Любовная лирика в произведениях бунина. Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар» и «Темные аллеи

02.04.2019

Проза И.А.Бунина считается синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало ("Антоновские яблоки"). Зачастую лирика заменяет сюжетную основу, и в результате появляется рассказ-портрет ("Лирник Родион").

Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало -- в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя ("Чаша жизни"). Бунин -- фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество его перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближают его творчество с буддистскими идеями. Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.

Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ "Сны Чанга", который написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ "дальних работящих людей"(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья: во-первых, труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни; во-вторых, бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены; в-третьих, путь вечной жажды, поиска, в котором, впрочем (по Бунину) тоже нет счастья.

Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

Любовь у Бунина чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего подобного любви по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стремительном, "сумасшедшем" романе поручика со случайно встреченной на пароходе женщиной, которая не называет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное происшествие. Только со временем он начинает чувствовать "неразрешимую муку", испытывая ощущение тяжелой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совершает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день.

В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе.Бунина с огромной силой выражается неповторимость и красота любви, о которой человек часто не подозревает. Любовь -- это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.

Для творчества Бунина характерны интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть ее трагизм, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма, но его реализм отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для него важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти.

Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа "Худая трава". Всю жизнь отработав батраком, пережив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощущения высокого смысла бытия. Память постоянно возвращает Аверкия в те "далекие сумерки на реке", когда ему суждено было встретиться "с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами". Короткий шутливый разговор с девушкой, исполненный для них глубокого смысла, не сумели стереть из памяти ни прожитые годы, ни перенесенные испытания.

Любовь -- вот то самое прекрасное и светлое, что было у героя на протяжении его долгой многотрудной жизни. Но, думая об этом, Аверкий вспоминает и "мягкий сумрак в лугу", и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой едва виднеется девичий стан, удивительно гармонирующий с прелестью звездной ночи. Природа как бы участвует в жизни героя, сопровождая его и в радости, и в горе. Далекие сумерки на реке в самом начале жизни сменяются осенней тоской, ожиданием близкой смерти. Состоянию Аверкия близка картина увядающей природы. "Умирая, высохли и погнили травы Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно".

В течение десяти лет (1939 -- 1949) Бунин писал книгу "Темные аллеи" -- рассказы о любви, как он сам сказал, "о ее "темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях". Эта книга, по словам Бунина, "говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, -- думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни".

Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению, "не выкидывал никаких знамен" и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала мощный язык Бунин, его искусство поднимать в мир поэзии "будничные явления жизни". "Низких" тем, недостойных внимания поэта, для него не было.

Незадолго до смерти в своих воспоминаниях Бунин писал: "Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить... 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера... Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему..."

« Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель

Бегут кресты -- раскинутые руки.

Я слушаю задумчивую ель --

Певучий звон...

Все -- только мысль и звуки!

То, что лежит в могиле, разве ты?

Разлуками, печалью был отмечен

Твой трудный путь. Теперь их нет.

Кресты Хранят лишь прах.

Теперь ты мысль. Ты вечен. »

Цели урока : познакомить учащихся с произведениями писателя любовной тематики; показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека; увидеть неоднозначность трактовок рассказов.

Методические приемы: рассказ учителя, «аналитическая беседа; представление рассказов; выразительное чтение отрывков произведений.

Оборудование урока: тексты рассказов; фотографии И.Бунина, В. Муромцевой. Рисунок 1 , Рисунок 2

Ход урока

1. Слово учителя

Тема любви – одна из главных тем в русской литературе и одна из ведущих тем в творчестве Ивана Бунина. Почти во всех произведениях на эту тему история любви предстает через воспоминания героев и исход любви трагичен. Этот трагический характер любви подчеркивается смертью. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно?» - задает вопрос один из героев бунинских рассказов.

Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым.

Любовь в произведениях Бунина мимолетна и неуловима. Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что, по мнению Ивана Бунина, любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно. Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.

2. Беседа по рассказу «Легкое дыхание» Рисунок 2 .

Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

(Композиция рассказа замкнутая, кольцевая. В этом ее особенность. Мы узнаем в самом начале рассказа о трагической гибели юной гимназистки Оли Мещерской. Бунин начинает и завершает рассказ с описания надгробного креста на могиле Оли.)

Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

(Фабула рассказа - банальная житейская драма – убийство из ревности. Автор превратил эту банальность в историю о загадочной привлекательности, обаянии, женственности, воплощенных в образе Оли. В центре сюжета - «легкое дыхание» женственности. Это то главное, по мысли автора, чем должна обладать женщина, это часть ее красоты, прекрасное, неуловимое, эфемерное и хрупкое. И при соприкосновении с реальностями это «легкое дыхание» исчезает, его прерывают, как сделал это «обманутый» Олей офицер).

(Главное в героине – «изящество, нарядность, легкость», которые отличали ее из всех девочек гимназии. Оля постоянно как будто живет с ощущением праздника, счастья, радости. И.Бунин делает акцент на ее глазах: «радостные, поразительно живые», «ясный блеск глаз», «сияя глазами», «глаза так бессмертно сияют», «чистый взгляд». Оля способна жить не притворяясь, не жеманясь, естественно и просто. Именно поэтому ее так любили младшие классы. Она сама еще ребенок, внутренне чистый, непосредственный, наивный).

Какой главный композиционный прием использует Бунин в рассказе?

(Главный прием – противопоставление. Оля, живая, стремительная, непредсказуемая, живущая воображением, противопоставлена обыденности реального, пошлого мира, представленного неспособностью быть естественной классной дамы Оли; красавцу аристократу Малютину, совратившему Олю противопоставлен плебей казачий офицер; легкость жизни и «легкое дыхание» героини противопоставлено «крепкому, тяжелому кресту» на ее могиле).

Как вы понимаете название рассказа? (обсуждение)

В апрельский день я от людей ушла.
Ушла на век покорно и безгласно –
И все ж была я в жизни не напрасно.
Я для любви не умерла.
И.А. Бунин

3. Слово учителя

Рассмотрим еще один рассказ о многогранности и многоликости проявлений любви в рассказе «Солнечный удар».

4. Сообщение учащегося

Ученик излагает сюжет рассказа «Солнечный удар», при этом уделяя особое внимание на языковые особенности произведения.

5 . Аналитическая беседа по содержанию рассказа

В чем особенность завязки рассказа?

(Нет вступления рассказа, создается впечатление, что история «выхвачена» из жизни, у героев нет ни имен, ни возраста. Это «он» и «она», мужчина и женщина).

Почему писатель не дает имен своим героям, не рассказывает их предысторию?

(Для Бунина неважны имена, потому что главное – это само чувство любви, страсти и то, что оно делает с человеком).

Каков портрет героини, в чем его особенность?

(Бунин не описывает внешность героини, а выделяет главное – «простой, прелестный смех», говорит о том, как « все было прелестно в этой маленькой женщине». А после ночи в номере «Она была свежее, как в семнадцать лет», «по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна»).

Как незнакомка описывает то, то с ними произошло?

(«На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Женщина первая поняла остроту случившегося и невозможность продолжения этого слишком сильного чувства).

Что изменилось в номере после ее отъезда?

(«Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он еще был полон ею – и пуст». Остались лишь запах хорошего английского одеколона и недопитая чашка, «а ее уже не было…»)

Какое впечатление это произвело на поручика?

(Сердце поручика «вдруг сжалось такой нежностью, что он поспешил закурить и несколько раз прошелся взад и вперед по комнате. Поручик смеется над своим «странным приключением», и в то же время на его глаза навертываются слезы).

Какие новые чувства появились у поручика?

(Все чувства поручика словно обостряются. Он «помнил ее всю, со всеми малейшими ее особенностями, помнил запах ее загара и холстинкового платья, ее крепкое тело, живой, простой и веселый звук ее голоса». И еще новое чувство, ранее не испытанное, мучит поручика: это странное, непонятное чувство. Он не знает, «как прожить весь следующий день без нее», чувствует себя несчастным).

Почему герой пытается освободиться от чувства любви?

(«Солнечный удар», поразивший поручика, был слишком сильным, непереносимым. Непереносимы оказались и счастье, и боль, сопровождавшая его).

Почему слишком большая любовь драматична и даже трагична?

(Вернуть любимую нельзя, но и жить без нее невозможно. Избавиться от внезапной, неожиданной любви герою не удается, «солнечный удар» оставляет в душе неизгладимый след).

Как отразились на герое переживания минувшего дня?

(Герой чувствует себя постаревшим на десять лет. Мгновенность пережитого впечатления сделала его настолько острым, что кажется, в нем вместилась чуть ли не целая жизнь.

Счастья в жизни нет,
есть только зарницы его, -
цените их, живите ими.
Л.Н.Толстой

6. Слово учителя

Обратимся еще к одному рассказу о любви – «Грамматика любви»

7. Аналитическая беседа по содержанию

Как вы понимаете название рассказа?

(Слово грамматика – из научного лексикона. Слова в названии рассказа парадоксально связаны. Это оксюморон. Грамматика означает «искусство читать и писать буквы». В рассказе Бунина говорится об искусстве любить, хотя, можно ли научиться любить по учебнику?)

Что известно о жизни Хвощинского?

(О его жизни мы узнаем со слов соседей. Он беден, считается чудаком, «всю жизнь был

помешан на любви к своей горничной Лушке», «боготворил ее».)

Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

(Ивлев вспоминает, какое впечатление история Хвощинского произвела на него еще в детстве. Он был «почти влюблен» в «легендарную Лушку»).

Согласны ли вы с выражением: «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой»?

Какие детали играют в рассказе важную роль?

Венчальные свечи – символ вечной, негасимой любви. Хвощинский не мог жениться на крепостной, но всей душой хотел этого. Венчальные свечи – символ закрепленного и освященного церковью союза между мужчиной и женщиной.

Книги из библиотеки Хвощинского раскрывают Ивлеву «чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее…»

Ожерелье Лушки – «снизка дешевеньких голубых шариков, похожих на каменные», так взволновало Ивлева, что у него «зарябило в глазах от сердцебиения».

Что составляет содержание «Грамматики любви» ?

Книга состоит из «коротеньких изящных, порою очень точных сентенций» о любви;

В чем ценность этой книжки?

Это самая важная деталь, давшая название всему рассказу. Ценность ее в том, что она была дорога Хвощинскому и стала дорога самому Ивлеву как святыня.

Что позволяет сказать, что образ Лушки становится действительно святыней?

В рассказе постоянно повторяются слова из религиозной лексики, выражения, говорящие о легендарности образа Лушки: Хвощинский «лушкиному влиянию приписывал буквально все, что совершалось в мире: гроза заходит – это Лушка насылает грозу, объявлена война – значит, так Лушка решила, неурожай случился – не угодили мужики Лушке…»; Ивлев видит «божье дерево» на месте, где, по преданию, утопилась Лушка; ему кажется, что «жила и умерла Лушка не двадцать лет тому назад, а чуть ли не во времена незапамятные»; книжечка «Грамматика любви» похожа на молитвенник; уезжая из усадьбы Хвощинского, Ивлев вспоминает Лушку, ее ожерелье и испытывает чувство, «похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Благодаря этому приему жизнь Лушки становится похожей на житие, а ее образ почти обожествляется.

Что же за человек это Хвощинский – действительно сумасшедший или то, кому выпал талант любить?

(Обсуждение в классе)

(Жизнь с любимым становится «преданием сладостным», жизнь без любимого человека превращается в вечное служение тому святому образу, который остался в памяти).

Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

(Обсуждение в классе)

(Главный герой – Хвощинский. Его душа была озарена фантастической любовью на пртяжении многих лет. Возможно, главная героиня – Лушка. Ведь именно она Заняла «первую ступень» в жизни Хвощинского, определила его судьбу? А может быть, главным героем является Ивлев? Ведь история любви Хвощинского к своей крепостной повлияла на Ивлева в самом детстве. В его рпедставлении Лушка была «легендарной» и «вошла она навсегда в мою жизнь». Чужая любовная история стала частью жизни Ивлева.

Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

Любовь – великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Но человек может рассчитывать только на мгновение счастья, но мгновение это остается в душе навсегда. Рисунок 3 .

8. Подведение итогов урока

Слово учителя

Таким образом, мы можем сделать вывод, что любовь в произведениях Бунина есть нечто неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь – это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.

9. Домашнее задание :

подготовить план сочинения по теме «Любовь в понимании И.Бунина».


Наверное, многие, кто знаком с творчеством И. А. Бунина, обращали внимание, что финал его произведений о любви не обходится без трагедии. Почему же писатель преподносит нам такое восхитительное чувство, только как источник неминуемых страданий? Над этой загадкой бились современники классика, споры на этот счет не утихают и по сей день.

Литературоведы небезосновательно считают, что трагичность и безысходность любви в творчестве Бунина во многом обусловлена его собственной биографией.

Судьба не раз одаривала Ивана Алексеевича этим великим чувством, но расплатой за мгновения счастья и радости всегда были боль и разочарование. Так, работая в редакции газеты «Орловский вестник», Бунин влюбился в Варвару Пащенко. Но ее родители не позволили ей выйти замуж за «бедного поэта». Законный брак Бунина с Анной Цакни омрачила смерть единственного сына. Будучи женатым на Вере Муромцевой, он увлекся Галиной Кузнецовой, и влюблённые были вынуждены скрывать свои отношения от жены Бунина. Несомненно, все это наложило определенный отпечаток и на судьбы бунинскиих героев. Но я думаю, что ответ на вопрос: почему автор не дарует им вечной любви и счастья, стоит поискать в самих произведениях.

Так, герой рассказа «Качели» говорит словами Данте: «В её глазах – начало любви, а конец – в устах». Этой фразой Бунин утверждает, что любовь не может длиться всю жизнь, конец всегда неизбежен. И как только платонические чувства бунинских героев уступают место физическому наслаждению, наступает развязка. Так, на протяжении всего рассказа «Натали» автор повествует о душевных страданиях главных героев Натальи Станкевич и Виталия Мещерского. Многолетняя разлука и расстояние не властны над их любовью. Но как только они становятся близки, счастью приходит конец - Наталья умирает от преждевременных родов.

Расплачиваться смертью за радость любви приходится многим героям цикла «Темные аллеи». В одном из писем Бунин сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».

Смерть в рассказах Бунина выступает и в качестве наказания за насильственную любовь. Так марокканец из рассказа «Ночлег» был убит собакой за попытку изнасиловать девочку-сироту на постоялом дворе. Князь из новеллы «Баллада» погиб от когтей волка за стремление овладеть молодой женой своего сына. Символично, что смерть эти герои принимают от животных, которым чужды душевные переживания. Но даже их животная сущность не приемлет насилия.

Трагичный финал бунинских произведений о любви неизбежен, если рассматривать их с позиции христианских ценностей. Огромная всепоглощающая любовь к народу стоила Иисусу Христу жизни. Значит, логично, что и герои «Темных алей» платят за любовь, каждый свою цену. К тому же, все они наслаждаются физической стороной любви, без божьего или родительского на то благословления, вопреки законам общества и ступая на путь греха.

Учитывая все вышесказанное, становится понятно, почему Иван Алексеевич лишает свои произведения «хеппи-энда». Но от этого они не становятся менее интересными для читателя, ведь так тонко, выразительно и реалистично передать всю гамму, силу и оттенки человеческой любви, пожалуй, еще никому не удавалось.

Обновлено: 2015-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Признанный мастер художественного слова Иван Алексеевич Бунин в произведениях о любви предстает перед нами как психолог, умеющий удивительно тонко передать состояние раненной этим прекрасным чувством души. Обладающий редким талантом, способностью любить, писатель в своем творчестве исповедует собственную философию любви.

Читая рассказы И.А. Бунина, мы замечаем, что у автора любовь существует не в браке и семье и его не привлекает тихое семейное счастье. Для него важна не столько долгая и безоблачная любовь, сколько кратковременная, как зарница, вспыхнувшая в темноте и погасшая, но оставившая в душе свой глубокий след. Любовь в рассказах писателя – трагедия, сумасшествие, катастрофа, огромное чувство, способное возвысить или уничтожить человека. Внезапная «вспышка» любви может случиться с каждым человеком и в любой момент.

Любовь – это страсть. К такому выводу мы приходим после знакомства с рассказом «Солнечный удар», героев которого вдруг настигла любовь. Любовь, у которой нет прошлого и будущего — есть только настоящее, только «сейчас». Женщина и мужчина не имеют даже имен – просто Она и Он. Для автора (да и читателя) это совсем не важно.

Не рассказывая о переживаниях героини после отъезда, писатель подробно описывает душевное состояние героя. Случайная встреча с «прелестным, легким, маленьким созданием», неожиданное сильное чувство, нелепое расставание… А потом непонимание и душевная мука… «… совсем новое чувство…, которого совсем не было, когда они были вместе», появилось в душе поручика после этого, как он сначала думал, «забавного знакомства». То, что некоторые люди познают за годы, ему довелось пережить за одни сутки.

Возможно, этот день оказался одним из самых трудных в жизни главного героя. Огромная сила любви, словно солнечный удар, внезапно «сразила» его. Уезжает поручик из города словно другим человеком. В душе уже нет ни страсти, ни ненависти, ни любви, но, испытав смятение, ужас, отчаяние, он чувствует себя теперь «постаревшим на десять лет».

«Истинно волшебные» минуты жизни дарит человеку любовь, согревает душу светлыми воспоминаниями. Но есть в любви и свои «темные аллеи», поэтому она часто обрекает героев Бунина на страдания, не приводит их к счастью.

Не состоялось счастье главной героини новеллы «Темные аллеи». Безграничная любовь Надежды к своему барину навсегда сделала ее одинокой. Сохранившая еще и сейчас былую красоту женщина помнит о прошлом, живет воспоминаниями о нем. Не погасла за долгие годы любовь в ее душе. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — признается она равнодушно оставившему ее тридцать лет назад Николаю Алексеевичу. «Не было…ничего дороже…на свете в ту пору, так и потом» для Надежды, поэтому «никогда не могла» простить она своего обидчика.

Несмотря на то что нерешительному и тщеславному, склонному к сословным предрассудкам Николаю Алексеевичу трудно представить Надежду, содержательницу постоялой горницы, своей женой, грустно становится на его душе после неожиданной встречи с ней. Шестидесятилетний военный понимает: лучшие мгновения жизни подарила ему эта когда-то стройная юная красавица. Вероятно, впервые он задумался о счастье, об ответственности за совершенные поступки. Жизнь, от которой Николай Алексеевич давно отказался, останется теперь у него только в воспоминаниях.

Любовь у И.А.Бунина – то призрачное счастье, к которому человек стремится, но, к сожалению, очень часто упускает. В ней, как и в жизни, всегда противостоят светлые и темные начала. Но автор, подаривший нам замечательные произведения о любви, был убежден: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Разум и чувства.

В эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения на темы любви, смерти и человеческой памяти. Творения этого цикла, отмеченные необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, раскрыли чудесное дарование писателя, его способность проникать в самые глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В одном из писем он сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: “Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству”.
Подобную историю трагичной любви Бунин поведал в небольшом рассказе “Солнечный удар”. Случайное знакомство на пароходе, обычное дорожное приключение, мимолетная встреча, закончившаяся трагедией для его участников. “Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара”,- признается героиня рассказа, “маленькая безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени”. Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, поручик вдруг почувствовал, что сердце его “сжалось непонятной нежностью” при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки, “он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния”. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть эту женщину. “Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее провести с ней еще один, нынешний день,- провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее...”
В рассказе “Солнечный удар” писатель развивает свою философию любви. Если в произведениях, написанных прежде, любовь трагедийна (“Сны Чанга”) потому, что она не разделена, одинока, то здесь ее трагедийность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того, оба любящих знают, что если их встреча продлится и жизни соединятся, то чудо, озарение, “солнечный удар”, поразивший их, исчезнет.
В своей книге “Освобождение Толстого” Бунин привел слова великого русского писателя, некогда сказанные ему, юноше: “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его,- цените их, живите ими”.
Такими “зарницами” счастья, озаряющими жизнь человека, Бунин считает любовь. “Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь”,- выписывает Бунин слова Льва Толстого из “Войны и мира”, и эти слова могут служить эпиграфом, сквозной темой и камертоном “Темных аллей”.
Цикл рассказов, составивших книгу “Темные аллеи” (1943, 1946) - своего рода единственную в русской литературе, где все - о любви, явился центральным событием в творчестве Бунина последних лет.
Эту книгу поистине можно назвать энциклопедией любви. Самые различные моменты и оттенки чувств занимают писателя; он вглядывается, вслушивается, угадывает, пытается вообразить всю гамму сложных отношений героя и героини. Все исследует писатель, влекомый стремлением постичь загадочную природу человека.
Но в первую очередь и главным образом его, конечно, привлекает подлинная земная любовь, которая, как он считает, являет собой слияние, неразрывность “земли” и “неба”, некий абсолют любви, гармонию ее двух противоположных начал,- гармонию, которую постоянно ищут, но не всегда находят все истинные поэты мира...
Такая любовь не придумана людьми, она встречается, и, может быть, не столь уж редко. Она - огромное счастье, но счастье недолгое, порою - мгновенное, именно как зарница: вспыхнуло и исчезло. (Поэтому о супружеских парах в бунинских рассказах вообще, как правило, речи нет.) В книге “Темные аллеи” любовь недолговечна. И чем она сильнее, необычнее, тем скорее суждено ей оборваться. Но эта зарница счастья может осветить всю память и жизнь человека.
Сборник рассказов “Темные аллеи” составили тридцать восемь новелл, и за каждой из них стоит своя трагедия высокого чувства. Героини рассказов: Руся, Антигона, Натали и многие другие - дают представление о разнообразии женских типов. Любовь делает их жизнь значительной, но не только оттого, что наполняет ее радостью и счастьем, а прежде всего - от неизбежности собственной гибели.
Хотя практически во всех рассказах сборника “Темные аллеи” любовь трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь - великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью или смертью. Но это прозрение, просветление приходит к ним слишком поздно, как, например, к главному герою рассказа “Натали”. В этом произведении Бунин поведал историю любви студента Виталия Мещерского, к девушке, юной красавице Натали Станкевич, к которой испытывает искреннее и возвышенное чувство, а к другой. Соне,- “страстное телесное упоение”. И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двоих - невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Измученный этим безысходным чувством. Мещерский вскоре “привык к тому состоянию душевнобольного человека, которым втайне был, и внешне жил. как все”. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз безвременной смертью героини.
Мастерство писателя в рассказах “Темных аллей” достигло необычайной виртуозности и выразительности. Точно, откровенно и подробно рисует Бунин интимные человеческие отношения, однако всегда на той неуловимой грани, где высокое искусство ни на йоту не снижается даже до намеков на натурализм. Но это “чудо” достигается ценою великих творческих мук, как, впрочем, и все, написанное Буниным.
Так. на закате своих дней, совершил русский художник свой одинокий подвиг... А его книга “Темные аллеи” стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы, которая, пока живы люди на Земле, варьирует на разные лады “Песнь Песней” человеческого сердца.

Разум и чувства Тема любви в прозе И. Бунина (На примере рассказа «Натали»)

Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…

Ф. М. Достоевский

Большое влияние на творчество И. А. Бунина оказала его судьба. Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии писателя, навсегда разорвав его связь с родной землей. Если кратко определить настроение рассказов этого периода, то можно говорить, что автором овладевало чувство одиночества, ностальгии по родине, полнейшей изоляции. Центральным событием последнего периода творчества Бунина стало создание рассказов, составивших книгу «Темные аллеи» (1943). Бунин писал об этом сборнике: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

Жизнь героев в рассказах из сборника «Темные аллеи» становится значительнее из-за глубокого чувства любви. Они переживают радостные минуты, но любовные сюжеты у Бунина чаще всего приводят к разлуке или даже смерти. В центре бунинских рассказов обыкновенно стоит женщина, причем всегда разная. Она может оказаться источником как счастья, так и трагедии. В чем же причина трагизма, сопровождающего всякую большую любовь? Иногда, как бы отвечает Бунин, это социальное неравенство людей. Большая любовь несовместима с обычной жизнью, и смерть, уносящая одного из возлюбленных, как бы подтверждает это. Но наибольший интерес представляют в книге те произведения, в которых трагическая любовь раскрывается как величайшее счастье.

Один из рассказов сборника - «Натали» - посвящен теме большой и всеобъемлющей любви, которая захватила студента Виталия Мещерского.

В самом начале рассказа мы погружаемся в любимую писателем атмосферу старого помещичьего быта. Бунин подробно воссоздает интерьер дворянской усадьбы (старинные картины во всю стену, бюро дедовских времен, серебряная посуда) и передает красоту благоухающего летнего сада, в котором поют соловьи. Писатель всегда был склонен поэтизировать старинную жизнь, однако в этом рассказе подробные описания имеют особый смысл: они призваны создать ту своеобразную атмосферу, на фоне которой и разворачиваются события.

Герой рассказа Виталий Мещерский попадает в странную ситуацию: он чувствует, что любит одновременно и свою кузину Соню, и ее подругу Наташу Станкевич. И если с Соней у него завязывается нечто похожее на обычный роман (хотя он и любит ее по-настоящему), то чувство к Наташе совсем иного рода. Мещерский обожает подругу своей кузины и преклоняется перед ней. Одна лишь мысль о ней охватывает его «чистым любовным восторгом». Высшую радость видит герой рассказа даже в том, чтобы просто находиться рядом с прекрасной девушкой и смотреть на нее.

Красота Наташи Станкевич действительно неземная. У нее золотые волосы, а глаза - «черные солнца». И даже зовут ее не просто Наташа, а Натали. Само имя ее ассоциируется с чем-то чистым, воздушным и недосягаемым.

Ситуация, которую воссоздает Бунин в своем рассказе, не нова в литературе и искусстве. Еще древнегреческий писатель и философ Платон поведал нам о двух Афродитах: Афродите Пандемос - богине плотской любви и Афродите Урании - богине любви небесной. Этой же теме посвящена и знаменитая картина «Любовь небесная и земная» итальянского художника Тициана.

Бунин переносит древнегреческий сюжет в русскую дворянскую усадьбу. Причем авторская позиция видна здесь достаточно ясно: он не осуждает своего героя, показывая каждое чувство как по-своему прекрасное и имеющее право на существование.

Однако Натали случайно узнает о связи Сони и Мещерского, и идиллия рушится, ломая судьбы сразу всех троих. Умирает любовь - умирает, в сущности, и сама жизнь. Мы ничего больше не узнаем о Соне - она просто исчезает из авторского повествования, однако почему-то кажется, что и ей не досталось в жизни счастья. Что же касается Мещерского и Натали, то их жизнь складывается трагически. Она выходит замуж за его родственника, которого он когда-то, смеясь, пророчил ей в мужья. Натали не любит своего мужа, а вскоре и вовсе остается вдовой с маленькой дочкой на руках. А Мещерский ведет жизнь, похожую на тягостный сон, в которой нет места радости и счастью. Он даже и представить себе не может, что в его жизни может случиться любовь или женитьба. Часто, вспоминая Натали, Мещерский думает о том, что та «любовь до гроба», о которой насмешливо говорила ему Соня, все же существует. Со временем он вроде бы привык к потери своей любви, как привыкает человек, потерявший руку, жить без руки.

Мещерскому суждено снова встретить Натали. Более того, она отвечает на его чувства, но счастливыми стать героям опять не удается. Натали вскоре умирает.

Бунин убежден в трагической природе любви, видимо, и здесь следуя философии древних греков, которые считали, что Эрос и Танатос (боги любви и смерти) идут рука об руку. Герои Бунина, даже будучи влюбленными, чувствуют себя «будто над пропастью», осознавая где-то глубоко внутри себя, что счастье - слишком хрупкая и недостижимая мечта, а если вдруг и случается оно в жизни, то очень быстро проходит.

И все же писатель славит любовь. Словами своей героини Натали он говорит: «…разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»

Итак, Бунин, обращаясь к вечной теме, пытается ответить на вопрос: «Что же такое любовь?» По мнению писателя, это нечто непознанное и трагическое, но одновременно и самое прекрасное в жизни, это то, что он назвал «недоумением счастья».

Разум и чувства. Тема трагической любви.И.Бунин «Темные аллеи»

Сборник рассказов «Темные аллеи», созданный в годы второй мировой войны в эмиграции, Бунин считал самым лучшим, что написал в жизни. Чистым родником душевного подъема был он для писателя в это непростое время. Тема любви объединяет все новеллы цикла. Часто это чувство трагично. Оно не приносит ни «счастья», ни «несчастья». Но катастрофичность - в самой природе любви, по мысли И. А. Бунина. Что такое неразделенная любовь? Можно ли задержать, продлить, вернуть ее?

Рассказ «Темные аллеи», давший название сборнику, был написан, по признанию самого Бунина, «очень легко, неожиданно».

Писатель вспоминает: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная пора
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…»

Так возникает образ «темный аллей», его первоначальное значение. Впоследствии приходит мысль о «темных аллеях» человеческой души, ее непостижимости.

История отношений Надежды и Николая Алексеевича, героев рассказа «Темные аллеи», проста, как сама жизнь. Через тридцать лет встретились люди, когда-то очень любившие друг друга. Она - хозяйка «частной горницы» при почтовой станции, он - «стройный старик-военный», остановившийся в осеннее ненастье отдохнуть и пообедать. Владелицей теплой и опрятной горницы оказалась Надежда, «красивая не по возрасту женщина», темноволосая, «с темным пушком на верхней губе». Она узнала бывшего возлюбленного сразу, сказала, что замуж не выходила, потому что любила всю жизнь его, несмотря на то что «бессердечно» он ее бросил. Простить же так и не смогла. Николай Алексеевич женился, как ему казалось, по любви, но счастлив не был: оставила жена, изменив тому, который ее «без памяти любил», сын вырос «негодяем» и «мотом».

Вот, кажется, и вся история, в которой поправить ничего нельзя. Да и надо ли что-то менять? Есть ли в этом смысл? На такие вопросы Бунин не дает ответов. Мы же не знаем, что было в прежней жизни наших героев. Однако думается, что легким флиртом казались тогда Николаю Алексеевичу отношения с крепостной красавицей Надеждой. Он и теперь недоумевает: «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

У Надежды же ничего не осталось в жизни, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она крепко живет, «деньги в рост дает». Ее уважают за справедливость, за прямоту, за ум. Бывшая крепостная осталась нравственно цельной, заставила уважать себя.

Николай Алексеевич уехал, не справившись с нахлынувшими чувствами, вспоминая волшебные стихи, которые когда-то читал любимой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»

Значит, след в душе остался достаточно глубокий, не отступали воспоминания. Да и кому не лестно быть единственным в жизни? Заноза в сердце засела крепко, теперь уже навсегда. А как же иначе? Ведь выяснилось, что больше любви и не случилось. Шанс дается только один раз. Им нужно было воспользоваться, пережив, возможно, разрыв с родными, непонимание и осуждение друзей, а может, и отказавшись от карьеры. Все это по плечу настоящему Мужчине, способному любить и защищать свою Женщину. Для такого нет сословных различий, он не принимает закон общества как обязательный, а бросает ему вызов.

Но наш герой не может ни понять, ни оценить своих поступков, поэтому покаяния не происходит. Зато любовь живет в сердце Надежды, которая не опускается до упреков, жалоб, угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, подарившей ей на закате дней встречу с тем, которого она когда-то «Николенькой звала», которому отдала «свою красоту, свою горячку».

Я считаю,что истинная любовь ничего не требует взамен, ничего не просит. «Любовь прекрасна», ибо только любовью можно ответить на любовь…

Разум и чувства. ТЕМА ЛЮБВИ.И.БУНИН «Солнечный удар»

Тема любви является главной в творчестве Ивана Александровича Бунина. «Солнечный удар» - один из наиболее известных его рассказов. Анализ данного произведения помогает выявить взгляды автора на любовь и на ее роль в судьбе человека.

Что характерно для Бунина, он акцентирует внимание не на платонических чувствах, а на романтике, страсти, желании. Для начала 20 века это можно считать смелым новаторским решением: никто до Бунина открыто не воспевал и не одухотворял телесные чувства. Для замужней женщины мимолетная связь была непростительной, тяжким грехом.

Автор утверждал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это высказывание применимо и к данному рассказу. В нем любовь приходит как озарение, как яркая вспышка, как солнечный удар. Это стихийное и часто трагичное чувство, которое, тем не менее, является великим даром.

В рассказе «Солнечный удар» Бунин говорит о мимолетном романе поручика и замужней дамы, которые плыли на одном теплоходе и внезапно воспылали друг к другу страстью. Автор видит вечную тайну любви в том, что герои не вольны в своей страсти: после ночи они расстаются навсегда, не узнав даже имени друг друга.

Мотив солнца в рассказе постепенно меняет свою окраску. Если в начале светило ассоциируется с радостным светом, жизнью и любовью, то в конце герой видит перед собой «бесцельное солнце» и понимает, что он испытал «страшный солнечный удар» . Безоблачный небосклон стал для него сероватым, а улица, упираясь в него, горбатилась. Поручик тоскует и чувствует себя постаревшим на 10 лет: он не знает, как найти даму и сказать ей, что больше не может жить без нее. Что стало с героиней, остается загадкой, однако мы догадываемся, что влюбленность тоже оставит на ней отпечаток.

Манера повествования Бунина является очень «плотной». Он мастер короткого жанра, и в небольшом объеме ему удается максимально полно раскрыть образы и донести свою идею. В рассказе много кратких, но емких описательных предложений. Они наполнены эпитетами и деталями.

Что интересно, любовь – это шрам, который остается в памяти, но не лежит бременем на душе. Проснувшись один, герой понимает, что снова способен видеть улыбающихся людей. Он и сам скоро сможет радоваться: душевная рана может затянуться и почти не болеть.

"Солнечный удар", - у любви, которую описывает в своих произведениях Бунин, отсутствует будущее. Его герои никогда не смогут обрести счастья, они обречены страдать. "Солнечный удар" еще раз раскрывает бунинскую концепцию любви:
"Полюбив, мы умираем…".

РАЗУМ И ЧУВСТВА. ТЕМА ЛЮБВИ.И.БУНИН «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней - как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина - добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она - идеал.Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине - «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вдыхаю, - ведь, правда, есть?»

Я считаю,если бы все люди были такими же чистыми, наивными, красивыми, какой была Оля, и если бы все умели радоваться каждому дню, то все были бы счастливы. Но лёгкое дыхание есть не у всех. Оля слишком отличалась от того общества, в котором жила. Люди завидовали ей, не понимали её радости, её счастья, а она не понимала людей. Оля не смогла жить по тем законам, по которым жило общество. Лёгкое дыхание должно было рассеяться "в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре", потому что его нельзя привязывать к земле.

  • Бхагван, Что такое любовь? Почему я так боюсь любви? Почему любовь ощущается как "невыносимая" любовь?
  • Встреча восходящей любви души к Богу и нисходящей Божественной любви