Рисование в детском центре — бесплатный конспект занятия по ИЗО. Конспект занятия по рисованию для старшей группы "аквариум"

01.05.2019
Цель: создание замка Снежной королевы
Задачи:
- закреплять умение рисовать гуашью, промывать кисть, осушать её о тряпочку, смешивать краску в палитре;
- закрепить понятие тёплые и холодные цвета через игру;
- закреплять умение рисовать контур здания и придумывать украшение и детали;
- продолжать развивать фантазию детей;
- воспитывать интерес к творчеству.
Демонстрационный материал: репродукции картин художников Айвазовского, Рериха; аудиозапись Свиридов «Метель», Чайковский «Времена года. Январь», цветы тёплой и холодной цветовой гаммы.
Раздаточный материал: альбомный лист, кисти №5 и №2, гуашь, салфетки, палитра, баночки с водой.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассматривание репродукций, продуктивная деятельность, анализ результата деятельности.

Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте.
Включается музыка Свиридова «Метель»
По окончании музыки:
Воспитатель - Ребята, куда это мы с вами попали? А что вы слышали, когда слушали музыку? Какие ощущения, эмоции она у вас вызвала?

Оформление демонстрационного стенда

Ответы детей.
Воспитатель - Посмотрите на изображения перед вами, что на них изображено?
Ответы детей.
Воспитатель - Почему вы так решили? Да, действительно, мы с вами попали в царство Снежной королевы. Мы входим с вами в её красивый, прозрачный, голубой замок, в нём гуляет ветер и тихо падает снег, что вы чувствуете? (на фоне вновь звучит музыка Чайковский Времена года Декабрь, Январь)
Дети - холод.
Воспитатель - А почему?
Дети - замок изо льда, снега, ветер.
Воспитатель - Да снег и лёд, в полумраке становится голубым, синим, и от этого ещё холоднее. Давайте вспомним, что ещё в природе холодное и тоже голубого, синего, фиолетового цветов? (небо, вода)
Верно, вот посмотрите, на эти картины. Что здесь изображено?
Дети - Зима

Демонстрация репродукции в холодных тонах

Воспитатель - Верно, а почему здесь снег синий и даже фиолетовый?
Дети - он находится в тени.
Воспитатель - А что здесь нарисовано?
Дети - вода море, синего цвета.
Воспитатель - Так вот, эти цвета - светло-голубой, голубой, синий, фиолетовый - называются холодными, потому что они напоминают снег, лёд, воду, небо. Именно эти цвета и их оттенки используются для рисования воды, снега, неба и льда.
Появляется Снежная королева.

Девочка играет роль Снежной Королевы

Снежная королева - Как смели вы с помощью снега и ветра явиться в мой замок!
Разве вы не боитесь его холодных стен? Или того, что я могу заморозить вас?
Воспитатель - Здравствуй, Снежная королева, мы вовсе не хотели потревожить тебя, а лишь случайно попали к тебе, когда любовались твоим замком.
Снежная королева - Любовались! Ха-ха-ха. Мой замок уже не так красив как прежде, ветра совсем изменили его, а снег засыпал все вершины. К тому же ветер принёс в мой замок тёплые цветы и от их тепла мой замок тает.
Воспитатель - Ребята, давайте поможем Снежной королеве и уберём все тёплые цветы из её замка. Как вы думаете, а какие это цветы?
Дети - жёлтые, оранжевые, красные.
Воспитатель - А почему их называют тёплыми?
Дети - Они напоминают солнце, огонь, которые излучают тепло.
Под музыку дети собирают цветы: цветы холодной гаммы кладут снеговику,а тёплой солнышку.

Под музыку дети собирают цветы: цветы холодной гаммы кладут снеговику,а тёплой солнышку

Воспитатель - Молодцы ребята, всё верно, а снеговику почему вы положили эти цветы?
Дети - Они холодных цветов и напоминают снег, лёд, воду.
Воспитатель - Да, существуют тёплые цвета и холодные цвета!
Ну, что Снежная королева справились дети с заданием?
Снежная королева - Да, в моём замке снова холодно и он перестал таять, спасибо вам. Но он по-прежнему некрасив и разрушен, а зима и мороз не желают помочь мне построить новый дворец, им нужны примеры, каким может быть дворец, чтобы создать его. А где мне найти такого умельца, который смог бы помочь мне? и нарисовать эскизы замка?
2. Практическая часть.
Воспитатель - Снежная королева, мы с ребятами можем помочь тебе. Это очень талантливые ребята у них богатая фантазия и воображение, они отлично рисуют и я уверенна, что они смогут нарисовать для тебя необыкновенно красивые замки. Правда ребята, мы ведь можем помочь Снежной королеве?
Снежная королева - Я согласна, пусть помогут.
Воспитатель - Но тогда ты должна отпустить нас назад домой в свой родной детский сад.
Снежная королева - Хорошо, я отпущу вас, так уж и быть, но прежде нарисуйте мне пожалуйста замки.
3. Самостоятельная работа детей.
Дети проходят за столы и начинают рисовать на белом или чёрном фоне на выбор, замок Снежной королевы, использую только холодные цвета, смешивая их на палитре.

Мастер-класс по рисованию «Радуга-дуга»

Рисовать любят все дети. Особенно - рисовать гуашью. Данная техника позволяет ребятам почувствовать себя настоящими художниками. Особенности данной техники в том, что рисуем «всухую», не намочив кисточку в воде, а сразу в гуашь. Очень важно здесь, чтобы гуашь была не засохшая, иначе творчество невозможно! Так же следует отметить, что рисовать будем «тычком», а не мазками. Работы получаются яркие, насыщенные цветом! Ребятишкам старшего дошкольного возраста такая работа очень даже понравиться! А воспитателям детского сада пригодиться!

Для работы потребуются: лист плотной белой бумаги, кисточка «щетина» №5, стакан с водой, салфетки, гуашь.

Цель : развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с новыми видами рисования;

Развить интерес к творческой деятельности;

Воспитывать аккуратность в работе.

Ход занятия:

«…..Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу —

Семицветную-цветную

На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за жёлтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да побегу…» Елена Благинина.

Воспитатель : ребята, вы послушали замечательное стихотворение о радуге. Его я прочитала сегодня не зря. Каждый из вас сегодня нарисует радугу.

Тема нашего занятия: «Радуга-дуга».

Посмотрите, перед вами лежит гуашь. Откройте, пожалуйста, выставьте на стол именно те цвета, которые есть у радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это именно те цвета, которые нам понадобятся для работы.

Перед началом работы давайте вспомним основные правила рисования способом «тычка» (набивка жёсткой полусухой кистью):

· Вода используется только при смене цвета, кисть вытирается насухо с помощью салфетки перед обмакиванием в краску.

· Во время рисования кисточка стоит строго вертикально по отношению к листу бумаги. Гуашь наносится на лист путём одного касания, проще говоря «тычком».

· Во время рисования оставляем белый край у листа, делая рамку, не заполненную цветом.

Начинаем рисовать!

1. Берём зелёную гуашь и рисуем полянку на нижней части листа. Не забывайте оставлять белую рамочку, не заполняя цветом край бумаги.

Должна получиться вот такая поляна, с местом для небольшого озерка.

2. Теперь будем рисовать саму радугу. Возьмите красную гуашь и нарисуйте первую дугу.

3. Сейчас вам понадобиться оранжевая гуашь. Рисуем вторую дугу, рядом с красной, не оставляя зазора.

4. Сейчас возьмите жёлтую гуашь и продолжите рисовать радугу. Не забывайте, что никаких мазков мы не делаем. Только «тычком».

5. Теперь берём зелёную гуашь. Рисуем ещё одну дугу.

6. Сейчас возьмите голубую гуашь и нарисуйте ровно под зелёной новую дугу.

7. Ребята, а вы все знаете цвета радуги?

Дети отвечают.

Воспитатель: Предлагаю вам немного отвлечься от рисования и выучить небольшую фразу, которая поможет вам выучить цвета радуги раз и навсегда.

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает жёлтый

Знать зелёный

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Первая буква каждого слова является первой буквой цвета в радуге.

Давайте все вместе повторим.

Дети повторяют.

Запомнили?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы. Так какой цвет нам сейчас понадобиться?

Дети отвечают.

Воспитатель : Правильно, синий цвет.

8. Берём синюю гуашь и рисуем дугу.

9. И вот самая последняя дуга - фиолетовая. Не торопитесь, прорисовывайте аккуратно.

Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
  • закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
  • развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел;
  • учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями;
  • учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
1. Организационный этап.
Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажет гостья: «Заходи».
Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы - вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ).
Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
- Молодцы!
- Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф.
2. Практическая часть.
Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно.
Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу.
3. Самостоятельная работа.
Дети рисуют.
4. Подведение итогов.
После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте - дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они.

Задачи:

- познакомить с техникой рисования восковыми мелками, наложением сверху краски;

- определить особенности строения и формы воздушного транспорта, их отличие от наземного (из каких геометрических фигур состоит самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль);

- передать в рисунке обтекаемость формы, строение крыльев, аэростатов;

- развивать воображение, пространственное мышление, посредством моделирования авиатехники в рисунке.

Средства и материалы: бумага для рисования большого формата, восковые мелки, акварель, толстые кисти; музыка В. А. Моцарта «Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». , дельтаплана, дирижабля, воздушного шара. Модель-игрушка самолета или вертолета.

Ход занятия по рисованию:

Ребята, я расскажу вам удивительную историю (звучит музыка до конца рассказа). Давным-давно, когда люди еще только мечтали взлететь как птицы, и не было ни самолетов, ни вертолетов, ни даже воздушных шаров, в Древней Греции жил известный мастер и изобретатель Дедал. Слава о нем дошла до правителя острова Крит — царя Миноса. Он приказал Дедалу построить огромный лабиринт для чудовища Минотавра — множество запутанных ходов среди высоких стен, из которого невозможно найти выход. Дедал исполнил приказ. Но злой царь Минос заточил в нем самого изобретателя Дедала и его сына Икара. Спастись оттуда можно было только чудом. И Дедал сотворил чудо — он сделал крылья себе и сыну, и они вылетели на свободу. Крылья были сделаны из перьев птиц, скрепленные клеем из воска. Дедал предупредил сына, чтобы он не взлетал слишком высоко, иначе воск растает под горячими лучами Солнца, и крылья распадутся на маленькие перышки. Но Икару так понравилось летать, парить в небе как птица, что он забыл предупреждение отца и поднимался все выше и выше. Воск растаял и Икар упал в море.

Люди до сих пор хранят легенду об Икаре, для которого полет был важнее жизни. И в память о нем многие изобретатели пытались смастерить такой летательный аппарат, который был бы надежнее восковых крыльев.

Благодаря им, мы с вами можем летать. А как? Узнаете когда отгадаете загадку:

Это что за чудо птица

В синем небе быстро мчится?

По бокам десятки глаз,

Больше птичьих во сто раз.

Обойдет в полете птицу

И на землю приземлится.

Догадались? Это самолет. Какие еще приспособления для полета вы знаете? (Дети называют авиатранспорт, а педагог показывает картинки). Чем отличается воздушный транспорт от наземного? У него должна быть обтекаемая форма т.е. без углов, чтобы легче рассекать воздух. Какие фигуры без углов вы знаете? Круг и овал (чертят в воздухе пальцем фигуры). Еще нужен узкий нос, чтобы быстрее лететь, крылья, чтобы держаться в воздухе. Сделан он должен быть из легких материалов, иногда приделывают винт или пропеллер, чтобы лететь вверх и вперед (при обсуждении педагог показывает модели самолета и вертолета; дети чертят в воздухе крылья — треугольники, показывают вращательными движениями пропеллер).

Вот как много вы уже знаете об авиатранспорте. Слово «ави» переводится с латинского как «птица».

Сегодня вы будете авиаконструкторами — людьми, которые придумывают и строят летательные аппараты.

Рисовать мы начнем мелками. Это очень просто и удобнее, чем карандашами. Мелки оставляют яркий широкий след на бумаге. Можно рисовать короткими штрихами или длинными линиями, попробуйте как вам удобнее (показываю на доске).

Пусть каждый выберет или придумает для себя вид транспорта и можно приступать к работе. А чтобы вам легче было рисовать, послушаем произведение

В.А.Моцарта (музыка звучит до конца занятия). Слышите, какая музыка торжественная и возвышенная, нетерпеливая и дерзкая, стремительная, решительная и уверенная в себе, как люди, покоряющие воздушное пространство. Попробуйте передать все это в рисунке.

Рисуем контур — овал с вытянутым носом или круг (у дирижабля, воздушного шара), а может это будет какая-то сложная форма, состоящая из нескольких простых. Продумайте форму для крыльев, корзины, хвоста, пропеллера. Можете по желанию добавить какие-то украшения, например, полоски, звёздочки, флажки и любые другие.

Небо будем рисовать красками. Хотите увидеть фокус? Я закрашиваю рисунок краской, а он все равно остается и не исчезает. Это потому, что волшебные мелки невозможно закрасить, так как они сделаны из воска (помните про крылья Икара?). Рисуя небо, облака, солнце красками, вам не нужно обводить рисунок, можете смело закрашивать сверху, а рисунок все равно останется. Чтобы выбрать цвет для неба, вспомните, что в разное время дня оно разного цвета — голубое, синее, розовое, фиолетовое и других цветов.

Подведение итогов занятия по рисованию.

Дети выставляют свои работы и рассказывают, что они придумали и изобрели сами, чем их транспорт отличается от обычного, а что они сохранили общего от всех авиамоделей, без чего они не смогут взлететь в воздух.

Занятие по ИЗО с детьми старшей группы подготовила Котлобай О.