Биография марка шагала на русском. Марк Шагал – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge. Двойной портрет с бокалом вина

17.07.2019

Стиль Марка Шагала настолько необычен, что его трудно причислить к какому-то основному направлению живописи. Согласно манере художника, произведение веет сказочной атмосферой, адетали окружения героев тщательно прорисованы. На картине "Свадьба" мы можем видеть […]

"Часы" Марка Шагала - одно из самых загадочных и притягивающих взгляд произведений мастера. Полотно вызывает легкую грусть, тревогу и ощущение потерянного времени. Практически все пространство картины занимает изображение массивных деревянных часов. Часы […]

Марк (Мовша) Шагал получил традиционное еврейское образование, изучал иврит и Тору. Национальное самоощущение стало основной темой творчества художника. Большинство его полотен – визуализация образов еврейского фольклора. Стиль Шагала настолько самобытен, что его […]

Картина «Витебск, рыночная площадь» была написана художником М. Шагалом в 1917 году. Мастер красок решил посвятить творение своему любимому городу и изобразил на холсте его крупнейшую рыночную площадь с яркими вывесками, завлекающими […]

Марк (Мовша) Шагал родился в Витебске, в еврейской семье, получил традиционное домашнее образование. Основным элементом его картин всегда была еврейская народная культура. Часто художник визуализировал пословицы на идиш, обращался к библейским сюжетам. […]

В 1920 году Марк Шагал был приглашен Эфросом в Еврейский камерный театр для создания декораций. Планировалось, что декорации будут созданы по миниатюрам произведений Шолом-Алейхема. Во время осмотра помещений театра, художник вдруг сообщил, […]

Марк Шагал, художник, который стал знаменит и известен благодаря серии картин, посвященным двум. Большой период своей жизни художник провел за территорией России. Несмотря на это, он всегда считал себя русским живописцем, каждый […]

Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.

Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.

В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.

В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.

Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».

В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства. В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле. Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.

В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.

С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет. Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.

После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве. В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.

Известные произведения Марка Шагала

Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.

  • Над городом

  • Я и деревня

Марк Шагал – один из самых знаменитых , талантливый живописец и график, яркий представитель художественного авангарда ХХ века, покоривший мир своим неповторимым стилем и особенным взглядом на жизнь…

Биография Марка Шагала

В этот период на родине были написаны знаменитые полотна "Над городом" , "Венчание", "Прогулка" … И все же работа в училище стала для Шагала разочарованием из-за творческих разногласий с коллегами.

В 1920 году художник уехал в Москву, где занимался оформлением костюмов и декораций в Еврейском камерном театре . Потом в его жизни опять были Берлин и Париж , где Шагал сошелся со старыми друзьями и приобрел новых – Пабло Пикассо, Анри Матисса, Пьера Боннара…

В начале Второй мировой войны Марк Шагал с семьей переехал в США и вскоре собирался вернуться во Францию, но в 1944 году внезапно умерла Белла. После долгого перерыва в память о возлюбленной он написал картины "Свадебные огни" и "Рядом с ней" .

В Европу Шагал вернулся в 1948 г. В послевоенное время его творчество сопровождала библейская тема. Множество офортов к изданию французской Библии, картины, гравюры, витражи и шпалеры составили "Библейское послание" художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце он открыл музей. Правительство Франции признало это собрание официальным национальным музеем.

В 1952 году художник познакомился с Валентиной Бродской, которая стала его второй женой.

В 1977 году Шагал удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона , а в честь 90-летия мастера в Лувре состоялась крупнейшая прижизненная выставка его работ. Вопреки всем правилам, в знаменитой сокровищнице были выставлены картины здравствующего автора.

Марк Шагал умер в 1985 году в городе Сен-Поль-де-Вансе на юго-востоке Франции.

Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие

Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль , сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма . В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды.

Среди самых известных картин Шагала – "Я и деревня", "Посвящение моей невесте", "Памяти Аполлинера", "Голгофа", "Вид Парижа из окна", "День рождения", "Над городом", "Синий домик", "Прогулка" , "Одиночество", "Белое распятие", "Свадебные огни", "Исход", "Мосты через Сену", "Война"…

Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах . В его творческом наследии – книжные иллюстрации, графика, сценография, мозаики, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…

Одним из самых плодотворных направлений для Шагала оказалась книжная иллюстрация . Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы.

Оригинальные произведения Марка Шагала украшают крупнейшие театры мира. В 1964 году художник расписал плафон для зрительного зала парижской Оперы Гарнье , а в 1966-м создал панно "Триумф музыки" и "Источники музыки" для нью-йоркской "Метрополитен-опера" .

Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций . В 1940-50-х годах он вместе с работал над постановками из легендарных "Русских сезонов" Сергея Дягилева, балетами "Алеко", "Жар-птица", "Дафнис и Хлоя"…

В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра "Хадасса" , позже – украсил множество католических и лютеранских храмов, синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Талантливый живописец оставил след и в литературе : поэзия, эссе и мемуары на идише ещё при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала "Моя жизнь" .

Фильмы и театральные постановки о Марке Шагале

Фильм режиссёра Александра Митты , премьера которого состоялась в 2014 году, рассказывает о жизни и взаимоотношениях двух всемирных гениев, которые жили и творили в белорусском в 1918-20-х годах.

В настоящее время киностудия "Беларусьфильм" снимает анимационный фильм о Шагале на основе его книги "Моя жизнь" . Лента, в которой мысли, чувства и мироощущение художника переданы с помощью его картин, расскажет о важнейших событиях из витебского периода.

Летом 2015 года в родном городе Шагала Витебске в честь состоялась театрализованная "Свадебная феерия "Влюбленные над городом", а возле прошла символичная церемония иудейского бракосочетания .

На сцену Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа в Витебске вернулся , который в 2000 году завоевал главную награду международного фестиваля в Эдинбурге.

Выставки Марка Шагала в Беларуси

Первая выставка произведений Марка Шагала состоялась в 1997 году по инициативе его внучек Беллы Мейер и Мерет Мейер-Грабер , которые предложили каждый год отмечать день рождения художника новыми интересными проектами.

В 1997–2005 годах в стране прошли выставки, посвященные разным периодам творчества мастера: "Марк Шагал. Работы средиземноморского периода", "Марк Шагал. Посвящение Парижу", "Марк Шагал. Пейзажи", "Марк Шагал и сцена", "Марк Шагал. Цвет в чёрно-белом".

В основе логотипа международного фестиваля – знаменитый шагаловский василёк , который со временем стал узнаваемым брендом, символом не только родного города художника, но и всей страны.

Россия в судьбе и творчестве Марка Шагала

Жизнь Марка Шагала - это история целой эпохи, в которой вмещаются все главные события мировой истории ХХ века. Все, что было пережито в прошлом столетии, отразилось в богатом творчестве этого художника.

Среди множества сюжетов есть один, который сопровождает все творчество Шагала, - это родной город Витебск. Дома с двускатными крышами, Спасо-Преображенский храм, который виднелся из родительских окон, скрипачи на крышах, козы и коровы - все эти образы из детства переходят из картины в картину и вместе создают тот особый шагаловский мир на холсте.

Тема России в творчестве Шагала отражается не только в сюжетных мотивах, но также в особом укладе жизни начала ХХ века, который во многом был воспринят Шагалом от своих учителей - русских художников.

Обучение в России

Первым учителем Шагала стал художник Юрий Пэн, открывший в Витебске частную художественную студию. Он был выходцем из императорской академии искусств в Санкт-Петербурге, воспитанником Павла Чистякова и развивал реалистические традиции в живописи.

В своей автобиографической книге Шагал утверждает, что обучался у Пэна два месяца, однако многие исследователи сходятся во мнении, что на самом деле срок его обучения составил около пяти лет (он начал посещать студию в четырнадцать лет и занимался в ней до девятнадцати лет). Несмотря на то, что собственный стиль у Шагала еще не сформировался, этот период очень важен в становлении Марка как художника.

Юрий Пэн обращал внимание своих учеников на этнографические детали, призывал их запечатлевать окружающий мир во всем его многообразии: покосившиеся от времени заборы, складки талеса, которые покрывают морщинистое лицо старого еврея, множество бытовых сценок - он доказал на примере собственных работ, что подобные сюжеты могут стать объектом искусства.

Юрий Пэн. "Домик с козочкой" (1920-е годы)

Однако Шагала не удовлетворял академический стиль, прививаемый Пэном. Живопись, которую он хотел создавать, отличалась от нарочитого реализма, унаследованного его учителем от передвижников. Поэтому он покидает родной город и приезжает в Петербург.

Не поступив в Академию Штиглица в 1907 году, Шагал отправляется в школу Общества поощрения художеств, руководимую Николаем Рерихом. Художник и участник самого знаменитого художественного объединения своего времени "Мир искусств" Рерих провел глобальную реформу образовательной программы ОПХ.

Он ввел такой предмет, как история искусств, организовывал на регулярной основе экскурсии по русским деревням для знакомства учеников с мастерами кустарного дела, открыл мастерские керамики, деревянной скульптуры, витражной росписи, а также классы музыки и хорового пения. Кроме того, Рерих в это время находился под большим влиянием искусства Гогена (чьи картины он впервые увидел в Париже в 1901 году). Яркость цвета, декоративные мотивы и выбор экзотичного сюжета - вот то, чем вдохновлял французский живописец.

Николай Рерих. "Заморские гости". Серия "Начало Руси. Славяне" (1901 год)

Восхищение учителя творчеством Гогена не прошло незаметным для Шагала. Об этом можно судить по двум работам, которые он создает в 1908 году: "Автопортрет с красной маской" и "Портрет девочки на диване" (ныне обе работы находятся в собрании Центра Жоржа Помпиду).

На портрете, где Марк изображает себя, есть одна деталь, которая не сразу бросается в глаза, - это борода и усы, которых в то время не было у Шагала. А на автопортрете Гогена 1889 года, который находился в собрании у Сергея Щукина, есть те самые признаки маскулинности, которые приписывал себе Шагал. Кроме того, у Гогена краска на холсте распределена неравномерно, сквозь масляный слой можно видеть жесткую фактуру грубого холста. Такой же прием можно разглядеть и в работе Шагала.

Другая картина Шагала "Девочка на диване" (второе название - "Портрет сестры Марьяски") близка к работе Гогена "Цветы Франции" 1891 года. Об этом говорят схожие композиции: фигуры изображены на фоне плоской стены и расположены в левой части холста, напротив - ваза с цветами.

Изображая свою сестру с короткими волосами и в шляпе, Шагал уподобляет ее герою картины Гогена - юноше с короткой стрижкой и в соломенной шляпе.

Поль Гоген. "Цветы Франции" (1892 год)

Достаточно быстро Шагал решает покинуть Общество поощрения художеств. В книге "Моя жизнь" он напишет: "Два года ушли даром". Такой вывод можно объяснить главным образом тем, что Шагал ощущал свою избранность, а беспристрастное отношение учителя к работам своего ученика вызывало у него разочарование в самой системе образования.

Тем не менее за время обучения у Рериха он знакомится со своим будущим покровителем, влиятельным депутатом Думы Максимом Винавером. Благодаря его материальной поддержке Шагал поступает в престижную художественную школу им. Е.Н. Званцевой.

Марк Шагал. "Букет возле окна" (1959 1960 годы)

Здесь его учителем и кумиром был Лев Бакст, известный театральный художник, прославившийся своими декорациями для балетов Дягилева. В это время Бакст находился под впечатлением от поездки в Грецию, куда он отправился в 1907 году вместе с Валентином Серовым. Искусство Древней Греции так сильно подействовало на него, что он решил пересмотреть свои взгляды на классическое искусство.

Так появилась концепция "искусства будущего", ориентированная на творчество архаичных художников: рисунок должен быть свободным, как у детей, а цвета яркими и будоражащими. Бакст превозносил символическое значение художественных форм, способных, по его словам, возвысить простые предметы, как это можно увидеть в детских рисунках и примитивистском искусстве.

"Новые художники должны быть наглыми, дерзкими и грубыми… Новое искусство должно быть примитивным и грубым, оно не может переносить изысканности и эстетства", - утверждал Бакст. Однако его работы не походили на примитивистское искусство. Скорее, они отличались особой рафинированностью и изяществом линий.

И все-таки именно в это время Шагал выбирает для своего творчества стиль примитивизма. При этом сюжетом его картин становятся такие философские понятия, как "смерть" и "рождение".

Марк Шагал. "Наваждение" (1943 год)

Так, в картине "Покойник", где впервые цвета у Шагала становятся символичными, выбор сюжета связан одновременно с событиями, свидетелем которых он стал в детстве, а также с театральными постановками, где герои умирают, чтобы затем выйти на поклон аплодирующим зрителям.

Вы смотрите на картину и видите не ужас смерти, а настоящий спектакль со множеством ироничных деталей: женщину с поднятыми руками, скрипача на крыше, мужчину, ныряющего в деревянную избу, и равнодушного дворника, который, несмотря ни на что, продолжает выполнять свою ежедневную работу. За примитивистским планом этой картины скрывается множество символических деталей, связанных с русским фольклором и образами памяти. Синтез этих компонентов составляет в дальнейшем художественный язык Марка Шагала. Как писал один из первых биографов Яков Тугендхольд, "Шагал в маленьком провинциальном быту улавливает… некое великое бытие".

Итогом петербургского периода можно рассматривать картину "Рождение". Здесь есть и грубоватая житейская прозаичность - художник с откровенностью показывает бытовые детали торжественного появления человека на свет, и в то же время здесь легко считывается аллюзия на евангельский мотив Рождества Христова. Канонический христианский сюжет разыгрывается здесь в жанрово-местечковом исполнении. При этом рождение представлено художником как акт великого жизнетворчества, преображающий житейскую обстановку.

Марк Шагал. Триптих "Сопротивление. Воскресение. Освобождение" (1937 1952 годы)

Рождение в Париже

Конечно, когда в школе объявили о скором отъезде Бакста в Париж (для оформления дягилевских балетов), Шагал был обескуражен. Любимый преподаватель покидает Россию - что тогда остается его ученику? Ответ на этот вопрос был для него очевиден, и поэтому Шагал решает отправиться вслед за своим кумиром в Париж.

Художественные достоинства мировой столицы искусств не вызывали сомнения, Шагал не ошибся: Париж стал его "вторым Витебском". Он обрел свой стиль, палитра стала ярче, и главное - здесь сформировался тот особый круг тем, который тесным образом связан с жизнью в России.

В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Прежде всего он отправляется в Лувр. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Немного позже произошло знакомство с произведениями современников - представителей парижской школы тех лет. И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Но художнику было чуждо хладнокровное разложение окружающего мира на геометрические формы, кубизм нужен был Шагалу для передачи необычных образов из памяти, которые наслаивались бы друг на друга, создавая ощущение видений из "прошлой" жизни в России.

Так, в его программной работе парижского периода "Я и деревня" 1911 года композиция построена по принципам кубизма. Здесь есть разделение на сектора и просвечивание одного сюжета в другом. Голова ягненка становится пространством для сцены дойки коровы, дома, люди перевернуты с ног на голову, лицо главного персонажа окрашено в зеленый цвет - все детали этой картины созданы из памяти и подчиняются той высшей реальности, что стоит за видимым миром, где воспоминания становятся символами.

"Однажды в Париже мне, наконец, удалось выразить радость, похожую на удовольствие от еды, которую я иногда чувствовал в России, - радость моих детских воспоминаний о Витебске", - пишет Шагал.

Выставка "Шагал. Мастер модерна" в музее Кунстхаус в Цюрихе, 2013 год

Несмотря на то, что Шагал живет в Париже в мастерских La Ruche ("Улей"), где собирались художники и скульпторы со всего света (здесь работали Модильяни, Хаим Сутин, Осип Цадкин и др.), витебский мастер практически ни с кем не общается из своих скандальных соседей. Зато он достаточно быстро сводит знакомство с поэтами-авангардистами. Сандрар Блез, Гийом Аполлинер становятся близкими друзьями художника, они помогают ему в организации выставок и активно продвигают Шагала на страницах местных СМИ.

В благодарность за оказанную поддержку Шагал создает картину "Посвящается Аполлинеру". Основу композиции составляет гигантский круг с разделением на сегменты, на его фоне изображен гермафродит, чье туловище сверху разделяется на мужскую и женскую фигуры. Эзотерический смысл этой работы давал самые разные прочтения - в этом отражается стремление Шагала изучать искусство из самых разных культурных источников.

Как пишет о Шагале поэт Андре Бретон в работе "Генезис и художественная перспектива сюрреализма": "Тотальный лирический взрыв восходит к 1911 году. Именно с этого момента метафора, только у него, отмечает свой триумфальный вход в современную живопись".

Марк Шагал. "Желтая комната" (1911 год)

Всплеск художественного самовыражения связан не только с освоением уроков фовизма и кубизма, но и в первую очередь с определением собственного стиля, который смог выдержать все теоретические испытания и сохранить свою индивидуальность. Особенность языка Шагала - это выбор определенных тем: мотивы России, портреты родственников-евреев, пейзажи родного города Витебска. Каждую свою работу художник наполняет особой духовностью, символикой и мистицизмом, которым отличается сама русская культура.

В 1914 году Шагал возвращается в Витебск. Он вновь в кругу близких на родной земле. Он женится на Белле, с которой познакомился еще до своего отъезда в Париж и о которой мечтал все эти годы разлуки. Именно с ней связан один из самых совершенных образцов любовной лирики ХХ века.

Марк Шагал за мольбертом в своем ателье. Художнику позирует его жена Белла, позади мастера - его дочь Ида. Париж, 1927 год

Берта Розенфельд (именно так звучит ее настоящее имя) была незаурядной женщиной. Она получила прекрасное образование, занималась актерским мастерством в студии Константина Станиславского, но не смогла продолжить обучения из-за травмы спины и вынуждена была вернуться в родной Витебск, где и встретила будущего мужа.

Ощущение личного счастья запечатлено Шагалом в картинах "Над городом", "Прогулка" и "День рождения".

Марк Шагал. "Над городом" (1918 год)

После революции 1917 года у евреев появляются новые возможности и права - они получают паспорта и могут участвовать в политической жизни России. Кажется, теперь счастье станет всеобщим.

Анатолий Луначарский, с которым Шагал познакомился еще в Париже, ныне народный комиссар просвещения, которому поручено осуществлять в России Ленинский культурный план. Он предлагает Шагалу должность уполномоченного по делам искусств в Витебске. Шагал не раздумывая соглашается.

Не покладая рук он работает на создание первого художественного музея Витебска и первой художественной школы. Приглашает для преподавания своего первого учителя Юрия Пэна, Эля Лисицкого (также ученика Юрия Пэна), Казимира Малевича. С последним происходит конфликт, который заканчивается отъездом Шагала в 1920 году в Москву. Однако при анализе творчества двух художников становится ясно, что антагонизм был неизбежен.

В Москве Наркомпрос дает Шагалу возможность устроиться с семьей в небольшом подмосковном поселке Малаховка, где с 1919 года находилась колония для детей-сирот, оставшихся без родителей после еврейских погромов на Украине 1919 года. Здесь он преподает рисование и параллельно начинает работать над созданием декораций для камерного еврейского театра.

Марк Шагал на уроке рисования в колонии для беспризорных детей. Малаховка, 1921 год

Руководители театра Алексей Грановский и Абрам Эфрос поручили Шагалу расписать интерьер их первого здания. На исполнение работ ему дали полтора месяца, и за этот короткий срок он создал собственный мир, или, как говорили современники, "шагаловскую шкатулку".

Главным панно было "Введение в еврейский театр", напротив него - фриз "Свадьба", под ним в простенках между окнами находились четыре вертикальные картины: "Музыка", "Танец", "Театр", "Литература". Слева от входной двери - панно "Любовь на сцене".

В ансамбль также входили плафон и занавес. Когда зритель попадал в зал, он оказывался как бы внутри разноликого волшебного мира. Для Шагала, как и шекспировского героя, "весь мир - театр". Его вселенная пляшет, танцует и радуется простому бытию.

Панно "Введение в еврейский театр" (1920 год)

Видимо, предчувствуя свой скорый отъезд, Шагал вкладывает в последнюю работу на родине всего себя. В панно есть истории из личной биографии, есть и сам Шагал, которого вносит на руках в театр Абрам Эфрос, есть портреты любимых - Беллы и дочери Иды, есть надписи на идише - это имена предков Шагала. Метафорический мир театра становится аллегорией самой жизни художника.

К сожалению, эти работы ни режиссер, ни зрители не смогли оценить по достоинству. Разочарованный в новом режиме и в неприятии им искусства магии и волшебства Шагал навсегда покидает Россию. Теперь связь с родиной будет существовать только в живописных образах его картин и личных воспоминаниях.

Живопись всегда привлекала людей своей разнообразностью, красотой отображения мира или, наоборот, уменьшением его совершенства. Художники и их произведения являются отображением эпохи, зеркалом жизни определённых лет. Сегодня мы поговорим об очень известном человеке, который был не только художником, но и поэтом, сценографистом и иллюстратором, Марке Захаровиче Шагале (7 июля 1887 - 28 марта 1985), а именно о его выдающихся картинах.

Для Шагала, который был евреем, образ скрипача играл важную роль в жизни. Ведь у этого народа скрипач является незаменимым атрибутом на свадьбе, дне рождения ребёнка и похоронах. В своей работе «Зелёный скрипач» художник продемонстрировал весь жизненный цикл человека. Картина была написана в 1923–1924 годах в США.


Полотно изображает самого художника с его женой Беллой. Её часто можно увидеть на картинах Шагала, и данная работа является частью триптиха, на каждой из которой художник изображает свою жену. Работа была написана в 1917–1918 годах и демонстрирует уход от обыденности жизни, полет души и неразрывность сердец.


Эту картину художник начал писать ещё в 1920 году, но закончить смог лишь в 1943 в Америке. К созданию шедевра его подвигли катастрофические события, происходившие в то время. На картине мы видим падающего ангела Люцифера, которого изгнал Бог.


Эта работа фактически не имеет повествования. Можно только предположить, что на переднем плане полотна справа изображён сам Шагал – городской житель, который тоскует по тишине и умеренности деревенской жизни.


Шагал, нарисовал эту картину спустя 13 лет после того, как покинул родной Витебск. Он почти точно изобразил городской пейзаж, а ещё добавил обнажённую женщину, намекая на то, как сильно он любит город.


Смотря на этот холст, сразу создаётся впечатление, что ты находишься в доме, на даче у лирических героев. Эта работа была написана в счастливые годы художника и на ней мы, как раз, наблюдаем его с супругой Беллой.


Данное полотно так и намекает на быстротечность людской жизни. Слева мы видим маленького человечка у окна, который наблюдает за вечностью мира, а возле него очень большие часы, отсчитывающие минуты и не оставляющие ни малейшего шанса.


В 1968 году художник написал картину «Большой цирк». Здесь мы видим привычную для нас цирковую арену, однако действо происходит за её пределами. Над зрителями и цирком возвышается ангел в колпаке, жертвенное животное с киотом для свитков Торы, и над всем этим возвышается рука Демиурга с циркулем.


Данная картина была написана Шагалом в 1923 году. Считается одной из лучших его работ. В 1990 году её продали за 13,5 миллиона долларов. Изображает милый мещанский быт, чувства, надежду, а также молодость и любовь. На ней даже коврик и патефон смотрятся романтично.


Здесь опять мы видим Беллу – жену Шагала и его любимый город – Витебск. Двое воспарили над городом, их любви нипочём земное притяжение и бренность жизни. На этой картине художник вновь совмещает высокое и обыденное, что является его отличительной чертой, придающее индивидуальность его творчеству.

Любовь и вера – главные темы картин Марка Шагала. Любовь призывала его писать, творить, рисовать… Ему хотелось «летать», но он и никогда не забывал куда движется.

Поделится в соц. сетях