Тот кто любит должен разделить участь. Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита. Любовь: Зрелая любовь

08.03.2020

"- Дальше, - сказал Иван, - и не пропускайте, пожалуйста, ничего.
- Дальше?- Переспросил гость, - что же, дальше вы могли бы и сами угадать.- Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал:- любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда... С этой, как ее...


- С кем?- Спросил Бездомный.
- С этой... Ну... Этой, ну... Ответил гость и защелкал пальцами.
- Вы были женаты?
- Ну да, вот же я и щелкаю... На этой... Вареньке, Манечке... Нет, Вареньке... Еще платье полосатое... Музей... Впрочем, я не помню".

"Мастер и Маргарита".

Невозможно такое написать, не испытав того же …. О себе он написал, о своей горькой и счастливой любви, которая заставила его и его любимую страдать и мучиться, разрушить собственные семьи, пойти наперекор требованиям общества с единственной целью — никогда не расставаться.

Но сначала о тех женщинах, на которых он был женат раньше… Татьяна: Первая любовь...

Они познакомились летом 1908 года - подруга его матери привезла из Саратова свою племянницу Тасю Лаппа на каникулы. Она была всего на год младше Михаила, и молодой человек с большим энтузиазмом взялся опекать юную барышню.
Но лето кончилось, Михаил уехал в Киев. В следующий раз он увидел Тасю лишь через три года.
И в марте 1913 года студентом Булгаковым было подано прошение на имя ректора в канцелярию университета о разрешении ему вступить в брак с Татьяной Николаевной Лаппа. А 26 числа оно было завизировано: "Разрешаю".

Во время поездки в Саратов на рождественские каникулы молодые предстали перед родителями Татьяны вполне сложившейся супружеской парой.

Жили порывом, настроением, никогда не экономили и почти всегда были без денег. Она стала протопипом Анны Кирилловны в рассказе "Морфий". Она всегда была рядом, выхаживала, поддерживала, помогала.

Они прожили вместе 11 лет, пока Судьба не свела Михаила с Любовью…

Они познакомились в январе 1924 года на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь писателя Алексея Толстого.

Татьяна не обладала литературным талантом, она была просто хорошим человеком, но этого Булгакову уже было недостаточно.

Любовь Евгеньевна Белозерская же, напротив, уже давно вращалась в литературных кругах - ее тогдашний муж выпускал в Париже собственную газету "Свободные мысли", а когда они переехали в Берлин, то вместе занялись выпуском просоветской газеты "Накануне", где периодически печатались очерки и фельетоны Булгакова.

К моменту встречи Любовь уже находилась в разводе со своим вторым мужем, но продолжала активно участвовать в литературной жизни Киева, куда они переехали с мужем после Берлина. При встрече с Булгаковым она настолько поразила его, что писатель решился на развод с Татьяной.

Поженилась пара лишь спустя год после знакомства - 30 апреля 1925 г. Счастье продлилось всего четыре года. Ей писатель посвятил повесть "Собачье сердце" и пьесу "Кабала святош". Позже Булгаков признавался знакомым, что никогда ее не любил.


Елена: Любовь навсегда...

Елену Сергеевну одни называли ведьмой, другие — музой, и это лишь подтверждает, что Елена Шиловская-Булгакова - одна из самых загадочных женщин современности.

Они познакомились на квартире у художника Моисеенко. Сама Елена много лет спустя скажет о той встрече: "Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…"

Сергеевна Нюренберг появилась на свет в 1893 году в Риге. После того, как девушка закончила гимназию, ее семья перебралась в Москву. В 1918 году Елена вышла замуж за Юрия Неёлова. Брак оказался неудачным — уже через два года Елена ушла от супруга к военспецу, а впоследствии — генерал-лейтенанту Евгению Шиловскому, женой которого она стала в конце 1920 года.

Любила ли она его? Внешне их семья казалась вполне благополучной — между супругами были очень теплые отношения, спустя год после свадьбы появился на свет первенец, материальных затруднений Шиловские не испытывали. Однако в письмах сестре Елена сетовала, что эта семейная идиллия тяготит ее, что супруг целыми днями занят на работе, а ей не хватает прежней жизни — встреч, смены впечатлений, шума и суеты…

«Я не знаю, куда мне бежать…» — с тоской говорила она.

28 февраля 1929 года — именно этот день стал поворотным в ее судьбе. В этот день она познакомилась с Михаилом Булгаковым. Для Булгакова же все стало ясно сразу — без нее он не может жить, дышать, существовать. Елена Сергеевна мучилась почти два года. За это время она не выходила на улицу одна, не принимала писем, которые Булгаков передавал ей через общих знакомых, не подходила к телефону. Но в тот единственный раз, когда ей все-таки пришлось выйти, — она встретила его.

„Я не могу без тебя жить“. Эта встреча стала решающей — влюбленные решили быть вместе несмотря ни на что.

В феврале 1931 года Шиловскому стало известно о романе супруги. Новость эту он воспринял очень тяжело. Угрожая Булгакову пистолетом, разъяренный супруг требовал, чтобы тот немедленно оставил жену в покое. Елене же было сказано, что в случае развода оба сына останутся с ним, а она потеряет возможность их видеть.

Через полтора года влюбленные снова встретились — и поняли, что дальнейшая разлука просто убьет их обоих. Шиловскому оставалось только смириться. 3 октября 1932 года состоялось два развода — Булгакова с Белозерской и Шиловского с Нюренберг. А уже 4 октября 1932 года влюбленные Михаил и Елена сочетались браком.

Они прожили вместе восемь лет — восемь лет безграничной любви, нежности и заботы друг о друге. Осенью 1936 года Булгаков завершил свое самое известное произведение — роман «Мастер и Маргарита», прообразом главной героини которого стала его Елена.

В 1939 году в жизни супругов началась черная полоса. Здоровье Булгакова стремительно ухудшалось, он терял зрение и мучился от страшных головных болей, из-за которых вынужден был принимать морфий. 10 марта 1940 года Михаила Афанасьевича не стало.

Елена Сергеевна с трудом сводила концы с концами. Она распродавала вещи, зарабатывала себе на жизнь переводами, работала машинисткой, перепечатывая на машинке рукописи… Первые гонорары за издание рукописей покойного супруга ей удалось получить только в послевоенные годы.

Обожаемого Мишеньку Елена Сергеевна пережила на тридцать лет. Она скончалась 18 июля 1970 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом со своим любимым.

"Он не заслужил света, он заслужил покой":

3.4.2. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Любовная история, написанная в подражание стилю романтизма, на протяжении всего романа сопровождается улыбкой автора. «Любовь выскочила перед нами, как из под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Любовь – убийца. Такое сравнение наводит прежде всего на мысль о том, что обычная жизнь для них с этого момента кончилась и началась другая. Маргарита лгала, изворачивалась и жила тайной жизнью, а Мастер, вообще, свою жену не помнит. Поэтому счастье для них в земной жизни недостижимо, поскольку «тайная жена» – незаконная жена. «Вот как приходится платить за ложь», - говорит Маргарита, и все их дальнейшие беды – расплата за незаконные отношения. Но любовь их сильна, и у них есть «покровитель», который поможет уйти им из этой жизни. По мысли Булгакова, своими земными страданиями они искупили свою вину и в вечности будут вместе.

В то же время Маргарита явно противопоставлена московским обывателям, в ней есть духовная жажда. Ведь она имеет все, о чем могут мечтать жители Москвы. «Многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста… Муж ее был красив, молод, добр, честен и обожал свою жену… со своим мужем они занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата… Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах… никогда не прикасалась к примусу… Словом… она была счастлива? Ни одной минуты!» У ней нет самого главного, нет ощущения полноты жизни, нет любви. И она делает выбор абсурдный для обычного москвича, бросает мужа, спокойную и благополучную жизнь, ради психически сломленного человека. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» В ткани этого романа мысли очень быстро превращаются в жизнь.

Собственно, ведьмой она была названа Булгаковым еще до того, как она превратилась в нее. «Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего», - вот, что всей душой желала она. Свободна в том числе и от нравственного долга. И она выплёскивает всё скопившееся в ней зло в доме Драмлита, где её отрезвляет лишь плачущий младенец. Достоевский говорил, что весь мир не стоит одной слезы невинного ребенка. И ведьма эта после этого поступка становится почти доброй. Хотя будут ещё и «непечатные ругательства» и эксгибиционизм и довольно «лёгкое» поведение, но ведь она даже запретила Азазелло отомстить критику Латунскому. Ну, а истории её заступничества за Фриду, Пилата, Николая Ивановича, ставшего боровом, подтверждают слова Воланда о том, что милосердие иногда стучится в сердца москвичей.

Еще раз необходимо сказать о наименовании персонажей сатаной, демонами, ведьмами, которым Булгаков придает положительные черты. Ведь в реальности так не бывает, а утвердиться в мысли, что это всего лишь «фантастический роман» крайне сложно, ведь для верующего человека, это – не литературные персонажи, не отвлеченные понятия, а силы зла, с которыми он ежедневно ведет борьбу в своей душе, и опытно знает, что «он [дьявол; – человекоубийца бе искони» (Ин.8,44). Таким образом, этот роман для него часто лишь богохульство и кощунство, и замысел автора для него, становится закрытым. Не случайно говорил Н.Бердяев: «Русское Православие не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире». Наша задача состоит в том, чтобы попытаться все же проникнуть в авторский замысел.

Маргарита была несчастна, «…она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». И вот она обрела любовь, обрела смысл жизни, и она готова на все, чтобы только снова его не утратить. «Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет… Я погибаю из-за любви!» Она идет на союз с Воландом – сатаной, и этим отрицается от Бога. Ее судьба схожа с судьбой Левия Матвея, ради своей любви к Йешуа дошедшего до богохульства, однако за свою преданность учителю разделившего его участь. Так и Маргарита, по Булгакову, хотя бы частично исполнила свой нравственный долг своей преданностью Мастеру. Когда-то Воланд сказал о любимой собаке Пилата – Банге, его единственном друге, которая вместе с ним осталась в вечности, что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Это в полной мере относится и к Маргарите.

«Мы видим странную любовь Маргариты, - говорит Архиепископ Иоанн Шаховской, - некоего женственного начала (может быть, таинственно олицетворяющего Россию), к столь же таинственному, как она, и, в конце концов расплывшемуся в далях если не света, то покоя, писателю, Мастеру».

«Соловьевская теологема Софии – вечной женственности, была положена в основу многих произведений Блока, например драмы «Роза и Крест». В героине ее Изоре, пояснял Блок, борются два стремления: «одно –пошлое, житейское, сладострастное; этой частью своего существа она склоняется к пажу; но эта половина души освещена розовым, нежным, дрожащим светом другой половины, в которой скрыты высокие и женственные возможности».

«Высшее проявление «вечноженственного» в поэзии В.С. Соловьев усматривает в поведении пушкинской Татьяны, ибо она отвергает Онегина, которого любит, и остается верна мужу, которого никогда не любила и не имеет причины жалеть, так как он здоров, самоуверен и самодоволен. Следовательно, она поступает исключительно в силу нравственного долга, - случай редкий и интересный».

Если посмотреть на поведение Маргариты в этом контексте, то нетрудно заметить, что идеал пушкинской Татьяны для нее недостижим. С другой стороны, она ради любви приносит в жертву всё, что имеет, даже идет на то, чтобы оказать услугу Воланду, став королевой бала сатаны, чтобы узнать что-нибудь о своем возлюбленном. «…Она уж догадывалась, к кому именно в гости её зовут, но это не пугало её. Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала её бесстрашной». После бала же жертвует своим единственным шансом увидеть Мастера ради Фриды, проявляя к ней жалость. Таким образом, Маргарита здесь не смеет противиться велению совести и поступает в силу нравственного долга.

Однако, было бы неверным характеризовать ее, как исключительно положительный персонаж, как это делают школьные учебники. Не надо забывать, что она тайно изменяет, а затем бросает своего мужа, от которого не видела «никогда никакого зла». И это ее мучит, она все хочет с ним объясниться, а уже став ведьмой, пишет записку. Входя в сделку с сатаной, заложив ему душу, чем же она тогда будет любить своего возлюбленного Мастера? Только телом, наготу которого, став ведьмой, она уже не стремиться покрывать: «плевала я на это». Это – вывод богословский.

Но и в литературном плане, войдя в союз с Воландом и втянув сюда Мастера (впрочем, Мастер был готов к этому: «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я!... клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!»), они тем самым навсегда остаются в ведомстве Воланда, навсегда лишаются света. «Любовь Мастера и Маргариты, - заключает Архиеп. Иоанн Шаховской, - проходит странной, лунной, не солнечной полосой в повествовании». Ибо Солнце, Свет – знаменующий вечное блаженство, для них закрыты, остается лишь лунная дорожка, светящаяся отраженным светом и освещающая «верных любовников», спутница всех влюбленных романтиков.

Мастер и Маргарита: "не двойной ли это образ русской души"?.

Через весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита» проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты. Я считаю, что настоящей может называться только та любовь, которая не требует ничего взамен. Это касается всякой любви (а не только взаимоотношений между мужчиной и женщиной): любви детей к родителям (и наоборот), любви к друзьям и вообще любви к ближнему. Ведь именно такую бескорыстную любовь проповедовал Иисус Христос. Добрые дела, которые мы творим, движимые любовью, приносят пользу ближним, а иногда сделанное добро возвращается к нам сторицей. Но все же, творя добро, нельзя руководствоваться корыстными целями, потому как любовь не предполагает понятия «должен» или умозаключения «если я помогу ему, то в нужный момент он будет обязан помочь мне». Все добрые поступки совершаются лишь по зову сердца.

Так и Маргарита - всегда действовала, прислушиваясь к велениям собственного сердца, и все ее побуждения были искренними. Для нее в Мастере заключен весь мир, а в романе любимого - цель ее жизни. Маргарита полна решимости совершить что угодно ради Мастера, и на эту решимость ее вдохновляет любовь. Это она творит чудесные вещи: Маргарита готова отправиться с Мастером в последний путь, и в этом поступке наиболее ярко проявляется ее самопожертвование. Она готова разделить участь Мастера, она готова даже заключить сделку с дьяволом ради спасения любимого. Кроме того, даже став ведьмой, она не лишается добрых побуждений. Любовь Маргариты никогда не требовала отдачи, она была дарующей, а не берущей. В этом - суть настоящей любви. По-другому быть не может. И дай Бог испытать такое настоящее чувство тому, кто достоин этого. В жизни каждого человека бывают увлеченности. Сначала загорается искра, и тогда кажется, что вот оно свершилось - это именно то долгожданное высокое чувство. Иногда чувство влюбленности длится долго, иногда иллюзии разбиваются почти сразу. Но настоящая любовь, как бы высокопарно это не звучало, случается раз в 100 лет. Такую любовь описывает Булгаков. Такую любовь описывает Куприн в повести «Гранатовый браслет». Разница между изображенными в этих произведениях историями любви заключается только в том, что в романе «Мастер и Маргарита » это чувство взаимно.

Также я полагаю, что фраза «Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит» созвучна выражению Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы должны быть ответственными за свои чувства и, следовательно, всегда разделять участь любимых нами людей.

Любовь – это одно из самых прекрасных и не поддающихся никакому объяснению чувств. Она лечит душу, наполняет её лаской, теплом и добротой. Она многолика. Ведь понятие «любовь» означает не только взаимоотношения между мужчиной и женщиной, но и любовь детей и родителей, любовь к друзьям, любовь к Родине. И независимо от того, к кому мы испытываем это чувство, оно всегда пробуждает в нас готовность помочь, защитить и пойти на жертву ради любимого.

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»,

— это слова Воланда из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Произносит он их, когда показывает Мастеру его героя – Понтия Пилата. Но относится эта фраза не к самому прокуратору, а к его собаке Банге. Это верное, бескорыстное и бесконечно уверенное в могуществе своего хозяина существо. Бесстрашный пёс доверяет Пилату и только от грозы, от единственного, чего он боится, ищет защиты у прокуратора. Банга чувствует и утешает своего хозяина, пытаясь выразить глазами, что готов встретить несчастья вместе с ним. В конце концов только преданный друг на четырёх лапах остаётся делить с прокуратором участь бессметрия. Ведь они, пёс и человек, поистине любят друг друга.

Эта мысль также ярко отражается в сюжетной линии Мастера и Маргариты. Великая любовь вдохновляет ее на решительные поступки. Преграды, встречающиеся на ее пути не являются для неё препятствиями. Исчезновение любимого, превращение в ведьму, встреча с сатаной, кровавый бал — ничто не мешает ей спасти своего мастера. Маргарита возвращает его из сумасшедшего дома, клянётся излечить его, а самое главное она готова погибнуть вместе с ним. Не задумываясь ни на секунду, она разделяет участь своего возлюбленного, так как не может жить и дышать без него.

Действительно, ведь если ты выбрал человека и по-настоящему любишь его, у тебя не может быть никаких преград. Но,как и везде,в этой мысли есть и противоположная сторона: порой одержимость чувствами стирает все грани морали, и человек идёт на необдуманные и страшные поступки ради своего любимого или вместе с ним. Кто-то скажет, что руководствоваться разумом, а не чувствами — это малодушие, и чтобы стать счастливым,нужно отказаться от голоса разума. Я же считаю, что любви нужно жить силой чувств, а человеку — силой любви и разума.

Правоту этого высказывания самому Михаилу Булгакову доказывали его женщины. Многие считают, что прототипом Маргариты в романе стала его последняя жена Елена Сергеевна Шиловская. Когда они познакомились, она так же,как и Маргарита, была замужем, потом оставила супруга, дом, прежнюю жизнь и ушла к Мастеру. И с Булгаковым они встретились так же, как и в романе:

«Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке. И поразила нас сразу обоих! Так поражает молния! Так поражает финский нож!»


Она была музой писателя. Свой роман он посвятил именно ей. А она посвятила всю себя мужу и работе. Елена Сергеевна помогала ему как могла: писала под диктовку, читала, утешала. После его смерти она сделала все, что могла, чтобы произведения Булгакова увидели свет. Ведь она пообещала. И сдержала обещание.

Ещё одним величайшим примером разделения участи любимого являются жены декабристов. Женщины, которые не имели к делам мужей никакого отношения, женщины беззаботные, знатные, богатые отрекались от своей благополучной жизни и добровольно следовали за мужьями вникуда. О подвигах жён декабристов писал Некрасов в поэме «Русские женщины»:

«Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!»

Любовь может быть разной и проявляться может по-разному. Но каким бы ни было это чувство, если оно настоящее, мы будем без раздумий и колеба ни й делить участ ь любимых нами людей.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. В чем новаторство Н. А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.

Тема может быть раскрыта на примере стихотворений «Вчерашний день часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Блажен незлобливый поэт» и других.

17.2. Почему Л. Толстой избегает героизации образа Кутузова? (по роману «Война и мир».)

Л.Н. Толстой считает, что личность, какой бы великой она ни была, не может изменить ход истории. Кутузов не исключение. Писатель с явной симпатией говорит о полководце, но избегает его героизации.

Все поведение Кутузова во время войны с французами - подчинение себя самого и русской армии «неизбежному ходу событий». Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) - важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства - плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.

В романе «Война и мир» образ Кутузова не сводится лишь к каким-то «полководческим доблестям»: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! У Толстого все глубже и тоньше. Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, осознавая, что есть что-то сильнее и значительнее его воли.

17.3. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита» - одна из центральных тем. В романе перед нами предстаёт любовь возрождающая и созидающая, любовь демоническая и разрушающая.

Мастер и Маргарита – люди разных социальных кругов. Мастер беден, Маргарита богата. Мастер живёт в тесном подвальчике, но гордо выполняет свою миссию – пишет роман. Маргарита купается в роскоши, но жизнь её пуста и однообразна. Оба героя одиноки и несчастны, пока не встретили друг друга. Им выпало немало испытаний. Но именно любовь, принесшая так много горя, помогает выстоять Мастеру и Маргарите против всех трудностей, встретившихся на их пути. Любовь очищает героев и преображает их. История Мастера и Маргариты – гимн настоящей любви.

17.4. «О ты, последняя любовь!» (по произведениям Ф. И. Тютчева).

Для анализа необходимо взять стихотворения «Денисьевского цикла».

Эта «блаженно-роковая» любовь продолжалась в течение пятнадцати лет и оборвалась лишь со смертью Елены Александровны. Она была на двадцать три года моложе поэта, что не помешало ей, по свидетельству Георгиевского, хорошо знавшего обоих, испытать «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергичную любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником...».

Поэту суждено было пережить любимую, он говорил, что с ее смертью он утерял интерес к жизни, более того, он воспринимал жизнь без нее как наказание:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось.

Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось.

Стихи, посвященные Елене Александровне, - это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Страдания и слезы поэта вылились в незабываемый цикл.