Франс хальс произведения. Школьная энциклопедия

16.04.2019

Живописец героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. С его именем связан расцвет национальной живописи. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс - великий мастер европейского портрета. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Как ни один другой живописец Франс Халс владел секретом передачи озаряющей лицо живой улыбки, мгновенного жеста, непринужденной позы. Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».

Блистательное, отражающее свое время творчество Халса резко контрастировало с его во многом прозаической, материально неустроенной жизнью. Она небогата событиями и мало известна.

Халс родился в Антверпене, в семье голландского ткача, который с семьей в 1591 году вернулся на родину. Халс учился живописи у Карела ван Мандера в Харлеме, где затем почти безвыездно жил и работал. Халс пользовался огромной прижизненной славой, но умер в бедности.

Знаменитые работы художника 1620-1630-х годов отличает жанровый подход к портрету, не имевшему у него первоначально четко определенных границ. Он наблюдал этих людей на улицах, в кабачках Харлема, среди участников народных представлений.

Весь в движении насмешливый «Шут с лютней» (1624-1626, Париж, Лувр) - воплощение ловкости, бесстрашия и смекалки. Художник откровенно любуется обаятельной «Цыганкой» (1628-1630, Париж, Лувр). Она не только миловидна, женственна и задорна; в образе девушки, нежное лицо которой светится лукавой улыбкой, угадывается стихийная полнота жизни. В каждом мазке, в мягких коричневато-золотистых, серых, розовых тонах - ощущение легкости, воодушевления.

Мы словно слышим хриплый смех Малле Баббе, прозванной «харлемской ведьмой» (ок. 1630, Берлин, Государственные музеи). Трактирщица со зловещей совой на плече схватилась за тяжелую пивную кружку, но что-то отвлекло ее внимание. Халс видит Малле Баббе такой, какая она есть - порождением темной, порочной, но неистребимо цепкой жизненной силы. В почти монохромной коричневато-серой живописи длинные и короткие, густые и прозрачные мазки нарочито резки, грубоваты, словно колючи.

Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен на фоне дюн и облачного неба. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. Однако в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное, не свойственная ему многословность.

Напротив, написанный в схожей гамме черного, белого и золотистого «Веселый собутыльник» (1628-1630, Амстердам, Рейксмузеум) безупречен по композиции, по чувству пластической формы и цветовому ритму. Быстрым и легким касанием кисти передана одежда кавалера из мягкой замши, мелкие черты лица, пушистые волосы, бокал вина в левой руке. Щеголь и сердцеед, он открыто обращается к зрителю и чрезвычайно доволен собой.

С годами портреты Халса становятся строже и сдержаннее, в более сложной и глубокой психологической характеристике появляется оттенок иронии. Художник раскрывает в людях такие стороны, которые, возможно, он не замечал раньше. Из его творчества постепенно исчезают образы детей, музыка, праздничное настроение.

В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Старый художник, обремененный многочисленной семьей, завсегдатай харлемских питейных заведений с его безалаберной жизнью, теряет заказчиков. Поздние произведения Халса - вершина его творческого пути; разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность. Живописная манера Халса меняется, развивается в сторону тональной гармонии, изысканного сочетания черного с серебристо-серым; сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места, идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму.

В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Один изображает неизвестного молодого человека; его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1650). Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость, ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.

Искусство Халса, обогащенное введением сюжетных моментов, создающее впечатление непрерывного жизненного потока, в котором остро очерченные характеры людей взаимодействуют друг с другом, исключительно ярко воплотилось в его непревзойденных групповых портретах.

Как самостоятельный жанр корпоративный портрет сложился в голландской живописи почти столетием раньше. В наивной и скованной композиции изолированные портретные фигуры располагались горизонтальными рядами. Жесткие правила репрезентации долго сохранялись.

Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот - военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Праздник отличался размахом и длительностью. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась.

Создание группового портрета как особого жанра требует от живописца умения добиться единства всей группы при сохранении индивидуальности каждого участника. Не все даже выдающиеся мастера справлялись с этой трудной задачей. Для голландских художников, работавших до Халса и придерживавшихся старых правил, она была просто непосильной.

В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно, их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции.

Персонажи Халса душевно открыты зрителю, приглашают его разделить их общество.

Быстрая кисть виртуозно передает матовый шелк, глубину бархата, блеск атласа, плотные складки накрахмаленных воротников, сверкающий металл.

С годами групповой портрет Халса также теряет ощущение праздничности, становится более строгим и статичным по композиции.

Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Уникальные для своего времени произведения - вершина творчества Халса. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур, их неловких поз, хаотичных жестов. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной. В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд - розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши. Мазок достигает возможного для Халса предела свободы и подвижности, краски - прозрачной текучести.

Недаром Халс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Влияние его не современников и учеников было огромным в портрете, бытовом жанре, в развитии принципов колоризма.

Татьяна Каптерева

Эпохи золотого века искусства Голландии. Он был очень популярен, у него было много заказов и учеников, однако художник умер в полной нищете в приюте для бедных. Вот так сложилась жизнь гения.

Франс Хальс: биография

От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Но о нем лично известно немного. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Во время его рождения не было мира на его родине. осаждали города, брали штурмом, разоряли. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Поэтому, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором.

Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. А еще через год он женится. В браке родится пять сыновей, и все пойдут по стопам отца - станут портретистами. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620-1640 годы. Но потом его начинают забывать. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Картины почти не заказывают. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В ней он и умирает. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.

Портрет неизвестного (1650-1652)

Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя.

Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Его поза естественна и непринужденна. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Ею «разорван» плоский холст. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.

Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)

Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания, интереса и доброжелательности.

На губах играет легкая улыбка. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Этим достигнуто создание законченного образа.

Портрет Изабеллы Койманс (1689)

Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. Это состоятельная заказчица, и живописец прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах.

Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Богатые нюансы цвета темного платья и игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он находится в частной коллекции.

«Голова мальчика в берете» (1640)

Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Круг сразу придает законченность портрету.

Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Правая, освещенная светом, играет румянцем. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.

В этой статье мы постарались поместить известные и малознакомые публике работы мастера. Чувства, эмоции, интеллект, а не парадный костюм прежде всего старался передать живописец. И потому свое внимание художник обращал на мимику, жест, позу. Его художественное наследие, которое в основном находится на родине, далеко вышло за ее пределы.

Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем) - художник, портретист Золотого века голландской живописи. Он известен своей свободной манерой письма, и он помог ввести этот живой стиль в голландское художественное искусство. Халс сыграл важную роль в эволюции группового портрета 17-го столетия.

Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 году Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».

В 1620-1630-х гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все - около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).» Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена - на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе - «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664).»

«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.»

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

К сожалению, точная дата рождения выдающегося портретиста, представителя «Золотого Века» голландской живописи Франса Хальса не известно. Историки склоняются к тому, что Франс Хальс появился на свет то ли в 1582-ом году, то ли в 1583-ем. Однако доподлинно известно, что родился он в семье обыкновенного ткача по имени Франсуа Франс Хальс ванн Мехелен от его второго брака с женщиной по имени Адриантье в городе Антверпене.

После того, как в 1585 году Антверпен пал, семья вынуждена была бежать в город Харлем, где, собственно, будущий художник и прожил всю жизнь. Три года, с 1600 по 1603, Франс Хальс обучался искусству живописи у Карела ванн Мандера. В 1610-ом он стал трудиться в городском муниципалитете реставратором, вступив при этом в гильдию Святого Луки. Был женат. Забавно, но пятеро его сыновей пошли по стопам отца, став художниками-портретистами.

Портретная живопись

Хальс был великим портретистов, без преувеличения. Он в своем творчестве использовал три вида портретов: групповой, индивидуальный и портрет, близкий к жанровой живописи. Групповой портрет. Групповой портрет выражал революционные идеалы молодой республики: свободу, равноправие, товарищество, гражданскую солидарность. Гордые своей независимостью, жизнерадостные, деятельные лица горожан и офицеров выглядят естественно, будто случайно увиденными то во время пирушки, то во время какого-то собрания. Участники сцены в этой привычной для себя атмосфере лишены скованности, нарочитого позирования, они свободны в выявлении своих чувств и характеров. Такие коллективные портреты демонстрировали товарищеское единение, взаимосвязь и силу людей.

Сочетание размашистого, смелого, сочного письма с интенсивными оттенками голубого, синего, золотисто-желтого, красного оставляют впечатление оптимизма, жизнеутверждающего начала. Но в то же время каждый из персонажей очень индивидуален, показан крупным планом, что совершенно не нарушает художественного единства.

Жанровый портрет

Раннему Хальсу в его жанровых портретах свойственно изображать модели в близком общении со зрителем в естественных позах, с непосредственными жестами и мимикой, словно бы пойманными на лету, и через эти детали передавать индивидуальность характера и настроения. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», « Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные, индивидуально-выразительные черты моделей, и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).

Индивидуальный портрет

Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Динамичность таких портретов выражается еще и в типичном развороте фигур, в линии силуэтов, в естественно сливающихся с фоном объемах и в свободных мазках. Таким образом, специфичность портретов Хальса состоит в точно подмеченной индивидуальности, в жизненной силе и непосредственности образа и импровизационной манере письма. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.

Вся портретная живопись Хальса обладает внутренним единством. Ее можно назвать собирательным образом современного ему голландца. На портретах может быть показано самодовольство, самоуверенность, ограниченность, но и одновременно – энергия, жизнелюбие, жизненная хватка, некая удаль. И именно на этих качествах личности художник концентрирует внимание, а какие-то малопривлекательные черты моделей как бы отодвигаются на второстепенную роль.

В более поздних портретах Хальса (30 – 40 годы) появились грусть и задумчивость, иногда художник слегка иронизировал над своими персонажами. Из его живописи постепенно уходило радостное восприятие человека, свойственное ему в предыдущие годы. В 50 – 60 годах портреты Хальса стали более углубленными, наполненными внутренним смыслом. Портрет неизвестного на картине, хранящейся в Эрмитаже, демонстрирует силу, жизненный потенциал, но радости и веры в нем уже нет. И хотя изображен он в импозантном развороте, с насмешливым, чуть презрительным взглядом, в нем видится скепсис и усталость.

В другом мужском портрете (Кассельская галерея), вместо привычных самоутверждения и бравады, читается апатия, печать и отсутствие внутренней энергии. Мужской портрет, хранящийся в Нью-Йоркском Метрополитен – музее (1650 – 52 гг.), - это вершина портретной живописи Хальса. В нем сразу бросается в глаза, что изображаемая личность «масштабна», значительна. Осанка, упирающаяся в бок рука, плотно сомкнутые губы – все говорит о холодной властности, о высокомерном презрении, о безмерном честолюбии. Но сквозь его волю и упорство, сквозь бесчеловечность и подчеркнутую элегантность ощущается пресыщение, духовная опустошенность, разочарование в жизни. Это подчеркивается и новой для Хальса цветовой гаммой портрета: на темно-оливковом фоне – сочетание черного, серебристо-серого, белого и телесного тонов, вместо прежних ярких, мажорных.

За последние два года жизни Хальс написал несколько портретов попечителей приюта для стариков в Харлеме, где он вынужден был жить на старости лет. В их образах он видел разочарование и покорную обреченность, душевную опустошенность и отсутствие смысла жизни. До конца жизни Хальс проявлял в своем творчестве драматическую силу и психологическую тонкость. В этом и есть уникальность талантливого художника-портретиста Франса Хальса.

Умер художник в августе 1666г.

Известный художник Франс Халс - подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах. Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

Халс создает парадный портрет, который в то время имел популярность в европейских странах.

Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью. Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» - народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.

Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.

К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.

Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

Это можно наблюдать в портретах из Гааги. Волевой Олейкан и его возможно больная супруга. Художник наслаждается своей наблюдательностью.

Резкий диссонанс к картинам 1625 г. мы находим в «Мужском портрете». Заказчик беден, у него нет средств, чтобы купить кружева на воротничок. Но было то, что обратило на себя внимание великого художника. Халс пишет несчастного человека. Мы видим неудачника, не смеющего претендовать на что-то в этой жизни. Он отчаянно и решительно старается быть хотя бы внешне достойным и «как и все». А художник превращает его небольшой портрет в значительное произведение, которое предвосхищает XIX в. Мастер, словно всем своим существом, переживает за судьбу своего «героя», возможно Франс Халс, уловил какое-то сходство между его и своей борьбой за существование, за покидающую его славу.