Искусство Фландрии В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, - презентация. Главное здание гмии – vii Фландрия 17 века

27.09.2019

Искусство Фландрии Господствующее направление - барокко.
Фламандское барокко существенно отличается от
итальянского: барочные формы наполнены
чувством клокочущей жизни и красочного богатства
мира, ощущением стихийности силы роста
человека и природы.
Основа художественной культуры – реализм,
народность, яркая жизнерадостность,
торжественность.
В живописи широко распространяется мощный
декоративизм, основанный на колористических
эффектах

Живопись

Питер Пауль Рубенс (1577-1640 гг.)

Глава фламандской школы
живописи.
Динамичность форм, сила
пластического воображения,
торжество декоративного начало –
основа творчества Рубенса.
В его полотнах неутомимой
жизнью живут герои античных
мифов, христианских легенд,
исторические деятели и люди из
народа.
П.П.Рубенс Автопортрет, 1638 г.

«Воздвижение креста» ок. 1610-1611 гг.

«Снятие со креста» 1611-1614 гг.

«Вакханалия» 1615-1620 гг.

«Похищение дочери «Охота на кабана» Левкиппа» 1619-1620 гг. 1615-1620 гг.

«Похищение дочери
Левкиппа»
1619-1620 гг.
«Охота на кабана»
1615-1620 гг.

«Персей и андромеда» 1620-1621 гг.

Цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625 гг.)

В 20 годы Рубенс создает
20 больших композиций
на тему
«Жизнь Марии Медичи»,
предназначенных
для украшения
Люксембургского дворца.
Это своего рода
живописная ода
в честь правительницы
Франции
«Рождение Марии Медичи»
«Представление портрета»

«Брак по доверенности»
«Прибытие Марии Медичи в
Марсель»
«Встреча в Лионе»

«Коронация Марии Медичи»

«Портрет камеристки «Портрет дочери» инфанты Изабеллы»,

«Портрет камеристки
инфанты Изабеллы»,
Ок. 1625 гг.
«Портрет дочери»
1616 гг.

«Крестьянский танец» 1636-1640 г.

Антонис Ван Дейк (1599-1641 гг.)

Ученик Рубенса с 12-ти лет.
Создал тип блестящего
аристократического портрета,
образ утонченного,
интеллектуального, благородного
человека. Герои Ван Дейка – люди
с тонкими чертами лица,
оттененными грустью,
мечтательностью. Они изящны,
воспитаны, полны спокойной
уверенности.
А. Ван Дейк Автопортрет, 1622-1623 гг.

«Семейный портрет», «Портрет vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvМарии Луизы де Тасгис» 1618-1626 гг. 1630 г.

«Мужской портрет», «Портрет Карла I» 1620-е гг. ок. 1635 г.

«Мужской портрет»,
1620-е гг.
«Портрет Карла I»
ок. 1635 г.

Якоб Иорданс (1593-1678 гг.)

Искусство, близкое
демократическим кругам
фламандского общества,
жизнерадостное, полное
плебейской грубости и силы.
Писал алтарные образы, картины
на мифологические темы.
Героев картин находил в гуще
народной толпы, в деревнях,
ремесленных кварталах.
Крупные, неуклюжие фигуры,
своеобразных нрав и обычай
простого народа.
Я. Иорданс Автопортрет, 1640 г.

«Сатир в гостях у крестьянина» ок. 1620 г.

«Праздник бобового короля» ок. 1638 г.

Рубенс Франс Снейдерс (1579-1657 гг.)

Крупный мастер монументальнодекоративного натюрморта
Его натюрморты – изобилие
различной снеди: сочные плоды,
овощи, битая птица, олени, кабаны,
морские и речные рыбы
нагромождены горами на столах
кладовых и лавок, свисают с
дубовых прилавков на пол,
увешивают стены.
Яркие контрастные краски,
преувеличение масштабов наделяет
предметы необычайной силой,
беспокойные линии порождают
динамичный бурный ритм.
А. Ван Дейк, Фрагмент портрета
Франса Снейдерса с женой

Живопись.

Рубенс. Питер Пауль (1577 - 1640). Родился в г. Зигене (Германия). Ранние произведения (до 1611 -1613 гг.) хранят отпечаток венецианцев и Караваджо. Одна из первых картин антверпенского периода «Воздвижение Христа» (ок. 1610 - 1611, Антверпен, Собор) показывает, как переосмысливает фламандский живописец опыт итальянцев.

Наиболее значимые работы: «Снятие со креста» (1611 - 1614), «Вакханалия» (1615 - 1620, Москва, ГМИИ), «Похищение дочерей Левкиппа» (1619 - 1620, Мюнхен, Старая пинакотека)

К 1622-25 гг. относится серия композиций на тему «Жизнь Марии Медичи». «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (Эрмитаж).

30-е годы: «Портрет дочери», «Шубка», «Крестьянский танец», «Автопортрет»

Ван Дейк. Эволюция творчества Антониса Ван Дейка (1599 - 1641) превосходила путь развития фламандкой школы второй половин 17 в. в направлении аристократизаии и светскости. В лучших произведениях Ван Дейк сохраняет приверженность реализму и, запечатлевая типические образы людей своего времени, даёт представление о целой эпохе в истории Европы.

Ван Дейк начал вою деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров: «Семейный портрет»(Эрмитаж), «Мужской портрет». Позже он работал в Генуе, где стал популярным портретистом аристократии.

К позднему творчеству относится «парадный портрет Карла I» (ок. 1635, Париж, Лувр).

Иорданс . Аристократической изысканности искусства Ван Дейка противостоит близкое демократическим кругам фламандского общества, полное плебейской грубости и силы искусство Якоба Иорданса (1593 - 1678), создавшего галерею характерных народных типов. Известные полотна: «Сатир в гостях у крестьянина», «Праздник бобового короля».

Фламандский натюрморт. Снейдерс. Крупным мастером монументально-декоративного натюрморта был друг Рубенса Франс Снейдерс (1579 - 1657). Выполненная Снейдерсом серия «Лавок для столового дворца в городе Брюге» (1618 - 1621, Ленинград, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.

Жанровая живопись. Браувер. Наиболее демократическую линию фламандской живописи 17 в. представляло творчество Адрина Браувера (16056 - 1638), который писал преимущественно небольшие картины из крестьянской жизни, продолжая в них гротескно-юморстическую линию национальной живописи, идущей от Брейеля. В середине 30-х гг. острая гротескность сменяется у Браувера мягким юмором, сочетающимся с горечью и тоской. Он глубже проникает характер героев. В его картинах среди курильщиков появляется образ мечтателя. погруженного в раздумья.

Тенирс. В области жанровой живописи работал Давид Тенирс (1610 - 1690), жанровые картины которого тяготеют к внешне занимательным и забавным сюжетам («Деревенский праздник», 1648, Ленинград, Эрмитаж). Черты идеализации, нарастающие его искусстве, соответствовали аристократической верхушке фламандского общества к концу 17 в.

.
В начале XVII века, после национально-освободительной революции, находившиеся под властью Испании Нидерланды разделились на две части. Северная часть – собственно Нидерланды, известные также как Голландия – завоевала независимость, там победил протестантизм. Нидерланды благополучно существуют до сих пор. Южная часть, когда-то именовавшаяся Фландрией, осталась под властью Испании. Её официально стали называть Католическими Нидерландами. В стране насильно сохранялось католичество. Фландрия находилась на территории современной Бельгии, занимая её северо-западную часть.

Это страна, в которой работал . Рубенса в то время называли королём художников и художником королей. Мастер получал безумное количество заказов, потому что все европейские короли буквально соревновались, у кого в коллекции окажется больше картин Рубенса. В итоге, прославленный мастер организовал что-то вроде фирмы по производству картин. Он создавал эскиз, намечал основную композицию. Далее его помощники, среди которых выделялись портретисты, пейзажисты, анималисты, натюрмортисты, вместе писали картину. Потом Рубенс сверху проходился своей кистью, создавал некое ощущение единства картины, ставил свою подпись и полотно за внушительную сумму продавалось какому-то королю, деньги делились на мастерскую и все оказывались в выигрыше. И если вы видите полотно Рубенса размером примерно в пол стены, то оно именно так и было написано.

Другое дело, что , безусловно, писал картины самостоятельно. ГМИИ повезло иметь в собрании несколько подлинных картин прославленного мастера. Все реставрационные и рентгенографические документы подтверждают, что полотно от начала до конца написано самим Рубенсом.

Автор изобразил сюжет, связанный с празднествами бога Вакха – сатиров, козлоногих духов леса, входивших в свиту Вакха. Все, в том числе Силен, пребывают в радостном опьянении. На самом деле, эта картина посвящена совсем другой теме. Это тема плодородия, силы Земли, силы природы. Мы видим спящих сатиресс, далее глаз переходит к бодрствующему сатиру в правом верхнем углу композиции, следом, к сатиру, который находится на пике своей активности, и, наконец, к засыпающему Силену. В итоге получается некий круговорот времён года – зимы, весны, лета и осени. Композиция вписывается в единый овал и всё это подчёркивается роскошными формами на переднем плане – беременными сатирессами, виноградными гроздями. То есть речь идёт о плодородии земли, о вечном возрождении природы после зимы. Такова, по мнению большинства исследователей, тема этой картины.

Ещё одна подлинная работа Рубенса – это «Апофеоз инфанты Изабеллы».

Это эскиз для триумфальных ворот. Когда инфант Фердинанд, наместник Фландрии, прибывает из Испании, для торжественной встречи правителя ставят деревянные, может быть даже фанерные ворота и расписывают их под каменные. Новый правитель въезжает в город через такие Триумфальные ворота. Эта традиция существовала на протяжении всего нового времени, по крайней мере в XVII-XVIII веках Триумфальные ворота устанавливались довольно часто.

При создании Триумфальных ворот Рубенс работал с подмастерьями, фактически – малярами. Художник должен был показать им, как расписывать эти ворота. Посмотрите, одна из колонн почти не раскрашена. Дальше, он нанёс чуть больше теней, затем ещё больше, и, наконец, выполнил окончательный вариант. В правой части также просматриваются едва намеченная тень, затем тень, наложенная гуще, и, наконец, готовый вариант.

Фактически, мастер показывал своим помощникам разные этапы работы, он создал некую наглядную инструкцию по установлению Триумфальных ворот.

Центральный же образ Рубенс писал в своей мастерской. На эскизе живописец изобразил триумф почившей инфанты Изабеллы. Она изображена на облаках. Рядом с ней – женщина с тремя детьми, это олицетворение милосердия, символ того, что Изабелла была милосердной правительницей Фландрии. Фландрия – женщина, стоящая на коленях, обращается к ней в молитве, а та отвечает на них, указывает на Фердинанда и говорит: «Вот ваш новый наместник».

Справа видно, как испанский король отправляет нового наместника во Фландрию. «Он будет таким же добрым и милосердным правителем, как и я» – эта мысль читается в жесте Изабеллы. Таким изображением Фердинанда похвалили, польстили ему и намекнули, что от него ждут. Ворота были сделаны замечательно. Это аллегория должна была показать герцогу, каким правителем он должен был быть для Фландрии.

В мастерской Рубенса работал и . работал то под именем мастерской Рубенса, то под своим именем. После смерти Рубенса, Якоб Йорданс стал главой фламандской школы живописи. В коллекции музея есть несколько работ Йорданса.

– изображение античной легенды, басни Эзопа, о том, как однажды зимой Сатир отправился в соседнюю деревню для того, чтобы познакомиться с живущими там крестьянами. Зимой в горах Греции бывает достаточно холодно, крестьянин замёрз и чтобы согреть руки дул на них. Сатир спросил: «Зачем ты дуешь на руки?” Крестьянин объяснил, что таким образом он согревает руки. Затем крестьянин пригласил Сатира в дом на незатейливый обед. Похлёбка оказалась горячей и крестьянин стал дуть на неё. Тогда Сатир спросил: «А зачем ты теперь дуешь на похлёбку, куда же её ещё больше греть, она и так горячая?» Крестьянин удивился и сказал: «Теперь я на неё дую, чтобы остудить». И Сатир решил, что раз из уст человека может исходить и холод и тепло, то человек – существо невероятно двуличное, дружить с ним не стоит и пока не поздно убрался восвояси в лес.

Здесь мы видим тот момент истории, когда Сатир, невероятно смущенный, излагает свои умопомрачительные выводы, а крестьяне очень живо реагируют. Мужчина от удивления поперхнулся похлёбкой, его жена как будто говорит: «Да что ж ты такое говоришь!». Ребёнок от удивления открыл рот. Сосед смеётся, а соседка с иронией смотрит на него с высоты своего жизненного опыта.

В целом сцена выглядит невероятно реалистично. Мифологических античных персонажей Йорданс одевает в современные ему одежды и, по сути, изображает визит Сатира к фламандским крестьянам XVII века. Художник проделывает это для того, чтобы сделать эту сцену более живой, чтобы зритель ещё больше впечатлился и проникся духом этой истории, для того, чтобы произвести на зрителя большее впечатление.

В этом зале представлены и работы художника . – это мастер, который также работал в мастерской Рубенса и был натюрмортистом. В музее хранятся роскошные натюрморты с изображением дичи и всевозможных сортов рыбы – «Рыбная лавка».

Эти фламандские натюрморты говорят об изобилии, о вкусе. Нам они могут показаться несколько жестокими, но для людей того времени это была радостная картина изобилия.

Есть в собрании и полотна художника , в его коллекции находился портрет кардинала Паллавичини, приписываемый Тициану. Сначала к работал в мастерской Рубенса, а затем отправился в Англию. Поехал мастер туда ненадолго, выполнить некоторые заказы, а затем перебрался насовсем и, как не парадоксально это звучит, стал одним из основоположников английской школы живописи.

Прекрасный портретист, основоположник парадного портрета. На экспозиции выставлен портрет Стевенса – фламандского буржуа, купца и портрет его супруги. Они выполнены в сдержанной манере.






Искусство Фландрии В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но самобытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого раз деления послужила драматическая история Нидерландов во второй поло вине XVI в. В то время в Нидерландах широко распространился протестантизм вероучение, отрицавшее почитание икон как идолопоклонство и отказавшееся от церковного искусства. В 1566 г. по стране прокатилась волна иконоборчества. За несколько дней было разгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены статуи святых, алтари, иконы. Король Испании Филипп II, под властью которого находились тогда Нидерланды, отправил в страну большую армию, чтобы восстановить господствующее положение Католической Церкви. Испанцы жестоко подавляли волнения, при этом десятки тысяч нидерландцев погибли. В ответ на насилие вспыхнуло вооружённое восстание. На севере страны, где протестанты составляли большинство населения, в 1581 г. было провозглашено новое государство Республика Соединённых провинций. Ведущая роль в нём принадлежала Голландии, и довольно скоро так стали называть всю страну. На юге Нидерландов победу одержали испанцы. В 1585 г. сдался последний оплот повстанцев город Антверпен. Филипп II в 1598 г. передал Южные Нидерланды любимой дочери инфанте Изабелле (). Вновь образованное государство в официальных документах называли Католическими Нидерландами, в учёных трудах Бельгией, в просторечии же Фландрией, как и самую развитую из входящих в неё провинций. Оно полностью зависело от Испании. В борьбе за религиозные идеи поражение потерпела культура: немало пре красных памятников искусства уничтожили протестанты, но и в католических провинциях надолго пришлось забыть об исконной художественной традиции. Католическая Церковь с подозрением относилась к сказочной пестроте старонидерландского искусства. Художники, которые пытались по своему толковать библейские сюжеты, рисковали быть обвинёнными в ере си. Церковное искусство изменилось. Оно отныне должно было не просто объяснять прихожанам Священное Писание, а в буквальном смысле очаровывать, подчинять их сознание авторитету Церкви. Этому служили органная музыка, причудливая архитектура храмов, религиозная живопись. Если в Средние века храм мыслился как школа, то в XVII в. он скорее напоминал театр. Гильдия (от нем. Gilde) в Средние века в Европе название религиозных, политических, профессиональных и других объединений. Святой Лука, который, по преданию, написал портрет Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, считался покровителем художников, поэтому гильдия живописцев носила его имя.


ПИТЕР ПАУЭЛЬ РУБЕНС (гг.)


Питер Пауэл Рубенс родился в городке Зиген в Вестфалии (Германия). Отец будущего художника, антверпенский юрист Ян Рубенс, был протестантом и вывез семью за границу спасаясь от преследований испанцев. Там Рубенсы перенесли немало лишений, а в 1587 г., после смерти отца семейства, перешли в католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен. Юный Рубен ходил в школу при соборе и получил неплохое гуманитарное образование. Уже в тринадцатилетнем возрасте он решил стать живописцем и начал учиться у разных мастеров. В 1598г. молодой художник был принят в члены городской гильдии Святого Луки, что дало ему право подписывать и продавать свои работы.


Автопортрет с женой Изабеллой Брандт (Жимолостная беседка) 1609г. В 1600 г. Рубенс отправился в Италию: посетил Венецию, Флоренцию, Геную, Рим. В 1602 г. он поселился в Мантуе и поступил на службу к герцогу Винченсо I Гонзага, владельцу знаменитой коллекции живописи. Рубенс копировал и изучал наиболее прославленные работы итальянских мастеров. По поручению своего покровителя он совершил поездку в Испанию, где познакомился с произведениями испанских художников. В 1608 г. Рубенс поспешно возвратился в Нидерланды, узнав о тяжелой болезни матери, но в живых её он уже не застал. Художник обосновался в Антверпене и женился на дочери городского секретаря Изабелле Брандт. В связи с этим событием Рубенс написал автопортрет с супругой, известной под названием «Жимолостная беседка» (1609 г.). Молодожены изображены сидящими в саду под пышным кустом жимолости. Собственным чертам живописец придал оттенок философского спокойствия с лёгким налётом печали, взгляд юной Изабеллы полон живого любопытства.


Водружение креста г. Картина находится: Старая пинакотека, Мюнхен В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это сулило жалованье, престиж и большую свободу творчества. К тому же ему позволили не переезжать в Брюссель, где находился двор. В 10-е гг. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. В 1610 – 1611 гг. он расписал алтарь антверпейской церкви Святой Вальпургии. Его центральная часть – «Водружение креста» - посвящена распятию Христа. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест. Лица их почти не видны, а напряженные мышцы тел, стальные латы, тускло – красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Даже пригвожденный к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.


Среди произведений Рубенса на религиозные сюжеты особое место занимает «Последнее причащение Святого Франциска» в алтаре францисканской церкви Антверпена (1619 г.). Эта картина интересна не броскими живописными эффектами, а редкой для Рубенса задушевностью. Слабый свет из полузанавешенного окна проникает в бедную монастырскую церковь. Краски на полотне мягкие и приглушенные. В сумраке среди бурых одеяний монахов выделяется бледно – золотистое тело полунагого Святого Франциска (перед смерть он решил отречься от последних земных благ, которыми ещё пользовался, в частности от верхней одежды). Простые лица монахов, прощающихся с наставником, выражают искреннее горе и одновременно решимость мужественно перенести утрату.


Похищение дочерей Левкиппа г. Картина находится: Старая Пинакотека, Мюнхен Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа» (гг.) привлекает необыкновенно искусная композиция. Все фигуры – похитители, отчаянно сопротивляющиеся девушки, стремительно рвущиеся кони – объединены по принципу симметрии. В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую.


Битва греков с амазонками 1615 – 1619 г. Картина находится: Старая Пинакотека, Мюнхен Дух напряженной, яростной схватки передаёт картина «Битва греков с амазонками» (1615 – 1619 гг.). по небу проносятся свинцово – сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов… Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Это усиливает драматизм сцены: мост надежен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побежденные барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергичными мазками.


В 1614г. Рубенс перестроил свой дом в Антверпене и превратил скромное жилище в настоящий дворец, а сад украсил беседками и павильонами в итальянском стиле. Там же располагалась мастерская, где безостановочно кипела работа. У прославленного живописца не было отбоя от заказчиков само высокого ранга, среди которых – французская королева – мать Мария Медичи, правителя Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы… Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но у него ещё с первых лет пребывания в Антверпене было достаточно учеников, которые помогали ему и в то же время постигали на практике приёмы его искусства. Работа над картиной была надежно отлажена. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. На тщательно загрунтованный холст (Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому: на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна. Когда подготовительная работа заканчивалась, живописец, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками, буквально оживлял их. При этом Рубенс сознавал, что с некоторыми задачами другие художники справляются лучше, чем он. Мастер доверял исполнять цветы и животных в своих композициях Яну Брейгелю, натюрморты –Франсу Снейдеру, пейзажи фоны – другим живописцам. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс.


Портрет Изабеллы Брандт 1625 г. Картина находится: Галерея Уффици, Флоренция Рубенс написал немало портретов, хотя не был портретистом по призванию – ему не хватало психологического чутья. Однако постичь и отобразить душевные качества близких людей ему было вполне по силам. Приблизительно 1625 г. датируется портрет Изабеллы, жены художника. Она изображена в открытом чёрном платье. На заднем плане тревожно догорает закат. Этот торжественный фон оттеняет живое и тонкое лицо с удивленно приподнятыми бровями, блестящими тёмно – карими глазами, трогательными ямками на щеках. Год спустя тридцатичетырехлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Рубенс писал о ней: «Она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной… что все любили её живую и оплакивали мёртвую».


Портрет Елены Фоурмен 1633 г. Картина находится: Старая Пинакотека, Мюнхен На склоне лет Рубенс искал покоя. В одном дружеском письме он признавался: «Я решил снова жениться, потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон пытались убедить сделать выбор при дворе… Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисть…». Рубенсу было пятьдесят три года, а его избраннице Елене Фоурмен – всего шестнадцать, когда в 1630 г. они обвенчались. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. В её лице нет тонкости, того ума, что отличали покойную Изабеллу Брандт: Секрет обаяния Елены – в простодушии и наивной жизнерадостности. Как ни странно, Рубенс ещё задолго до встречи с ней изображал в своих работах женщин с подобными чертами. Его идеал бодрой и чистой юности вдруг нашел воплощение в девушки, жившей по соседству.


Шубка 1638 – 1640 г. Портрет Елены Фоурмен 1633 г. Картина находится: Художественно – исторический музей, Вены На знаменитом полотне «Шубка» (гг.) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Поза купальщицы напоминает античные статуи, но это всё на зрителя сдержанно – приветливо, строгая Елена за то что-то выговаривает своему пасынку Николасу, мальчик слушает упрёки с грустной почтительностью. В поздние годы жизни Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью. Точные, подвижные мазки прекрасно передают разреженность воздуха, упругость и тяжесть дорогих тканей, тепло здорового тела.


Кермесса 1635 – 1636 г. Картина находится: Лувр, Париж В 1635 г. Рубенс купил поместье Стен в Брабанте, провинции Южных Нидерландов. Отныне основным содержанием его творчества стали образы близких людей и скромная, но величественная брабантская природа. Художник по-прежнему не мыслил природы отдельно от обживающих её людей. Явно под впечатлением от произведений Брейгеля Старшего он написал свою «Кермесу» (гг.). по спокойной равнине с высохшей речкой, уснувшими от полуденного зноя деревья, пологими холмами на горизонте, словно вихрь, проносится толпа разгоряченных, опьяневших крестьян. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Жадно обнимаются пары влюбленных, кривляются старички, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают пивом. Крестьяне спешат насладится краткими радостями праздника. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца


Автопортрет 1639 г. Картина находится: Художественно – исторический музей,Вены В числе последних работ Питера Пауэля Рубенса – автопортрет 1639г. Взгляд художника внимателен и суров. Лицо осунулось, побледнело. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Рубенсу оставалось жить меньше года. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков.


Итог Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи, но лишь для того, чтобы на этой основе обновить и преобразовать художественную традицию Нидерландов. Фламандская школа – это прежде всего школа Рубенса. Его творчество оказало большое влияние и на многих мастеров из других стран.

Общая характеристика:

Преобладающая роль церкви в культуре рассматриваемой эпохи обусловила как в литературе Фландрии, так и в ее изобразительном искусстве развитие религиозной тематики. Церковь являлась наиболее крупным заказчиком и требовала во множестве картины для восстанавливаемых и вновь сооружаемых храмов. Все предпосылки барочной живописи оказывались налицо. Большие алтарные картины своей эмоциональной насыщенностью и драматизмом должны были захватывать массового зрителя и служить вместе с тем проводниками идей восторжествовавшего католицизма. Они должны были одновременно способствовать пышности убранства храмов и вызывать впечатление торжественности. Что касается плафонной живописи, то во Фландрии, в отличие от Италии, она была мало развита. Требования дворянско-придворных кругов или крупной буржуазии во многом были аналогичны. И те и другие не жалели затрат на украшение стен родовых замков или своих богатых городских жилищ. Здесь были уместны мифологические сюжеты и другие темы светского характера, из которых особое развитие получили изображения охот и мертвой природы.

Указанное назначение обусловило крупные размеры картин, монументальность трактовки форм и широкий декоративизм. Последнее качество достигалось главным образом колористическими эффектами. Яркая красочность в соединении с широкой мастерской техникой явилась одним из характернейших свойств фламандской живописи периода ее расцвета.

· Питер Пауль Рубенс (1577-1640). «Водружение креста» (1610-1611), «Охота на львов» Мюнхенского собрания (ок. 1615 г.), «Персей и Андромеда» (1620-1621), «Вакханалия» (ок. 1620 г., Москва, ГМИИ), «Портрет камеристки эрцгерцогини Изабеллы», «Крестьянский танец» (1637-1638, Прадо), «Похищение дочерей Левкиппа»

· Антонис Ван Дейк (1599-1641). «Портрет молодого человека», Дрезденская галерея, «Портрет маркизы Спинола Дориа», Берлин, «Иконография Ван Дейка» (издание портретов его выдающихся современников, гравированное по его рисункам с натуры), «Портрет Карла I», Лувр,

· Якоб Иорданс (1593-1678). «Король пьет», или «Бобовый король», «Сатир в гостях у крестьянина» (Москва, ГМИИ), типичные образы представителей восходящей буржуазии («Портрет старика», Эрмитаж, портрет четы ван Сурпель, Лондон, частное собрание),

· Франс Снейдерс (1579-1657). Охотничьи сцены, натюрморты (серия лавок, 1620-е гг., Эрмитаж).

· Адриан Браувер (1606-1638). Из характернейших работ мастера можно назвать «Драку крестьян при игре в карты» (1630-е гг., Дрезденская галерея) или «Сцену в кабачке» (ок. 1632 г., Эрмитаж).

· Давид Тенирс (1610-1690). Тенирс особенно любит представлять празднества, радостные трапезы с танцами под открытым небом: «Деревенский праздник» (1646, Эрмитаж), «Крестьянская свадьба» (1650, Эрмитаж).

Творчество П. П. Рубенса

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко.

Рубенс - создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества.

Ранние (антверпенский период) произведения Рубенса (до 1611 - 1613 годов) хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо. В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики, изменчивости жизни. Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов. В них перед зрителями разыгрывались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем и нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. Так решена композиция «Воздвижение креста» (около 1610-1611, Антверпен, Собор). Монументальные алтарные композиции Рубенса органически включались в барочную пышность церковного интерьера, захватывали зрелищностью, интенсивностью стиля, напряженными ритмами («Снятие с креста», 1611-1614, Антверпен, Собор).

Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии повседневного.

Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сип.

Со второго десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. Движение пластических масс, патетика жестов подчеркиваются экспрессией развевающихся тканей, бурной жизнью природы. Сложные композиции строятся асимметрично по диагонали, эллипсу, спирали, на противопоставлении темных и светлых тонов, контрастах цветовых пятен, с помощью множества переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и пронизывающих группы.

Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана» (Дрезден, Картинная галерея), «Охота на львов» (около 1615, Мюнхен, Старая пинакотека; эскиз - Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е годы. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому («Персей и Андромеда», 1620-1621, Эрмитаж). К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625, Париж, Лувр), предназначенных для украшения Люксембургского дворца.

С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным. Одна из центральных тем этого периода - сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью. Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635, Флоренция, галерея Питти). Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 годами, Мадрид, Прадо).

Творчество А.Ван Дейка

Антонис Ван Дейк (1599-1641) - крупнейший живописец Фландрии, ученик Рубенса и его младший современник. В его творчестве, в котором намечается отход от демократических традиций национальной живописи, ярко отразился общий процесс аристократизации современного ему фламандского общества. Но в лучших произведениях Ван Дейка сохраняется здоровое реалистическое начало, создаются глубокие, содержательные образы людей своего времени. Первоначальное художественное образование Ван Дейк получил в Антверпене у живописца ван Балена. Девятнадцатилетним юношей он пришел в мастерскую Рубенса. Рубенс высоко оценил своего ученика, и вскоре Ван Дейк стал его помощником в выполнении различных заказов.

Ван Дейк может быть назван прирожденным портретистом. Он создал свой стиль портретного искусства, завоевавший широкую популярность в высших кругах многих европейских стран. Заказчиков привлекало не только блестящее мастерство решения Ван Дейком самого типа парадного аристократического портрета. Притягательную силу искусства Ван Дейка составил лежащий в его основе идеал человеческой личности, которому он следовал в своих произведениях.

Человек у Ван Дейка как бы приподнят над повседневностью; внутренне облагороженный, он лишен отпечатка заурядности. Художник прежде всего стремится показать его духовную утонченность. В лучших своих портретах Ван Дейк, не впадая в поверхностную идеализацию, создал жизненные и типические образы, обладающие вместе с тем своеобразной поэтической привлекательностью.

Ранние антверпенские портреты Ван Дейка представляют изображения знатных горожан родного города, их семей, художников с женами и детьми. Эти произведения тесно связаны с традициями фламандской живописи («Семейный портрет», между 1618 и 1620 гг., Эрмитаж; портрет Корнелиса ван дер Геста).

В Риме он создал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (Флоренция, Питти). Изображение кардинала, восседающего в кресле на фоне красного занавеса, носит подчеркнуто парадный характер. Но внешняя представительность сочетается с раскрытием богатой внутренней жизни человека. Ван Дейк подчеркивает исключительность этого человека, вносит в образ оттенок приподнятости.

В Генуе он становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Знакомство с живописью венецианцев обогащает композиционные приемы мастера, его палитру. Он создает величественные, часто в полный рост портретные изображения представителей итальянской знати. Надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, украшенных драгоценностями платьях с длинными шлейфами представлены на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных дворцов Генуи. Это блестящие обстановочные портреты-картины. Не все произведения генуэзского периода равноценны--в некоторых из них преобладает известная светская обезличенность. Но в лучших портретах этого времени, как и в портрете Бентивольо, создается впечатление своеобразной приподнятости образов.

По возвращении Ван Дейка на родину начинается второй антверпенский период его творчества (1627-1632). В это время Рубенс уезжает в длительную дипломатическую поездку, и Ван Дейк становится фактически первым художником Фландрии. С 1630 г.- он придворный художник эрцгерцогского двора. Ван Дейк пишет в это время множество алтарных образов для различных фламандских церквей, а также картины на мифологические сюжеты. Но, как и прежде, его главным призванием остается портрет. Наряду с изображениями сановников и вельмож, военачальников и прелатов, богатых фламандских купцов, написанных в традициях парадного портрета, он создает портреты юристов, врачей, своих собратьев - фламандских художников. Именно в этот период творчества особенно ярко проявляется живой темперамент Ван Дейка, его связь с реалистическими традициями искусства Фландрии. Точностью и содержательностью характеристик отличаются портреты художников: усталого, строгого Снейдерса, молодцеватого Снейерса, добродушного Крайера, врача Лазаруса Махаркейзуса, филолога и издателя Яна ван ден Ваувера. Одно из самых значительных произведений этих лет - портрет молодой красавицы Марии Луизы де Тассис. Портрет этот сохраняет ту степень представительности, которая отличала генуэзские работы Ван Дейка, и вместе с тем это образ, полный жизненной силы и спокойной естественности.

Позже Ван Дейк становится придворным художником Карла I. В Англии честолюбивый Ван Дейк получает дворянский титул. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее английское общество. В некоторых, особенно ранних произведениях этого периода Ван Дейк сохраняет еще силу своего дарования. Ярко выраженный аристократизм образов сочетается в них с эмоциональной и психологической утонченностью: портреты Филиппа Уортона, Мери Расвен, Томаса Уортона. К выдающимся произведениям Ван Дейка английского периода принадлежит и портрет короля Карла I . Среди многочисленных портретов Карла I, написанных мастером в традиционных приемах, это полотно выделяется особой оригинальностью замысла. Принципы парадного изображения выявлены здесь не форсированно, как во многих других вандейковских портретах, а как бы смягченно, в более интимном истолковании, которое, однако, благодаря блестящему мастерству художника отнюдь не идет в ущерб представительности модели. Король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе; позади него слуга держит породистого коня. Изысканной красотой отличается насыщенный прозрачными серебристо-серыми и тускло-золотистыми оттенками колорит портрета. Образ Карла I - само воплощение элегантности и аристократизма - опоэтизирован Ван Дейком, и вместе с тем здесь очень тонко передана внутренняя сущность этого человека, надменного и слабого, легкомысленного и самоуверенного, обаятельного кавалера и недальновидного монарха.

Но никогда еще противоречия в творчестве Ван Дейка не были столь очевидными, как в английский период. Наряду с названными произведениями, которые свидетельствуют о его высоком мастерстве, Ван Дейк, послушно следуя желаниям своих знатных заказчиков, создает множество пустых идеализированных портретов. Снижаются и живописные качества его произведений. Показателен сам метод его работы в это время. Заваленный заказами, он, подобно Рубенсу, окружает себя учениками-помощниками. Ван Дейк работал в течение одного дня над несколькими портретами. Эскиз с модели занимал не более часа, остальное, особенно одежда и руки, дописывалось в мастерской учениками со специальных натурщиков. Уже на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет. Подобный метод привел к преобладанию у него определенного штампа.

Художественная роль Ван Дейка была чрезвычайно значительна и проявилась главным образом за пределами его родины. Английские портретисты опирались на традиции его искусства. С другой стороны, тип идеализированного парадного портрета позднего Ван Дейка стад образцом для многих западноевропейских живописцев 17-18 веков.

Основные произведения:

Фламандский натюрморт 17 в.

Одной из наиболее своеобразных областей фламандской живописи 17 в. был натюрморт, который получил в это время самостоятельное значение. Достигавшие часто колоссальных размеров натюрморты служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати. В противоположность интимному голландскому натюрморту фламандский натюрморт граничит с сюжетной композицией. Изображаются близкие к бытовому жанру сцены в лавках и кухнях; среди бесконечного изобилия предметов теряются человеческие фигуры. Жизнерадостный характер искусства Фландрии проявился в натюрморте с особенной силой; фламандские художники показали свое блестящее мастерство в передаче многообразных форм предметного мира.

Крупнейшим натюрмортистом Фландрии 17 в. был соратник Рубенса Франс Снейдерс (1579-1657). На огромных полотнах Снейдерса туши мяса, убитая лань, омары, голова кабана, разнообразные сочные, спелые овощи и фрукты, груды битой птицы, морские и речные рыбы причудливо громоздятся на столах, и кажется, лишь рамы картин ограничивают это бесконечное изобилие даров природы. Из общего оливкового тона выделяются звучные пятна белого, синего, особенноо красного (омары, мясо, ягоды, одежда лавочника или лавочницы). Некоторая хаотичность построения натюрморта Снейдерса подчиняется единой цветовой композиции, создающей впечатление законченного декоративного целого. В зрелый период творчества в известной серии натюрмортов (1618-1621), предназначенной для дворца мецената архиепископа Триста, ныне украшающей залы Эрмитажа, Снейдерс создает «Рыбную», «Фруктовую» и «Овощную» лавки. Художник со всей тщательностью пишет каждый предмет, однако прежде всего он видит натюрморт в целом, стремясь к всеобъемлющему изображению богатства природы. Яркие, нарядные натюрморты Снейдерса полны ликующей праздничности и меньше всего могут быть названы «мертвой натурой» - настолько полны они кипучей жизни. Этот динамизм усиливается тем, что художник вводит в свои натюрморты живые существа (маленькая обезьянка крадет фрукты, собака бросается на кошку, подошедшая лошадь ест овощи и т. д.). Снейдерс был большим мастером в изображении животных, в то время как человеческие фигуры наименее выразительны в его картинах; их чаще всего писали другие художники. Недаром многие натюрморты Снейдерса близки к его сюжетным композициям - стремительным охотничьим сценам или шумным птичникам. Своеобразный жанр охотничьих сцен, в области которого работал и близкий к Снейдерсу живописец Пауль де Вое (1596-1678), получил распространение именно во фламандском искусстве, ибо изображение захватывающего зрелища яростной схватки травимых собаками диких зверей открывало особенно благоприятные возможности для излюбленных фламандскими мастерами эффектов.

Более сдержанно и утонченно творчество Яна Фейта (1611-1661), другого выдающегося мастера фламандского натюрморта. Фейт не стремится, в отличие от Снейдерса, к созданию произведений мощного монументально-декоративного размаха. Его натюрморты - это замкнутые станковые картины, более интимные, более строгие в выборе предметов, обладающие четкой и компактной композицией и редкой красотой колорита. В тонко сгармонированных переходах серых, голубых, синих, красных, лилово-серых, желто-розовых тонов он создал неисчерпаемые красочные вариации. С особой виртуозностью Фейт передает фактуру изображенных предметов: нежных переливчатых жемчужно-серых перьев птиц, пушистого мягкого меха зайца, влажного, сияющего, как драгоценности, винограда («Битая дичь», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; «Фрукты и попугай», 1645, Эрмитаж; «Фрукты и цветы», Брюссель, Музей изящных искусств). Рядом с произведениями Рубенса, Иорданса, Снейдерса и других фламандских живописцев первой половины 17 столетия работы их современника Адриана Браувера (1605/06-1638) кажутся необычными. Однако искусство этого самобытного мастера не было некоей исторической случайностью. Творчество Браувера, развивая существовавшие в живописи и литературе 16 в. традиции гротескного юмористического изображения человека, отразило теневые стороны жизни низов фламандского общества. Он писал маленькие жанровые композиции, в которых запечатлены сцены в убогих прокуренных кабачках, где собирались крестьяне, бедняки и бродяги. Его картины часто изображают попойки, переходящие в ожесточенные драки, карточные игры, курильщиков, жестокое доморощенное врачевание. Дерзкий дух богемного озорства пронизывает произведения Браувера, составляющие резкий контраст господствовавшим в то время во фламандском искусстве художественным направлениям.