Искусство страны восходящего солнца. Япония. Презентация по МХК "Художественная культура Японии: Особенности живописи" Белый дождь под горой

08.03.2021

1 слайд

2 слайд

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с 10 - 11 веков. C 17 и до середины 19 века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы. Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.

3 слайд

В японской мифологии родоначальниками всего существующего считались божественные супруги: Идзанаги и Идзанами. От них произошла триада великих богов: Аматэрасу - богиня Солнца, Цукиёми - богиня Луны Сусаноо - бог бури и ветра. По представлениям древних японцев, божества не имели человекоподобного или же звероподобного облика, но воплощались в самой природе - в Солнце, Луне, горах и скалах, реках и водопадах, деревьях и травах, которые почитались как духи-ками («ками» в переводе с японского означает «божественный ветер»). Такое обожествление природы лежит в основе национальной японской религии, которая называется синтоизмом (от японского «синто» - «путь богов»).

4 слайд

Как повествует «Кодзики», древнейший памятник японского языка и литературы, богиня солнца Аматэрасу дала своему внуку принцу Ниниги, обожествленному предку японцев, священное зеркало Ята и сказала: «Смотри на это зеркало так, как ты смотришь на меня». Она дала ему это зеркало вместе со священным мечом Муракумо и священным яшмовым ожерельем Ясакани. Эти три символа японского народа, японской культуры, японской государственности передавались с незапамятных времен от поколения к поколению как священная эстафета доблести, знания, искусства.

5 слайд

В истории японской культуры и искусства можно выделить три глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской духовности, взаимопроникающих и обогащающих друг друга: синто («путь небесных божеств») - народная языческая религия японцев; дзэн - наиболее влиятельное в Японии течение буддизма (дзэн - это одновременно доктрина и стиль жизни, аналогично средневековому христианству, мусульманству); бусидо («путь воина») - эстетика самурайства, искусство меча и смерти.

6 слайд

Яшма - древнейший символ идей синто, в основе которого лежит культ предков. Зеркало - символ чистоты, бесстрастия и самоуглубления, как нельзя лучше выражает идеи дзэн. Меч («душа самурая», как гласит древняя японская пословица) - символ бусидо. Названные три течения в японской культуре и искусстве не могут быть, конечно, вычленены в чистом виде. Вместе с тем они в известной мере определяют последовательность развития японской культуры.

7 слайд

Ранее всего, уже в 3-7 веках, сформировался идейно-художественный комплекс, связанный с синто. Он был доминирующим в эпоху складывания государства Ямато, сохранил свои позиции в период первого проникновения буддизма и наконец практически слился с ним (8 в.). Эти ранние века проходят как бы под знаком яшмы. Затем, уходя своими корнями в воинственную эпоху Ямато, вызревая постепенно, выступают на рубеже 12-13 веков как сложившаяся идейно-художественная система этика и эстетика бусидо: культура под знаком меча. С XIII века она продолжает свое развитие в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с буддийским махаянистским учением дзэн. Переплетаясь как в идеологических, так и в чисто художественных проявлениях, дзэн и бусидо определяли японскую национальную культуру практически до нашего, 21 столетия.

8 слайд

Древнейшие памятники искусства Японии относятся к периоду неолита (VIII в. - середина I тыс. до н.э.): керамическая посуда с пышным налепным декором, стилизованные фигурки идолов, антропоморфные маски. В конце неолита - начале раннего железного века (V в. до н.э.-IV в. н.э.) наряду с землянками и хижинами возводились из бревен зернохранилища - прямоугольные в плане, лишенные окон, с двускатной крышей, приподнятые столбами над землей. В первые века нашей эры, с утверждением синтоистской религии, по типу зернохранилищ были возведены на обширных, засыпанных галькой территориях, обнесенных оградами, главные святилища Японии в Исэ и Идзумо (550). Простотой и ясностью своих конструкций они заложили основу традиции японского зодчества. Бытовая керамика обрела ясность форм и строгость геометрического узора, распространились ритуальные бронзовые мечи, зеркала, колокола. В IV-VI вв., с образованием государства Ямато (в центре острова Хонсю), сооружались грандиозные курганы правителей. Расположенные на их поверхности глиняные фигурки магического назначения («ханива») - воинов, жрецов, придворных дам, животных и т.п. - отличаются живой непосредственностью мимики и жестов.

9 слайд

Период Средневековья, длившийся свыше тысячи лет (VI-XIX вв.), был наиболее плодотворным для японского искусства. Значительным событием в развитии японской культуры стало знакомство с буддийской верой в конце V века. Наряду с письменностью и утонченной континентальной культурой, принесенной буддийскими монахами, новая религия положила начало контактам Японии с остальным азиатским миром.

10 слайд

С распространением буддизма началось интенсивное возведение буддийских монастырей, восходящих к корейским и китайским образцам. Наибольшую известность приобрел Хорюдзи (конец VI - начало VII вв.) - небольшой храмовый комплекс, расположенный за пределами города Нара, место сосредоточения важнейших памятников японского буддизма, равно как и старейших в мире деревянных построек. Храмовый ансамбль включал: многоярусную пагоду, главный храм - кондо (Золотой Зал) зал для проповедей, хранилище буддийских сутр, жилища монахов и другие постройки. Храмовые сооружения располагались на прямоугольной площади, окруженной двумя рядами стен с воротами. Здания возводились на основе стоечно-балочной каркасной конструкции. Окрашенные красным лаком колонны и кронштейны поддерживали массивную черепичную, изогнутую по краям одно- или двухъярусную крышу. «Чудо красоты» ансамбля Хорюдзи заключается в удивительном равновесии и гармонии двух разных по форме зданий - храма с его легкими, как бы парящими крышами и устремленной вверх пагоды, завершающейся шпилем с девятью кольцами - символом буддийских небесных сфер.

11 слайд

Другой значимый феномен японской скульптуры этого периода - фигуры медитирующих или молящихся монахов, с проникновенным и подчеркнутым реализмом передающие не только их физические особенности, но также духовный экстаз и молитвенную сосредоточенность.

12 слайд

Главным событием в архитектуре XII-XIII вв. стало восстановление сооружений в старой столице Хэйдзё (совр. Нара), разрушенных и сожженных во время междоусобных войн. Так, в 1199 г. были заново возведены Великие Южные ворота ансамбля Тодайдзи и восстановлен Дайбуцудэн (Зал Большого Будды).

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

Чайная церемония (тядо), философские «сады камней», краткие и емкие трехстишия-размышления (хокку) - все культивируется под знаком самоуглубления и прозрения, под знаком зеркала. Так совершается «запрограммированная» в древнем мифе о трех сокровищах тысячелетняя эстафета японской культуры японского искусства.

18 слайд

Икэбана - традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икэбана - это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения - композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям. Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества.

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни. Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого - вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

«Искусство 19 века в России» - Физкульминутка. И. Репин родился 24 июля 1844 г. В г. Чугуеве. Окружающий мир. Создание художественных образов с помощью красок. Вывод. Литература. Вот именно поэтому XIX век был назван «Золотым». Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть... Приблизились. Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства.

«Проект по искусству» - Вопросы. Обеспечение: Работа в команде и по группам создаёт ситуацию успешности. Информационные ресурсы. Зрительный ряд: Формировать навыки работы в команде. Критерии оценивания. Аннотация: Итоговая коллективная работа по проекту. Истина. Каков интерьер крестьянского дома? В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.

«Прекрасное в искусстве» - И. Айвазовский «Девятый вал». К.Коровин «Розы». Шли века. И.Левитан «Золотая осень». И.Левитан «Березовая роща». Флоксы». Прекрасное в жизни и произведениях искусства. Некоторые люди достигли высокого мастерства в умении рисовать. И.Шишкин «Рожь». И.Крамской «Букет цветов. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, то, что удивляло и радовало.

«Творчество в искусстве» - Богданова-Белъского. 1915. Мир искусства. 1916-1920. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Символизм и модерн как стилистические направления начала XX века. Склонюсь главою молчаливо К твоим ногам. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».

«Искусство 20 века» - План: Заключение. Роман написан в форме дневника. характеристика эпохи Разделы по искусству представители. Разделы по искусству. Зрительный ряд иллюстрации. Представители. Экзистенциализм возник в философии в 20-е гг. 20 века. В романе «Игра в бисер» нарисована действительность, которая практически не существует.

«Русское декоративное искусство» - Государственная Оружейная палата. Русский фарфор достигает европейского уровня. Москва становится столицей могучей державы. Резьба по дереву, роспись. Пано. Первая половина XIX века. Изразец XVII в. В художественном шитье в изобилии вводится золото, жемчуг, драгоценные камни. Императорский фарфоровый завод.

кайга , «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Ширма для японцев не только функциональный элемент жилища, но и произведение искусства для созерцания, определяющий общее настроение комнаты. Национальная одежда кимоно также относится к предметам японского искусства, неся особый восточный колорит. Декоративные панно на золотой фольге с использованием ярких красок также можно отнести к произведениям японской живописи.

В IX — X вв. в Японии появилась светская живопись — ямато-э , которая развивалась во дворцах знати. Художники живописи ямато-э рисовали на шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота пейзажи, придворные сцены, цветы. Картины в форме горизонтальных свитков — эмакимоно рассматривались на столе, а вертикальные свитки — какимоно украшали стены парадных комнат. Часто живописцы иллюстрировали и знаменитые романы современников.

В ХП — XIV вв. в буддийских монастырях монахи-художники начали писать картины на бумаге тушью , используя все богатства ее оттенков, от серебристо-серого до черного. Художник Тоба Сёдзо (вторая половина XII в.) на длинных свитках рассказал о проделках лягушек, зайцев и обезьян. Иносказательно изобразив под видом животных монахов и мирян, он высмеял алчность и глупость монахов.

Художник Тойо Ода , или Сэссю (XV в.) , писал природу в разные времена года. Сохранились его свитки «Зимний пейзаж» , «Осень» , «Четыре времени года» и ряд других картин.

К этому же времени относится появление нарадного портрета в живописи. Такие портреты художники писали со знаменитых полководцев — правителей Японии. Портрет работы художника Фудзивара Таканобу изображает военачальника - правителя Минамото Еримото в темной одежде, сидящего по японскому обычаю на полу. Его тело как бы сковано жесткой тканью. Все внимание художник сосредоточил на суровом, надменном лице, создав образ жестокого, властного человека.

В XVII — XIX вв. в городах развиваются торговля и ремесло. Для городского населения художники изготовляли гравюры , которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Спрос на них был очень велик: каждый человек мог теперь вместо дорогой и подчас недоступной картины-свитка купить нарядную и понятную ему по смыслу гравюру. И герои гравюр уже иные. Это актеры и гейши, влюбленные пары, ремесленники за работой. Часто художники создавали и праздничные, очень нарядные гравюры суримоно, куда вписывались стихи с пожеланием счастья. Цветные японские гравюры пользуются признанием во всем мире. Известный мастер гравюры Утамаро (1753—1806) славился изображениями молодых женщин, а художники Хокусаи (1760—1849) и Хиросиге (1797—1858) — своими пейзажами. Изображениям актеров посвятил свое творчество Сяраку (XVIII в.) . Он показывал их в самых разных ролях, часто с искаженными страданием и гневом лицами.

Гравюры художника Хокусаи.

Белый дождь под горой

Первая половина XIX в

Хокусай родился в 1760 г. в Эдо. Он создал около 30 тысяч рисунков и гравюр. Лучшими и важнейшими работами Хокусая были серии пейзажей. Уже старым человеком Хокусай писал: «В 6 лет я старался верно передавать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного.

Скульптура

Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу .

В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины , поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.

История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма . Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий ( татхагата , бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи . В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами. В период Камакура расцвела школа Кей , ярким представителем которой был Ункей . Буддизм оказал сильное влияние на развитие японского искусства. Многие произведения представляют собой изображение Будды, так в храмах были созданы многочисленные изваяния и скульптуры Будды. Их делали из металла, дерева и камня. Только спустя некоторое время появились мастера, которые стали делать светские портретные скульптуры, но со временем потребность в них отпала, поэтому все чаще для украшения зданий стали использовать скульптурные рельефы с глубокой резьбой.

В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево . Статуи часто покрывали лаком , позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.

В 8 веке с укреплением храмов и расширением их интересов изменился и облик буддийской пластики. Выросло количество статуй, сложнее стала техника их изготовления. Важное место на ряду со статуями высших божеств стало отводиться в храме фигурам полубогов - защитников и охранителей стран света. Они выполнялись обычно из ярко раскрашенной глины и наделялись особым положением поз и жестов. Таковы статуи царей - охранителей из монастыря Т о д а й д з и. Другими становятся и статуи высших божеств. Более правильными стали пропорции, более земными выражения лиц.

В XII — XIV вв. наряду со статуями буддийских божеств, а зачастую вместо них в храмах появились правдивые портретные статуи монахов, воинов, знатных сановников. В суровости лиц этих сидящих в глубоком раздумье или стоящих фигур, выполненных из дерева и раскрашенных, а порой еще одетых в натуральные одежды, японские скульпторы передали огромную внутреннюю силу. В этих творениях японские мастера подошли вплотную к раскрытию глубин внутреннего мира человека.

Миниатюрная японская скульптура нэцкэ известна всему миру. Ее главное назначение - выполнять роль брелока - подвески. С помощью нэцкэ к поясу традиционной японской одежды кимоно прикреплялись кошельки, кисеты, коробочки для парфюмерии или лекарств. На каждой фигурке было отверстие для шнурка, на который подвешивались нужные предметы, поскольку у одежды в то время не было карманов. Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл, к примеру, пожелание семейного счастья. Нэцкэ делают из дерева, слоновой кости, керамики или металла. Искусство нэцкэ, как и искусство резьбы театральных масок, - традиционное национальное явление японской культуры. Нэцкэ - это полные экспрессии изображения людей, животных, птиц, цветов, растений, отдельных предметов чаще небольших плоских коробочек, искусно украшенных узорной резьбой.

Хлынувший поток новых художественных тем в Японию, отразился на создании монументальных, героизированных образов. Об этом говорит главная святыня монастыря Т о д а й д з и - 16 м бронзовая статуя Б у д д ы - Р у с я н ы. Огромная фигура божества - подлинное чудо света. Она объединила все виды искусства - литье, чеканку, ковку.

Декоративно-прикладное искусство Японии

В ранг искусства в Японии возвели изготовление холодного оружия, доведя изготовление самурайского меча до совершенства. Мечи, кинжалы, оправы для мечей, элементы боевой амуниции служили своеобразным мужским ювелирным украшением, обозначающим принадлежность к сословию, поэтому их выполняли искусные мастера, украшали драгоценными камнями и резьбой. Также в число народных ремесел Японии входит изготовление изделий из керамики, лакированных изделий, ткачество и мастерство гравюры на дереве. Традиционные керамические изделия японские гончары раскрашивают различными узорами и глазурью.

К I тысячелетию до н. э. относятся великолепные по исполнению асимметричные сосуды, вылепленные из серой, голубой, розоватой глины и украшенные рельефными узорами в виде веревки. Поэтому сосуды (и весь этот период) называются дзёмон («веревка») . Предполагают, что они служили для жертвоприношений

В XVII — XIX вв. всемирную известность получили многочисленных художественные изделия Японии. Керамика Японии поражает естественностью и изменчивостью узоров. В ней всегда ощутима рука мастера, который каждому предмету умеет придать неповторимую красоту и неожиданность, мягкость форм и пластичность. Очень красочны и живописны также фарфор, вышивка, резьба по слоновой кости, бронзовые фигуры и вазы, эмали. Но особенно славились изделия из черного и золотого лака, который добывался из смолы лакового дерева и окрашивался. Знаменитым мастером лаков был Огата Корин (1658 — 1716), создавший ряд замечательных лаковых шкатулок и картин на ширмах.

Музыка и театр. Звучит японская музыка для театра Кабуки. Учитель: Эта музыка, которую вы сейчас слышали, известна и любима всеми жителями Японии. Она может сопровождать театральные действа

Одним из ранних видов театра стал театр но - «талант, мастерство», сложившийся в XIV - XV вв. , актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. женский образ ), актёров, исполняющих женские роли. В Киото, второй столице Японии, есть памятник знаменитой Окуни, считающейся родоначальницей театра Кабуки. Слово “кабуки” является существительным, образованным от глагола “кабуку”, который буквально означает “отклоняться”. Многие обычаи театра Кабуки живы и поныне - например, штраф, налагаемый на актера, который совершил на сцене какой-нибудь промах. Провинившийся должен угостить каждого актера, кто был занят в эпизоде, миской лапши. Если сцена была большой, штраф получался нешуточный. Кроме театра но и кабуки существует традиционный театр марионеток бунраку . Некоторые драматурги, например, Тикамацу Мондзаэмон писали пьесы для бунраку, которые позже ставились на «большой сцене» — в кабуки.

Слайд 2

  1. 1 слайд - Титульный лист
  2. 2 слайд - Оглавление
  3. 3 слайд - Введение
  4. 4 слайд - Искусство Японии в собрании Эрмитажа
  5. 5,6 слайды - Ксилография
  6. 7-9 слайды - Нэцкэ
  7. 10,11 слайды - Театр Японии. Маски театра Но
  8. 12 слайд - Костюм театра Но
  9. 13 слайд - Кимоно
  10. 14 слайд - Коллекция прикладного искусства в Эрмитаже
  11. 15 слайд - Блюдо (фарфор)
  12. 16 слайд - Ваза из керамики
  13. 17 слайд - Холодное оружие
  14. 18 слайд - Костюм самурая
  15. 32,33 слайды - Японская живопись
  16. 34 слайд - Библиография
  • Слайд 3

    Введение

    • Главной задачей эстетического воспитания в начальной школе является вовлечение учащихся в атмосферу искусства, а это возможно только в музее.
    • Государственный Эрмитаж предоставляет возможность познакомиться с материалами изобразительного и декоративно-прикладного искусства по разнообразным темам. Осуществить экскурсию с детьми можно по его залам, а также совершить виртуальную экскурсию на сайте Эрмитажа/www.hermitagemuseum.org/, познакомиться с историей искусства Японии и ее культурой.
  • Слайд 4

    • Около 8 тысяч произведений насчитывает самое многочисленное в России собрание японского искусства ХIII – ХIХ вв. Главным образом, это памятники периода Токугава (1603 - 1868) - времени последнего расцвета традиционной культуры Японии.
    • В Эрмитаже хранятся 1500 листов цветной ксилографии, среди которых работы известных мастеров японской гравюры с сер. XVIII до ХХ века (Сюзюки Харунобу, Утагава Кунисада, Итиносай Куниёси и др.); немногочисленными, но интересными образцами представлена японская живопись.
  • Слайд 5

    • Японская гравюра
    • Ксилография (от греч. хэlon дерево и grбpho пишу, рисую), гравюра на дереве, один из видов гравюры.
    • Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием.
    • Японский художник Утагава Кунисада (1786-1864)
  • Слайд 6

    Ксилография

    • Японский художник Итиносай Куниёси «Цветущая сакура»
    • Сакура – это японское название декоративной вишни и её цветов
  • Слайд 7

    • Наиболее ценной частью японского фонда Эрмитажа является коллекция нэцкэ - миниатюрной скульптуры XVII - XIX веков, насчитывающая более тысячи произведений.
    • Все известные школы резьбы, все наиболее значительные мастера и характерные для нэцкэ сюжеты отображены в эрмитажном собрании.
    • Три обезьяны, играющие в го
    • Щенок на циновке
  • Слайд 8

    Нэцкэ – брелок или противовес помощью которого на поясе крепили кисет с табаком, связку ключей или инро-коробочку для парфюмерии и лекарств. Необходимость такого приспособления была вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Специфика художественного оформления подобного брелока (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и т.п.) была заимствована из Китая. Нэцкэ - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Основным материалом при изготовлении нэцкэ была слоновая кость.

    Слайд 9

    • Нэцкэ - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Основным материалом при изготовлении нэцкэ была слоновая кость.
    • Мастера-профессионалы превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, со специфическим набором форм, материалами, кругом сюжетов и символикой.
  • Слайд 10

    Театр Японии

    • Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. 能 но: «талант, мастерство»), сложившийся в ХIV-ХV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В ХУП веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра - кабуки (яп. 歌舞伎 «песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. 女形 женский образ), актёров, исполняющих женские роли.
  • Слайд 11

    Маски театра Но.

    Слайд 12

    • Костюм театра Но
    • Каригину
    • Первая половина Х1Хв. Шелк
  • Слайд 13

    • Кимоно (яп. 着物, кимоно, «одежда»;яп.服, вафуку, «национальная одежда») - традиционная одежда в Японии.
    • С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейши и майко (будущая гейша).
  • Слайд 14

    В коллекции прикладного искусства Государственного Эрмитажа:

    • холодное оружие (клинки, цуба, мэнуки и др.),
    • собрание фарфора и керамики
    • (свыше 2000 экземпляров),
    • лаки XIV -XX веков,
    • образцы тканей и костюма.