Культурное наследие древней греции кратко. Культура античной греции

22.04.2019

Современная культура Греции , при всех устремлениях к новизне и оригинальности бережно сохраняет три традиции.

Во-первых, античную. Получают государственную поддержку существующие музеи античной культуры и организуются новые. Так, вблизи Акрополя недавно создан Музей древнего сценического искусства: показывают маски, котурны, костюмы, читают тексты классической драматургии.

В Греции сохранилось довольно много античных театров под открытым небом. В них, и не только в них, ставят древние трагедии и комедии - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В школах изучаются античная мифология и литература, главным образом в переводе.

Но в гимназиях, гуманитарных лицеях, в университетах изучают древнегреческий язык и классическую культуру весьма основательно.

Классическая филология в Греции находится на достойном уровне. Древнее наследие культуры Греции - греческая литература охватывает поэзию, драму, философские и исторические трактаты, книги с описанием путешествий.

Гомер (9-ое столетие до н.э), автор "Илиады" и "Одиссеи", был самым известным греческим автором древности. Первый в мире автор книги о путешествиях был Pausanias, который во 2-ом столетии до н.э написал "Путеводитель по Греции". Многочисленные издания этой книги теперь уже доступны и на английском языке.

Sappho (который жил на остров Lesvos в 5-ом столетии до н.э) известен своей поэзией о любви, посвященной женщинам.

В эти дни наиболее известен романист Никос Казантзакис - самый читаемый греческий автор. А классики современной Греции даже были награждены Нобелевской премией - это писатели Джордж Сеферис и Одиссеус Элитис.

Культура древней Греции

Когда мы говорим о древней Греции как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.

Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой они превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше . По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.

Орудие Диониса - опьянение,не знающее преград,которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине.

На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем.

Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии.

"Неопровержимое предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течении довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".

Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант.

Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному.

В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться.

Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.

Искусство Греции .

В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось.

После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в.

Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.

Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис , именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле.

Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса.

Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу , успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.

Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций.

Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.

Музыка и театр .

В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше.

На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883–1963), Э.Риадисом (1890–1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса.

Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905–1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис – известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями.

Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д.Митропулоса (1896–1960) и оперную звезду Марию Каллас.

После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр , а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой.

Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.

Народное искусство .

В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.

Кино весьма популярно в Греции .

Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение.

Культура древней Греции еще имеет второе название — античная культура. Период античной культуры включает в себя начало 18 века до н.э. и до середины 2 века до н.э. Культура древней Греции считается феноменом в мировой культуре, которая была очень своеобразной и по-своему неповторимой.

Мы знаем огромное количество греческих мыслителей, которые внесли огромной вклад в развитие такой науки, как философия. Например, древнегреческий мыслитель Демокрит отрицал существование богов и интересно то, что он первым создал древнегреческий календарь.

Также всем известен величайший древнегреческий философ и мыслитель – Сократ. Он считал, что истина рождается во время споров, когда каждый человек, высказывая аргументировано свою точку зрения.

Сократ — древнегреческий филосов

Что касается развитию архитектуры, то древние греки уделяли особое внимание строительству храмов. Изначально храмы строились из дерева, а позже их стали строить из камня. Они не были сильно вычурными, а, наоборот, на первый взгляд были похожи на жилые дома, только более привлекательные.
В период античности активно развивалась монументальная скульптура. Огромное количество скульптур известны нам и на сегодняшний день — это Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Гермес с младенцем Дионисом и многие другие.

В литературе древние греки также достигли определенных вершин. Особенно популярны в литературе античности были гомеровские поэмы, которые складывались на основе документальных источников. Стихи писались в ярко выраженном эпическом жанре. Также свое место имело развитие музыкального искусства. Так называемые аэды исполняли различные лирические песни на различных торжествах правителей. И надо отметить, что они пользовали огромной популярностью, поскольку их исполнение было настолько нежным и приятным, что это вызывало колоссальное удовольствие у всех, кто посещал эти мероприятия.
Олимпийские игры, известны на весь мир, имели огромное значение для всей Греции. Соревнования носили не только спортивный, но и религиозный характер. Прежде чем принимать участие в состязаниях участники должны были доказать всем, что они упорно, с огромной ответственностью подошли к подготовке к соревнованиям. Стадион, на котором проходили соревнования, была очень массивным и выразительным. Считалось огромной честью и великим достижением принять участие в этих соревнованиях. Позже, нам известно, что Олимпийские игры были запрещены, и в связи с природными катаклизмами сооружения были разрушены.

По-своему необычной была одежда древних греков. Чаще всего она была сшита из овечий шерсти, а такие ткани, как шелк и хлопок, считались роскошью и не все могли себе такое позволить. Интересен факт, что женщины в древней Греции должны были уметь ткать и прясть. Знатные люди одевались в светлые тона, а сельские жители носили одежду природных цветов, в частности зеленую или коричневую. Когда работали с землей или убирались в свинарниках, одевали кожаные перчатки, дабы защитить свои руки. Из обуви особенно популярной были сандалии. Мужская и женская обувь не имела особых отличий. В целом можно сказать, что одежда древних греков была достаточно своеобразной, но при этом очень симпатичной.
Стоит отметить, что культура древней Греции составляет огромное количество прекрасных и неповторимых вещей, которые известны всем и на сегодняшний день, а также античность внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.

Именно такой была культура древней Греции в вкратце.

9.1. Особенности становления античной культуры.

9.2. Особенности культуры Древней Греции.

9.3. Культура эллинистической эпохи.

9.4. Культура Древнего Рима.

9.5. Античное искусство.

Особенности становления античной культуры

В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возник в Средиземноморье и получил название античной цивилизации. Античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация основана на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации Востока и оказалась значительно динамичной от них.

Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы. Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации. Именно античный мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли гораздо позже.

Античной традиционно называют греко-римскую культуру, развивалась в период с ИИИ тыс. До н.э. до сер. V в. н.э. Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры.

В своем развитии античная культура прошла ряд этапов, выступила в различных исторических модификациях, представленных культурой Древней Греции, эллинистической культурой, культурой Древнего Рима. При этом "прелюдией" античной культуры была еще более древняя крито-микенской культуры, или эгейская цивилизация, которая существовала одновременно с древневосточными культурами. Центрами этой эгейской цивилизации были Крит и город Микены на юге Греции.

Несмотря на существенные различия между культурой Древней Греции, эллинистической и древнеримской, они принадлежат к одному историко-культурного комплекса, имеют ряд общих типологических черт. Это связано, прежде всего, с тем, что древнегреческая и древнеримская культуры формировались на базе в принципе схожих форм социальной организации: и древнегреческий полис, и римская "цивитас" эпохи Республики представляют собой различные варианты античной гражданской общины.

Гражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов. Такая форма организации социальной жизни определила шкалу основных ценностей античного общества:

Идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека;

Идея верховной власти народа;

Ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает постоянный, вечный мировой и социальный порядок (как это имело место в восточных народов);

В отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства.

Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер. Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное, и это имело существенное влияние на различные стороны жизни. Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян.

Особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции является истоком античной культуры. Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время "греческим чудом". Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих сторон европейской культуры в самых разных ее сферах. Для нашего времени греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир. Это было обусловлено многими обстоятельствами.

Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям. Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Греции, была колонизация и связанная с ней торговля. Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой мир и мир других народов.

Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни. К VIII - VI вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств-полисов. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель). Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни. Рабы, которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считались.

На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов. В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. Населения. Один из крупнейших полисов Афинский.

В античном классическом полисе государство является действительным и единственным содержанием жизни и свободы гражданина, она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью. Полисной жизни с его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его гражданских прав и имущественных интересов. Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и покорения личных интересов общественным было обязательным. Одним из важнейших критериев оценочного отношения общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни. В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни. Это презрение стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно которому бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон. Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу государства решат другие. И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли "лишением огня и воды", то есть лишение гражданских прав. В греческих городах для этого была разработана специальная процедура остракизма - отправления в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влиянием.

Во многих полисах и, прежде всего, в Афинах возникает величественное достижения культуры древних греков - демократия. У истоков демократии в Афинах стоял Солон, реформы которого были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Главным органом управления в полисе было общее собрание. В другое время руководство осуществлял совет 400, а затем - совет 500. Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже искусство.

Открытое обсуждение на народном собрании законов привело к де-сакрализации общественных институтов, мышления, формировало "раскованность" греческого духа, развитие критической рефлексии, рационализм. Вам необходимо ознакомиться с подробной характеристикой основных черт полисной жизни за работой Ж.-П. Вернана "Духовный мир полиса".

Дух состязательности, полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры. Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных соревнованиях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества. Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревновании, получить одобрение и восхищение со стороны граждан и получить лавровый венок. Более подробно соревновательный характер древнегреческой культуры рассматривается в работе Ф.Х. Кэссиди "К проблеме греческого чуда".

С этим связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности. Борьба мнений и свобода критики стали той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая наука и философия.

По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросса, поведение человека может определяться по ее основной мотивацией. Это может быть "культура стыда" или "культура вины". Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суда над собой. Культура же стыда ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы. "Культура стыда" ситуации в Греции, включала в себя два момента: представление о богоривнисть эллина и чувство соревновательности. Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество. Для греков еще не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами. Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим. Дух состязательности царил в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании. Любой член полиса мог выразить свое мнение при обсуждении общественных проблем. Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе. Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельной человека, а полиса. Это для греков служило подтверждением их значимости для общества. Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизма.

В греческой мифологии боги человечные и человекообразные. Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной. Греческая олимпийская религия антропоморфная. Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно.

Древнегреческая культура характеризуется большими достижениями в области науки. При всей серьезности научных достижений других ранних культур, например Египта или Китая, там не возникло систематической науки. В греческом мире знания перестало быть священным, сакральным, таинственным, которое принадлежало бы только особой касте людей - жрецам. Оно стало доступным каждому, кто взялся посвятить ему свою жизнь. Тем более, что "культура стыда" не поощряла невежество, глупость и тщеславие. Именно в Греции осуществляется переход от мифологии и религиозного миропонимания, опиралось на веру, в науку, которая требовала постановки, формулировки, логического рассмотрения проблем, а ум становится главным средством познания. Глубина и продуманность научных теорий, какими бы умопостигаемого они не выглядели, легли в основу многих прикладных и теоретических наук. Истина - не предмет слепой веры, а знания, основанное на логике, на разумном (рациональному) понимании. Таким новым путем самоопределения человека в античном обществе становится философия - принципиально другой тип миросозерцания, основанный на позициях ума и интеллекта. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум. Становясь одной из форм преодоления зависимости индивида от роду, она впервые призывает человека поверить в себя, в свои собственные силы, а не в мифологических богов. Бытующее в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им предоставляется рациональное толкование.

Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в. До н.э.) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры.

Древнегреческой культуре принадлежит особое место в создании фундамента европейской культуры. Древние греки заложили основы современной науки, философии, историографии, архитектуры, изобразительного искусства, литературы и театра. Важным их вкладом в мировую культуру было создание впервые в истории нового типа общественной организации - демократического гражданского общества, в рамках которого сложились социальные и духовные предпосылки гармоничного развития свободного человека. В рамках этой культуры были заложены духовные основы европейской культуры: гуманистическое мировоззрение, утверждение ценности земного бытия, рационалистическое отношение к миру, представления о прекрасном как одну из высших ценностей, идеал совершенной гармонично развитой личности, демократические отношения между обществом и индивидом, идея самоутверждения в процессе соревнования равных людей и др.

В конце IV в. до н.э. Грецию подчиняет Македония, а завоевательные походы Александра Македонского знаменуют начало новой эпохи в эволюции античной культуры - эллинистической.

Греция , Греческая парламентская республика – государство в Южной Европе на Балканском полуострове и многочисленных островах в Ионическом, Средиземном и Эгейском морях. Площадь – 132 тыс.кв.км.

Население:10,66 млн. чел.

Наивысшая точка: Олимп (2917 м.)

Официальный язык: греческий.

Денежная единица: Драхма. 1000 драхм = 4,83 руб.

Глава государства: президент, избираемый парламентом на 5 лет.

Законодательный орган: однопалатный парламент (300 депутатов, избираемых сроком на 4 года).

Экспорт: бокситы, никель, марганец, табак, изюм, маслины, оливковое масло, цитрусовые, хлопок, промышленные изделия, цемент.

Импорт: машины и оборудование, нефтепродукты, минеральное сырье,потребительские товары, продовольсивие.

Торговые партнеры: Германия, Италия, США, Франция, Саудовская Аравия.

ВНП на душу населения: 8360 долларов США.

Границы: на севере с Македонией и Болгарией, на северо – востоке и по Эгейскому морю с Турцией, на северо – западе с Албанией.

Около 80 % территории Греции занимают горы. Климат средиземноморский субтропический, с мягкой влажной зимой и сухим жарким летом. Средняя температура января +4…+12 С, июля + 25…+27 С; зимой снег лежит только в горах на севере страны. Осадков на равнинах выпадает 400 – 700 мм., в горах – до 1500 мм в год,

В Греции нет крупных рек, самые большие – Альякмон, Пиньес, Ахелоос – в длину не более 500 км.

Из – за многотысячелетнего освоения территории естественная растительность сохранилась плохо. Леса и кустарники занимают лишь 20 % территории. Сельскохозяйственные земли занимают почти 70 % площади Греции (27% - пашни, 41% - пастбища).

В 1 тыс.до н.э. и 1 – ой пол. 1 тыс.н.э. в Греции процветала древняя эллинская цивилизация, оставившая нам следы богатейшей культуры. Во второй пол. 1 тыс. н. э. и в раннем Средневекоье Греция входила в состав Византии. В 1453 г. турки захватили Константинополь и к концу 17 века Греция была завоевана ими полностью: континентальная Греция входила в турецкий эйялет Румелия. В 1774 г. греческие суда получили возможность плавать под русским флагом, и в руках греков оказалась значительная часть русской черноморской торговли. При содействии России и под ее покровительством в 1800 г. на Ионических островах была создана греческая Республика Семи Средиземных Островов. В 1821 – 1822 гг. в континентальной Греции началась национально – освободительная революция., а после поражения Турции в войне с Россией (1828 – 1829) Греции была предоставлена автономия. В феврале 1830 г. по решению трех держав – России, Англии, Франции – Греция официально стала независимым государством с монархической формой правления. Но часть греческой территории все еще оставалась по властью Турции, и только в 1864 – 1881 гг. Греции были переданы Ионические острова, часть Фесаллии, а в 1912 – 1913 гг. она получила Эгейскую Македонию, Крит. Во второй мировой войне греческое правительство объявило о нейтралитете, Однако фашистская Италия предъявила ей ультиматум и попыталась завоевать Грецию. Греческая армия изгнала интервентов, но 6 апреля 1941 г. в стране высадились германские войска и вскоре оккупировали всю ее территорию. В1941 – 1944 гг. греческий народ вел непрерывную партизанскую борьбу с захватчиками и в октябре 1944 г. полностью освободили страну.

Сегодняшняя Греция – президентская республика, законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту. Страна разделена на 51 район (ном) и особую административную единицу – Айон Орос (святая гора Афон) ; номы сгруппированы в 13 областей.

Население около10,7 млн.чел., около 96 % из них составляют греки. На севере страны проживают небольшие группы македонцев, турок, албанцев и аромунов. Официальный язык – греческий. 97 % верующих – православные.

Греция – индустриально - аграрная страна, по размеру и уровню своей экономики уступающая самым развитым европейским странам. Валовой внутренний продукт составляет 203 млрд.долл. (около 19 тыс.долл. на душу населения). Основу индустрии, дающей 23% ВВП, составляют предприятия легкой и пищевой промышленности, продукцию которых (ковры, одежду, обувь, оливковое масло. соки,вина) Греция импортирует во многие страны мира. В Северной Европе и России очень популярны греческие шубы из натурального меха – весьма специфическая продукция для страны, где круглый год плюсовая температура. Развита горнодобывающая промышленность: добывают уголь, бокситы, пириты, никелевые руды, бетонит, мрамор. Большую в экономике Греции играет судоходство: в этой небольшой стране насчитывается почти 160 портов. Сельское хозяйство дает 8 % ВВП. Здесь выращивают фрукты, овощи, виноград, табак, знаменитые на весь мир греческие оливки; а кроме них традиционные для Европы культуры – пшеницу,кукурузу, ячмень, хлопчатник.

Ежегодно Грецию посещают почти 10 млн. человек, что практически равно населению страны. Туристов привлекают очаровательные греческие острова, со следами древних культур и в первую очередь столица страны.

Афины расположены на полуострове Аттика, близ берега Эгейского моря, на холмистой равнине, орошаемой реками Кифисос и Илисос.В 8 км. от Афин находится Пирей - морской порт, сросшийся со столицей. Город существовал уже в микенскую эпоху (16 -12 вв. до н. э.). В 1896 году в Афинах состоялись первые игры возобновленной Олимпиады. Сочетание великих памятников античности с памятниками византийского средневековья и современной застройкой придает Афинам неповторимый облик. Скала Акрополя с Парфеноном, холмы Ареопаг и Пникс – центры общественной и политической жизни Древних Афин (застроены в 5 в.до н. э.) – наиболее известные части города. Среди построек древности также знаменит храм Зевса.

Сейчас в городе проживает около 770 тыс. жителей. Это крупнейший политический, культурный и экономический центр страны. Здесь сосредоточено около 2,3 промышленного производства Греции (металлургия, машиностроение, нефтепереработка; текстильная, кожевенно – обувная, швейная и пищевая промышленность.

Греция по праву называется колыбелью европейской цивилизации. В стране много памятников культуры, большинства из которых до середины 19 в. было скрыто под землей. Лишь после 1870г. археологам удалось воссоздать ясную и всеобъемлющую картину истории и культуры Греции. В Афинах расположен Акрополь – символ греческой цивилизации, храм богини Афины – Парфенон, который считается самым совершенным сооружением греческой античности (442 – 438 гг. до н.э.), храм Эрехтейн, театр Диониса. Совершенно особое чувство соприкосновения с древней культурой возникает в городах античного мира – Дельфах, Фивах, Элевсине. В Кносе находится лабиринт с троном царя Миноса – самое крупное сооружение древней минойской культуры. С дворцом связан миф о лабиринте Минотавра (на Крите был действительно распространен культ священного быка). Посреди долины в северной Фессалии возвышается священная гора Олимп, которую древние греки считали царством Зевса. В ее окрестностях речки и источники носят имена античных богов, поскольку вся территория вокруг Олимпа считается частью божественных владений. С античных времен эти места описывали величайшие поэты древности: Гомер, Геродот, Евкрипид, Демосфен, и др.

Труды выдающихся древнегреческих ученых и мыслителей легли в основу многих современных областей знаний.

В районе горы Афон - находятся святыни христианского мира, создана Афонская монашеская республика, управляемая « Священным советом »: по всей длине 50- километрового полуостро расположены уникальные монастыри, являющиеся духовными центрами христианства. Основанная в 4 в. республика оказала большое влияние и на организацию русского монашества. В прошлом здесь было 40 монастырей, где жили более 4 тыс. монахов сейчас действует лишь 20, а число монахов сократилось до 1700 чел. Вход на территорию разрешен только мужчинам, причем требуется ходатайство греческих властей; въездная виза на 4 дня выдается только профессорам теологии истории и философии.

Жители Греции (особенно это заметно в малых городках и селениях) – народ мужественный, гордый и гостеприимный. Следует, однако, помнить, что ответное приглашение обязательно. Жизнь здесь своеобразна; люди не всегда придерживаются привычных для иностранца правил. Например, уровень обслуживания в ресторанах резко повысится, если пройти на кухню и установить личный контакт с персоналом.

Как правило, греки – индивидуалисты, которые не приемлют жестких норм поведения и ограничений; водители часто пренебрегают правилами дорожного движения, а в последние годы участились кражи в домах и на улицах. Безработица в

повседневной жизни не особенно заметна благодаря режиму так называемой «параллельной экономики». Главное в жизни грека - чаще всего семья, где глава – отец, который решает все вопросы. По традиции, люди старшего возраста в семье живут совместно с более молодыми. В свободное время молодежь собирается в кафетериях или дискотеках (к наркотикам закон очень строг), а люди постарше, особенно в небольших селениях, отправляются в ближайший бар поиграть в карты или нарды, или просто смотрят телевизор. Спортом занимаются неохотно, но «болеют» за любимые команды отчаянно. Выходные стремятся проводить на природе. К детям, как своим, так и чужим, относятся, как к королям. Не рекомендуется отказываться от угощения в деревенских домах., а также иронически высказываться в адрес Греции и греков.

В Греции много праздников, местных и общегреческих, которые очень зрелищны. Это фестивали и театрализованные представления, например фестиваль народной музыки и танца, греческой песни и греческого кино; в Македонии есть день, когда мужчины и женщины меняются ролями; в Айрос – Николаос на Пасху сжигают на озере чучело Иуды и др.

Греция – индустриально - аграрная страна со средним уровнем развития. Ей свойственна высокая степень занятости в непроизводственной сфере (свыше 50% ВНП). С начала 80-х годов страна переживала кризис. Основные тяготы экономического кризиса в стране легли на плечи греческих трудящихся, которые не мирятся с таким положением и усиливают борьбу в защиту своих коренных жизненных интересов.

Родина современной демократии дала миру такие понятия, как государство, суд присяжных, равенство перед законом. Древнегреческие ученые стали основоположниками основных законов в математике, геометрии, физике, биологии, философии.

Первые Олимпийские игры тоже прошли в Греции. Они являлись частью праздника, посвященного Зевсу, во время которого было запрещено вести войны на всей территории Эллады, современной Греции.

Греческий театр - древнейший на территории Европы, достигший своего расцвета в V в. до н. э. Именно тогда появились такие жанры, как трагедия и комедия.

Национальные особенности Греции

Грекам в первую очередь свойственны добродушие и жизнерадостность. Жители этой солнечной страны по-настоящему ценят жизнь. Радость и несчастья переживаются со всей страстью: громкий смех и ликование, слезы печали не скрываются от посторонних глаз. Эмоциональность - вот главная черта этого народа, а еще греки очень гостеприимны.

Греки часто собираются с друзьями в тавернах и узериях. В кофейнях всегда можно увидеть компании стариков за стаканчиком холодного местного кофе «фраппе», играющих в нарды или ведущих жаркие дискуссии о политике. Также греков отличает уважение к традициям своей страны.

Стоит учесть, что греки не слишком пунктуальны, так что если в назначенный час ваш друг не явился на встречу, стоит немного подождать и не терять спокойствия. Ничего не поделаешь - черта национального характера. Назначая встречу, помните, что послеобеденное время (приблизительно с 15:00 до 17:00) является нерабочим. Жизнь офисов, магазинов и некоторых служб затихает.

Помните, что греки любят спорить и критиковать, но не терпят критики в адрес.

Традиционная одежда

В каждом регионе страны существуют свои костюмы. Конечно, сейчас уже никто не ходит в традиционных одеждах, но их можно увидеть на некоторых греческих вечерах, которые проводятся в отелях и популярных тавернах.


Греческие танцы

Существует большое многообразие греческих танцев. В каждом регионе Греции сформировались свои танцевальные стили. Считалось, что танцы придумали боги, и тот, кому дан этот дар, должен обучить ему своего ближнего. В древнегреческих танцах активно используются движения руками. Важным элементом танца часто является платок, который женщины держат в руках, вырисовывая им изящные фигуры.