Итальянские картины эпохи возрождения. Живопись: эпоха Возрождения. Творчество итальянских художников эпохи Возрождения. Новое понимание истории и рождение политической науки

14.06.2019

В эпоху Возрождения происходит много изменений и открытий. Изучаются новые континенты, развивается торговля, изобретаются важные вещи, такие как бумага, морской компас, порох и многие другие. Изменения в живописи также имели огромное значение. Картины эпохи Возрождения получили огромную популярность.

Основные стили и направления в произведениях мастеров

Период был одним из самых плодотворных в истории искусства. Шедевры огромного количества выдающихся мастеров можно найти сегодня в различных художественных центрах. Во Флоренции в первой половине пятнадцатого столетия появились новаторы. Их картины эпохи Возрождения были отмечены началом новой эры в истории искусства.

В это время наука и искусство становятся очень тесно связанными между собой. Художники ученые стремились к освоению физического мира. Живописцы старались воспользоваться более точными представлениями о человеческом теле. Многие художники стремились к реалистичности. Стиль начинается с картины Леонардо да Винчи "Тайная Вечеря", которую он писал на протяжении почти четырех лет.

Одна из самых известных работ

Была написана в 1490 годах для трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Полотно представляет последнюю трапезу Иисуса вместе со своими учениками перед тем, как его схватили и убили. Современники, наблюдающие за работой художника в этот период, отмечали, как он мог с утра до вечера рисовать, не останавливаясь даже для того, чтобы поесть. А потом мог забросить свою картину на несколько дней и вообще не подходить к ней.

Художника очень беспокоил образ самого Христа и предателя Иуды. Когда же наконец картина была завершена, она по праву была признана шедевром. "Тайная вечеря" и по сегодняшний день является одной из самых популярных. Репродукции эпохи Возрождения всегда пользовались широким спросом, но этот шедевр отмечен бесчисленными копиями.

Признанный шедевр, или Загадочная улыбка женщины

Среди работ, созданных Леонардо в шестнадцатом столетии, значится портрет, который называется "Мона Лиза", или "Джоконда". В современную эпоху это, возможно, наиболее известная картина в мире. Популярной она стала, в основном, из-за неуловимой улыбки на лице женщины, изображенной на полотне. Что привело к такой загадочности? Умелая работа мастера, способность так искусно затенить уголки глаз и рта? Точная природа этой улыбки не может быть определена до сих пор.

Вне конкуренции и другие детали этой картины. Стоить обратить внимание на руки и глаза женщины: с какой точностью отнесся художник к мельчайшим подробностям полотна при его написании. Не менее интересен и драматический пейзаж на заднем плане картины, мир, в котором как будто все находится в состоянии потока.

Еще один знаменитый представитель живописи

Не менее известный представитель Ренессанса - Сандро Боттичелли. Это великий итальянский живописец. Его картины эпохи Возрождения также имеют огромную популярность среди широкого круга зрителей. "Поклонение волхвов", "Мадонна с младенцем на троне", "Благовещение" - эти произведения Боттичелли, посвященные религиозной тематике, стали огромными достижениями художника.

Еще одна известная работа мастера - "Мадонна Магнификат". Она прославилась еще в годы жизни Сандро, о чем свидетельствуют многочисленные репродукции. Подобные полотна в форме круга были довольно востребованы во Флоренции пятнадцатого столетия.

Новый поворот в творчестве живописца

Начиная с 1490 года Сандро меняет свой стиль. Он становится более аскетичным, сочетание красок теперь намного сдержаннее, часто преобладают темные тона. Новый подход творца к написанию своих произведений прекрасно заметен в "Короновании Марии", "Оплакивании Христа" и других полотнах, на которых изображена Мадонна и Младенец.

Шедевры, написанные Сандро Боттичелли в то время, например, портрет Данте, лишены пейзажных и интерьерных фонов. Одно из не менее значительных творений художника - это "Мистическое Рождество". Картина была написана под влиянием неурядиц, которые происходили в конце 1500 года в Италии. Многие картины художников эпохи Возрождения не просто приобрели популярность, они стали примером для последующего поколения живописцев.

Художник, полотна которого окружены ореолом восхищения

Рафаэль Санти да Урбино был не только но и архитектором. Его картины эпохи Возрождения вызывают восхищение ясностью своей формы, простотой композиции и визуальным достижением идеала человеческого величия. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи, он входит в традиционную троицу самых великих мастеров этого периода.

Прожил он сравнительно небольшую жизнь, всего 37 лет. Но за это время создал огромное количество своих шедевров. Некоторые его произведения находятся во Дворце Ватикана в Риме. Не все зрители могут увидеть воочию картины художников эпохи Возрождения. Фото же этих шедевров доступны всем (некоторые из них представлены в данной статье).

Наиболее известные произведения Рафаэля

С 1504 по 1507 годы Рафаэль создал целую серию "Мадонн". Картины отличаются чарующей красотой, мудростью и одновременно некой просветленной грустью. Самым знаменитым его полотном стала "Сикстинская Мадонна". Она изображена парящей в небесах и плавно спускающейся к людям с Младенцем на руках. Именно это движение очень мастерски смог изобразить художник.

Эта работа была высоко оценена многими известными критиками, и все они пришли к единому выводу, что она действительно редкая и необычная. Все картины художников эпохи Возрождения имеют долгую историю. Но стала наиболее популярной благодаря своим бесконечным странствиям, начиная с момента своего создания. Пройдя через многочисленные испытания, она наконец заняла достойное место среди экспозиций Дрезденского музея.

Картины эпохи Возрождения. Фото известных полотен

И еще один известный итальянский живописец, скульптор, а также архитектор, оказавший огромное влияние на развитие искусства Запада, - это Микеланджело ди Симони. Несмотря на то что известен он, в основном, как скульптор, существуют и прекрасные произведения его живописи. И самым значительным из них является потолок Сикстинской капеллы.

Работа эта выполнялась на протяжении четырех лет. Пространство занимает около пятисот квадратных метров и содержит более трехсот фигур. В самом центре девять эпизодов из книги Бытия, разделенных на несколько групп. Сотворение земли, создание человека и его падение. Среди наиболее известных картин на потолке - "Сотворение Адама" и "Адам и Ева".

Не менее знаменитая его работа - "Страшный суд". Выполнена она на алтарной стене Сикстинской капеллы. Фреска изображает второе пришествие Иисуса Христа. Здесь Микеланджело игнорирует стандартные художественные условности в написании Иисуса. Он изобразил его с массивной мышечной структурой тела, молодым и безбородым.

Значение религии, или Искусство эпохи Возрождения

Итальянские картины эпохи Возрождения стали основой для развития западного искусства. Многие популярные работы этого поколения творцов имеют огромное влияние на художников, которое сохраняется и по сегодняшний день. Великие представители искусства того периода сосредотачивали свое внимание на религиозных темах, часто работали по заказу состоятельных покровителей, в том числе и самого Папы Римского.

Религия буквально проникла в повседневную жизнь людей этой эпохи, глубоко засела в сознании художников. Практически все религиозные полотна находятся в музеях и хранилищах искусства, а вот репродукции картин эпохи Возрождения, связанные не только с этой тематикой, можно встретить во многих учреждениях и даже обычных домах. Люди бесконечно будут восхищаться работами известных мастеров того периода.

Народы Европы стремились к возрождению сокровищ и традиций, утраченных из-за бесконечных истребительных войн. Войны уносили с лица земли и людей, и то великое, что люди создавали. Идея возродить высокую цивилизацию древнего мира вызвала к жизни философию, литературу, музыку, подъем естественных наук и - более всего – расцвет художества. Эпоха потребовала сильных, образованных, не боящихся никакой работы людей. Именно в их среде стало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанами Возрождения». Тех самых, кого мы зовем только по имени.

Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников.

МУЗЫКА ЛЕОНАРДО.

Какой счастливец! – скажут о нем многие. Был наделен редким здоровьем, прекрасен собою, высок, синеглаз. В юности носил белокурые локоны, гордою статью напоминал Донателлова святого Георгия. Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах слушателей сочинял мелодии и стихи. Играл на любом музыкальном инструменте, более того сам их создавал.

Для искусства Леонардо да Винчи современники и потомки никогда не находили иных определений, чем «гениальное», «божественное», «великое». Те же слова относят к его научным откровениям: он придумал танк, экскаватор, вертолет, подводный корабль, парашют, автоматическое оружие, водолазный шлем, лифт, решил сложнейшие проблемы акустики, ботаники, медицины, космографии, создал проект круглого театра, придумал на столетие раньше, чем Галилей, часовой маятник, нарисовал нынешние водные лыжи, разработал теорию механики.

Какой счастливец! – скажут о нем многие и станут вспоминать его любимых князей и королей, искавших с ним знакомства, зрелища и праздники, которые он придумывал как художник, драматург, актер, архитектор, а веселился на них, как дитя.

Однако был ли счастлив неуемный долгожитель Леонардо, чей всякий день дарил людям и миру провидения и озарения? Он предчувствовал ужасную судьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника Франческа Сфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей. Всего только шестнадцать живописных работ сохранилось до наших дней. Немногие скульптуры. Но множество рисунков, закодированных чертежей: как герои современной фантастики, он менял деталь в своей конструкции, словно бы затем, чтоб другой не мог ею воспользоваться.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковыми являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника – игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», в которой отмечено идеальное композиционное решение, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность.

Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Все, кто видел в Москве привезенную из Лувра «Джоконду», помнят минуты своей полной глухоты возле этого небольшого холста, напряжения всего лучшего в себе самом. Джоконда казалась «марсианкой», представительницей неизвестного – должно быть, будущего, а не прошлого человеческого племени, воплощением гармонии, о которой не устал и никогда не устанет мечтать мир.

Еще много можно рассказать о нем. Удивляясь, что это не вымысел и не фантазия. Вот, к примеру, можно вспомнить, как он предложил передвинуть собор Сан-Джованни, - работа такая поражает и нас, жителей ХХ столетия.

Леонардо говорил: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души. Или это сказано о «Коломбине» из петербургского Эрмитажа? Некоторые исследователи именно ее, а не луврский холст называют «Джокондой».

Мальчик Нардо, так звали его в Винчи: незаконнорожденный сын буквоеда-нотариуса, считавший лучшими существами на Земле птиц и лошадей. Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги и рисовавший повешенных. Придумавший мост через Босфор и идеальный город, более прекрасный, чем у Корбюзье и Нимейера. Певший мягким баритоном и заставлявший улыбаться Мону Лизу. В одной из последних тетрадей этот счастливец записал: «Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать». Однако следом подытожил: «Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь».

Можно ли не согласиться с Леонардо?

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ.

Сандро Боттичелли родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика кожи.

Первой по времени оригинальной работой Боттичелли считается «Поклонение волхвов» (около 1740 года), где уже вполне сказалось главное свойство его первоначальной манеры – мечтательность и тонкая поэтичность. Он был одарен прирожденным чувством поэтичности, но явственный налет созерцательной грусти сквозил у него буквально во всем. Даже святой Себастьян, терзаемый стрелами мучителей, смотрит у него задумчиво и отрешенно.

В конце 1470-х годов Боттичелли сблизился с кругом фактического правителя Флоренции Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. В роскошных садах Лоренцо собиралось общество людей, наверное, самых просвещенных и талантливых во Флоренции. Там бывали философы, поэты, музыканты. Царила атмосфера преклонения перед красотой, причем ценилась не только красота искусства, но и красота жизни. Прообразом идеального искусства и идеальной жизни считалась античность, воспринятая, однако, через призму позднейших философских наслоений. Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была создана первая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)». Это – похожая на сновидение, изысканная, дивно красивая аллегория вечного круговорота, постоянного обновления природы. Ее пронизывает сложнейший и прихотливый музыкальный ритм. Фигура Флоры, убранной цветами, танцующих граций в райском саду представляли собой еще не виданные в то время образы красоты и потому производили особенно пленительное впечатление. Молодой Боттичелли сразу же занял выдающееся место среди мастеров своего времени.

Именно высокая репутация молодого живописца обеспечила ему заказ на библейские фрески для Ватиканской Сикстинской капеллы, которые он создал в начале 1480-х годов в Риме. Он написал «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Авирона», проявив удивительное композиционное мастерство. Классическое спокойствие античных строений, на фоне которых Боттичелли развернул действие, резко контрастирует с драматическим ритмом изображенных характеров и страстей; движение человеческих тел сложно, запутано, насыщено взрывчатой силой; создается впечатление сотрясаемой гармонии, беззащитности видимого мира перед стремительным напором времени и человеческой воли. Фрески Сикстинской капеллы впервые выразили глубокую тревогу, жившую в душе Боттичелли, которая со временем крепла. В этих же фресках сказался удивительный талант Боттичелли-портретиста: каждое из множества написанных лиц совершенно своеобразно, неповторимо и незабываемо…

В 1480-х годах, вернувшись во Флоренцию, Боттичелли продолжал неутомимо работать, однако умиротворенная ясность «Примеры» оставалась уже далеко позади. В середине десятилетия он написал свое знаменитое «Рождение Венеры». Исследователи отмечают в поздних работах мастера несвойственный ему прежде морализм, религиозную экзальтацию.

Может быть, более значительны, чем поздняя живопись, рисунки Боттичелли 90-х годов – иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Он рисовал с очевидным и нескрываемым восторгом; видения великого поэта любовно и тщательно переданы совершенством пропорций многочисленных фигур, продуманной организацией пространства, неистощимой находчивостью в поиске зрительных эквивалентов поэтического слова…

Несмотря ни на какие душевные бури и кризисы Боттичелли до самого конца (он скончался в 1510 году) оставался великим художником, властелином своего искусства. Об этом ясно свидетельствует благородная лепка лица в «Портрете молодого человека», выразительная характеристика модели, не оставляющая сомнения в ее высоких человеческих достоинствах, твердый рисунок мастера и его доброжелательный взгляд.

Эпоха Возрождения - одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XIV-XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в странах, расположенных к северу от Альп. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу, образцу. Но, конечно, новое искусство выходит далеко за рамки подражания прошлому.

    Донателло. Давид. 1430-е годы. Бронза. Национальный музей. Флоренция.

    Джотто. Оплакивание Христа. Ок. 1305 г. Фреска капеллы дель Арена. Падуя.

    С. Ботичелли. Весна. Ок. 1477-1478 гг. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

    А. Мантенья. Встреча Людовико и Франческо Гонзага. Между 1471-1474 гг. Фреска западной стены Камеры дельи Спози (фрагмент). Мантуя.

    Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда»). Ок. 1503 г. Дерево, масло. Лувр. Париж.

    Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 гг. Роспись маслом и темперой на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (фрагмент). Милан.

    Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан.

    Микеланджело. Дельфийская сивилла. 1508-1512 гг. Фреска плафона Сикстинской капеллы (фрагмент). Ватикан.

    Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г. Дерево, масло. Национальная галерея. Лондон.

    Хуго ван дер Гус. Поклонение пастухов. 1474-1475 гг. Дерево, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

    А. Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

    Л. Кранах Старший. Мадонна под яблоней. После 1525 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

    А. Дюрер. Четыре всадника. 1498 г. Гравюра на дереве. Из цикла «Апокалипсис».

Художественная культура Возрождения складывалась в период подъема культуры, бурного роста экономики, возникновения нового общественного строя - разложения старого, средневекового уклада жизни и зарождения капиталистических отношений. Ф. Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Коренные экономические и социальные изменения привели к возникновению нового прогрессивного мировоззрения - гуманизма (от латинского слова humanus - «человечный»). Всех гуманистов воодушевляла вера в творческие силы человека, беспредельную мощь человеческого разума.

В это время складывается и многообразно проявляется идеал человека деятельного, волевого. Он любознателен, исполнен стремления к неизведанному, в нем развито чувство красоты.

Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Бурное развитие науки - характерная черта этого периода. Особое внимание в поисках идеала гуманисты обращали на историю человечества. Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям.

Многие из образованных людей той поры обнаруживали равнодушие к религии. И хотя художники писали картины главным образом на религиозные темы, они видели в религиозных образах поэтическое выражение накопленного веками жизненного опыта людей. Старые христианские мифы они наполняли новым жизненным содержанием.

Из всех областей культуры искусство занимало в Италии первое место. Оно было естественным творческим выражением людей того времени.

Искусство Возрождения, как и предшествующих эпох, ставило своей целью дать представление об устройстве мира, земного и небесного. Новым было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая пугающая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Оно составляло ее неотделимую часть не только как предмет созерцания, но как труд и творчество. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников. Щедрость меценатов подогревалась жаждой самовозвеличения.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Многие художники поэтому так хорошо знали ремесло искусства. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает добротное мастерство.

Из всех видов искусства первое место принадлежало изобразительным искусствам и архитектуре. Недаром имена великих живописцев XV в. известны любому образованному человеку.

Эпоха Возрождения охватывает несколько столетий. Ее ранний этап в Италии относится к первой половине XV в., но он подготавливался всем ходом развития искусства второй половины XIII-XIV вв.

Родиной Возрождения стала Флоренция. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Мазаччо в возрасте около 25 лет приступил к росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Созданные им образы исполнены человеческого достоинства, наделены физической силой, красотой. Главное художественное средство Мазаччо - могучая светотень, развитое понимание объема. Художник умер, не достигнув 30 лет, но его ученики и последователи продолжили искания нового в области монументальной живописи, перспективы , колорита.

В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Живописцы продолжают черпать свои сюжеты из церковных легенд, стены церквей украшаются исключительно библейскими сценами, но эти сцены переносятся на площади и улицы итальянских городов, происходят как бы на глазах у современников, и благодаря этому сама каждодневность приобретает возвышенно-исторический характер. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Порой в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, площади с шумной толпой, люди в современных костюмах рядом со священными особами.

Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Художники гордились ею как открытием и презрительно относились к своим предшественникам, которые ее не знали. Они могли с математической точностью строить в трехмерном пространстве сложные, многофигурные композиции. Правда, флорентийские живописцы ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. В руках великих живописцев она стала Могучим художественным средством, помогла расширить круг явлений, подлежащих художественному воплощению, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.

Итальянская живопись XV в. - преимущественно монументальная. Она выполнялась на стенах техникой фрески и по своему характеру была рассчитана на восприятие издали. Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер. Они отбрасывали мелочи и подробности и смотрели на мир глазами людей, умеющих видеть сущность человека в его жесте, телодвижении, осанке.

Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло. Одна из главных его заслуг - возрождение так называемой круглой статуи, что заложило основы развития скульптуры последующего времени. Наиболее зрелое произведение Донателло - статуя Давида (Флоренция).

Решающую роль в развитии архитектуры Ренессанса сыграл Брунеллески. Он возрождает античное понимание архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия.

Брунеллески возродил ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры. Совершить все это ему помогло изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и любовно срисовывал. Но это не было слепым подражанием античности. В зданиях, построенных Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци во Флоренции и др.) архитектура наполняется той одухотворенностью, которая была неведома древним.

Итальянцы питали большой интерес к пропорциям в искусстве, в первую очередь в архитектуре. Их создания радуют зрителя соразмерностью форм. Готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим; здания эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.

Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Следующее поколение художников Возрождения во второй половине XV в. обогащает новое искусство и содействует его повсеместному распространению. Кроме Флоренции, где самым крупным мастером этого времени был С. Боттичелли, возникают новые художественные центры и местные школы Умбрии, Северной Италии, Венеции. Здесь работали такие великие мастера, как Антонелло да Мессина, А. Мантенья, Джованни Беллини и многие другие.

Памятники, созданные в Италии на рубеже XV-XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Этот период наивысшего расцвета итальянского искусства принято называть Высоким Возрождением. Среди многочисленной армии даровитых мастеров в это время работают такие, которые с полным правом называются гениями. Это Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Д. Браманте, Микеланджело Буонарроти , несколько позже выступают Джорджоне, Тициан , А. Палладио. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров.

Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Это период усиления феодальной реакции. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Кризис охватил и искусство. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. В их работах много утонченности, остроты, изящества, но порой сквозит горечь, равнодушие, им не хватает теплоты и естественности. В конце XVI в. кризис усиливается. Искусство становится более регламентированным, придворным. И в это время творили великие художники - Тициан, Тинторетто, но это были лишь великие одиночки.

Кризис ренессансной культуры, конечно, не означал, что наследие Возрождения было утрачено; оно продолжало служить примером и мерой оценки культуры. Влияние искусства итальянского Возрождения огромно. Оно находит отклик во Франции, Испании, Германии, Англии, России.

В Нидерландах, Франции и Германии XV-XVI века также отмечены подъемом искусства, особенно живописи. Это период так называемого Северного Возрождения.

Уже в XIII-XIV вв. здесь сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. В конце XV в. культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией. Художники находили здесь образцы для подражания. Но и в самой Италии работали и высоко ценились нидерландские мастера. Особенно привлекала итальянцев новая масляная живопись и гравюра на дереве.

Обоюдное влияние не исключает того своеобразия, которое отличает искусство Северного Возрождения. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Крестьянская война в Германии начала XVI в., всколыхнувшая всю Западную Европу, способствовала тому, что искусство на Севере приобрело более заметный отпечаток народности. Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях составляют как бы два русла одного и того же потока.

Самый крупный нидерландский живописец XV в. - Ян ван Эйк . Подлинно талантливыми мастерами были Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус, Мемлинг, Лука Лейденский. Творчество Питера Брейгеля Старшего - это вершина искусства Северного Возрождения середины XVI в.

В Германии величайшим представителем немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер . Но не единственным. Здесь творили такие за мечательные художники, как Матис Нитхардт, Лукас Кранах Старший, Ханс Хольбейн Младший и другие.

Переворот, произведенный в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имел огромное историческое значение. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе. На протяжении последующих трех веков европейское искусство развивается на основе усвоенных и узаконенных художниками Возрождения принципов. Искусство Возрождения сохраняет притягательную силу и в наши дни.

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259-1344), Симоне Мартини (1284-1344) и (в первую очередь) Джотто (1267-1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс (1300-е годы - "Треченто ") .

Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.


Раннее Возрождение (1400-е годы - "Кватроченто").

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ученый и архитектор.
Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках была открыта прямая перспектива .

Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

_________

Другим важным шагом на пути к Возрождению стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку - художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода - Мазаччо (1401-1428), Мазолино (1383-1440), Беноццо Гоццоли (1420-1497), Пьеро Делла Франческо (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506), Джованни Беллини (1430-1516), Антонелло да Мессина (1430-1479), Доменико Гирландайо (1449-1494), Сандро Боттичелли (1447-1515).

Мазаччо (1401-1428) - знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.


Фреска. Чудо со статиром.

Картина. Распятие.
Пьеро Делла Франческо (1420-1492). Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма.

Фреска. История царицы Савской. Церковь Сан Франческо в Ареццо

Сандро Боттичелли (1445-1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.

Весна.

Рождение Венеры.

Высокое Возрождение ("Чинквеченто").
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века .
Работы Сансовино (1486-1570), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джорджоне (1476-1510), Тициана (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Флоренция) (1452-1519) - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель.

Автопортрет
Дама с горностаем. 1490. Музей Чарторыйских, Краков
Мона Лиза (1503-1505/1506)
Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.
Мадонна Литта. 1490-1491. Эрмитаж.

Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). 1478-1480
Мадонна с гвоздикой. 1478г.

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии, однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:

Парашют, к олесцовый замок, в елосипед, т анк, л ёгкие переносные мосты для армии, п рожектор, к атапульта, р обот, д вухлинзовый телескоп.


В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти (1483-1520) - великим живописецем, графиком и архитектором, представителем умбрийской школы.
Автопортрет. 1483г.


Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475- 1564)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом.

Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534-1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».
Сикстинская капелла 3D.

Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко ( Джорджоне) (1476/147-1510) - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи.


Спящая Венера. 1510





Юдифь. 1504г
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Автопортрет. 1567г

Венера Урбинская. 1538
Портрет Томмазо Мости. 1520г.

Позднее Возрождение.
После разграбления Рима имперскими войсками в 1527 году итальянское Возрождение вступает в период кризиса. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма .
Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Первые мастера маньеризма Пармиджанино , Понтормо , Бронзино - жили и работали при дворе герцогов дома Медичи во Флоренции. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами.

Джироламо Франческо Мария Маццола (Пармиджанино - «житель Пармы») (1503-1540,) итальянский художник и гравёр, представитель маньеризма.

Автопортрет. 1540

Портрет женщины. 1530.

Понтормо (1494-1557) - итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.


В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры - Тинторетто и Эль Греко ).

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (1518 или 1519-1594) - живописец венецианской школы позднего Ренессанса.


Тайная вечеря. 1592-1594. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.

Эль Греко («Грек»Доменикос Теотокопулос ) (1541—1614) - испанский художник. По происхождению - грек, уроженец острова Крит.
Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти.
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Христос на кресте. Ок. 1577. Частное собрание.
Троица. 1579 Прадо.