Урок окружающего мира тема народы россии.doc - урок окружающего мира. тема: народы россии. Электронный журнал "мастер-педагог"

17.04.2019

Урок- праздник

Класс: 4 а Учитель: Муртазина Гульнара Хамитовна ТЕМА: « Традиции народов нашей страны».

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

    Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России. Познакомить с традициями народов Поволжья. Закрепить понимание Родины как многонационального государства Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая:
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Основная задача вообще – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Оборудование.
1) Наглядность:
1. Государственная символика
2.Мультимедийная презентация «Традиции народов Поволжья»
3 Работы учащихся на тему: «Традиции народов России» 4 Пословицы народов мира на тему: «Родина» 2) Музыкальное оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
2. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару. 3.Татарская песня «Туган ягыбыз», татарские плясовые мелодии. 4.Русские народные мелодии.

Ход урока:

    Организационный момент
Звучит песня в исполнении С.Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья » - Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успеха. (Учащиеся берутся за руки и желают успеха друг другу.) Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!
    Проверка домашнего задания
На доске карта России Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь. Рассмотрите внимательно карту… - Назовите столицу нашего государства? Найдите города, в которых вам удалось побывать. Какие народы живут в России? - В какой республике мы живем? Какой город является столицей нашей республики? - Знаете ли вы, кто вы по национальности? Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Все народы отличаются друг от друга. -А вот чем отличаются народы? Ответить на этот вопрос поможет схема.
    У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках) А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?
Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.
    У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями) У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах) У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов) Отличаются народы и национальной кухней .
Все это является национальными традициями народов. З. Работа над новым материалом. Истоки национальных традиций народов. (Работа по учебнику)
    - Что повлияло на формирование национальной культуры и традиций народов нашей страны?
Природа на территории нашей страны очень разнообразна. Самую важную роль в жизни народов играли лес, река и степь… - Рассмотрите рисунки. Расскажите, какую роль играли лес, река и степь в жизни человека? 2)Чтение текста учебника 3) -Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны? В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего? Давайте познакомимся с традициями и обычаями народов проживающих в Поволжье . 4. Традиции русского народа. Сообщение первой группы. Русские - восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык - русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России - 111 миллионов. Русский национальный костюм

Существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.

Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного или конопляного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги.

Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой, шелком, золотыми и серебряными нитями. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера

уже шили из кожи.

Традиционные русские блины : нежные, воздушные с припёком.

Обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырёх блюд: холодная закуска, суп, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Всегда русские любили борщ.

Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.

В России чай стали употреблять с 1638 года. Его завёз из Монголии русский посол Старков.

В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.

Русский народ широко праздновал церковные праздники:

Рождество – один из самых христианских праздников. С Рождества

Христова началась новая эра, новое летоисчисление.

Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим постом разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.

Пасха – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.


Первичное закрепление .

Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?

Назовите русские народные праздники? Традиционные русские блюда? Народные игры?

Сообщение второй группы

Чувашия!

О, край ста тысяч песен,

Не зря в тебя поэты влюблены!

1 ученик:

Чувашская Республика расположена на востоке Европейской части России. Столица – Чебоксары. Другие значительные города – Новочебоксарск и Канаш. Преобладают чуваши, русские и татары.

Входит в Приволжский федеральный округ.


Одежда Чувашии имела разные формы и варианты.

Старинные мужские рубахи шились широкими и длинными до колен. Носили навыпуск и подпоясывали. Женские рубахи имели туникообразную форму. Разными были их узоры, их цветовое сочетание. Платье носили с фартуком или передником. Основной обувью у мужчин и женщин были лапти.

В национальном женском костюме большую роль играют головные

уборы из мелких раковин и монет.

Хуплу - блюдо национальной чувашской кухни.

Выпекают караваи, блины, ватрушки, печенья. Самым вкусным и лакомым праздничным кушаньем считается – «Хуплу» - круглый и большой пирог.

Славится чувашский народ со своими обрядами и народными праздниками: «Саварни» - масленица – весёлый праздник проводов зимы и встречи весны. «Вирём» - весенний праздник, посвящённый изгнанию из селений злых духов старого года. Вирём был приурочен к вербному воскресенью.

«Манкун» - праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. В переводе этот праздник «великий день»:он совпал с христианской пасхой.

«Акатуй» - весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию. В этот праздник чуваши молятся и просят обильного урожая, прибыли скота, богатства, здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям, знакомым. Затем молодёжь начинает гадание. После гаданий в поле начинаются песни, пляски, веселье.

Чувашский национальный праздник АКАТУЙ.

Страна удмуртов, равная средь равных,

Большой России младшая сестра .

Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и Вятки. Столица – Ижевск. Другие крупные города: Глазов, Сарапул, Воткинск.Преобладают русские и удмурты, проживают также татары. Входит в Приволжский федеральный округ.

Народный костюм удмуртов создавался по законам красоты и практичной целесообразности. Одежду шили из отбеленного, льняного холста, сукна, овчины. Девичьими головными уборами были платок, праздничная повязка.

Важное место в жизни удмуртов занимали календарно – обрядовые праздники, связанные с этапами сельско –хозяйственных работ. Начало весенних полевых работ считалось одним из самых важных циклов. В конце мая в деревнях проводили праздники в честь пышно – распустившейся зелени. Праздник этот был приурочен к Троице.

Зимние праздники также отмечают Рождество, Крещение, которые сопровождаются ряженьем и гаданьем. К весенним праздникам относят Масленицу.

Масленица разворачивалась вовсю ширь.

Чем отличался чувашский народный костюм? Чем украшали головной убор?

Какие национальные костюмы носили удмуртские женщины?

В чем сходство традиций удмуртского и чувашского народов?

Сообщение третьей группы.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья…

Мы, твои дети, славим тебя

Республика Мордовия расположена на востоке Европейской части России. Столица – Саранск. Другие крупные города: Рузаевка и Ковылкино. Преобладают русские и мордва. Проживают также татары. Входит в Приволжский федеральный округ.

Народный костюм Мордовии очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно – прикладного творчества мордовских женщин. Расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета: чёрный, жёлтый, красный и зелёный.

Традиционный мордовский хлеб – чёрный, ржаной. Одно из старинных блюд- Ям, похожий и на суп и на кашу.

Мордовские народные праздники связаны с земледельческим календарём. Самым торжественным и многолюдным был осенний праздник – Вельозск, посвящённый покровительнице села Вель – ава. Наиболее распространённые виды народного искусства мордвы – вышивка, шитьё бисером, резьба по дереву

Нартукан (нартаван) - один из праздников новогоднего цикла...

Башкирия привольная земля!

Нет лучше края для меня

Республика Башкортостан расположен в Предуралье и на склонах Южного Урала. Столица – город Уфа. Другие крупные города: Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и другие. Преобладают русские, башкиры, татары. Проживают также чуваши, марийцы. Республика Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ.

В основе мужской одежды – рубаха, штаны с широким шагом, женской – длинное отрезное в талии платье с оборками (кульдак); мужчины и женщины носили безрукавку (камзул), тканевый халат, суконный чекмень.

Женская одежда украшалась вышивкой, монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из караллов и монет.

Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном(бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира, различные напитки – разбавленное кислое молоко (айран), кумыс, мёд.

Это - бешбармак .

Национальными музыкальными инструментами башкир являются тростниковая дудка из стебля зонтичного растения (курай), варган (кобыз), гармоника.

Закрепление.

Назовите столицу Мордовии.

Как выглядит мордовский национальный костюм? Чем он отличается от других национальных костюмов?

Назовите столицу Башкирии.

Как выглядит башкирский национальный костюм? Назовите башкирские народные инструменты.

Сообщение четвертой группы.

Традиции татарского народа.

«Татарстан – моя Родина, предков очаг…»

Столица – город Казань, год основания 1005 год. Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.

Протекают реки: Волга, Кама, Вятка,Белая, Ик, Свияга, и другие.

Административных районов – 43 .

Крупные города: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.

В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.

Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо - крупяным блюдом является - бэлеш.

Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных. Где ещё встретите вы такую красоту и такое Богатство? По земле Татарстана, что похожа на цветущий бескрайний сад, словно корабли по морю, плывут тракторы.

Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге.

Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.

7. Инсценировка праздника сабантуй 8. Закрепление. Игра-соревнование между группами. 1)Задания по группам. -Как выглядит татарский национальный костюм. -Как называются детали татарского национального костюма. -Назовите любимые песни татарского народа, танцы. -Назовите традиционные праздники татарского народа. 2) Игра «Собери пословицы». 9. Итог урока. Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.) - Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека. - Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки: - Русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, башкиры - Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом. - Прочитайте хором: (Толерантность) - Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните. Вывод: Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Еврей и тувинец, бурят и удмурд,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
и этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовётся общий наш дом,
пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России. - Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свою Родину и уважительно относиться к людям других национальностей)

Ход урока

1.Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

Вот уж и зима настала,

Небо хмурится с утра.

Предстоит нам дел немало

За работу всем пора.

Вы и я - мы следопыты

Дверь в познание открыта,

Не пора ли заглянуть?

Ну, друзья, смелее в путь!

2.Актуализация знаний.

Звучит песня о Родине «Я ты он, она, вместе дружная семья»

  • Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(символы России)
  • Что обозначает слово Федерация?(объединение, союз)

Стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

  • Рассмотрим карту России
  • Как называются люди, которые живут в нашей стране?
  • Почему карта раскрашена в разные цвета?
  • Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна, это не только леса, поля, реки и города. Страна-это, прежде всего люди, которые живут в ней. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих.
  • Люди, каких наций живут в нашей стране?
  • Как думаете о чем будем говорить на уроке? (про народы России, их традиции, на каких языках говорят, какую одежду носят, о праздниках)
  • Объединим все наши высказывания и сформулируем цель нашего урока (узнать какие народы живут в России)

4.Работа по теме урока (поиск решения проблемы)

Стихотворение В.Степанова «Российская семья»(презентация- картинки народов России)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

  • Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
  • А как народы понимают друг друга если они говорят на разных языках? (Мы живем в одной стране, русский язык является государственным языком, его должны знать все народы живущие в Российской Федерации)

Физкультминутка «Танец «Блины - блиночки»»

1.Праздники

  • А что такое народные традиции? (То, что передается из поколения в поколение, например: народные праздники, обряды)
  • Какие русский народные праздники вы знаете?(Масленица, Рождество, Пасха)

Дидактический материал «Пазлы» + описание праздников (Масленица(русский),Сабантуй(татарский),

«Праздник молодого оленя»(ненецкий))

  • Соберите пазлы, найдите, какой иллюстрации праздника соответствует описание, и приготовьтесь рассказать одноклассникам.

Вывод:

  • У каждого народа свои традиции, но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

2.Костюмы.

  • Рассмотрите иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах. (Русские, Ненцы, Мордва, Татары, Башкиры, Чуваши)
  • Посмотри на русский национальный костюм. Как одеты женщины, мужчины? (народный сарафан, рубаха, кокошник, кафтан)
  • Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди-ненцы. Рассмотрите их одежду. Одежда очень теплая. Как вы считаете почему? (На севере очень холодно)
  • Как вы думаете из чего ненцы шьют свою одежду?(из оленьих шкур, ведь одежда должна быть теплой и удобной)
  • Ненцы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется малица. Она украшена мехом и нашивкой.
  • А посмотрите, какой красивый Мордовский национальный костюм.
  • Обязательным атрибутом женского костюма является красный пояс-пулай.
  • Посмотрите. Что особенного в национальном костюме? (на голове у мужчин-тюбитейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент)
  • Одежда башкир отличается большим разнообразием. Но основу башкирского костюма составляет у женщин – туника, а у мужчин – халат. Мужские шапки- с меховой строчкой, а у женщин украшенные налобные повязки.
  • Рассмотрим народный костюм чувашей.
  • В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Мужчины носили кӗпе (рубашка), йӗм (штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених - ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой).

Дидактический материал «Часть-целое»

Вывод: Каждый народ, создавая нац. костюм, стремится сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали по праздникам.

3.Народные промыслы

  • Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
  • Какие народные промыслы вы знаете? (Дымковская игрушка, хохлома, матрешки, гжель)
  • Другие народы России тоже занимаются народными промыслами.
  • На Севере России – резьбой по кости и шитьем одежды из меха.
  • На юге России (осетины и ингуши) делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры.
  • В Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

Творческое задание «Народные промыслы»

Вывод: У каждого народа есть чем удивить, поразить. Предметы быта сделанные руками народных мастеров становятся настоящими художественными произведениями, они отражают характер народа и неисчерпаемую фантазию.

4.Музыка.

Послушайте как звучат инструменты разных народов нашей страны. С давних пор любимыми инструментами русских является балалайка.(мелодия балалайки, татарская мелодия, лезгинка, мелодия народов севера)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

5.Первичное осмысление и закрепление

  • Что объединяет эти народы? нации?
  • Какие отличительные признаки у этих народов, наций?
  • Теперь мы знаем, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.

6.Рефлексия.

Звучит музыка «Это ты-родина моя Россия»

  • Ребята выходите в круг.
  • Передайте по кругу сердечко, тот у кого в руках сердечко говорит:

«Сегодня я узнал…»

«Мне было интересно…»

«Мое настроение…»

«Мне понравилось выполнять…»

Домашнее задание Р.т.стр.7-8 задание 5.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру

(музыка, ИЗО, технология) ФГОС ООО во 2 классе по теме «Россия как многонациональная страна» (программа «Школа России» по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Цели педагогической деятельности:

расширить представления учащихся о России как о многонациональной стране.

Задачи

Образовательные - усвоение учащимися понятий «народ», «нация», «многонациональный народ», «народности».

дать представления о национальной музыке, национальном костюме, традициях.

Развивающие – развивать познавательный интерес учащихся через создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций, стимулирование проявлений любознательности.

Воспитательные – воспитание эстетического восприятия учащихся через музыку, национальные традиции, воспитание любви к родине, к своему краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: понимать, что в России живет более 100 народностей;

Получат возможность познакомиться с некоторыми обычаями и традициями народов Севера.

Регулятивные: учащиеся действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

Познавательные : учащиеся контролируют, оценивают процесс и результат деятельности;

Учащиеся углубляют представления о многонациональном составе РФ.

Коммуникативные: учащиеся работают в сотрудничестве (пары, группы);

Договариваются о распределении работы в совместной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация: учащиеся проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях;

Учащиеся учатся находить выход из проблемной и спорной ситуации;

Учащиеся учатся уважению, культуре и искусству народов нашей страны и края;

Учащиеся учатся уважительно относиться к мнению товарищей, умению отстаивать свои позиции и соблюдать правила общения.

Методы и формы обучения

Проблемно-поисковый, здоровьесберегающие; групповая, фронтальная, индивидуальная,

Средства

Электронный ресурс «Презентация», дидактический материал (пазлы, «Часть-целое», творческое задание «Народные промыслы»), демонстрационный материал (костюмы народов России, тексты о народных праздниках), музыкальные фрагменты.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение.

Слушают стихотворение, настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

Личностные:

проявляют положительный настрой на работу

2.Актуализация знаний

Звучит музыка «Я, ты, он, она…»

Читает стихотворение,

задает вопросы:

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Полное название нашей страны?

Что обозначает слово Федерация?(

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Коммуникативные:

Строят высказывание;

Участвуют в учебном диалоге;

Проявляют интерес и уважение к высказываниям ребят;

3.Мотивация к учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками и фиксирует на доске.

Дети пытаются сформулировать тему урока, обсуждают цель.

Фронтальная

Регулятивные:

Самостоятельно формируют цель урока после обсуждения;

Умеют организовать рабочее место;

Личностные:

Стремятся включиться в работу на уроке, и сориентированы на участие в коллективную деятельность

Устные ответы

Физкультминутка

4.Поиск решения проблемы

Беседа на тему «Россия - многонациональная страна»(презентация, стихотворение В.Степановой «Российская семья», Выявление детей разных национальностей среди одноклассников (спросить этих детей о их народности). Работа с учебником.

Отвечают на вопросы, рассказывают о своей национальности, знакомятся с народностями и национальностями по тексту (учебник, заранее заготовленные тексты)

Фронтальная

Познавательные:

Перерабатывают полученную информацию и делают вывод на основе полученных знаний;

Коммуникативные:

Доносят свою позицию до других учащихся, оформляют свои мысли в устной форме с учетом своего жизненного опыта

Устные ответы

4.Поиск решения проблемы (открытие нового)

1.Знакомят со слайдами презентации (праздники)

«Пазлы»

2.Организует работу по ознакомлению учащихся с костюмами народов России.

Поясняет задания и проводит групповой контроль:

«Часть-целое».

3. Организует работу по ознакомлению учащихся с народными промыслами.

Творческое задание «Народные промыслы».

4.Организует работу по ознакомлению учащихся музыкой народов России и инструментами.

1.Знакомятся с новой информацией. Обсуждают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы, высказывают свое мнение.

Самостоятельное выполнение заданий в группе.

Принимают участие в игре

Раскрашивают нац. посуду, рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Знакомятся с новой информацией о народных праздниках, музыкой народов России.

Фронтальная,

групповая.

Личностные:

Понимают особые роли культуры в жизни общества, формируют эстетические чувства наблюдательности и фантазии;

Определяют и высказывают простые общечеловеческие правила.

Регулятивные:

В диалоге учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы других;

Формируют умения рационально строить свою деятельность.

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний;

Обобщают, систематизируют и перерабатывают полученные знания;

Игра (дидактический материал для закрепления знаний). Ответы на вопросы

Контроль выполнения упражнений и устные ответы.

4.Первичное осмысление и закрепление.

Задает вопросы: что объединяет эти народы, нации? Какие отличительные признаки у этих народов, наций?

Почему люди должны жить в мире, дружить?

Отвечают на вопросы, делают выводы,

обсуждают.

Самостоятельное выполнение заданий в группах.

Фронтальная,

групповая

Познавательные:

Систематизируют полученные знания путем поиска информации (в учебнике, рассказе учителя и воспроизведению в памяти)

Регулятивные:

Ориентируются в полученной информации.

Правильность выполнения игровых и практических заданий.

Физкультминутка: музыкальная под музыку народов - выполнение движений.

5.Итоги урока.

Рефлексия

Задает вопрос: почему наше государство называют многонациональным.

Включает музыку «Это ты- Родина моя», предлагает детям выйти в круг и передать по кругу сердечко.

«Тот у кого в руках сердечко, говорит:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мое настроение…

Мне нравилось выполнять…»

Дети отвечают на вопрос (Предполагаемый ответ: потому что, в нашей стране живут люди разных национальностей и относятся друг к другу как братья, по доброму, с уважением.) Определяют свое эмоциональное состояние, на уроке передавая сердечко по кругу.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные:

Понимают значение добрых, толерантных отношений в многонациональной стране и принимают его

Регулятивные:

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

Оценивание работы учащихся на уроке в группах

6.Домашнее задание

Д/з по теме в рабочей тетради

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

МБОУ «Рембуевская СШ» Самойленко Ю.О., Лукина М.А.,

Максимова А.А.,Жигули А.А., Юдинцева О.В.

МБОУ «Луковецкая СШ» Корельская Л.С.


§ 1 Многонациональная Россия

Главное богатство каждой страны - это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.

Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия - многонациональная страна».

Давайте порассуждаем и разберемся. Что обозначают эти слова? Какие народы проживают в нашей стране?

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность - настоящее богатство России.

§ 2 Народы России

Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык.

Предками народов Центральной России являются славяне. К славянам относятся такие народы, как русские, белорусы, украинцы. Изначально эти территории привлекали людей своими лесами с грибами, ягодами, зверями; реками, полными рыбой. В Центральной России также проживают татары, мордва, марийцы, чуваши.

Сибирь - самая большая территория России. Ее населяет много разных народов, которые хорошо сохранили свои традиции, обычаи и языки. Живут они единой семьей, помогая друг другу. Самые многочисленные коренные народы Сибири - буряты, якуты, тувинцы. В тайге расположились эвенки. Шорты и алтайцы обитают в горах. Манси и ханты селятся между реками Енисей и Обь. А вот секульпы, ненцы приспособились к суровым условиям Тундры. На Севере дальневосточной земли живут такие народы, как чукчи, эскимосы, коряки. Они ловят рыбу и других морских обитателей.

Многонационален и Северный Кавказ. На Кавказе проживают дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины и другие народы. Кавказская земля очень плодородна, поэтому люди занимаются земледелием и садоводством. Ее народы издавна считались прекрасными воинами. Они отлично стреляют и ездят верхом.

Издавна на территории Руси жило множество народов. Плечо к плечу вставали они на защиту своей страны. В братских могилах рядом похоронены русские, удмурты, алтайцы, ненцы, осетины и другие народы, воевавшие в Великой Отечественной войне. Однажды один из дагестанских солдат во время допроса гордо ответил фашистам: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины - России».

§ 3 Дружба народов

Невозможно представить русскую культуру без таких имен, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев и других известных деятелей, которые воспевали в своих произведениях русскую землю. Они были разных национальностей, но отдавали всю свою душу и жизнь служению России.

Владимир Иванович Даль, отец которого был датчанин, а мать - немкой, создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он всегда утверждал: «Я русский по духу».

Все народы должны жить в дружбе, мире, согласии. Проживая на одной земле, представители разных народов становятся схожими между собой, обогащают свою культуру и традиции. С большим удовольствием провожают Масленицу блинами и пирогами. Очень нравится этот праздник русскому народу. Татары отмечают свой праздник - Сабантуй. Летом, когда на полях закончены все работы, народ выходит отметить его танцами, играми, состязаниями в доблести. Похожий праздник есть и у бурят - Сурхарбан.

В нашей стране исповедуют разные религии. Но все они учат тому, что нужно жить в мире, любить друг друга, уважать и почитать старших, делать добро, защищать свою Родину.

Окружающий мир (3­й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 30.
РАЗДЕЛ VI. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
Тема: НАРОДЫ РОССИИ
Цели:
– ознакомить учеников с двумя значениями термина «народ», разнообразием культур и обычаев народов, населяющих
Россию.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 1 3
– Как вы понимаете слово «народ»?
Опираясь на опыт предыдущих уроков (например, тема 23 называлась «Власть
народа»), ученики могут сказать, что народ – это все граждане государства.
Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России.
На доске появляется запись:
Граждане России = единый народ России.
Учитель (обращаясь к ученикам, представителям разных этносов):
– На каких языках говорят ваши народы?
Ученики называют, например: на русском, на татарском, на удмуртском и т.д.
ИЛИ:
– Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета?
(Названия народов.)

Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем,
иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013

На доске появляется запись:
В России много народов.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает
вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Сколько народов проживает в России – один или много?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Составим план урока.
План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Учитель предлагает детям высказать свои предположения по проблеме урока.
Возможно, дети догадаются, что слово «народ» имеет два значения.
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Поиск решения
проблемы.
3 1 4 4 3 2
1. Население России – мозаика народов.
Проверка предположений проводится по фрагменту «Дети разных народов» до
слов «…живут на всей её территории».
© ООО «Баласс», 2013
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё

отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в России проживает много
разных народов. Представить многообразие населения России можно с помощью
модели «Мозаика народов».
Учитель перед уроком раздаёт детям детали пазла с названиями народов России.
Детали могут быть привычной формы (квадрат с двумя выступами и двумя
углублениями) или в форме правильного шестиугольника, квадрата и т.п. Все
детали должны быть одинаковыми и подходить друг к другу в любом порядке.
Парты в классе сдвигаются так, чтобы получились четыре больших стола, на
которых выставляются таблички: «Европейская часть России», «Северный
Кавказ», «Крайний Север», «Сибирь и Дальний Восток». На каждом столе – лист
бумаги, клей.
Перед составлением мозаики необходимо внимательно рассмотреть карту на с.
125. Следует обратить внимание учеников на то, что территория России огромна
и условно её можно разделить на несколько частей. Каждый гражданин России
может свободно передвигаться по всей территории, жить и работать в любом
месте России. Далее ученики по цепочке прочитывают под картой названия
народов России и названия территорий, где живёт большинство представителей
этих народов.
Задание ученикам (выполняется не на время, в спокойном темпе!): с помощью
карт на с. 125 и 111 выяснить, где живёт народ, обозначенный на детали пазла. На
лист бумаги, лежащий на соответствующем столе, наклеить детали пазла (чтобы
не было толчеи, можно поставить условие, что около каждого стола может
находиться не более двух человек). Получившиеся четыре листа прикрепить к
карте России на доске.
© ООО «Баласс», 2013

ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
Получившаяся модель служит иллюстрацией основной мысли урока о том, что
отдельные народы­этносы объединены одной родиной – Россией и представляют
собой один российский народ.
2. Народная культура.
Далее урок может быть выстроен как игра «Ярмарка», где дети будут
представлять, обыгрывать, рассказывать всё, что они знают о кушаньях,
костюмах, легендах, сказаниях, традиционных занятиях, промыслах разных
народов, населяющих Россию.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
2 1 4 4 6
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (В России один народ или много?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант
решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что
слово «народ» имеет два разных значения. В первом значении «народ» – это все
граждане одного государства. Во втором значении «народ» – это большая группа
людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–9 после
текста. Особое внимание следует уделить вопросам 7 и 8:
7. Объясни, чем разные народы России отличаются друг от друга. Расскажи, что
объединяет народы России.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
© ООО «Баласс», 2013

При ответах учеников важно, чтобы учитель отметил как объединяющий
народы момент не только государственное единство, но и то, что культура, быт
представителей разных народов связывают их друг с другом. Семьи, где мать и
отец являются представителями разных народов, живущих в России, встречаются
очень часто!
8. Как ты думаешь, почему Россия стала общей Родиной для многих народов?
!!! На данный вопрос ученикам будет сложно ответить, так как они ещё не
обладают достаточными историко­культурными знаниями. Вопрос призван
сориентировать учеников на постоянное расширение своего знания в этой
области. Тем не менее все версии учеников должны быть выслушаны и отмечены.
Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­два вопроса,
понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
личностную рефлексию.
ТОУУ




– Какой был уровень задания?

Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в
парах).
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
© ООО «Баласс», 2013

VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к
теме 25, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может
предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить
творческое задание:
– Нарисуй или опиши особенности традиционного костюма одного из народов
России.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
© ООО «Баласс», 2013

© ООО «Баласс», 2013






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Развивающие:

  • развивать элементарную информационную грамотность и мотивационно подготавливать школьников к самостоятельной работе на компьютере;
  • развивать коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  • прививать любовь к Родине, народу.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Повторение пройденного

Ребята, перед вами кроссворд, давайте его разгадаем.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называлось наше государство? (Русь)
  2. Столица нашей Родины? (Москва)
  3. От какого слова образовалось слово русский? (русичи)
  4. Маленькая ячейка общества? (семья)
  5. Торжественный символ России? (гимн)
  6. На нем говорят.? (язык)

Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.

Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? (Россия)

Что означает слово Россия? (ответы детей).

Какие символы России вы уже знаете? (герб, гимн, флаг)

III. Введение нового материала

3.1 Сообщение детей о символах России. Ученики рассказывают о символах России, прослушивание гимна.(слайды № 1,2,3)

3.2 - А еще ребята, мы должны знать основной закон государства - Конституция РФ.

3.3 Работа по учебнику:

Давайте прочитаем, какими словами начинается конституция.

Дети читают текст: "Россия - многонациональная страна".

Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

Что означают эти слова: "Россия - многонациональная страна"? (высказывания детей)

Учитель читает стихотворение В.Степанова:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране.

IV. Работа по теме урока

Мультимедийная презентация в сопровождении сообщений детей.

Центральная Россия (слайды № 7,8,9)

Центральная Россия - самый заселенны район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки - славяне, издавна жили в этих местах. Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.

История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.

Южная Россия (слайды №10,11,12,13)

Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов - авганцев, лакцев, лизгин, недаром Дагестан называют страной языков.

Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.

Поволжье (слайды № 14,15,16)

На востоке европейской части России протянулся район - Поволжье. Разные народы поселились здесь. Например: Калмыки. 300 лет назад они жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.

Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.

Урал (слайды № 17,18,19)

В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России. Например: башкиры. Название этого народа переводится как "волк-вожак". По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.

Западная Сибирь (слайды № 20,21,22,23,24,25,26,27,28)

Современная Западная Сибирь - самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!

Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков. Самые многочисленные - якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы и шорты предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпы хорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной земли населяю эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.

Эвенки - называют "индейцы Сибири". Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.

Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.

Средин народов Сибири есть и совсем малочисленные - кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка. Велика наша Сибирь, много в ней разный народов. Сохраняя свои языки и обычаи они живут единой семьей, помогают друг другу.

Карта России (слайд №29,30)

Наша страна настолько большая, что на территории России могли бы разместиться целые материки, такие как Австралия и Антарктида. Россия граничит с 14 странами. Протяженность границ около 600 тысяч км. Наша страна - многонациональное государство. В России более 130 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.

V. Физкультминутка (под музыку С.Ротару "Я, ты, он, она- вместе целая страна).

VI. Знакомство с понятиями: религия, обычаи и язык.

Презентация (слайды № 33,34,35)

Сообщение учителя: одна из главных особенностей каждого народа - язык, на котором он говорит. В зыке народа отражается его история, традиции, творчества. Ребята из нашего класса подготовили свое национальное выступление на родном языке, (выступление ребят в национальных костюмах).

А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия. Более 1000 лет назад почти все люди не Земле верили в добрых и злых духов. Они считали, что весь окружающий мир населен многочисленными богами: солнца, воды, ветра:. Слово религия означает "благочестие, святыня". На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная религия среди народов России. Православные в нашей стране это русские, карелы, коми, якуты, осетины и другие.

Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев в России распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.

Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых - правдивость. Их храм называется Синагога.

VII. Работа с учебником. Знакомство с произведениями поэтов, художников разных народов.

Прислушивание музыки, стихов.

VIII. Обобщение.

Работа в рабочей тетради.

IX. Итог урока

Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину.

Песня "Широка страна моя родная".