Biblia Sacra с иллюстрациями Дали. "Священное писание" от несравненного Сальвадора. Сальвадор дали - иллюстрации к книгам

04.04.2019

Сальвадор Дали познакомился с Пьером Аржилле (Pierre Argillet) в 1934 году. Новый знакомый известного сюрреалиста оказался заядлым коллекционером футуристических, дадаистических и сюрреалистических работ. В 1959 Пьер и его жена Женевьева заказали у Дали первую серию иллюстраций для совместного издания. В 1962 году Дали заключил десятилетний контракт с издателем Пьером Аржилле на создание иллюстраций. Сотрудничество, основанное на глубокой взаимной симпатии и схожести взглядов, оказалось более чем плодотворным: в результате увидели свет более 200 офортов. Темы для работ предлагал Аржилле, он же занимался продажами. В отличие от других издателей, он добивался максимально плотного участия Дали в создании гравюр. В 1974 году пути Сальвадора Дали и Пьера Аржилле разошлись. Пьер настаивал на том, что нужно работать по традиционной технологии, и не разделил новую идею Дали - литографии на основе фотографий. Но, используя новую технику, Дали создал еще больше работ, к которым привлек еще более широкую публику, и на которую обрушилась еще более мощная волна критики. Дали не был собой, если бы не экспериментировал с привычными техниками. В «Песнях Мальдорора» он использует только один инструмент - стальную иглу, в следующих сериях использует рубиновое и алмазное острие, комбинируя их с иглой и резцом, он травил работы кислотой, работал в технике акватинты, размывая кистью асфальтовое покрытие листа меди. С каждым годом его приемы усложнялись: он расписывал готовые оттиски металлической пудрой и акварелью, совмещал в одной работе несколько техник гравировки. Эксперименты привели его к идее делать литографии на основе фото. Сложные техники позволяли добиваться реалистичных эффектов, с их помощью он глубоко прорабатывал тени и уточнял линии. Представляю некоторые серии, созданные Дали.

Les Chants de Maldoror

« Песни Мальдорора » графа Лотреамона

Причудливое и завораживающее произведение, эпатирующее читателя «безумствами» и «богохульством»; стихи чередуются с ритмизованной прозой, изображающей ирреальный мир, населённый демоническими персонажами; для монологов лирического героя характерен нигилизм и чёрный юмор. При жизни автор так и не смог опубликовать произведение. Рукопись «Песен» была найдена спустя несколько лет после смерти автора в ящике стола у редактора издательства, отказавшегося её печатать. Тем не менее, будучи опубликованными, «Песни» сразу завоевали целую армию почитателей и оказали огромное влияние на французских символистов, особенно Артюра Рембо.

В 1934 году Дали выгравировал 42 офорта по заказу Альберта Шкиры: 30 фотогравюр и 12 виньеток. Альберт Шкира планировал издать 200 книг, но из-за материальных сложностей была выпушена только половина тиража. Все иллюстрации были без подписей. В 1973 Шкира, Аржилле и Дали подписали трехсторонний контракт, согласно которому планировалось еще раз издать книги с иллюстрациями. Сальвадор, почувствовав прилив энтузиазма, переработал 8 пластин. В общей сложности вышло 50 пластин, с которых отпечатали иллюстрации для 100 книг, - второй половины тиража, которую не удалось издать в 1934.

Сальвадора Дали для создания иллюстраций к «Песням Мальдорора» рекомендовал швейцарскому издателю сам Пабло Пикассо. Эта работа значительно повлияла на становление Сальвадора как сюрреалиста: например, известный образ «мягких часов» впервые возник в создании Дали именно во время создания офортов к поэме поэма Изидора Дюкаса, известного также под именем графа Лотреамона.

Don Quichotte de la Mancha

«Дон Кихот» Сервантеса

В 1957 году именитый издатель Жозеф Форе пришел к Сальвадору Дали с внушительным грузом литографических камней и идеей создания необыкновенных иллюстраций к известнейшей после Библии книге - «Дону Кихоту». Дали, который в тот период прохладно относился к излишне, по его мнению, либеральной гравюре, принял предложение лишь потому, что оно давало возможность продолжить эксперименты с камнями и методами нанесения на них изображения. Вместо кисти и карандаша художник использовал пневматический пистолет, расстреливая основу будущей литографии специально изготовленной дробью, начиненной тушью.

Divine Comedy

«Божественная комедия» Данте

Иллюстрации Дали «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики. Гравюры отличаются превосходным цветом, свойственным скорее живописи, чем графике. В 1951 году Сальвадор Дали получил заказ итальянского правительства на создание серии иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери и изготовление на их основе гравюр. За несколько лет маэстро нарисовал 100 акварелей: по одной к каждой из 100 песен «Комедии», по-своему интерпретировав наиболее важный момент. Узнав о том, что творение великого итальянца иллюстрирует испанец, общественность Италии выступила с протестом, и заказ был отменен. Но Дали, с детства влюбленный в произведение Данте, не остановил работу. Жозеф Форе, с которым Дали работал над «Доном Кихотом», познакомил художника с Ле Эюром Клером, чье издательство, в конечном итоге, занялось реализацией проекта. Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963-м году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.

Dali Illustre Casanova

Рассказы Джакомо Казановы

В 1789 г. Казанова начал писать по-французски мемуары («История моей жизни», «Histoire de ma vie», 10 тт.), принёсшие ему посмертную славу. В 1822-1828 гг. был издан сокращённый перевод мемуаров на немецкий язык; в 1826-1838 вышло французское издание в обработке Ж. Лафорга. В обработке Лафорга были сокращены сексуальные похождения (в частности, выброшены все гомосексуальные эпизоды), а также изменена политическая окраска мемуаров - из католика и убеждённого оппонента революции, каким тот был на самом деле, Казанова превратился в политического и религиозного вольнодумца. Подлинный текст Казановы издан лишь в 1960-е годы.

Досконально изучив творчество Фрейда и испытывающий страстное и, вместе с тем странное влечение к женщинам (смесь страха, отвращения, любопытства и восхищения), Сальвадор Дали не мог не заинтересоваться новеллами Джакомо Казановы - известного авантюриста и покорителя женщин. Казанова и Дали - своеобразные антиподы: один изучал женщин, сближаясь с ними физически, второй постигал тайны женской плоти и натуры скорее, в воображении. Вдохновленный чувственными откровениями Казановы и заинтригованный необычной личностью скандального автора, Дали создал иллюстрации, которые добавили новеллам знаменитого итальянца пикантности и словно высвободили всё то запретное, о чем читатели прежде могли лишь догадываться.

Alice in Wonderland

«Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла

«Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Сальвадора Дали входит в число самых необычных и ярких книг. И это неудивительно, ведь на ее страницах встретились два великих сюрреалиста: мастер словесных фантазий, Льюис Кэрролл и художник, заявивший, что он и есть сюрреализм. Эта необычная книга с фронтисписом-гравюрой Дали была выпущена в 1969 году нью-йоркским издательским домом Press-Random House. К каждой из 12-ти глав художник нарисовал гуашевый рисунок. На основе этих рисунков затем были созданы 12 необыкновенно красочных и экзотичных гелиогравюр. Девочка Алиса, занесшая над головой скакалку, «прыгает» с рисунка на рисунок, уносясь все дальше, вглубь фантастической страны или своих фантазий.

Biblia Sacra

Библия

Иллюстрации к Священному писанию - одна из наиболее масштабных работ художника. Работа была выполнена по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто, с которым Дали познакомился в 1956 году, когда семья Альбаретто отдыхала на Коста-Браве, неподалеку от дома художника. Джузеппе Альбаретто, ревностный католик, надеялся, что работа над иллюстрациями к Библии заставит Дали обратиться к религии. Художник взялся за смелый проект с энтузиазмом. Как ни странно, иерархи католической церкви благословили неожиданный выбор иллюстратора нового издания Библии. В России иллюстрации экспонируются в рамках выставки графики «Священное послание».

Faust

«Фауст» Гёте

Серия офортов, иллюстрирующих «Фауста» Гёте, по праву входит в золотой фонд гравюры двадцатого столетия. Великий разрушитель стандартов, Дали остается верен себе и в офортах. Внимательно изучивший существующие техники гравировки, Дали приручает их с непринужденной легкостью и трансформирует в нечто своеобразное и, тем не менее, узнаваемое. Сложнейшие наслоения цвета, для каждого из которых требуется отдельная прорисовка, отдельное травление металлической пластины мастер заменил гениально простым действием: он просто взял акварель, и раскрасил ею гравюры, а некоторые украсил и распыленной серебряной или золотой красками. Художник пробует разные техники, нанося изображение на металл рубиновым и алмазным острием, добавляя тени и уточняя линии с помощью стальной иглы и резца. Инструменты, изготовленные из материалов с разной твердостью, дают возможность получать штрихи различной глубины и резкости.

Le Decameron

«Декамерон» Боккаччо

Джованни Боккаччо (1313-1375) - итальянский писатель, гуманист эпохи Раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами - великим Данте и несравненным Петраркой - оказал огромное влияние на развитие всей европейской культуры. «Декамерон» в переводе с греческого значит «десятидневник». Десять молодых людей в самый разгар страшной чумы удаляются в загородную виллу, где в течение десяти дней рассказывают друг другу истории - всего сто историй, или новелл, каждая из которых кладет неповторимый мазок в общую картину итальянской жизни XIV века.

Le Paradise Perdu

«Потерянный рай» Мильтона

«Потерянный Рай» - выдающееся произведение мировой литературы, один из ярчайших образцов литературного эпоса, творение исключительно многообразное по содержанию и вместе с тем чрезвычайно сложное и противоречивое, что сказалось на его судьбе у разных поколений читателей...

Поэма развивает сюжет книги Бытия, с христианскими элементами. Большую роль играет падший ангел, он же Сатана. Он организует вооруженную борьбу против ангелов и является причиной грехопадения человека. В поэме Адам и Ева вели супружескую жизнь и до грехопадения, но после него половая любовь стала носить иной характер. Ева в поэме очень красива и независима от Адама. После того, как она съела запретный плод, Ева дает Адаму съесть плод во имя их любви, тот слушается, несмотря на то, что ангел Рафаэль предупреждал его не есть.

Древнеримский поэт Публий Овидий Назон прославился любовными элегиями и двумя поэмами - «Метаморфозами» и «Искусством любви». Стихи Овидия отличались изяществом и остроумием и потому быстро получили широкую известность. Поэма «Искусство любви» - одно из самых блестящих по остроумию и формальному совершенству произведений Овидия. Он составляет целый кодекс правил поведения, которыми должен руководствоваться влюбленный юноша в своих взаимоотношениях с любимой женщиной. Овидий начинает свою шутливую поэму с раздела: «Нахождение предмета любви», давая советы, как и где найти подходящую возлюбленную. Вторая часть поэмы посвящена тому, как завоевать любовь, третья - как ее сохранить. В произведение вводятся многочисленные бытовые зарисовки, изящные мифологические рассказы, шутливые рассуждения на моральные темы. От тех, кто хочет покорять сердца, требуется обаяние и знание искусства. В третьей книге поэт дает советы женщинам. И от них требуются изящество внешнего облика, тонкий вкус и художественные познания.

СКАЧАТЬ:

Пароль: Di1QFby9

Приятного ознакомления!

ИЛЛЮСТРАЦИИ САЛЬВАДОРА ДАЛИ: СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА КЛАССИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ

Сальвадор Дали - не только один из самых эпатажных и загадочных художников XX века, которого современники в равной степени обожали и ненавидели. Писатель, автор знаменитой антиутопии «1984» Джордж Оруэлл посвятил Дали эссе под названием «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали». Оно построено на предположении, что гениальность творца не обязательно говорит о его человеческом совершенстве и называет Дали «больным человеком». На высказывания такого характера художник отвечал: «Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся».

Испанский гений на протяжении многих лет сотрудничал с издательством и получал многочисленные заказы на иллюстрации самых разных книг - «Дон Кихот» Сервантеса, «Декамерон» Боккаччо, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Искусство любви» Овидия и др. Он прибегал к сложным технологическим приемам, экспериментировал и искал новый художественный язык для каждой книги. Не всегда его друг и издатель Пьер Аржилле понимал и одобрял намерения Дали. Тем не менее, свет увидели теперь уже эксклюзивные коллекционные издания литературной классики с сюрреалистическим вмешательством испанского художника.

BIBLIA SACRA. БИБЛИЯ

Предложение о сотрудничестве поступило от итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто. Он рассчитывал, что в процессе работы над иллюстрациями к священному писанию Дали обратиться к религии. Но, оставаясь собой, художник поспособствовал созданию нового прочтения христианской символики и посыла Библии. Несмотря на смелую манеру и необычную трактовку, католическая церковь одобрила представленные работы. Необычное издание в переплете из белой кожи и золота первым получил в подарок сам Папа Римский. Стоит отметить, что рассматривая изображения Дали отдельно от текста, сложно уловить сюжетную основу, продиктованную Писанием. Однако в общем контексте иллюстрации выглядят уместно и объяснимо.

Это, пожалуй, самая масштабная работа Сальвадора Дали в области иллюстраций. Всего было сделано около 1800 отпечатков и 105 литографий.

Сейчас коллекционеры покупают оригинальное издание Biblia Sacra на аукционах по высоким ценникам - до 75 тысяч долларов.

DALI DIVINE COMEDY. БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

Над этим проектом Дали работал в период с 1951 по 1963 годы по заказу правительства Италии. Власти собирались выпустить особую версию «Божественной комедии» Данте Алигьери к 700-летию со дня рождения писателя. Художник создал пять тысяч гравюр в соответствии с песнями драмы. Процесс был долгим: автор переводил акварельные рисунки (их количество соответствовало строкам драмы) на печатные пластины в течение долгих месяцев.

Итальянцы, узнавшие, что произведение их великого соотечественника будет иллюстрировать испанский художник, выразили протест. В результате заказ пришлось отменить. Однако личные связи Дали позволили найти издательство, готовое приступить к сотрудничеству.

ALICE IN WONDERLAND. АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС

Казалось бы, что сделать абсурдистское произведение Льюиса Кэрролла еще более абсурдным уже невозможно. Невероятный сюжет, безумные персонажи, сумасшедшие диалоги - разве этого недостаточно? Сальвадору Дали удалось раскрыть новые грани путешествия маленькой Алисы в сказочном мире.

На всех иллюстрациях к этой книге присутствует неизменный образ главной героини - девочки со скакалкой в руке. На некоторых из двенадцати гелиогравюр Алиса занимает заметное место в композиции, на других - теряется в деталях. Прыгая на скакалке, девочка перемещается из главы в главу, погружаюсь в незабываемую страну, созданную мастером слова.

В «Алисе» мы находим уже знакомые и ассоциируемые с сюрреализмом Дали образы, например, расплывающиеся часы, иллюстрирующие сцену, где девочка встречается с безумным шляпником.

В Библия от Сальвадора

Biblia Sacra с иллюстрациями Дали. «Священное писание»; от Сальвадора Дали

Почти полстолетия назад, в 1967 году, в Италии была впервые выпущена уникальная версия Библии с иллюстрациями самого Сальвадора Дали . Причем не просто выпущена, - а с благословления Папы Римского, который одним из первых получил в подарок это удивительное издание Священного писания в переплете из белой кожи и золота. Инициатором проекта Biblia Sacra стал итальянский коллекционер Джузеппе Альбаретто, добрый друг знаменитого художника.


Biblia Sacra, знаменитая коллекционная Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали

Но вот пришло время, и свет увидело переиздание эксклюзивной Библии: роскошная книга увидела свет сперва в Италии, затем в Германии, Чехии и Словакии и на Украине. Уникальная Библия объемом 900 страниц содержит серию из 105 акварельных рисунков, которые изображают самые известные библейские сцены. Разумеется, особенности творчества мэтра Сальвадора лишают нас возможности идентифицировать большинство литографий без контекста, но такая своеобразность позволяет под другим углом взглянуть на привычные и знакомые с детства сюжеты, известные нам благодаря традиционным изданиям Ветхого и Нового Заветов. Кстати, все литографии отпечатаны в семи цветах, а не в четырех, как это обычно делают в полиграфии.


Шикарное оформление книги включает в себя переплет из натуральной кожи, украшенную золоченой подписью Дали, инкрустированную огромным бриллиантом и другими драгоценными камнями. Вес коллекционного томика составит что-то около 15 кг, и это не включая оригинальную шкатулку из дерева и кожи, в которую будет упакована переизданная Biblia Sacra. Сложно предположить, сколько будет стоить такая книга, но учитывая, что серия ограничена количеством в 500 экземпляров, а в свое время чешское переиздание книги стоимостью 77 тысяч крон (4200 долларов) раскупили за один день, дефицита желающих обзавестись Библией с иллюстрациями самого Сальвадора Дали нет и не будет. Кстати, на аукционах стоимость оригинального итальянского издания Biblia Sacra достигает отметки в 75 тысяч долларов.
Сегодня разные издания уникальной Библии с эксклюзивными сюрреалистическими литографиями за подписью Сальвадора Дали хранятся в частных коллекциях многих знаменитых людей. Так, чешскую версию Biblia Sacra получили президент Чехии Вацлав Клаус и глава чешской католической церкви архиепископ пражский Доминик Дука. Вероятно, украинской версией вскоре смогут похвастаться местные олигархи, первые лица государства и приближенные к ним священнослужители.

Про отношения Дали и церкви известно мало. Вообще, заявлений художника о том, что спаситель - это он, скандальных работ, в которых голая грудь - чуть ли не самый невинный мотив, да и выстрелов из ружья по библейским иллюстрациям, хватило бы не на одно отречение. Но любовь победила. Любовь к деньгам, как кажется многим.

Дали уникален. Его жизнь и творчество поражают... Работы, личность, и даже сам внешний вид, кричат о его эксцентричности. Он, становится в большей степени мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой!

Сальвадор Дали родился в 1904 году в Испании в семье атеиста и набожной католички, что совершенно не мешало их браку. Сальвадора назвали не только в честь отца, но и в память о первом ребенке, умершем не дожив до 2-х лет. Дали всегда чувствовал болезненную связь с покойным братом.

Его способности к рисованию проявились рано. В своей первой выставке он участвует, когда ему 14 лет!

В 17 лет Сальвадор становится студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного, да и он сам считал себя выше своих учителей, но через 3 года его исключили за недостойное поведение. Затем по прошествии времени он вернулся, но через год его снова исключили, на этот раз без права восстановления! Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям.

Когда его на экзамене попросили назвать трех наиболее ярких художников в истории, Дали сказал: "Я отказываюсь отвечать на этот вопрос. Никто из преподавателей мне не судья. Я ухожу."

Сальвадор экспериментировал в различных стилях, но больше всего его привлекал, конечно же, сюрреализм, чьи странные образы как нельзя лучше отражали вызывающий и странный характер Дали.

Все мы привыкли отличать его работы от остальных художников, так как его можно даже назвать "шоуменом сюрреализма". Сальвадор Дали был одним из самых знаменитых художников 20 века. Его лицо с закрученными вверх усами было знакомо даже тем людям, кто никогда не интересовались искусством.

Ему было по-своему не важно, что о нем подумают другие люди, критики или общественное мнение. Некоторые искусствоведы считают его вульгарным шоуменом, заинтересованным исключительно в деньгах. Но нужно отдать должное Сальвадору — у него это получалось прекрасно.

Да, Дали любил свет рампы, не был равнодушен к вопросам материального благополучия, и даже самые горячие поклонники его творчества вынуждены признать, что многие его картины лишены самой малой искры вдохновения.

И вместе с тем, Дали на протяжении всей жизни демонстрировал неиссякаемую фантазию, а мастерской технике его письма можно только поаплодировать.

Скорее всего, вы знаете многие сюрреалистичных работ Дали, но о серии его работ-иллюстраций к Библии многие не знают. Странно, что этот момент его биографии столь малоизвестен.

Это не тот Дали, которого мы привыкли видеть. Хотя, по отдельным элементам можно догадаться, чьи работы перед вами.

Пол столетия назад, в 1967 году, в Италии была впервые выпущена уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали. Причем не просто выпущена, — а с благословления Папы Римского, который одним из первых получил в подарок это удивительное издание Священного писания в переплете из белой кожи и золота.

Инициатором проекта Biblia Sacra стал итальянский коллекционер Джузеппе Альбаретто. Добрый друг Дали и человек верующий, он надеялся, что работа над иллюстрациями к Библии заставит Дали обратиться к религии. Художник взялся за смелый проект с энтузиазмом. Как ни странно, иерархи католической церкви благословили неожиданный выбор иллюстратора нового издания Библии.

Такой проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию, но и скрытый смысл и истину слов Великой Книги.

Выбор библейских тем для этого проекта был сделан самим Дали.

Сальвадор Дали создает экспрессивные образы, интуитивно угадываемые и «читаемые», но звучащие совершенного по новому. Это неожиданно и интересно. Вглядываясь в каждую работу, застываешь, проносишь через себя, глубинно и осознанно.

Они пронизаны мотивами, переходящими из одной работы Дали в другую на протяжении всей жизни: костыли, муравьи, слоны, человек с посохом. Иллюстрации создавались с помощью экстравагантных экспериментов, которые так привлекали публику.

Например, красные брызги в "Сотворении мира" Дали срисовал с натуры - он подбросил стакан с кровью и брызнувшие осколки и капли запечатлел на холсте. Другой сюжет он писал кровью только что раздавленных улиток. Чтобы добиться эффекта храмовой фрески, художник расстреливал литографические камни из ружья 1812 года.

Иллюстрации Дали выполнены в стилистике абстрактного экспрессионизма, явления, которое продолжилось после сюрреализма. «Освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах.

Сальвадор Дали руководствуется творческим принципом, заключающим в себе самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний.

Его линия, контуры тел, передают все его умение и мастерство. Он — художник. Он пропускает библейские сюжеты через себя, со свойственной ему выразительностью.

P.S. Наиболее удачно выложенную подборку из всех 105 литографий удалось найти вот по этой ссылке . Размер не очень большой, но нормальные сканы и удобно смотреть. Если знаете источник лучше (например с подписями, что это за сюжет) - расскажите, пожалуйста.

ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки).

Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым. Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.