Климт Густав, австрийский художник, основоположник модерна австрийской живописи

05.04.2019

Художники Австрии (Австрийские художники)

Австрия (нем. Österreich), официальное название - Австрийская Республика (Republik Österreich) - государство центральной Европы.

Австрийская Республика (Австрия) Столица Австрийской Республики город Вена.
Австрийская Республика (Австрия) На севере Австрийская Республика граничит с Чехией (362 км), на северо-востоке - со Словакией (91 км), на востоке - с Венгрией (366 км), на юге - со Словенией (330 км) и Италией (430 км), на западе - с Лихтенштейном (35 км), Швейцарией (164 км) и Германией (784 км).
Австрийская Республика (Австрия) Площадь территории на которой расположена Австрийская Республика 83 871 км². Австрия - в основном горная страна (на 70 %): средняя высота над уровнем моря составляет около 900 м. Большая часть Австрии занята Восточными Альпами, которые в свою очередь подразделяются на Альпы Северного Тироля и Зальцбургские Альпы на севере; Циллертальские и Карникские Альпы на юге. Высшая точка - гора Гросглокнер (3797 метров), на ней находится и один из крупнейших в Европе ледников - Пастерце.

Австрийская Республика (История Австрии) Название страны происходит от древненемецкого Ostarrichi - «восточная страна». Название «Австрия» впервые упоминается в документе от 1 ноября 996.
Австрийская Республика (История Австрии) Флаг Австрии является одним из самых древних государственных символов в мире. Красный цвет двух полос на флаге символизирует кровь патриотов, пролитую в борьбе за свободу и независимость Австрийской Республики. Белый цвет - символ реки Дунай, текущей с запада на восток. Согласно преданию, в 1191 году, во время одной из битв третьего крестового похода, белоснежная рубашка Леопольда V Австрийского полностью была забрызгана кровью. Когда же герцог снял с себя широкий пояс, на рубашке образовалась белая полоса. Сочетание этих цветов стало его знаменем, а в будущем и флагом Австрии.
Австрийская Республика (История Австрии) Земли современной Австрии были отвоёваны римлянами у кельтов в 15 году до н. э.

Австрийская Республика (История Австрии) В 788 году территория была включена в империю Карла Великого.
Австрийская Республика (История Австрии) Дом Габсбургов, с правлением которого связан расцвет Австрийского государства, пришёл к власти в XIV столетии, а с 1438 по 1806 годы эрцгерцоги австрийские носили титул императора Священной Римской империи.

Австрийская Республика (История Австрии) С 1156 Австрия - герцогство, с 1453 - эрцгерцогство, с 1804 - империя Габсбургов, в 1867-1918 гг. - Австро-Венгрия (дуалистическая - двуединая монархия).
Австрийская Республика (История Австрии) Австрийская Республика образовалась в ноябре 1918 после распада Австро-Венгерской монархии.
Австрийская Республика (История Австрии) В 1938 произошло присоединение Австрии к нацистской Германии (аншлюс).

Австрийская Республика (История Австрии) После Второй мировой войны Австрия временно утратила независимость, будучи разделённой на четыре оккупационные зоны между Францией, США, Великобританией и СССР. Вена, столица Австрии, также была разделена на 4 зоны между державами-победительницами, хоть и находилась в Советской оккупационной зоне.

Австрийская Республика (История Австрии) Переговоры о восстановлении независимости начались в 1947, но лишь в 1955 году Австрия вновь стала полностью независимым государством по Государственному договору от 15 мая 1955 года. В октябре того же года принят закон о постоянном нейтралитете Австрии.
Австрийская Республика (История Австрии) Австрия является союзным государством, объединяющим девять самостоятельных земель. Действующая конституция принята в 1920 и вторично введена в 1945 году.
Австрийская Республика (Австрия) Сегодня в Австрии проживает более 8 миллионов человек.
Австрийская Республика (Культура Австрии) Во всех крупных городах Австрийской Республики есть свои театры. Венская государственная опера была открыта 25 мая 1869 года. Ей руководили Г. Малер, Р. Штраус, К. Бём, Г. фон Караян. В течение всего года в различных городах Австрии (в первую очередь в Вене и Зальцбурге) проходят музыкальные фестивали. Наиболее известные театры Вены - Венская государственная опера, «Бургтеатр» и «Фольксопер».

Австрийская Республика (Культура Австрии) Самые известные музеи Австрии: Культурно-исторический (Вена), Художественно-исторический, Естественно-исторический, Исторический музей Вены, Музей Альбертина. Многочисленны дома-музеи, связанные с жизнью и деятельностью великих людей - дома-музеи В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, И. Штрауса, И. Кальмана.

Художники Австрии (Австрийские художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших австрийских художников и австрийских скульпторов.

Художники Австрии (Австрийские художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы австрийских художников и австрийских скульпторов.

Имя известного австрийского художника, графика и книжного иллюстратора Густава Климта (1862-1918) неразрывно связано со стилем модерн, и его картины – самое яркое его проявление. Климт был одним из самых интересных и востребованных представителей мирового изобразительного искусства. Он никогда не стремился демонстрировать публике свою исключительность. Работал он тихо, спокойно, делал только то, что считал необходимым, а, между тем, на свете было не так много мастеров, которые были бы так обласканы публикой, осыпаны заказами и не испытывали материальных затруднений. В этом одна из загадок Климта. Климт родился в семье гравёра и ювелира недалеко от Вены. Отец не мог добиться достатка с помощью своего ремесла. Из бедности семья выйдет только после того, как Густав, окончив Школу декоративного искусства, вместе с братом Эрнстом и другом Францем Матчем создаст фирму по выполнению художественных и декоративных работ. В течение нескольких лет, пока существовала фирма, Климт завоевал славу лучшего в Австрии живописца-декоратора. Однако художник не был доволен собой, своим стилем. Все ещё было впереди. Первые черты его неповторимого стиля проявились впервые в росписях большой лестницы венского Музея истории искусств, созданных в 1890-1891 годах. В 1897 году Климт возглавил Сецессион – объединение художников, созданное в противовес официальному искусству. В 1900 году он приступил к работе, предложенной Венским университетом, и представил роспись одного из плафонов – «Философия». Тогда-то и разразился скандал. На этом плафоне, а потом и на следующих – «Медицина» и «Юриспруденция» – художник нарушил все законы колорита и композиции, сочетая несочетаемое. На его панно человек предстает рабом своего естества, одержим болью, сексом и смертью. Такой Климт и шокировал, и очаровывал. Но скандал закончился тем, что художник, взяв денег взаймы, вернул университету аванс, а работы оставил себе. Заказов было так много, что это позволило ему быстро вернуть долг и в дальнейшем вообще не думать о деньгах.Начался «золотой» период в творчестве Климта. Он пишет огромное количество картин, на которые, взглянув однажды, не забудешь никогда. Пишет ли он обнажённые, откровенно чувственные тела («Подруги», «Адам и Ева») или напряжение чувств между двумя возлюбленными («Любовь», «Поцелуй», «Упоение»), или портреты женщин по заказу (портреты Сони Книпс, Фрицы Ридлер, Адели Блох-Бауэр, Евгении и Меды Примавези, Фредерики Марии Биер) – в любом случае проявляется личное видение окружающего мира и человека в нём. И оно завораживает. Вот, к примеру, . На возвышении (помост? холм?), усыпанном цветами, на фоне потемневшего золота изображены два юных возлюбленных, слившихся в поцелуе. На картине прорисованы лишь лицо девушки и голова юноши, руки обнимающихся молодых людей и нога девушки, висящая как будто над пропастью. Но самое главное – обе фигуры скрыты декоративными одеждами, украшенными спиралями, овалами, кругами и другими геометрическими фигурами, так что не сразу различишь скрытые под ними фигуры. Эта же манера свойственна и для портретов реальных женщин. Их много, женщин Климта. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, но платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так он видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти. А где этого не было, оставалась природа. Художник писал пейзажи для себя. Так он отдыхал. Может, поэтому критики долгое время обходили их своим вниманием. Сегодня его пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества. «Цветущий сад», «Деревенский сад с подсолнухами», «После дождя», «Поляна с маками», «Берёзовая роща» почти реалистичны. Почти, потому что налет декоративности присутствует и в них, делает пейзажи легкими, призрачными, воздушными. Возможно, это другая сторона личности художника: простота, спокойствие и легкость, которых так не хватает человеку с его страстями.

А. Тихомиров

Искусство Австрии начала 19 в. развивалось в обстановке рутинности и застоя во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны. Меттерних, сначала в качестве министра иностранных дел, затем (с 1821) в должности канцлера, устанавливает реакционно-политический режим, тормозивший экономическое и культурное развитие страны; его политика подавляла какие бы то ни было свободолюбивые начинания. При таких обстоятельствах трудно было ждать расцвета в области искусства.

Среди специфических сторон австрийского искусства 19 в. должна быть отмечена его почти непрерывная связь с искусством Германии. Выдающиеся художники одной страны, часто даже в самом начале своего творческого пути, переселялись в другую, включаясь в русло ее искусства. Уроженец Вены Мориц фон Швинд, например, стал в основном немецким художником.

К особенностям австрийского искусства 19 в. надо отнести и то обстоятельство, что художественная жизнь Австрии в это время сосредоточивалась в одном городе - Вене, которая, между прочим, была также центром музыкальной культуры мирового значения. Габсбургский двор, игравший значительную роль в оплоте международной реакции того времени - в Священном союзе, стремился придать своей столице исключительный блеск, используя и зарубежных и своих художников. В Вене была одна из самых старых академий Европы (основана в 1692 г.). Правда, к началу 19 в. она была застойным институтом, но к середине века ее педагогическое значение повысилось. Она стала привлекать художников различных национальностей (чехов, словаков, венгров, хорватов), которые входили в состав Габсбургской империи и в процессе буржуазного развития стали стремиться к созданию собственных культурных кадров. В 19 в. постепенно в рамках «двуединой монархии» слагаются и вырастают национальные художественные школы этих наций, проявляющие больше творческой силы, чем собственно австрийское искусство, что видно на примере творчества венгерского и чешского народов. Именно из среды этих наций выдвинется в 19 в. ряд значительных художников.

Австрийская архитектура в течение первой половины 19 в. не создала ничего значительного. Положение меняется с 50-х гг., когда в Вене предпринимается широкое строительство, связанное с перепланировкой города, обусловленной быстрым ростом населения. В столице много строит датчанин Теофиль Эдвард Хансен (1813-1891), углубленно изучавший памятники античной Греции на месте, когда он в Афинах строил обсерваторию. Несколько холодные классицизирующие постройки Хансена (Парламент, 1873-1883) отличаются широким размахом, большими масштабами, но их фасады не отражали внутренней структуры здания. Парламент вошел в ансамбль помпезных зданий на Рингштрассе, в которых архитекторы эклектически использовали различные стили. Зиккард фон Зиккардсбург (1813-1868) и Эдуард ван дер Нюлль (1812-1868) при постройке Оперного театра в Вене (1861-1869) ориентировались на французский ренессанс. Ратуша (1872- 1883) была построена Фридрихом Шмидтом (1825-1891) в духе нидерландской готики. В Вене много строил Земпер (см. раздел об искусстве Германии), и, как всегда, в основе его построек лежали принципы ренессансной архитектуры. Скульптура - в частности, монументальная - дополняла репрезентативность общественных зданий, но не имела большого художественного значения.

Классицизм, в какой-то мере проявившийся в архитектуре, в живописи почти не нашел своего выражения (правда, героические виды Италии писал в Риме тиролец Йозеф Антон Кох, 1768-1839). В начале 19 в. живописи коснулся романтизм. Именно в Вене в 1809 г. немецкими художниками Овербеком и Пфорром был основан Союз св. Луки. После переезда этих художников в Рим к ним присоединяется Иозеф фон Фюрих (1800-1876), уроженец Чехии, ученик Пражской Академии, работавший в Праге и Вене; он, как и все назарейцы, писал композиции на религиозные сюжеты.

Однако определяющим для искусства Австрии был все же не романтизм назарейцев, а искусство бидермейера (см. раздел об искусстве Германии), что видно на развитии всех жанров искусства, в том числе портретного. В портрете надменный облик аристократа 18 в. сменяется изображением человека в его домашнем семейном окружении; углубляется интерес к внутреннему душевному миру «частного человека» с его заботами и радостями. Не эффектная импозантность, а скрупулезная точность выявляется и в манере исполнения. Среди портретистов-миниатюристов начала 19 в. выделился Мориц Михаэль Даффингер (1790-1849). Его портрет жены (Вена, Альбертина), несмотря на детализацию и маленький размер,- эмоциональная живопись широко и смело взятых отношений. Что-то романтическое есть и в грозовом пейзаже, и в оживленном лице изображенной, и в той трепетности, с которой слиты воедино человек и природа.

Черты нового, буржуазного портрета постепенно утвердились и в творчестве Йозефа Крейцингера (1757-1829), о чем свидетельствуют его работы, выполненные в начале 19 в. Он стремится охарактеризовать духовный мир новых людей просветительских кругов, которые начинает выдвигать эпоха. В портрете венгерского просветителя Ференца Казинци, пострадавшего за участие в якобинском заговоре (1808; Будапешт, Академия наук), художник передал нервную напряженность интеллектуального лица Казинци. Портрет Евы Пасси (Вена, Галлерея 19 и 20 вв.) -типичное произведение бидермейера: спокойное благообразие будней отражается во всем облике внимательно смотрящей на зрителя немолодой женщины довольно заурядной наружности, но обладающей спокойным сознанием своего достоинства. Примечательна старательная отделка всех деталей убранства: кружев, прошивок, лент.

Все эти черты повторяются в творчестве одного из типичнейших представителей австрийского бидермейера, Фридриха фон Амерлинга (1803-1887). Особенно интересны его работы 30-х гг.: любовно выполненный портрет матери (1836; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.) и большой портрет Рудольфа фон Артхабера с детьми (1837; там же). Это уже портрет, становящийся жанровой бытовой сценой: вдовец, окруженный своими детьми, сидит в хорошо обставленной комнате в мягком кресле и смотрит на миниатюру, которую ему показывает четырехлетняя дочка, едва ли отдающая себе отчет, что это изображение недавно умершей матери. Сентиментальность, однако, не переходит в слащавую слезливость, все спокойно, благообразно, серьезно. Подобные сюжеты, очевидно, отвечали духу времени. Талантливому современнику Амерлинга Францу Эйблю (1806- 1880) принадлежит портрет пейзажиста Випплингера (1833; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.), созерцающего портрет своей умершей сестры.

Другие портретисты Австрии также нередко писали групповые портреты - большей частью многодетных семей. Порой эти как бы написанные с натуры бытовые сценки сближались с изображением событий современности, казавшихся Значительными, становились своеобразными историческими документами эпохи, как бы смыкаясь с теми сценами парадов с портретными изображениями присутствующих, которые в Берлине писал Франц Крюгер. Такими сценами современных событий с включением портретных фигур были три большие композиции, написанные Иоганном Петером Крафтом (1780-1856) для зала аудиенций Государственной канцелярии дворцового замка: «Вступление в Вену победителей в Лейпцигской битве», «Встреча императора Франца венскими горожанами в венском Хофбурге при возвращении его с сейма в Братиславе» и «Выезд Франца после долгой болезни». Самое замечательное в этих произведениях- изображение толпы, особенно первопланных фигур. Более удачной представляется вторая композиция - встреча Франца бюргерской толпой. При всей нарочитости верноподданнической тенденции, вносящей фальшивую ноту, толпа из большого числа фигур сделана мастерски и очень живо.

Картины такого рода приближались к жанру, изображению современного быта. Жанровая живопись в австрийском бидермейере получила большое распространение. В Австрии из-за строгих рамок, установленных режимом Меттерниха, она смогла пойти лишь по узкому руслу изображения незначительных Эпизодов частной жизни мелкобуржуазного обывателя. Живопись большой темы исключена из кругозора эпохи бидермейера вплоть до революции 1848 г.

Художники этого направления, составлявшие основное ядро старовенской школы, в том числе самый выдающийся из них Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865), сознательно ставили целью своего искусства правдивое изображение действительности. Но эта правда могла быть лишь очень относительной в условиях полицейского надзора. Если бы можно было поверить той идиллической картине австрийской жизни, которую создали художники бидермейера,- революционные события 1848 г. были бы абсолютно непонятными и невозможными. На самом деле блеск придворной верхушки феодального государства и относительное благополучие средних классов покоились на жесточайшей эксплуатации и нищете трудящихся, в особенности крестьянства. И тем не менее это искусство было чуть ли не единственной возможностью для более или менее широких кругов австрийской мелкой буржуазии выразить свои небольшие радости - семейные и хозяйственные, отобразить благообразие и покой повседневного быта, несмотря на то, что это было возможно лишь в узких пределах дозволенного «охранительным режимом». Струя человеческого тепла проникает и в эти небольшие картины, выполненные не только с добросовестнейшей тщательностью, но и с большим добротным умением и художественным вкусом. В творчестве Вальдмюллера почти все жанры австрийской живописи бидермейера получили как бы завершающее воплощение. Свои первые портреты он выставляет на академической выставке в 1822 г., первые жанровые картины - в 1824 г. Он обращает на себя внимание и имеет успех. Характерным был один из первых заказов Вальдмюллера. Полковник Штирле-Хольцмейстер поручил ему написать портрет своей матери «точно такой, какая она есть». Это отвечало собственным художественным установкам Вальдмюллера. В портрете (ок. 1819; Берлин, Национальная галлерея) требование заказчика быть документально точным выполнено художником полностью, несмотря на некоторую непривлекательность модели со старательно Завитыми локонами над обрюзгшим лицом и обилием лент, кружев и бантов. Но и эти детали восприняты и показаны художником не механически внешне, а как характеристика того застылого в своей мелочности буржуазного круга; художник ценит и любит этот уклад и даже внешние подробности этого быта возводит в непреложный закон.

Для ранних работ характерен и автопортрет (1828; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.). Здесь то же несколько самодовольное утверждение буржуазного уклада художник осуществляет, изображая самого себя. Вальдмюллер написал себя таким, каким он был или хотел быть в эти годы своих успехов - франтоватым щеголем с затейливым галстуком, воротничком, парадным полосатым жилетом под элегантным темным костюмом; его рыжеватые волосы завиты, рядом со светлыми перчатками и шелковой шляпой - цветок и пышные листья. Розовое лицо с голубыми глазами спокойно, весело, почти безмятежно в своей молодой самоуверенности; художник показывает себя как преуспевшего члена процветающего общества, который многого не хочет и доволен достигнутым малым. Портретное наследие Вальдмюллера обширно, в нем можно проследить некоторую эволюцию в сторону все большего углубления психологической характеристики, что видно в портрете, изображающем пожилого русского дипломата графа А. К. Разумовского (1835; Вена, частное собрание), сидящего в темном халате за письменным столом. Продолговатое худощавое лицо с ввалившимися щеками тонко и сдержанно-спокойно. Несколько асимметричные глаза смотрят в сторону зрителя, но мимо него, как бы мысленно представляя того, чье письмо он только что прочел. Он неподвижен. Все погружено в полутень, кроме лица, письма с конвертом, части жилета и рук, выступающих светлыми очертаниями из мрака кабинета, стены которого увешаны картинами. Это - одна из лучших работ Вальдмюллера, да и вообще один из лучших портретов эпохи бидермейера.

Очень большое место в творчестве Вальдмюллера занимают жанрово-бытовые сценки - из жизни главным образом простых обывателей города и деревни. Художник изображал крестьянский быт задолго до дюссельдорфцев. Он пишет с натуры окружающих его людей. Но уже в самих сюжетах бросается в глаза идиллическая елейность. Это видно в большей части произведений Вальдмюллера 40-х гг.: «Возвращение из школы» (Берлин, Национальная галлерея), «Перхтольдс-дорфская деревенская свадьба» (Вена, Галлерея 19 и 20 вв.), «Духовный хор в Иванов день» (Вена, Исторический музей), «Прощание невесты» (Берлин, Национальная галлерея). Эти композиции содержат иногда очень много фигур и всегда тщательно отработаны в деталях; самое удачное в них - фигуры стариков и особенно детей, несмотря на то, что благонравие и веселость изображаемых им миловидных мальчиков и девочек производят несколько нарочитое впечатление.

Уже с 30-х гг. художника увлекает задача включения фигур и фигурных групп в пейзаж. Проблема солнечного света, передача воздушной среды, пространства, пронизанного сверканием рефлексов, постепенно начинают все более интересовать Вальдмюллера. Вместе с тем в этих композициях очень органично воплощено и его оптимистическое мироощущение. Как на пример такого нового решения можно указать «Собирателей хвороста в Венском лесу» (1855; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.) и «Раннюю весну в Венском лесу» (1862; Нью-Йорк, собрание О. Каллира). Передача предметов, окутанных воздушной средой, солнечным светом (эти поздние работы написаны Вальдмюллером под открытым небом), не ослабляла впечатления материальности: объемны и материальны стволы его буков и вязов с их круглящейся пятнистой корой; объемны и материальны складки крестьянской одежды его здоровых ребят, суетящихся среди зарослей, покрывающих плотную Землю пригородных холмов.

С 1829 по 1857 г. Вальдмюллер был профессором Венской Академии; молодежь стремилась учиться у него, он всячески поддерживал молодых художников других национальностей. В частности, Вальдмюллер обратился к венгерскому сейму с предложением ряда организационных мероприятий для поддержки художественного воспитания талантливой венгерской молодежи. Вальдмюллер, как художник-реалист, становится в оппозицию к академическим методам преподавания и выпускает резкую полемическую брошюру «О более целесообразном преподавании живописи и пластики». Трактат приводит в ярость академический ареопаг, против Вальдмюллера организуют травлю, с ним начинают бороться административными мерами. В 1849 г. Вальдмюллер издает новую брошюру-«Предложения к реформе австрийской королевской Академии». Академия добивается снижения ему жалованья до уровня музейного сторожа, а затем отстраняет от преподавания и сокращает пенсию.

Вальдмюллер далеко превосходит своих современников во многих отношениях. И тем не менее и в области пейзажа и в области жанра нельзя пройти мимо нескольких художников меньшего значения, творчество которых характерно для австрийского искусства. В области пейзажа это семья Альтов-Якоб Альт (1789-1872) и его сыновья Франц (1821-?) и особенно самый одаренный из них Рудольф (1812-1905). Все трое были мастерами акварели, много работали в Италии, но в то же время они значительно способствовали росту интереса к мотивам пейзажа Австрии. Якоб Альт издал в 1818-1822 гг. серию литографий «Живописное путешествие по Дунаю», а в 1836 г. - «Виды Вены и ее окрестностей». Попытка Альта не была только индивидуальным экспериментом, она отвечала все нараставшему процессу роста национального самосознания, выражавшегося в пробуждении интереса к родной природе.

Рудольф фон Альт многому научился у художников английской школы, его работы отличаются теплым колоритом, ощущением световоздушной среды. Сначала он писал архитектурные мотивы («Вид церкви в Клостернейбурге», 1850; Вена, Альбертина). Но в более поздних работах его виды города приобретают характер зарисовок жизни современной Вены («Рынок на Дворцовой площади в Вене», 1892; там же). Сохраняя прозрачную легкость акварели, Рудольф Альт все сильнее повышает выразительную силу ритмики объемов и характеристики взятых им мотивов («Сиена», 1871; Вена, частное собрание). Вокруг этих художников усердно и зачастую успешно работало большое число даровитых пейзажистов, значение которых, однако, преимущественно местное (Р. Рибарц, Ф. Гауэрманн, Ф. Лоос и многие другие).

Также и в области жанра Вальдмюллер не был изолированным явлением. Большой популярностью в его время пользовался Йозеф Данхаузер (1805-1845) с его сентиментальными композициями (например, «Материнская любовь», 1839; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.).

Среди многочисленных жанристов австрийские историки искусства сейчас выделяют ранее презрительно обходившегося молчанием Михаэля Недера (1807- 1882). Сапожник по профессии, он, несмотря на четыре года академического обучения, сохранил некоторые черты непосредственности самоучки. В его картинах нет виртуозности, но в них нет и шаблона, они человечны. Недер первый в эти годы обратился к отображению быта ремесленников, рабочего люда (в венской Альбертине хранится его рисунок «Мастерская сапожника», где в одной из фигур он изобразил себя,- нужда заставила его и после Академии зарабатывать себе на жизнь сапожным ремеслом).

В 70-80-х гг. в Австрии резко обозначились две линии в развитии искусства. Быстро обогащающаяся верхушка буржуазии начинает покупать произведения искусства «музейной внешности» - «под старых мастеров» (главным образом итальянских). В Австрии этому фальшивому направлению служит Ханс Макарт (1840-1884). Ханс Макарт, учившийся в Мюнхене у Пилоти, обосновался в Вене, когда ему еще не было тридцати лет. Он работал в Мюнхене, Лондоне, Париже, Антверпене и Мадриде, был в Египте, наибольших успехов достиг в Вене, где последние пять лет своей жизни был профессором Академии. Макарт пользовался большим успехом, особенно в кругах процветающей буржуазии и аристократии Вены. Его искусство, внешне эффектное, декоративное и подражательное, не имеет подлинных качеств тех классиков, которых оно стремится затмить. Полученное от Пилоти умение писать аксессуары - ткани, меха и т. п. - Макарт дополняет бесчисленными фигурами обнаженных женщин в надуманных ракурсах, лишенных жизненной правды. Для риторики Макарта характерен находящийся в венской Галлерее 19 и 20 вв. фрагмент (почти 5 X 8 м) его «Триумфа Ариадны» (1873), служившего занавесом Комической Оперы в Вене.

Однако помпезности официального искусства противостояло реалистическое искусство. Как одно из проявлений жизненности реализма следует признать творчество австрийского офицера, очень много работавшего в Венгрии,- Августа фон Петтенкофена (1822-1889). Петтенкофен учился в Венской Академии в течение восьми лет. Он был свидетелем революционных событий 1848-1849 гг. и оставил их зарисовки. Его этюды («Штурм народом замка Буды», 1849; Будапешт, Историческая галлерея, и др.) выделяются той острой правдивостью, с которой художник передает мимолетно увиденные им драматически напряженные эпизоды. Петтенкофен полюбил Венгрию - страну и народ. Почти в продолжение сорока лет он каждое лето работал в долине Тиссы; обосновавшись под конец в городке Сольнок (впоследствии там возникла целая художественная колония венгерских художников), Петтенкофен писал базары с возами, лошадей у водопоя, сады с плетнями, венгерских крестьян и крестьянок в их живописных деревенских уборах, цыган возле таборов и деревень, писал порой несколько тяжеловато, но с живым интересом к быту полюбившейся ему страны.

Более компромиссно творчество работавшего в Германии тирольца Франца фон Дефреггера (1835-1921). Дефреггер бросил крестьянствовать и стал серьезно заниматься живописью лишь на двадцать пятом году жизни. Не закончив учения в Мюнхене, он уехал в родной Тироль и стал писать портреты окружающих его крестьян. После поездки в Париж он в Мюнхене учится у Пилоти, а с 1878 по 1910 г. сам становится профессором Мюнхенской Академии. В картинах Дефреггера слишком много нарочито праздничного - краснощеких девушек и лихих парней в народных костюмах. Но в его творчестве есть и другая сторона. В частности, очень убедительны в своей характерности картины, изображающие тирольцев в борьбе против нашествия Наполеона. Таковы его композиции «Последнее ополчение» (1874; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.), показывающие, как старшее поколение села отправляется на фронт, вооруженное самодельным оружием, и «Перед восстанием 1809 года» (1833; Дрезден, Галлерея). Дефреггер находит для этого события характерный живописный язык - сдержанную горячую гамму, ритм движений, выразительность типов.

Так же как в Германии и во многих других странах Европы, конец 19 в. отмечен в искусстве Австрии появлением новых модернистских течений. Но этот Этап развития австрийского искусства относится уже к следующему историческому периоду. Внешне это выражается в возникновении венского выставочного объединения «Сецессион».

Климт Густав (Klimt, Gustav) (1862-1918), австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.

Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э. Климта. Учился у отца, а в 1875-1883 - в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее.

Первоначально испытывал большое влияние искусства Г. Макарта. По окончании учебы работал с братом Эрнстом и художником Ф. Матчем, украшая декоративной живописью театры австро-венгерской провинции (в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде - Карловых Варах). С 1885 они оформляли и венские здания (среди этих работ выделяется живописный декор "Бургтеатра" и Художественно - исторического музея - яркие образцы пышного "стиля Рингштрассе", как принято именовать венский историзм рубежа веков).

Со смертью брата Эрнста (1892) коллектив распался. Всё более вовлекаясь в стихию модерна и, соответственно, в оппозицию к академической традиции, Климт стал в 1897 одним из основателей независимого от Академии художеств Венского сецессиона (нем. Sezession - "отпадение", "отделение") и первым его президентом. Созданные по его инициативе "Венские мастерские" (1903) сыграли важную роль в стилистическом обновлении австрийского дизайна. Для выставочного здания Сецессиона (архитекторы Й. Хоффман и Й. Ольбрих, 1897) Климт создал Бетховенский фриз (1901-1902), воплощающий темы Девятой симфонии.

Другая этапная декоративная работа, цикл аллегорических панно, так называемых, «факультетских картин», для Венского университета (1900-1903; сохранились, в разных собраниях, лишь фрагменты цикла), вызвал скандал и был отвергнут заказчиками: климтовские дамы, символизирующие Философию и другие дисциплины, показались слишком жеманными и несовместимыми с духом строгой науки.

Как художник-станковист, Климт вошел в историю, в первую очередь своими остроэкспрессивными женскими портретами (Э. Флёге, 1902, Исторический музей, Вена; А. Блох-Бауэр, 1907, Галерея 19 и 20 вв., Вена) и символическими картинами, насыщенными драматическим, "роковым" эротизмом ("Юдифь 1", 1901, Австрийская галерея в Бельведере, Вена; "Поцелуй", 1907-1908, там же; "Саломея", 1909, Международный музей современного искусства, Венеция; "Даная", 1910, Галерея Вельц, Зальцбург). Был также мастером орнаментально-красочных пейзажей ("Парк", 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Последней его крупной монументальной работой явилось оформление дворца Стокле в Брюсселе (1911). Выйдя в 1906 из Сецессиона, основал новый Союз австрийских художников, поддерживая на его выставках художников-новаторов, в частности О. Кокошку и Э. Шиле.

Лишь к 1917 году завоевал и полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий. Умер Климт в Вене 6 февраля 1918.

Австрийская живопись представлена в коллекции Павловского дворца-музея главным образом произведениями художников XVIII века. Из более ранних художников, чье творчество формировалось на произведениях старых европейских мастеров, в частности голландских, представлены два пейзажа Кристиана Бранда (1695-1756) «Зимний пейзаж с конькобежцами» и «Речной пейзаж», а также «Сельский праздник» Франца де Паула Ферга (1689-1740). Австрийская школа живописи занимала весьма скромное место среди европейских школ, однако такие художники как Платцер, Преннер, Марон, Лампи, Фюгер пользовались европейской известностью, их произведения коллекционировали, и они получал заказы от именитых заказчиков.

Иоганн Георг Платцер (1704-1761) - уроженец южного Тироля, учился у своего дяди Х. Платцера, работал в Вене. Он является одним из ярких представителей стиля рококо в живописи, писал картины на исторические и аллегорические сюжеты. В русских императорских коллекциях было несколько произведений художника, так в Эрмитаже представлено четыре его работы. В Павловске в настоящее время имеется одна работа Платцера «Диана и Актеон» на известный сюжет из античной мифологии. Это нарядная многофигурная композиция, написанная весьма виртуозно, со знанием анатомии. Она декоративна, трактовка сюжета наполнена театральным эффектом. Колорит картины, хотя и несколько пестрый, отличается красотою перламутровых оттенков. Георг Каспар Преннер (1720-1766), венский портретист. В 1740-1750-х годах жил и работал в Риме. В 1755 году приехал в Петербург ко двору императрицы Елизаветы Петровны. Творчество такого мастера как Преннер было под стать блеску и пышности русского двора. В Павловском дворце работы Преннера можно видеть в экспозиции «Русский жилой интерьер XIX века». Стены Столовой 1810-1820-х годов украшают три парадных портрета семейства Воронцовых: графа Михаила Илларионовича, человека из ближайшего окружения императрицы, крупного государственного деятеля, его жены Анны Карловны, урожденной Скавронской, двоюродной сестры Елизаветы Петровны, и их дочери Анны Михайловны, первой супруги графа А.С. Строгонова.

Антон Марон (1733-1808) - художник уже новой формации. Он учился в Венской Академии, затем в Риме у известного уже к этому времени немецкого художника А.-Р. Менгса, одного из ярких представителей нового классицизма в живописи. Марон являлся членом Академии Св. Луки, живя преимущественно в Риме, писал картины на исторические сюжеты, но более был известен как портретист. Во время путешествия Павла Петровича и Марии Федоровны по Европе Марону, имевшему мастерскую в Риме, был заказан портрет Марии Федоровны, утраченный в годы войны. Уже это свидетельствовало о популярности живописца. В Павловске имеется работа Марона - копия с произведения Менгса «Святое семейство», которая отличается высоким профессионализмом в исполнении.

Особой известностью в России пользовался венский живописец Иоганн-Батист Лампи (1751-1830), профессор Венской Академии, работал в Австрии, Италии, Польше, с 1791 года - в России при дворе Екатерины II. Им были написаны заказные портреты самой императрицы, Марии Федоровны, внуков Александра и Константина. Большой парадный портрет Марии Федоровны, один из шедевров Лампи, украшает Парадную библиотеку Павла Петровича. Что касается портретов Екатерины II, великих князей Александра и Константина в орденских костюмах, то в Павловском дворце находятся законченные эскизы-«моделло» к большим портретам из собрания Эрмитажа. Среди портретов мастера следует еще отметить «Портрет эрцгерцогини Елизаветы Австрийской», младшей сестры Марии Федоровны (находится в убранстве Общего кабинета Павловского дворца). Еще один, прижизненный портрет Елизаветы Австрийской написан Йозефом Хиккелем (1736-1807), единственная работа художника в собрании музея. По всей вероятности, портрет был прислан Марии Федоровне в подарок. Современниками Лампи являлись Фридрих Генрих Фюгер (1751-1818), Людвиг Гуттенбрун (1750-1819), Йозеф Грасси (1757-1838), которые также были портретистами. Грасси, ученик Венской академии, после отъезда Лампи из Польши, в течение нескольких лет был придворным портретистом Станислава Понятовского. В Павловске имеется «Портрет Великой княгини Елены Павловны», дочери Павла I, работы Грасси (находится в убранстве Общего кабинета Павловского дворца). Фюгер несколько лет прожил в Италии, был знаком с Менгсом и испытал его влияние. Он в большей степени был миниатюристом, причем довольно известным. С 1795 года его жизнь связана с Веной, он - ректор Венской Академии, а с 1806 года - директор Венской картинной галереи. Кисти Фюгера принадлежат два небольших портрета Марии Федоровны и ее дочери великой княгини Марии Павловны, а также миниатюрный портрет Елизаветы Вюртембергской, сестры Марии Федоровны. Гуттенбрунн с 1772 по 1789 год жил в Италии. С 1789 по 1795 - в Лондоне, где сблизился с русским послом графом С.Р. Воронцовым. В 1791 году им был написан «Портрет С.Р. Воронцова с детьми Катенькой и Мишенькой», который в настоящее время находится в собрании музея и экспонируется на выставке «Русский жилой интерьер XIX века» в «Кабинете 1810-1820-х годов». В 1795 году Гуттенбрун, приглашенный в качестве копииста, приехал в Россию. Писал портреты, а также картины на мифологические и исторические сюжеты, и в 1800 году был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. В коллекции музея имеется небольшой, исполненный доли психологизма портрет архиепископа Платона, духовного наставника великого князя Павла Петровича в копии с работы художника.

Появление картин «После маневров в Потсдаме» и «Вид Пратера» представителя большой династии живописцев Йозефа Рооса II (1760-1822) связано с путешествием владельцев Павловска по Европе. Определенный интерес представляет конный портрет эрцгерцога Австрийского Иосифа, палатина Венгерского работы Иоганна-Якоба Штундера (1759-1811). Портрет написан около 1799 года, когда был решен вопрос о бракосочетании эрцгерцога со старшей дочерью Павла I Александрой Павловной. Иосиф одет в XIX века венгерский гусарский костюм, но на коне попона с монограммой Павла I. Картина представляет определенный исторический и иконографический интерес. Из портретистов 2-ой половины XIX века особого внимания заслуживает Генрих фон Ангели (1840-1925). Он учился в Вене, Дюссельдорфе и Париже, исполнял многочисленные заказы венского и лондонского дворов. Работал он и для русского двора. В музее имеется подписной портрет императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, выполненный в 1874 году. Портрет написан за несколько лет до смерти императрицы, которая угасала от чахотки. Художнику удалось передать благородство в лице императрицы, остатки былой красоты, а также душевную боль и страдание. Австрийская живопись XIX века представлена в коллекции единичными произведениями: имеются портреты Иосифа и Иоганна Штраусов, портрет императора Франца-Иосифа, а также пейзаж «Магнолии в цвету», весьма характерный для эпохи модерна, художницы Ольги Визингер-Флориан.