Третье рождение на пути к богу. Культура это мера человечности в человеке Приход в физический мир

01.07.2020


Это произошло так тихо и так просто ,
что удивительней всего была сама простота.
Мне не важно, что со мною будет дальше,
главное, что вся моя сущность теперь в объятиях Творца.

Четверть века тому назад, когда мне было 20 лет, со мной спонтанно (самопроизвольно) произошло духовное рождение. Это событие было настолько превосходящим все земные переживания, что навсегда запомнилось в мельчайших деталях. Но видно с того времени и до 45-летнего возраста я упорно в чём-то не дорабатывал, что-то не отдавал Создателю. Не сдавался я полностью в Его руки, а упорно сохранял своё «эго». Да, какая-то духовная работа велась, но всё делалось бессознательно, эгоистично, а, следовательно, с ошибками, которые не давали свободно продвигаться к Истине. Главным двигателем моего неосознанного продвижения к Истине были любовь и покаяние, но во мне не было, как я сейчас понимаю, самого главного — смирения. Была во мне идея совершенства, но не было стяжания Божественной благодати.

С марта 2004 года, в возрасте 42 лет я стал на Путь Сознательной Эволюции и узнал, как именно нужно продвигаться по этому Пути из книг Александра Васильевича Клюева. Обо всём этом говорится и в Новом Завете, который я читал, но не узрел в нём ключевых практических моментов. Иисуса Христа я принимал Божественно совершенным, а не идущим с трудностями, свойственными каждому человеку, по Пути постижения Господа.

Так моё смертельно раненое «эго», искусно замаскировавшись под личиной духовности, выжило и делало своё чёрное дело. Распознать это было чрезвычайно сложно, особенно остро его выходки стали проявляться с начала следования по Пути Сознательной Эволюции. «Эго» изощрённо подменяло смирение — терпением, а это совершенно разные вещи. Терпя — ты напряжён и ждёшь результата, жалеешь себя несчастного, возмущаешься, что все вокруг к тебе несправедливы — ты идёшь «путём любви», но никто этого не понимает, а отсюда раздражительность, жадность, ревность, страх, пустословие, осуждение и пр. Да, было именно так. Всё это мешало мне войти в Царство Божие.

И вот удары окрылённого моей глупостью «эго» стали настолько ощутимы, что их можно было или терпеть или от них уклоняться, то есть бегать от кардинального решения проблемы. Именно этим я долгое время и занимался. При этом сердце моё тихо говорило: «Смиряйся!» — но голос его долгое время был мною не слышим.

Когда воздуха Истины уже не стало хватать, «эго» будто сконцентрировалось в точке, сжатое со всех сторон чем-то предельно упругим. «Эго» корёжило меня изнутри, выворачивало наизнанку, раздирало на части… Хотелось в очередной раз выскользнуть из этой ситуации, — но не тут-то было!

7 марта 2007 года в 13 часов взвываю всем нутром — нет никаких сил!.. Звоню Александру Васильевичу и прошу его: «Если у вас есть время, можно побыть сегодня с вами, просто побыть рядом — и всё!»

В ответ — спокойное: «Ты — в точке». Как вопрос и как подтверждение.

Отвечаю: «Да, я в точке — ни вверх, ни вниз, ни назад, ни вперёд, ни влево, ни вправо — зажат!» Короткое, твёрдое, и в то же время ласковое: «Ты должен остаться один. Я с тобою. Это твоё повторное рождение в Духе. Сдавайся…» Это была бесценная подсказка в самый критический момент.

«Один на один, — стучало сердце. — Один на один»… Я со свинцовыми ногами поднимался по лестнице на второй этаж к себе в комнату. Нарыв в груди пульсировал, как пробуждающийся вулкан. Грохочущая на весь дом сатанинская музыка старшего сына не раздражала меня как прежде — теперь мне было всё равно.

Я заперся на ключ, лёг в постель и закрыл глаза. Охвативший меня ужас казался вечным. Мысли с наслаждением кишели и размножались в голове. Первая напомнила мне о прошлом духовном рождении. Вторая предрекала, что такой фонтанирующей радости, какая была тогда, мне уже не пережить. Третья поднимала меня на пьедестал, говоря, что если произойдёт второе духовное рождение, то я буду в центре внимания всех знающих меня людей. Четвёртая критически посмотрела на всё это и констатировала: «Какая низость и гниль прёт из меня…» Пятая мысль предрекала, что если рождение и состоится, то только не сейчас, а когда-то потом в каком-то другом, иллюзорном мире, а сейчас просто кошмар, который будет вечным…

Я увидел, как ментальное «эго» вытаскивает на поверхность всё моё тщеславие, уводит от реальности, судорожно ищет причины, уловки и доводы, чтобы я к ним прислушался и пожалел себя — безмерно страдающего. Но в какой-то момент безмолвная Реальность вмиг растворила светом Истины всё иллюзорное, навязанное умом.

ТЕМА 2. Основные культурологические теории прошлого и современности

2.1. Концепции происхождения и сущности культуры европейских просветителей

Немецкому просветителю Иоганну Готфриду Гердеру (1744-1803) принадлежит заслуга написания одного из первых фундаментальных трудов, в котором культура рассматривается как теоретическая категория и открывается широкое пространство культурологических проблем. Целью сочинения «Идеи к философии истории человечества» было изложение истории человечества как целостной картины. Гердер представляет её как эволюционный процесс развития. Истоки человеческой истории лежат в природе, она является продолжением эволюции природного мира (растительного и животного) на более высокой стадии, в лице человека. Человек является высшим творением, замкнувшим цепь земных созданий. Человек как последнее звено эволюции наделён новым качественным достижением, отличающем его от остальных творений, культурой.

Культуру мыслитель обозначает как второе рождение человека. Первое рождение человека – биологическое, природное. Оно создаёт силы и задатки, потребности человека. Второе рождение человек получает благодаря воспитанию. Воспитание – двусторонний процесс. С одной стороны, это всегда передача традиций, с другой – усвоение и применение переданного, основанное на способности человека к подражанию и обучению. Этот процесс созидания человека можно назвать культурой, или возделыванием (согласно этимологии латинского слова). Если же обратиться к образу света, культуру можно назвать просвещением. Гердер не сводит культуру к одному духовному и нравственному развитию, рассматривая в качестве её основных элементов язык, государство, семейные отношения, искусство, религию, науку, т.е. практически всё, что создано человеком. Тем самым, немецкий просветитель заложил теоретический фундамент антропологического подхода к исследованию культуры, её понимания как «второй природы». К тому же именно Гердер впервые употребил понятие «культура» во множественном числе, подчёркивая тем самым уникальность культуры любого народа.

Во многом противоположные взгляды на сущность культуры проповедовал другой, не менее известный просветитель, Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он считал, что цивилизация (культура) не обогатила человека духовно, но лишь развратила и испортила его натуру. В своих рассуждениях Руссо пришёл к выводу о том, что успехи цивилизации куплены слишком дорогой ценой, так как благополучие и образованность привилегированного слоя людей основаны на нищете и страданиях народа. Отсюда следует его тезис о том, что науки и искусства не только не приносят пользы человеку, но и портят его. К такому выводу Руссо пришёл в своём первом сочинении «Рассуждение о науках и искусствах», принёсшему скандальную славу автору. Эта точка зрения была совершенно противоположной мнению всех остальных просветителей, усматривавших в развитии наук и искусства основу общественного прогресса.

В противоположность И.Г. Гердеру, считавшему развитие культуры естественным продолжением эволюции природы, Руссо провозгласил мысль о том, что в результате развития культуры произошёл радикальный разрыв человека с природой. Современная цивилизация оторвала человека от «естественного состояния», в котором ещё не было неравенства и социального зла, а в человеке спонтанным образом проявлялись заложенные в нём природой нравственные побуждения. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию Руссо призывал не отказаться от культурных достижений, но возвратиться к первозданной природе путём создания разумных и справедливых социальных условий, способствующих развитию органических задатков человека. Тем самым он более, чем кто-либо другой из теоретиков культуры, заострил противоречие между природой и культурой.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) употреблял понятие культуры в своих исследованиях достаточно редко, однако ему принадлежит заслуга открытия свободы как внутренней черты культуры.

В философии Канта человек существо двойственное. Он одновременно принадлежит как миру «природы» (феноменов, чувственно постигаемых явлений), так и царству «свободы» (ноуменов, духовной и лишь умопостигаемой реальности). Человек как часть природы подчиняется объективному закону причин­но-следственных связей. Но в то же время он свободен от любых причин и следствий. Свободен субъективно, прежде всего в своей способности делать независимый нравственный выбор. В области нравственности человек абсолютно свободен, никто не способен принудить его следовать или не следовать велениям совести и долга. Природа в понимании Канта – всё, что существует в пространстве и времени, всё, о чём можно сказать, что оно «есть». Нельзя сказать того же о царстве «свободы». Оно включает в себя не то, что «есть», а то, что должно быть. Это область идеалов и ценностей. Культура как приобретение человека относится к области свободы.

Кант определяет культуру как «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще», используя природу как средство. Не противопоставляя жестко явления природы и культуры, Кант проводит между ними следующее различие: природа – причинность и необходимость, культура – свобода и свободное целеполагание. Отсюда можно сделать далеко идущий вывод: любой вид человеческой деятельности настолько принадлежит культуре, в какой степени он носит свободный и творчески-продуктивный характер. Идеи философии Канта о культуре стимулировали зарождение философии культуры как самостоятельной дисциплины (в неокантианских школах западной философии) и послужили основой для аксиологической трактовки сущности культуры.

2.2. Марксистская («трудовая») культурологическая теория

Теория культуры, сложившаяся в русле марксизма в XIX в., была основана на концепции происхождения человека, изложенной Ф. Энгель­сом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть концепции заключается в том, что человек произошёл от обезьяноподобных предков путём эволюции. При этом ключевую роль сыграл труд, представляющий собой целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. Согласно классикам марксизма именно труд явился предпосылкой эволюции мозга обезьяны и зарождения человеческого сознания. Труд как совместная деятельность создал потребность в общении, что повлияло на становление членораздельной речи. Отсюда произошло рождение человека, выделение его из природной среды. Человек превратился в социальное животное, модели поведения которого не наследуются генетически, но приобретаются в ходе социализации. Сама сущность человека заключена в совокупности всех общественных отношений.

Трудовая деятельность также ответственна за сотворение культуры. В основе марксистских воззрений на культуру лежит принцип экономического детерминизма, иначе говоря, первичности экономики во всей структуре общественных отношений. Конкретно-историческая ступень развития общества представляет собой «общественно-экономическую формацию », в основе которой лежит способ производства. Так, для первобытно-общинной общественно-экономической формации, характерны не производящий, а присваивающий характер ведения хозяйства и коллективные формы собственности. Именно способ производства определяет все остальные сферы общественной жизни: социальную структуру (классы, социальные слои и группы), формы семьи и быта и т.д. К примеру, переход к рабскому труду как ведущей форме производства вкупе с имущественным неравенством и зарождением классов обусловил смену первобытно-общинного строя рабовладельческим.

Экономически укрепленный в общественной жизни господствующий класс определяет тип государственности и политическую систему общества. Все остальные сферы общественной жизни прямо или косвенно также связаны с экономическими отношениями, которые представляют собой «базис» общества. Правовая и политическая система – это первая часть «надстройки» над реально сложившимися производственными отношениями. Венцом же общественно-экономической формации выступает другая часть «надстройки», культура (религия, мораль, искусство, философия). Культура представляет собой духовную форму отражения объективной реальности, материальной по своей природе. Будучи философом-материалистом, К. Маркс считал, что понять культуру можно лишь в том случае, если её рассматривать как отражение истории материального производства.

Человечество развивается путём смены общественно-экономических формаций (от первобытнообщинной в прошлом до коммунистической в будущем), каждая из которых представляет собой новый виток эволюции культуры. Таким образом, марксистская теория культуры стала классическим образцом эволюционистской концепции, говорящей о том, что культура человечества развивается по универсальным стадиям и движется ко всеобщей цели.

2.3. Психологические учения о культуре

Другая версия разработки идей эволюционизма в приложении к культуре (после И.Г. Гердера и марксизма) – это психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда (1856-1939), известного австрийского психолога, открывшего в человеке сферу бессознательного, безличного душевного начала. Согласно психоанализу структура психики человека состоит из трёх компонентов, которые обозначаются как «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Оно – сфера животного в человеке, биологических инстинктов и бессознательных мотивов. Поскольку Фрейд также разделял дарвинскую идею об эволюции человека из обезьяны, структуру Оно учёный считал самым древним и первичным компонентом психики. В Оно содержатся базовые психические энергии, сексуальная (Эрос или либидо) и влечение к смерти, разрушению (Танатос). Оно живёт по «принципу удовольствия», игнорируя объективные требования внешних условий, степень риска и опасность возможных пагубных последствий. Структура Я представляет собой посредника между бессознательными желаниями и окружающим миром, т.к. руководствуется «принципом реальности», а именно контролирует и обуздывает влечения в соответствии с требованиями объективной действительности.

Культура тесным образом сопряжена с последней структурой, Сверх-Я, которая возникает из необходимости адекватного взаимодействия с себе подобными. Сверх-Я складывается из освоенных и принятых человеком социальных норм, ограничений и правил поведения в обществе. Последние столь глубоко проникают во внутренний мир человека, что становятся бессознательным цензором его намерений и поступков (в виде чувства стыда, совести и т.д.).

Таким образом, по Фрейду культура не вырастает из трудовой деятельности обезьяноподобных предков человека. Она также не основывается на воспитании и просвещении, но зиждется прежде всего на запретах, или табу. Культура предназначена быть посредником между отдельным индивидом и окружающей его социальной средой. Одним из первых культурных установлений в человеческом обществе Фрейд считал введение экзогамии, т.е. запрета на брачно-половые отношения внутри собственного клана (между близкими родственниками). Данное табу было призвано обуздать сексуальный инстинкт человека в интересах коллектива. Подобным образом культура регулирует все остальные отношения в обществе, устанавливая общественно-приемлемые каналы и механизмы приложения психической энергии индивида. Творческую способность классический психоанализ трактует как сублимацию («вытеснение») сексуальной энергии, т.е. переориентацию исключительно биологических влечений на культурные цели (создание произведений искусства, стремление к научному познанию). Культура облагораживает человека, позволяя ему преодолевать чисто животную, стихийную и агрессивную природу. С другой стороны, когда запреты культуры становятся слишком многочисленны, последняя создаёт почву для порождения неврозов и всевозможных психических отклонений.

Психологическое учение Фрейда представляет биологизаторскую концепцию культуры, в которой бессознательному началу, прежде всего сексуальной энергии, придаётся преувеличенная роль. Однако в заслугу учёного можно занести то, что он впервые открыл пласт бессознательных мотиваций культурного поведения.

Дальнейшее расширение круга культурологических тем в психологии связано с именем крупного ученика Фрейда Карла Густава Юнга (1875-1961). Плодотворность исследований Юнга связана с оригинальным переосмыслением доктрины психоанализа, критическим пересмотром его изначальных установок. Во-первых, Юнг выступил против «пансексуализма» своего учителя, склонности к интерпретации любых явлений культуры с позиций эротической символики. Во-вторых, новаторством Юнга было введение понятия «коллективного бессознательного». Юнг открыл, что за индивидуальным бессознательным кроется более обширный и глубинный слой коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – это осадок коллективного опыта в психике человека, полученного в ходе биологической эволюции и историко-культурного развития. Это память человеческого рода, которая передаётся по наследству и образует тот фундамент, на котором основывается индивидуальный психический опыт.

В качестве структурной единицы коллективного бессознательного Юнг выделил архетип. Архетипы – это врождённые формы психики, структурирующие психический опыт человека. Подобно тому как наше тело наследует инстинкты и безусловные рефлексы, наша психика содержит психические «инстинкты», передающие родовой опыт. В своём исходном состоянии архетипы – это тёмные, спутанные образы, вызывающие сильные эмоции и воспринимающиеся как нечто превосходящее человека, «божественное» (нуминозное). К первоначальному состоянию ближе всего архетипические образы, возникающие в сновидении, галлюцинациях, мистических переживаниях, поскольку они подвергаются минимальной обработке сознания.

Юнг пришёл к открытию, что архетипы являются материалом для зарождения многих форм культуры, таких как мифология, религия, искусство. Мифы, предания, сказки, литературные образы представляют собой художественные средства освоения архетипов. В культуре архетипические образы превращаются в рационально постигаемые символы, уже не жуткие и хаотические, а прекрасные и гармоничные образы. Тем самым в культуре и искусстве примиряется бессознательный и родовой опыт человека с его личным и сознательным опытом. С развитием цивилизации и всеобщей рационализацией жизни (в XX в.) происходит обособление сознания, что приводит к прекращению диалога между бессознательным и культурой и игнорированием тёмных стихий человеческой природы. В такой ситуации архетипические образы могут вторгнуться в сознание человека в самых примитивных формах, в виде психопатологии, разрушительных массовых движений (таких как фашизм, например).

Открыв сферу коллективного бессознательного в человеке и описав его связь с культурой в области символических форм, Юнг дополнил культурологические идеи психоанализа о бессознательно-психических основах культуры. Важно заметить, что в отличие от классического психоанализа юнговский анализ культуры показал, что в культуре сознательное и бессознательное могут органично дополнять друг друга. Напомним, что у Фрейда культурные нормы (Сверх-Я) стоят в безусловной оппозиции к сфере бессознательного в человеке (Оно).

Многие люди и сегодня спрашивают вместе с Никодимом, когда они слышат о рождении от Бога: как это может быть? Рождение от Бога - основание для Божьего действия в нас, почва для усыновления, для которого мы избраны в Иисусе Христе прежде создания мира. Оно - тесные врата, ведущие в Царство Небесное.

Рождение от Бога, или второе рождение, - великое переживание благодати Божьей. Через него человек освобождается от прошлого. Через рождение свыше открывается нам Божественное будущее.

Рождение свыше приносит нам прощение грехов, спасение от порабощения страстями, внутренний мир с Богом, запечатление Святым Духом и сознательное общение с Богом Отцом, Иеговой, и Сыном Божьим.

Рождение свыше - это прежде всего внутреннее переживание, через которое душа вступает в сознательное общение с Богом на почве совершенного Богом спасения. Следовательно, второе рождение бесконечно больше, чем просто признавать за правду Божественные истины, потому что дело не в знании, но в обновлении жизни, в переживании, которое имеет основополагающее значение. Его можно сравнить только с физическим рождением. Можно все признавать, что Бог сделал для спасения человека, можно восхищаться свидетельством Св. Писания о новой жизни, можно соглашаться с необходимостью рождения свыше, и все же самому оставаться без вечной жизни.

Всякое начало в Божьем органическом творении окутано тайной. Природа покрыла эту тайну покрывалом, которое никто не может приоткрыть. Так сокрыты и первые начала Божественной жизни в человеке, хотя иногда можно установить, как рано уже действовала на нас многоразличная благодать Божья, влекущая нас ко Христу. Все же, кто пережил рождение свыше, тот знает, что он получил новую жизнь. Человек порывает с прежней жизнью во грехе и находит радость общения с Богом и с детьми Божьими. Такой человек может засвидетельствовать словами слепорожденного: "Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" (Иоан.9:25).

Пусть творческое дело в нас, через которое мы стали новой тварью, нельзя объяснить, но все же мы знаем, что "древнее прошло, теперь все новое".

Много лет тому назад покойный слуга Божий д-р Бедекер спросил одного старшего брата, сидевшего с ним в большом собрании за кафедрой: "Брат, скажи, откуда ты знаешь, что ты рожден свыше?" Брат растерялся и не знал что ответить. И так как он продолжал молчать, то доктор Бедекер обратился с этим же вопросом ко второму брату. Но и этот брат молчал и не знал что ответить. Не получив ответа, брат Бедекер произнес: "Ну, брат, скажи же: потому что я живу!"

Там, где есть жизнь, было и рождение!

Кто живет в общении с Богом, тот нашел путь к Нему. Кто вдыхает небесную атмосферу, тот должен иметь и соответствующие органы для этого. В общении со Христом чувствует себя хорошо только тот, кто нашел в Нем своего Спасителя.

Разумеется, мы не всегда можем определить путь, на котором Бог открыл нам Сына Своего как нашего Спасителя, но мы знаем, что Его благодать не была для нас напрасной.

Рождение свыше - не человеческое дело, но дело Божье. Только в том случае, когда на почву попадает семя, почва может произвести новую органическую жизнь. Виноградная лоза не вырастет, если не посадить саженца. Самая плодородная почва сама по себе не может произвести пшеницу, если семя пшеницы не будет брошено в почву. То же происходит и с новой духовной жизнью. Душевный человек такой, какой он есть по природе, никогда не может из самого себя произвести Божественную жизнь. Все усилия достигнуть этого своими силами обречены на неуспех. Нет смысла ставить перед человеком требования, которых он не в состоянии выполнить. Жить новой жизнью может только тот, кто получил эту Божественную жизнь через рождение свыше.

Душевный человек через физическое рождение получил органы только для физической жизни, а не для вечной. Кто старается служить Богу, не получив рождения свыше, тот испытывает состояние, описанное ап. Павлом: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7:19). Павел стал новой тварью после того, как благоволил Бог в нем открыть Сына Своего (Гал.1:15-16). Хотя он был перед законом человеком непорочным и в своей ревности служить Богу превосходил своих сверстников, но все это ему не давало новой жизни. Новая жизнь не рождается в нас через дела закона или через исполнение религиозных обрядов. Бог вмешался в его жизнь и открыл ему ту новую жизнь, о которой он позднее свидетельствовал: "Не я живу, но живет во мне Христос".

Рождение свыше не является плодом нашего старания, в том числе наших молитв и исповедания грехов. Это делает только Бог, входя в нашу жизнь через животворящее Слово и рождая в нас новую жизнь.

Не человек ищет Бога, но Бог ищет человека. И это вмешательство Бога в нашу жизнь произошло на почве великого Божьего милосердия.

Рождение свыше - это также не помилование и исправление ветхого человека, но суд над ветхим человеком. Через рождение свыше открывается нам та новая жизнь, которая возможна только во Христе. Павел пишет о тех, кто во Христе: "Древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17). Жизнь вне Христа была осуждена на кресте, чтобы в Воскресшем мы могли получить новую жизнь.

Как мы через физическое рождение получили органическое единство и соединение с первым человеком, с Адамом, так и на основании рождения свыше мы получили духовное единство с Иисусом Христом, со вторым Адамом и первенцем из мертвых. На почве суда над первым Адамом мы получили жизнь воскресения второго Адама. Поэтому мы имеем с Ним один Дух и являемся членами Его тела.

Итак, многие души жаждут освященной жизни, освобождения от греховных уз, ищут силу Духа Святого и плодов в служении путем самоусовершенствования. Но ответ Христа Никодиму показывает ясно, что без рождения от Бога никто не может увидеть Царствия Божьего, а именно: праведности, мира и радости во Святом Духе. Тем более, никто, таким образом, не может жить жизнью во Христе, сокрытой в Боге.

Освященный характер и чувства - это не продукт душевного человека. Рожденное от плоти и есть плоть, а новая жизнь есть жизнь от Духа Святого.

Что отличает душевного человека от духовного? Разница не в развитии, но в рождении.

Жизнь, рожденная от Бога, протекает новым руслом, практикует общение с Богом и носит Его образ. Кто постиг эту истину, тот уже не возлагает надежды на ветхого человека, который никогда освящения осуществить не может. Человек уже не рассчитывает на свое исправление, но считается со своей беспомощностью и отводит ветхому человеку подобающее ему место - на кресте, "зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим.6:6).

Несмотря на эту истину, с нами часто бывает так, как однажды случилось с Авраамом, когда у него родился Измаил. Он все еще верил, что Измаил пригодится для Божьих планов и войдет в историю как носитель Божественных обетований. Однако однажды Бог сказал Аврааму, что не Измаил, но Исаак должен быть наследником! (Быт.21:10).

Это же действительно и в отношении нашего ветхого человека. С рождением духовного человека он не имеет право на существование. Исходя из этого, Апостол Павел свидетельствует: "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия" (Гал.2:20).

Апостол Павел был распят для мира и мир для него. Право жить в нем имел только второй Адам, Христос. Во Христе и для нас сокрыты все источники благословений и гарантии новой жизни, для которой мы рождены по великому милосердию Бога.

Рождение свыше - это добровольное отречение от старой жизни и посвящение самого себя для новой жизни.

Новая жизнь не навязывается силой никому, ибо Бог не хочет никого порабощать, но желает дать человеку свободу. Если же человеку все еще не опротивела старая жизнь и если внешнее исполнение религиозных обрядов его удовлетворяет, если чувство виновности и банкротство собственных сил не стало невыносимым бременем, то для такого человека новая жизнь во Христе будет чужда. Человек ее не ищет, и она не навязывается ему.

Но кто жаждет праведности, кому обрядовая религия не утолила сокровенной жажды в Боге, тому откроется новая жизнь во всей ее полноте и силе. Поэтому Христос сказал также: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лук.19:10). Не пресыщенному, не гордому, не самоправеднику открывается Царство Божье, но нищим духом, труждающимся и обремененным, мытарям и грешникам. Иной из таких, попавшийся разбойникам, полуживым у дороги мог еще слышать голос Небесного Самарянина: "Проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание... и сказал тебе: "...живи!" (Иез.16:6).

Нет и не может быть рождения свыше без глубокого сознания вины, без сокрушения сердца, без основательного покаяния, без перемены образа мышления, без добровольного отречения от греха и пороков, которыми человек связан, без прощения грехов, без сознательного посвящения самого себя Богу.

Рождение свыше - Божье оригинальное явление. Жизнь не производит копий, но рождает по своему образу. Как бы Иисус Христос ни отображался в жизни учеников, но никогда один ученик не может быть подобен другому. Какими родственными ни были бы их черты, все же каждая из них - оригинальное творение новой жизни.

Как мало был похож Павел на Петра, даже после своей встречи со Христом у ворот Дамаска! И как не похожи были пути темничного стража в Филиппах с жизнью продавщицы пурпура, с Лидией! Как сильно разнился путь искания Спасителя Мартином Лютером от пути, на котором Блаженный Августин нашел спасение своей души и мир с Богом! Представим перед нашим духовным взором сонм личностей, знакомых нам из Священного Писания и из истории, которые жили, трудились - и каждый из них был оригинальным. Чем глубже мы это постигнем, тем больше будем способны показать путь к жизни ищущим и унывающим душам. Иисус Христос есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только чрез Иисуса Христа, - так говорит Писание.

Действие Иисуса Христа есть решающий фактор в спасении грешника. Мы должны быть очень осторожными и не стараться формировать эту новую жизнь в другом человеке по норме, в которой мы были воспитаны. Это было бы насилием над новой жизнью, рожденной Богом в душе ближнего нашего. Немало есть и сегодня людей, которые вместо того, чтобы взять за руку слепого и привести его к великому пророку из Назарета, стараются этих несчастных успокаивать, когда они в своей нужде начинают взывать к Господу.

"Многие заставляли его молчать..." (Map.10:48), когда искал слепой помощи у Иисуса Христа, проходящего мимо. Конечно, ему не было надобности так громко кричать, но он не мог в своей слепоте определить расстояния, как далеко был от него Иисус из Назарета. Слепорожденному было не так важно, каким способом приблизиться к Спасителю, у него было одно только желание - встретить Иисуса Христа. Поэтому он сделал все, что мог только сделать, кричал еще громче: "Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!" Иисус Христос исцелил его, сделал его зрячим.

Взывай также и ты, мой брат, до тех пор, пока и тебе Он откроет очи. Взывая до тех пор, пока твоя душа не найдет исцеления и покой в Боге. Твое рождение свыше, твой путь к жизни, должны все снова и снова отражать чудную и многообразную силу Спасителя и свидетельствовать о том, что Бог может сделать. Пусть другие критически остановятся около этого пути, которым ты шел в твоих исканиях, твоя же жизнь да свидетельствует о великом деле Божьем, которое вывело тебя из смерти в жизнь.

Путь — это процесс перехода от сладких суеверий к реальным результатам.

Знай, что ты делаешь, и умей это объяснить.

Помни, философствование - пища для ленивых».

Р. Попов «Пять бесед в Москве»

Приход в физический мир

Приход Души в материальный Мир в очередной инкарнации мы называем рождением человека. И все благие пожелания в этот день - здоровья, счастья, успехов и т. п. — связаны с его развитием как земного существа. Иначе и быть не может: мы передаём другим лишь то, чем заполнено наше сознание. А ценности в нём пока определяются отождествлением с физическим телом и с личностным образом себя.

В 12-14лет - «переходный возраст», когда ребёнок бурно развивается как биологическое создание с программой продолжения рода, заложенной в нас Природой. «Найду ли я для этого партнёра?» Это тот подсознательный страх, который определяет трудности данного периода. И в это непростое для себя время подросток особенно нуждается в понимании, терпении и поддержке.

Приблизительно в 19-21 год в человеке, опять без его ведома(!) включается программа его развития, как социального существа. Это поиски своего места в обществе (специальность, работа, способ зарабатывания денег, материальный статус, круг друзей и т. д.).

В 38-42 года, у кого раньше, у кого - позже, у многих начинается серьёзный жизненный спад. Он выражается в виде участившихся болезней, неудач, несчастных случаев, депрессии, состояния опустошённости и безысходности. На что направить энергию сейчас, когда задачи двух предыдущих этапов, успешно или нет, но в основном, решены? На детей, внуков, хобби, путешествия? Хорошо, если они есть и хоть в какой-то мере заполняют жизнь. Но они не выводят из тупика серой обыденности. А природа больше ни к чему не «подталкивает»: следующая ступень нашего развития — познание себя как Божественного существа, происходит только осознанно.

Из кризиса этого периода выводит только обретение нового смысла жизни. И он открывается на духовном пути.

Второе рождение человека

Если погрузиться в Пустоту внутри себя, в ней можно растворить то, что связано с нашим ложным «я». И в какой-то момент в нас пробуждается Божественная Сущность, которая словно вырывается из тисков физического тела. Мы возвращаемся в своё Настоящее Я. Вневременное и внепространственное, вечное и бесконечное.

Оно открывает дорогу к воссоединению со своей Душой. И это наше второе рождение. Начинается другая жизнь — наполненная Приятием и Любовью.

Но нам нужно время, чтобы закрепиться в новых частотах и идентифицировать себя с Сущностью. Поэтому наше внутреннее самоощущение ещё неустойчивое: мы отождествляемся с мыслями и эмоциями, когда на нас давят житейские проблемы, энергетические взлёты перемежаются с падениями, и мы как сознание, словно маятник, качаемся между частотами личности и Сущности.

Воспитание себя

С Душой нельзя соединиться по собственному желанию. Это Она решает, насколько мы зрелы как единицы сознания Единого, и может ли Она допустить нас к себе. И один из критериев этого - Приятие. Только на его фоне возможна безусловная Любовь, на которой Душа проявляет и изливает себя. Абсолютное и безоговорочное Приятие, с намеренным уходом от суждений, своих точек зрения и ярлыков; от расовых, национальных и религиозных противостояний; от всяческого сопротивления Тому, Что Есть. Когда сознание достигает этого уровня, Душа открывается, и нам становятся доступны все оттенки Любви, которой нельзя не делиться. Той Любви, которая и есть Дарение.

Что вызывает у меня протест, так как не соответствует моим представлениям и концепциям?

Как я отношусь к другим народам, религиям, людям из иных социально-психологических кругов?

Какие убеждения мешают мне перейти на частоту Приятия и пребывать в ней?

Ответ на эти вопросы и есть конкретная сегодняшняя задача. И её решение придаёт духовному движению ясность, целенаправленность и строгую избирательность в выборе гуру, в посещении курсов, семинаров и вебинаров, которые так щедро предлагаются нам сегодня.

К подъёму высоких вибраций, которые мы можем не только воспринять, но и удержать, мы движемся постепенно: наша энергетика и физиология должны быть к ним подготовлены. Торопливость здесь - не просто от эго. Она опасна. Доверимся мудрому Духу, и не будем давить на Пространство, чтобы «поспешив - людей не насмешить».

Но! Если Космос дарит нам высокие состояния, или во время медитаций мы их переживаем, их надо в себе поддерживать. Как? Вниманием к своему внутреннему миру.

  1. Отслеживая и очищая мысли и воззрения. Не подавляя, а трансформируя негативные эмоции, подходящим для себя способом.
  2. В состоянии спокойствия и осознанности, направляя внимание в духовный центр, углубляясь до точки Света, расширять её в ощущениях(!) до пространства.
  3. Стараться жить на своей Космической частоте Любви.

Это нетрудно, если постоянно высказывать намерение: «Я перехожу на частоту своей монады», и, прислушиваясь к этим ощущениям, как можно чаще возвращаться к ним.

Это и есть самовоспоминание, пробуждение или возвращение к себе.

Воспитание и развитие себя предполагает также умение входить в энергетический резонанс со всем, что нам встречается - с человеком, цветком, автором любого произведения, ведь всё без исключения имеет свою неповторимую вибрацию. Но это не значит, что на неё надо переходить. Мы остаёмся центром своей Вселенной. Но живём в проникновении и отзывчивости. И всё будто озаряется Светом безмолвного понимания и яснознания, единением и сопереживанием: мы ощущаем печаль и радость других существ как часть себя, и одновременно не теряем чувство принадлежности Общему Дому, в котором мы все находимся.

Трансформация через свою монаду

Как мы обычно поступаем, если знаем за собой некие качества, которые хотим преодолеть, так как считаем их негативными, например, критиканство, жадность или расточительство, агрессивность или неуверенность? Мы, прежде всего, начинаем рефлексировать их проявление, и, по возможности, смягчаем их остроту. Это помогает? Не очень. Потому что пока в МОНАДЕ не активизировано желанное качество, мы, в лучшем случае, действуем на волевом импульсе. А он недолгий и ненадёжный.

А нам важно не только обуздать то, что вошло в плоть и кровь и стало привычным. Часто эти черты связаны с родовыми и кармическими задачами, и если их не разрешить, вряд ли что-то изменится в жизни. Только если ложность растворится, мы перейдём на другую частоту, и у нас возникнут новые реакции, ведущие к иным отношениям с собой, с людьми, с Жизнью.

Если хочется возродить в себе какое-то качество, активизируйте желанную энергию ИЗ МОНАДЫ на энергии Любви.

(Монада - это ядро-Дух и индивидуальный узор Души с первозданными

Божественными качествами, которые «закрыты» нашей ложностью и не могут по-настоящему проявиться).

После этого уже нетрудно следовать совету буддистского мудреца: «Имитируй хорошую привычку в течение 40 дней, и Бог сделает её частью твоей природы».

Это один из путей очищения монады и постепенного возвращения к гармоничности своего Естества.

Третье рождение

Мир - Целое. Я - его крупица. И в какой-то момент, неожиданно происходит слияние с этим Целым. Это столь глубокое растворение, что исчезает даже ощущение себя как Существа. Душа, словно радуясь нашей готовности, подводит нас к Духу. И если Он (!) открывается, мы соединяемся с Бытиём. Мы становимся самой Прозрачностью. Нас охватывает Умиротворение и Благоговение.

Это наше третье рождение.

Ничего не оценивается. Неинтересными становятся мудрствования и суждения, хотя они принимаются как часть существующего. Все предметы оживают. Мир распахивается в своей величественной Красоте.

Всё очень гармонично и спокойно до безмятежности. Несмотря на происходящие вокруг конфликты и катаклизмы, возникает чувство, что мы живём в Царстве Божьем. И оно — Источник бесконечной Любви.

Любовь к себе, к близким, к тому, что дорого, становится просто всеохватывающей Любовью. Ею нельзя управлять. Ей можно лишь безоговорочно сдаться. Только чистая Душа способна на это.

Люди воспринимаются непредвзято и целостно: не в окрасе их поступков или превалирующих черт, а во всём многоцветье, как существа, в которых есть все существующие в Мире позитивные и негативные качества.

К обстоятельствам нет отношения «нравится — не нравится, хорошо — плохо»: есть То, Что Есть. Жизнь открывает смысл происходящего, и особую ценность обретает загадочное слово Осознанность. Она волшебным образом растворяет старые воззрения, упрямую категоричность ментальных суждений, и всё будто по-другому освещается, раскрывая смысл происходящего.

Видно, как всё организовано Духом, как Он ведёт нас по Жизни, как ДАРИТ свою непрестанную заботу в виде скрытого позитива, скрытого за явным негативом. Это и есть безусловная Любовь Творца к нам. И если Её ОТДАВАТЬ, она наполняет Божественной Благодатью.

Дух и Душа, Осознанность и Любовь становятся одним Целым.

Общение с Мастером

Если нам встречается человек, непрерывно (!) излучающий Свет и Любовь, значит, перед нами Мастер, осознавший в своём Третьем Рождении единство с Богом. И он живёт на этой частоте, ничего не манифестируя и не утверждая. Его нельзя ничем соблазнить: он чист Душой. Ему не надо много говорить, философствовать, объяснять и, тем более, поучать. Он может отвечать на вопросы, может молчать. Но если собеседник находится с ним в резонансе, он «поднимается» до сияния осознанности, и с ним происходят метаморфозы. Поэтому «ищущие» так стремились стать их учениками и находиться рядом с ними.

Мастера есть и среди нас. Они разные: одни преобразовывают Светом своей Любви, другие - целостностью своего Разума, третьи - глубиной Проникновения. Но их объединяет одно: исцеляя тьму и невежество, они ведут людей к Пробуждению.

Пусть этот уровень сегодня доступен немногим, но завтра он может стать нормой жизни. Дарите Любовь, просто так, без цели, без ожиданий, без условий, и «стучащему, да откроется».


Второе рождение

ОСВОБОДИТЕ СВОЮ ДРЕМЛЮЩУЮ ЭНЕРГИЮ, ЧТОБЫ:

- верно принимать важные решения

- решать возникающие проблемы

- достигать поставленных целей

- удачно завершать начатые дела

- жить полнокровно и в изобилии

Лос-Анджелес - Днепропетровск 1998

От издателя

Предлагаемая Вашему вниманию книга Джоэл Мари и Чампиона Курта Тойч получила огромный резонанс во всем мире и стала бестселлером в США, Испании, Индии, Голландии и других странах. В Японии книга выдержала 29 изданий, что является рекордом для англоязычных книг в этой стране. В России книга впервые вышла в свет в мае 1994 года под названием "Второе рождение или искусство познать и изменить себя"

Авторы книги доктор физики и психологии Чампион К.Тойч (1921 г.р.) и его супруга Джоэл Мари Тойч "(1915 1992 г.г.) более 30 лет являются исключительно успешными консультантами отдельных людей, семей больших и малых компаний в США и других странах. Используя собственный метод, разработанный на стыке психологии, генетики, физики и названный IDЕАL индивидуализированное директивное объясняющее вербальное воздействие (iпdividuаlizеd diгесtivееxрlапаtогy -асtiоп lоg), они добились блестящих результатов при решении как личностных, так и семейных, и деловых проблем разного рода. В настоящее время на счету Академии IDЕАL метода, основанной супругами Тойч в Лос-Анджелесе, более ста тысяч клиентов. Среди них лидеры бизнеса, сферы развлечений и спорта, торговли и образования, политики и юриспруденции, и даже Президенты США.

Основываясь на предположении, что основные психологические черты и модели поведения передаются генетически и переходят из поколения в поколение, Джоэл Мари и Чампион Тойч выдвинули теорию поведения, которую называют "психогенетика" или "гено-физика человека", и предложили метод ее практического использования в консультировании. Основные положения этой концепции и сам метод обсуждались и демонстрировались на международных симпозиумах, в клиниках и университетах многих стран: в UСLА, одном из наиболее престижных университетов США, в университетах Берлина и Мюнхена, в Институте Зигмунда Фрейда (Германия), в Гартнавельском королевском госпитале в Глазго (Шотландия), в университетах Израиля и других стран. Статьи супругов Тойч по виктимологии и стрессу публиковались в международных научных и медицинских журналах. Доктор Тойч является членом международных обществ и организаций, в том числе Ассоциации гуманистической психологии и Ассоциации психологии межличностных отношений, он - Советник Национальной Федерации США по борьбе с раковыми заболеваниями и бессменный Президент Академии IDЕАL метода (АTIM). Практикуя и сейчас то, что он называет "качественным переобучением личности", доктор Тойч прежде всего помогает людям обрести уверенность в себе, преодолеть малоэффективные или нежелательные паттерны (модели) поведения, избавиться от наследственного генетического "гнёта", а также решить или указать пути решения других проблем. Полемизируя с таким авторитетом, как Зигмунд Фрейд, доктор Тойч говорит: "Бесполезно решать конкретный вопрос или ситуацию они будут проигрываться снова и снова в биографии "жертвы" и даже ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока не будут найдены истоки и наследственные корни этого конфликта или нежелательного поведенческого паттерна, передающегося из поколения в поколение. Наша работа - это работа детектива: сбор данных, их сопоставление и глубокий, скрупулезный, деликатный анализ. Далее начинается индивидуальная работа по изменению, требующая от клиента понимания и систематической сознательно направляемой деятельности".

Поскольку доктор Тойч проникает в самую суть того, с чего именно следует начинать, его первый консультативный сеанс, как правило, очень продуктивен и создает исключительно сильное впечатление. "За 2 часа у доктора Тойча я узнал больше, чем за 14 лет психотерапии" восторженно писал Дэвид с., первый вице-президент транснациональной компьютерной компании. Затем, через определенное время, доктор Тойч про водит несколько одночасовых сеансов, которых обычно достаточно, чтобы добиться существенного прогресса в делах клиента. Изменения, которых люди добиваются с помощью IDЕАL- метода, как правило, носят революционный характер: меняются взгляды на себя и на других, а чаще на жизнь в целом. Они дают самому человеку, его друзьям и партнерам по бизнесу, родным и близким новые плодотворные взаимоотношения, успешную и счастливую жизнь. Именно поэтому американская пресса часто называет доктора Тойча "инструктором успеха". Даже одна консультация доктора Тойча или просто участие в семинаре и общение с ним дают мощный заряд энергии и оптимизма каждому участнику и могут кардинально изменить Вашу жизнь. Его авторские семинары пользуются огромной популярностью в США, Японии, Германии и других странах, а с 1993 г. и в России.

Россию доктор Тойч впервые посетил в мае 1993 года, уже после кончины Джоэл Мари. Тогда он провел свой первый семинар для российских специалистов, работающих с людьми: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов и социальных работников, а также выступил с лекциями в MГУ им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском университете. Заинтересованность, проявленная слушателями и участниками семинара, а также глубокая симпатия к России, которую доктор Тойч несет в себе с мая 1945 года, когда после встречи союзнических войск он впервые познакомился с "русскими" в качестве офицера воздушной разведки США, привели доктора Тойча к идее разработать специальную программу для специалистов из стран СHГ и Прибалтики. Реализация такой программы началась с сентября 1993 года. За прошедшее время доктор Тойч провел в России и на Украине шесть обучающих семинаров для профессионалов, желающих изучить основы психогенетики и овладеть IDЕАL- методом, чтобы получить сертификат АTIM на право его использования в консультативной практике. Семинары вызвали большой интерес, в них участвует более 300 человек из разных регионов России, Украины, Казахстана, Литвы и Латвии. Первая группа специалистов завершила свою учебу осенью 1995 года и сдала квалификационный экзамен в Академии IDЕАL- метода в Лос-Анджелесе.

В будущем доктор Тойч планирует провести в России и других странах СHГ новую серию семинаров, предназначенных широкому кругу людей, под рубрикой "Здоровье – семья - карьера. Менталитет успеха", а также начать реализацию специально разработанной программы "Менталитет бизнеса" для бизнесменов и предпринимателей. Авторские семинары доктора Тойча запланированы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Днепропетровске, Уфе, Екатеринбурге, Новокузнецке, Алма-Ате и других городах. Учебные и образовательные программы доктора Тойча в Украине организует и проводит Международный Исследовательский Центр Человека "САНРЭЙДНЕПРО", созданный в 1997 году. "САНРЭЙДНЕПРО" обладает эксклюзивными правами на перевод и издание работ доктора Тойча в Украине.

В своих книгах и повседневной работе доктор Тойч верен своей главной посылке, что "добро естественно, а все остальное - противоестественно" для человека, он несет это добро в себе и щедро отдает его другим людям. Предлагаемая Вам книга несет огромный заряд оптимизма, мудрости и веры в возможность каждого человека сделать свою жизнь счастливой. Именно поэтому прямой перевод ее английского названия - "Отсюда - к большему счастью, или как изменить вашу жизнь навсегда".

Международный Исследовательский Центр Человека «САНРЭЙ ДНЕПРО») Днепропетровск, июль) 1998 г

Никто не может претендовать на единоличное авторство своей работы. Автор пользуется достижениями всех своих предшественников - тех, кто учил его, вдохновлял и сотрудничал с ним. Моя любимая жена и учитель Джоэл Мари Тойч "разбудила" меня и подвела к пониманию и практическому применению большинства уникальных идей, которые содержатся в этой книге. Я глу6око благодарен ей, как моему соавтору. Именно она внесла в нашу методологию то, что радикально выделяет ее из всех прочих методологий: глубокое понимание динамики ССВ (супер - сенсорного восприятия), понимание генограммы как способа описания наследственной основы интерпретации жизни и поведения, и понимания духа не как религиозной, но как научной реальности. Ее самоотверженность и личное участие в консультационной практике обеспечили получение результатов, положивших начало Революции Сознания и других наших разработок, служащая для блага всех людей.