Человек рождается и умирает, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, и каждая клетка состоит из сложных и простых молекул. Не смотря на это, организм человека имеет сложную систему, которая состоит из большого количества органов связанных друг с другом в единое целое. Поэтому изменение работы одного органа вызывает изменение в работе всего организма. Кроме того, на имеющиеся раздражители внешней и внутренней среды, организм реагирует как единая биологическая система. Высшее управление обеспечивает мозг - венец природы.
Проект «Биология человека» содержит расширенную учебную информацию, т.к. в рамках школьной программы не всегда удаётся представить достаточно в полном объёме. Предлагаемый учебный материал имеет, с одной стороны, базовую основу, а, с другой - мотивирует учащегося на самостоятельное изучение и погружение. Это заметно проявляется в схемах, таблицах, рисунках выполненных в программе Paint. Схемы и таблицы помогут сконцентрировать внимание на главном, а рисунки способствуют визуальному восприятию конкретного органа или его части. Учитель может в любой момент использовать этот материал как на уроке или при его подготовке, так и при проведении индивидуальной работы школьников увлечённых анатомией.
Не все темы отражены в проекте. Почему? В основном мы исходили из объёма учебного материала учебника. Более глубоко раскрыт материал в разделе «Науки изучающие организм человека» и «Происхождение человека». Исторический материал даёт представление о вкладе гениальных личностей разных поколений в науку, для которых слова «Высшее благо науки - служить человеку» - больше чем слова. В некоторых разделах («Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Кожа», «Выделительная система», «Нервная система») затронуты вопросы эволюционного характера, что немаловажно для материалистического понимания при обучении. Подборка «Вопросы-ответы и интересные факты» показывает совершенство человеческого организма. Внешне люди сильно отличаются друг от друга, тем не менее, в строение тела каждого человека прослеживаются общие черты. Хотя строение органов и их функции неимоверно сложны, деятельность человека в труде, быту, спорте скоординирована, согласована. Таким образом, как говорили древние, многознание не есть ум, но в то же время надо признать, что знание фактов, способствует развитию умственных способностей школьников разного уровня.
Литература.
Организм человека находится в постоянном взаимодействии с абиотическими и биотическими факторами окружающей среды, которая влияет на него и изменяет его. Происхождение человека интересует науку уже давно, и теории его происхождения различны. Это и то, что человек произошел из маленькой клетки, которая постепенно, образуя колонии клеток себе подобных, стала многоклеточной и в процессе длительного хода эволюции превратилась в человекоподобную обезьяну, и которая благодаря труду стала человеком.
В процессе обучения в общеобразовательной средней школе на уроках биологии изучение живого организма начинается с изучения растительной клетки и ее компонентов. Уже в старших классах на уроках школьникам задают вопрос: «Назовите уровни организации организма человека». Что это такое?
Под понятием "уровни организации организма человека" принято понимать его иерархическое строение от маленькой клетки до организменного уровня. Но этот уровень - не предел, и его завершает уже надорганизменный порядок, который включает в себя популяционно-видовой и биосферный уровни.
Выделяя уровни организации организма человека, следует подчеркнуть их иерархию:
Изучение молекулярных механизмов позволяет охарактеризовать его такими компонентами, как:
На этом уровне выделяют структурным элементом гены и их мутации, которые определяют изменчивость на организменном и клеточном уровне.
Молекулярно-генетический уровень организации организма человека представлен генетическим материалом, который закодирован в цепочке ДНК и РНК. Генетическая информация отражает такие важные составляющие организации жизни человека, как заболеваемость, обменные процессы, тип конституции, гендерную составляющую и индивидуальные признаки человека.
Молекулярный уровень организации организма человека представлен обменными процессами, которые состоят из ассимиляции и диссимиляции, регуляции обмена веществ, гликолиза, кроссинговера и митоза, мейоза.
Основными свойствами генов являются:
Молекула ДНК состоит из пуриновых и пиримидиновых оснований, которые соединены по принципу водородных связей между собой и для их соединения и разрыва требуется ферментная ДНК-полимераза. Конвариантная редупликация происходит по матричному принципу, который обеспечивает их соединение по остатку азотистых оснований гуанина, аденина, цитозина и тимина. Этот процесс происходит за 100 секунд, и за это время успевает собраться 40 тыс. пар нуклеотидов.
Изучение клеточного строения организма человека поможет понять и охарактеризовать клеточный уровень организации организма человека. Клетка является структурным компонентом и состоит из элементов периодической системы Д. И. Менделеева, из которых наиболее преобладающими являются водород, кислород, азот и углерод. Остальные элементы представлены группой макроэлементов и микроэлементов.
Клетка открыта была Р. Гуком в XVII веке. Основными структурными элементами клетки являются цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды клетки и ядро. Цитоплазматическая мембрана состоит из фосфолипидов и белков как структурных компонентов для обеспечения клетки порами и каналами для осуществления обмена веществ между клетками и поступления, выведения веществ из них.
Ядро клетки состоит из ядерной оболочки, ядерного сока, хроматина и ядрышек. Ядерная оболочка выполняет формообразующую и транспортную функцию. Ядерный сок содержит белки, которые участвуют в синтезе нуклеиновых кислот.
Цитоплазма состоит из органелл общего назначения и специализированных. Органеллы общего назначения разделяются на мембранные и немембранные.
Основной функцией цитоплазмы является постоянство внутренней среды.
Мембранные органеллы:
Немембранные органеллы:
Специализированные органеллы - это акросома сперматозоида, микроворсинки тонкой кишки, микротрубочки и микрореснички.
Теперь на вопрос: «Охарактеризуйте клеточный уровень организации организма человека», можно смело перечислить компоненты и их роль в организации строения клетки.
В организме человека нельзя выделить уровень организации, в котором не присутствовала бы какая-либо ткань, состоящая из специализированных клеток. Ткани складываются из клеток и межклеточного вещества и по своей специализации их подразделяют на:
Уровни организации организма человека переходят плавно друг в друга и образуют целостный орган или систему органов, которые выстилают множество тканей. Например, желудочно-кишечный тракт, который имеет трубчатое строение и состоит из серозного, мышечного и слизистого слоя. Кроме этого, он имеет питающие его кровеносные сосуды и нервно-мышечный аппарат, которым управляет нервная система, также множество ферментных и гуморальных систем управления.
Все уровни организации организма человека, перечисленные ранее, являются компонентами органов. Органы выполняют специфические функции по обеспечению в организме постоянства внутренней среды, обмена веществ и образуют системы соподчиненных ей подсистем, которые выполняют определенную функцию организме. Например, дыхательная система состоит из легких, дыхательных путей, дыхательного центра.
Уровни организации организма человека как единое целое представляют собой интегрированную и полностью самообеспечивающуюся систему органов, образующую организм.
Объединение систем и органов образуют организм, в котором осуществляется интеграция работы систем, обмен веществ, рост и размножение, пластичность, раздражимость.
Интеграция существует четырех видов: механическая, гуморальная, нервная и химическая.
Механическая интеграция осуществляется межклеточным веществом, соединительной тканью, вспомогательными органами. Гуморальная - кровь и лимфа. Нервная - это высший уровень интеграции. Химическая - гормонами эндокринных желез.
Уровни организации организма человека - это иерархическое усложнение в строении его организма. Организм как единое целое обладает телосложением - внешней интегрированной формой. Телосложение - это внешняя человека, которая имеет различные половые и возрастные особенности, строение и положение внутренних органов.
Различают астенические, нормостенические и гиперстенические типы строения телосложения, которые дифференцируются по росту, скелету, мускулатуре, наличию или отсутствию подкожного жира. Также в соответствии с типом телосложения системы органов имеют различное строение и положение, размеры и форму.
Индивидуальное развитие организма обусловлено не только генетическим материалом, но и внешними факторами окружающей среды. Уровни организации организма человека понятие об онтогенезе, или индивидуальном развитии организма в процессе своего развития, использует разные генетические материалы, участвующие в функционировании клетки в процессе развития ее. На работу генов влияет внешняя среда: через факторы окружающей среды происходит обновление, появление новых генетических программ, мутаций.
Например, гемоглобин изменяется трижды за все развитие человеческого организма. Белки, синтезирующие гемоглобин, проходят несколько стадий от эмбрионального гемоглобина, которые переходит в гемоглобин плода. В процессе созревания организма гемоглобин переходит в форму взрослого. Эти онтогенетические характеристики уровня развития организма человека кратко и понятно подчеркивают, что генетическая регуляция организма выполняет важную роль в процессе развития организма от клетки до систем и организма в целом.
Изучение организации позволяет ответить на вопрос: «Назовите уровни организации организма человека?». Организм человека регулируется не только нервно-гуморальными механизмами, но и генетическими, которые расположены в каждой клетке организма человека.
Уровни организации организма человека кратко можно описать как сложную соподчиненную систему, имеющую строение такое же по построению и усложнению, как и вся система живых организмов. Эта закономерность - эволюционно закрепленная особенность живых организмов.
Структура тела человека сформировалась за миллионы лет естественной эволюции. Природа создала неисчислимое количество вариантов существ для того, чтобы появился Homo sapiens. Итак, что же у нее получилось?
Вконтакте
Внутренние органы человека состоят из двух видов «строительного материала». Первый – это клетки, основа тканей, несущая в себе генетическую информацию и представляющая собой «кирпичики», из которых и возводится «дом». Второй – это соединительная жидкость, некий «цемент», который находится между клетками и выполняет различные функции в зависимости от места расположения.
Деятельность полностью обеспечивается тремя биологическими конструкциями , несмотря на то, что самих видов такой структуры в человеческом организме насчитывается около двухсот:
Внимание! Клетки являются базой, из которой состоят все основные части тела человека, однако они не всегда работают в одиночку. Благодаря специальным отросточкам они образуют синцитий – структуру из множества одинаковых элементов. Существуют также элементы, содержащие несколько , – симпласты.
Жидкость , находящая между клетками, состоит из воды и биополимеров, например, коллагена или эластина. Ее основные функции – обеспечивать эффективную и стабильную работу клеточных структур и кормить их, растворяя в себе полезные вещества, «поставляемые» кровью. В стандартном человеческом существе находится около 11 литров такой жидкости .
Существует четыре типа тканей в человеческом теле. Каждая из них выполняет свою уникальную функцию или их ряд, что обеспечивает полноценную жизнедеятельность:
Схема расположения органов и их систем рассматривается как снаружи, так и в разрезе в полный рост, что позволяет полнее понять их устройство.
Кроме перечисленных структурных элементов принято обращать внимание и на внешнее строение человека. Это просто и видно невооруженным глазом:
Внутренности человека подразумевают деление на системы, и схема расположения каждой требует отдельного внимания:
Важно! Изучая строение тела, стоит знать, что некоторые системы объединяются в аппараты, так как имеют сходные или перемежающиеся функции, например, опорно-двигательный аппарат, включающий мышцы, кости и соединительную систему.
Разбираясь в человеческом строении, нужно найти рисунок с описанием определенных зон. Обычно обращают внимание на три места – грудную клетку, область живота и большой и малый таз. Последний имеет значение для отличия мужчины от женщины. Также стоит знать устройство головного мозга, так как он отвечает за функционирование всего в человеческом теле.
Человека делится специалистами на три «этажа»: верхний, средний и нижний. В каждом можно прощупать определенные составляющие:
Схема расположения каждого этажа пересекается с соседними и часто захватывает одни и те же элементы, что обуславливается их тесным взаимодействием.
В грудной полости у человека располагается:
Разобравшись, как устроен организм человека в туловище, можно с уверенностью считать, что расположение большинства его частей уже известно. Осталось понять, как устроен – мозг и в чем разница между мужчиной и женщиной.
Чтобы понять, как устроен организм человека, стоит разобраться и с «содержанием» собственного мозга. Он включает в себя четыре ключевые зоны:
Расположение органов человека в теле зависит и от половой принадлежности. Разберемся, в чем же здесь разница.
Анатомия человека, внутренние органы женщины отличаются от противоположного пола наличием молочных желез, матки и специфичным строением мочевыводящей системы. У мужчин в свою очередь в районе малого таза расположены яички, предстательная железа и семявыводящий проток и также по-своему устроен процесс вывода мочи.
Внимание! Вес и размер внутренних органов у мужчин больше, чем у женщин, в подавляющем большинстве случаев. Обратная ситуация может быть, только если очень габаритная женщина будет «противостоять» низкорослому и худощавому мужчине.
Анатомия человека — где и что находится!
Невероятные факты о нашем теле — внутренние органы
Расположение органов человека в организме обоих полов крайне схоже, различается они только по размерам и половому предназначению. В остальном все системы размещаются одинаково и функционально ничем не отличаются друг от друга
В ходе этого урока мы ознакомимся с основными частями нашего тела. А также узнаем о пропорциях, установленных еще древними скульпторами и художниками.
Тема: Общий обзор организма человека
Урок: Структура тела человека
Основными частями нашего тела являются: лицо, шея, туловище, руки и ноги.
Рис. 1. Части тела человека ()
Каждая из этих частей состоит из более мелких: на лице выделяют рот, нос, глаза, лоб, щеки.
Рука состоит из плеча, предплечья и кисти (то, что мы обычно называем плечом, носит название надплечье).
Рис. 2. Части руки ()
Нога состоит из бедра, голени и стопы.
Туловище подразделятся на грудь и живот. Грудная часть защищена ребрами, грудиной, а сзади - грудной частью позвоночника. Живот состоит только из мягких тканей.
Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости.
Рис. 3. Мышцы человека ()
Рис. 4. Кости человека ()
Туловище внутри разделено на грудную и брюшную полость мышцей диафрагмой , ее еще называют грудобрюшной перегородкой.
Рис. 5. Диафрагма ()
В грудной полости находятся сердце и легкие, проходят пищевод и дыхательные пути.
Рис. 6. Содержимое грудной полости
В брюшной полости находятся желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы. Здесь же размещены половые органы женщин.
Рис. 7. Cодержимое брюшной полости
У мужчин половые органы находятся вне брюшной полости, так как для развития мужских половых клеток - сперматозоидов требуется более низкая температура.
Между различными частями тела существуют определенные соотношения или пропорции. Так, например, у многих людей длина носа равна длине уха, а длина предплечья равна длине стопы.
Учение о пропорциях тела возникло в период расцвета египетского государства. Египтяне установили, что длина тела человека в 19 раз больше длины сред-него пальца. Это правило они соблюдали при созда-нии статуй.
Рис. 8. Древнеегипетские статуи
Древнегреческие скульпторы предложи-ли пользоваться шириной ладони как единицей измерения; пропорции тела они выражали так:
· две ширины ладони - высота лица,
· три ширины ладони - длина ступни,
· четыре ширины ладони - расстояние от плечевого сустава до локтя.
Рис. 9. Древнегреческие статуи
С развитием науки и искусства анатомы и худож-ники установили еще ряд подобных соотношений, например: длина позвоночника равна длине руки, в длине тела стопа укладывается семь раз, а голова - восемь раз. Три длины головы равны длине туловища, три длины кисти - длине руки, три длины стопы - длине ноги, а размах рук равен длине туловища.
Несмотря на общий план строения и наличие определенных закономерностей в фигуре, каждый человек индивидуален.
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа
2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа - с. 56, задания и вопрос 2!
2. Какие существуют части тела человека?
3. Расскажите об учении о пропорциях?
4. Подготовьте сообщение об отношении к пропорциям человеческого тела древней культуры на Ваш выбор.
Поведение человека как социобиологического вида Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для […]
Прикус — характер смыкания между собой верхних и нижних резцов и клыков. В ситуации, когда нижняя челюсть выдвинута вперёд по отношению к верхней, говорят о клещеобразном прикусе. При точном смыкании челюстей прикус называется нормальным. Ножницеобразный прикус (как у человека в норме) имеет место в случаях, обратных клещеобразному.
Психический стресс, эмоциональный стресс, психологический стресс — эмоциональная напряжённость, психическая напряжённость, понятие, отражающее разновидность общей системной реакции (адаптационного синдрома) индивида с характерными симптомами на воздействие внутренних и внешних факторов информационной природы. Термином психологический стресс у человека называется состояния тревожности, конфликта, эмоционального расстройства, переживания угрозы безопасности, неудачи, досады и прочее.
Кровяное давление — давление крови на стенки сосудов, создаваемое за счёт сокращения желудочков сердца. Разность кровяного давления в различных отделах кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови в сосудах. Максимальное кровяного давления в аорте, минимальное — в полых венах. У человека артериальное давление, которое обычно измеряют в плечевойартерии, в норме при сокращении сердца (систолическое давление) составляет около 120 […]
Круги кровообращения — пути, по которым следует обогащенная кислородом и отработанная кровь в пределах сосудистой системы. Различают малый и большой круг кровообращения. Кровь, отдав в тканях организма кислород и связав углекислоту — продукт жизнедеятельности тканей, попадает по венозной системе в сердце, в правое предсердие, затем в правый желудочек. Мощные сокращения последнего нагнетают кровь в сосуды малого […]
Негроидная (негро-австралоидная) раса Характеризуется темным цветом кожи и глаз, волновыми или кудрявыми волосами, широким носом, который мало выступает, поперечным расположением ноздрей, полными губами и определенными отличными признаками черепа. Борода и усы вырастают едва заметно. Все перечисленные признаки носят адаптивный характер. Например, темная кожа меньше повреждается лучами солнца, препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей в кожу, оберегает ее […]
Расы — исторически сформированы группы людей, которые характеризуются общностью наследственных и физиологичных особенностей. На данное время существует один вид человека. Расы человека — систематический подраздел внутри вида Homo sapiens. Каждая раса характеризуется совокупностью наследственно предопределенных признаков (цветом кожи, глаз, волос, особенностью мягких частей лица, черепа, ростом, но др.). Современное человечество разделяют на три или пять больших […]
Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны и совершенны. Среди них встречались наконечники, скоблила и рубила. С помощью таких орудий древний человек обеспечивал себя всем необходимым. Неандертальцы умели не только поддерживать, но и добывать огонь. Поселялись они на побережьях рек, жили под естественными навесами или в пещерах. У них формируется язык. Есть предположение, что они предприняли первые […]
Австралопитеки — сравнительно большие организмы (масса около 20-65 кг, рост 100-150 см), которые жили на Земле от 8 000 000 до 750 000 годов потому. Ходили на коротких ногах при прямом положении тела. Масса мозга достигала у некоторых видов 550 г, что больше, чем в современных человекообразных. Австралопитеки жили на открытых пространствах, где занимались охотой и […]
Формирование человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семьи гоминид: предшественник человека (протоантроп); самый давний человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп). На сегодняшний день еще нет палеонтологических данных для воссоздания всех промежуточных этапов в развитии гоминид, что привели к человеку современного типа. Безусловно, что в целом эволюция […]
Антропогенез — происхождение человека и становление ее как виду в процессе формирования общества. У человека есть ряд специфических признаков, которые отличают ее от животного мира. Человек — существо социально и живет не только за биологическими законами, но и за общественными. Человек владеет членораздельным языком и передает за ее помощью свой жизненный опыт. Человек мыслит абстрактно, понятийное. […]
Антропология — наука, которая изучает происхождение и эволюцию человека. Человек, как биологический вид, занимает определено систематическое положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести ее к типа хордовых: наличие в эмбрионном развитии хорды, нервной трубки, жаберной щели. К классу млекопитающих ее относят за следующими признаками: внутриутробное развитие, наличие молочных и потовых желез, […]
При осуществлении простых двигательных реакций нервные импульсы, которые поступают к мышцам, формируются исполнительными нервными клетками, которые лежат в спинном мозге. Выполнение сложных двигательных актов зависит от работы высших двигательных центров, расположенных в коре больших полушарий головного мозга. Свои влияния пробковые центры направляют в глубокие отделы головного мозга, в мозжечок и к исполнительным клеткам спинного мозга, […]
В организме человека есть три вида мускульной ткани: скелетная, сердечная и гладкая и блестящая. Гладкие и блестящие мышцы есть в стенках кровеносных сосудов и во многих внутренних органах. Скелетные мышцы образованы большим количеством мускульных волокон и обеспечивают передвижение человека в пространстве. Сердечная мышца имеет большое количество переплетений и связей между отдельными волокнами, что имеет большое […]
Скелет свободных верхних конечностей складывается сплеча, предплечье и кисти. Плечо имеет лишь одну плечевую кость. Предплечье образовано двумя костями: локтевой и лучевой. В кисти различают запястье, пястье и пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей. Пять длинных костей пястья строят скелет ладони и обеспечивают опору костей пальцев. Скелет тазового пояса образован двумя неподвижными плоскими тазовыми […]
Костный скелет предоставляет нашему телу опору, обеспечивает сохранение его формы, защищает внутренние органы от повреждений. Кости отличаются по форме, размерам и занимают определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они способны к движению благодаря прикрепленным к ним мышцам. Скелет головы — череп состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Основные кости мозгового […]
После оплодотворения яйцеклетка начинает продвигаться по маточной трубе; одновременно с этим происходит процесс клеточного разделения, в результате чего яйцеклетка превращается в многоклеточного зародыша. Попав через 4-5 дней до полости матки, зародыш проникает в ее слизевую оболочку. Из зародышевых оболочек и кровеносных сосудов слизевой матки образуется плацента, через которую зародыш получает из организма матери питательные вещества […]
Личность — это конкретный человек с неповторимым сочетанием ее физических, физиологичных и психологических качеств и свойств. Для формирования личности, ее самовоспитания, самопознания и самооценки, чрезвычайно важными являются общения с людьми, которые ее окружают, установления личностных контактов. Один из основных признаков личности — уравновешенность, что позволяет человеку при любых обстоятельствах хранить свои жизненные установки и убеждения. Личность […]
Важное значение для организма имеет сон. Лишение человека сна пагубно отражается на ее здоровье. Сон возобновляет работоспособность клеток мозга. Они накапливают необходимую энергию, тем самым готовят человека к активной дневной деятельности. Во время сна, невзирая на недвижимость тела, закрытые глаза, отсутствие контакта с окружающим миром и т. д., в организме человека происходят активные, жизненно важные, […]
Человек отличается от животных языком и словесным мышлением, которые возникли благодаря трудовой деятельности и жизни в обществе. С помощью слов люди могут обмениваться мнениями, сознательно руководить своим поведением, согласовывая ее с другими людьми. Для развития языка человека чрезвычайно важный первый год ее жизнь. Поскольку взрослые постоянно разговаривают с малышом (во время кормления, переодеваний и других […]
Важность для нас какого-то события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем поведением. О. О. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который назвал принципом доминанты. В соответствии с этим принципом, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное притеснение рефлексов, которые мешают и отвлекают, мобилизируют всю энергию […]
Для нормального существования организма в переменчивой внешней среде нужно вовремя изменять свое поведение, приспосабливаться ее к конкретным условиям. Умение руководить своим поведением, вовремя ее изменять, а иногда и полностью сдерживать те или другие поведенческой реакции — одна из «важных черт воспитанного человека. Различают безусловное торможение (когда безусловный ориентировочный рефлекс тормозит соответствующее поведение) и условно торможение […]
Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы. Самые простые рефлексы принадлежат к врожденным, или безусловным; они передаются в наследство и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Безусловные рефлексы относятся к видовым признакам поведения животного. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание глаз (защитный безусловный рефлекс), рефлекс, «что такое?» […]
Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при условии поддержания постоянного состава внутренней среды. Организм непрерывно регулирует недостаток или избыток питательных веществ, минеральных солей и других соединений. Недостаток чего-нибудь, необходимого для поддержки жизни и развития, вызывает особенное состояние организма, который называется потребностью. Потребности — это основная движущая сила нашего поведения, это внутренние стимулы, мотивы нашей деятельности. Выделяют физиологичные […]
Главный орган прикосновения у человека — рука. Наибольшую чувствительность имеют кончики пальцев, у каких кожных рецепторов больше всего. Сигналы от них по чувствительным нервам направляются к спинному и главному мозгу. В коре головного мозга анализируются свойства предметов, к которым человек прикасается. Орган нюху расположен в верхней части носовой полости и является скоплением очень чувствительных обонятельных рецепторов, […]
Положение нашего тела постоянно контролируется специальным органом равновесия — вестибулярным аппаратом, который находится во внутреннем ухе. Он воспринимает любые изменения положения тела. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов, которые расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, которые отвечают трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены топкой жидкостью; в середине каждого […]
С помощью слуха человек воспринимает звуки. Органом слуха является ухо, которое являет собой систему последовательно связанных между собой отделов: внешнее, среднее и внутреннее ухо. Внешнее ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, который соединяет внешнее ухо со средним. Внутри слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой, которая туго натянута и способна вибрировать от удара звуковой волны. […]