Защита человеческой личности в повести. Сочинения. Защита человеческой личности на примере поступков главного героя

08.03.2020

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» — произведение авантюр-но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа — Кирила Петрович Троеку-ров . Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис-ленными связями, но и безмерной властностью и свое-волием. Действительно, ничто не может противосто-ять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше-ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом — Андре-ем Гавриловичем Дубровским , единственным челове-ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво-бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле-ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро-ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судей-ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое-курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб-ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха-рактеризуют. Одна из них — забава с медведем. Не-обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо-го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело-века, когда медведь бросился на него — Владимир вы-тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает-ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми-рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров-ский решается объясниться с Машей , которую он по-любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос-тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей-ский не намерен отступать от своего — старый воло-кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви-ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет-ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри-нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан-ный обет для нее — святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

Мысль о защите человеческой личности в произведении «Дубровский» играет достаточно важное значение. А. С. Пушкин изображает сложную жизненную ситуацию и сильных духом людей, без страха отстаивающих свое мнение и пресекающие любое проявление несправедливости. Мое повествование состоит из следующих разделов:

  • противопоставление чести бесчестию;
  • защита человеческой личности на примере поступков главного героя;
  • заключение.

Противопоставление чести бесчестию

Противопоставление чести бесчестию - именно с этой темы я и начну свой рассказ. С отображения неприятной картины помещичьего уклада, в котором преобладающую роль играют подхалимство, лицемерие и продажность. На их фоне выделяются некоторые образы, в первую очередь главный герой произведения - Дубровский. Именно эти образы и защищают человеческую личность. Они благородны, честны и достойны.

Защита человеческой личности на примере поступков главного героя

После того скандала, что разразился между отцом Владимира и его бывшим другом, после всех попыток мести со стороны главного героя он все же отказывается от желания отомстить. Почему? В чем дело? Дело в том, что Дубровский понимал, что желанием и осуществлением мести он проявляет некую злобу, агрессию и жесткость, поэтому и отказывается от нее.

О защите человеческой личности можно судить и о других его поступках. К примеру, по тому, как Дубровский относится к простым мужикам - он уважает их, что, на самом деле, для помещиков того времени было совсем нехарактерно. По этому можно судить не о том, что Дубровский любит трудовой народ, а о том, что он является образованным и благородным человеком

Заключение и итоги

В заключении хотелось бы сказать о том, что, судя по грустному сюжету произведения, любой человек, каким бы сильным он ни был, все равно беззащитен и безысходен перед жестокостью судьбы. Даже сильная, самоуверенная, волевая личность, делающая все, что только можно для того, чтобы достигнуть цели, не всегда добивается желаемого. Маша и Дубровский помощи от закона и общества тоже не дождались.

Ответ оставил Гость

Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества, желания более повелительными, чем сознание необходимости. В этом суть романтического героя. Пушкин сохраняет ее в романе, где хочет реалистически исследовать причины поражения романтической личности перед силой обстоятельств.Говоря о Владимире Дубровском как о герое, наделенном романтическими порывами, мы имеем в виду именно непосредственный романтизм его поведения и чувств, а не законченную романтическую систему мировоззрения, которой у него нет. Он часто не осознает до конца свой конфликт с действительностью. Процесс осознания себя и действительности в Дубровском не показан, как, скажем, это сделано в «Герое нашего времени» Лермонтова. Интерес Пушкина к проблеме соотношения романтических порывов и законов общества создан последекабрьской ситуацией, когда горечь опыта героев 14 декабря 1825 года требовала выяснения причин катастрофы.На связь романтического героя Владимира Дубровского с внутренним миром и порывами декабристов указывал В. Ключевский: «Дубровский-сын-другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия». Показательно, что эта мысль принадлежит историку, сумевшему увидеть в пушкинском романе реакцию на общественную ситуацию эпохи. Идею независимости личности Пушкин сознавал как одно из условий общественного прогресса. В «Опровержении на критики» он писал об историческом значении идеи чести, о старинном дворянстве - носителе благородства и независимости: «Каков бы ни был образ моих мыслей, никогда не разделял я с кем бы то ни было демократической ненависти к дворянству.Оно всегда казалось мне необходимым и естественным сословием великого образованного народа. Смотря около себя и читая старые наши летописи, я сожалел, видя, как древние дворянские роды уничтожились, как остальные упадают и исчезают... и как имя дворянина, час от часу более униженное, стало наконец в притчу и посмеяние разночинцам, вышедшим во дворяне, и даже досужим балагурам!» Эти заметки Пушкина, написанные в Болдине в 1830 году, очень близки к чувствам, одушевляющим старого Дубровского.Но для Пушкина «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе гуманистического мировоззрения Пушкина. Верность этой идее определяла и поэтическое творчество, и личное поведение. Недаром Лермонтов назовет погибшего Пушкина «невольником чести». Владимир Дубровский представлен благородным защитником этой идеи.Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким В. Дубровский и предстает в рассказе Глобовой. Он наделен великолепными качествами решимости, мужества, самообладания.Попадая в ситуацию Гамлета, Владимир Дубровский также не мстит за отца. Для Гамлета «убийство гнусно по себе», гуманистическое мироощущение не позволяет датскому принцу превратиться в слепое орудие мести.Чтобы пролить кровь, Гамлету нужны грандиозные основания и непосредственность возмущения. Он не может совершить примитивной мести, ибо наделен любовью к человечеству и сознанием невозможности осквернить себя преступлением. Владимир Дубровский скован в своем действии любовью к Маше Троекуровой. В этом обычно и обвиняют пушкинского героя, как много веков обвиняли Гамлета в рефлексии и пассивности.Однако при всей равновеликости этих героев, их отказ от мести объясняется высокими причинами. У Гамлета месть за отца перерастает в борьбу за восстановление в мире человечности. Рефлексия Гамлета привела его к отказу от низких мотивов действия. Отбрасывая их, Гамлет идет к трагической победе.У Дубровского месть за отца невольно перерастает в социальный протест. Он становится заступником обиженных. Но Владимир Дубровский не преодолевает низких мотивов действия, как Гамлет, а отказывается от мести ради любви. Призывая Машу не опасаться в нем разбойника, Владимир говорит: «Все кончено. Я ему

Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

Роман имеет глубокий сюжет, актуальный во все времена, раскрывающий незаурядные личности героев. А.С. Пушкин показывает Троекурова избалованным барином со множеством вредных привычек, хотя и несколько склонным к хорошим поступкам. В отличие от него, Андрей Гаврилович Дубровский и Маша, дочь Троекурова, имеют благородный характер, справедливый и добросовестный. Главные герои являются достаточно волевыми, не примиряющимися с обстоятельствами.

Троекуров отбирает фамильный дом Дубровских, посягает на их гордость и доброе имя. Старший Дубровский не воспринимал всерьез суд, устроенный против него Троекуровым, в итоге проиграл и умер. Его сыну Владимиру пришлось занять место отца и отвечать за честь всей фамилии. Некоторое время молодой человек руководил восстанием крестьян против угнетающих их помещиков. Несмотря на все возможности, находящиеся у него в руках, Владимир вскоре распустил крестьян, так как не смог принять жестокость их борьбы с помещиками. Это показало милосердие и чистоту характера Дубровского-младшего. В ходе бунта крестьян он не допустил нападения на поместье Троекурова, потому что полюбил его дочь Машу. Так, ради любви Владимир смог простить давнего врага семьи и опуститься до мести. Однако, влюбленным не удалось быть рядом: Троекуров насильно отдал замуж Машу за пожилого графа. Дубровскому несмотря ни на что не удалось уберечь собственную любимую от свадьбы с другим.

Грустный сюжет ярко показывает беззащитность и безысходность любого перед жесткостью жизни. Даже сильные и волевые личности, делающие все возможное ради достижения целей, не всегда могут добиться своего. Закон и общество тоже никак не могли помочь Маше и Дубровскому.

С какой-то стороны можно понять Владимира, который не выдержал всех испытаний и встал на дорогу разбоя. Защитить его счастье не помогло ничто: ни государство, ни общество, ни даже собственные невероятные усилия и мудрость. Так, не получив поддержки от закона, он переходит на другую сторону и начинает жить по правилам силы и беззакония. Однако, несмотря на все изменения, добрая и благородная натура Дубровского не может до конца стать жестокой, отличаясь благородством.

2 вариант

Защита человеческой личности – важнейшая часть повести великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Однако, говоря об этой теме, стоит рассмотреть исторический контекст, дабы наиболее точно понять произведение.

В том временном периоде, когда происходит действие «Дубровского», защита личности, да и в целом понятие личности, распространялось лишь на узкую прослойку населения – дворянство. Фактически, лишь помещики-феодалы, представители знатные родов, имеющие чин или высокое происхождение, рассматривались как личности, имеющие право на собственную защиту, на защиту собственного достоинства и чести.

Обычный же народ, представленный крестьянским большинством, находясь под их властью, фактически не имел права называться «самостоятельными личностями». При действующем крепостном праве, они рассматривались не более чем товар, который можно было проиграть в карты или выменять на щенков борзых собак у соседа-феодала. Они же были говорящим орудием вспашки земель и прислугой в домах.

Одним из примеров жестокого помещика является Троекуров – одни из главных героев «Дубровского». Оскорбив и принизив честь последнего, он нажил себе врага, который, собрав вокруг себя таких же униженных и притесненных крестьян, принялся нести справедливость. Оскорблённый Троекуровым Владимир возглавил банду разбойников, которые грабили в окружных лесах проезжавших богатеев, которые, некогда, считали своих нынешних обидчиков недостойными людьми «низкого сорта», которым не дано никакой свободы и никаких личных прав. При этом честным и бедным людям нечего боясь – банда Дубровского их не только не трогала, но и помогала им всячески.

Таким образом, главным примером защиты человеческой личности в произведении Пушкина является даже не сам Владимир Дубровский, которые защищал свою честь от Троекурова, нет. Дубровский, в отличие от простого народа, имел различные пути защиты своей чести (например, тот же вызов на дуэль). Главный пример защиты человеческой личности мы видим в лице крестьян, пошедших против притеснителя и угнетателя Троекурова и ему подобных, которые не только всячески издевались над ними (говоря о Троекурове, стоит вспомнить эпизод с медведем), но и вовсе не считали их за личности, которые имеют право хоть на какие-то желания, мечты, хорошие и достойные условия жизни и все те права, без которых современный человек не смог бы жить в принципе.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Саврасова Зима 3 класс описание

    Картина «Зима» выделяется из всех творческих работ автора. Узенькая тропка разделила полотно на две часть. Слева - нашему вниманию открывается дремучий лес и пара деревьев у обочины. Справа расположились лишь две безжизненные березы.

  • Анализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско сочинение 11 класс

    Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются вымышленными. Весь рассказ наполняют философские размышления, автор рассуждает над смыслом существования

  • Сочинение по картине Оттепель Васильева 4 класс

    На переднем плане полотна изображена проселочная дорога. Не смотря на то, что весь пейзаж выполнен в темных тонах, угадывается время года – ранняя весна.

  • Анализ эпизода Именины Наташи Ростовой в романе Война и мир

    Известный роман переполнен военными сценами, сражениями, кровью и смертями. Мир противопоставляется военным действиям. На фоне войны любые мирные мероприятия и собрания приобретают особую ценность

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Это произведение глубокое и интересное. Меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Дубровский, Маша Троекурова – все это сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Троекуров от природы был неплохим человеком, его связывали добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему были свойственны человеческие порывы, но в то же время он был деспотом и самодуром. Троекуров – типичный барин-крепостник, в котором до предела развито чувство собственного превосходства и вседозволенности, порочности и невежественности. Тогда как Дубровский и Маша – натуры благородные, искренние, чистые и честные.

Главной проблемой романа является проблема защиты человеческого достоинства. Но, так или иначе, она связана со всеми персонажами произведения. В первую очередь эта проблема касается семьи Дубровских, которую Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство.

Андрей Гаврилович был уверен в своей правоте, мало заботился о судебном деле, которое затеял против него Троекуров, поэтому и не смог отстоять свои права. Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал неравной схватки с более сильным соперником и умер. Тогда отстаивать свою собственную честь пришлось Дубровскому-младшему. Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд». Но он с самого начала был не согласен с методами борьбы против помещиков. Его чистая и искренняя натура не позволяла ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Он был справедлив и милосерден, поэтому руководил Владимир крестьянами недолго. Крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу Дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «…Грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны».

Но почему же Владимир не трогает владения своего обидчика, самого богатого помещика в округе – Троекурова? Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своему кровному врагу. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирилла Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Владимир не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.

Таким поворотом сюжета, печальным финалом, как мне кажется, А.С.Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.

Поэтому я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».