильмах. А как модель не столь востребована – все-таки ей уже 30. Высока вероятность, что супруга возглавит театр Градского, который маэстро планирует создать уже в этом году.

Справка

Александр Градский – народный артист, обладатель уникального голоса, работал с западными звездами: Лайзой Миннелли, Шарлем Азнавуром и другими. Маэстро известен и резкими негативными высказываниями в адрес коллег и шоубизнеса в целом.

Так, он называл эстраду «ж...побизнесом», а артистов – «гов...о-звездами». Многие артисты недолюбливают Градского. Например, семейство Пресняковых. Как-то Градский нелестно отозвался о вокальных данных супруги Владимира Преснякова-младшего Натальи Подольской. «Да, слышал, что-то пищала», – прокомментировал он ее номер в Евровидении. Но в «Голосе» мы увидели совсем другого Градского: не агрессивного и даже немножко сентиментального. Стареет?

Александр Борисович Градский (3 ноября 1949) – знаменитый российский певец, исполнитель и автор песен. Его считают одним из основоположников классического русского рока. С 1999 года является Народным артистом России, а в 1997 году Градский получил почетный титул Заслуженного деятеля искусств.

Детство

Александр Борисович родился 3 ноября в Копейске, в среднестатистической семье. Его отец – Борис Абрамович Фрадкин – являлся инженером-механиком и почти всю свою жизнь проработал на местном заводе, где его любили и уважали не только коллеги по цеху, но и администрация. Мать Градского – Тамара Павловна Шитикова – обладала невероятными творческими способностями.

В раннем детстве она самостоятельно научилась играть на фортепиано, а затем, будучи еще не замужем, подрабатывала в качестве аккомпаниатора на многих мероприятиях Копейска. Именно поэтому увлечение Александра музыкой, скорее всего, возникло в нём благодаря талантливой и творчески одаренной матери.

Детство Саши проходило спокойно. Его родители практически никогда не ссорились, жила семья в среднем достатке и не нуждалась в помощи. Очень часто Градский ездил к бабушке с дедушкой, которые, видя его стремления к изучению искусства, водили его на театральные постановки, дарили книги отечественных и зарубежных авторов, показывали галереи и выставки родного города.

С их помощью Саша развивался намного быстрее, нежели его одногодки, поэтому, пойдя в 7 лет в школу, ему было достаточно скучно общаться с ровесниками, из-за чего Градский очень часто сбегал с занятий или просто замыкался в себе.

Юность

В возрасте четырнадцати лет Александр Градский переживает первую тяжелую потерю – из жизни уходит его мать, которая в течение нескольких месяцев была серьезно больна. Несмотря на то, что врачи задолго до её смерти предрекали подобный конец и готовили родственников к наихудшему исходу, на Сашу смерть производит самое сильное впечатление. В течение последующего года он практически не ходит в школу, не общается с родственниками и даже не выходит из дома. После того, как юноша оправляется от чудовищной депрессии, он принимает решение взять себе фамилию матери – Градская, вместо отцовской.

Для того, чтобы еще больше подчеркнуть любовь к матери, юный Градский решает поступить в консерваторию. Однако в Копейкино таких учреждений, увы, не находится, поэтому Саша после многочисленных ссор с родными перебирается в Москву.

Он поступает не сразу: в первый раз экзаменационная комиссия решает, что парень является слишком необразованным (в музыкальном смысле) для обучения в консерватории. В поступлении Градскому отказывают, после чего он на протяжении года ходит на частные музыкальные курсы к репетитору, который старается максимально обучить его всему, что знает сам.

К слову, обучение Градского проходит достаточно легко: юноша быстро схватывает новую информацию, старательно и прилежно учится и даже пытается писать собственные песни, которые показывает только своему наставнику.

Далее следует вторая попытка поступления в московскую консерваторию. На этот раз способности юноши поражают экзаменаторов и без лишних вопросов его зачисляют в группу. Это событие становится решающим в судьбе будущего музыканта.

Карьера

Как позже выяснилось, стремление Александра Борисовича поступить в высшее музыкальное учреждение было продиктовано отнюдь не только любовью к матери. Молодой человек, который на тот момент уже написал несколько собственных песен, хотел непременно продемонстрировать свой талант широкой общественности. А что, как не музыкальная консерватория, может дать большее количество возможностей для самореализации?

Так Градский стал обучаться музыкальному мастерству и параллельно обзаводиться поклонниками, друзьями, товарищами и теми, кто хотел показать талант молодого человека миру. И в начале 70-х годов Саша, будучи еще студентом, получил заманчивое приглашение, которое стало его дебютом на музыкальном поприще. Дело в том, что на тот момент планировались съемки фильма «Романс о влюбленных», где композитором должен был выступить Мурад Кажлаев.

Однако по неизвестным причинам тот в последний момент отказался от участия в проекте, поставив под удар само успешное создание фильма. Но предприимчивый Аркадий Петров и режиссер Андрей Михалков-Кончаловский после недолгих поисков обнаружили в московской консерватории юного таланта – Александра Градского, кому и было предложено принять участие в фильме.

После выхода в 1974 году на экраны «Романса о влюбленных», для которого Градский не только сочинял музыку, но и самостоятельно исполнял несколько партий, успех начинающему музыканту был обеспечен. Его начали замечать не только отечественные, но и зарубежные издания, а журнал “Billboard” даже назвал его «Звездой года», чем еще больше упрочил положение Градского в музыкальном мире.

Творчество

Как только имя Градского приобрело мировую популярность, музыканту начали поступать сотни предложений, связанных с театров, кино и звукозаписывающими студиями. Следом за дебютным фильмом он написал рок-оперу «Стадион», которую посвятил памяти Виктора Хары. На тот момент подобный музыкальный формат был для широкой общественности в новинку, поэтому Александр сильно рисковал, сочиняя отечественную рок-оперу. Тем не менее, опасения оказались ложными – нестандартное, мощное, готическое звучание сразу же покорило не только обычных слушателей, но и музыкальных критиков, а спустя год Градский выпустил вторую рок-оперу «Человек» (впоследствии она прозвучала на сцене одного из московских театров, ставившего постановку по Редьярду Киплингу).

Трудно сказать, сколько в общей сложности композиций написал Градский вплоть до сегодняшнего момента. Можно лишь перечислить наиболее популярные из них. Ими стали такие композиции, как «Ария Каварадосси», «Баллада о рыбацком посёлке», «В полях под снегом и дождём», «Выхожу один я на дорогу», «Гори, гори, моя звезда», «До конца, до тихого креста», «Как молоды мы были», «Мне с детства снилась высота» и многие другие. За всю свою музыкальную карьеру Александр Градский успешно сотрудничал с Пахмутовой, Добронравовым, Колмановским, Рубцовым, Бёрнсом и другими известными персонами на музыкальном поприще.

Личная жизнь

Александр Борисович был женат три раза. В первый раз это произошло в молодости, когда он женился на студентке консерватории Наталье, которую полюбил еще на первом курсе. Однако брак продлился недолго, а сам музыкант в будущем не раз называл его «молодёжным поступком», ссылаясь на то, что и он, и она были влюблены и глупы для обдуманных и правильных решений, в результате чего произошла ошибка.

В 1976 году на одном из музыкальных мероприятий Александр Градский встречает актрису Анастасию Вертинскую. Между ними завязываются тесные взаимоотношения, а спустя пару месяцев пара объявляет о помолвке. Но брак длится вплоть до официального развода в 1980 году, хотя, по факту, супруги прекращают совместное проживание на два года раньше.

В третий раз Градский женится в 1981 году на юристе Ольге Семёновне. В браке рождается двое детей, но к 2003 году музыкант объявляет о своём разводе с супругой и передаче ей половины своего имущества. И начиная с 2003 года, он живет в гражданском браке с Мариной Коташенко, которая значительно младше его.

Любовь не имеет границ. Порой, даже огромная разница в возрасте не останавливает людей перед таким серьезным шагом, как брак. В обществе к таким парам довольно часто относятся с осуждением. Чаще всего это касается публичных людей, чья жизнь у всех на виду. Их отношения становятся предметом для острых дискуссий, недоверия в искренних чувствах. Но, похоже самих влюбленных не интересует постороннее мнение.

Разница в возрасте — 60 лет

24-летняя Наталья Шевель познакомилась со своим будущим мужем в Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования, где она была студенткой, а ее жених преподавал. Но он оказался не застенчивым аспирантом, а 84-летним народным артистом России Иваном Краско! Разница в возрасте супругов обескуражила многих, но сами влюбленные не обращают внимания не пересуды и продолжают уверять сплетников, что они счастливы.

Разница в возрасте — 60 лет

Пять лет назад 85-летний основатель журнала Playboy объявил о помолвке с 25-летней моделью Кристал Харрис. Помолвка длилась два года, за которые влюбленные даже успели разругаться и отменить свадьбу, но позже передумать и все-таки отправиться под венец.

Разница в возрасте — 45 лет

О романе 79-летнего актера с 34-летней Виталиной Цымбалюк-Романовской, музыкальной руководительницей Московского драматического театра им. Джигарханяна, было известно уже давно. Джигарханян ушел от супруги Татьяны Власовой еще шесть лет назад, однако официально оформить развод решился только сейчас, накануне своего юбилея. Роман актера наделал много шума не только в прессе, но и в его театре, где еще недавно Джигарханян был директором. После того как Армен Борисович отдал свою должность Виталине, многие актеры уволились. Однако артиста и его музу это, похоже, мало волнует. Влюбленные обосновались в подмосковной квартире, где наслаждаются обществом друг друга.

Разница в возрасте — 36 лет

Вот уже 17 лет Андрей Кончаловский счастлив со своей четвертой женой — актрисой и кулинаром Юлией Высоцкой, которая младше старшего сына своего супруга, режиссера Егора Кончаловского.

Разница в возрасте — 31 год

В 2008 году Ронни Вуд, гитарист группы The Rolling Stones, расстался с женой Джо после 23 лет брака ради русской официантки Екатерины Ивановой, но отношения старичка-рокера и непостоянной Кати долго не продержались. Спустя три года после интрижки с Катей Вуд женился в третий раз. Его новой избранницей стала 34-летняя Салли Хамфрис, театральный продюсер.

Разница в возрасте — 33 года

Сразу после развода с женой Диной, которая была младше его на 35 лет, актер и режиссер нашел утешение в объятиях новой подруги — и снова гораздо младше себя. Сейчас 85-летний Иствуд живет с Кристиной Сандерой — администратором принадлежащего звезде отеля Mission Ranch.

Разница в возрасте — 35 лет

Вуди Аллен жил в гражданском браке с актрисой Мией Фэрроу 12 лет. У пары родился общий сын Ронан, и еще супруги взяли двух приемных детей — Дилана и Мозеса. Причиной разрыва Аллена и Фэрроу стал роман режиссера… с приемной дочерью актрисы Сун-И Превен, которую она ранее удочерила вместе с экс-супругом. На тот момент девушке было 22 года, а Аллену — 57 лет. В 1997 году Сун-И Превен и Вуди Аллен поженились и тоже удочерили двух девочек. К слову, Сун-И Превен признается, что никогда не относилась к Вуди Аллену как к отцу, а все разговоры о том, что она является его дочерью, вызывают у нее смех. Не согласна с ней Миа Фэрроу, которая после расставания с Алленом обвинила его в растлении дочери и запретила общаться с остальными детьми.

Разница в возрасте — 39 лет

В марте этого года убежденный холостяк Аль Пачино удивил поклонников заявлением, что собирается жениться на своей аргентинской подруге, актрисе Лючиле Соле. С ней Пачино встречается около пяти лет и отмечает, что свадьба возможна — потому что актер никогда не говорит «никогда».

Разница в возрасте — 30 лет

Со своей будущей женой Табаков познакомился в 1986 году, когда юная выпускница ГИТИСа была принята в труппу театра-студии Олега Табакова (актеру был 51 год). Спустя десять лет романа педагог и ученица сыграли свадьбу, а после стали родителями двоих детей: Павла, который тоже начал актерскую карьеру, и Марии, которую Зудина родила в 41 год.

10. Александр Градский и Марина Коташенко

Разница в возрасте — 32 года

65-летний композитор и 33-летняя актриса вместе уже 12 лет, а в прошлом году молодая супруга родила от Градского сына, названного Александром в честь отца. Правда, жениться на своей красавице музыкант не спешит.

Любовь не имеет границ. Порой, даже огромная разница в возрасте не останавливает людей перед таким серьезным шагом, как брак.
В обществе к таким парам довольно часто относятся с осуждением. Чаще всего это касается публичных людей, чья жизнь у всех на виду.
Их отношения становятся предметом для острых дискуссий, недоверия в искренних чувствах.
Но, похоже самих влюбленных не интересует постороннее мнение.

Иван Краско и Наталья Шевель

Разница в возрасте - 60 лет

24-летняя Наталья Шевель познакомилась со своим будущим мужем в Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования, где она была студенткой, а ее жених преподавал. Но он оказался не застенчивым аспирантом, а 84-летним народным артистом России Иваном Краско! Разница в возрасте супругов обескуражила многих, но сами влюбленные не обращают внимания не пересуды и продолжают уверять сплетников, что они счастливы.

Хью Хефнер и Кристал Харрис

Разница в возрасте - 60 лет

Пять лет назад 85-летний основатель журнала Playboy объявил о помолвке с 25-летней моделью Кристал Харрис. Помолвка длилась два года, за которые влюбленные даже успели разругаться и отменить свадьбу, но позже передумать и все-таки отправиться под венец.

Армен Джигарханян и Виталина Цымбалюк-Романовская

Разница в возрасте - 45 лет

О романе 79-летнего актера с 34-летней Виталиной Цымбалюк-Романовской, музыкальной руководительницей Московского драматического театра им. Джигарханяна, было известно уже давно. Джигарханян ушел от супруги Татьяны Власовой еще шесть лет назад, однако официально оформить развод решился только сейчас, накануне своего юбилея. Роман актера наделал много шума не только в прессе, но и в его театре, где еще недавно Джигарханян был директором. После того как Армен Борисович отдал свою должность Виталине, многие актеры уволились. Однако артиста и его музу это, похоже, мало волнует. Влюбленные обосновались в подмосковной квартире, где наслаждаются обществом друг друга.

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

Разница в возрасте - 36 лет

Вот уже 17 лет Андрей Кончаловский счастлив со своей четвертой женой - актрисой и кулинаром Юлией Высоцкой, которая младше старшего сына своего супруга, режиссера Егора Кончаловского.

Ронни Вуд и Салли Хамфрис

Разница в возрасте - 31 год

В 2008 году Ронни Вуд, гитарист группы The Rolling Stones, расстался с женой Джо после 23 лет брака ради русской официантки Екатерины Ивановой, но отношения старичка-рокера и непостоянной Кати долго не продержались. Спустя три года после интрижки с Катей Вуд женился в третий раз. Его новой избранницей стала 34-летняя Салли Хамфрис, театральный продюсер.

Клинт Иствуд и Кристина Сандера

Разница в возрасте - 33 года

Сразу после развода с женой Диной, которая была младше его на 35 лет, актер и режиссер нашел утешение в объятиях новой подруги - и снова гораздо младше себя. Сейчас 85-летний Иствуд живет с Кристиной Сандерой - администратором принадлежащего звезде отеля Mission Ranch.

Вуди Аллен и Сун-И Превин

Разница в возрасте - 35 лет

Вуди Аллен жил в гражданском браке с актрисой Мией Фэрроу 12 лет. У пары родился общий сын Ронан, и еще супруги взяли двух приемных детей - Дилана и Мозеса. Причиной разрыва Аллена и Фэрроу стал роман режиссера… с приемной дочерью актрисы Сун-И Превен, которую она ранее удочерила вместе с экс-супругом. На тот момент девушке было 22 года, а Аллену - 57 лет. В 1997 году Сун-И Превен и Вуди Аллен поженились и тоже удочерили двух девочек. К слову, Сун-И Превен признается, что никогда не относилась к Вуди Аллену как к отцу, а все разговоры о том, что она является его дочерью, вызывают у нее смех. Не согласна с ней Миа Фэрроу, которая после расставания с Алленом обвинила его в растлении дочери и запретила общаться с остальными детьми.

Аль Пачино и Лючила Сола

Разница в возрасте - 39 лет

В марте этого года убежденный холостяк Аль Пачино удивил поклонников заявлением, что собирается жениться на своей аргентинской подруге, актрисе Лючиле Соле. С ней Пачино встречается около пяти лет и отмечает, что свадьба возможна - потому что актер никогда не говорит «никогда».

Олег Табаков и Марина Зудина

Разница в возрасте - 30 лет

Со своей будущей женой Табаков познакомился в 1986 году, когда юная выпускница ГИТИСа была принята в труппу театра-студии Олега Табакова (актеру был 51 год). Спустя десять лет романа педагог и ученица сыграли свадьбу, а после стали родителями двоих детей: Павла, который тоже начал актерскую карьеру, и Марии, которую Зудина родила в 41 год.

Александр Градский и Марина Коташенко

Разница в возрасте - 32 года

65-летний композитор и 33-летняя актриса вместе уже 12 лет, а в прошлом году молодая супруга родила от Градского сына, названного Александром в честь отца. Правда, жениться на своей красавице музыкант не спешит.

Роберто Кавалли и Лина Нильсон

Разница в возрасте - 47 лет

Молодая модель Лина стала для дизайнера музой и началом второй молодости после развода с Евой Дюрингер. С красавицей Кавалли познакомился, когда той было всего 20 лет, и, несмотря на возраст кутюрье, юная Лина потеряла от него голову.

Бари Алибасов и Виктория Максимова

Разница в возрасте - 40 лет

Со своей шестой женой продюсер познакомился на работе: 25-летняя Виктория была помощницей Алибасова. Несмотря на то что легендарный создатель группы «На-На» сделал предложение в прямом эфире НТВ, свадьба была тайной.

Александр Гордон и Нозанин Абдулвасиева

Разница в возрасте - 30 лет

На момент знакомства с 20-летней студенткой ВГИКа Нозанин Абдулвасиевой у Гордона уже сложилась репутация любителя юных девушек: за плечами у журналиста был развод с Ниной Щипиловой, которая была также младше супруга на 30 лет, и с Катей Гордон, которая младше Александра на 15 лет. Нозанин стала четвертой официальной женой Гордона и мамой его третьего ребенка.

Имя: Александр Градский (Alexander Gradsky)

Возраст: 69 лет

Место рождения: Копейск, Челябинская обл.

Рост: 180 см ; Вес: 93 кг

Деятельность: певец, поэт, композитор

Семейное положение: женат

Александр Градский - биография


Певец, поэт, композитор, мультиинструменталист - это еще не все грани таланта Александра Градского. Он любящий муж, трижды отец и наставник. А еще человек с ужасно тяжелым характером - правдолюб. Впрочем, гению иногда такое прощается.


Жил-был советский школьник Саша Фрадкин (Градский). Получал пятерки по музыке и литературе и тройки по математике. Его родители жили в Копейске -отец работал на заводе, а мать руководила самодеятельным театром. Красивая, одухотворенная, Тамара Павловна окончила ГИТИС и мечтала о карьере актрисы. Но,вдохновленная поступком жен декабристов, уехала вслед за мужем в провинцию. Родившегося Сашеньку решили отправить к бабушке в подмосковную деревню.


Вскоре жить в Копейске стало невозможно, и супруги вернулись в столицу, чему Саша был бесконечно рад. Семья поселилась в коммуналке, в которой обитало 38 человек - при этом один туалет, одна ванная и восемь плит на кухне. К тому же подвальный этаж, постоянная сырость. В крохотной комнатушке ютились вчетвером, и все же для пианино место нашлось.

Музыка


Мама настояла, чтобы Сашу отправили в музыкальную школу. Ее актерский талант передался и сыну: он с успехом выступал в школьных спектаклях, пел на концертах, аккомпанируя себе на гитаре или фортепиано, играл на скрипке. Нет такого музыкального инструмента, который бы ему не покорился.

Саше повезло больше других школьников. Его дядя, брат матери, работал в ансамбле Моисеева и часто выступал за границей. Но Сашу радовали не столько импортные джинсы и жвачки, сколько пластинки с запрещенной западной музыкой, которые дядя привозил. С 10 лет мальчик с упоением слушал Луи Армстронга, Элвиса Пресли, зарубежный блюз.


Он понимал, что это другая музыка, которая расширяла границы его сознания, была для него инопланетным миром. Пробовал сам сочинять музыку, стихи. Преподаватели прочили ему большое будущее. Но все это оборвалось в одно мгновение - скоропостижно скончалась мама. Саше было всего четырнадцать. В память о матери он взял ее девичью фамилию и стал Александром Градским. Уже через несколько лет это имя в профессиональных музыкальных кругах будут произносить с придыханием...

Первую свою группу Градский создал, когда ему было всего шестнадцать. Называлась она «Славяне», однако исполняли ребята в основном песни «Битлз» и «Роллинг стоунз». Потом были «Скоморохи», певшие только на русском языке, - почти все песни написал Градский. Затем -«Скифы» и «Лос Панчос», исполнявшие на школьных дискотеках западные хиты. Градский метался от оперных арий и народного пения до биг-бита, рок-н-ролла и блюза.

Ему были подвластны все жанры: голос Градского диапазоном в три октавы - это уникальное творение природы. Александр окончил Гнесинку по специальности «оперный и концертно-камерный певец». Правда, спел лишь одну партию Звездочета в опере «Золотой петушок» - хотелось изведать что-то новое.

Музыкальные инструменты стоили дорого, и Градский вместе с музыкантами из своей группы согласился на гастроли по филармониям. За три года ребята исколесили половину Советского Союза. Градский числился музыкантом, а не певцом - в те годы за штатной сеткой следили строго, - поэтому петь ему «не поручали». За исключением одного курьезного случая.


В небольшом провинциальном городке в концертном зале собралось много народу. Должен был выступать солист местной филармонии, но он заболел. Получается, музыканты ехали зря - за выступление им не заплатят. И тут Градский выходит на сцену, представляется именем заболевшего артиста и выдает весь репертуар концерта. Зал аплодировал стоя - такого они еще не слышали! Наверное, с тех пор аплодисменты продолжительностью 15-20 минут для Градского стали постоянным явлением.

Тогда же Градский начал сольную карьеру - исполнял на сцене под гитару свои песни. За окном строили коммунизм, а Александр сочинял композиции - энергичные, смелые, острые, с дерзкими словами. У него были единомышленники, а затем появились и поклонники. Постепенно вокруг музыканта сложился свой рок-н-рольный мирок. Тесные квартирки и подвалы, подпольные выступления, свободная любовь...

В конце 1960-х Градского нарекли зачинателем рок-движения в Советском Союзе, хотя были и другие. Впрочем, на счет истории советского рок-н-ролла у Градского свое, особое мнение: «Все разговоры о том, что кто-то душил рок-н-ролл, - законченное вранье! У нас-то протеста был вагон: уже одним своим видом и умением работать показывали, что всех видали в гробу... Нет, нас никто не глушил. Другое дело, что и не помогали... Но мы занимали настолько несоветскую нишу, что на нас просто плюнули».

Градский привлекал своей неординарностью и отстраненностью, возведенной в культ. Другие хотели славы, денег, а ему нравилось просто делать свое дело, играть свою музыку. «Да пошли вы все!» -такой жизненный девиз выбрал Александр Градский в юности. Не изменяет он ему и сейчас.

Зима 1973 года. Москва, студия звукозаписи. У микрофона в наушниках Александр Градский. Задача у него непростая: выполнить работу современных многоканальных стереосистем, которых тогда не существовало и в помине. Иными словами, он слой за слоем записывает барабаны, бас-гитары, скрипку, другие музыкальные инструменты и в финале - собственный вокал. Аренда студии дорогая, пленка тоже, работа кропотливая. Раз ошибешься -начинай все сначала.

Дело подходило к концу, когда вдруг раздался скрип открывающейся двери и стук каблуков. Все это записалось на пленку вместе с музыкой, фонограмма испорчена. Градский в ярости скинул наушники и набросился на вошедшего высокого мужчину в костюме. Гость вынужден был ретироваться. «Ты что! Это же сам Андрон Кончаловский !» -пытался урезонить Градского звукорежиссер. Но Александр не благоговел перед титулами, пусть даже самого обласканного властью режиссера страны.

Никто еще не смел так дерзко обходиться с Кончаловским - и это его зацепило. Заинтригованный, он остался в аппаратной, наблюдая за работой Градского сквозь стекло. Вдруг он заявил: «Вот его я и стану снимать. В главной роли будет играть и песни петь!» Но когда тот повернулся в профиль, Андрон расстроился: «Нет, этот длинный нос мне никогда не утвердят».

Когда Градский подошел к пульту звукозаписи, Кончаловский спросил его, сможет ли он написать песни к его двухсерийному фильму «Романс о влюбленных». И получил ответ: «Конечно, смогу: я -гениальный!» За таким предложением советские композиторы вставали в очередь. А тут - мальчишка, студент третьего курса, даже не член Союза композиторов! Ударили по рукам, заключили договор: 6 песен - 600 рублей. Огромные деньги!

Александр тогда подрабатывал грузчиком и такую сумму не заработал бы и за полгода. Честно говоря, никакого представления о сочинениях для симфонического оркестра Градский тогда не имел. Но его музыка получилась настолько интересной, что все тексты, за исключением одной песни, писались специально под нее.

Поэтом был другой гений - Булат Окуджава . Картина вышла на экраны в 1974 году, после чего западный журнал «Билборд» присудил Градскому титул «Звезда года-1974» за «выдающийся вклад в мировую музыку».

В общей сложности Градский сочинил музыку более чем к 40 фильмам, среди которых «Узник замка Иф» и «Искусство жить в Одессе». Однако всесоюзная слава к нему пришла в 1976 году после исполнения песни Пахмутовой и Добронравова «Как молоды мы были», написанной для фильма «Моя любовь на третьем курсе».

Говорят, у Александра Градского неуживчивый характер. А он всего лишь не любит ни под кого прогибаться и рубит правду-матку в лицо. Конечно, этим он нажил множество врагов, в том числе в современном шоу-бизнесе. Однажды Градского просили оценить выступление на Евровидении супруги Владимира Преснякова-младшего Натальи Подольской. Он в ответ лишь поморщился: «Да, слышал, что-то пищала».

Александр Градский - биография личной жизни


На самом деле к прекрасному полу у Градского довольно трепетное отношение. «Женщины - часть природы и существуют как она: сегодня - ветер, завтра - солнце, послезавтра -ураган, - говорит музыкант. - Это нужно понимать, принимать и радоваться тому, что женщины устроены так, а не по-другому. Иначе мы их не любили бы».

Александр был женат трижды - и это только официально. Сложно устоять перед вниманием поклонниц, когда ты - рок-звезда. Приятель Градского по музыкальной тусовке времен «Скоморохов» вспоминает: «Залы были битком, очень много девушек. Стоило Градскому начать петь, девчата принимались скидывать с себя лифчики и с визгом бросали ему под ноги. Градский на спор играл зубами на гитаре, стоя на коленях.

Многие девушки после концертов ловили его и были готовы отдаться. Но он их весьма нелюбезно отшивал. Мог, например, сказать, что у девушки кривые зубы или ноги. Коллеги по группе называли его очаровательным нахалом. К слову, им иногда доставались девушки, которых до того отверг Александр...»

Свой первый брак Александр Градский называет ошибкой молодости. Красавица Наташка Смирнова смогла выдержать тяжелый характер супруга всего три месяца. А потом сбежала к лучшему другу Градского, вышла за него замуж, и они вместе до сих пор.


Со своей второй супругой, актрисой Анастасией Вертинской Александр познакомился на музыкальной тусовке, в гостях у приятеля. Красавица Настя сводила мужчин с ума, и молодой рокер не стал исключением. Он решил приударить за ней, но потерпел фиаско. Вновь они встретились через полгода в Крыму.


Море, алый закат, легкий бриз, пустынный пляж под Алуштой. Градский сидел на берегу, любовался пейзажем и наслаждался одиночеством. День выдался тяжелый: сначала двухчасовой концерт, общение с поклонниками, отмечание успеха с друзьями. Осознав, что больше пить не может, Александр тихонечко удалился и нашел этот богом забытый уголок. Думал, как всегда, о вечном. И тут над его ухом раздается голос: «Вот, значит, как мы отдыхаем?!»

Оборачивается - перед ним девушка. Ноги в тапочках по щиколотку увязли в песке, пояс от домашнего халата съехал вниз, очки треснуты. Пригляделся - вот это сюрприз, Анастасия Вертинская собственной персоной! Она отдыхала неподалеку с родными и изнывала от скуки, когда ей сообщили о концерте Градского. В чем была, Настя выбежала из дома, села в попутный грузовик и примчалась на пляж.

Словно невидимая рука подтолкнула ее к Градскому - так начался их яркий и чувственный курортный роман. Они часами бродили по узким горным тропинкам, пили ароматное крымское вино, разговаривали обо всем на свете и поняли, что являются родственными душами. Потом Градский сел в машину и уехал в Москву, пообещав через два дня встретить Анастасию в столичном аэропорту. Но обещание не выполнил.

На подъезде к Москве Градский не справился с управлением - машина вылетела на встречку и попала под грузовик. Автомобиль всмятку, а на Градском - ни царапины. Конечно, второе рождение требовало обильных возлияний с друзьями. Про Настю он и не вспоминал, пока... она не появилась на пороге его квартиры прямо в разгар застолья. Ни слова не говоря, Настя вывела его из квартиры, посадила в свой автомобиль и увезла к себе. Так он у нее и остался.

Этот брак не мог продолжаться долго. Пьянящего крымского воздуха больше не было, зато были самовлюбленность Анастасии и прямота Александра. Кто-то утверждает, что они прожили вместе всего четыре месяца, по другим сведениям - два года. Но с тех пор Вертинская с супругом не общалась и за глаза называла его не иначе как «Гадский».

Брак Градского с третьей женой, Ольгой, продержался больше 20 лет, у них родились сын и дочь. Секрет был в том, что супруги жили в разных квартирах и практически не виделись. Сейчас это называют гостевым браком. Жена Александра была его ровесницей, но выглядела не по годам молодо - настолько, что ее принимали за старшую дочь певца.

Сам Градский вспоминал такой курьезный случай: «Однажды лежит жена на пляже - а у нее крутое бедро и очень тонкая талия. Идет сын с приятелями, и ребята ему говорят: «Слушай, чувиха какая лежит клевая!» А парень мой девок любит: "Где?" Показывают. "Какая чувиха? Это моя мама. Мам, а мам!" Жена шипит: "Чего ты мамкаешь"».

Четвертой, гражданской женой Градского стала молоденькая модель Марина Коташенко - блондинка с фигурой Барби, выше своего возлюбленного почти на голову и младше более чем на 30 лет. Друзья предостерегали Градского: мол, он для расчетливой девицы - всего лишь денежный мешок. «Я далеко не самый богатый человек, на которого могла бы рассчитывать Марина, - отвечал завистникам Градский. - С ее данными она могла бы заинтересовать мужчину намного богаче, моложе и красивее, чем я.


Поэтому мне удобнее считать, что ей нравится быть рядом именно со мной благодаря неким неведомым мне моим достоинствам». Пара удивила окружающих тем, что прожила вместе более 10 лет, а в сентябре 2004 года Марина родила 64-летнему Градскому сына. Молодая супруга и сын Александр живут в Нью-Йорке. К слову, у самого Градского давно есть гражданство США.

Злые языки утверждают, что нынешняя жена Александра Борисовича, Марина, имеет к нему исключительно корыстный интерес. Но годы идут, а они по-прежнему вместе

Когда в октябре 2012 года Градский впервые появился на шоу «Голос», он был очень строг в оценке участников. Но от выпуска к выпуску суровый наставник все больше смягчался. Несколько раз он даже пустил слезу, слушая молодых певцов. И это при том, что в жизни маэстро никогда не был сентиментальным, -напротив, отличался язвительностью и беспощадной прямотой. «Мои слезы связаны с музыкой и возникают непроизвольно, - признается Александр Борисович. - Если случается что-то, не касающееся музыки, я остаюсь серьезным».


Сегодня Александр Градский - вновь востребованная фигура. Он является одним из четырех судей популярного российского проекта «Голос». Мировая слава не вскружила ему голову. Сам о себе он говорит так: «Я - строитель.

Вокал, скорее, хобби: пою раза два в месяц, а строю каждый день. Свой загородный дом и театр. Если не буду работать на таком уровне, на котором работаю, мне неинтересно: зачем напрягаться, если не считаешь себя суперодаренным? Зачем мне пахать, если сам себе не говорю, что я гениален? Определенную материальную базу уже давно себе создал, больше двух-трех пар штанов одновременно мне не нужно».

Александр Градский предпочитает духовные ценности. Он три десятилетия писал оперу «Мастер и Маргарита». И дописал. И поставил. После этого острый на язык Николай Фоменко, исполнитель партии Коровьева, не преминул пройтись по творению Градского, но разве маэстро этим испугаешь?


Автор биографии: Юлия Голубева 6400