К какой группе относится армянский язык. Армянский - государственный язык в армении

22.09.2019

Путешествующие по Армении русскоязычные туристы легко обходятся в общении с местными жителями без русско-армянского разговорника. Армяне сами по себе очень приветливые и доброжелательные люди, которые готовы помочь любому иностранцу, но к русским у них особенно теплое отношение. Ведь Россия уже два века является надежной покровительницей и союзницей Армении, а один раз спасла армян от тотального уничтожения.

Однако, отправляясь в Армению, лучше выучить несколько самых расхожих армянских выражений или хотя бы использовать русско-армянский разговорник. Так путешественник не просто облегчит себе жизнь, но и завоюет симпатию армян, ведь большинство из них трепетно относятся к своему языку. Он помог этой небольшой христианской стране сохранить внутреннюю целостность, культуру и веру.

История Армении - это история беспрестанных испытаний и нападений могучих соседей, которые стремились завоевать, разделить на части и растворить в себе гордых армян. Но общий язык, наравне с христианской верой, стал твердыней, позволившей армянам пережить все невзгоды и катастрофы, оставшись единым своеобразным народом.

Общие сведения

Армянский язык родной для 6.5 миллионов армян. Примерно 3 миллиона из них живут в Армении, по одному миллиону - в Российской Федерации и США, еще полтора миллиона рассеяно по всему миру. Самые большие диаспоры находятся в Грузии, Турции, Иране, Азербайджане, Сирии, Украине, Аргентине. Армяне по-настоящему любят свой язык, он для них является индикатором национального родства. Поэтому в любой диаспоре изучение армянского языка считается обязательным.

Армянский относится к восточной группе большой семьи индоевропейских языков, включающей их около 140. На этих языках говорят более двух миллиардов землян. Армянский считается один из древнейших письменных языков, а история армянской письменности ведет отсчет с начала 4 века. Армения всегда была окружена множеством иноязычных соседей, поэтому в языке армян встречаются слова из урартского, арамейского, персидского, грузинского, сирийского, латинского, греческого и других языков.

Вариации

Существует два основных диалекта армянского языка:

  • Западный. Язык заграничных диаспор и некоторых российских армянских поселений в Крыму и Ростовской области. Это язык армян, спасавшихся от турецкого геноцида или уехавших за лучшей долей в далекие страны.
  • Восточный. Литературный и официальный язык Армянской Республики, на нем издается большинство книг, газет и официальных документов. На нем же говорят в российских диаспорах. Именно восточному диалекту, как правило, обучают самоучители армянского языка.

Значительной разницы между диалектами нет. Западный просто позаимствовал больше иностранных слов. Грамматика и фонетика остались общими. Поэтому армяне без труда понимают друг друга в любой точке планеты.

История армянского языка: основные этапы

Специалисты разделяют историю развития армянского разговорного языка на четыре больших периода:

  • разговорный язык до появления письменности, примерно 7 век до н.э. — 5 век н.э.
  • древний язык армян (появление письменности), 5 — 11 века;
  • средний, 11 — 17 века;
  • новый, с 17 века и до наших дней.

Появление языка

Точных сведений о дате появления единого языка у древних армян нет. Наиболее устойчивая версия утверждает, что примерно в 7 веке до Рождества Христова предки современных армян пришли с запада и поселились на Армянском нагорье, где в то время находилось Урартское царство, по сути, представлявшее собой союз разноязычных племен.

Древние армяне тщательно сохраняли свой индоевропейский язык, что во многом позволило им создать в 4 веке до н. э. собственное Древнеармянское царство на фундаменте Урартского государства. Однако вскоре молодое армянское царство было покорено сначала персами, а затем эллинистическим Селевкидским государством, образовавшимся после завоевательных походов Македонского.

Лишь падения Селевкидского царства под ударами Римской империи Армения в 189 году до н. э. вновь обрела независимость. Царем стал Арташес Первый, он начал великую монархическую династию и объединил земли, в которых говорили на одном языке. Именно армянский язык стал связующим звеном для зародившегося государства. В течение двух веков Армения процветала и развивалась, что отмечалось в греческих хрониках.

Но в начале нового тысячелетия молодое и богатое царство снова стало желанной целью для более сильных государств: персов и римской империи. Армения во всех конфликтах выступала за римлян, однако ее это не спасло. В конце 4 века персы и римляне разделили древнеармянское царство на две части, лишив его независимости, а в 428 году преданная союзниками-римлянами Армения и вовсе прекратила существование.

История алфавита армянского языка

Армяне приняли христианство первыми в регионе, в 301 году, сделав новую религию государственной. Именно христианская вера и язык стали спасением для немногочисленного народа в тяжелейшие времена. Огромным подспорьем для сохранения национального армянского единства и культуры послужило появление письменности.

Львиная доля заслуги в этом лежит на армянском духовенстве и итальянце Месропе Маштоце, который начинал свои деяния в Армении простым христианским проповедником, а закончил жизненный путь в 440 году в качестве основателя армянской письменности. Маштоц и высшее духовенство прекрасно понимали, что распространение и укрепление христианства в Армении жизненно нуждается в появлении национальной письменности. Потерявшее независимость государство, разделенное между языческим Римом и персами, которые исповедовали зороастризм, могло потерять и веру.

Церковный собор во главе с католикосом Сааком поручил Маштоцу создание армянской письменности. Вначале он решил использовать для алфавита древние «данииловы письмена», однако эта попытка была неудачной, так как алфавит не смог вместить в себя все фонетическое разнообразие армянского языка. Маштоц с помощниками перепробовал множество языковых систем и алфавитов, пока не создал в 406 году первый армянский алфавит, отвечающий фонетическим требованиям языка.

Первыми на армянский язык начали переписываться церковные книги, затем пришел черед философских и исторических трудов. Армянская письменность относится к древнейшим, сохранилось более 25 000 рукописных армянских рукописных книг и манускриптов, написанных в период с 5 по 17 век. Книгопечатанье на армянском началось в 1512 году, до 1800 года было издано 1154 книги.

Древний литературный язык: 5 - 11 века

Благодаря духовенству нормы древнего литературного языка быстро закрепились среди армян, что было весьма своевременно. В 7 веке по миру началось стремительное шествие молодой и агрессивной исламской религии. Волна за волной на Армянское нагорье накатывались опустошительные арабские нашествия. В середине 7 века армяне стали подданными арабского Халифата.

Армения раздробилась на княжества, постоянно вспыхивали восстания против арабского господства, князья то заигрывали с Халифатом, то воевали против него. Среди прочих княжеских домов выделялся дом Багратидов, который в 744 году смог взять в свои руки власть в Армении. Правление Багратидской династии было столь успешным, что в 9 веке арабские воинства не решались на прямое сражение с окрепшей армянской армией. В государство на некоторое время вернулась спокойная и благодатная жизнь.

Но в 11 веке начались многовековые невзгоды армян. Страна вновь была разделена на части, теперь между Византией и турками. Набеги турок-сельджуков привели Армению в упадок, города пустели, торговля практически прекратилась, богатые армяне предпочли перебраться в более мирные места: в Киликийский Тавр и на берега Средиземного моря. Там образовалось Киликийское княжество, а затем государство, которое во многом помогло сохранить и даже преумножить культурное наследие армян и армянский язык.

Средний язык: 11 - 17 века

Пока на Армянском нагорье властвовали хаос и опустошение, в Киликии зарождалось новое королевство армян. В этих землях было относительно спокойно, вдобавок через них проходили торговые пути из Европы и Византии в страны Ближнего Востока. Именно через Киликию шли воины первого Крестового похода. Армянская культура и язык вновь нашли прекрасную почву для развития.

Средний армянских — это уже не язык духовенства, а язык поэтов, ученых, законников. На нем пишутся стихи, сельскохозяйственные труды, исторические очерки, юридические и медицинские работы. Многие из этих рукописей дошли до наших дней и служат бесценными памятниками армянской письменности.

Новый язык: с 17 века

Киликийское государство было завоевано в 1375 году мамлюками и прекратило существование. Армянское нагорье было ареной для сменяющих друг друга завоевателей. А с 15 века западная часть Армении окончательно попала под пяту молодой Османской Империи. Османы считали христианских армян людьми второго сорта. На восточных армянских землях хозяйничали персы.

Армянский язык и христианство опять стали единственной надеждой на спасение для многострадального народа. Правда, в 19 веке у армян появился могущественная защитница - Российская Империя. В 1828 году после череды победоносных войн Россия присоединила к себе Восточную Армению. К сожалению, Западная Армения досталась Турции. Так начались совершенно разные судьбы двух Армений, в это же время появилось явное разветвление единого языка на восточный и западный диалекты.

В Восточной Армении действовали законы Российской Империи, строились школы, больницы, была свобода вероисповедания и образования. В Западной Армении бесчинствовали турки, всячески стараясь обратить армян в униженное, варварское состояние. До поры османы обходились лишь унижением и притеснениями свобод, но в конце 19 века на турецких землях разразился двадцатилетний геноцид. Армян уничтожали семьями, вырезали целыми селениями, невзирая на возраст и пол. Кошмарная бойня унесла более двух миллионов армянских жизней.

Наши дни

Армяне прекрасно помнят турецкий геноцид, не забывают и чтут они и то, что помогло им выжить: христианскую веру, единый язык, помощь русских единоверцев, умение поддерживать друг другу. Поэтому армяне так легко образовывают крепкие и дружные диаспоры в любой стране. По этой причине изучение армянского языка для них - не просто дань традициям, а приобретенный коллективный инстинкт, который много раз спасал их от исчезновения как народа.

Встречаясь, армяне обычно с удовольствием общаются на армянском, даже если родились в другой стране. Различие в диалектах или долгая жизнь в иноязычной среде не становятся преградой. В диаспорах устраиваются школы для изучения национального языка и письменности. Не все отдают туда детей, но практически все армяне сызмальства учат своих детей не нескольким фразам на армянском языке, а уверенному владению армянским. Пусть такие дети не могут грамотно писать на языке своих предков, но они всегда поймут его и смогут общаться со своим земляком.

Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением.

Это была своего рода многолетняя лингвистическая экспедиция, по окончании которой были собраны и переработаны сведения, на основе которых и был создан самобытный армянский алфавит. Его точность и уникальность доказана веками: известно, что языковый состав речи по истечении времени меняется, древний язык становится «мертвым» (древнегреческий, латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно говорить на древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя словарный состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и все богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки.

До недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца армяне пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии, имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные документы, переписка велись на персидском языке, и говорить о наличии более древней письменности у армян не приходилось за отсутствием “вещественных доказательств”. Совсем недавно, в конце прошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попытку расшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письмена Урарту.

Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашей печати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но существует большая вероятность того, что клинопись Урарту и была древнейшей азбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что до Месропа Маштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий из 28 букв, что абсолютно не соответствовало звуковому ряду армянского языка. Азбука Маштоца состоит из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о первых армянских историках и писателях, благодаря которым многое из древности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком считается Мар - Ибас - Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешение персидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранились захваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейским источникам написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Это произведение дошло до нас только в списках.

Агафангел - секретарь царя Трдата, написавший историю распространения христианства в Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд - составил историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с католикосом Сааком перевел Святое Писание на армянский язык, автор Требника (известного под названием Машдоц) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - автор истории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам описание войн армян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци - история Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес Мамиконян - история князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II - автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци- атор поучений против ересей. XI век: Фома Арцруни - история дома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий Магистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворного переложения «история Ветхого и Нового Завета»; Аристакес Ласдивердци - «история Армении и соседних городов» (988 - 1071 гг.) . XII век: Самуил - составитель хронологий от сотворения мира до 1179 г. Врач Мхитар - «Утешение в лихорадке». Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар Гош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век: Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии «Плач об Эчмиадзине». Вартан Великий - автор “Всеобщей истории от сотворения мира до 1267г. «Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230 г. города Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега - описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с персидского языка. Аристакес - автор «науки или указания как должно правильно писать» и «Словаря армянского языка». XIV век принес грозные испытания армянскому народу.

Подвергаясь непрерывным гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах
Когда у человека горит дом, он безотчетно хватает самое ценное, стараясь спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне, иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги, спасенные от огня, воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении - Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернее перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать, ни писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу, сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками и трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне, они старались открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии появились и во многих странах Нового Света.

До начала V века армяне писали на греческом, ассирийском и сирийском языках, что многими тогда воспринималось вполне естественно. Но раздумья о судьбе христианства в Армении и сложная политическая ситуация привели воина, ученого и монаха Месропа Маштоца к мысли о создании армянского алфавита. В этом невероятно трудном деле ему очень помог Католикос всех армян Саак Партев - праправнук Григория Просветителя.

Получив блестящее образование, Маштоц, кроме армянского, в совершенстве владел также греческим, персидским, ассирийским и грузинским языками. Проведя титаническую работу, проехав со своими 40 учениками всю Армению от Персии до Византии, Маштоц по крупицам создавал армянскую письменность. Он и Партев понимали, что без своего алфавита наш народ очень скоро потеряет свою национальную идентичность, потому что в быту люди между собой начинали общаться на персидском или греческом.

Неважно обстояли дела и в религии: Армения уже почти сто лет, как приняла христианство как государственную религию, но Библию на греческом и ассирийском могли читать лишь монахи и немногие грамотные светские граждане. Поэтому надо было срочно переводить Святое писание на армянский язык, что и было блестяще сделано Маштоцем и Партевом.

За точность, сжатость и выразительность их перевод Библии (седьмой по счету), был признан знатоками непревзойденным - он слывет царицей переводов. Благодаря этому службы в храмах стали проводиться на понятном для народа родном языке, что способствовало осознанному восприятию христианства.

Маштоц с учениками ездил по селам и преподавал армянский язык, став первым учителем родной речи. Обо всем этом подробно написал один из его учеников Корюн, ставший впоследствии историком. В средние века, помимо школ при монастырях, стали образовываться и университеты.
Переводы многих произведений греческих и сирийских ученых и философов на армянский помогли сохранить их для потомков, поскольку оригиналы были утеряны. И сейчас их обратно переводят с армянского на язык оригинала.

В 2005г. весь армянский народ отмечал 1600-летие армянского алфавита - одного из древних в мире. Примечательно, что за этот огромный срок он не претерпел существенных изменений. В честь этого знаменательного события на восточном склоне горы Арагац были установлены все 39 каменных букв армянского алфавита. Такого памятника - буквам, нет нигде в мире!

Армянский язык - язык, на котором говорят около 10 млн. армян. Большинство из них - жители Республики Армения, остальные составляют огромную диаспору и расселены по всему миру.
Армянский язык принадлежит к индоевропейской семье. Место армянского среди других индоевропейских языков было предметом долгих дебатов; высказывалось мнение, что армянский может быть потомком языка, близкородственного фригийскому (известному по надписям, найденным на территории древней Анатолии). Армянский язык относится к восточной («сатэм») группе индоевропейских языков, и обнаруживает некоторую общность с другими языками этой группы - балтийскими, славянскими, иранскими и индийскими. Однако, учитывая географическое положение Армении, нет ничего удивительного в том, что армянский язык близок также и к некоторым западным («кентум») индоевропейским языкам, прежде всего к греческому.
Для армянского языка характерны изменения в области консонантизма. которые могут быть проиллюстрированы следующими примерами: лат. dens, греч. o-don, армянск. a-tamn «зуб»; лат. genus, греч. genos, армянск. cin «рождение». Продвижение в индоевропейских языках ударения на предпоследний слог привело в армянском к отпадению заударного слога; так, протоиндоевропейское bheret превратилось в ebhret, что дало в армянском ebr.

В результате многовекового персидского господства в армянский язык вошло множество персидских слов. Христианство принесло с собой греческие и сирийские слова; в армянском лексиконе велика также доля турецких элементов, проникших за тот долгий период, когда Армения была частью Османской империи; осталось несколько французских слов, заимствованных в эпоху Крестовых походов. В грамматической системе армянского языка сохраняется несколько типов именного словоизменения, семь падежей, два числа, четыре типа спряжения и девять времен. Грамматический род, как и в английском, утрачен.

Армянский язык стал письменным языком в конце IV столетия нашей эры благодаря армянскому просветителю, ученому-монаху, Месропу Маштоцу (362-440). В некоторых исторических документах говориться, что Месроп Маштоц является создателем не только армянского алфавита но также албанского (кавказская Албания) и грузинского. Совместно с учениками перевел часть Библии с сирийского на армянский язык. Перевод Библии на «классический» национальный язык является одним из первых памятников армянской письменности. Месроп Маштоц основал национальные школы во всех областях Древней Армении, написал первый учебник армянского языка и разработал методику преподавания. Положил начало армянской профессиональной поэзии и музыке.

В первой половине V века армянская литература насчитывала более 40 литературных произведений, написанных на древнеармянском языке, называемом «Грабар». Этот древний письменный язык по своим структурным особенностям имеет большое сходство с древними индоевропейскими языками: санскритом (древнеиндийским языком), латинским, греческим, древнеславянским, древнегерманским и др., отличаясь от них завершенностью своей лингвистической системы.

Разновидности письма: «болоргир» - <круглое> письмо с использованием круглых прописных букв и наклонных строчных букв, выполненных прямыми горизонтальными и вертикальными элементами, и «нотргир» - наклонное скорописное письмо с использованием закругленных элементов.
Следующим этапом развития армянского языка является среднеармянский язык, возникший в X веке и просуществовавший рядом с грабаром до XV в. В XIV-XIX вв. рядом с грабаром возник и развивался живой общенародный литературный язык, называемый «ашхарабаром», т. е. «светским языком». Грабар стал использоваться лишь в качестве культового языка церкви.

С 50-ых годов XIX века из ашхарабара развивается современный армянский национальный литературный язык. В современном армянском языке различают два диалекта: восточный, на котором говорят в Армении и в Иране; и западный, используемый в Малой Азии, Европе и США. . Государственный язык Армении (восточный литературный) по своей грамматической структуре сходен с диалектной группой, называемой ветвью «ум», по принципу составления форм настоящего времени изъявительного наклонения. Западно-армянский литературный язык по своей грамматической структуре сходен с диалектной группой, называемой ветвью «кэ», по тому же принципу. Главное различие между ними в том, что в западном диалекте произошло вторичное оглушение звонких взрывных: b , d , g перешли в p , t , k. Расхождения между восточным и западным литературными языками незначительны (в отличие от разговорных диалектов). Для всех диалектов характерны: консонантизм (созвучие согласных в слове); 7 падежей, 8 типов склонения, 5 наклонений, 2 типа спряжения, 7 причастий; 3 залога (активный, пассивный, средний), 3 лица (вкл. двоичное), 3 числа; 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.) в зап. диал.; в вост. диал. категория рода отсутствует; 3 вида действия у глаголов (совершённое, несовершённое, подлежащее совершению). В парадигме имени преобладают синтетические формы выражения грамматического значения, а в парадигме глагола - аналитические.

Армяне - один из древнейших народов мира. При этом, вопрос их происхождения до сих пор считается спорным в научной среде. А ненаучные версии бытуют одна другой экзотичнее!

К примеру, из Библии следует, что, армяне свою родословную ведут от Иафета - одного из сыновей Ноя . Кстати, "ветхозаветная родословная" роднит армян с евреями , которые также считают себя потомками единственного праведника на земле. У самих армянских историографов вплоть до XIX века популярной была теория, согласно которой прародителям народа был некий Хайк – титан, победивший в жестокой схватке Бела , одного из тиранов Междуречья . Античные источники утверждают, что начало армянской самобытной цивилизации положил один из участников известной мифологической экспедиции аргонавтов Арменос Фессальский . А некоторые учёные полагают, что корни армян уходят к ближневосточному государству Урарту .

С точки зрения современной этнографии наиболее вероятной кажется теория, что протоармянский народ сформировался примерно к 6-му веку до нашей эры на основе нескольких смешавшихся на Армянском нагорье индоевропейских и ближневосточных племён (среди которых выделяют фригийцев , хурритов , урартов и лувийцев ).

Ни на что не похожий армянский язык

Пришлось поломать голову ученым и по поводу армянского языка : все попытки лингвистов отнести его к какой-либо языковой группе результата не принесли, и тогда его попросту выделили в отдельную группу индоевропейской языковой семьи.

Даже алфавит, изобретённый в IV веке нашей эры переводчиком Месропом Маштоцем, не похож ни на один из известных нам сегодня, – в нем прослеживаются алфавитные нюансы древних Египта, Персии, Греции и Рима.

К слову, среди многих прочих древних языков, ставших со временем "мёртвыми" (латынь, древнегреческий), древнеармянский до сих пор здравствует, – читать и понимать смысл старых текстов, зная современный язык, не так уж сложно. Это помогает учёным без проблем разбирать древние манускрипты.

Любопытная особенность армянского языка заключается в отсутствии в нём категории грамматического рода, – и "он", и "она", и "оно" обозначаются одним словом.

Армяне в России

Несмотря на то, что во всём мире сегодня насчитывается не менее 14 миллионов армян, только 3 миллиона из них проживает непосредственно в государстве Армения.

Среди основных стран расселения выделяют Россию, Францию, США, Иран и Грузию. Некоторая часть ассимилированных армян проживает даже в Турции, и это несмотря на произошедший более ста лет назад в этой стране геноцид армян.

В России, если верить летописям, армяне впервые появляются в 9-м веке нашей эры, в Москве – с 1390-го года. На Руси армяне в основном занимались ремёслами и торговлей, связывая международными купеческими отношениями новую родину со странами Востока.

Интересно, что после высылки их с Крымского полуострова императрицей Екатериной II армяне в России основали даже свой особенный город – Нахичевань-на-Дону , который только в 1928 году вошёл в состав разросшегося Ростова-на-Дону.

Культурно-праздничные традиции армян

Армения считается одной из первых стран, а многие утверждают, что и самой первой, которая официально, на государственном уровне, приняла у себя христианство: во время правления царя Трдата III, в 301 году. Уже через сто лет после этого на армянский язык переводится Библия, а ещё через сто - армянская апостольская церковь фактически отделила свою культурную религиозную традицию от византийской догматики. Автокефальность (то есть независимость) армянской церкви заложила основу для народных представлений об избранности всего народа армян.

Впрочем, как и у русских, несмотря на столь древнее приобщение к религиозной христианской традиции, в быту многих армян сохраняются и отголоски языческого наследия.

Армянские "братья" Масленицы , Вербного воскресения и Дня Ивана Купалы - Терендез (праздник провода зимы), Царзардар (в этот день в честь весны люди идут в церковь с веточками вербы) и Вардавар (торжества водных обливаний в августе).

Очень важное место в традиционных обрядах по-прежнему занимает свадьба: национально-своеобычная даже у самых "обрусевших " армян.

В подготовительный период молодые выбирают сваху (миджнорд кин ), в обязанности которой входит уговорить на брак родителей девушки. Только после этого к невесте приезжают знакомиться родственники будущего мужа (сваты), при этом им, согласно ритуалу, невесту и её родителей приходится уговаривать два раза . После соблюдения этих церемоний наступает время обручения .

Само обручение превращается в мини-праздник: в определённый день у жениха дома собираются родные двух семей, с роскошными ювелирными дарами для молодой. После непродолжительного, но обильного застолья гости переходят в дом родителей будущей жены, где, сразу за исполнением обрядового танца невесты "Узундара", и происходит ритуальный "увод" женихом возлюбленной прочь от отчего дома.

Но всё это лишь присказка к непосредственно сказке, – самому торжеству, поражающему даже самое развитое воображение. В назначенный день (желательно осенью или в начале зимы) в доме у жениха собирается огромное множество гостей, в том числе – почётных. Церемонию ведёт ведущий – макарапет , человек, которого все собравшиеся в течение вечера слушаются беспрекословно. И уж под его руководством танцы, песни и увлекательные свадебные состязания не прекращаются ни на минуту. Кстати, чем больше на свадьбе будет музыкантов, тем веселее пройдет праздник и счастливее будет жизнь молодых!

Помогает веселью и мастерство виноделия – еще одного традиционного искусства этого народа. Отличное вино, считают армяне, их предки делают ещё со времён самого Ноя, а c XIX века в копилку виноделов добавился еще и знаменитый армянский коньяк .

Впрочем, пьяных на свадьбах практически не бывает: выпивать армяне не только любят, но и умеют.

АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК, язык, на котором говорят ок. 6 млн. армян. Большинство из них – жители Республики Армения , остальные живут в диаспоре на обширной территории от Средней Азии до Западной Европы. Более 100 000 говорящих на армянском языке проживают в США .

Существование Армении было засвидетельствовано за несколько веков до появления первых письменных памятников (5 в. н.э). Армянский язык принадлежит к индоевропейской семье. Место армянского среди других индоевропейских языков было предметом долгих дебатов; высказывалось мнение, что армянский может быть потомком языка, близкородственного фригийскому (известному по надписям, найденным на территории древней Анатолии). Армянский язык относится к восточной («сатэм») группе индоевропейских языков, и обнаруживает некоторую общность с другими языками этой группы – балтийскими, славянскими, иранскими и индийскими. Однако, учитывая географическое положение Армении, нет ничего удивительного в том, что армянский язык близок также и к некоторым западным («кентум») индоевропейским языкам, прежде всего к греческому.

Для армянского языка характерны изменения в области консонантизма. которые могут быть проиллюстрированы следующими примерами: лат. dens, греч. o-don, армянск. a-tamn «зуб»; лат. genus, греч. genos, армянск. cin «рождение». Продвижение в индоевропейских языках ударения на предпоследний слог привело в армянском к отпадению заударного слога; так, протоиндоевропейское ébheret превратилось в ebhéret, что дало в армянском ebér.

В результате многовекового персидского господства в армянский язык вошло множество персидских слов. Христианство принесло с собой греческие и сирийские слова; в армянском лексиконе велика также доля турецких элементов, проникших за тот долгий период, когда Армения была частью Османской империи ; осталось несколько французских слов, заимствованных в эпоху Крестовых походов. В грамматической системе армянского языка сохраняется несколько типов именного словоизменения, семь падежей, два числа, четыре типа спряжения и девять времен. Грамматический род, как и в английском, утрачен.

Армянский язык имеет свой собственный алфавит, изобретенный в 5 в. н.э. Св. Месропом Маштоцем. Одним из первых памятников письменности является перевод Библии на «классический» национальный язык. Классический армянский продолжал существовать в качестве языка Армянской церкви, а вплоть до 19 в. был языком светской литературы. В современном армянском языке различают два диалекта: восточный, на котором говорят в Армении и в Иране ; и западный, используемый в Малой Азии, Европе и США. Главное различие между ними в том, что в западном диалекте произошло вторичное оглушение звонких взрывных: b, d, g перешли в p, t, k.

Армянский язык уникален: у него нет близких «родственников» в рамках индоевропейской семьи, поэтому многочисленные попытки отнести его к какой-либо группе не увенчались успехом.

Что сделал для армянского языка Месроп Маштоц. Новые открытия 2017 года

Авторство современного алфавита принадлежит Месропу Маштоцу (IV в.).Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Лингвисты свидетельствуют, что армянский язык сохранил черты своего индоевропейского прародителя в большей мере, чем другие языки этой языковой семьи.

Создание армянского языка связывают со своего рода многолетней лингвистической экспедицией: в Персию, Египет, Грецию, Рим были отправились юноши, ученикиМаштоца, с целью глубокое изучение языка, его звукового состава и буквенного обозначения. Вернувшись обратно, все они предоставили языковой материал, затем все сведения обработали. Именно на этой основе и был создануникальный армянский алфавит.

На самом деле Маштоцем и его учениками, среди них - МовсесХоренаци, за достаточно короткий период произвели настоящие научные изыскания в области языковедения.

Заметим, что армянский язык не стал «мертвым», как например, древнегреческий и латинский. И в этом тоже заслуга Маштоца: фонетика, грамматика, лексика, синтаксис – все структурные звенья армянского языка – организованы и соотнесены таким образом, что он до сих пор не потерял свой актуальности и на лингвиста, например, могут свободно читать и говорить на древнеармянском и изучать древние армянские манускрипты.

Со временем лексический состав языка изменился, звуковой состав оказался устойчивым,в сумме свой фонетика и лексика создают неповторимое речевое звучание, которое находит свое воплощение в алфавите армянского народа.

Интересным фактом является и то, что Месроп Маштоц - автор грузинской азбуки.В некоторых исторических источниках есть информация о том, что Маштоц - создатель албанского (кавказская Албания).

Существовала версия, что до создания азбуки Маштоцем армянский народ использовал язык, связанный с персидскими письменами, а до этого якобы он не имел письменности.

Отчасти этот факт – реальность: в период правления Аршакидоввсе документы, переписка велись на языке персов. Доказательств же существованиядревней письменности армян не было.

Однако в конце 2017 года молодые ученые из Еревана попытались расшифровать сложнейшие письмена Урарту, которые прежде не удавалось расшифровать практически никому.

Примечательно, что ключом к письменам Урартупослужил древнеармянский язык. В настоящее время, результаты исследований пока не опубликованы. Однако есть гипотеза- клинопись Урарту была древнейшей азбукой армян!

Согласно некоторым лингвистическим исследованиям, еще до Месропа Маштоца пользовались армянским алфавитом. Он включал 28 букв. Это, разумеется, не соответствовало звуковому ряду армянского языка - азбука Маштоца включает 36 буквы.

Имена, которые важно помнить

Особое место в процессе формирования письменности сыграли первые армянские историки и писатели: благодаря им письменная культура древности дошла до современников.

Первое имя, которое вспоминается среди армянских историков древности - Мар Аббас Катина, секретарь царя Вагаршака I.

С разрешения персидского царя Аршака он работал в архивах Ниневии, там хранились библиотеки Вавилона.Мар Аббас, опираясь на халдейские источники, описал историю Армении в период от первых царей до Тиграна I. До современников этот труд дошел лишь в списках.

Агатангехос - секретарь царя Трдата, автор истории христианства в Армении (IV в.), Григорий Просветитель - создал сборника проповедей, молитв на армянском языке.ПавстосБюзанд является создателем истории Армении от 344 - 392гг. Это лишь немногие имена в длинном списке.

Месроп Маштоц и СаакПартев осуществили перевод Священного Писания на армянский язык. МовсесХиренаци описал историю Армении, его труд – собрание сочинений в четырех томах. Егишеописанил войны армян с Персией периода 439 - 463 лет. Давид Непобедимый подарил Армении философские труды о началах.
Широко представлены авторы VII века. Среди них Ованнес Мамиконян, описавший историю князей Мамиконянов. АнанияШиракаци, он же Арифметик –известный астроном, ему Армения обязана и составлением составитель календаря. Автором грамматики, и риторического знания стал Моисей II.

Назовем имена известного деятеля VIII века. ОвнанОцнеци написал поучения, направленные против ересей.

В XI веке прославили Армению трудами многие. ТовмаАрцруни написал история дома Арцруни. Грамматику армянского языка подробно описалГригорий Магистрос, он же автор стихотворного переложения «история Ветхого и Нового Завета»; АристакесЛасдивердци создал «Историю Армении и соседних городов».

Напомним имена деятелей науки в XII веке.Самуил составилхронологий в период от сотворения мира до 1179 г. Мхитар, бывший врачом, написал ценный труд «Утешение в лихорадке». НерсесКлаеци - известный патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, его последний труд состоит из 8000 стихов. Мхитар Гош является автором 190 басен, Свода законов церковных и гражданских.

В XIII век культуру и науку Армении украсили учёные, историки и писатели. Стефан Орбелиан - епископ, который написал известное поэтическое произведение - элегию «Плач об Эчмиадзине».Вардан Великий описал «Всеобщую историю от сотворения мира до 1267г.».КиракосКандзакеци посвятил свой труд описанию разорениямонголами в 1230 г. города Ани, а также бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия – монах, описавший нашествие татар в Азию до 1272г. МхитарАнеци создалтруд, богатейший по представленной в нем информации, по истории Армении, Грузии, Персии, он же – автор перевода астрономических изысканий с персидского. Аристакес написал труд, связанный с риторическим знанием, «науки или указания как должно правильно писать», а также «Словарь армянского языка».

Чрезвычайно сложным для армянского народа стал XIV век: он был насыщен принес грозными испытаниями для Армении.

Армяне вынуждены были искать прибежища в других странах. Причиной этого были гонения и массовое истребление

Как бы сложно в этот период не приходилось армянскому народу, он сохранил самое ценное – культуру, отраженную в книгах. Именно книги армяне спасали в первую очередь, покидая жилища и родную землю. Иногда за книгу отдавали жизнь.Матенадаране – настоящая сокровищница Армении, куда собраны все спасенные книги.

Есть в ней книги,которые были переписаны, а точнее перерисованы Такую работу порой выполняли безграмотные люди. Они не умели ни читать, ни писать, но совершили настоящий подвиг – подарили будущим поколениям возможность познакомиться с древнейшими трудами.Если бы не они – многое кануло бы в небытие.

Новый виток в развитии культура Армении связан с книгопечатанием. Начиная с XVI в. Повсюду старались открыть типографии, где поселились армяне. Так в 1568 г. Типографию основали даже в Венеции, а в XVII в. – уже и в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, чуть позже - в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани.

Америка –еще одна страна, где открыто было множество типографий.

Библия Маштоца: лучшая из семи

В период, когда Армения уже практически сто лет как стала христианской, Библия все еще была не переведена, она распространялась на греческом и ассирийском, поэтому ознакомиться с ней могли монахи и лишь некоторые граждане, просвещенные и грамотные. Первозадачей стал перевод Святого писания на родной язык. Именно это было блестяще сделано Маштоцем и Партевом.

Перевод Маштоца стал седьмым по счету, однако по сей день он слывет лучшим из всех за лаконичность, особую выразительность и ясность. Теперь и простой народ смог присутствовать на службах в храмах, понимая священников, а значит воспринимать христианство осознанно.

Маштоц занимался и просветительской деятельностью: он со своими последователями ездил по селам и обучал безграмотных. Именно его мы можем по праву назвать первым учителе- словесником в Армении.Его ученик –Корюн – описал его деятельность, а сам в дальнейшем стал историком.В средние века только школ при монастырях стало мало, и в Армении стали образовывать первые университеты.

В итоге он основал национальные школы практически во всех регионах Древней Армении. Маштоц –автор первого учебника армянского, он же и первым в истории лингвистики Армении разработал методику преподавания языка.Кроме того, он заложил основы армянской поэзии и музыки.

Великая дата для языка – великая веха в культуре Армении

Напомним, тринадцать лет назад армянский народ отметил 1600-летие алфавита. Армянский алфавит - один из древнейших в мире. Армянский язык удивительно стабилен: за такой немалый срок существования в него не было внесено существенных изменений. На восточном склоне горы Арагац создалимонумент, посвященный этому знаменательному событию, - все 39 буквы армянского алфавита, вырезанные из камням. Этот уникальный памятник - единственный в мире!
Сейчас на армянском языке говорят более 10 миллионов армян. Около пяти миллионов проживают на территории Армении, остальные образуют диаспору, части которой находятся в самых разных странах мира.

Мы уже говорили о том, что армянский язык принадлежит к индоевропейской семье. По одной из версий, он близкий родственник фригийскому, надписи которого найдены в древней Анатолии.

Армянский язык имеет общие чертыс другими языками - с балтийскими, славянскими, иранскими и индийскими языками, так как все они – часть восточной группы индоевропейской семьи. Географическое положение Армении способствует тому, что армянский язык близок и западным («кентум») индоевропейским языкам, первый по близости - греческий.

Фонетика армянского языка и ее особенности. Из истории заимствований

Грамматический строй

Для армянского языка характерны изменения в системе согласных звуков, то есть в области консонантизма. В качесвте языковых примеров назовем такие: лат. dens, греч. o-don, армянск. a-tamn «зуб»; лат. genus, греч. genos, армянск. cin «рождение».

Благодаря передвижению ударения на предпоследний слог к произошло отпадение заударного слога: так протоиндоевропейское bheret превратилось в ebhret, что дало в армянском ebr.

Персидское господство на протяжении долгого времени подарило армянскому языку множество персидских заимствований. Благодаря Христианству в армянском появилисьгреческие и сирийские слова. Турецкие слова пополнили лексику армян в период, когда Армения была частью Османской империи. Даже благодаря Крестовымпоходам удалось пополнить язык несколькими французскими словами.

В грамматической системе армянского языка семь падежей, два числа, четыре типа спряжения и девять времен. Отсутствует категория рода, ка в английском. Грамматический род, как и в английском, утрачен. Сохранено несколько типов именного словоизменения.

Об этапах формирования армянского языка

В первой половине V века в армянской литературе создали более 40 различных произведений литературы. Все они написаны на«грабаре», древнеармянском языке. У этого языка много общего с санскритом (древнеиндийским языком), латинским, греческим, древнеславянским, древнегерманским. Особенность древнеармянского – в более совершенной лингвистической системе.

Известны разновидности письма.Первое письмо - «болоргир» - . Это письмо, в котором используются круглых прописных букв и наклонных строчных букв, они выполняются прямыми горизонтальными и вертикальными элементами. Второе - «нотргир» - наклонное скорописное письмо с использованием закругленных элементов.

Среднеармянский язык возник в X веке. Он развивался паралелльнос грабаром до XV в. В XIV-XIX вв. возник еще один вариант языка – живого и общенародного - «ашхарабар», так называемый «светский язык». В результате грабар стал языком церкви.

Ашхарабар стал базой для развития современного армянского национального литературного языка, который развивался начиная с 50-ых годов XIX века.Два диалекта выделяют в современном армянском: восточный, на нем говорятка в Армении, так и в Иране; второй диалект - западный, его используют в странах Малой Азии, Европе и США.

Государственный язык Армении (восточный литературный) грамматически сходен с диалектной группой ветви «ум». Западно-армянский литературный язык грамматически близок диалектной группе, называемой ветвью «кэ».

В чем различие?В западном диалекте наблюдается вторичное оглушение звонких взрывных: b, d, g перешли в p, t, k. Расхождения между восточным и западным литературными языками несущественны. А разговорных диалекты имеют отличия более веские.

Для всех диалектов характерны особенности:созвучие согласных в слове; 7 падежей, 8 типов склонения, 5 наклонений, 2 типа спряжения, 7 причастий; 3 залога (активный, пассивный, средний), 3 лица (включаядвоичное), 3 числа; 3 рода (мужской, женский и средний) в западном диалекте; в восточном диалекте категории рода нет; 3 вида действия у глаголов (совершённое, несовершённое, подлежащее совершению). В парадигме имени - синтетические формы выражения грамматического значения, а в парадигме глагола - аналитические.