Названия сверхъестественных существ. Самые страшные монстры из «Сверхъестественного

21.09.2019

Если во сне вы обладаете магическими способностями - умением летать, владеете магией, читаете мысли и др. - то, видимо, это сон об обретении власти. Очень часто в таком сне подобные силы будут только у вас, и вы используете их, чтобы добиться определенного свершения: побега, победы в битве или спасения других.

Иногда эти силы распространяются на окружающих или встречают сопротивление с их стороны. В этом случае разум приводит ваши силы в соответствие с вашими потребностями, он дает вам возможность хотя бы во сне полностью привести в порядок свой внутренний мир.

Толкование снов из Сонника Лоффа

Сонник - Фантастические существа

Доводилось ли вам когда-нибудь смотреть перед сном фильм "Годзилла"? По большей части фантастические существа наших сновидений навеяны фильмами ужасов. Однако зачастую они наделены силой и разрушительным потенциалом, которые способны оставить глубокий след в нашей памяти. В этих случаях невероятные создания являются олицетворением неизведанных опасностей, которые вызывают в нас чувство страха и растерянности.

Побывает, что нам снятся менее фантастические существа, которые вызывают в нас смешанные чувства. Подобные образы могут нести в себе черты близких друзей или любимых животных, а могут быть и простым отображением любимых литературных или мифологических персонажей. Такие образы, несомненно, носят положительный характер.

Толкование снов из

На протяжении всей истории люди придумывали бесчисленные рассказы о мифических существах, легендарных монстрах и сверхъестественных чудовищах. Несмотря на их неясное происхождение, эти мифические существа описаны в фольклоре разных народов и во многих случаях являются частью культуры. Удивительно, что есть люди по всему миру, которые до сих пор убеждены, что эти чудовища существуют, несмотря на отсутствие каких-либо осмысленных доказательств. Итак, сегодня мы посмотрим список из 25 легендарных и мифических существ, которые никогда не существовали.

Будак присутствует во многих чешских сказках и легендах. Это чудовище описывается, как правило, как жуткое существо, напоминающее пугало. Оно может плакать, как невинный ребенок, таким образом заманивая своих жертв. В ночь полнолуния Будак, якобы, ткет ткань из душ тех людей, которых он загубил. Иногда Будак описывается как злая версия Деда Мороза, который путешествует в Рождество на телеге, запряженной черными кошками.

24. Вурдалак

Упырь является одним из самых известных существ в Аравийском фольклоре и встречается в сборнике сказок Тысяча и одной ночи. Упырь описывается как нежить, который также может принять форму нематериального духа. Он часто посещает кладбища, чтобы есть плоть недавно умерших людей. Это, пожалуй, главная причина, почему слово упырь в арабских странах часто используют при обращении к могильщикам или представителям любой профессии, непосредственно связанной со смертью.

23. Йорогумо.

В вольном переводе с японского Йорогумо означает «паучиха соблазнительница», и по нашему скромному мнению, имя отлично описывает это чудовище. По японскому фольклору, Йорогумо был кровожадным монстром. Но в большинстве сказок он описывается как огромный паук, который принимает форму очень привлекательной и сексуальной женщины, которая соблазняет своих жертв-мужчин, захватывает их в сети, а затем с удовольствием пожирает их.

22. Цербер.

В греческой мифологии, Цербер является хранителем Аида и обычно описывается как причудливого вида монстр, который выглядит как собака с тремя головами и хвостом, конец которого является головой дракона. Цербер родился от союза двух монстров, великана Тифона и Ехидны и сам является братом Лернейской Гидры. Цербер часто описывается в мифах как один из самых преданных охранников в истории и часто упоминается в эпосе Гомера.

21. Кракен

Легенда о Кракена пришли из Северных морей и его присутствие изначально было ограничено берегами Норвегии и Исландии. Со временем, однако, его известность росла, благодаря дикой фантазии рассказчиков, что заставило последующие поколения полагать, что он обитает также во всех морях мира.

Норвежские рыбаки первоначально описывали морское чудовище как гигантское животное, которые было столь же большим, как остров и представлял опасность для проходящих судов не от прямого нападения, но от гигантских волн и цунами, вызываемых движениями его тела. Однако позже люди начали распространяться истории о яростных нападениях чудовища на корабли. Современные историки считают, что Кракен был не более, чем гигантским кальмаром и остальные истории не что иное, как дикое воображение моряков.

20. Минотавр

Минотавр является одним из первых эпических существ, которых мы встречаем в истории человечества, и возвращает нас к временам расцвета минойской цивилизации. Минотавр, имел голову быка на теле очень большого, мускулистого мужчины и поселился в центре критского лабиринта, который был построен Дедалом и его сыном Икаром по просьбе царя Миноса. Все кто попадал в лабиринт, становился жертвой Минотавра. Исключением стал афинский царь Тесей, который убил зверя и вышел из лабиринта живым с помощью нити Ариадна, дочери Миноса.

Если бы Тесей в наши дни охотился на Минотавра, то ему очень пригодилась винтовка с коллиматорным прицелом, огромный и качественный выбор которых на портале http://www.meteomaster.com.ua/meteoitems_R473/ .

19. Вендиго

Те, кто знаком с психологией, наверное, слышали термин «Вендиго психопатия», который описывает психоз, побуждающий человека съесть человеческую плоть. Медицинский термин берет свое название от мифического существа под названием Вендиго, которое, в соответствии с мифами индейцев племени алгонкины. Вендиго был злым существом, похожим на помесь человека и монстра, нечто похожее на зомби. Согласно легенде, только люди, которые ели человеческое мясо были могли сами стать Вендиго.

Конечно, это существо никогда не существовало и было придумано старейшинами алгонкинов, которые пытались помешать людям заниматься каннибализмом.

В древнем японском фольклоре Kaппa является демоном воды, который живет в реках и озерах и пожирает непослушных детей. Kaппa в переводе с японского означает «ребенок реки» и имеет тело черепахи, конечностей лягушки и голову с клювом. Кроме того, на верхней части головы имеется полость с водой. Согласно легенде, голову Каппы всегда следует увлажнять, в противном случае он потеряет свою силу. Как ни странно, многие японцы считают существование Каппы реальностью. На некоторых озерах в Японии установлены плакаты и надписи, предупреждающие посетителей, что существует серьезная опасность подвергнуться нападению этого существа.

Греческая мифология дала миру самых эпических героев, богов, и существ, и Талос — одно из них. Огромный бронзовый гигант якобы жил на Крите, где он защищал женщину по имени Европа (от которой европейский континент получил свое название) от пиратов и захватчиков. По этой причине Талос патрулировал берега острова три раза в день.

16. Менехуне.

Согласно легенде, Менехуне была древняя раса гномов, которые жили в лесах Гавайев еще до прихода сюда полинезийцев. Многие ученые объясняют существование древних статуй на Гавайских островах как раз обитанием здесь Менехуне. Другие утверждают, что легенды о Менехуне появились с приходом европейцев в эти области и были созданы человеческим воображением. Миф восходит к корням полинезийской истории. Когда первые полинезийцы прибыли на Гавайи, они нашли плотины, дороги и даже храмы, которые были построены Менехуне.

Тем не менее, никто не нашел скелетов. Поэтому до сих пор остается большой загадкой, что за раса построила все эти удивительные древние сооружения на Гавайях еще до прихода полинезийцев.

15. Грифон.

Грифон был легендарным существом с головой и крыльями орла и телом и хвостом льва. Грифон — это цари животного царства, являвшиеся символом власти и доминирования. Грифонов можно найти во многих изображениях минойского Крита и в более позднем в искусстве и мифологии Древней Греции. Тем не менее, некоторые считают, что существо символизирует борьбу против зла и колдовства.

14. Медуза

По одной из версий, Медуза была красивой девой предназначенной для богини Афины, которая была изнасилована Посейдоном. Афина, разъяренный тем, что она не могла противостоять Посейдону непосредственно, превратила Медузу в неприглядного, злого монстра с головой, полной змей вместо волос. Уродство Медузы было так отвратительно, что тот, кто смотрел на ее лицо — каменел. В конце концов Персей убил Медузу с помощью Афины.

Пихиу еще один легендарный гибрид чудовища родом из Китая. Даже при том, что ни одна часть его тела не напоминала человеческие органы, мифологическое существо часто описывается, как имеющее тело льва с крыльями, длинными ногами и головой китайского дракона. Пихиу считается хранителем и защитником тех, кто практикует фэн-шуй. Другая версия пихиу — Тянь Лу также иногда считается священным существом, которое привлекает и защищает богатство. Это является причиной, почему часто можно увидеть маленькие статуи Тянь Лу в китайских домах или офисах, так как считается, что это существо может способствовать накоплению богатства.

12. Сукуйянт

Сукуйянт, согласно карибским легендам (особенно в Доминикане, Тринидаде и Гуаделупе), является экзотической черной версией европейского вампира. Из уст в уста, из поколение в поколение, Сукуйянт стал частью местного фольклора. Он описывается как отвратительного вида старуха днем, ночами превращающаяся в великолепного вида молодую чернокожую женщину, напоминающую богиню. Она соблазняет своих жертв, чтобы потом сосать их кровь или сделать их своими вечными рабами. Также считалось, что она практиковала черную магию и вуду, и может превращаться в шаровую молнию или входить в дома ее жертв через любое отверстие в доме, в том числе через трещины и замочные скважины.

11. Ламассу.

По мифологии и легендам Месопотамии, Ламассу был защитным божеством, изображавшимся с телом и крыльями быка, или с телом льва, крыльями орла и головой человека. Некоторые описывали его, как угрожающего вида мужчину, а другие, как женское божества с добрыми намерениями.

10. Тараска

Сказка о Тараска сообщается в истории Марфа, которая включена в биографию христианских святых Якоба. Тараска был драконом с очень устрашающим внешним видом и плохими намерениями. Согласно легенде, он обладал головой льва, шестью короткими ногами, как у медведя, телом быка, был покрыт оболочкой черепахи и чешуйчатым хвостом, который заканчивался жалом скорпиона. Тараска терроризировал область Нерлук во Франции.

Все закончилось, когда молодой преданный христианин, по имени Марфа, прибыл в город распространять Евангелие Иисуса и обнаружил, что люди в течение многих лет боятся свирепого дракона. Тогда он нашел дракона в лесу и окропил его святой водой. Это действие приручило дикую природу дракона. После этого Марфа привел дракона обратно в город Нерлук, где разъяренные местные жители забросали камнями Тараска до смерти.

25 ноября 2005 года, ЮНЕСКО включило Тараска в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

9. Драугр.

Драугр, согласно скандинавскому фольклору и мифологии — зомби, который распространяет удивительно мощный гнилостный запах мертвых. Считалось, что Драугр ест людей, пьёт кровь, и обладает властью над разумом людей, сводя их по своему желанию с ума. Типичный Драугр был чем-то похож на Фредди Крюгера, который, по всей видимости и был создан под впечатлением сказок о скандинавском монстре.

8. Лернейская Гидра.

Лернейская Гидра был мифическим водяным монстром со многими главами, которые напоминали больших змей. Свирепый монстр жил в Лерне, небольшой деревне недалеко от Аргоса. Согласно легенде, Геракл решил убить Гидру и когда он отрезал одну голову, появлялись две. По этой причине, племянник Геракла Иолай, сжигал каждую голову, как только его дядя её отрезал, только тогда они перестали размножаться.

7. Брокса.

По еврейской легенде Брокса является агрессивным чудовищем, похожим на гигантскую птицу, которая нападала на коз или, в редких случаях, пила человеческую кровь по ночам. Легенда о Брокса получила свое распространение в Средние века в Европе, где считалось, что облик Брокса принимают ведьмы.

6. Баба Яга

Баба Яга, пожалуй, одно из самых популярных паранормальных существ в фольклоре Восточных славян и, в соответствии с легендой, имела вид свирепой и страшной старухи. Тем не менее Баба Яга является многогранной фигурой, способной вдохновить исследователей, способной превращаться в облако, змею, птицу, черную кошку и символизирующую собой Луну, смерть, зиму или Богиню матери Земли, тотемную прародительницу матриархата.

Антей был гигантом с огромной силой, которую он унаследовал от своего отца, Посейдона (бога моря), и матери Геи (Земля). Он был хулиганом, который жил то в Ливийской пустыне и любого путешественника в своих землях вызывал на бой. Победив чужака в смертельном борцовском поединке, он убивал его. Он собирал черепа побежденных им людей, чтобы в один прекрасный день построить храм, посвященный Посейдону их этих «трофеев».

Но однажды одним из прохожих оказался Геракл, который совершал свой путь в сад Гесперид, чтобы завершить свой одиннадцатый подвиг. Антей совершил фатальную ошибку, бросив вызов Гераклу. Герой поднял Антея над землей и раздавил его в медвежьих объятиях.

4. Дуллахан.

Ожесточенная и мощный Дуллахан является безголовым всадником в ирландском фольклоре и мифологии. В течение многих столетий ирландцы описывали его как предвестника гибели, который путешествовал на черном, ужасающего вида коне.

Согласно японской легенде, Кодама — это мирный дух, который живет внутри определенных видов деревьев. Кодама описывают как маленького белого и мирного призрака, который прекрасно синхронизируется с природой. Тем не менее, согласно легенде, когда кто-то пытается срубить дерево, в котором живет Кодама, с ним начинают происходить плохие вещи и череда несчастий.

2. Корриган

Странные существа по имени Корриган родом из Бретани, культурной области на северо-западе Франции с очень богатой литературными традициями и фольклором. Некоторые говорят, что Корриган был красивой, доброй феей, в то время как другие источники описывают его как злого духа, который был похож на карлика и танцевал вокруг фонтанов. Он соблазнял людей своим обаянием, чтобы убить их или украсть их детей.

1. Рыба-человек Лирганс.

Рыба-человек Лирганс существовал в мифологии Кантабрии, автономной общины, расположенной на севере Испании.

Согласно легенде, это существо амфибия, которое выглядит как угрюмый человек, который был потерян в море. Многие люди полагают, что рыба-человек был одним из четырех сыновей Франсиско де ла Вега и Мария-дель-Касар, пары, которая жила в этом районе. Считалось, что они утонули в водах моря, когда купались со своими друзьями в устье Бильбао.

Алконост - чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору 7 дней стоит безветренная погода.

Анчутка - существо, связанное с водой, болотом, при этом оно быстро передвигается и летает. На юге России анчутку описывали как водяное страшилище, живущее в реках и прудах: им постоянно пугали детей. Анчутку также иногда называли «беспалым» и «беспятым», что роднило его со всем известным чертом. Как и всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени.

Аспид - крылатая змея, которая имеет птичий нос и два хобота. В какие края летать она повадится, те места опустошит. Живет аспид в горах и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно ничем убить, можно только сжечь.

Баба-яга - лесная старуха-волшебница. Она живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей. У Бабы-Яги одна нога - костяная. Она летает в ступе, заметая след помелом. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых.

Беда - демоническое существо, которое странствует по белому свету в поисках людей, обреченных на постоянные несчастья и неудачи. «Беда спит, а по людям ходит», - утверждали в прошлом люди. «Беда ходит не по лесу, а по людям», «Пришла беда - отворяй ворота!».

Ведогон - незримый дух, сопутствующий людям до смерти. Во время сна он выходит из человека и охраняет его имущество от воров, а жизнь - от неприятелей или других, недобрых, ведогонов. Между собой эти духи страшно дерутся, и если в драке ведогона убивают, то и человек его хозяин, вскоре тоже умирает.

Ведьмы (колдуньи) - чаровницы, «потворы», женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей. Они могли предсказывать будущее, делать яды и приворотные зелья. Колдуньи наделены способностями оборотничества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Для общения с нечистой силой ведьмы слетались на шабаш верхом на помеле, козле или свинье, в которых могли превратить человека.

Вий - известный нам лишь по повести Гоголя насылатель ночных кошмаров, видений и привидений. Это могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами, которые опускаются до самой земли. Брови и веки так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение. И поэтому, чтобы вий взглянул на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и веки железными вилами. Кстати, слово «вий» означает именно веки. В прошлом вия, представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни.

Вилы (самовилы) - женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одетые в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах, владели колодцами и озерами и умели «запирать» воды. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, они закрывают их белой одеждой. К людям вилы относятся дружелюбно, особенно к мужчинам, помогают обиженным и сиротам. Самовилы умеют лечить, могут предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны. Если ее разозлить, она может жестоко наказать.

Водка - нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать. Веря, что человек по большей части не сам теряет дорогу, а его «водит» нечистая сила, люди представляли водку по-разному: и невидимой, и неопределенного облика, и в обличье животных, людей. «Вождение» нечистой силой, особенно невидимой либо неясного облика - нечто вроде помрачения; человек не может объяснить, как попал в то или иное место, не может разорвать невидимые круги и выйти на прямую дорогу. Причинами появления рядом с человеком водки обычно считали сказанное вслед недоброе слово, проклятье.

Волкодлак - человек-оборотень, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Его приметой является заметная от рождения «волчья шерсть» на теле. Волкодлак становился упырем, поэтому рот ему после смерти зажимали монетой. В русской литературе А.С. Пушкин первым употребил для них название - «вурдалак».

Воструха - дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет он за печкой и караулит воров. Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных девушек, как честь и достояние дома, бережет воструха!

Вурдалаки (упыри и упырицы) - злобные покойники, сродни вампирам, в которых через 40 дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне «клали требы», то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну. Упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт; «заложенный» покойник (самоубийца); колдун; волкодлак.

Гамаюн - вещая птица, посланник славянских богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и провещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Когда летит Гамаюн, с восхода солнечного приходит смертоносная буря. Он знает все на свете: о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

Деды (дзяды) - духи предков. У восточных и западных славян особый обряд почитания дедов совершался весной на седьмой день после Пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды, или большие осенины в Белоруссии, костромская дедова неделя, во время которой, умершие родители отдыхали). В жертву покойникам приносилась пища. Души умерших приглашали на угощение в дом: «Деду, иди до обеду!» Дедам посвящалась первая ложка или первый стакан: его могли выливать под стол или ставить за окно, через которое влетали «меньшие» деды, тогда как «большие» входили через дверь.

Злыдень - злой дух, крошечное существо, которое, украдкой поселившись в деревенском доме за печкой, приносит этому дому всяческие несчастья. Как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет, и на место довольства придет страшная нищета. Сохранилась пословица: «Просились злыдни в гости на три дня, а и в три года не выживешь!» Злыдень имеет не вполне определенный облик - говорит, но невидим. Он может оборачиваться карликом, маленьким ребенком либо нищим стариком. Любит внезапно вскакивать на спину, плечи человека, «ездить» на нем. Злыдней может быть несколько, иногда до двенадцати. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую-нибудь емкость, чем, кстати, пользуются колдуны, «приручая» их таким образом.

Змиулан - могущественный покровитель черных туч, противник царя Огня и царицы Молоньицы (Перуна, Мокоши), связанный с образами Огненного Змея и Змея Горыныча. Является воплощением хитрости и зла.

Карна и Желя - воплощения палача и горя, связанные с погребальными отрядами.

Коровья Смерть - злое существо, несущее погибель всему крестьянскому стаду. Является оно в образе безобразной, злобной старухи, у которой, вдобавок ко всей ее уродливости, руки с граблями. Она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится или заносится прохожим-проезжим человеком. Чтобы оберечься от беды, деревенские женщины ночью совершают древний таинственный обряд опахивания деревни. Если при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное, или, храни Бог, человек, на него накидывались всей толпой, гнали и старались убить или прогнать подальше. Поверье гласило, что облик того встречного существа принимала сама Коровья Смерть.

Лебединые девы - существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе саму природу.

Лихо . Его еще иногда называют Лихо Одноглазое, ибо оно сослепу бросается на кого попало, не разбирая ни богатого, ни бедного, ни правого, ни виноватого. Лихо - воплощение неразборчивости, несправедливости судьбы, рока. Иной раз лихо обойдет великого грешника и навалится на хорошего, трудолюбивого человека: и загородный дом его сгорит, и машина сломается, и родственники захворают, да и сам он не будет знать, куда деваться от болезни, а лихо все сидит на шее - и ноги свесило!

Мара - воплощение смерти, мора. Позднее она частично утратила связь со смертью, но сохранила сой вредный для человека характер, способность к оборотничеству.

Мароссы - злые духи, находящиеся в подчинении у деда Мороза. Недаром их имена созвучны! Летом они спят и падают на землю зимой с первыми снежинками. Мароссы бегают по полям по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

Мороз (Морозко) - старик с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий ужасные морозы.

Переруг - недобрый дух, подобный злыдням. Природа переруга явствует из его имени, всех он норовит перессорить, во всякую семью или компанию раздор внести. Одно время переруга почитали как бога и приносили ему жертвы. И жертвенник его никогда не пустовал, ибо каждый стремился задобрить сего сварливого бога: кому же охота, чтобы внезапные ссоры разрушали все начинания и замыслы?! Вместе с тем в святилище переруга всегда не хватало жрецов: они беспрестанно ссорились между собой и дрались. Если же у жертвенника находился только один жрец, то он постоянно щипал себе руку, чтобы себя же, как можно сильнее разозлить и с собой же затем покрепче поссориться.

Полевик (житный дед) - дух, охраняющий хлебные поля. Его любимое время - полдень. Это маленький старичок с черным, как земля, телом, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Живет он в поле только весной и летом, во время всходов, роста и созревания хлебов. С начала жнитва наступает для него нелегкая пора: приходится бегать от острого серпа да прятаться в недожатых полосках. В последнем снопе - последний приют его. С ним особенно часто можно встретиться у межи (границы полей). Спать, например, в таких местах ни за что нельзя: детки полевиков, межевички и луговички, бегают здесь и ловят птиц родителям на обед. Если же найдут спящего человека, то навалятся на него и задушат. Дабы полевые духи могли перезимовать без нужды и заботы, крестьянин, следуя стародавнему обычаю, оставляет на полях несколько сорванных яблок, а на току несколько пригоршней обмолоченного зерна и за это ожидает на будущий год хорошего урожая.

Полудницы (ржаницы) - полевые духи. Ее представляли в виде девушки в белом платье, с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле и преследующей тех, кто работает в поле. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле.

Рарог - светозаный огненосный дух, связанный с поклонением огню, домашнему очагу. Его представляли в виде хищной птицы с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем или в виде огненного вихря.

Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса она женщина, а дальше птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить не слушать ее голос.

Мурашки - призрачные существа, духи робости, малодушия, трусости. Именно они приводят человека в то кошмарное состояние, когда у него «мурашки по коже бегут» (от слова «мура», то есть «мора»), потому что они - верные слуги и служанки Морены - древней славянской богини смерти.

Чур . Имя это до сих пор у всех на слуху. Чур, почитался покровителем и оберегателем границ подземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры и устанавливали на них деревянное изображение чура, имевшего форму кругляша, короткого обрубка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили свое древнее название во всем известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка. Чурку на межевом бугре никто не смел, тронуть из опасения разгневать духа, который ревностно оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую соху, тупил топор. Также, чур, охранял человека и все его добро от чертей, поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого духа и сказать: «Чур, меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!»

Кратко о статье: Говорят, будто фэнтези основано на британском фольклоре. Но многие яркие образы Старой Англии, такие как келпи, боггарты и баргесты, в наши дни незаслуженно забыты. «Мир фантастики» исправляет эту несправедливость.

ЧИСТО АНГЛИЙСКОЕ ЧУДОВИЩЕ
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ

Сверху к ним навстречу
опрометью бежал крохотный
гоблин - пёстрая рубаха, которая
была ему велика, билась на ветру.
- Эль! - верещал он. - Эль!
Он остановился перед ними, еле
удерживаясь на ногах.
- Он скис! Весь этот заклятый
чан скис!
Клиффорд Саймак,
«Заповедник гоблинов»

Считается, что в основе современной фэнтези-мифологии, сложившейся в середине прошлого века, лежат сказки Британских островов, опирающиеся на великий кельтский эпос... Но не всё, что считается общеизвестным, правда. Лишь немногие из существ, населяющих современные фэнтези-вселенные, имеют отношение к английскому или ирландскому фольклору. А многие образчики настоящей британской нечисти почти не представлены в мирах меча и магии. И это печально, так как речь идёт о существах весьма колоритных, способных украсить собой повествование.

ВОДЯНОЙ КОНЬ



В Средние века одним из наиболее «келпиопасных» районов считались берега озера Лох-Несс. Не исключено, что истинная форма келпи - ящер. Недаром голова озёрного чудовища часто описывается как «лошадиная».

Разговор о чисто английских чудовищах стоит начать с водяного коня. Этот кровожадный оборотень не известен на континенте, но часто встречается на островах. О его распространённости говорит уже обилие имён монстра: келпи, агишки, брэг, баггейн, бугган, глэйштн, грант, дани, фука, пикси-жеребчик, эх-ушге, кабиллушти... В каждом графстве водяного коня именовали по-своему, но представление о нём было одинаковое. Всегда совпадали две основные детали: существо обитало в воде, а выходя на сушу, принимало вид лошади. Описание конской ипостаси оборотня как стройного, божественно красивого животного - классическое, но далеко не самое распространённое. Предания обычно говорят о «лошадке», пони или жеребёнке. Очевидно, мелкие келпи встречались чаще крупных.

Нередко оборотень, кроме лошадиной, имел ещё одну или несколько альтернативных форм - например, телёнка или овечки. А наиболее изощрённые особи перекидывались даже в людей, как правило, в молодых мужчин.



Если верить легендам, келпи не раз подводила жадность. Встретив целую компанию, он «брал на борт» всё новых и новых седоков, пока кто-нибудь не замечал, что лошадь стала длинной, как змея.

Выбор личин может показаться странным, но он был оправдан избранной монстром тактикой охоты. Келпи хотел, чтобы его поймали. Стоило жертве усесться верхом, незадачливый наездник намертво прилипал, и водяной конь уносил его в пучину. Где и пожирал, по странной прихоти оставляя от тела лишь печень или лёгкие. Любопытно, что долго удерживать человека келпи не мог, поэтому, случалось, многие недели добросовестно выполнял обязанности лошади, прежде чем вода оказывалась на расстоянии броска.

Естественно, такой способ ловли хорош только против мужчин. Девушки куда реже пытались захомутать незнакомую лошадь. Другое дело - доверчивый заблудившийся телёнок... А уж тем более - прекрасный принц.

Келпи появлялся как ночью, так и днём. Оборотень мог поселиться везде - в море, озере, реке, даже в мельничной запруде. Конечно, из заливов выходили целые стаи (вернее, табуны), а в небольших водоёмах и речных омутах скрывались лишь отдельные особи. Но и они представляли нешуточную опасность. Рассказывают, что однажды водяной конь унёс и съел сразу семерых детей. А если монстр и не трогал лю- дей, то истреблял овец и коров, разоряя фермеров.

Не все келпи были свирепыми чудовищами - многие из них были всего лишь озорниками. «Искупав» седока в реке, они отпускали его вымокшим до нитки, обескураженным, но невредимым. Кроме того, в их арсенале было множество других злых, но не смертельных шуток. Ведь озорные келпи умели перевоплощаться куда лучше, чем кровожадные. Некоторым из шутников ничего не стоило притвориться не просто человеком, а несколькими людьми сразу.



Мистическую связь между лошадями и водой усматривали многие народы. У греков бог морей Посейдон одновременно «заведовал» и коневодством

РЕЧНЫЕ ЖИТЕЛИ


Мифическая фауна рек и озёр Англии до сих пор не попадала в бестиарии фэнтези-миров. Хотя существа эти воистину поразительны. Например, аванк - то ли покрытый мехом крокодил, то ли огромный хищный бобёр. Не менее удивителен Ламбтонский червь, подстерегающий жертвы на дне неглубоких рек, чтобы обвить и удушить, как питон. Рубить его бесполезно: куски червя ползут друг к другу, соединяются и немедленно срастаются. Но вне конкуренции лламхигин-и-дур - крылатые и хвостатые жабы ростом с человека. Это свирепые охотники, которые нападают на овец и даже похищают одиноких рыбаков с берегов рек. С душераздирающими воплями они выпрыгивают из зарослей, сшибают ошеломлённую жертву в воду и топят.

Как можно судить по старинным преданиям, безвредными шутниками чаще всего становились келпи, живущие вдали от больших водоёмов. В этом есть логика: тому, кто живёт в неглубоком омуте, опасно охотиться на людей. Озлобленные крестьяне могут подкараулить и убить. Келпи можно было поразить обычным железом, которое считалось «антимагическим» металлом. Бойцом же оборотень оказывался неожиданно слабым. Растерзать человека он был способен только под водой.

Никто не знает, как выглядит водяной конь в родной стихии. Обычный, «континентальный» оборотень - всегда человек. Это колдун, умеющий превращаться в зверя (версия о «болезни» или «проклятии ликантропии» возникла лишь в Новое время). Но келпи не принадлежит к роду людскому, даже копировать внешность человека умеет плохо - забывает спрятать конские уши и копыта. С другой стороны, он и не лошадь. Что же это за «оборотень» без истинного обличия?

Есть основания полагать, что келпи на самом деле не выглядит никак. Это лишённый плоти дух рек и морей, творящий тело из подручных материалов и придающий ему законченный вид иллюзиями. В пользу этой версии говорит тот факт, что если водяного коня удавалось убить на суше, его туша обращалась в кучу медуз или гниющих водорослей.

КОБЛИНАИ

На Британских островах гномы известны под названием «коблинаи», или «стуканцы». Созвучие названия с «гоблинами» случайно, но современные фэнтезийные гоблины внешность и подземный образ жизни унаследовали именно от коблинаев.

Стуканец достигает трёх футов ростом. Бороды нет. Кожа тёмная от въевшейся пыли. Длинные руки свисают почти до широких, плоских ступней. Одет в обноски шахтёрской робы и обут в тяжёлые грубые башмаки. Завершающий штрих - цветная бандана, украшающая непропорционально крупную голову. Именно повязка, а не колпак, как у немецких гномов-бородачей.

Сходство между коблинаями и гоблинами чисто внешнее. Стуканцы были добрыми. Если шахтёры проявляли к ним уважение, оставляли в шахтах еду и старую одежду, коблинаи могли указывать жилы и предупреждать об опасностях. В худшем случае обиженный коблинай шумел и кидал небольшие камни. Делить им с людьми было нечего. Сами они руду не добывали, предпочитая весело проводить время. Никто не видел коблиная с топором, да и кирку они брали в руки нечасто.

У берегов Британии обитают два типа русалок. Мерроу - обычные люди с хвостами вместо ног. У них есть перепонки между пальцами рук, но нет жабр. Дышать под водой им позволяют волшебные шапочки, сделанные на суше. Интересно, что мерроу делятся на два пола: женщины ослепительно красивы, а мужчины уродливы и зеленокожи. В отличие от опасных русских мавок, мерроу не топят пловцов. Они даже предупреждают рыбаков о приближении шторма. Души утопленников мерроу заключают в раковины и хранят.

Дружественны людям селки, или роаны - шотландские морские оборотни, принимающие форму тюленя. Селки живут на дне в дворцах из перламутра, но в погожие дни выходят на берег, чтобы порезвиться в человеческом обличии. Нередко, потеряв сброшенную тюленью шкуру и с ней возможность вернуться в море, они навсегда остаются людьми.



Острые уши современные эльфы унаследовали, вероятно, от «плохо превратившихся» келпи. Во всяком случае, в описании другой английской нечисти этот признак не упоминается.


В буках и дубах Англии обитают добрые дриады - «зелёные дамы». Но в берёзах селятся их злобные сёстры - «белые руки». Прикосновение призрачных ладоней к волосам старит его, а к сердцу - убивает.

Повторяющиеся сказания о водяных конях, скорее всего, объясняются природными условиями Англии и Ирландии. На морском побережье островов нередко можно было видеть следы копыт, уводящие в морскую пучину. Их оставляли табуны обычных лошадей, когда те обходили прибрежные скалы или пересекали залив по обнажившемуся во время отлива дну. Но древние кельты не меньше современных людей любили усматривать в самых заурядных и объяснимых явлениях мистику или заговор.

Британские домовые зовутся брауни, от слова «браун» - «коричневый», «бурый». В честь очень смуглого цвета кожи, не оценить который невозможно, так как брауни чаще всего расхаживают голышом. Почему англосаксонский домовик так напоминает африканца двух футов ростом - тайна веков.



Британские мегалиты - слишком древние и мистические сооружения даже для фэйри. Нечисть избегала и побаивалась их.



Не всякому домовому можно доверить деньги. Кроме брауни, есть ещё доби - внешне неотличимые от брауни, но очень глупые человечки. Доби слишком легко обмануть, и они сами отдадут сокровище первому встречному.


Люди боятся баньши и считают их злыми духами. Но серые плакальщицы не насылают смерть, а только предупреждают о её приближении.

Как и прочие домовые, коричневые человечки считают главным своим занятием помощь по хозяйству. Конечно, разругавшись с хозяевами дома, они могут и вредить, устраивать досадные, но не опасные каверзы. Но в целом брауни существа полезные. Питаются они овощами и фруктами, поэтому охотно присматривают не только за домом, но и за огородом.

Необычно другое. Английский домовой так близок к природе, что не живёт в доме. Брауни селятся в саду, устраивая норы под корнями или гнёзда в кронах деревьев. Убежища эти - колдовские. Днём норы не видны и открываются (в том числе и для самих хобгоблинов) только по ночам.

Умение мастерски маскировать собственные жилища позволяет брауни оказывать своим хозяевам услугу, которая не значится в прейскуранте континентальных домовиков. «Бурые» принимают на хранение ценности. Ведь из нор, в темноте невидимых, а днём уходящих в иное измерение, никто ничего не украдёт.

Ещё одна необычная особенность английского домового - умение менять облик. Разозлённый или напуганный брауни превращается в боггарта - бесформенное лохмато-волосатое чудище с длинными руками и копытцами на ногах. Вероятно, эту форму надлежит считать «боевой», но для человека боггарт совершенно не опасен. Он же маленький.

В близком родстве с брауни находится пак, шаловливый лесной фэйри ростом с ребёнка, любящий сбивать путников с пути и заставлять их подолгу блуждать в трёх соснах. Но лесная жизнь - не сахар, так что и пак при случае охотно переквалифицируется из леших в домовые.

Шотландские домовики - броллаханы и уриски - крупнее, и они постоянно носят воинственное обличие боггарта. Живут же преимущественно на природе, лишь время от времени перебираясь в человеческие поселения. Но самый необычный домовой живёт на острове Мэн. Это файнодери - могучий боггарт ростом с человека. Естественно, прятаться за камином такому богатырю не с руки, да и домашним хозяйством заниматься стыдно. Единственный из всех домовиков, файнодери предпочитает мужскую работу - помогает крестьянам в поле.

Одежда играет удивительно большую роль в британском фольклоре. Некоторые волшебные народы сами ткут себе наряды, но большинство одевается за счёт человека. Реакция фэйри на предложенные обноски очень разнообразна. Некоторые гоблины охотно примут старую куртку в уплату за помощь. Другие же, получив в дар одежду, напротив, могут возгордиться и работать больше не станут. А лесной пак, принципиально расхаживающий нагишом, в ужасе убежит, если предложить ему рубашку или штаны.

Мифология старой Англии полна упоминаний о гоблинах и эльфах. Но заимствованное после норманнского завоевания из старофранцузского языка слово «гоблин» так же, как и родное британское «фэйри», обозначало не какой-то конкретный тип сверхъестественных существ, а всю нечистую силу разом. Очень широко трактовалось и понятие «эльф». Например, водяной конь - типичный гоблин. Брауни же мог именоваться фэйри, хобгоблином или эльфом с равным успехом.

Сам Толкин в раннем стихотворении «Шаги гоблинов» использует слова «гоблин» и «эльф» как синонимы. Позже писатель пришёл к выводу, что неразбериха в терминологии недопустима, и ввёл систему, благополучно действующую до наших дней. Но и в первых набросках Современной Мифологии гоблинами (а затем гномами) именовались нолдоры. Если бы позже Профессор по каким-то причинам не передумал, в нынешних мирах меча и магии высокие гномы или бессмертно-прекрасные гоблины воевали бы против отвратительных ночных эльфов.

Но каким же представал Дивный народ в подлинных средневековых сказаниях Англии? В основу местного фольклора, несомненно, легли кельтские предания об ушедших под холмы племенах богини Дану, и германские - о диковатых лесных и речных духах, альвах. Время шло, бритты и саксы сплавлялись в единый народ, и миф постепенно менялся.

ГРЕМЛИНЫ

Легенды о гремлинах - бесах, облюбовавших технику - появились лишь в прошлом веке. Но возникли они не на пустом месте. Предками гремлинов-авиаторов были британские клабаутерманы - духи кораблей, селившиеся в носовых фигурах. Клабаутерман для судна был как домовой для здания. Одетый по военно-морской моде человечек с трубкой в зубах помогал старательным матросам, наказывал бунтовщиков и лентяев. Его особым расположением пользовался судовой плотник - в те время фактически «старший механик» корабля. Клабаутерманы обожали стук топора и работу по дереву.

Похожие духи - килмулисы - жили на английских мельницах. Они присматривали за порядком и жерновами, требуя в награду только угощение. Да и того не съедали. Рта у киллмулиса не было, только огромный, в половину роста, нос. Так что питались «мельничные» исключительно запахами и мучной пылью.




В крошек-эльфов с крыльями насекомых англичане никогда не верили. Они появились в англоязычной детской литературе лишь в Новое время.

Лишь ирландские дини ши и ферришин с острова Мэн сохранили аристократические замашки. От племён Дану они унаследовали подземные дворцы, из которых иногда ночами, поднимая целые холмы на огненных столбах, выезжали на поверхность, чтобы устроить псовую охоту или рыцарский турнир. Но если дану были роста почти великанского, то дини ши измельчали и редко вырастали выше пяти футов.

Под землёй, в полых холмах, проживало и большинство английских эльфов, именовавшихся по этой причине холмовиками, или хогменами. Это был низкорослый народ, по описанию похожий на хоббитов. Но только отчасти. Хогмены боялись солнца и лишь ночью выгоняли свои стада на подлунные пастбища. Кроме того, холмовики умели наводить порчу, при желании становились невидимыми или меняли внешность. Всеми своими способностями эльфы были обязаны волшебной одежде - стеклянным башмакам или красным колпакам с серебряными бубенчиками.

Отношения между народцем холмов и крестьянами чаще всего оставались добрососедскими. На территории хогменов не рекомендовалось пасти скот. К эльфам нужно было проявлять уважение. За любые услуги, даже самые незначительные, холмовики щедро платили: у каждого подземного эльфа был целый сундук золота. Отношения с хогменами осложняло только то, что жители холмов часто похищали человеческих детей. Взамен они оставляли своих отпрысков-подменышей - низкорослых, уродливых, капризных, но нередко наделённых сверхъестественными способностями.


Много общего с пикси имели водные эльфы - никси, проникавшие из Волшебной страны в мир людей через реки и омуты. Узнать этих фэйри можно было по мокрым волосам и зелёным зубам.

«Собака Баскервилей» из одноимённой повести Артура Конана Дойла тоже тесно связана с мифологией. В Старой Англии огромные чёрные псы с огненными глазами именовались баргестами, боуги или гримами.

По одной из легенд, это псы Одина, отставшие от Дикого Гона. Но «скандинавскую» версию можно поставить под сомнение: баргест слишком похож на другую британскую нечисть. Подобно келпи, он полиморф и способен принять облик рогатого гуманоида с клыками и когтями или чёрного шара. Общее есть у гримов и с баньши: вой баргеста может предвещать скорую кончину. Хотя чаще всего оказывается, что баргест просто пугал.

Ни в одной из форм огнеглазое чудище не пускает в ход клыки. Несмотря на устрашающую наружность и склонность бродить по кладбищам, баргест безвреден. Он всего лишь «голограмма», бестелесный призрак. Баргест - дух-хулиган, юмор которого такой же чёрный, как его шерсть. Если его игнорировать, он обидится и в отместку начнёт, например, звонить в колокола, созывая селян тушить несуществующий пожар.


В отличие от трансильванских вампиров, британские глейстиги перекидываются не в летучих мышей, а в воронов.



Песни и скрипки эльфов заставляли, забыв всё на свете, плясать до упаду. Самое удивительное, что волшебная музыка при этом описывалась как фальшивая, однообразная и заунывная.

Кроме подземных эльфов, существовали и лесные - пикси. Жили они, впрочем, не в чащобах, а в параллельном мире - Стране чудес или Волшебной Стране. Но их измерение пересекалось с миром людей именно в лесах, чаще всего вблизи болот или в других уголках, пользующихся дурной славой.

Пикси отличались красотой, а ростом не уступали людям, хотя по желанию могли становиться крошечными или перекидываться в животных. Способностями своими они, как хогмены, были обязаны волшебным шапочкам. Узнать эльфов можно было только по прищуренным, непривычным к свету глазам, а также по расшитой кружевами и бубенцами одежде психоделических расцветок. Эльфы предпочитали носить ярко-зелёные рубашки, голубые куртки и бриджи, красные чулки и колпаки. Видимо, они полагали, что именно такая цветовая гамма лучше всего гармонирует с их рыжими или золотистыми волосами. Не исключено, впрочем, что они, как и другие ночные существа, просто являлись дальтониками.



Добро пожаловать в Страну чудес!

Насколько можно судить, основным, если не единственным занятием пикси в нашем мире было заманивание людей в Волшебную страну. О целях этого мероприятия летописи молчат, но, судя по разнообразию и изощрённости методов ловли, результат был чрезвычайно важен для эльфов. В ход шли круги на полях и подброшенный на тропинки волшебный дёрн - ловушки, ступив в которые жертва проваливалась в иной мир. Блуждающие огоньки заводили путников если не прямо в Дивнолесье, то на облюбованную эльфами поляну. Ожидая гостей, пикси времени не теряли - устраивали пикник и пляски под луной. Присоединяться к их веселью сказания настоятельно не советовали. Опаснее всего было принимать от фэйри угощение: оно гарантировало полную амнезию и пробуждение в Стране чудес.

Как правило, эльфы селились целыми общинами. Исключение составляли ирландские лепреконы, предпочитавшие уединение. В остальном эти карлики полностью соответствовали описанию эльфов. Жили они под землёй и прятали горшки с золотом, применяя для маскировки тайников приёмы, явно заимствованные у брауни. Как и прочие фэйри, лепреконы обожали крикливую одежду в стиле XVII века, то есть той эпохи, когда сказки были записаны и облик существ стал каноническим. До этого момента эльфы носили праздничные крестьянские наряды, соответствующие моде текущего века.

Как и прочие жители холмов, лепреконы варили пиво, отведав которого, можно было потерять память либо и вовсе отправиться в Дивную страну без обратного билета. Обожали ирландские гномы и вино, но делать его сами не умели. Так что наткнуться на лепрекона чаще всего можно было не в лесу, а в собственном винном погребе. Некоторые из них даже селились среди бочек и превращались в погребных духов - клариконов. Эти духи безжалостно карали слуг, тайком прикладывающихся к хозяйским запасам.

Как известно, эльфы - лучшие лучники в фэнтези. Но почему волшебный народ стал ассоциироваться с оружием, в Средние века считавшимся слабым и плебейским? Вероятно, в основе мифа лежит «эльфский болт» - крошечная отравленная стрелка, которую холмовик мог пустить в обидчика. В средневековой Англии внезапную необъяснимую смерть часто списывали на происки обиженных фэйри.

Британские фэйри делятся на Благой и Неблагой дворы. Первый объединяет не очень злые народы. Второй - очень злые. Границу определить трудно.

ЧУДИЩЕ ИЗ ШКАФА


Баги (они же багабу, богглы, багбиры или буки) - это монстры, преследующие исключительно непослушных детей. Они делятся на дневных и ночных. Типичный ночной баг мохнат, у него цепкие ледяные ладони и небольшой рост, что позволяет ему скрываться в шкафу или под кроватью. Как правило, чудище лишь пугает, корчит рожи из тёмных углов. И только самых негодных мальчишек и девчонок баг хватает и пытается утащить в своё пыльное логово. Всегда неудачно.

У каждого из дневных багов есть собственное имя, внешность и сферы деятельности. Например, Ленивый Лоренс подстерегает воришек в чужих фруктовых садах. А длинноволосая, вооружённая кривыми когтями Дженни Зелёные Зубы хватает сорванцов, купающихся в прудах и реках без присмотра старших. Дженни - единственный баг-убийца. Она не шутит.

Традиционные средства - распятие, молитва или железная иголка, спрятанная за воротом, - бессильны против багов. Если ночные чудища хотя бы боятся света, то дневные баги убегают лишь при появлении взрослых.

К безусловно злым гоблинам относятся красные колпаки - клыкастые карлики, живущие в развалинах и красящие шапки человеческой кровью. В отличие от других фэйри, колпаки не боятся железа. Компанию им в развалинах составляют сприганы, уродливые злобные гномы, также использующие сталь и способные вырастать до размеров крепостной башни. В подземельях скрываются корреды, внешность которых в страшном сне не приснится: черная кожа, красные светящиеся глаза, острый горб на спине, когти и копыта. Спасти от корредов может только музыка, к которой владеющие магией чудища неравнодушны. Если развеселить корреда, он предскажет судьбу.

Очень опасны шотландские вампиры - глейстиги и бааван ши, красавицы, скрывающие под длинными зелёными платьями козьи или оленьи копыта. Но и среди глейстигов встречаются добрые, готовые помочь если не каждому человеку, то тем, кто им понравится.

В Англии каждый гоблин сам выбирает свой Двор. Ведь волшебный мир - не загробное царство. Добро и зло существуют в нём так же, как и в мире реальном. Сказка должна очаровывать, а не поучать.

Что почитать?
Роберт Бёрнс (в переводе Маршака) «Стихи»
Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
Вальтер Скотт «История Шотландии. Дедушкины рассказы»
Уильям Шекспир «Макбет»
«Корриганы» (комикс)
«Чуть-чуть безумства: Иггук» (комикс)

Во что поиграть?
Heroes of Might and Magic 3 (1999)
Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn (2000)
Neverwinter Nights (2007)

Не секрет, что люди всегда интересуется тем, что неизведанно. Самые и таинственные создания вызывают неподдельный интерес, а так же влияют на легенды и фольклор разных стран и народов.

В данной статье мы предлагаем вам ознакомиться с наименее известными существами, однако, не менее страшными и пугающими. Являются ли они мифическими, решать вам.

Существует две альтернативных версии появления вендиго.

  1. Исходя из первой, считается, что храбрый воин продал душу с целью оградить свое племя от надвигающейся угрозы. После того, как племя было спасено, он ушел в лес, и больше его никто не видел.
  2. Другая версия гласит, что вендиго начал терять облик человека из-за применения черной магии, а так же был каннибалом. В любом случае, в итоге появился этот монстр.

Многие сравнивают его с , но внешне он совершенно не похож на . А поведение вендиго имеет существенные отличительные признаки.

Рост превышает среднестатистический, но огромным его не назовешь. Однако он очень худой. По некоторым описаниям понятно, что иногда на теле могут отсутствовать какие-либо части из-за обморожения: пальцы ног, кончик уха или носа. Тело покрыто свалявшейся шерстью, или может быть совершенно лысым.

Вендиго любят выслеживать свою добычу. Настигая одинокого путника, они начинают пугать его, издавая звуки. Когда человек начинает оглядываться в поисках источника звука, вендиго атакует.

Убежать не удастся, потому что вендиго очень быстрые и выносливые. Как правило, выжить после встречи с этим чудовищем не удается никому.

Единственным способом убить этого монстра – воткнуть железный или серебряный клинок в сердце.

Фольклор каждой страны наполнен историями о переродившихся людях, которые получили новые способности. Одним из таких существ стал штрига, или стрикс.

Будучи людьми от рождения, они превратились в из-за пагубной привычки питаться человеческим мясом.

В средние века штрига относился к ведьмам. Не исключено, что они могли быть разновидностью вампиров Древнего Рима.

В конечном счете, штриги – мертвые мифические существа, но используя жизненную силу убитых семей, продлевает свое существование.

Убить монстра можно только каленым железом во время приема пищи.

Драуги или Драугры

Как и штриги, изначально они были людьми. Но после смерти превратились в живых мертвецов.

Живут драуги на кладбище, рядом с захоронениями викингов. Приближаясь к какому-либо поселению, они сеют страх и смерть, уничтожая все на своем пути.

Удивительно, но драуги упоминаются в некоторых книгах. Например, «Сага о людях с песчаного берега» рассказывает о Торольфе.

Будучи драугром, он убивал людей, после чего долина опустела. Так же драуги упоминаются в «Саге о людях из песчаной долины».

Эти монстры любят обживать гробницы богатых людей, таким образом, защищая его имущество от воров.

Драуги сильны, имеют бледную кожу, а так же способны увеличиваться в размерах. Убив человека, чудовище сначала выпивает его кровь, а затем начинает его поедать.

Бытует мнение, что драуги появляются в виде дыма, высвобождаясь из своих могил.

Исландские легенды гласят, что убить драугра можно только отрубив ему голову, затем сжечь и развеять прах над морской водой.

Эти мифические существа предпочитают обитать рядом с морскими побережьями. Высвобождаясь из могил, они ищут себе жертв среди моряков.

Они могут принимать разные обличья, заставляя людей пугаться до смерти. Например, вместо головы вырастают водоросли.

Морские легенды говорят, что драуги могут принимать вид камня или водорослей. До того, как наступить на нечто подобное, нужно плюнуть на него.

Если драуг попадет на корабль в виде камня, то судно обречено на гибель вместе со всей командой. А иногда драуги могут быть предвестниками смерти.

Гули

Слово «гули» происходит из арабских мифов и обозначает демонов. Проживали они на кладбищах, а по легендам являются потомками Иблисов.

Иблисы – это джины, имеющие аналог в христианстве – Сатану. Иблисы домогаются женщин, а если им это удавалось, то появлялись гули.

Иблисы могли скитаться по земле, так как Аллах таким образом проверял людей: сможет ли иблис посеять безнравственность и порок в их головах.

По некоторым данным, гули – , живущие в пустыне, способные принимать облик гиен или других животных.

Заманивая странников вглубь, гули съедали их. Предпочтение они отдавали детям, но иногда не гнушались мертвецами.

Чаще всего они принимают облик оборотней, но могут принимать облик любого убитого ими существа, включая людей и животных.

Для того, чтобы обновить внешний вид, они, как змеи, сбрасывают старую кожу.

По внешнему виду невозможно отличить, настоящий ли это человек или перевертыш.

Единственное, что их выдает – свечение глаз, которое может быть замечено только на видеокадрах или фотографиях.

Фамильяры. Черные Псы

Ведьмы, обладающие черными магическими способностями, заводят своеобразных животных – фамильяров.

Эти мифические существа связаны с хозяином демоническими узами или волшебством.

Европейские колдуньи предпочитают котов, ласок, жаб или сов. Шаманы в качестве фамильяра используют тотем.

Черные псы тоже могут быть фамильярами черных ведьм.

Старинная английская легенда рассказывает о Черном Шаке, предвещавшем смерть своим появлением. В 1577 году А. Флеминг описал его появление в книге «Странное и ужасное чудо».

Появляются псы в ярких вспышках света, как и исчезают, но место выбирают исключительно колдовское.

Японские легенды тоже упоминают черных собак, которых приносили в жертву для вызова дождя. В Азии кровь черных псов считалась могучим талисманом.

Жнец

Для вызова этого существа необходим алтарь, а так же ряд магических предметов для ритуала: человеческая кровь и специальный крест.

После того, как Жнец появляется, он забирает жизнь того, кто его вызвал для восстановления баланса.

Жнец не является демоном, это просто облик смерти, что в именовался психопомпой.

Они служили неким проводником в загробный мир. Харон в Греции, Валькирии в Норвегии, Анубис в Египте и так далее. Некоторые шаманы, например, сами по себе являются психопомпами.

Жнецы имеют власть над временем и сознанием людей. Он может изменить видение мира, самого человека.

Внешний вид Жнеца разный для каждого отдельного случая, но, принято считать, что он является в лохмотьях или погребальной одежде.

Существует предположение, что Питер Пен был своего рода проводником в загробный мир, так как в книге описывается, как он сопровождал детей в пути после смерти.

Ликантропия

В средневековье это явление связывали с колдунами, которые носили волшебную одежду или пояс.

Как их еще называют, покрывали тело зельем, надевали специальный пояс и превращались в волка с огромной силой и выносливостью. Позднее миф о волшебном поясе постепенно исчез.

Сейчас читается, что оборотни могут обращаться сами в полнолуние. Неизвестно, насколько это является вымыслом, но римский писатель оставил одну историю, в которой рассказывались реальные события с участием оборотня.

Во многих фольклорных рассказах разных народов есть мнение, что оборотни – это изгнанники, порочные люди.

В армянском фольклоре есть упоминание о женщинах, которые были одержимы духом за свои грехи. Они могли превращаться в волков, и были вынуждены убивать собственных детей.

В Северной Америке есть легенда о лу-гару, прибывшем из Франции. После обращения это существо 101 ночь подряд превращалось в монстра, а днем испытывало мучения и страдания. Чаще всего, они изгонялись людьми, чем злили лу-гару, способствуя ожесточению и убийствам.

Убить их можно серебром: пулей или клинком. Но и излечить ликантропию возможно. Если убить прародителя, того, кто обратил оборотня, то все зараженные им освободятся.

В славянской мифологии существовал Волколак. Им можно было стать по собственной воле. Чаще всего, колдуны обращались в волколаков, чтобы усилить свои способности.

Злой дух из старорусской мифологии. Ростом он был несколько сантиметров, тело покрывало шерсть черного цвета, а голова была лысой. Анчутка не имел пяток.

Бытует мнение, что нельзя вслух произносить его имя, иначе Анчутка мгновенно окажется перед вами.

Местожительство, как правило, поле, баня или водоем. Главным условием является близость к людям, но подальше от других сверхъестественных существ.

Полевые анчутки наиболее мирные. Банные и болотные имеют задорный нрав, зло шутят, подвергая жизнь человека опасности.

Болотные анчутки хватают пловцов за ноги и пытаются утопить, а банные пугают людей странными звуками или являются в страшных образах.

Анчутки могут быть невидимыми. Они быстро передвигаются и боятся железа и соли.

Трясовницы и Навьи

Трясовницы — , вызывающие болезни. Чаще всего упоминаются в заговорах.

Представляются в виде 12 уродливых женщин. Состоят в связи с нечистой силой, а когда человек болен, они появляются рядом с ним в облике дьявола.

Навьи – духи смерти. Древнерусские существа, насылающие болезни, как на людей, так и на скотину. Не исключалась их причастность к бедствиям.

Ночью они странствуют по темным улицам, убивая всех путников. Единственным способом спастись от навьи было не выходить из дома, защищая его оберегами.

Бесконечное множество существ и монстров присутствуют в различных мифах и религиях. Отличаясь внешним видом и способностями, они всегда создавали проблемы для людей, а чаще всего убивали их.

Разумеется, существование каждого не доказано, поэтому верить в них или нет – исключительно ваш выбор.