Анатолий Беккерман: «Русское искусство будет расти в цене. Анатолий Беккерман: «Русское искусство будет расти в цене Сколько единиц в Вашей частной коллекции

27.09.2019

Известная нью-йоркская галерея «АБА» представляет в «Новом Манеже» две выставки: «Русское искусство: находки и открытия» и «Михаил Барышников, из цикла «Танец». В 2014-м основатели галереи Майя и Анатолий Беккерман презентовали в ГМИИ им. А.С. Пушкина вещи из личного собрания, а в прошлом году московская публика могла познакомиться с редкими произведениями - от Боровиковского до Кабакова. Накануне нынешнего вернисажа «Культура» встретилась с Анатолием Беккерманом и поговорила о поиске шедевров, разоблачении фальшивок с помощью блокчейна и культурном обмене между Россией и США.

культура: Какие находки зрители увидят в этот раз?
Беккерман: Например, пейзаж Алексея Саврасова, написанный в 1852 году. Работа раннего периода - в российских музеях подобных вещей буквально единицы. К тому же у картины интересная история. Она принадлежала семье шведского предпринимателя, который в 1856 году приехал в Российскую империю и основал первую в Москве электрическую фабрику по обработке текстиля. Сделал ее одной из самых больших в Европе, получил от Александра II за заслуги звание барона. В 1917-м его потомки покинули Россию, забрав с собой коллекцию, в том числе произведение Саврасова.

Показываем две работы Давида Бурлюка, относящиеся к японскому периоду. Тоже большая редкость: художник провел в Стране восходящего солнца почти два года. Есть интересная вещь Константина Коровина - изображение Гурзуфа, датируемое 1912 годом. В 1940-м картина была подарена университету в Стокгольме, который через некоторое время решил ее продать. Привезли также пейзаж Абрама Архипова и портрет, написанный Николаем Фешиным, любимцем не только российской, но и американской публики. В Штатах он прожил значительный отрезок в жизни.

культура: Вы также показываете фотографии, выполненные Михаилом Барышниковым. В 2008 году на «Винзаводе» уже демонстрировали его снимки. Чем удивит нынешняя выставка?
Беккерман: Это будет премьера, насколько я знаю, мы повторим только один кадр. Михаил Николаевич не только легендарный артист и выдающийся танцовщик. Интересен его взгляд как фотографа. Метод съемки основан на длинной выдержке: размытые, перемещающиеся фигуры наилучшим образом передают чувство, энергию, ритм танца. Кроме того, познакомим публику с 24 снимками Ильзы Бинг из его коллекции. Работы уроженки Франкфурта есть во всех музеях мира, но в России их никогда не показывали. Она дружила с Михаилом Барышниковым и подарила ему эти произведения.

культура: Как удается найти шедевры? Есть мнение, что первоклассные вещи давно осели в музеях и частных коллекциях.
Беккерман: Действительно, стоящего мало, но все же еще возможны открытия. В конце XIX - начале XX века в Америке состоялись крупные выставки - в частности, Айвазовского, многие работы остались в Новом Свете. У нас целый штат людей занимается поисками. Феноменальные картины есть в Латинской Америке, где жили эмигранты из России. Тот же Борис Григорьев в течение нескольких лет регулярно бывал в Чили. Однако не думайте, что мы каждый день обнаруживаем по шедевру, иногда на поиски уходят годы. Даже когда знаешь, где находится картина, уйму времени тратишь на то, чтобы уговорить владельца «отпустить» ее в мир.

культура: Вы не только формируете собственную коллекцию и собрание галереи, но и выступаете как эксперт. Что делаете, если видите неизвестную вещь знаменитого мастера, к тому же отличающуюся по стилю, манере? На Вашей прошлой выставке ряд произведений Наталии Гончаровой вызвали у критиков вопросы именно из-за их нетипичности.
Беккерман: Я много лет занимаюсь творчеством этой художницы. Подхожу к подбору картин с большой ответственностью. Некоторые периоды недостаточно хорошо известны российским специалистам, особенно когда речь идет о работах, созданных вдали от Родины. Например, у Гончаровой есть беспредметные композиции из серии «Космос», написанные в 1950-е. Несколько образцов хранятся в Третьяковке, они там прекрасно изучены. И все же что-то может ускользнуть от внимания экспертов. Мы всегда проводим серьезные исследования, выясняем провенанс: выставлялось ли произведение, где, когда, существуют ли аналогичные вещи.

культура: Одно время рынок русского искусства был наводнен фальшивками. Изменилась ли ситуация?
Беккерман: Мне кажется, эти слухи сильно преувеличены. Картины американских, итальянских, немецких авторов подделывают не реже. Несколько лет назад в Нью-Йорке закрылась галерея Knoedler & Company, существовавшая 165 лет. Они торговали фальшивыми работами Марка Ротко. Или скандал с фальсификатором Вольфгангом Бельтракки, успешно копировавшим представителей авангарда вроде Макса Эрнста и Кеса ван Донгена. Он прокололся, когда поленился изготовить старую краску и купил готовые титановые белила, не встречавшиеся в начале XX века. Уровень знаний и методы исследований идут вперед, поэтому подделок встречается все меньше.

И все же иногда приходят коллекционеры, пополняющие собрания с помощью Ebay. Зачастую их траты составляют миллионы долларов. Они покупают онлайн Гончарову за 500 или 1000 долларов и радуются выгодной сделке, ведь у дилеров или на аукционах подобные вещи стоят огромных денег. Приходится их разочаровывать.

культура: Сейчас многие говорят о технологии блокчейн, которая поможет сделать арт-рынок более прозрачным...
Беккерман: Приветствую все позитивные изменения. Однако подобный метод не всемогущ. Не так давно мы приобрели картину Гончаровой. Она не была подписана. Хранилась в коллекции людей, державших магазин красок. Художница совершала у них покупки, дарила свои работы, иногда обменивала их на материалы. Порой произведения вообще нигде не фигурируют, никогда не выставляются. В подобных случаях требуется экспертиза.

культура: Увеличивается ли интерес к русскому искусству?
Беккерман: Пока оно недооценено, однако динамика есть, и, на мой взгляд, оно будет расти в цене. Придет время, когда по стоимости отечественные картины сравняются с образцами лучших западных школ. Выставки наших художников и сейчас привлекают внимание иностранных зрителей. Например, «Россия!» в музее Гуггенхайма в 2005-м побила рекорд посещаемости. Американская публика очень восприимчива к русскому искусству. К сожалению, в последние годы в Штаты ничего не привозят из русских музеев. Эту пустоту мы скромным образом пытаемся заполнить: устраиваем выставки в США, привозим проекты в Россию. Надеюсь, благодаря культурному обмену отношения между странами постепенно улучшатся.

культура: Что планируете предложить отечественным зрителям?
Беккерман: Хотим с Русским музеем сделать выставку Бурлюка и потом показать ее в Москве. Там же собираемся представить французские вещи Коровина. Спонсоров у меня нет: финансирую подобные проекты сам. Воспринимаю их как способ популяризации и продвижения русского искусства: считаю это обязанностью, своего рода миссией.

В Москве открылась выставка «Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова» . Семьдесят произведений отечественной живописи показывают владельцы нью-йоркской галереи ABA Анатолий и Майя Беккерман . Два года назад коллекционеры привозили в Москву вещи из собственного собрания. Проект «Искусство как профессия», осуществленный в ГМИИ им А. С. Пушкина, имел громадный успех у публики: за полтора месяца выставку посетили сто двадцать тысяч зрителей. Затем часть экспозиции была показана в Русском музее.

ARTANDHOUSES встретился на московском вернисаже с коллекционером и дилером Анатолием Беккерманом, энергия и энтузиазм которого направлены на возвращение шедевров русского искусства, вывезенных из страны во время первых волн эмиграции или «застрявших» в Америке после советских выставок 1920-х годов.

Боровиковский всего один?

Боровиковских много не бывает. Большинство осело в музеях. Находка каждой такой работы всегда большая удача. Портрет Дмитрия Трощинского, начавшего карьеру полковым писарем и дослужившегося до министра юстиции, мы недавно купили в Штатах у одной американской пары, в коллекции которой вещь была, наверно, лет сорок. Сами они когда-то купили ее на каком-то маленьком аукционе. Я показал портрет научному сотруднику Русского музея Григорию Голдовскому, и он сразу идентифицировал кисть Владимира Лукича Боровиковского. Портрет Трощинского тоже есть у них в музее, только написанный с разницей в шесть лет. В Пушкинский музей в 2014 году, если помните, мы привозили «Портрет Сергея Саввича Яковлева» 1805 года работы Боровиковского из нашей коллекции.

Концепции той выставки и сегодняшней чем-то отличаются?

Лишь тем, что в Пушкинском была выставлена наша личная коллекция, а эти картины принадлежат галерее ABA.

Другими словами, эту выставку можно считать коммерческой? И все эти вещи продаются?

Разумеется, здесь, в Москве, ничего не продается, но если кто-то заинтересуется, он может связаться с нью-йоркским офисом нашей галереи.

И вы сможете легко расстаться с этими картинами?

Невозможно всё иметь и всё съесть.

По какому принципу формировалась эта выставка?

Мой принцип: качество и редкость. Нам кажется, зрителю будет интересно посмотреть на вещи, которые долго не были в России.

Кто вы больше, коллекционер или дилер?

Split personality, раздвоение личности (смеется) . Коллекционер, скорее, моя жена Майя.

В галерее в Нью-Йорке вы уже проводили выставку, как я понимаю, под названием «От Боровиковского до Кабакова»?

В Нью-Йорке была выставка с тем же названием, с теми же временными рамками, но с другим составом, который поменялся на девяносто процентов. Это связано с нашими новыми приобретениями, которые мы привезли в Москву.

Например?

Например, «Портрет Марии Хрущевой» Дмитрия Кардовского. Фантастическая вещь. Кстати, картина долгое время находилась в коллекции Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и в 2000 году была представлена на большой выставке «1900-е годы». Когда музей выставил портрет на продажу, мы были рады его купить.

Выставили на продажу?

Американские музеи часто продают. И это касается не только русской живописи, они продают и американские, и европейские вещи. Просто высвобождают средства и фонды на покупку каких-то других, более важных для музея произведений.


«Портрет Марии Хрущевой»
около 1900

Мы знаем художника Дмитрия Кардовского преимущественно как книжного иллюстратора, точно также как Паоло Трубецкого знаем как замечательного скульптора. И вдруг его живопись…

По-моему, в России нет ни одной живописной работы Паоло Трубецкого. «Девушку в розовом» я купил в Штатах. Рядом его брат, Пьер, тоже интересный художник. Портрет жены. Редчайшая вещь.

Я читала, что первая картина в вашей коллекции - это Коровин. Вы купили ее учеником 10 класса еще в России до эмиграции. На нынешней выставке сразу шесть работ Коровина. Как видно, это один из ваших любимых художников?

Да. «Девушка у окна» - совершеннейший шедевр, я считаю. Посмотрите, какие блики, как ощущаются воздух и солнце за окном. Мы охотились за этой работой пятнадцать лет. Хозяин не хотел с ней расставаться, «Девушка» ему тоже очень нравилась. Вещь была куплена непосредственно у Коровина коллекционером Гарвиным. Я покупал у его наследников, в семье.

Константин Коровин
«Девушка у окна»

Вещь с провенансом.

Да. Остальные тоже с интересной историей. Мне как-то звонит американка из Майами и рассказывает, что однажды к ее деду, владельцу магазина мужской одежды на Манхэттене, приходит певец по фамилии Шатапкин. А shut up по-английски - «заткнись». В семье над этим потом всегда смеялись. Так вот, певцу, а на самом деле это был Шаляпин, надо было выступать в Карнеги-холле, но не хватало нового фрака. Он предложил ее дедушке купить у него картины Константина Коровина, с которым, как известно, дружил. Теперь, по прошествии многих лет, дама предложила их купить у нее.

Вам удается найти вещи, под которыми в альбомах по искусству пишут: «Местонахождение неизвестно».

История и биография вещей чрезвычайно интересны. Мы находим их иногда в Латинской Америке, в Японии, в Европе, само собой, – во Франции, Англии, Италии. У меня есть штат, но решения с точки зрения важности и нужности работы я принимаю сам. «Крестный ход» Николая Ульянова почти сто лет находился в частных руках, после того как был показан на выставке в Нью-Йорке в 1924 году, в здании Grand Central Palace. Когда вещь всплыла на малюсеньком аукционе, естественно, мы «прыгнули» на нее.

«Крестный ход»

Среди знаменитых имен у вас в коллекции появляются имена художников не то чтобы очень известных. Вот Ольга Сахарова…

Это замечательная художница, которая работала во Франции и Испании. Неопримитивистка. Ее творчество перекликается с Анри Руссо. Понимаете, я не следую мнению толпы, сам определяю, что хорошо, что плохо. Могу себе это позволить. Если нахожу какого-то художника мне интересного, который не настолько хорошо известен в истории искусств, то считаю, что он заслуживает внимания, второго взгляда и переоценки. Так как Новый Манеж всё же не музей и эта выставка галерейная, тут наравне с абсолютными шедеврами есть просто очень хорошие работы.

Вы вновь привезли столь любимого вами Давида Бурлюка.

Да, в том числе три работы Бурлюка японского периода, которые никогда не были на рынке и поступили из семьи художника. В Японии он прожил два года. Я давным-давно занимаюсь Давидом Бурлюком, мы сделали много выставок с участием его работ - в Нью-Йорке и в России, в Русском музее. Помните выставку «Русский футуризм и Давид Бурлюк»? Недавно издали книгу «Художник Давид Бурлюк» (ARTANDHOUSES подробно расскажет об издании в ближайшее время. - Е. Г. ), для которой искусствовед Владимир Поляков написал замечательный текст и где опубликованы ранее неизвестные вещи Бурлюка. После выхода книги у нас появилось несколько предложений на новые выставки, включая Германию, Японию, Россию.

«Маруся»
1921

Какая из этих вещей Бурлюка особенно вами любима?

Сейчас мне нравятся «Рикши» 1921 года. Снег, замерзшие люди. У других, возможно, от этой очень небольшой картины иное впечатление. Со мной она говорит.

На что вы ориентируетесь при покупке картин?

Картина должна мне нравиться. В Штатах была пара очень известных коллекционеров, в 1960-е годы сформировавших одну из лучших коллекций современного искусства. Потом годы спустя они продали ее на аукционе. И он был очень успешным. Репортер задал им вопрос: «Как вы смогли быть такими прозорливыми и в свое время угадать, что надо было покупать?» На это один из них ответил: «Когда я входил в галерею, то покупал именно то, что меня раздражало больше всего». Нужно покупать то, что вызывает у вас эмоции и не оставляет вас равнодушным. Хуже равнодушия ничего быть не может. Должна быть реакция, пусть позитивная, пусть негативная. Должен быть диалог.

Московской публике имя Анатолия Беккермана может быть знакомо в свете его флагманских просветительских проектов: в 2014 году в Главном здании ГМИИ прошла большая выставка «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккермана», в сентябре 2016 в Новом Манеже — «Русское искусство от Боровиковского до Кабакова». Беккерман — известный арт-дилер и владелец нью-йоркской галереи ABA Gallery. Анатолий не получал профильного образования, но родился в семье скульптора и с детства учился разбираться в искусстве сам. Последний визит коллекционера в Москву связан с открытием выставки «Грузинский авангард» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, куда он отдал на экспозицию абстрактную композицию Какабадзе 20-го года.

Каков основной фокус Вашей коллекции?

— Это шедевры русского искусства 19-го и начала 20-го веков. То направление, которое всегда будет востребовано: сейчас его по достоинству ценят во всем мире. За русским искусством в мою галерею ABA Gallery в Нью-Йорке обращаются инвесторы из Китая, Англии, Германии, например. Потому что лучшие образцы русского искусства этого периода все равно дешевле, чем лучшие работы американских или французских художников. Это перспективный сегмент: коэффициент роста у него выше, чем у западного искусства.

Сколько лет Вы собираете искусство?

— Вплотную уже тридцать лет. Своей коллекцией я могу назвать то, что начал собирать, уже живя в Соединенных Штатах, куда переехал в конце 1974 года, тогда же начал вести каталог.

Первая картина, которую Вы приобрели?

— Это картина Коровина, изображающая пейзаж Гурзуфа, которую я купил в десятом классе в комиссионном магазине. Убедил отца дать мне около трехсот рублей — на тот момент эта сумма равнялась среднему двухмесячному заработку. С тех пор Коровин один из моих любимых художников.

Где Вы покупаете искусство?

— Поскольку у меня есть своя галерея, люди знают, что я собираю русское искусство, поэтому с нами связываются и дилеры, и представители аукционов, и частные лица. Но не могу сказать, что это происходит в одностороннем порядке, — часть вещей я и мои сотрудники ищем сами. Сейчас, например, охотимся за работами Давида Бурлюка японского периода, которые считаются редкими. Насколько мне известно, в России выставлена только одна работа Бурлюка этого времени — «В рисовых полях» 1921-го года в Русском музее. Вообще судьба картины может быть удивительной: одну из работ Гончаровой мы приобрели в Бразилии частным образом, несколько картин Бориса Григорьева мы нашли в Чили и Аргентине.

Есть ли у Вас консультант, которому Вы доверяете в вопросах приобретения искусства?

— Есть целый ряд художников, в которых я сам разбираюсь очень хорошо, — это Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер, Константин Коровин, Иван Пуни, Давид Бурлюк. Есть области искусства, даже русского, в которых я чувствую себя менее уверенно, — к примеру, портрет 18-го века. В этих случаях я привлекаю искусствоведов, которым доверяю. Григорий Голдовский — замечательный специалист из Русского музея по живописи 19-го века; Ирина Вакар и Евгения Илюхина из Третьяковской галереи — эксперты по русскому авангарду; Галина Тулузакова — исследователь творчества Николая Фешина; Владимир Поляков — специалист по первой половине 20-го века, совсем недавно выпустил монографию о Бурлюке. Разумеется, прямое участие в формировании коллекции принимает моя жена, Майя Беккерман, и мне нравится, что иногда наши вкусы не сходятся.

Для Вас коллекция — это отдушина или вторая профессия?

— Поскольку я профессиональный арт-дилер, для меня это и работа, и хобби. Есть наша с супругой частная коллекция, которую мы не продаем, и есть вещи на продажу.

Сколько единиц в Вашей частной коллекции?

— Около трехсот, я думаю. Я приобретаю только тогда, когда на рынке появляются редкие и важные вещи. В этом прелесть инвестиционной составляющей коллекционирования: шедевров мало, и когда они появляются, я стараюсь незамедлительно реагировать. Самые главные критерии работы для меня — ее качество, редкость и оригинальность.

Насколько для Вас важно участие в выставках?

— Я стараюсь отвечать на все достойные предложения. Я всегда готов участвовать в проектах, которые помогают популяризировать русское искусство. Мы делали десятки выставок в Нью-Йорке, участвовали в российских выставках — в Русском музее, в Третьяковке, в ГМИИ. В Русском музее это были проекты «Русский Париж», «Русский футуризм», «Время собирать», где было представлено около пятидесяти картин из нашего собрания. Мы давали ряд картин Натальи Гончаровой на ее ретроспективу в Третьяковке.

Ваши ближайшие экспозиционные планы?

— В следующем году планируем привезти две выставки в Россию. Первая — «Шедевры русского зарубежья», где будут выставлены работы Гончаровой, Ларионова, Григорьева, Рериха, Фалька, Коровина, созданные не в России. Второй проект — фотографии авторства Михаила Барышникова. Выставки будут проходить одновременно: на этот предмет мы ведем переговоры с уже знакомым нам и подходящим под идею пространством — Новым Манежем. Собираемся участвовать в выставке Михаила Ларионова в 2018 году, готовим большую выставку Давида Бурлюка в Японии, Испании и России — 2018 год будет годом дружбы Японии и России.

Кого Вы считаете влиятельными коллекционерами в России?

— Петра Авена, который обладает замечательным глазом и хорошим вкусом. У него очень серьезная коллекция искусства, которая недавно с аншлагом выставлялась в Нью-Йорке в Neue Gallery. Я сам стоял в очереди на выставку Авена и очень уважаю его знания и подход к собирательству. Достойный музей Русского импрессионизма открыл Борис Минц — это большое дело, у меня, например, нет таких амбиций и возможностей. Я знаю, что открытие частного музея есть в планах у другого хорошего коллекционера — Игоря Цуканова, который и сейчас делает много полезного для России и современного русского искусства.

Любите ли Вы современных художников?

— Самое «свежее» из того, что у меня есть, — это работы шестидесятников: Кабаков, Вейнберг, Немухин, Краснопевцев. Мы делали выставку Олега Целкова год назад, она прошла с большим успехом. У нас также есть работы моего младшего брата, известного и востребованного художника Эдварда Беккермана.


Картины из Вашей коллекции с необычной историей приобретения?

— Недавно мы нашли замечательную картину Николая Ульянова «Крестный ход», она была на выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году, с тех пор была утеряна. Еще недавно нашли законченный эскиз к картине Владимира Маковского «Вечеринка», которая находится в Третьяковке. Сам эскиз в последний раз выставлялся в 1902 году.

Где хранится основная часть Вашей коллекции?

— Она сосредоточена в нескольких резиденциях в США и на складе. Невозможно все повесить.

Что Вы думаете об отношении к русскому искусству за рубежом?

— Оно набирает популярность с каждым годом. Недавно в Лондоне состоялись торги, на которых русские художники установили ряд рекордов. В Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась выставка русского авангарда, в той же Neue Gallery — ретроспектива Алексея Явленского. Это весьма положительная динамика. Хотя американцы, на самом деле, всегда любили русское искусство: в 2005 году выставка «Россия» в музее Гуггенхайма побила все рекорды посещаемости.

Как Вы распорядитесь коллекцией в дальнейшем?

— Надеюсь, пока об этом рано думать. Но у меня есть две дочери. Мы периодически что-то дарим российским институциям, я планирую продолжить благотворительные шаги в этом направлении.

Ваше последнее приобретение для личной коллекции?

— Как раз редкая работа Давида Бурлюка японского периода «Рикша» (1923 год), где видно влияние искусства страны на его творчество. Бурлюк два года прожил в Японии, его работы коллекционировали император и его сестра.


Давид Бурлюк. Рикша. 1923

Инсектицидные лекарственные средства торговой марки Дана выпускаются в удобных пластиковых пипетках или флаконах-капельницах, позволяющих строго дозировать капельное (spot-on) нанесение препарата на кожный покров животного в недоступном для слизывания месте на спине между лопатками или же на холке питомца. Инсектоакарицидный препарат содержит в своем составе фипронил, который обладает хорошо выраженной активностью в отношении находящихся на различных стадиях развития клещей, блох, вшей и власоедов.

Использование любого из средств, представленного в линейке препаратов Дана, исключает возможность обрабатывать им ослабленных или больных животных без предварительной консультации ветврача. Капли наносятся непосредственно на сухую здоровую кожу питомца на холке. После применения следует дать возможность препарату равномерно распределиться по обрабатываемому участку тела. Капли от блох Дана, отзывы потребителей указывают на это, переносятся животными без каких-либо последствий. Однако ветеринары советуют пронаблюдать за поведением питомца в течение суток и в случае проявления симптомов отравления немедленно обратиться к специалисту в клинику.


Мы подобрали на улице бездомного котенка. Блох на нем было видимо-невидимо. Решили не рисковать и обратиться за помощью к ветеринарному врачу. Осмотрев питомца, специалист приблизительно установил возраст малыша и порекомендовал взять капли Дана для котят. Обработку найденыш перенес спокойно и буквально через несколько дней кровососы погибли. Хорошее средство.

Евгения, Коломна

Правила применения капель от блох Дана

Несмотря на то, что капли от блох Дана для кошек или собак на холку являются малотоксичным препаратом, необходимо не давать обработанным коту или собаке слизывать лекарство. Наносить их следует весьма аккуратно, чтобы избежать возможных последствий, которые могут возникнуть, если любимой кошке удастся слизать капли .

Производитель не рекомендует наносить состав на животных, которые не достигли возраста 10 недель, а также капать средство беременным, кормящим и ослабленным питомцам. Объем и количество пипеток с каплями, находящимися в упаковках, соответствуют возрастным и весовым характеристикам домашних подопечных.


После прогулки по лесу обнаружил на собаке клеща. Пытался удалить его самостоятельно, но попытка не увенчалась успехом. Пришлось ехать в ветеринарную клинику. Врач посоветовал купить капли от блох Дана, при помощи которых можно быстро справиться с проблемой.

Константин, Серпухов

Средство Дана от блох для кошек и собак, как сказано в отзыве, может успешно применяться для извлечения клещей с тела животных. Для этого несколько капель лекарственного состава наносится непосредственно на насекомое, которое примерно через полчаса отвалится самостоятельно. При лечении ушной чесотки рекомендуется закапывать капли непосредственно в слуховой проход, предварительно почистив уши животного от продуктов жизнедеятельности клещей. Следует обратить внимание на то, что лекарство вводится в оба уха, во избежание переноса инфекции с больного органа в здоровый.

При лечении различных кожных инфекций, вызванных клещами, также можно использовать капли. Состав наносится на поврежденные участки тела при помощи ватных тампонов, пропитанных инсектицидным веществом.

Дана Ультра Нео – лучшая защита


Ольга, Москва

Капли Дана Spot On


Капли Дана для собак

Инсектоакарицидное средство в форме раствора предназначается для наружного применения. Капли Дана на холку для собак – жидкость желтого цвета, оказывающая губительное влияние на все семейства клещей, блох и власоедов. Лекарство капельно наносится на холку животного при помощи специальной пипетки во избежание передозировки средства. Эффект от использования препарата проявляется через сутки после его нанесения. Активное вещество накапливается в сальных железах, кожном покрове и луковицах волос. Питомец длительное время находится под защитой капель, так как они обладают пролонгированным действием.

Все препараты семейства Дана способны быстро и эффективно избавить домашнего питомца от опасных блох и других кровососов. Однако перед первым применением препарата рекомендуется обратиться к ветеринару для корректировки дозировки и возможности использования капельного средства.

Когда музейные обмены на государственном уровне между США и РФ заморожены, культурный диалог возможен только на частном уровне. Два года назад в Нью-Йорке показывал своё русское искусство Петр Авен, сейчас в Москву привез свою коллекцию Анатолий Беккерман. Он и рассказал о своём собрании изданию «Forbes»...




«Анатолий, как вы оцениваете инвестиционный потенциал русского искусства?

Очень позитивно. За лучшие образцы русского искусства идет серьезная борьба. Топовых предметов на рынке мало. Ведь российские музеи за последние сто лет аккумулировали в своих фондах огромные коллекции, и в отличие от западных никогда не продают работ из собраний. Во-вторых в XX веке очень многое было уничтожено, утрачено. А в характере российского коллекционера заложено стремление собирать только лучшее.
Инвестиционный потенциал русского искусства в отличие от европейского и американского еще не достиг своего потолка. Цены на европейцев и американцев стабильно высокие, у них нет такой динамики роста, как у российских авторов. Нет эффекта уникальности, редкости.

Например, Константин Коровин — ведущий российский импрессионист с 1900 до 1927-1928 годов. Если взять равнозначную фигуру в истории американского национального искусства, как, например, Чайльд Гассам, Джордж Беллоуз или Джон Сарджент, их лучшие работы стоят $30-50-60 млн. Самая высокая цена за картину Константина Коровина — $3 млн.

История коллекционирования русского искусства в XX веке очень молодая: она по сути началась в начале 1990-х. На Западе богатые патроны, покровители оперы и балета коллекционировали эскизы Бакста, Анисфельда, Челищева, Бенуа, Экстер. То есть театральных художников. Поэтому русские вещи даже в конце 1980-х-начале 1990-х были очень не дороги. И те, кто это понимал и покупал лучшие образцы, получил гигантские проценты от своих вложений. Например, Константин Коровин в начале 1990-х продавался за $25-30 000.

То есть рынок русского искусства создали коллекционеры из бывшего СССР после падения железного занавеса?

Да, они начали покупать русское искусство, — и мир увидел, что есть незаполненное пространство с колоссальным потенциалом. Есть такое выражение «потенциал развивающихся стран» emerging markets, к ним относятся Китай, Бразилия, Индия и безусловно Россия. Цены на искусство этих стран в настоящее время занижены.

И в какой-то момент Коровин как Сардженс будет стоить $30 млн?

Со временем, да.

Вот посмотрите, фантастически счастливый Коровин, «Гурзуф» 1912 года. Эту картину в 1940-е годы подарили Стокгольмскому университету. И когда университет решил ее продать, мы с большой радостью купили. Потенциал у картины колоссальный. Вот деревенский пейзаж Коровина, 1919 год.

А это очень красивый французский период — ночной Париж. Я знаю человека в Париже, он уже очень пожилой, его отец дружил с Коровиным. И он помнит: как только начинался дождь, Коровин садился в такси и ездил по городу, зарисовывал, как бликует мокрая мостовая, как отражается свет.

Это ваши парижские находки?

Нет, эту работу я купил в Америке. Хотя в Париж езжу часто. Галерее 35 лет, у нас своя сеть дилеров, которые ищут для нас лучшие вещи. К тому же, сейчас много интересного можно найти онлайн. Главное, чтобы это был действительно Коровин, а не Тютькин.

Коровин ведь знаменит своими подделками? Он подписывал своим именем работы сына Алексея, дописывал за Алексея
.

Ничего подобного. Хороший эксперт сразу видит, где рука отца, Константина Коровина, сын его таким мазком не обладал. Правильно купленная картина с правильным экспертом — это замечательная инвестиция. В таких случаях я привожу пример с аптекой. Простуженные, люди бегут в аптеку и накупают там красивых коробочек.

Но прежде чем идти за лекарствами, неплохо бы сходить к врачу на консультацию. Самолечение опасно для жизни. В искусстве тоже самое. Ко мне иногда приходят люди, составившие коллекции на ebay, купившие там Коровина, Гончарову, Ларионова, Григорьева, Экстер за $3-5 000. Эти люди понимают, что картина такого художника должна стоить не меньше $1 млн, но надеются сделать открытие. Есть такие коллекционеры, которые потратили миллионы долларов на собрания, которые не стоят вообще ничего.

Сейчас мы с Русским музеем планируем выставку «Французский Коровин». Хотим рядом с нашим художником повесить, например, Писсаро, чтобы мир увидел, что Коровин уж ничуть не хуже французов, а стоит в 25 раз меньше.

Почему имеет смысл искать русское искусство начала XX века в Америке?

В начале XX века выставочная жизнь в России была очень активной, выставки много гастролировали по Европе и Америке. В 1905 году, например, в Сент-Луисе прошла огромная выставка Айвазовского. В 1924 году была большая выставка русского искусства в Нью-Йорке в Grand Central Art Galleries. Работы оседали в Америке. Периодически они всплывают.

На выставку 1924 года посылал свои работы Лев Бакст. Сам художник приезжал с большой выставкой в 1922-1923 годах. У вас на выставке театральный эскиз Бакста — это тоже американский след?

Да, это из американских архивов Бакста. В 1982 году эта работа была куплена на аукционе Sotheby’s. Уменьшенный ее вариант хранится в коллекции британского музея Виктории и Альберта. Я увидел этого Бакста на стене нью-йорксого ресторана «Русская чайная». Когда хозяева ресторана состарились, коллекция и все предметы интерьера были распроданы на торгах прямо в помещении «Чайной». Я был знаком с хозяйкой и купил у нее работу.

Что-то мы находим в Европе. А за Давидом Бурлюком надо ехать в Японию. Например, вот этот японский натюрморт 1921 года. У нас есть черно-белая фотография экспозиции в галерее в Японии, где публика рассматривает эту работу.

Совершенно не так! Желающих купить Шишкина или Айвазовского не становится меньше.

Все имеет право на существование. У меня есть работы и XVIII века, и портреты XIX века, и живопись начала XX, и 1960-е годы. Главное, чтобы мне нравилось, соответствовало моим ожиданиям. Вот Рабин Лианозовского периода, два «Игральных стола» Немухина, вот работы моего брата Эдварда Беккермана, вот ранние работы Целкова.

Нет спада цен на хорошие вещи. Как владелец галереи, я сужу по запросам, с которыми к нам обращаются.

Видимость спада создает фантастический климат для инвестиций, покупок для тех, кто понимает в искусстве. Лучше всего инвестировать против настроений толпы, вот тогда это дает лучшие результаты. Мы специально замеряем ценовые рекорды за несколько лет. Посмотрите, инвестиции в искусство доходнее нефти и бриллиантов: Юрий Анненков в 2001 году — $2 274, в 2008 — $121 000, рекорд — $4 500 000; Александр Яковлев в 2004 году — $249 555, в 2008 — $1 067 739, рекорд — $ 5 300 000; Константин Маковский в 1994 году — $74 000, в 2007 — $4 167 178.

Американцы собирают русское искусство?

Конечно, они очень восприимчивы к любым разным национальным школам. Поэтому в Америке хранится, например, лучшая в мире коллекция китайского фарфора или африканской скульптуры, или индийской бронзы. Они не зациклены только на американском искусстве. В последние годы американские, немецкие, итальянские коллекционеры оценили инвестиционную привлекательность русского искусства.

У них есть свои аналитики, которые отслеживают тенденции. Мы сейчас начали продавать работы в Японию и в Китай. Небольшое количество шедевров, топовых предметов стимулирует конкуренцию, коллекционеры борются.

Оптимальный период искусства как инвестиции — 7-10 лет. Ко мне периодически обращаются банки и фонды с предложением создать фонд русского искусства. Но они требуют эксклюзивности, чтобы я консультировал только их проект. Это мне не подходит, свобода — дороже всего.»