Театральный фестиваль поющая маска. Поющая маска - российский государственный институт сценических искусств

14.11.2020

Номинации 2019 года:
- «Хор, вокальный ансамбль» (крупная форма, больше 12 чел.)
- «Вокальный ансамбль» (малая форма, до 12 чел.)
- «Актерская песня/ Шансон»
- «Классическая ария/ Мюзикл»
- «Джаз»
- «Эстрадная песня»
- «Песни театра и кино»
- «Народная песня»
- «Военная песня»
- «Пародия - живой звук».

Состав жюри конкурса в 2019 году:

председатель - Збигнев Марек Хасс, режиссер, профессор Университета Ольштына (Польша)
заместитель председателя - Благодёр И.И., профессор, заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания РГИСИ, заслуженный артист РФ, музыкальный руководитель Александринского театра
Алексахина А.Я. - народная артистка РФ, актриса театра им. Ленсовета
Васильев Ю.А. - профессор кафедры сценической речи РГИСИ, заслуженный деятель искусств РФ
Карелина Г.Т. - народная артистка РФ, актриса Александринского театра
Пахомов М.Р. - старший преподаватель кафедры пластического воспитания РГИСИ
Петрова О.А. - композитор, заслуженный деятель искусств РФ
Таршис Н.А. - профессор кафедры русского театра РГИСИ
Учитель К.А. - доцент кафедры продюсерства в области исполнительских искусств РГИСИ
Яковлев М.И. - артист Александринского театра.

"Моё сердце остановилось, моё сердце замерло".
29 февраля бывает раз в четыре года, а значит в этот день должно случится что - то особенное и даже волшебное. Так и произошло со мной. В официальный последний день зимы мне посчастливилось оказаться в любимом театре моего детства - театре на Моховой, не спектакле "Последний котильон ". Конечно же я ожидала, что постановка будет интересной, и, скорее всего, мне понравится. Но то, что я увидела, не поддаётся никакому описанию!
1825 год, Восстание Декабристов... Одновременно страшное и великое событие в нашей истории. Такое ощущение, как - будто я перенеслась в то время, с красивыми балами, восторженными речами, тайными сообществами и удивительными людьми. Но самое главное, что я перенеслась и прочувствовала всю ту боль.
Когда ты видишь, как молодые, талантливые и интеллигентные люди, рискуя жизнью, организовывают восстание не для себя, а для простых людей, чтобы жизнь в стране стала лучше, чтобы не было крепостного права.
" Дело не в том, почему я вышел, а в том, что НЕЛЬЗЯ НЕ выйти!"
Удивительная семья Бестужевых: отважные и преданные братья, храбрая и достойная сестра - истинная леди и просто невообразимая мать семейства. Мать, которая понимала великий поступок своих детей, гордилась ими и защищала их честь.
" Батюшка, что же получается: когда у братьев был успех, то держаться за родство, а как беда настала, то отречься? Нет, не по заповедям это".
Для меня сложно было представить, что эта поседевшая с годами мать большого семейства, на самом деле 20- летняя девушка, у которой ещё вся жизнь впереди.
Меня вообще поразили женщины того времени: молодые девушки, пожилые дамы, которые " горой стояли " за своих любимых и молились за них.
Сцена молитвы была просто завораживающая и магическая. Царица Мария Фёдоровна, читающая Библию вместе со всеми женщинами, заставила меня плакать и морально присоединиться к ним.
Но, конечно же, больше всего меня потрясла сцена отправления декабристов и жён в ссылку в Сибирь. Увидев этот страх и огромную, всепоглощающую любовь, которой не страшны никакие преграды, становиться больно, горько, и при этом ты испытываешь гордость за этих людей. Смотря или даже проживая, эту сцену, я думала, что моё сердце не выдержит и просто разорвётся на части от переизбытка эмоций и чувств! Ребята - актеры действительно продемонстрировали чистоту и глубину своей широкой души. Увидев их взгляд, после спектакля, понимаешь, что хочется быть лучше, хочется творить и больше делать.
" Последний котильон "- это тот случай, когда ты выходишь с бешеными глазами, "бьешь себя в грудь" , не понимаешь, хочется ли тебе много говорить или хочется молчать и, в конце концов, понимаешь, что ты видела настоящее волшебство и истинную любовь, и знаешь, что не забудешь этого никогда и будешь надеяться, что когда - нибудь испытаешь такие эмоции снова!

22 апреля в Учебном театре на Моховой пройдет гала-концерт Международного музыкального конкурса , который уже почти 10 лет проводит Санкт-Петербургская Театральная академия.

Несмотря на это, любимое многими мероприятие мало известно широкому зрителю. VashDosug .ru решил исправить эту несправедливость.

Для начала необходимо узнать, что представляет собой этот конкурс, зачем он был создан, когда и почему. Кто же сможет рассказать об этом лучше, чем отец-основатель «Поющей маски», заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания СПбГАТИ, музыкальный руководитель спектаклей Александринского театра Иван Благодер :

«"Поющая маска" существует уже много лет, но несколько десятилетий это был исключительно кафедральный конкурс, не выходящий из маленьких аудиторий института на большую сцену. Его очень любили студенты, тем более что там царила своя особая, теплая атмосфера взаимовыручки и поддержки. За эти годы номера на конкурсе выросли до очень хорошего драматического, эстрадного и ансамблевого уровня, и 8 лет назад родилась и сразу же воплотилась идея перевести это институтское мероприятие в формат международного конкурса.

Если сначала мы могли пригласить только 2-3 страны, то постепенно возможности и география расширились, например, в этом году у нас большое количество участников из Китая, Финляндии, Польши, Шотландии, Италии, Германии. При этом соревнуются между собой студенты творческих ВУЗов, так что на одной сцене встречаются и СПбГАТИ, и Университет культуры, и Консерватория, и Школа-студия МХАТ. В этом году приехали студенты Новосибирского, Екатеринбургского, Ярославского театральных институтов».

Кто ты, маска?. Источник: Кто ты, маска?.

Какие же номинации существуют на «Поющей маске»? Общим количеством 8 штук, они отражают и учитывают все возможные формы песенной культуры. Кроме уже упомянутого серьезного раздела классического исполнения «Артист музыкального театра», есть «Вокальный ансамбль - большая форма», «Вокальный ансамбль - малая форма» (жанр исполнения - любой, хоть эстрада, хоть буффонада, хоть классика, но количество участников должно быть не меньше 2 и не больше 11 человек).

«Поющая маска» - это конкурс имени Андрея Петрова, а потому нет ничего удивительного, что есть отдельная номинация с его песнями. «Песни театра и кино», «Народная песня», зажигательные номера в разделе «Артист эстрады» и самая любимая, самая долгожданная и, несомненно, самая трудная номинация: «Артист драматического театра и кино», в котором студенты стараются поразить жюри не только своими вокальными данными, но и артистизмом, «подачей материала».

Как говорит один из участников, студент IV курса эстрадного отделения, «СПбГАТИ - театральный ВУЗ, так что на актерские качества обращают порой даже больше внимания, чем на голос. Можно очень красиво спеть, но никуда не пройти, потому что выступление получилось скучным, никак не обыгранным с актерской точки зрения».

Тем не менее, учитывая, что в конкурсе участвуют не только актерские институты, Иван Благодер говорит об этом так: «Гости должны тянуться к драматическим возможностям воспроизведения песни, а студенты театральных ВУЗов - к музыкальным. У каждого есть своя вершина, к которой он должен стремиться».

При таком серьезном комплексном подходе, жюри должно состоять сплошь из самых разнообразных мастеров своего дела. Так оно и есть: оперные певцы, актеры, режиссеры, профессора всех ведущих кафедр СПбГАТИ (ведь участник должен уметь и красиво двигаться - вот вам кафедра пластики, и внятно говорить - кафедра речи, особое место занимает кафедра музыкальной театральной критики, а уж про кафедру вокала и говорить не приходится). Возглавляет жюри бессменный руководитель известный композитор Леонид Десятников.

Здесь нет случайных людей, потому что и конкурс слишком серьезен: во-первых, это реальная возможность заявить о себе, пройдя I тур и победив во II, или попав в фестивальную часть конкурса: гала-концерт, на котором часто можно заметить именитых гостей - режиссеров, актеров, певцов. Во-вторых, победители, занявшие призовые места, получают хорошие призы от спонсоров-меценатов.

Интересно, что бывают ситуации, когда в номинации присуждаются, например, первая и третья премии, но не присуждается вторая - жюри решает, что на это место не нашлось достойного претендента. После разговора со студентами складывается ощущение, что знание о конкурсе «Поющая маска» снисходит на них вместе с получением студенческого билета: об этом мероприятии знают все, его ждут, к нему готовятся порой целый год.

Несмотря на приобретение конкурсом международного статуса, в нем по-прежнему остались те черты студенческого братства, которые так отличали его кафедральную ипостась. Вот, что говорят об этом сами студенты, заодно раскрывая некоторые организационные секреты: «Все, что нужно тебе для конкурса, ты обеспечиваешь сам - и Академия, после твоей просьбы, активно тебе в этом помогает: ищет концертмейстера, инструменты, костюмы. Конечно, если тебе нужны на подтанцовку "девочки с мочалками", эту проблему ты решаешь сам, но для того и нужны однокурсники и друзья. То ты кого-то просишь, то к тебе, буквально накануне конкурса, подлетают с дикими глазами и просьбой подыграть - разве можно отказывать, ведь это же "Поющая маска"!».

Вечером в понедельник, 1 апреля, в Петербурге стартует XIV Международный конкурс-фестиваль «Поющая маска » имени Андрея Петрова Фото: Учебный театр на Моховой

По сложившейся традиции, фестиваль «Поющая маска » имени Андрея Петрова будет проходить в стенах Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Он продлится по 6 апреля. В этом году конкурс посвящен 240-летию РГИСИ. Он входит в программу празднования юбилея института.

Как сообщили в пресс-службе РГИСИ, экспертный совет конкурса отсмотрел 336 номеров от участников из шести стран мира. В географии конкурса – Китай, Монголия, Польша, Казахстан, Белоруссия и Россия.

Всего за возможность участвовать в соревновании самых поющих актеров боролись студенты 14 российских вузов: Санкт-Петербурга, Волгограда, Саратова, Екатеринбурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы, Челябинска. Молодые люди имели возможность выслать несколько номеров, претендующих на победу в следующих категориях: «Ансамблевое пение » (номинации «Хор, вокальный ансамбль (крупная форма) », «Вокальный ансамбль (малая форма) ») и «Сольное пение » (номинации «Актёрская песня/Шансон », «Классическая ария/Мюзикл », «Джаз », «Эстрадная песня », «Песни театра и кино », «Народная песня », «Военная песня », «Пародия – живой звук »).

Отличительной особенностью нынешнего конкурса стало создание профессионального экспертного совета. Именно он из 336 номеров отобрал в основное соревнование 205 претендентов. Их с 1 по 4 апреля и оценит профессиональное жюри.

В этом году в его состав вошли такие мэтры, как режиссер, профессор Университета Ольштына (Польша) Збигнев Марек Хасс, народная артистка РФ, актриса Александринского театра Галина Карелина, заслуженный деятель искусств РФ, композитор, дочь Андрея Петрова Ольга Петрова, заслуженный деятель искусств РФ, музыкальный руководитель Александринского театра, профессор РГИСИ Иван Благодёр и другие известные деятели культуры.

По словам организаторов, Андрей Петров, чье имя носит конкурс, тесно сотрудничал с институтом на Моховой. А актерская песня была одним из самых любимых его жанров. Поэтому критериями оценки номеров этого жанра будут служить не только вокальные способности исполнителей, но и их актерский талант, умеющий превращать каждую песню в настоящий театрализованный номер.

6 апреля в 18.00 в Учебном театре «На Моховой » состоится большой театрализованный концерт, на котором будут объявлены имена лауреатов. Вечер объединит церемонию награждения и гала-концерт лучших номеров «Поющей маски-2019 ».

Для всех, кто в этот вечер не сможет быть в зале Учебного театра «

В минувшие выходные в Учебном театре на Моховой чествовали победителей XIII международного ежегодного конкурса-фестиваля РГИСИ «Поющая маска» имени Андрея Петрова.

Раз в год Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ), больше известный как Театральная академия, проводит в стенах Учебного театра на Моховой престижный международный конкурс-фестиваль «Поющая маска».

Творческое соревнование молодых талантов носит имя великого петербургского композитора Андрея Петрова. И это совсем не случайно, ведь актерская песня была его излюбленным жанром. А критериями оценки становились не только вокальные способности исполнителей, но и их актерский талант, благодаря которому каждая песня превращалась в настоящий театрализованный номер.

Для примера достаточно вспомнить дипломные спектакли Театральной академии, созданные в разное время в этом увлекательном жанре. В их числе «Зримая песня» на курсе Г.А. Товстоногова и «Ах, эти звезды» на курсе А.И. Кацмана и Л.А. Додина. Эти музыкальные постановки пользовались такой популярностью, что в дни их показов на Моховой дежурила конная милиция, а билеты достать было сложнее, чем на иные спектакли профессиональных ленинградских театров.

Может быть, в память именно об этих великолепных работах в 2018 году к уже существующим номинациям добавилась одна новая, о которой рассказал профессор, заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания РГИСИ, заслуженный артист РФ, музыкальный руководитель Александринского театра Иван Благодер: «В этом году отмечается 35-летие легендарного спектакля Кацмана "Ах, эти звезды", поэтому мы решили сделать номинацию пародий. И можем сказать, что в ней было представлено достаточно много интересных работ».

Художественного руководителя конкурса «Поющая маска» Ивана Благодера очень порадовало как обилие номинаций, так и разнообразие форм, которые включали в себя и народную песню, и мюзикл, и оперу, и чисто драматическое исполнение. «Все это позволило конкурсантам проявить себя в самых разных формах», – уточнил он.

Как призналась «ПД» дочь Андрея Петрова, Ольга Андреевна, этот конкурс для нее особый. Она всегда с огромным удовольствием принимает предложение войти в состав жюри и с трепетом ждет от молодых исполнителей новых музыкальных открытий. «В этом конкурсе принимают участие студенты со всего мира. Это совсем молодые ребята, особая категория. Они на все сто процентов отдаются исполнению. У них масса позитивной энергетики, которой они заражают буквально каждого слушателя», – сказала Ольга Петрова.

Жюри отметило, что в этом году конкурс получился масштабным по географии и очень сильным по составу участников, ведь в нем приняли студенты ведущих творческих вузов страны и лучших театральных академий мира. Поэтому выбрать самых-самых оказалось совсем не просто.

Жюри и залу запомнились исполнители из Польши, Армении и Китая, представительница которого очень нежно и трогательно исполнила романс Андрея Петрова «А напоследок я скажу…» из кинофильма «Жестокий романс».

Ну а Гран-при завоевал представитель Бразилии – студент четвертого курса РГИСИ (курс Александра Петрова) Сезар Камарго. Поблагодарив организаторов и педагогов конкурса, он, выражая общее настроение зала, сказал: «Спасибо, "Поющая маска"!»