Миф о медузе горгоне краткое. PR в Античной мифологии. Верования и амулеты

24.06.2019

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза - женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины - эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.

Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны - Стено и Эвриала - чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.

В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы - крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца - Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела.

Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.

Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон - Грей - было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.

Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение - самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.

И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.

Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.

Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров - предметов с таким изображением - знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным - практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», - писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона - одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза - олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, - Лауры Афины - олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо - копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини - непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза - существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона - не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой - Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д"Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.

Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.

На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза - Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 - 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище - Медузу. В какой то момент герой понимает, что он - не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше - герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души.

Бигирисданова Ольга
Пожарова Олеся

Медуза Горгона

Краткое содержание мифа

«Медуза», Караваджо
1598-99, Уффици
Изображение отрезанной
головы Горгоны

Горгоны - в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи и бога моря Понта. Горгоны - это три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Медуза, в отличие от старших сестер, существо смертное. В незапамятные времена сестры были красными морскими девами и обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид.

Горгона Меду́за (греч. Μέδουσα, точнее Медуса — «стражник, защитница, повелительница») — наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное - храм Афины. Афина была вне себя от ярости, и мало того, что превратила Горгону в крылатое чудовище, но еще и наделила ее ужасающей силой - превращать в камень все живое своим взглядом. Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик, и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро забыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда появится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Такова была воля Афины.

Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом, было убийство горгоны Медузы. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Взгляд героя упал на блестящий щит — подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с Горгоной медузой. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним — Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее небо и скрылись из виду. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей.

Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить.

Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту - эгиде - получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа - богиня со страшным взглядом. Позднее в Древнем Риме изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.

Образы и символы мифа

Медуза Горгона скульптора Бернини

Образ Медузы Горгоны представляется устрашающим и опасным: «Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» - так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками. Все жители боялись Горгону и считали ее воплощением зла и жестокости. Но если помнить ее историю, то медуза Горгона - образ невинно убиенной героини, которая пострадала из-за своей красоты.

Кровь Горгоны обладала одновременно целительными и губительными свойствами. Асклепий, которому Афина отдала ее, с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей - порождением крови горгоны Медузы.

Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний (2 в. н.э.) упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей.

А изображение змеи, обвивающей чашу, появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины.

Медуза Ронданини
ок. I в. н. э. Мрамор
Мюнхен, Глиптотека

Самый важный символический элемент мифа - голова медузы Горгоны. И в отрубленном состоянии она обладала теми же способностями превращать людей в камень. Показав лик Медузы Кето, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко. В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.

Эмблема Versace

Голова Горгоны изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах - дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Голова медузы также стала эмблемой дома Versace.

Возникновение образа Медузы Горгоны зачастую связывают с преданием о "дурном глазе", однако наиболее приемлемой кажется следующая теория: с давних времен, Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование, её образ нельзя понимать однозначно - это олицетворение единства в человеке хаоса и порядка, красоты и коварства, самоограничения и развращенности.

Итак, можно говорить, что Медуза Горгона - это не просто древний вымышленный персонаж, а символ, являющийся своеобразным зеркалом человеческих душ.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Горгона - персонаж очень известный и сформировавшийся уже к VIII веку до рождества Христова. Во времена Гомера образ Горгоны был настолько известен, что он запросто упоминает её в своих произведениях, не углубляясь в описание её образа или историю. Вообще в гомеровские времена горгону активно изображали на монетах и в изобразительном искусстве, одним словом, в то время медуза отсутствием внимания не страдала. Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера, Горгона упоминалась в литературных трудах Гесиода, Эсхила, Овидия.
Овидий дает не только историю битвы с Персеем, убившим Горгону, но также излагает всю родословною Медузы.

Медуза Горгона - «воплощение дурного глаза». Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов и американских индейцев немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». Изображения на боевых щитах служили «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, воротах, медальонах. Хотя миф о медузе Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном сглазе», именно благодаря ему в обиход вошли маски-талисманы (горгонейоны).

Социальное значение мифа

Ограда летнего сада

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Образ медузы был использован и в живописи, и в литературе, и в архитектуре.

На старинных картах звёздного неба Персей традиционно изображается держащим в руке голову Медузы; её глаз — переменная звезда Алголь (бета Персея).

Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот — горгонейон, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга, красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решетке Летнего сада.

Такие великие художники, как Леонардо Да Винчи, Караваджо, Рубенс, Бёклин не оставили миф о медузе без внимания. И отразили ее образ в своих произведениях.

Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

В «Фаусте» Гете медуза бродит по шабашу, приняв образ Гретхен, чем смущает главного героя.

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи - на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Перуцци. Персей и Медуза. 1511. Фреска

Медуза Челлини — непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Так же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Горгона Медуза является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Versace.

Итак, медуза Горгона воспринималась во все времена неоднозначно, она вызывала много споров и дискуссий, но то, что о ней говорили великие творцы искусства и культуры, заслуживает огромного уважения и внимания к медузе. И сегодня миф о медузе Горгоне не утратил своей актуальности, и каждый может извлечь из него частицу полезного.

Мифы Древней Греции оказали огромное влияние на формирование европейской литературы, а для ученых эти произведения коллективного народного творчества и по сей день являются источником познания эволюции психологии человека. Кроме того, они являются неиссякаемым для художников, поэтов и музыкантов. В частности, многими живописцами эпохи Возрождения были написаны полотна на тему мифа, в котором Персей убивает горгону Медузу.

Мифы: начало начал

Согласно мифам Древней Греции, сначала во Вселенной существовал только Скотос, который олицетворял Мглу. Затем из нее возник Хаос. Объединившись, они породили Ночь, Мрак и Любовь (Никту, Эреба и Эроса).

Эти главные боги стали родителями Земли и Неба (Геи и Урана), а также божеств, олицетворяющих стихии, гекатонхейр, титанов и титанид. К последним относились Рея и Кронос, от которых произошли олимпийские боги. Последние стали главными героями древнегреческих мифов и дали обширное потомство, в том числе полубогов и полубогинь, в которых божественная природа сочеталась с человеческой.

Олимп

Древние греки верили, что их главные божества живут на самой высокой горе страны, вершина которой всегда окутана облаками. Реальный Олимп расположен на северо-востоке современной Греции, а в древности по хребту этого горного массива проходила граница с Македонией. Там обитали:

  • верховный бог Зевс — владыка неба, молний и грома - и его супруга Гера, покровительствующая браку и семейной любви;
  • повелитель царства мертвых Аид;
  • богиня земледелия и плодородия Деметра;
  • повелитель моря Посейдон;
  • богиня домашнего очага Гестия.

Затем породил 4 сыновей и 3 дочерей, пополнивших сонм олимпийских богов. Ими стали Афина, Арес, Персефона, Афродита, Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида и Дионис.

Полубоги

Олимпийцы, а крайне редко и олимпийки, не гнушались вступать в любовную связь со смертными. Именно от такой любви произошли полубоги Ахилл, Геракл, Ясон, Гектор, Пелоп, Тесей, Орфей, Беллерофонт, Одиссей, Фороней, Эней и Персей. Последний стал тем, кто убил горгону Медузу и освободил прекрасную Андромеду. Все полубоги были героями, обладающими сверхъестественными способностями, которые они нередко использовали, приходя на помощь другим людям. При этом, в отличие от своих отцов, они были смертными.

От кого произошел Персей — герой, убивший Медузу-горгону

Помните, как в сказке о царе Салтане царицу с младенцем сажают в засмоленную бочку и бросают в пучину вод? Так вот этот сюжет Пушкин позаимствовал из мифа о герое Персее. Считалось, что отцом юноши был сам Зевс, который проник в башню к дочери царя Аргоса Акрисия Данае в виде золотого дождя. Деду Персея когда-то предсказали смерть от руки внука, поэтому он, не задумываясь, избавился от царевны и ее новорожденного сына, поместив их в ящик и бросив в море на милость Посейдона.

Медуза-горгона

Эта дева-чудовище, превращающая все живое взглядом в камень, была одной из трех горгон — дочерей морских божеств Форкя и Кето. Она отличалась необыкновенной красотой, поэтому в нее влюбился Посейдон. Он выбрал для утех тем самым осквернив святилище. Гневу мстительной богини не было предела, и она превратила Медузу в чудовище. Несчастная дева возненавидела весь мир и перебралась на одинокий остров, где поджидала путников, которых превращала в каменные статуи. Ее сестры последовали за ней и сами превратились в ужасных монстров. Однако они не обладали ее страшной силой.

Схватка с Горгоной

Согласно мифу, Персей воспитывался в доме Диктиса. Его брат влюбился в мать героя, Данаю, и решил избавиться от ее сына. Он отправил юношу за однако Афина стала покровительствовать Персею, а Гермес и Аид подарили ему крылатые сандалии, серп и шлем-невидимку.

По совету небожителей юноша сначала посетил трех сестер Грай, у которых на троих был один глаз. Персей его выкрал и вернул только после того, как они указали ему дорогу к острову горгоны. Прибыв к жилищу Медузы, юноша вступил в схватку, во время которой смотрел не на нее, а на отражение в зеркальном щите. Ему удалось отрубить голову чудищу адамантовым серпом, и по совету Афины он спрятал ее в сумке. Сестры Медузы захотели отомстить герою, но он использовал шапочку-невидимку, благодаря которой смог скрыться с острова незамеченным.

После этого все в Элладе узнали, кто убил горгону Медузу. Персей прославился как герой, а Афина наконец утолила свою месть. Она сообщила полубогу, что у него в руках мощное оружие, так как отрубленная голова способна ожить и заставить окаменеть все живое, на что она посмотрит. Однако богиня предупредила, что использовать силу Медузы можно будет лишь раз, так как затем она окаменеет.

Андромеда

В те времена в городе Йоппа (Эфиопия) правили царь Кефей и его супруга, царица Кассиопея. У них была дочь Андромеда, затмевающая своей красотой морских дев нерид. Движимые завистью, они обратились за помощью к Посейдону, и тот наслал на город жестокое чудовище, а также приказал оракулу объявить, что Йоппа будет спасена, только если Андромеда будет принесена в жертву Бог морей не мог предполагать, что тот, кто убил горгону Медузу, придет на помощь несчастной деве. Однако все обернулось не так, как задумали нериды.

Кого убил Персей головой Медузы-горгоны

По пути на остров Сериф герой оказался в окрестностях Йоппы. Проходя вдоль берега, он увидел привязанную к утесу прекрасную Андромеду. Девушка оказалась там, так как горожане вынудили царя отдать свое дитя чудищу. Они надеялись, что, растерзав Андромеду, монстр вернется в морскую пучину и больше не будет беспокоить жителей Йоппы. Они и не подозревали, что рядом окажется тот, кто убил горгону Медузу.

Персей влюбился в Андромеду с первого взгляда и обещал ее спасти, если она выйдет за него замуж. Девушка обещала, и герой сразил чудовище взглядом Медузы. Таким образом Персей утратил возможность управлять всем миром, держа смертных в страхе перед силой горгоны. Зато он завоевал любовь Андромеды.

Дальнейшая судьба

Тот, кто добыл голову Медузы-горгоны и убил был полубогом, а значит, смертным. Совершив свой подвиг, он отправился в Сериф и узнал, что его мать подверглась преследованиям. Это вызвало его гнев, и он расправился с царем Полидектом и его приближенными. Затем герой построил город Микены, где царствовал вместе с Андромедой, родившей ему дочь и шестерых сыновей.

Однажды Персей вместе с Данаей решил посетить деда. Акрисий помнил о предсказании и отказался принять дочь и внука. Прошло еще несколько лет и однажды в гостях герою предложили метнуть диск. Он не отказался, однако произошло непредвиденное и снаряд убил одного из собравшихся зрителей. Как оказалось, это был Акрисий, который так и не смог обмануть судьбу.

В конце жизни Персей долго воевал с царем Аргоса Претом и сразил его в жестокой схватке. Когда сын убитого правителя Мегапенф подрос, он уговорил героя обменяться с ним царствами, а затем убил его во время поединка. Так закончил свою жизнь Персей — сын Зевса, которого эллины прославляли как основателя одного из самых могущественных и богатых полисов Древнего мира.

Теперь вы знаете, какой герой убил Медузу-горгону, а также знакомы с основными героями древнегреческих мифов.

Мифы древней Греции насчитывают огромное количество легендарных существ, населяющих просторы лесов и морей. Горгона Медуза представляет из себя ужасное чудовище со змеями вместо волос и ужасным чешуйчатым телом.

Описание существа

Медуза Горгона - фантастическое существо из легенд древней Греции, является дочерью Форкия и Кето.

Мифология древнегреческого мира повествует о Форкие, отце трех Горгон, покровителе морей, а также о его супруга Кето, которая была божеством морской пучины. Медуза является наиболее прославленной среди сестер. Её ужасающий вид и способности обращать людей в камень сгубили не одно поколение храбрых воинов.

Легенда о происхождении

Легенда повествует о морском происхождении Медузы, которая была самой младшей в семье и не имела бессмертия. Девушка была молода и красива, ее великолепные волосы струились до самого пояса. Однажды ее заприметил бог морей Посейдон. Он обманом склонил Медузу к близости, совершив надругательство в храме Афины, в котором девушка хотела укрыться.

Богиня войны и мудрости не оказала помощи Медузе, а, наоборот, разгневалась. Прекрасные волосы Горгоны были обращены в ужасающих змей-гидр, а тело изуродовано, только лицо осталось девичьим.

Внешние особенности

Внешний вид Медузы после проклятия Афины стал устрашающим, от милой и безобидной девы не осталось и следа. Выглядит она как морское чудовище, ее внешний вид:

  • голова покрыта ядовитыми змеями, которые издают страшные звуки;
  • туловище существа укрыто блестящей чешуей;
  • верхние конечности медные, на пальцах заточенные когти из стали;
  • у чудовища имеются крылья, выполненные из стали, с золотыми перьями.

Медуза имела огромную силу как физическую, так и волшебную. Одного взгляда чудовища хватало, чтобы обратить человека в камень, забрать дар речи или слух, убить на месте. Легенда гласит, что даже кровь Горгоны имела чудесное действие. Кровь, взятая из левой части существа, могла оживить мертвого или исцелить больного, но кровь из правой части тела Медузы могла мгновенно убить любого.

Голова Медузы даже после смерти несла в себе опасность, она сохранила все свойства, которыми обладала при жизни.

Миф о смерти

Перевоплощенная в чудовище Медуза наводила страх на окружающих, никто не осмеливался вторгаться в земли, принадлежащие ей. Тогда для борьбы против злодеяний обозленной Горгоны был снаряжен в путь Персей, сын Данаи и Зевса. Богиня мудрости Афина и сын Зевса Гермес решили оказать помощь храброму юноше, они снарядили его к бою, отдав свои меч и щит. Данный Афиной щит имел зеркальную поверхность, которая должна была отразить взгляд Горгоны, а Гермесов меч благодаря серповидной форме был незаменим в бою с чудовищем.

После долгих скитаний Персей пришел к дому сестер Горгон, которые по преданию олицетворяли старость, они были рождены уже старыми: волосы седые, тело дряхлое. На всех сестер имелся лишь один целый зуб, который использовался каждой старухой поочередно. Они были охранницами Горгоны и достоверно знали путь к ее жилищу. Персею удалось разузнать путь к чудовищу, который проходил через лесных нимф. Красавицы снарядили юношу, дав ему:

  • крылатые сандалии;
  • льняной мешок;
  • шлем, позволяющий быть невидимым.

Вооруженный Персей застал всех сестер Горгон спящими. Быстрым движением он срубил голову Медузы и, пользуясь зеркальным щитом, быстро положил срубленную голову в мешок, он знал, что даже обезглавленная Горгона представляла опасность. На момент гибели Медуза была на сносях, поэтому из ее тела вышли Пегас и Хрисаор, отцом которых был Посейдон.

Не успев окончить дело с Медузой, Персей был атакован ее сестрами. Чтобы не вступать в бой и избавиться от преследования, он надел шлем-невидимку и крылатые сандалии. Легенда о бегстве от преследования повествует о том, что при перелете над Ливией из кровоточившей головы Медузы несколько капель упало на землю и с тех самых пор там обитают ядовитые ехидны. С потоком ветра юношу относило все более к западу в царство Атланта, где он решил остановиться на ночлег.

Попросив у великого Атланта пристанища на ночлег, Персей получил резкий отказ, по причине своего родства с Громовержцем. Атлант хотел силой выгнать Персея, но юноша вынул отрубленную голову Горгоны, чтобы показать титану. В тот же миг Атлант начал перевоплощаться в высокую гору: борода и волосы превратились в густые леса, голова подняла небосвод, а плечи стали горными отрогами.

В дальнейшем голова Горгоны стала достоянием Афины, она носила ее на своем щите и успешно сражалась с врагами. После этого богиню прозвали «Горгопа», что значит «со страшным взглядом».

Образ Горгоны в искусстве

В мифологии Медуза Горгона представлена как ужасное чудовище, убивающее людей, но в народе ее образ очень популярен и является оберегом. Часто изображение головы чудовища служит защитой от сглаза и порчи. Недаром образ широко распространен на найденных артефактах: щитах, монетах, рукоятках мечей. Среди мореплавателей Древнего Рима было поверье, что изображение головы Горгоны на мысе корабля принесет удачу и защитит от крушения при шторме.

Во Франции изображение чудовища на рукоятке меча означало символ свободы и равенства. На сегодняшний день образ Медузы стал логотипом одного из самых известных домов моды «Versace», который считает ее смесью красоты, философии и искусства.

Нередко образ используется как эмблема.

  1. Легенды приписывают обладание головой Медузы А. Македонскому - эмблема была расположена на доспехе, защищавшем грудь.
  2. Является украшением административной области в Италии - Сицилии, которая является родиной Горгоны и ее сестер.
  3. В эстетических направлениях классицизма и имперского стиля Медуза Горгона стала традиционным элементом декора, который использовался при украшениях оград. В культурной столице России, Санкт-Петербурге, можно лицезреть изображение Горгоны на ограде моста и Летнего сада.

Образ в культуре

Образ Горгоны использован австрийским психоаналитиком Фрейдом для психоанализа. Изображение Медузы становится значимым и для современных девушек, борющихся за свободу и права женщин. Феминистки выступают против компании «Versace», которая использует лик невинно погибшей девушки в качестве логотипа.

В конце XIX века астрологи в честь убиенной Горгоны наименовали астероид «149 Медуза». В современной интерпретации образ Медузы используется с неким искажением.

  1. В романе «Stay night», представленном в виде визуализации, Горгона является всадником на белоснежном Пегасе.
  2. В литературном искусстве современников образ Медузы - это девушка из книжной серии «Таня Гроттер» в главной роли - Медузия Горгонова, работающая доцентом кафедры нежитеведения.

Часто мифологический образ используют в современном кинематографе.

  1. В научном сериале с элементами фэнтези под названием «Доктор Кто» образ Горгоны появляется в 6 сезоне.
  2. Мультипликация «Персей» 1973 года, где Медузе приписывают образ соблазнительницы, завлекающей к себе на остров молодых юношей, чтобы превратить в камень.
  3. В 2010 году на экраны вышел фильм «Битва титанов», где присутствует существо со змеиным хвостом и торсом женщины, на голове которой ядовитые змеи.

Заключение

Горгона - одна из 3-х дочерей повелителя морей Форкла и его сестры Кето. Красавица, превращенная в злое чудище, принесла много бед простым смертным.

Горгоны Горгоны

(Γοργόνες). Три страшных чудовища, один взгляд на которых обращал людей в камень: Эвриала, Сфеню и Медуза. Они были дочери Форкиса и Кето. Головы их были покрыты змеями вместо волос, у них были крылья, страшные зубы и когти. Из трех Горгон одна Медуза была смертная и была убита Персеем.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГОРГОНЫ

(Γοργώ, Γοργών), в греческой мифологии чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта. Г. - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Г. обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами. Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Г. Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Г. отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
А. т.-Г.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Горгоны

Три сестры (Фено, Эвриала и Медуза), крылатые женщины-чудовища со змеями вместо волос, с клыками; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Дочери морского божества Форкиса и его сестры Кето, сестры грай, дракона Ладона и Гесперид. Из трех Горгон единственная смертная - Медуза, ее убил Персей. Обитали горгоны на западе у берегов Океана, рядом с Гесперидами. Вначале горгоны были прекрасными девушками. Афина стала завидовать им, и по ее инициативе девушек изгнали на крайний Запад. Там их облик постепенно изменился: головы горгон покрылись чешуей дракона, у них выросли огромные клыки, медные руки и золотые крылья. Однако и это не утолило зависть Афины. Для убийства смертной Медузы она избирает Персея, который с помощью богов справился с заданием.

// Владислав ХОДАСЕВИЧ: Горгона

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Римская копия головы Медузы, украшавшей щит на статуе Афины Парфенос Фидия
(около 438 до н. э.).
Мрамор.
Мюнхен.
Глиптотека.

Антефикс Вулки храма Аполлона в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент рельефного украшения амфоры из Беотии.
Начало VII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Картина Караваджо.
Около 1600.
Флоренция.
Галерея Уффици.

Фрагмент статуи Б. Челлини «Персей».
Бронза.
1554.
Флоренция.
Лоджия деи Ланци.

Роспись краснофигурной гидрии «художника Пана».
470—460 до н. э.
Лондон.
Британский музей.





Смотреть что такое "Горгоны" в других словарях:

    В греч. мифологии: страшные существа преисподней, три сестры: Сфено, Евриале и Медуза, со змеями, вместо волос, с огромными зубами и медными копытами; один вид их окаменял людей. Самая страшная из них Медуза; голова её была отсечена Персеем и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Горгоны - Горгоны. Караваджо. Голова Медузы. Ок. 1600. Галерея Уфицци. ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Из трех Горгон единственная смертная Медуза … Большой Энциклопедический словарь

    ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была обезглавлена Персеем). Ее голову прикрепила к своему щиту эгиде Афина … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии чудовища женского рода. Гомер вИлиаде говорит, что Голова Г. находится на эгиде Зевса, а в Одиссее Г. страшилище подземного царства. Как у Гомера, так и у Еврипида, порассказу которого Г. рождена землей и убита Афиной, речь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Горгона. Горгоны (греч … Википедия

    Горгоны - Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Горгоны в мифах древних греков чудовищные порождения морских божеств. Их три сестры: Сфено,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В греческой мифологии, три ужасного вида девы с крыльями, когтями и змеями вместо волос. Горгоны (Сфено, Эвриала и Медуза) были дочерьми Форкия и Кето. Медуза была смертной, и впоследствии ее обезглавил Персей; обычно ей одной приписывалась… … Энциклопедия Кольера

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал всё живое в камень. Из трёх Горгон единственная смертная Медуза. * * * ГОРГОНЫ ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями… … Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии крылатые женщины чудовища, взгляду которых была присуща магическая сила превращать в камень всё живое. Согласно одному из мифов, Г. было три; из них единственная смертная Медуза, которой отрубил голову Персей.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • ИБИ. Красный кефир. ИБИ. Марк. Прощание Горгоны. Практикум по хакерскому сталкингу. Часть 1 (комплект из 3 книг) , С. Трофимов, П. Маккиавелли. Вашему вниманию предлагается комплект из 3 книг серии "Хакеры Сновидений" : С. Трофимов "ИБИ. Красный кефир", С. Трофимов "ИБИ. Марк. Прощание Горгоны" и П. Маккиавелли "Практикум по…