Мировая художественная культура культура древнего рима. Изобразительное искусство Древнего Рима. Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

22.10.2021

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской империи от Британских островов до Египта. Римское искусство высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. Хотя в общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.


Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.


Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы карло и декуманум, на пересечении которых обустраивался центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.


Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских художников, однако созданные ими творения вошли в сокровищницу мирового искусства.


История Рима делится на два этапа. Первый эпоха республики наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э. Второй этап императорский начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э. Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых датируется III вв. до н. э. Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян статую Капитолийской волчицы


Главной святыней Рима, основанного 19 апреля 735 г. до н. э., был храм Юпитера, Юноны и Минервы. Храм не сохранился, однако существует мнение, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Еще одна достопримечательность Рима так называемый Форум Романум Форум Романум




Великолепны римские мосты III вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью. Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.Мост Фабриция Гарский мост


Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей италийского города, погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки-таверны. Обширный форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении.амфитеатр



Внутри дома были расписаны. С течением времени стиль росписей менялся. Во II конце I вв. до н. э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском, или «инкрустационном» стиле: это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в. до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий (Фреска из Боскореале Фреска из Боскореале


Замечательным достижением республиканского искусства стал портрет. Здесь римляне многое заимствовали у этрусков, однако римский портрет имел одно существенное отличие. Этруски, творчески перерабатывая натуру, запечатлевали в камне хотя и достоверный, но в той или иной мере поэтизированный образ. Римский же портрет восходил к восковым маскам, которые снимались с умерших. Маски хранились в самом почетном месте (атриуме), и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают мельчайшие подробности человеческого лица.


ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным.





Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады, аналогичные тем, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой. Мавзолей Августадва обелиска


В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи, достигло расцвета портретное искусство. Эволюцию образа самого императора от одаренного ребенка до презираемого монстра можно проследить в целой серии портретов. Они далеки от традиционного типа могучего и отважного героя (Голова императора Нерона)Голова императора Нерона


Фреска из Геркуланума «Персики и стеклянный кувшин» свидетельствует о разрушении традиционной системы ценностей. С древнейших времен образом мира было дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь же художник изображает дерево без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Одна ветка дерева сломана, сорван персик, от которого отделена часть мякоти, до самой косточки. Исполненный мастерской рукой, натюрморт светел и воздушен, однако его смысл «всеобщая смерть природы».Персики и стеклянный кувшин


В 7080-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал свыше восьмидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э. амфитеатр Флавиев Внутри Колизей



Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (7981 гг.). Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти. Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона. Триумфальные арки также римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом торжественным шествием в честь победы над врагом.Триумфальная арка Тита Тит



Искусство поздней империи В гг. Римской империей правил Траян, по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит мужественным и суровым, и в то же время умным и смелым политиком.Траян


Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов, выросших вокруг Форума Романум, этот наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества покровителя Марса Ультора, были две библиотеки греческая и латинская. Между ними стояла Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.







До наших дней дошла конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Статуя выполнена в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. Со времен Адриана сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создавалось впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.



Для зодчества эпохи упадка империи (IIIIV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского плебса, жаждавшего «хлеба и зрелищ».



Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.



Слайд 2

Архитектура

Столицу римской империи и другие большие города украшали великолеп­ные крупные здания - храмы, дворцы, «базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки.

Слайд 3

Слайд 4

Отличительной чертой городов были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация.

Слайд 5

Скульптура

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков.

Слайд 6

  • Император Август
  • Клавдий.
  • Слайд 7

    • Капитолийская волчица V век до н.э. Палаццо Консерватори Рим, Италия
    • Богини Грации ок 200 до н.э.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    Наука

    Римская наука имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь.

    Слайд 10

    Юлиа́нский календа́рь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введён Юлием Цезарем в 45 г до н. э. Юлианский календарь основывался на культуре летосчисления Древнего Египта.

    Слайд 11

    Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике.

    • Марк Теренций Варрон
    • Луций Анней Сенека
  • Слайд 12

    • Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить:
    • Диоскорид - фармаколог и один из основателей ботаники,
    • Соран Эфесский - акушер и педиатр,
    • Клавдий Гален - талантливый анатом, раскрывший функции нервов и головного мозга.
  • Слайд 13

    Праздники

    Древние римляне отмечали в году более 50 праздников.

    Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов:

    • виналии - праздник виноградного сбора,
    • сатурналии - праздник посевов,
    • луперкалии - праздник пастухов и др.
  • Слайд 14

    • Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр.
    • Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои.
    • В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой.
  • Слайд 15

    Слайд 16

    Одежда

    Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма. Костюм римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

    Слайд 17

    Украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце.

    В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

    Слайд 18

    • Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ - палла.
    • Прическа – высокая, на веерообразном каркасе, с накладками из искусственных волос.
    • Обувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.
  • Слайд 19

    • В костюмах сочетались яркие цвета - красные, фиолетовые, коричневые, пурпурные, желтые.
    • Парадным цветом одежды был белый.
    • Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию - круги, квадраты, ромбы и т.д.
  • Слайд 20

    Домашнее задание

    Подготовка к контрольной работе по теме

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Культура Древнего Рима Мировая художественная культура Урок-презентация Васильева О.Н. Ломовская СОШ Дюдьково 2009

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    Поклонение богам Римляне почитали богов судьбы, городов, духов-покровителей каждого человека. Особое место в их верованиях занимали боги домашнего очага. Для отправления обрядов в честь домашних богов римская семья собиралась вокруг домашнего алтаря. В домах сооружали ларарии - что-то вроде малень кой часовни, где находились восковые статуэтки Ларов (покровителей дома) и Пенатов (хранителей очага и за пасов продовольствия). Глава семьи ставил перед алтарем медовые лепешки, вино, цветы или бросал предназначенную богам часть обеда в пламя очага. Общегосударственное значение имел культ Гения, покровителя императора и всех мужчин. Женщинам покровительствовала Юнона.

    Cлайд 5

    Cлайд 6

    Рим В эпоху расцвета Империи распространился римский тип городской планировки: город состоял из жилых кварталов, общественных зданий, площадей (форумов) и районов ремесленников. Римляне научились делать из известкового раствора, щебня и вулканического песка материал типа бетона, что позволило возводить массивные и прочные сооружения. У этрусков римляне взяли такие архитектурные элементы, как арку и свод У греков римляне позаимствовали архитектурные ордера

    Cлайд 7

    Аппиева дорога Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н. э. Названа по имени строителя – цензора Аппия Клавдия Цека) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

    Cлайд 8

    Акведуки и виадуки Постепенно Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей АКВЕДУК (лат., от «вода» и «веду») - мост с желобочным водопроводом и арочными пролётами, иногда в несколько ярусов в местах понижения земной поверхности. ВИАДУК (лат., от «путь, дорога» и «веду») - мост, по которому проходит участок дороги в месте пересечения ее с оврагом, ущельем, другой дорогой и т. п.

    Cлайд 9

    Термы Общественные бани (термы) оборудовались гимнастическим залом, площадками для игр, бассейнами с горячей, теплой и холодной водой. Бани были излюбленным местом отдыха римлян. Там они занимались физическими упражнениями, обменивались новостями. Вместо мыла в кожу втирали оливковое масло. После парной погружались в бассейн с холодной водой. Потом делали массаж и шли домой обедать.

    Cлайд 10

    Римский Форум Центром жизни Рима, столицы империи, была площадь, лежащая между двумя холмами - Капитолием и Палатином. Она называлась «Форум Романум». 3десь проходили народные собрания, на которых обсуждали законы, решали вопросы войны и мира, заключали торговые сделки. На площади стояли здания, украшенные мраморными и бронзовыми статуями, колонны и арки, которые воздвигались в честь побед римских императоров и полководцев.

    Cлайд 11

    Триумфальные арки Триумфальная арка Константина. IV век. Рим. Арку императора Тита построили в честь его по6еды над восставшей Палестиной. На ней водрузили 6ронзовую скульптурную группу: Тит в сопровождении богини по6еды Виктории восседал на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Подо6ные арки назывались триумфальными, так как 6ыли связаны с триумфом - торжественным въездом по6едителя в город. 06ычай возведения триумфальных арок распространился по всей Европе.

    Cлайд 12

    Колонна Траяна Кроме арок, в Риме строили и колонны-памятники. Такова колонна Траяна (архитектор Аполллодор), возведенная в 113 г. в честь победы римлян над даками. Колонна, сложенная из 17 барабанов каррарского мрамора, возвышалась на 30 м и была увенчана бронзовой статуей императора Траяна. Снаружи колонна была отделана мраморными плитами с рельефами важнейших эпизодов войны с даками. Эта скульптурная лента длиной около 22 метров опоясывает всю колонну

    Cлайд 13

    Пантеон – храм всех богов На протяжении многих веков этот храм был непревзойденным образцом постройки, увенчанной куполом. Грандиозное круглое пространство храма перекрыто сферической чашей купола диаметром 43,2 м. В центре купола - окно диаметром 9 м, сквозь которое льются потоки солнечного света. Всю тяжесть огромного купола держат восемь массивных опор-пилонов, скрытых в стене. Они соединены друг с другом системой кирпичных арок. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн Пантеон считается самым совершенным образцом римской архитектуры и в техническом, и в художественном отношении.

    Cлайд 14

    Колизей Во времена императорской династии Флавиев в 75-80 гг. в центре Рима был построен грандиозный амфитеатр. В средние века он получил название «Колизей» - от латинского слова «колоссеус» - колоссальный. Колизей - это огромная овальная чаша размером 188х156 м с рядами сидений, которые спускаются к центру - арене. Здесь проходили поединки гладиаторов, бои людей с животными. Их могли наблюдать до 56 тысяч зрителей. Сооружение опоясывает мощная стена. Она делится на 4 яруса, состоящие из столбов и арок. Каждый ярус украшали колонны различного типа: нижний – дорические, второй – ионические, третий - коринфские. Четвертый ярус представлял собой глухую стену, расчлененную коринфскими пилястрами - выступами. Так римский архитектор умело и по-своему использовал греческую ордерную систему, дополнив ее римскими элементами - аркой и сводом.

    Cлайд 15

    Cлайд 16

    Скульптурный портрет Римляне заимствовали у этрусков обычай почитания умерших предков. С лица покойного снимали гипсовую или восковую маску и выставляли в парадной комнате. Во время погребальной процессии за гробом несли маски не только умершего, но и предков. Этот обычай приучил римлян видеть в портрете не идеального героя, а реальную личность, ценить достоверность скульптурного портрета.

    Cлайд 17

    Скульптурный портрет Во II-I вв. до н. э. римской высшей знати было предоставлено право воздвигать в общественных местах свои статvи. Они изображали конкретных людей, и скульпторы стремились передать внешнее сходство, но без идеализации

    Cлайд 18

    Фрески Настенные фрески - подлинные шедевры живописи - найдены на так называемой вилле Мистерий в Помпеях. На них изображены не только персонажи мифов, участники посвящения в культ бога Диониса, но и хозяйка виллы, прислуживающая ей девушка, крылатая богиня. Римские фрески часто повторяли картины греческих мастеров. Пейзажи, сады и парки, города и храмы, птицы и звери запечатлены на этих росписях.

    Cлайд 19

    Фрески Фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Ее золотисто-желтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнаженных плеч удивительным образом гармонируют с ярким зеленым фоном цветущего лу га. Радость, связанная с приходом весны, с теплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение легкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

    У ЭТОГО народа были своя философия, своя философия, свои представления о жизни и смерти, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. особое восприятие окружающего мира.


    «ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (III вв. до н. э.). (III вв. до н. э.).


    Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим до н. э. Франция, Париж, Лувр


    Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия


    Новый тип храма Стоящий на подиуме Высокий пьедестал, подножие С глубоким портиком Навес перед входом в здание с колоннадой или арками


    Римский скульптурный портрет Точно передает портретное сходство Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека


    Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»


    Капитолийский Брут Древний Рим до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории


    Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана


    Римский писатель Светоний (ок. 70 ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»




    В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа неустойчива, судьба загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)


    III век – эпоха кризиса и кровопролитий Новая историческая эпоха Новые предметы изображения Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима




    Портрет Каракаллы Древний Рим н. э. Италия, Рим, Национальны й Римский музей


    Авл Метел Древний Рим до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей


    Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт- Петербург, Эрмитаж


    Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.


    Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.


    Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей


    Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер- матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной- канопой, статуя связана с культом мертвых.


    Живописное искусство фреска Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке или вид росписи – настенная роспись мозаика Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева


    Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи


    Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.




    Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла смальты.


    Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей


    Задание на дом Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни»

    Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего квсадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из родаЮлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.Гай ОктавийплебейскоговсадническомуЮлий ЦезарьпатрициемЮлиевсенатораГнея ПомпеяОктавия МладшаяСпартака


    Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.


    Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко- эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.


    Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.


    Статуя Марка Аврелия бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев. Была создана в е года.Новом дворцеКапитолийских музеев Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.Марка Аврелияконная статуясв. Константина


    В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина срав нил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело.ЛатеранаПлатинаПавла IIIМикеланджело Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники).туники Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.


    Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186217) римский император из династии Северов римскийимператординастии Северов Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.


    Мисте́рии богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.богослужение культовыхбожествамтеатрализованные Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.Древней ГрециирелигийПлатонаЦицерона


    Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IVа до н. э. не быть посвященным в какие- нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма.VI векаIVа


    Александрова мозаика наиболее известная античная мозаика с изображениемАлександра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.мозаикаАлександра МакедонскогоДарием III Мозаика была обнаружена 24 октября1831 года п ри раскопках античныхПомпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в1843 году в Нацио нальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время годаПомпейдома Фавна1843 годуНацио нальный археологический музейНеаполя


    Мозаики виллы Адриана в Тиволи. Не менее знамениты и римские мозаики. Их искусство было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, а поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем их специального сваренного стекла - смальты.


    Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе.


    Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.


    В 4-5 вв. произошло крушение Римской иммперии. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традиция древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в Эпоху Возрождения и кслассицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.