Виктор коклюшкин умер. Известный сатирик виктор коклюшкин. Мировое признание и слава

06.08.2019

Виктора Коклюшкина, одного из самых известных сатириков на постсоветском пространстве, зритель знает по таким монологам, как «Дурак» и «Демократия», которые во время выступлений автора, заставляли людей о многом задуматься. Ну а уж исполнение в стилистике своей особенной «Гнусавости» позволяет любому его фанату и любителю творчества, сразу же узнать писателя и юмориста с первых строк! Но вот о том, каким он был в повседневной жизни, в отличие от его образа на выступлениях, знают чуть ли не единицы, и мы попробуем сегодня это исправить.

Детство и начало деятельности

Родившись в 1945 году, рос тогда ещё юный сатирик в столице нашей страны, в Москве. Работать никому не известный писатель начинал с малых лет, однако, к его творчеству, известному на сегодняшний, день это совершенно не относилось. Молодой Коклюшкин даже не планировал браться за перо. Судьба вынудила его пойти на фабрику в свои 14, но он не забрасывал учёбу, продолжая получать образование в специальной школе рабочей молодёжи. После окончания школы сатирик не пошёл учиться на писателя и не стал начинать что-то связанное с этой деятельностью. Наоборот, он отправился отдавать долг Родине и получать наиболее богатый опыт для будущих шуток и размышлений, поступив в ряды Советской Армии. После возвращения к своей нормальной жизни, Коклюшкин вновь стал совмещать работу и учёбу, чтобы свести концы с концами.

Первые шаги на пути к славе

Впервые промелькнул в газетах наш герой, как он говорит сам, по нелепой случайности, напечатавшись в последней полосе «Литератора». Там ему отдали на авторство популярную тогда страницу «Двенадцать стульев». Однако, это было лишь отголосками готовящегося успеха. Настоящий бум произошёл когда сатирику наконец-то удалось засветиться на эстраде. В 1972 рассказы, написанные нашим героем, были озвучены Евгением Кравинским, выступившим с ними на большой сцене. После чего монологи, созданные Коклюшкиным, стали достаточно популярны, поскольку их озвучивали молодые артисты. Долгие годы его слова звучали из уст Клары Новиковой, и даже Петросяна, но сам Виктор появился на телевидении лишь в 1983 году. Произошло это благодаря телепередаче «Окружённые смехом», где рассказ Виктора Коклюшкина впервые был озвучен им самим. Этот же год ознаменовался исполнением одного из самых известных по всему миру монологов «Алло, Люся», но исполнителем на сей раз был Ефим Шифрин. Именно с той поры наш главный герой начинает появляться на экране телевизора постоянно, о нём говорит практически вся страна, а любой юмористический концерт не обходится без его участия. Монологи Коклюшкина стали шутками, которые рассказывали из уст в уста, а фразы успели приобрести статус «крылатых».

Мировое признание и слава

Так как Виктор выступал многие годы, а его монологи и рассказы действительно нравились многотысячной аудитории, он успел получить прозвище «Русский Карлин» от зарубежных почитателей творчества, хотя большая часть его сатиры была куда мягче, чем у выше упомянутого комика Джорджа Дениса Патрика Карлина. За время своей деятельности Коклюшкин успел накопить большое количество самых различных премий, одной из самых престижных среди них стала премия Всесоюзного конкурса юмористов, врученная сатирику в 1972 году.

Сегодня

На сегодняшний день юморист все еще выступает на эстраде, по-прежнему известен и живёт счастливой жизнью семьянина. Также, его творчество можно увидеть в газете «Аргументы и факты», где сатирик ежедневно освещает актуальные события с полюбившейся всем иронией.

Для Ефима ШИФРИНА (справа) Виктор Михайлович написал знаменитый монолог «Алё, Люся» и четыре сольных спектакля

Будущую жену телеведущего папа-сатирик колотил линейкой

У писателя-сатирика Виктора КОКЛЮШКИНА заканчивается юбилейный год. В прошлом ноябре ему исполнилось 70 лет, но это никак не отразилось на его привычном жизненном укладе. Сбривать бороду или меньше писать Коклюшкин не стал, вот только на телеэкранах появляется все реже. Почему - мы узнали из первых рук.

- Виктор Михайлович, что сейчас происходит в вашей творческой жизни?

Стало сложнее артистам и юмористам старшего поколения попадать на ТВ. Но я не собираюсь превращаться в члена Политбюро, которые до последнего вздоха на Старой площади сидели. С другой стороны, не зря в Библии сказано, что под лежачий камень вода не течет, а дорогу осилит идущий. Сейчас вот дописываю иронический роман. Уж не знаю, в каком виде он выйдет - в бумажном или электронном.

- Вы с юности решили покорять вершины сатиры и юмора?

Поступал в военное училище, но меня туда не взяли. А если бы получилось наоборот, не иначе сейчас бы министром обороны стал и во всем мире воцарился бы мир. Тогда меня судьба в юмористику и занесла: артисты попросили, чтобы я для них писал, а дальше и сам на эстраду пошел. В 1983 году впервые в «Останкино» попал, в программу «Вокруг смеха». Там рядышком с телецентром стоит Троицкая церковь, где сто лет назад венчались мои бабушка и дедушка, которые встретились и быстро обрели взаимное счастье.

Жену Эльгу Владимир СОЛОВЬЁВ нежно называет Лялей

- Вы ведь, если не ошибаюсь, сейчас второй раз женаты?

Да. Моей первой супругой была Любовь Сэпп, девушка с эстонскими корнями. Вернулся из армии и довольно быстро женился. У нас родилась дочка Эльга. Сейчас она уже сама мама пятерых детишек и супруга популярного вруна Владимира Соловьева.

- А почему она носит фамилию мамы - Сэпп?

Я не хотел, чтобы дочка мучилась с моей фамилией. Коклюшки ведь это не только то, чем вяжут вологодские кружева. Раньше была присказка: «брынчать коклюшками» - что значит рассказывать байки. Так что у меня профессиональная фамилия, которая очень подходит. А для дочки, которая, впрочем, в детстве сочиняла прекрасные сказки, когда еще даже в школу не ходила, нет. Она выросла и стала и психологом, и фотомоделью, и, как уже говорил, отличной мамой.

- Вы хороший дедушка?

Нет. Мало времени провожу с внуками. Все они очень разные, родители их не сдерживают, поэтому характеры сразу появляются.

- Какой в детстве была дочка?

Однажды, когда ей лет пять было, мы остались в квартире вдвоем. Она мало ела, я взял тонкую линейку и пригрозил: «Будешь плохо кушать, я тебя ударю». И легонько так по попе стукнул. Она тут же ушла в другую комнату. И вдруг, через некоторое время, дверь тихонько открывается, и дочка оттуда робко спрашивает: «Разве можно людей по попе бить линейкой?!» Я эту фразу почему-то на всю жизнь запомнил.

- А я, изучая вашу биографию, обратила внимание, что вашу нынешнюю супругу тоже зовут Эльга.

Так получилось. Я уже тридцать пять лет женат на Эльге Злотник. Она обладательница двух высших образований: технического - после окончания МИСИ и гуманитарного - после окончания киноведческого факультета ВГИКа. Публикуется в газетах и журналах, пишет книги. Нашему сыну Яну 32 года, пока не женат. Ян выучился на художника-оформителя в Школе-студии МХАТ.

Дети и многочисленная родня СОЛОВЬЁВА во дворе его загородного дома на семейном торжестве

Седина в бороду

- Как вы с зятем Владимиром Соловьевым ладите?

Он хороший ведущий, но... Конечно, на его место многие претендуют: выходить все время в эфир, размахивать руками и учить людей жизни - о чем еще можно мечтать? Мы с Володей, если честно, не очень близко общаемся. А все из-за того, что в одной крупной газете последние шесть лет я веду свою рубрику. Каждую неделю смеюсь над правительством, депутатами и другими ключевыми фигурами. А Соловьев - по другую сторону. Вот и не хочу ему ненароком помешать. С другой стороны, сатирик от оппозиционера отличается тем, что последний хочет, чтобы власть сменилась, а первый - чтобы она хорошо работала. Но не все люди смотрят на меня с улыбкой.

Был случай, когда я пошутил по поводу Стаса Михайлова, и за это поплатился. Стою однажды на трамвайной остановке, и вот женщина-водитель, увидев меня, бешено посмотрела и дальше помчалась, даже не притормозив. Люди у нее не вышли, не вошли другие. Они просто обалдели от этого, а я сразу понял, что ей не понравилось, что я написал о Стасе. Ох уж эти фанатки. Но мне больше жаль артистов, которым те поклоняются. Не все же понимают, что к успеху быстро привыкаешь, а он со временем проходит. И потом видишь такого человека с расстроенным взглядом, который недоумевает, что раньше стадионы собирал, а теперь никому не нужен.

Подмосковное имение телеведущего расположено в знаменитом писательском посёлке Переделкино

- Да, но многие успевают за это время отлично заработать. Вот ваш зять Соловьев состоятельный человек?

Состоятельный. Но я не лезу к ним в их жизнь, прекрасно помня, что мое детство прошло на крыше с голубями. И я сформировался совершенно в другом обществе. Лично мне всего всегда хватало. В моей школе учились разные дети. В том числе сын маршала, дочка министра. Но двери их домов были открыты, мы ходили в гости друг к другу и не обращали внимания, что у кого-то шесть комнат и две машины «ЗИЛ», а у других - шиш.

- Но вы же ощутили свою минуту славы?

Тридцать лет назад у меня была своя передача на ТВ, где, например, Лев Лещенко с Таней Веденеевой пели песню «Татьянин день», а Боярский, исполняя свой хит «Рыжий конь», на скульптуру залез и оттуда голосил. Тогда меня во многих газетах критиковали. Мол, зачем нужна такая программа? А ее любили и смотрели люди… В том году мне исполнилось 70. В связи с этим снова стали звать на экран, но я в основном отказывался. Просто в архивах лежат около ста записей моих номеров. На них я еще ничего выгляжу. Это сейчас у меня борода седая и на макушке плешь. Да и труднее учить людей жизни. Хотя, на мой взгляд, надо брать пример с животных - они умеют по-настоящему ладить и с друг с другом, и с человеком. У меня вон кошка и собака вместе жили и даже спали в обнимку. У дочки Эльги, кстати, тоже живут несколько собак. Когда есть маленькие дети, обязательно дома должны быть животные, они доброте учат. У них с Володей большой дом, есть куда разгуляться, понятно, все собаки у них породистые. Внукам на дни рождения я дарю книжки, игры, а дочку и зятя просто поздравляю, говорю теплые слова. У них же другой уровень жизни и особо ничего не нужно. Ну и дай бог.

- А свою гастрольную жизнь часто вспоминаете?

Еще бы! Чего у нас там только не происходило. Как-то один артист чуть не утонул утром в реке Амур, после того как вечером накануне на банкете выпил и, толком не проспавшись,полез плавать. Или в другой раз во Владивостоке до меня выступала какая-то рок-группа, и их зрители во время концерта переломали все стулья. Так из-за этого ко мне на выступление вызвали охранять имущество ОМОН. Я со сцены что-то смешное рассказал, а один слушатель так звонко залился, что милиционер его для профилактики даже дубинкой огрел. Или в Новосибирске было дело. Ко мне на концерт пришел журналист, мои шутки записал, напечатал в газете, но потом честно выслал мне гонорар. Я пошел на почту, чтобы его получить. Стою в очереди, за мной старушка пристроилась. Все смотрела на меня внимательно, а потом заявляет: «А вы знаете, что вы на Коклюшкина похожи? В конкурсе двойников точно первое место получили бы». А потом немного подумала и добавила: «Хорошие деньги бы вам за это заплатили и купили бы себе что-нибудь приличное. А то одеваетесь, как бродяга».

Виктор Михайлович Коклюшкин ( род. 27 ноября 1945 , Москва) — писатель- сатирик и телеведущий.

Виктор Коклюшкин родился в 1945 году в Москве. Окончил издательско-полиграфический техникум и Высшие театральные курсы ГИТИСа. В 1969 году Коклюшкин стал автором страницы « Клуб «Двенадцать стульев» » «Литературной газеты». В 1972 году с его рассказами выступил на сцене конферансье Москонцерта Е. Крапивский.Коклюшкин писал монологи для таких эстрадных артистов, как Геннадий Хазанов, Евгений Петросян, Клара Новикова, Владимир Винокур. Он придумал для Хазанова героя его ранних выступлений — студента кулинарного техникума.

Дебютировал на телеэкране в 1983 году в передаче «Вокруг смеха». Участвовал в телепередачах «Аншлаг», «Смехопанорама» и др.

На дочери Виктора Коклюшкина женат известный телеведущий Владимир Соловьёв.

Голос у Виктора Коклюшкина действительно такой, каким вы его слышите с экрана. Специально он его под смешную интонацию не подгоняет. Да и ничего он под общепринятые стандарты не подгоняет. Собственно, и писателем он становиться не собирался…

Виктор Михайлович, вы признанный мастер в своем цехе - цехе юмористики. А сами вы считаете себя уже классиком?

Отвечаю. Недавно вышла книга, где Аверченко, Зощенко, Булгаков, О’Генри, Марк Твен, Шукшин и… Коклюшкин. Поэтому кто-то, может быть, считает. Сам я себя классиком, конечно же, не-счи-таю (подчеркивает, разбивая интонационно по слогам). И готов, по завету Владимира Ильича Ленина, учиться, учиться и еще раз учиться.

А учиться, как я понимаю, вы именно у классиков собираетесь?

В первую очередь нужно учиться у жизни. Жизнь в России настолько богата, многообразна, загадочна и непредсказуема, что учиться надо каждую секунду.

А кого из классиков вы любите? Кого-то вы перечитываете до сих пор?

Вообще из классиков, конечно, Антон Павлович Чехов, а из тех классиков, кто считался чистым юмористом, это Аркадий Аверченко. Он не просто смехач, не просто давильник - это те юмористы, которые только ради смеха. А у него и забавные сюжеты, и характеры, и комические ситуации - великолепный мастер юмористического жанра Аркадий Аверченко.

А из современных писателей кто-то вам интересен?

Из современных писателей - вот сейчас я скажу, что я своим чутким носом почувствовал. Сейчас появляются и в серьезной прозе, и в поэзии, и в юмористике просто как грибы после дождя талантливые люди. Читаю некоторые прозаические рассказы, написанные замечательно, но меня охватывает страх, что этим ребятам и этим девочкам надо где-то печататься, чтобы они не скисли, не покрылись плесенью. А тиражи у литературных журналов крохотные, по четыре тысячи. В Интернет они уходят, но толстый журнал всегда был учителем писателя. Чтобы попасть на страницы «Нового мира» - нужно было пройти серьезную не только цензуру, но и редактуру. Если молодой идет в Интернет без редактуры - он лишается умного советчика. Редактура - это как хороший фуганок горбыль остругивает. К тому же кризис тушит некоторые издательства - уже в начале года погасли как свечки на ветру. Вот что я могу сказать.

А как вы выбираете вообще книгу для чтения? Ктото вам советует?

Нет, не по совету, конечно. Советуют, так я нарочно - наверное, характер у меня такой противоречивый - не буду. Если где-то случайно я заметил фамилию интересного писателя, то невольно в книжном магазине или еще где-то остановлю свое внимание. Ну и сарафанное радио продолжает действовать. Или кто-то кому-то сказал, или я кому-то…

Когда вы сами поняли, что хотите быть писателем и помните ли вы свою первую публикацию?

Я не собирался становиться писателем. В пятнадцать лет Витя Коклюшкин пошел на фабрику и учился в школе рабочей молодежи. После школы рабочей молодежи он был в рядах Вооруженных сил. После службы в рядах опять работал и учился и совершенно случайно попал на последнюю полосу «Литературной газеты». Там был «Клуб 12 стульев», в ту пору супермодный. Потом случайно попал на эстраду, случайно какой-то мультфильм сняли, случайно стал лауреатом и т. д. Витя не собирался становиться писателем. Мне нравилось в армии, я с удовольствием работал на фабрике - оглядываясь назад, это мои самые солнечные дни.

А как вы отдыхаете? Где, каким образом?

Я не знаю. Если я устаю, то начинаю что-нибудь делать и - сразу отдыхаю. Наверное, Всевышний сделал меня для того, чтобы я не отдыхал, а работал. Я заметил: если я устаю, мне нужно срочно начать что-то делать.

В отпуск-то вы все равно куда-то ездите, наверное?

Редко. Во-первых, работа была связана с гастрольными поездками, а во-вторых, кто-то родился врачом, кто-то артистом, кто счастлив, что он сажает маленькие деревца, которые потом станут большими, кто с удовольствием их рубит - у каждого свое предназначение. Самое главное - это в юношестве учуять, в чем твое предназначение, и тогда ты будешь счастлив. И надо учуять человека, который мог бы пойти с тобой рядом по жизни.

Молодежи сегодня объясняют, что надо выйти замуж за того, у кого крутая иномарка, ну, значит, человек будет несчастлив чисто по-бабьи, а ее муж - по-мужски. Надо все это в раннем возрасте найти - свою профессию, свою вторую половину - и все будет о’кей!

Это уже пожелания, а я как раз и хотел спросить, что бы вы пожелали читателям «Вечерней Москвы»?

Если вы смотрите фильмы 50-60-х годов, то обязательно или на столе лежит, или кто-то читает, сидя на бульваре, «Вечернюю Москву». «Вечерняя Москва» - это символ нашей столицы. Поэтому желаю газете процветать, а читателям ее читать.

К кому вы прислушиваетесь, выбирая книгу для чтения?

Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы:

Бывает, что боишься начать книгу, которая испортит настроение или впустую израсходует твое время. Я читаю рецензии. Но для меня важнее рекомендации и советы моих знакомых и друзей. Я прислушиваюсь к людям, вкусам которых я доверяю. Например, я знаю, если книгу посоветовал депутат Мосгордумы Евгений Бунимович - ее стоит прочитать.

Не верите - спросите у Петьки. Он, козел, вместо того чтобы мусор на свалку отвезти, привез на выставку.

Ну там, на бывшем заводе, какая-то выставка: сломанные стулья, арматура… и он, козел, кучу мусора туда! На свалку далеко везти, он и свалил. А тут мужик какой-то кричит: «Это что?!» А Петька показывает вокруг и говорит: «А это что?» Мужик: «Это экспонаты!» Петька ему: «И у меня тоже экспонат!» Ну а у Петьки вид небритый, злой с похмелья… вылитый художник. Мужик спрашивает: «А как называется?» Петька подумал и говорит: «Голос разума!» После таких умных слов мужик сразу вежливее стал. «А как ваша фамилия?» - интересуется.

Петька, подлец, чувствует, что наклевывается что-то и говорит: «СыровГолландский!» Мужик ему: «Ждем вас завтра на открытие, господин СыровГолландский!» Ну, Петька приехал, смотрит - куча на месте, а рядом табличка «Голос разума».

Люди разные… ходят туда-сюда. Остановятся у кучи, подбородок вздернут, прищурятся, губу подожмут, головой понимающе покивают.

Петька рядом с кучей гарцует, наслаждается. Корреспондент какой-то спрашивает: «Что значит для вас творчество?» Петька говорит: «Все!» Телевизионщики подкатились, в глаза светят, в нос микрофон тычут: «Что вы этим хотели сказать?» Петька говорит: «Я хотел сказать, что искусство не должно отрываться от помойки… то есть от народа!» Какая-то тетка баламутная с диктофоном: «Как вы относитесь к нетрадиционным отношениям в сексе?» Петька говорит: «Я б их всех!..» Она говорит: «Браво!» А тут - банкет! Петька, козел, упился дармовой водки, к женщинам полез, в глаз получил…

Короче, в репортажах с выставки современного искусства он на фотографиях и на экране везде в центре: в порванной рубахе, с синяком, на полу на карачках… То есть пока мы честно трудились - он, козел, знаменитым стал! Через два дня приехал на автобазу, мы тут на мусорных машинах, он - на джипе! Говорит: «Со своей кучей скоро в Берлин поеду на биеннале!» Мы говорим: «А джип откуда?» Он нам: «Это спонсорская поддержка!» А из этой поддержки три телки пялятся, хихикают. «Голландский! - кричат. - Иди к нам! Нам скучно!» Ну, блин, не приедь он на джипе с бабами - не было б ничего, а так!.. Наутро все наши козлы мусор вместо свалки на эту выставку поволокли! Сашка - мебель поломатую, ну там комод, этажерка, диван-клоповник, назвал: «Светлое прошлое»; Васька остатки двух «запорожцев» - обозвал: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану на пляже Антальи». Генка вообще нечто эротическое: старая никелированная кровать, а на ней бревно! Юрка в политику ударился - ржавые батареи парового отопления, стеариновая свеча, коробок спичек и надпись: «Заседание Совета министров в отопительный сезон»! Да все и не перечислить! Хлипкие интеллигентные художники в панике - что они против наших мусорщиков! Выставка трещит от экспонатов, а их везут и везут отовсюду. Торопятся! В городе - паника! Лично мэр, не буду называть его фамилию, надел кепку и поехал разбираться. А там хрен разберешься, где мусор, где инсталляция, где хлам, а где перформанс ихний! Короче, закончилось все тем, что выставку закрыли, а на ворота повесили объявление: «Свалка мусора запрещена! Штраф 1000 рублей!» А все Петька, козел, отвез бы свой мусор куда положено, и люди могли бы спокойно наслаждаться на этом самом биеннале современным искусством!

Виктор Коклюшкин Если бы не эстрада, он стал бы столяром

Он написал о себе в собственной книге «Юморист» так: «Виктор Коклюшкин родился в Москве утром, он красив, скромен, элегантен. Виктор Михайлович любит собак, кошек, лошадей и птичек разных тоже. Как почти всякий пишущий, он сменил несколько профессий: был слесарем, корректором, выпускающим издательства, полотером, комендантом пенсионного отдела горвоенкомата, старшим инженером по охране и реставрации памятников истории и культуры, редактором отдела сатиры и юмора в еженедельнике, артистом, кроме того, он - старшина запаса». Пожалуй, такую характеристику вряд ли можно чем-то дополнить. И тем не менее…

— Виктор Михайлович, сколько книг у вас уже вышло?

— Четыре. И столько же вышло моих спектаклей. Но в основном мои тексты на эстраде, на радио, в телепрограммах с успехом «озвучивают» популярные артисты. В 1983 году Ефим Шифрин стал лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады, исполнив мои юмористические и сатирические рассказы. В том же году я впервые появился на телеэкране в передаче «Вокруг смеха» с каким-то сатирическим рассказом. А Шифрин в той же передаче впервые прочитал мой монолог «Алло, Люся!» С тех пор меня стали приглашать на телевидение довольно регулярно, хотя до этого мои рассказы часто звучали в радиопередаче «С добрым утром

— Коклюшкин - это ваша подлинная фамилия или псевдоним?

Хороший вопрос. У меня все свое: и фамилия, и голос. А моя фамилия произошла от слова «коклюшки» - это палочки, на которых плетут вологодские кружева. В словаре Даля при толковании этого слова есть сноска: мол, есть такое выражение «бренчать коклюшками», то есть рассказывать какие-нибудь смешные байки. Так что я полностью соответствую своей фамилии.

— Первый рассказ свой помните?

— А как же! После армии я работал на заводе. И как-то меня бес попутал: сочинил рассказ и отправил его в одну из московских газет. Сюжет был простеньким: о трех выпивохах. Две недели покупал газету, но так и не увидел своего произведения. А месяца через полтора получил письмо, которое могу процитировать дословно: «Уважаемый товарищ Кукушкин! Ваше письмо, сигнализирующее о нарушениях отдельными лицами общественного порядка, направлено на рассмотрение в Мосгорисполком». Я даже взбесился: ведь я рассказ написал, а не какой-то там сигнал о недостатках. Вскоре получил еще одно письмо, уже из управления коммунального хозяйства. Там было следующее: «Уважаемый товарищ Клюшкин! Ставлю вас в известность, что, согласно такому-то постановлению, распивать спиртные напитки в общественных местах категорически воспрещается». После этого мне, что называется, под хвост вожжа попала, и я написал еще один юмористический рассказ, который отправил в «Литературную газету». На этот раз его напечатали, и вскоре я стал постоянным автором 16-й полосы клуба «12 стульев» «Литературки».

Мои рассказы звучали по радио, и за свое писательство я стал получать гораздо больше, чем на основной работе. От «Литературной газеты» я принимал участие в вечерах юмора в ЦДЛ. Так стал выступать и на сцене.

— А кто вы по образованию?

— В моем дипломе черным по белому написано, что моя профессия - драматург эстрады. Я окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе.

— Почему вы все время читаете на сцене по бумажке? Неужели не помните собственные рассказы?

— Дело в том, что у меня плохая память. Я всегда удивляюсь театральным артистам, которые запоминают огромные тексты.

— Теперь, думаю, самое время вспомнить что-нибудь смешное.

Смешные случаи бывают чуть ли не на каждом концерте. К примеру, как-то в концертном зале «Россия» снималась новогодняя передача «Аншлаг». Ведущая Регина Дубовицкая объявляла в радиомикрофон выступавших, а после этого сразу же его отключала и уходила за кулисы. И вот Регина объявила Владимира Винокура. Ушла за кулисы, а микрофон отключить забыла. Смотрит, Винокур за кулисами, как обычно, травит байки. Она и сказала ему: «Володя, твою мать, я же тебя объявила!» А микрофон-то включен, и эти ее слова слышал весь огромный зал. Такого подарка зрители не ожидали, хохот стоял несколько минут.

— Судя по всему, ваш любимый артист - Ефим Шифрин…

— С Шифриным мы сотрудничаем уже 20 лет, вместе выпускали четыре спектакля.

В них принимали участие также Клара Новикова и Валерий Гаркалин. Еще мои тексты читают Владимир Винокур и Евгений Петросян. К сожалению, молодых артистов речевого жанра сейчас очень мало. А прежде только в мастерской сатиры и юмора Москонцерта в штате насчитывалось 156 человек, в мастерской чтецов - 92 человека. А ведь были еще Росконцерт, областная филармония.

— Виктор Михайлович, ваши герои какие-то занудные и язвительные. А вы сами какой по характеру?

— Позволю себе смелость сказать, что я добрый и общительный.

— В свободное время чем занимаетесь?

— В основном читаю книги. Особенно люблю Чехова, Тургенева. А телевизор смотреть боюсь. Какую программу ни включишь, все бегают с пистолетами и стремятся или убить кого-то, или банк ограбить. Новости посмотришь - тоже за голову хватаешься…

— У вас счастливая семья?

— Дай Бог здоровья всем семейным людям, и мне в том числе. У меня замечательная семья. Жена Ольга окончила строительный институт и киноведческий факультет ВГИКа. Сын Ян вот-вот закончит школу.

— Если бы вам пришлось сменить профессию, кем бы стали работать?

— Думаю, что столяром. В детстве это мне очень нравилось. Мой дядя работал столяром, и я любил запах стружки, с удовольствием работал стамеской, рубанком…

— Если не секрет, сколько вам лет?

— Да какой же это секрет! Я с 1945 года. Меня и Виктором родители назвали в честь Победы…

Виктор Коклюшкин родился 27 ноября 1945 года в городе Москва. Родители являлись простыми рабочими, и сам мальчик уже в четырнадцать лет устроился на фабрику слесарем, а вечерами посещал школу рабочей молодежи.

После службы в армии продолжил образование в полиграфическом техникуме и на высших театральных курсах Российского Института Театрального Искусства, где получил диплом «эстрадного драматурга». Так как семья нуждалась, Виктору приходилось постоянно подрабатывать. До того, как получил определенную популярность, Коклюшкин сменил несколько специальностей. Будущий писатель работал разнорабочим, корректором, комендантом в военкомате, редактором. Все трудности переносил с присущим ему юмором.

В возрасте двадцати трех лет Коклюшкину поручили вести свою колонку в «Литературной газете». Вскоре статьи перспективного автора под названием «Клуб «Двенадцать стульев» стали пользоваться особой популярностью у читателей. Спустя несколько лет монологи Виктора впервые прозвучали со сцены в исполнении артиста эстрады Евгения Кравинского.

Тексты молодого автора получили определенную популярность среди исполнителей, они приносили успех и нравились публике. Его лучшие монологи вошли в репертуар Клары Новиковой, Евгения Петросяна, Владимира Винокура, Ефима Шифрина, но сам автор еще долгое время оставался за кадром.

Только в 38 лет Виктор Коклюшкин решился на публичное выступление с собственным рассказом. Это произошло в эфире программы «Вокруг смеха». Автор с гнусавым голосом сразу полюбился зрителем, а его шутки быстро уходили в народ.

Настоящий триумф пришел к сатирику после исполнения Ефимом Шифриным монолога «Алло, Люся!», который стал одним из самых популярных выступлений эстрадного артиста. Как утверждает сам автор, все свои истории берет из жизненных наблюдений, этим и обусловлена их популярность в народной среде.

За весь период творческой биографии Виктор Михайлович написал более десяти книг, среди которых самыми популярными стали «Алло, Люся, это я!», «Убойная реприза» и «Стой, кто идет?!». Писатель создал тексты к четырем полноценным сольным концертам, участвовал в написании сценария к мультфильму «Великолепный Гоша», который снят на студии Союзмультфильма в конце 80-х.

Творчество Виктора Коклюшкина

Библиография

1988 - «Хорошо, когда светит солнце» (Москва, издательство «Искусство», тираж 50 тыс. экз.)
1993 - «Юморист» («Детская книга», 1993, тираж 100 тыс. экз.)
1999 - «208 избранных страниц» в золотой серии юмора (Москва, «Вагриус», тираж 30 000 экз.)
1999 - «Блеск» (Москва, «Аграф»)
2002 - «Смешная жизнь» (Москва, «Вече»)
2004 - «Бывали дни веселые!» (Москва, «Империум пресс»)
2007 - «Мое пальто» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
2007 - 52 том, «Антология сатиры и юмора России XX века» (Москва, «ЭКСМО»)
2008 - «Слезы птеродактиля» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
2009 - «Алло, Люся, это я!» (МОСКВА, «АСТ»)
2010 - «Убойная реприза» (МОСКВА, «АСТ»)
2010 - «Стой, кто идет?!» (МОСКВА, «Эксмо»)
2014 - «Приехали!» (Москва, «Алгоритм»)

Сценарист

1976 - Последний фокус (киножурнал «Фитиль» № 170) (мультфильм).
1983 - Великолепный Гоша. История восьмая (мультфильм).
1984 - Великолепный Гоша. История девятая (мультфильм).
1986 - Фокусник (мультфильм).
1987 - Портрет (мультфильм).
1987 - «Дядя Ваня и другие» (телевизионный фильм).

Премии Виктора Коклюшкина

1972 - первая премия на Всесоюзном конкурсе юмористов
1976, 1982 - Лауреат «Московского комсомольца»
1985, 1989 - премия Всесоюзного конкурса по разговорным жанрам
1987 - литературная премия журнала «Юность»
1999 - премия «Литературной газеты» «Золотой теленок»

Семья Виктора Коклюшкина

Первая жена - Любовь Сэпп, эстонка.
Дочь - Эльга Викторовна Сэпп (род. 1 июня 1972) - по профессии психолог, работала манекенщицей в Милане, снималась в клипах Влада Сташевского, групп «Ногу свело», «Моральный кодекс», «Крематорий», в 2005 году вышла замуж за телеведущего Владимира Соловьева.

Внуки - Даниил Соловьев (род. 12 октября 2001), София-Бетина Соловьева, Эмма-Эстер Соловьева (род. декабрь 2006), Владимир Соловьев (род. 14 февраля 2010), Иван Соловьев (род. 6 октября 2012).

Вторая жена - Ольга Яковлевна Злотник (псевдоним - Эльга Злотник), работала киноведом, писательница, окончила МИСИ и киноведческий факультет ВГИКа.
Сын - Ян Викторович Злотник (род. 1984) - художник-оформитель, учился в Школе-студии МХАТ.

Виктор Михайлович Коклюшкин, его биография в Википедия (настоящая фамилия, национальность), личная жизнь — семья и дети на фото, где сейчас и куда пропал, интересуют многих телезрителей.

Виктор Коклюшкин – биография

Родился Виктор Михайлович в 1945 году в Москве. Окончив школу, юноша ушел служить в армию, а когда вернулся, то стал учиться в полиграфическом техникуме.

Началом своей литературной деятельности Виктор считает 1969 год. Он стал писать юмористические рассказы, которые публиковались во многих литературных газетах и журналах, а уже в 1972 году его миниатюры стал исполнять Евгений Кравинский — конферансье Москонцерта.

Начиная с 1980 года Коклюшкин начал писать для эстрады, и в это же время окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе, получив диплом по специальности «эстрадный драматург».

Притом, что сам юморист долгое время оставался за кадром, его монологи все чаще стали входить в репертуар таких известных юмористов, как Евгений Петросян, Владимир Винокур, Ефим Шефрин и Клара Новикова.

Только в 38 лет он решился показаться зрителям, приняв участие в передаче «Вокруг смеха», где выступил со своим рассказом. И, как ни странно, несмотря на свою своеобразную внешность – лысоватый, с нелепыми большими очками и гнусавым голосом, автор сразу же полюбился зрителям, а его шутки мгновенно стали распространяться среди народа.

Успех юмористических монологов Коклюшкина был неслучаен, ведь в основе их сюжетов лежали его наблюдения и жизненные истории, которые были понятны и близки простым людям.

Кроме написания рассказов и монологов, Виктор Михайлович написал немало пьес и сценариев к различным программам, став активно сотрудничать с телевидением. Наиболее известными стали передача «Была зима», и фильм «Дядя Ваня и другие», вышедшие на Первом канале, к которым он написал сценарии.