Вивальди один из крупнейших представителей эпохи барокко. Антонио Вивальди. Барочная изысканность. Но вот грохочет гром, и молний стрелы

03.11.2019

Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки. Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Св. Марка работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Подробностей о детских годах композитора почти не сохранилось. Известно лишь, что он обучался игре на скрипке и клавесине.

18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан. При этом юноша продолжал жить дома (предположительно из-за тяжелой болезни), что давало ему возможность не оставлять музыкальных занятий. За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим монахом». Предполагают, что уже в эти годы он не слишком ревностно относился к своим обязанностям священнослужителя. Многие источники пересказывают историю (возможно, недостоверную, но показательную) о том, как однажды во время службы «рыжий монах» спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. Во всяком случае, отношения Вивальди с клерикальными кругами продолжали накаляться, и вскоре он, ссылаясь на свое плохое здоровье, публично отказался служить мессу.

В сентябре 1703 г. Вивальди начал работать в качестве преподавателя (maestro di violino) в венецианском благотворительном приюте для сироток «Pio Ospedale delia Pieta». В его обязанности входило обучение игре на скрипке и виоле д’амур, а также наблюдение за сохранностью струнных инструментов и покупка новых скрипок. «Службы» в «Pieta» (их с полным правом можно назвать концертами) находились в центре внимания просвещенной венецианской публики. Из соображений экономии в 1709 г. Вивальди увольняют, но в 1711-16 гг. восстанавливают в той же должности, а с мая 1716 г. он уже - концертмейстер оркестра «Pieta».

Еще до нового назначения Вивальди зарекомендовал себя не только как педагог, но и как композитор (главным образом автор духовной музыки). Параллельно работе в «Pieta» Вивальди ищет возможности публикации своих светских сочинений. 12 трио-сонат ор. 1 вышли в свет в 1706 г.; в 1711 г. появился знаменитейший сборник скрипичных концертов «Гармоническое вдохновение» ор. 3; в 1714 - еще один сборник под названием «Экстравагантность» ор. 4. Скрипичные концерты Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Большой интерес к ним проявляли И. Кванц, И. Маттезон, Великий И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы «Оттон» (1713), «Орландо» (1714), «Нерон» (1715). В 1718-20 гг. он живет в Мантуе, где в основном пишет оперы для сезона карнавалов, а также инструментальные сочинения для мантуанского герцогского двора.

В 1725 г. выходит из печати один из наиболее знаменитых опусов композитора, носящий подзаголовок «Опыт гармонии и изобретения» (ор. 8). Как и предыдущие, сборник составлен из скрипичных концертов (здесь их 12). Первые 4 концерта этого опуса названы композитором, соответственно, «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В современной исполнительской практике они нередко объединяются в цикл «Времена года» (такого заголовка в оригинале нет). По-видимому, Вивальди не был удовлетворен доходами от публикаций своих концертов, и в 1733 г. он заявил некоему английскому путешественнику Э. Холдсуорту о своем намерении отказаться от дальнейших публикаций, поскольку в отличие от печатных рукописные копии стоили дороже. В самом деле, с этих пор новых оригинальных опусов Вивальди не появлялось.

Конец 20-х - 30-е гг. часто называют «годами путешествий» (предп. в Вену и Прагу). В августе 1735 г. Вивальди вернулся было к должности капельмейстера оркестра Pieta, но комитету управляющих не понравилась страсть подчиненного к путешествиям, и в 1738 г. композитор был уволен. Одновременно Вивальди продолжал упорно работать в жанре оперы (одним из его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), при этом он предпочитал лично участвовать в постановке. Однако оперные спектакли Вивальди особого успеха не имели, особенно после того, как композитор был лишен возможности выступить в роли постановщика своих опер в театре Феррары из-за запрета кардинала въезжать в город (композитору инкриминировалась любовная связь с Анной Жиро, бывшей его ученицей, и отказ «рыжего монаха» служить мессу). В результате оперная премьера в Ферраре потерпела провал.

В 1740 г. незадолго до смерти Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Причины его внезапного отъезда неясны. Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто. Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Нотное издательство «Рикорди» в 1947 г. начало выпускать полное собрание сочинений композитора, а фирма «Филипс» приступила недавно к реализации не менее грандиозного замысла - публикации «всего» Вивальди в грамзаписи. В нашей стране Вивальди является одним из наиболее часто исполняемых и наиболее любимых композиторов. Велико творческое наследие Вивальди. Согласно авторитетному тематико-систематическому каталогу Петера Риома (междунар. обозн. - RV), оно охватывает более 700 названий. Главное место в творчестве Вивальди занимал инструментальный концерт (всего сохр. ок. 500). Излюбленным инструментом композитора была скрипка (ок. 230 концертов). Кроме того, он писал концерты для двух, трех и четырех скрипок с оркестром и basso continue, концерты для виолы д’амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Известно более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов. Из более чем 40 опер (авторство Вивальди в отношении которых с точностью установлено) сохранились партитуры лишь половины из них. Менее популярны (но не менее интересны) его многочисленные вокальные сочинения - кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании, «Gloria» и т. п.).

Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки. Некоторые из них относятся к первому исполнителю (концерт «Карбонелли», RV 366), другие - к празднику, во время которого впервые исполнялось то или иное сочинение («На празднество Св. Лоренцо», RV 286). Ряд подзаголовков указывает на какую-то необычную деталь исполнительской техники (в концерте под назв. «L’ottavina», RV 763, все solo скрипки должны играться в верхней октаве). Наиболее же типичны заголовки, характеризующие преобладающее настроение - «Отдых», «Тревога», «Подозрение» или «Гармоническое вдохновение», «Цитра» (последние два - названия сборников скрипичных концертов). При этом, даже в тех произведениях, названия которых, казалось бы, указывают на внешние изобразительные моменты («Буря на море», «Щегленок», «Охота» и т. п.), главным для композитора всегда остается передача общего лирического настроения. Относительно развернутой программой снабжена партитура «Времен года». Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.

Созданные им "Времена года" , "Буря на море", "Адажио" и другие произведения – не просто гениальная по своей выразительности, полная внутренних тончайших градаций и драматизма музыка на все времена, радующая душу и сердце. Это классика инструментального (и в особенности сольного) концерта, зарождение которого как жанра связано в истории музыки с именем этого великого итальянца. Один из крупнейших представителей эпохи барокко, виртуоз скрипичного искусства, Вивальди внёс неизмеримый вклад в развитие оркестровой музыки. Настоящий знаток оркестра, он ввёл много нового в практику исполнения того времени: к примеру, включил в оркестр духовые инструменты, считавшиеся ранее пригодными только для исполнения военных маршей. Но его самой излюбленной музой всегда оставалась скрипка.

Детство и юность будущего композитора прошли в Венеции, где он появился на свет. Он был старшим из шести детей в семье скрипача капеллы собора Святого Марка, и первые уроки игры на скрипке и клавесине получил от отца. В 13 лет он написал первое самостоятельное произведение. Кроме того, мальчик часто подменял отца в капелле собора Святого Марка, когда тот был в отъездах. Постоянные контакты с духовенством повлияли на решение юноши начать карьеру в церковной службе. В 15-летнем возрасте Антонио был пострижен в монахи, однако (предположительно из-за тяжёлой болезни) продолжал жить дома, что давало ему ценную возможность не оставлять музыкальных занятий.

К 25 годам Вивальди был посвящён в духовный сан. За нетипичный для Венеции огненный цвет волос, унаследованный от отца, его прозвали "рыжим монахом". Однако отношения молодого священнослужителя с клерикальными кругами сразу не заладились. По сохранившимся свидетельствам, святые отцы не считали его достаточно ревностным монахом. Зато музыкантом Вивальди оставался что ни на есть ревностным: даже во время службы "рыжий монах" мог спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. Через полгода церковной службы Вивальди, ссылаясь на плохое здоровье, окончательно отказался служить мессу. Уйдя с церковной службы, в сентябре 1703 года молодой музыкант стал преподавать игру на скрипке в венецианском благотворительном приюте для сирот "Пьета". Вскоре его уроки превратились в самые настоящие концерты, привлекающие внимание просвещённой венецианской публики. В 1713 году Вивальди стал директором консерватории "Пьета". В это же время молодой педагог стал делать первые шаги не только как талантливый исполнитель, но и как самостоятельный композитор. В 1706 году ему удалось добиться издания 12 трио-сонат, известных как "Опус 1". В этом же году состоялось первое официальное публичное выступление – концерт для французского посольства. В 1711 году вышел знаменитый сборник скрипичных концертов "Гармоническое вдохновение", в 1714 году - сборник "Экстравагантность".

Концерты Вивальди в скором времени приобрели большую популярность в Западной Европе. Сам Иоганн Себастьян Бах собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа "для удовольствия и поучения". В эти же годы Вивальди создал свои первые оперы "Оттон" (1713), "Орландо" (1714), "Нерон" (1715). Впоследствии он создал ещё порядка 40 опер. В 1718 году 40-летний композитор на несколько лет покинул родную Венецию и отправился в Мантую, где писал инструментальные сочинения для герцогского двора, а также оперы для карнавальных сезонов. В 1725 году вышел один из самых знаменитых циклов Вивальди "Опыт гармонии и изобретения", состоящий из 12 скрипичных концертов. Среди них – легендарные "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Этот опус стал последним изданным при жизни композитора. Конец 20-х - 30-е годы обычно называют "годами путешествий" в жизни Вивальди: он посещал различные европейские города, особенно ему нравились Рим, Вена, Прага. За частые странствия композитора в 1738 году уволили из ставшего родным за долгие годы оркестра "Пьета". Он продолжал работать с оперными спектаклями, в постановке которых участвовал лично. Однако они не имели особого успеха.

Незаслуженно всеми забытый, уставший и больной, 62-летний Вивальди в 1740 году покинул Венецию и отправился в своё последнее путешествие - в Вену. Там, в доме вдовы венского шорника, он и скончался. Вскоре его имя было окончательно забыто современниками, и лишь через 200 лет, в 20-е годы XX века, было обнаружено уникальное собрание его манускриптов. Потерянная слава сполна вернулась к маэстро: было издано полное собрание произведений Вивальди, включающее более 700 единиц. Его сочинения остаются одними из наиболее любимых и часто исполняемых по всему миру.

В наследии композитора – свыше 90 опер, около 45 концертов для струнного оркестра, 49 концерто гроссо (весь состав инструментов), более 30 концертов для трёх и более инструментов, а также множество сонат, кантат, серенад, симфоний. Однако одним из излюбленных жанров композитора всегда оставался сольный инструментальный концерт. Недаром Вивальди известен как мастер оркестра: не только в целом, но и в частности. Более 350 концертов для одного инструмента входят в наследие композитора.

"Вечерняя Москва" вспоминает музыкальные инструменты, которые Вивальди наиболее часто выбирал для сольных концертов:

1. Скрипка

Бесспорно, первое место в творчестве и в сердце композитора принадлежит скрипке. 253 из 350 сольных концертов написано именно для неё. Не говоря уже о её роли и в остальных концертах, где она использовалась в хоре с другими инструментами. Хотя скрипка и ранее была популярна среди музыкантов, Вивальди трактовал её музыкальную природу совершенно по-новому, утвердив новую драматизированную, так называемую "ломбардскую" манеру исполнения.

2. Фагот

Духовые инструменты – деревянные (фагот, флейта) и реже медные (валторн, труба) – представляют огромный интерес в наследии композитора, во-первых, потому, что выходят за пределы сферы исполнительской практики Вивальди (струнные инструменты); во-вторых, потому, что до него эти инструменты традиционно почти не входили в репертуар. Вивальди изменил эту практику, оставив после себя 38 сольных концертов для фагота с сопровождением. Кроме того, фагот используется почти во всех камерных концертах, где обычно соединяется с тембром виолончели.

Виолончель

Второй по значимости струнный инструмент для Вивальди после скрипки. Около 26 концертов для виолончели сохранилось в творческом наследии композитора, что было большим достижением для того времени: в XVII веке виолончель почти не использовалась в качестве сольного инструмента, будучи известной как инструмент сопровождения. Вивальди виртуозно раскрыл новую сущность инструмента, гармонично показав все грани его звучания, включая ранее не известные низкие тоны, и разработав новые техники игры на нём.

Флейта

В своём творчестве композитор разнообразно использовал оба типа флейты, существовавших в то время: продольную и поперечную. До Вивальди концертных сочинений, созданных специально для флейты, практически не было. Флейтисты исполняли произведения, написанные для скрипки или гобоя. Композитор стал одним из первых, кто раскрыл новые экспрессивные возможности звучания флейты в сольном концерте. Сохранилось 16 концертов Вивальди для флейты.

Гобой

В отличие от других относительно "нераскрытых" инструментов в композициях Вивальди, гобой занимал почётное место в оперных оркестрах XVII века. Особенно часто его использовали в "музыке под открытым небом". Сохранилось 12 концертов Вивальди для гобоя с оркестром, а также 3 концерта для двух гобоев. Многие из них были изданы ещё при жизни композитора.

Также композитор использовал такие инструменты, как виола д’амор (6 концертов), кларнет (3 концерта), мандолины (2 концерта для одной и двух мандолин с оркестром), лютню (2 концерта), валторны (2 концерта для двух валторн с оркестром) и трубы (1 концерт для двух труб).

Неповторимый стиль Вивальди произвел переворот в европейском музыкальном мире начала XVIII века. Этот гениальный итальянец заставил всю Европу говорить о «великой итальянской музыке».

Антонио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Его отец Джованни Баттиста (прозванный за огненный цвет волос «Рыжим»), сын пекаря из Бреши, переехал в Венецию около 1670 года. Там в течение некоторого времени он работал пекарем, а потом освоил профессию цирюльника. В свободное от зарабатывания хлеба насущного время Джованни Баттиста играл на скрипке. И оказался настолько одаренным музыкантом, что в

1685 году прославленный Джованни Легренци, капельмейстер собора св. Марка, принял его на службу в свой оркестр.

Первый и самый знаменитый из шести детей Джованни Баттисты Вивальди и Камиллы Каликкьо, Анто-нио Лючио, появился на свет раньше срока из-за внезапного землетрясения. Родители мальчика увидели в рождении новой жизни при таких странных обстоятельствах знак свыше и решили, что Антонио должен стать священником.

Когда будущему великому композитору было 15 лет, ему выбрили тонзуру (символ тернового венца), а 23 марта 1703 года двадцатипятилетний Антонио Вивальди принял духовный сан. Однако он не чувствовал в себе искреннего желания быть священником и вскоре перестал служить мессы. Хотя, как свидетельствует Карло Гольдони, всю свою жизнь Вивальди ежедневно читал молитвенник.

От отца Антонио унаследовал не только цвет волос (довольно редкий среди итальянцев), но и серьезную любовь к музыке, в особенности — к игре на скрипке. Джованни Баттис-та сам давал сыну первые уроки и привел его на свое место в оркестр собора св. Марка. Антонио занимался композицией, учился играть на клавесине и на флейте. В сентябре 1703 года Вивальди стал преподавать музыку в приюте для девочек «Оспе-дале делла пьета».

Приют «Оспедале делла пьета» (буквально — «госпиталь сострадания») существовал с 1348 года и всегда славился всесторонним (в том числе и музыкальным) образованием, которое получали его воспитанницы.

Ф. Гварди. Вид на мост Риальто с Большого канала. XVIII век.

Вивальди был связан с этим учреждением на протяжении почти всей своей жизни. Нужно еще сказать, что преподавательская деятельность композитора не ограничивалась работой в качестве «маэстро ди виолино» — т. е. учителя игры на скрипке. Вивальди давал частные уроки певцам, обучал игре на альте. Кроме того, он дирижировал оркестром на репетициях и концертах, когда не было главного дирижера. И без устали писал музыку.

Первые публикации

В 1705 году венецианский издатель Джузеппе Сала опубликовал первый сборник сонат для трех инструментов (двух скрипок и баса) Антонио Вивальди. Следующую «порцию» скрипичных сонат Вивальди издал четыре года спустя Антонио Бортоли.

Вскоре сочинения «рыжего священника» (так окрестили Вивальди- младшего те самые венецианские шутники, что прежде дали прозвище

«Рыжий» его отцу) приобрели необыкновенную популярность.

Всего лишь за несколько лет Анто-нио Вивальди стал самым знаменитым скрипичным композитором Европы. О его славе и невероятном успехе свидетельствует следующий факт: в 1711—1729 гг. в Амстердаме вышло двенадцать сборников инструментальной музыки Вивальди, в том числе ЬЫго агшошсо («Гармоническое вдохновение»), Ьа йпи^апга («Причуда») и II сшкяНо ёеП"агшоша е ёеП"туешюпе («Опыт гармонии и фантазии») — произведение, включающее в себя знаменитые Ье quattro 81а§юш («Четыре времени года» или просто «Времена года»). Впоследствии творения Вивальди печатались в

Лондоне и Париже — тогдашних издательских центрах Европы.

Светский композитор

В 1713 году в Виченце Вивальди представил публике свою первую оперу

Вверху: Антонио Вивальди. Карикатура П. Л. Гецци. 1723 год.

Внизу: Г. Белла. Праздник Вознесения на площади Сан-Марко в Венеции.

Хронология жизни

1693 Получает тонзуру.

1703 Принимает сан. Поступает в «Оспедале делла пьета» в качестве учителя игры на скрипке и композитора.

1711 Амстердамский издатель Э. Роже публикует первый концертВивальдииз цикла Ц^го armonico. Имя композитора приобретает широкую известность.

1713 Дебют Вивальди в Виченце в качестве оперного композитора (с оперой «Отгон на вилле»).

1718 Переезжает в Мантую и поступает на службу к князю Филиппу.

1720 Возвращается в Венецию.

1727 Публикация II Ытпепкз сСеН"аг-гтюша е сСеШт/епЕюпе, содержащего знаменитые «Четыре времени года».

1730-38 Вивальди много путешествует по Европе, дирижирует своими произведениями.

1740 Окончательно бросает «Оспедале делла пьета» и уезжает в Вену.

1741 Внезапная болезнь и смерть композитора.

После смерти Вивальди был почти забыт. По-настоящему его творческое наследие открыли уже в XX веке. Из 450 концертов, известных нам сегодня, лишь около 80 увидели свет при жизни композитора.

В огромное число произведений Вивальди, которые дошли до нас в рукописях, входят не только инструментальные концерты (для скрипки, виолончели, флейты, рожка, гобоя, мандолины, валторны и др.), но и сонаты, кантаты и 48 опер.

«Отгон на вилле». В последующие пять лет он издал еще пять опер, которые покорили крупнейшие венецианские театры. Вивальди стремительно превращался из вполне скромного «рыжего священника» в блестящего светского композитора.

В начале 1718 года он получил приглашение служить дирижером при дворе в Мантуе. Здесь композитор пробыл до 1720 года, то есть до смерти жены своего работодателя князя Филиппа. И здесь же, в Мантуе, Вивальди познакомился с певицей Анной Жиро, обладательницей прекрасного контральто. Сначала она была его ученицей, потом — главной исполнительницей в его операх и, наконец, к всеобщему возмущению, стала его любовницей.

Вернувшись в Венецию, Вивальди всецело посвятил себя театральной деятельности. Он пробовал свои силы и в качестве автора, и в качестве импресарио. В 1720—1730 гг. Вивальди известен всей Италии. Слава его достигла таких масштабов, что он был даже приглашен дать концерт перед самим Папой Римским.

Складывается впечатление, что Вивальди находился в постоянных разъездах и писал свои неизменно талантливые произведения где-нибудь на пути из Вероны в Мантую. Он, однако, не тяготился кочевой жизнью и всегда был легок на подъем. Так, в 1738 году композитор приехал в Амстердам лишь для того, чтобы дирижировать оркестром на праздновании столетия театра, а год спустя отправился вместе с Анной Жиро в Грац, где певица получила ангажемент на весь сезон.

Венский закат

В 1740 году Вивальди окончательно отказался от работы в «Оспедале делла пьета» и уехал в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и, что немаловажно, могущественного почитателя.

Выдающиеся произведения

Циклы концертов:

L"estro armonico соч. 3 La stravaganza соч. 4 II cimento dell"armonia e dell"inven-

zione соч. 8 La cetra соч. 9

Шесть концертов для флейты

и струнных соч. 10 Шесть концертов для скрипки

и струнных соч. 11 Шесть концертов для скрипки

и струнных соч. 12

Сочинения для оркестра:

Al Santo Sepolcro RV 169 Concerto madrigalesco RV 129

Сольные инструментальные концерты:

La pastorella для флейты RV 95 II sospetto для скрипки RV 199 L"inquietudine для скрипки RV 234 II ritiro для скрипки RV 256 L"amoroso для скрипки RV 271 II rosignuolo для скрипки RV 335 L"ottavina для скрипки RV 763 II Carbonelli для скрипки RV 366 Концерт для мандолины RV425 Концерт для гобоя RV 447 La notte для фагота RV 501

Двойные концерты:

Концерт для двух мандолин RV 532 Концерт для двух труб RV 537 Концерт для двух гобоев

и двух кларнетов RV 559 Траурный концерт RV 579

Духовная музыка:

Глория (для солирующих

инструментов, хора и оркестра)

RV589 Торжествующая Юдифь

(для солирующих инструментов,

хора и оркестра) RV 644

Оттон на вилле RV 729 Правда в испытании RV 739

Но, увы, радужным планам великого композитора не суждено было сбыться. Приехав в Вену, он уже не застал монарха в живых. Кроме того, к этому времени популярность Вивальди пошла на спад. Предпочтения публики изменились, и барочная музыка быстро оказалась на периферии моды.

Шестидесятитрехлетний музыкант, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, не смог оправиться от этих ударов судьбы и заболел неизвестной болезнью.

Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене от «внутреннего воспаления» (так было записано в погребальном протоколе), на руках своей ученицы и подруги Анны Жиро. Похороны П. Лонги. Концерт. были скромные: прозвучало лишь несколько ударов колокола, а процессия состояла только из людей, нанятых нести гроб.

До нас дошли свидетельства современников о смерти Вивальди. Одно из них таково: «Падре дон Антонио

Вивальди, несравненный скрипач, прозванный „рыжим священником", высоко ценимый за свои концерты и другие композиции, заслужил при жизни 50 тысяч дукатов, однако из-за безмерной расточительности умер в бедности в Вене».

Четыре времени года

Четыре своих знаменитых концерта для скрипки, струнных и баса континуо, вошедшие в цикл II сітеШо с!еІІ"агггюпіа е СеІІ"іпуепгіопе (издан в 1722 году в Амстердаме), Вивальди написал, вдохновившись четырьмя сонетами неизвестного поэта, названными по временам года.

Энергичное Allegro, которым начинается «Весна», иллюстрирует следующие строчки соответствующего сонета: «Пришла весна, и птицы приветствуют ее радостным пением, и реки несут свои воды, нежно журча. Тучи затягивают небо черным плащом, гром и молния предвещают бурю, но вскоре птицы, будто останавливая ее, вновь начинают свою чарующую песню».

Вторая часть — Largo — пленяет слушателя пасторальной картиной («И тогда на цветущем лугу в милом шелесте листьев и трав спит пастух, а у ног его — верный пес»), а финальное Allegro напоминает стремительный деревенский танец («Под радостные звуки волынки танцуют нимфы, и танцует пастух, а над ними — ясное небо набирающей силу весны»).

Н. Пуссен. Времена года: Весна, или Земной рай.

Н. Пуссен. Времена года: Осень, или Земля обетованная.

Allegro поп molto, первая часть «Лета», рисует картину жаркого дня и собирающейся грозы: «Под жестокими лучами палящего солнца человек слабеет, стадо разбредается. Кукует кукушка, поет горлица, дует легкий ветерок... и плачет пастух, ибо страшится жестокого Борея и судьбы своей». Adagio также наполнено этой атмосферой ожидания: «Не дает уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом, и сердитым жужжанием мух и комаров». В Presto, наконец, грянула буря: «Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает».

Adagio molto изображает «хмельную дрему» селян: «Воздух так успокаивает, что все бросают и петь, и танцевать... Осень навевает сладкие сны». А в финальном Allegro уже слышатся отзвуки охоты: «На рассвете охотник выходит с рогом и собаками. Дикий зверь испуган шумом пальбы и собачьим лаем, он устал, обессилел от бега и, затравленный, погибает».

Последний концерт цикла, «Зима», -самый выразительный. Allegro non molto рисует слушателю одинокого путника — «В ледяной дрожи, среди холодного снега, обдуваемый сильным ветром, бредет он, от холода стуча зубами». В Largo появляется тепло греющего очага; эта часть навевает думы о том, как славно «проводить у камина спокойные милые дни, когда дождь за окном весь мир заливает». Но домашний покой и уют не вечны. Главными героями Allegro оказываются лед и ветер. Стремительные пассажи солирующей скрипки драматически завершают концерт и весь цикл: «Люди медленно идут по льду, боясь упасть, ступая осторожно. Поскальзываются, падают, снова встают и идут... Из-за железных дверей дует жестокий сирокко. Это и есть зима».

Концерты для духовых инструментов

До Вивальди духовые инструменты считались примитивными, «неблагодарными» для композитора. Гениальный «рыжий священник» доказал, что это не так.

Вивальди одним из первых обратился к сочинению серьезной музыки для духовых инструментов. Гобой, валторна, труба и флейта зазвучали в его концертах совершенно по-новому — так полно и стройно, как никто и ожидать не мог. Свой концерт для двух труб (издан в 1729 году в Амстердаме) Вивальди написал, вероятнее всего, по заказу двух трубачей, которые хотели доказать публике, что на трубе можно блестяще исполнить блестящую музыку. Этот концерт действительно требует от исполнителя недюжинного мастерства. Кстати, он до сих пор является своеобразным мерилом виртуозности трубача.

Много писал Вивальди и для фагота — сохранилось более тридцати одних только концертов для фагота с оркестром. Кроме того, композитор использовал его почти во всех камерных концертах.

Но наибольшее предпочтение среди духовых Вивальди отдавал флейте — нежной, «женственной», как называли ее, флейте. Обладая неистощимой творческой фантазией, композитор поручал флейте в своих сочинениях именно такие партии, в которых она могла зазвучать в полный голос, проявить все свои достоинства.

Особенно хорошо видно это в двух концертах для флейты и оркестра, изданных в Амстердаме в 1728 году. В первой части концерта II дагс!еШпо («Щегол») флейта, перекликаясь с оркестром, удивительно точно подражает трелям щегла, а в концерте 1_а попе («Ночь») она погружает слушателя в зыбкий, туманный мир грез.

Ф. Гварди. Танцующие дамы в Казино деи Филармоничи.

Концерты для скрипки с оркестром — «конек» Вивальди. Они поражали и пленяли современников. Одни видели в них проявление Божественного, другие — дьявольскую прелесть.

Не будет большим преувеличением сказать, что именно Вивальди создал жанр концерта. Разумеется, он существовал и до него, но именно в его творчестве отлился в законченную форму, которую впоследствии брало за образец не одно поколение европейских композиторов. «Фирменным знаком»

Вивальди были три аккорда оркестра в начале концерта. Венецианская публика, острая на язык, назвала их «ударами молотка Вивальди».

Цикл 1_"евп-о аггтюпюо («Гармоническое вдохновение»), изданный в 1711—1717 гг. в Амстердаме, — один из самых знаменитых концертных циклов в наследии Вивальди. Двенадцать концертов этого цикла приобрели широкую известность еще до того, как были напечатаны. А с выходом І_"евп-о агтопісо в свет имя композитора прославилось по всей Европе. Сам И. С. Бах сделал клавесинные транскрипции для нескольких концертов.

Цикл содержит четыре концерта для четырех скрипок соло, четыре — для двух, и четыре — для одной. Кстати, впоследствии Вивальди больше не писал (за единственным исключением) концертов для четырех скрипок соло.

Восторг и изумление испытали первые слушатели «Гармонического вдохновения». Восторг и изумление испытывают и сейчас те, кто слышит І_"ейго агтопісо в первый раз. Уже в наши дни исследователь написал об этом цикле: «Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку: возглас гражданина мира».

А.Визентини. Концерт в маленьком дворце (фрагмент).

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XVII-XVIII веков Опубликовано 14.12.2018 18:21 Просмотров: 524

Произведения Антонио Вивальди популярны во всём мире. Но так было не всегда.

При жизни (в течение первой половины XVIII в.) композитор был широко известен, его знали как создателя сольного инструментального концерта. Современники называли его «великим, непревзойдённым, восхитительным сочинителем». Концерты Вивальди служили образцом даже для таких композиторов, как И.С. Бах , П. Локателли, Д. Тартини, Ж.-М. Леклер и др. В эпоху музыкального барокко это были известные имена. Бах даже переложил для клавира 6 скрипичных концертов Вивальди, из 2-х сделал органные концерты и один переработал для 4-х клавиров – настолько его восхищала своей ясностью и стройностью гармонии, совершенной скрипичной техникой, мелодичностью музыка Вивальди.

Предположительный портрет Вивальди
Но прошло некоторое время, и Вивальди был почти забыт. Его произведения перестают исполняться, даже черты его облика вскоре забываются: до сих пор его портреты считают лишь предположительно принадлежащими ему. И только в середине XX в. неожиданно возник интерес к его творчеству, в том числе и к биографии, о которой известно мало. С чем был связан этот возродившийся интерес? Видимо, настоящее искусство, даже временно забытое, не может долго лежать под спудом – золото всё равно заблестит. Но возможно, Вивальди просто опережал своё время, и после его смерти современники не могли на его уровне принять его музыку. Австрийский ученый Вальтер Коллендер именно это и утверждал: Вивальди опередил на несколько десятилетий развитие европейской музыки в использовании динамики и чисто технических приемов скрипичной игры. Таким образом, в наши дни его искусство получило вторую жизнь.

Ванесса Мэй, британская скрипачка китайско-тайского происхождения, виртуозно исполняет произведения Вивальди в современной аранжировке

Из биографии Антонио Вивальди

Детство Вивальди прошло в Венеции, где в соборе св. Марка работал скрипачом его отец. Антонио был старшим ребёнком в семье из 6 детей. Очень мало подробностей сохранилось о детстве композитора, но известно, что игре на скрипке он учился у отца. Затем учился игре на клавесине. Известно также, что у Антонио с детства было слабое здоровье, он страдал бронхиальной астмой. Но, несмотря на это, Вивальди был чрезвычайно деятельным человеком и музыкантом. Он любил путешествия, постоянно находился в бесконечных разъездах, но в то же время успевал сам руководить постановками своих опер, обсуждать роли с певцами, вести обширную переписку, дирижировать оркестрами, преподавать, а главное – писать огромное количество произведений. В марте 1703 г. Вивальди был посвящён в духовный сан – стал священником. За цвет волос его прозвали «рыжим монахом». Считается, что в связи с состоянием здоровья Вивальди отслужил всего несколько месс и вскоре отказался от этого, хотя продолжал сочинять духовную музыку.
В сентябре 1703 г. Вивальди начал работать преподавателем в венецианском благотворительном приюте для девочек-сирот «Pio Ospedale delia Pieta».

Консерватория «Пиета» в Венеции

Детские приюты (госпитали) при церквах тогда назывались консерваториями. Здесь он обучал девочек игре на скрипке и виоле д"амур, а также наблюдал за сохранностью струнных инструментов и покупкой новых скрипок. Концерты его подопечных были очень популярны среди просвещенной венецианской публики. Известный французский путешественник де Бросс оставил следующее описание венецианских консерваторий: «Превосходна здесь музыка госпиталей. Их четыре, и они заполнены незаконнорожденными девушками, а также сиротами или теми, кого не в состоянии воспитывать родители. Они воспитываются на средства государства и их учат преимущественно музыке. Они поют как ангелы, играют на скрипке, флейте, органе, гобое, виолончели, фаготе, словом нет такого громоздкого инструмента, который заставил бы их устрашиться. В каждом концерте участвует по 40 девушек. Клянусь вам, нет ничего привлекательнее, чем видеть юную и прекрасную монахиню, в белой одежде, с букетами цветов граната на ушах, отбивающей такт со всей грацией и точностью».
Скрипичные концерты Вивальди приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Как мы уже сказали, И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил скрипичные концерты Вивальди для клавира и органа. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы «Оттон» (1713), «Орландо» (1714), «Нерон» (1715). В Мантуе в 1718-1720 гг. он в основном пишет оперы для сезона карнавалов, а также инструментальные сочинения для герцогского двора.
К 1717 г. Вивальди был уже известным исполнителем, композитором и педагогом, некоторые его ученики стали известными музыкантами, одна из них – Анна Жиро.
В 1725 г. выходит из печати один из наиболее знаменитых опусов композитора «Опыт гармонии и изобретения» (ор. 8). Сборник составлен из 12 скрипичных концертов. Первые 4 концерта названы композитором «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Позже объединили в цикл «Времена года» (это не авторское название). Четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением», считаются самыми известными и исполняемыми произведениями.
В 1740 г., незадолго до смерти, Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену, где и умер в доме вдовы венского шорника и был похоронен как нищий. Неизвестна и точная дата смерти Вивальди – большинство источников указывает 1743 год. А затем имя его было забыто.

Музыкальное наследие Антонио Вивальди

Почти через 200 лет итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию рукописей композитора, которая состояла из 300 концертов, 19 опер, духовных и светских вокальных сочинений. Началось подлинное возрождение былой славы Вивальди
В России Вивальди является одним из наиболее любимых композиторов. Его часто исполняют, а творческое наследие Вивальди огромно: более 700 названий. Из них около 500 концертов, в том числе 230 – для скрипки, любимого инструмента композитора. Он писал концерты и для виолы д"амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Им создано более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов и более чем 40 опер (сохранились партитуры лишь половины из них). Кроме этого, существуют многочисленные вокальные сочинения Вивальди: кантаты, оратории, духовные произведения. Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки. Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.
Из пяти предположительных портретов великого композитора самым достоверным считается самый ранний, созданный П. Гецци 1723 г.

П.Л. Гецци «Рыжий священник» (карикатура на Вивальди, 1723)
Его ученик Пеншерль так заканчивает своё описание учителя: «Вот таким нам рисуется Вивальди, когда мы объединяем все отдельные о нем сведения: созданный из контрастов, слабый, больной, и тем не менее живой как порох, готовый раздражиться и тут же успокаиваться, переходить от мирской суеты к суеверной набожности, упрямый и вместе с тем когда нужно сговорчивый, мистик, однако готовый спуститься на землю, когда дело идет о его интересах, и совсем не дурак при устройстве своих дел».
То же самое можно сказать и о его музыке: в ней высокая духовность сочетается с жаждой жизненных впечатлений, высокое смешивается с бытовым – пением птиц, песней крестьян, журчанием весеннего ручья, раскатами грома... Его музыка отличается искренностью, свежестью, непосредственностью и особым лиризмом. Именно это и привлекает к его музыке многочисленных исполнителей и слушателей вот уже более 200 лет.

Защита проектной работы

Руководитель:

учитель музыки

Тема моего проекта «Инструментальный концерт». Я решила углубить свои знания о цикле Антонио Вивальди «Времена года». Многие литературные, живописные, музыкальные произведения, связанны с образами природы. Это стихи Пушкина, Есенина, Тютчева, картины Левитана, музыка Грига, Чайковского.

Цель моего исследования – выяснить: как связаны между собой искусство и природа, какие чувства вызывает она у композиторов и в чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

В ходе работы я решала следующие задачи .

Инструментальный конце́рт - это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра.

Во второй половине 17 века сложились два вида концертов. Кончерто-гроссо и сольный концерт.

Выдающийся итальянский композитор, несравненный скрипач-виртуоз, блестящий дирижер, живший на рубеже XVII–XVIII столетий. Он был создателем жанра инструментального концерта. Известно около 450 его концертов.

Стиль барокко был характерен для эпохи, в которую жил и творил Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику. Веду щими инструментами эпохи барокко были: скрипка, клавесин, орган.

В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части. Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта.

Вершиной творчества Вивальди является цикл «Времена года», созданный в 1723 году. Он объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В каждом из них три части, изображающие три месяца. В этих концертах музыка точно следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.

Музыка имеет глубокий подтекст, что в целом характерно для барочного искусства. Здесь подразумевается и человеческий жизненный цикл: детство, юность, зрелость и старость.

Концерт «Весна» начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки чудесно имитируют пение птиц. Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Концерт «Лето». Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щеглёнка. И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. И вот разразилась буря. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Концерт «Осень» рисует охоту. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

В концерте «Зима» композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер.

Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных "кувыркающихся" пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки.

Я думаю, что природа часто выступает как стимул творчества художника, композитора, поэта, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые они выражают в своих произведениях. Красота природы вдохновляет композиторов, художников, поэтов на создание произведений искусства. В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления.

В чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

Концерт «Времена года» связан с эмоциональным настроением человека. Слушая музыку композитора, мы хорошо понимаем, что радовало и огорчало этого человека, к чему он стремился, о чём размышлял и как воспринимал мир.

Восприятие окружающего мира, которое звучит в музыке Вивальди позитивно и жизнеутверждающе. Чувства, мысли, переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым. Именно поэтому его стиль узнаваем для широкого круга слушателей, музыка ярка и никогда не потеряет своих красок. В этом наверное секрет популярности музыки композитора Антонио Вивальди.

Просмотр содержимого документа
«000 Концерт Времена года Вивальди проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Проектная работа:

(Цикл «Времена года» Антонио Вивальди)

Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,

учитель музыки

План:

    Введение ………………………………………………………………………...

    Основная часть…………………………………………………………………

2.1. Что такое «концерт»? История возникновения и развития жанра..……….

2.2. Особенности музыки эпохи барокко…………………………………………

2.3. Краткая биография Антонио Вивальди…………………………………….

2.4. Цикл концертов «Времена года» А. Вивальди……………………………

2.5. Балет «Времена года» на музыку Антонио Вивальди………………………

    Заключение……………………………………………………………………..

    Список литературы……………………………………………………………

I. Введение

Тема моего проекта «Инструментальный концерт». Я решила углубить свои знания о цикле концертов Антонио Вивальди «Времена года». В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления. Очень часто человек стремился выразить в искусстве своё ощущение природы, своё отношение к ней.

Многие литературные, живописные, музыкальные произведения, связанны с образами природы. Это стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева, картины И.Левитана, музыка Э.Грига, П.Чайковского.

Цель моего исследования – выяснить:

Как связаны между собой искусство и природа, какие чувства вызывает она у композиторов.

В чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи :

1. Изучить историю возникновения и развития жанра концерта.

2. Познакомиться с особенностями эпохи барокко, в которую возник жанр концерта и прошла жизнь композитора Антонио Вивальди.

3. Познакомиться с творчеством Антонио Вивальди.

4. Послушать концерт «Времена года», проанализировать свои впечатления.

5. Найти в интернете сведения о балете «Времена года» на музыку Вивальди.

Для реализации представленных задач используются следующие методы исследования:

Поиск в интернете материала о творчестве композитора Антонио Вивальди, эпохе барокко, истории возникновения и развития жанра концерта.

Изучение и анализ материала по теме проекта в музыкальной литературе.

Поиск видеозаписи концерта «Времена года» А. Вивальди, просмотр и анализ своих впечатлений.

Анализ собранного материала, его систематизация и создание презентации для отчёта

II . Основная часть

2.1. Что такое «концерт»? История возникновения и развития жанра.

Конце́рт (от итальянского concerto - гармония, согласие и от латинского concertare - состязаться) - музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром.

Концерт появился в Италии на рубеже 16-17 веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (духовный концерт) и развился из сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. ( Concertiecclesiastici для двойного хора Адриано Банкьери).

Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение, таковы, в частности, написанные в 1602-1611 годах для 1-4голосного пения с цифровым басом «Сто духовных концертов» Лодовико да Виаданы.

C начала 17 века принцип «состязания» нескольких солирующих голосов постепенно распространялся и в инструментальной музыке (в сюите).

Во второй половине 17 века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов (в кончерто гроссо) и оркестра.

Первые образцы таких концертов принадлежат Джовани Бонончини и Джузеппе Торелли, однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в 1 половине 18 веке в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди - как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью. В то же время существовала и форма так называемого рипиено концерта (итальянский ripieno - полный) - без солирующих инструментов; таковы многие концерты Вивальди и Брандербургские концерты И. С. Баха.

В концертах 1 половины 18 века, как они представлены в творчестве виднейших представителей барокко, быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен, партия солиста чаще всего носила виртуозный характер; в таком стиле писали концерты, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридерих Гендель.

Во 2 половине 18 века в творчестве «венских классиков» сформировалась классическая структура концерта.

    1 часть. Аллегро в сонатной форме.

    2 часть. Медленная, чаще в форме арии, в 3-х частях.

    3 часть. Быстрая, в форме рондо или темы с вариациями.

Заложили эту структуру Йозеф Гайдн и Вольфган Амадей Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Людвига ван Бетховена.

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких («двойной», «тройной», «четверной» концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в 19 веке в творчестве Никколо Поганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Ференца Листа, Петра Чайковского и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характерным для него принципом «сквозного развития».

К жанру концерта композиторы часто обращались и в 20 веке: широко известны фортепианные концерты Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского.

На протяжении 18-20 веков были созданы концерты практически для всех «классических» европейских инструментов - фортепиано, скрипки, виолончели, альта и даже контрабаса.

2.2. Особенности музыки эпохи барокко .

Барокко - один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Предположительно происходит от португальского - жемчужина причудливой формы.

В самом деле - это жемчужина в цепи меняющихся художественных ценностей в живописи, архитектуре, скульптуре и музыке. Для мастера барокко было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Именно с возникновением барокко музыка продемонстрировала свои возможности в мире душевных переживаний. Эпоху барокко принято считать с 1600-1750 годы. За эти полтора столетия были изобретены музыкальные произведения, которые существуют и в настоящее время. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера , появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660-1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И.С. Баха и Генделя.

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет , стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как т окката и фуга.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров.

За эти полтора века музыка претерпела невероятные изменения: были «изобретены» формы, просуществовавшие не один век, на долгие годы утвердился совер­шенно новый гармонический язык.

В этот период формируется два типа концерта:

кончерто-гроссо (сопоставление всего ансамбля (тутти) с несколькими инструмента­ми);

сольный концерт (состязание солиста-виртуоза с оркестром).

Сотни произведений, написанных Корелли, Вивальди, Альбинони и

другими композиторами для одного инструмента и ансамблей, свидетельствуют о поразительной жизнеспособности итальянского сти­ля, который завоевал всю Европу.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

2.3. Краткая биография Антонио Вивальди .

Антонио Вивальди - выдающийся итальянский композитор, несравненный скрипач-виртуоз, блестящий дирижер, живший на рубеже 17-18 столетий.

Вивальди родился 4 марта 1678 в Венеции в семье профессионального скрипача: его отец играл в соборе Святого Марка, а также принимал участие в оперных постановках. Рыжий священник - такое прозвище получил Антонио Вивальди в мемуарах Карло Гольдони. И действительно, он был и рыжим и священником.

12-ти лет от роду Вивальди уже заменял в лучшем городском оркестре своего отца, а в 15 лет принял монашеский сан. В 25 лет Вивальди был признан первым скрипачом своего родного города - Венеции, ещё через десять лет стал одним из знаменитейших композиторов Европы.

Антонио получил церковное образование и готовился стать священником. Но вскоре после того, как он был посвящен в священники (1703), что давало ему право самостоятельно служить мессу, он отказался от этого, сославшись на плохое состояние здоровья (он страдал астмой, явившейся следствием перенесенный при рождении травмы грудной клетки).

В 1703 он числился учителем игры на скрипке в Оспедале делле Пиета. Монашеский сан позволил Вивальди стать музыкальным руководителем женской консерватории Ospedalle della Pieta. Тогда в консерваториях обучались способные к музыке дети от 7 до 18 лет. Основным назначением консерваторий являлась подготовка кадров для оперного театра: певцов, певиц, оркестрантов, композиторов. Вивальди преподавал воспитанницам пение, игру на клавесине, скрипке, флейте, генерал-бас и контрапункт (сочинение музыки). Однако главным в его работе оставались еженедельные концерты консерваторского оркестра, или, как тогда говорили, капеллы. В оркестре играли исключительно девочки. Под руководством Вивальди они достигли такого мастерства, что на их выступления слушатели приезжали со всех концов Европы. Сам композитор выступал с капеллой как солист-скрипач и сочинил для этого огромное число концертов, больше 450.

Антонио Вивальди писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провёл в Вене. Умер 28 июля 1741, здесь же в Вене.

2.4. Концерт «Времена года» Антонио Вивальди.

Среди музыкантов всех времён было популярно подражание птичьим голосам. Мыслители, учёные, музыканты искали в пении птиц истоки музыки. Недаром соловей стал одним из символов искусства вообще, а сравнение с ним похвала для певца. Композиторы эпохи барокко писали много прекрасной «птичьей» музыки». «Ласточка» К. Дакена, «Влюблённый соловей» Ф. Куперена, «Кукушки» А. Вивальди. Самым совершенным инструментом в эпоху барокко была скрипка. Скрипка - самый важный инструмент оркестра, «Золушка» современного симфонического оркестра. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. В своих произведениях А. Вивальди показал яркость и красоту звучания скрипки, как солирующего инструмента.

Созданные в 1723 году, четыре концерта «Времена года», композитор посвятил зиме, весне, лету и осени. В каждом из них три части, изображающие три месяца.

Для каждого концерта в качестве литературной программы Вивальди написал сонет. Замысел композитора, конечно, не ограничивается только темой смены сезонов в природе. Музыка имеет глубокий подтекст, что в целом характерно для барочного искусства. Здесь подразумевается и человеческий жизненный цикл (детство, юность, зрелость и старость), и четыре итальянских области с востока на запад, и четыре четверти суток от восхода до полуночи, и многое другое. Тем не менее, композитор пользуется броскими изобразительными музыкальными приёмами и не чужд юмору: то и дело мы слышим собачий лай, жужжание насекомых, раскаты грома. А выверенная форма и великолепные мелодии сделали эти произведения шедеврами высокого искусства.

1-й КОНЦЕРТ - "ВЕСНА" (LA PRIMAVERA )

I ч. Allegro .

Приход весны встречая звонким пеньем,

Летают птички в голубых просторах,

И слышен плеск ручья, и листьев шорох,

Колеблемых зефира дуновеньем.

Но вот грохочет гром, и молний стрелы

Шлют небеса, внезапной мглой одеты,

И это все - весенних дней приметы!

Утихла буря, небо просветлело,

И вновь кружит над нами птичек стая,

Веселым пеньем воздух оглашая.

II ч . Largo e pianissimo.

Среди цветов, с овчаркой - верным другом,

Лег пастушок; им сладко спится

Под шелест трав, под шум листвы влюбленной,

III ч. Allegro .

Волынки звук разносится над лугом,

Где хоровод веселых нимф кружится,

Весны волшебным светом озаренный.

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки чудесно имитируют пение птиц. Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль.

Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!

2-й КОНЦЕРТ - "ЛЕТО" (LESTATE )

I ч. Andantino (вступление)

Лениво бродит стадо, вянут травы,

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает и томится всё живое.

II ч. Allegro .

Поёт кукушка в тишине дубравы,

Воркует горлинка в саду, и нежно

Вздыхают ветерки... Но вдруг мятежный

Взвился Борей, пронесся вихрем в небе

И плачет пастушок, кляня свой жребий.

III ч. Adagio e piano

Боится он, заслышав гром далёкий,

От молнии в испуге замирает,

Свирепых мошек рой его терзает...

IV ч. Presto

Но вот гроза, бурлящие потоки

С крутых высот в долины низвергая,

Ревет, бушует на несжатых нивах,

И град жестокий бьет, у горделивых

Цветов и злаков головы срывая.

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка. И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается.

Неожиданно наступает затишье, это перед бурей... И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

3-й КОНЦЕРТ - "ОСЕНЬ" (L " AUTUMNO )

I ч. Allegro

Бодрящий воздух, ясная погода,

Сады и рощи в убранстве осеннем;

Счастливый пахарь праздничным весельем

Встречает золотое время года.

На нивах собран урожай отменный,

Конец трудам, заботы спало бремя,

Для песен, игр и плясок нынче время!

Из бочек льется Вакха дар бесценный,

И кто стакан до капли осушает,

Тот крепким сном блаженство довершает.

II ч . Adagio ( сон )

III ч . Allegro

Трубят рога, и рыщет гончих стая;

Охотники в тени густого бора

Идут по следу, зверя настигая.

Почуяв близость гибели грозящей,

Стрелой помчался зверь, но злая свора

Его загнала насмерть в темной чаще.

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передаётся жизнерадостное настроение. Крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова.

В конце песни скрипка замирает, все погружаются в безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми.

Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

4- й КОНЦЕРТ - " ЗИМА " (LINVERNO)

I ч . Allegro поп molto

Морозной гладью стелется дорога,

И человек, иззябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.

II ч. Largo

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, -

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи...

III ч. Allegro

Ходить по льду опасно, но и в этом

Для юности забава; осторожно

Идут по кромке скользкой, ненадежной;

Не удержавшись, падают с размаху

На тонкий лёд - и прочь бегут от страха,

Клубятся вихрем снежные покровы;

Как будто вырвались из заточенья,

Бушуют ветры встречные, в сраженье

Друг против друга ринуться готовы.

Тяжка зима, но радости мгновения

Порой смягчают лик её суровый.

В этом концерте композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи (под порывами ледяного ветра все живое дрожит в снегу).

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных "кувыркающихся" пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться.

Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается "Зима" и цикл Времен года.

Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки. В 19 веке возникла программная музыка – произведение, в основе которого лежит литературная основа.

Программная музыка – род инструментальной музыки. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание.

Концерты в творчестве А. Вивальди явились продолжением развития жанра инструментального концерта, получив законченную форму, ставшую образцом для последующих поколений европейских композиторов.

2.5. Балет «Времена года» на музыку Антонио Вивальди.

Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением жизни. Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А. Вивальди.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать к размышлениям и открывать перед слушателем неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя. Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко.

В 1984 году был создал балет прекрасный балет на всеми любимую музыку Вивальди. Он был исполнен на знаменитой площади Святого Марка в Венеции. В отсутствии театральных декораций задником служила византийская архитектура собора. На фоне древних камней и архитектурных форм танец приобрёл новые измерения. На открытой площади, в отсутствии стен воздух находится в движении и становится заметен и включается в действие. Ветер эффектно подчеркивает одежду и линии тел.

Особенно эффектно осенью – скульптурные формы танцовщиков не классические спокойные, а вивальдиевские барочные, напряжённые, порывистые, складки одежд развеваются. К тому же ветер, постоянное движение воздуха рифмуется с генеральной темой – с движением времени.

Структура постановки проста и задана структурой музыкального произведения. К четырём концертам (весна, лето, осень, зима), каждый в трёх частях, итого 12 номеров, добавлен 13-й номер (снова на музыку «Весны»), в качестве финала.

Строгая математическая структура диктует и строгую геометрическую хореографию – сюжетом являются и линии и фигуры. Музыка Вивальди и танец дуэтов, трио, ансамблей сливаются в единое целое.

III . Заключение

В чём секрет такой популярности А. Вивальди? Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А. Вивальди.

Каким же должно быть эмоциональное состояние человека, так воспринимающего природу? В концерте «Весна» это радость, ощущение счастья, ликование, торжество, восторг. Через целую гамму чувств раскрывается красота весенней поры, обновления жизни.

Большую роль в понимании музыки играют сонеты. Музыка точно следует за образами стихотворения. Литературный текст подобен музыкальному и также рассказывает о состоянии человека, его чувствах вызванными приходом весны.

Слушая музыку композитора, мы хорошо понимаем, что радовало и огорчало этого человека, к чему он стремился, о чём размышлял и как воспринимал мир.

Как же связаны между собой природа и искусство? Я думаю, что природа часто выступает как стимул творчества художника, композитора, поэта, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые они выражают в своих произведениях (вдохновляет на создание произведений искусства). Поэт – в словах, художник – в цвете, композитор – в звуках.

Концерт «Времена года» связан с эмоциональным настроением человечества. Восприятие окружающего мира, которое звучит в музыке Вивальди позитивно и жизнеутверждающе. Чувства, мысли, переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым. Именно поэтому его стиль узнаваем для широкого круга слушателей, музыка ярка и никогда не потеряет своих красок. В этом наверное секрет популярности музыки композитора Антонио Вивальди.

IV . Список литературы

    Арнонкур Н . Программная музыка – концерты Вивальди ор. 8 [Текст] / Н. Арнокур // Советская музыка. – 1991. – № 11. – С. 92-94.

    Белецкий И.В . Антонио Вивальди [Текст]: краткий очерк жизни и творчества / И. В. Белецкий. – Л.: Музыка, 1975. – 87 с.

    Зейфас Н . Старик с поразительной неистощимой страстью к композиции [Текст] / Н. Зейфас // Советская музыка. – 1991. – № 11. – С. 90-91.

    Зейфас Н . Concerto grosso в творчестве Генделя [Текст] / Н. Зейфас. – М.: Музыка, 1980. – 80 с.

    Ливанова Т . История Западноевропейской музыки до 1789 года [Текст]. В 2 т. Учебник. Т. 1. По 18 век / Т. Ливанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983. – 696 с.

    Лобанова М . Западноевропейское барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М. Лобанова. – М.: Музыка, 1994. – 317 c.

    Раабен Л . Музыка барокко [Текст] / Л. Раабен // Вопросы музыкального стиля / Ленинградский гос. ин – т театра, музыки и кинематографии. – Ленинград, 1978. – С. 4-10.

    Розеншильд К . История зарубежной музыки [Текст]: учебник для исполн. фак. консерваторий. Вып.1. До середины 18 века / К. Розеншильд. – М.: Музыка, 1969. – 535 с.

    Соловцов А.А . Концерт [Текст]: научно-популярная литература / А. А. Соловцов. – 3-е изд., доп. – М.: Музгиз, 1963. – 60 с.

Просмотр содержимого презентации
«000 Инструментальные концерты Вивальди»


Проектная работа

Выполнила:

Антонова Софья

ученица 6г класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.


Цель проекта выяснить:

- как связаны между собой искусство и природа, какие чувства вызывает она у композиторов?

  • в чём секрет популярности музыки Антонио Вивальди?

Задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития жанра концерта.

2. Познакомиться с особенностями эпохи барокко, в которую возник жанр концерта и прошла жизнь композитора Антонио Вивальди.

3. Познакомиться с творчеством Антонио Вивальди.

4. Послушать концерт «Времена года», проанализировать свои впечатления.

5. Найти в интернете сведения о балете «Времена года» на музыку Вивальди.



Кончерто-гроссо

Сольный концерт

Группа инструментов

и весь оркестр

Солист-виртуоз

и весь оркестр


Антонио Лючио Вивальди

(1678 - 1741)


Эпоха барокко

XVII – XVIII (1600-1750)


  • 1-я часть – быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления
  • 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам
  • 3-я часть – финал, подвижный, блестящий

Антонио Вивальди «Времена года»


КОНЦЕРТ - "ВЕСНА"

Приход весны встречая звонким пеньем,

Летают птички в голубых просторах,

И слышен плеск ручья, и листьев шорох,

Колеблемых зефира дуновеньем.

Но вот грохочет гром, и молний стрелы

Шлют небеса, внезапной мглой одеты,

И это все - весенних дней приметы!

...Утихла буря, небо просветлело,

И вновь кружит над нами птичек стая,

Веселым пеньем воздух оглашая.


КОНЦЕРТ - "ЛЕТО«

Но вот гроза, бурлящие потоки

С крутых высот в долины низвергая,

Ревет, бушует на несжатых нивах,

И град жестокий бьет, у горделивых

Цветов и злаков головы срывая.


КОНЦЕРТ - "ОСЕНЬ"

Трубят рога, и рыщет гончих стая;

Охотники в тени густого бора

Идут по следу, зверя настигая.

Почуяв близость гибели грозящей,

Стрелой помчался зверь, но злая свора

Его загнала насмерть в темной чаще.


КОНЦЕРТ - "ЗИМА"

Морозной гладью стелется дорога,

И человек, иззябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.


Ходить по льду опасно, но и в этом для юности забава; осторожно идут по кромке скользкой, ненадежной;

Не удержавшись, падают с размаху на тонкий лёд - и прочь бегут от страха, клубятся вихрем снежные покровы;

Как будто вырвались из заточенья, бушуют ветры встречные, в сраженье друг против друга ринуться готовы.