Винсент Ван Гог: известные картины с названиями, биография художника, фото лучших работ. Известные картины ван гога

05.05.2019

Винсент Ван Гог. Эта фамилия знакома каждому школьнику. Ещё в детстве мы шутили между собой «рисуешь как Ван Гог»! или «ну ты Пикассо!»… Ведь бессмертен лишь тот, чье имя навсегда останется в истории не только живописи и мирового искусства, но и человечества.

На фоне судеб европейских художников жизненный путь Винсента Ван Гога (1853-1890) выделяется тем, что он достаточно поздно обнаружил в себе тягу к искусству. До 30 лет Винсент не подозревал, что именно живопись станет конечным смыслом его жизни. Призвание созревает в нём не спеша, чтобы подобно взрыву вырваться наружу. Ценой труда почти на грани человеческих возможностей, который станет уделом всей его оставшейся жизни, на протяжении 1885-1887 годов Винсент сумеет выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». Его художественная манера будет способствовать укоренению в европейском искусстве одного из самых искренних, чутких, человечных и эмоциональных направлений – экспрессионизма. Но, главное, она станет истоком его творчества, его картин и графики.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора, в голландской провинции Северный Брабант, в деревне Грот Зюндерт, где его отец пребывал на службе. Семейная среда очень многое определили в судьбе Винсента. Род Ван Гогов был старинным, известным ещё с XVII века. В эпоху Винсента Ван Гога было два традиционных семейных занятия: кто-то из представителей этого рода обязательно занимался церковной деятельностью, а кто-то – торговлей произведениями искусства. Винсент был старшим, но не первым ребёнком в семье. Годом ранее родился, но вскоре умер его брат. Второй сын и был назван в память умершего Винсентом Виллемом. После него появилось ещё пятеро детей, но только с одним из них будущий художник будет связан тесными братскими узами до последнего дня своей жизни. Не будет преувеличением сказать, что без поддержки младшего брата Тео, Винсент Ван Гог как художник вряд ли бы состоялся.

В 1869 году Ван Гог переезжает в Гаагу и начинает заниматься торговлей картинами в фирме «Гупиль» и репродукциями произведений искусства. Винсент активно и добросовестно работает, в свободное время много читает и посещает музеи, понемногу рисует. В 1873 Винсент начинает переписку с братом Тео, которая продлится до самой его смерти. В наше время письма братьев изданы в книге, которая называется «Ван Гог. Письма к брату Тео» и купить её можно практически в любом хорошем книжном магазине. Эти письма – волнующие свидетельства внутренней духовной жизни Винсента, его поисков и ошибок, радостей и разочарований, отчаяния и надежд.

В 1875 году Винсент получает назначение в Париж. Он регулярно посещает Лувр и Люксембургский музей, выставки современных художников. К этому времени он уже сам рисует, однако ещё ничто не предвещает, что занятие искусством скоро станет всепоглощающей страстью. В Париже происходит перелом в его душевном развитии: Ван Гог сильно увлекается религией. Многие исследователи связывают это состояние с несчастной и односторонней любовью, которую Винсент пережил в Лондоне. Много позже, в одном из писем к Тео, художник, анализируя свою болезнь, отметит, что психическое нездоровье является их семейной чертой.

С января 1879 года Винсент получает должность проповедника в Ваме, поселке, расположенном в Боринаже – области в южной Бельгии, центре угольной промышленности. Его глубоко поражает крайняя нищета, в которой живут шахтеры и их семьи. Начинается глубокий конфликт, который открывает глаза Ван Гога на одну истину – служители официальной церкви вовсе не заинтересованы по-настоящему облегчить участь людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

Поняв до конца эту ханжескую позицию, Ван Гог испытывает ещё одно глубокое разочарование, порывает с церковью и делает свой окончательный жизненный выбор – служить людям своим искусством.

Ван Гог и Париж

Последние приезды Ван Гога в Париж были связаны с работой в «Гупиль». Однако ни разу до этого художественная жизнь Парижа не оказывала заметного влияния на его творчество. На этот раз пребывание Ван Гога в Париже длится с марта 1886-го по февраль 1888-го. Это два чрезвычайно насыщенных года в жизни художника. За этот короткий период он осваивает импрессионистическую и неоимпрессионистическую техники, что способствует высветлению его собственной цветовой палитры. Приехавший из Голландии художник превращается в одного из самых оригинальных представителей парижского авангарда, новаторство которого разрывает изнутри все условности, сковывающие огромные выразительные возможности цвета как такового.

В Париже Ван Гог общается с Камилем Писсаро, Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром и Жоржем Сера и другими молодыми живописцами, а также с торговцем красками и коллекционером папашей Танги.

Последние годы жизни

К концу 1889 года, в это сложное для себя время, обостряющееся припадками сумасшествия, душевных расстройств и тяге к суициду, Ван Гог получает приглашение принять участие в выставке Салона независимых, организованной в Брюсселе. В конце ноября Винсент отсылает туда 6 картин. 17 мая 1890 года у Тео есть план поселить Винсента в городке Овер-сюр-Уаз под присмотром доктора Гаше, который увлекался живописью и был другом импрессионистов. Состояние Ван Гога улучшается, он много работает, пишет портреты своих новых знакомых, пейзажи.

6 июля 1890 года Ван Гог приезжает в Париж к Тео. Альбер Орье и Тулуз-Лотрек навещает дом Тео, чтобы встретится с ним.

Из последнего письма к Тео Ван Гог говорит: “…Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так… Но я не сожалею”.

Так закончилась жизнь одного из величайших художников не только XIX века, но и во всей истории искусства в целом.

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция ) — нидерландский художник-постимпрессионист, не получивший почти никакого специального образования, но за недолгие 10 лет своей творческой карьеры написавший огромное количество полотен, многие из которых стали признанными мировыми шедеврами живописи. Картины Ван Гога начали набирать популярность только после смерти художника, и сейчас входят в список самых дорогих полотен мира и выставляются на обозрение широкой публики на самых престижных выставках.

Особенности творчества художника Винсента Ван Гога: ранние работы относят к такому направлению живописи, как реализм. Они написаны в довольно мрачной цветовой гамме. Для цикла под названием« Головы крестьян» и первой своей значимой картины« Едоки картофеля » Ван Гог использует в основном землистые оттенки. Палитра художника меняется после переезда в Париж в 1886 году, его полотна насыщаются чистыми, яркими цветами. Собственный неповторимый стиль в творчестве Винсента Ван Гога выработался под влиянием одновременно такого направления живописи, как импрессионизм, и японских гравюр. В последние годы на картинах он чаще всего отдает предпочтение желтому и синему цветам.

Самые известные картины Винсента Ван Гога: «Звездная ночь », «Подсолнухи », «Портрет доктора Гаше », «Ирисы », «Портрет почтальона Жозефа Рулена », «Ночное кафе в Арле », «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой », «Спальня в Арле ».

Мог ли архетипический« бедный художник» Винсент Ван Гог догадываться, что спустя столетие после его смерти его имя для многих станет синонимом слова« живопись»? Что его подсолнухи, причудливые завихрения ночного неба и тонконогие столики маленького французского кафе одними из первых будут всплывать в памяти при слове« картина», и их стоимость будет равна миллионам? Мог ли он хотя бы подозревать, что города, где он жил и работал, превратятся в места паломничества ценителей изобразительного искусства, а то самое ничем не примечательное кафе в Арле станет туристической Меккой?

Скажи кто-нибудь об этом Винсенту при его жизни, он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска, в ужасе схватился за голову и, возможно, даже отказался бы от творчества в пользу занятия, которое наверняка не сделает его знаменитым. Ван Гог утверждал, что люди равнодушны к живописи, и считал, что художникам нужно писать в первую очередь для того, чтобы быть ближе к народу, чтобы нести искусство в каждый дом.

Практически все, что мы знаем о жизни Ван Гога, стало известно из его обширной многолетней переписки с братом Тео. В одном из этих писем можно встретить такое утверждение: «Единственное счастье, ощутимое материальное счастье — быть всегда молодым». Винсент Ван Гог, выстреливший себе в грудь в возрасте 37 лет, лишил себя возможности состариться и проверить, насколько соответствует истине эта его мысль.

Жизнь взаймы
В 1851 году молодой священник Теодор Ван Гог, назначенный служить в небольшой голландский городок Гроот Зюндерт, женился на Анне Корнелии Карбентус. Их первенец появился на свет — как по учебнику — спустя почти ровно девять месяцев. Мальчика счастливые родители решили назвать Винсентом — в честь деда, тоже священника, и в честь дяди, живущего в Гааге. Но радость была недолгой, малыш прожил всего шесть недель. Анна Корнелия была безутешна, справиться с потерей ребенка ей помогла только вторая беременность. И в том, что второй мальчик родился год спустя после первого — день в день, 30 марта 1853 года — и молодая мать, и ее религиозный супруг, вероятнее всего, усмотрели некий знак свыше. Ребенка окрестили… Винсентом. Винсентом Виллемом Ван Гогом. Сделав его лекарством от скорби, «пластырем», прикрывающим безобразный шрам от утраты.

В психологии для обозначения подобных ситуаций используется термин« замещенная фигура». Вот только не могли раздавленные горем родители знать, как часто это губительно сказывается на психике человека, вынужденного всю жизнь быть заменой кого-то другого. Не потому ли Винсент так спешил жить, постоянно разрываясь между противоречивыми чувствами? Не потому ли он так тяжело сходился с людьми и не мог обзавестись друзьями? Не потому ли нигде не чувствовал себя дома? Не потому ли страдал от изматывающего душевного недуга? Не потому ли Ван Гог никак не мог найти своего места в жизни, что проживал не свою судьбу?

Большую часть сознательной жизни Винсент конфликтовал с родителями, особенно с отцом, потому что у него никак не получалось стать тем сыном, каким его хотели видеть. Он мог быть грубым, импульсивным, своенравным, не стеснялся высказывать собственное мнение и очень любил поспорить. Именно несдержанность стала причиной разрыва многих отношений в его жизни. Но при этом Ван Гог отчаянно нуждался в элементарном человеческом тепле и близости, изо всех сил цепляясь за каждого человека, к которому испытывал привязанность. В его жизни было довольно много друзей и приятелей(и со всеми Винсент рано или поздно разругивался в пух и прах), и целая череда женщин(большинство из которых не отвечали ему взаимностью). Только один человек был для Ван Гога константой — младший брат Тео, всегда остававшийся для художника поддержкой, опорой, идеальным собеседником и лучшим другом. По всей видимости, именно серьезная размолвка с братом окончательно подорвала психическое здоровье Винсента и толкнула его на самоубийство.

От любви до ненависти

Религия, если можно так выразиться, была у Винсента в генах. По большому счету, как старший ребенок в семье он должен был пойти по стопам отца и деда. Но вместо этого после окончания школы Ван Гога по протекции дяди устроили работать в художественную компанию« Гупиль и Ко». К Богу он обратится лишь несколько лет спустя. Как это часто бывает с молодыми людьми, причиной тому послужила неразделенная любовь.

В 1873 году Винсент получил повышение и был переведен в лондонский филиал компании. Год, прожитый в британской столице, стал едва ли не самым счастливым временем в его жизни. Ван Гог с удовольствием окунулся в культурную жизнь Лондона, он хорошо зарабатывал и мог позволить себе снимать приличное жилье в доме Урсулы Лойер. Но самое главное — он был влюблен. Его избранницей стала дочь миссис Лойер Евгения. Целый год Винсент был окрылен любовью, не решаясь признаться девушке в своих чувствах. Но потом, встретив отказ, он впал в отчаяние. Тогда-то ему на помощь пришла Библия.

Ван Гог погрузился в религию со всей свойственной ему страстью, порой доходившей до одержимости. В итоге он лишился работы у Гупиля и полностью посвятил себя спасению душ. Миссионерская деятельность, с которой Винсент в 1879 году приехал в бельгийский шахтерский поселок Боринаж, однако, не увенчалась успехом. Молодой проповедник принял слишком близко к сердцу тяготы жизни шахтеров, стал отдавать им одежду и еду, подрывая собственное здоровье, и перестал мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка. В конце концов, Винсента Ван Гога отстранили от работы в Боринаже, посчитав, что он подает плохой пример своей пастве.

Ван Гог очень страдал из-за своего провала в качестве миссионера, однако именно в этот период он начал много рисовать. И чем больше он увлекался живописью, тем слабее становился в нем религиозный пыл. Постепенно в этом отношении плюс сменился на минус. Спустя годы Винсент стал презирать религию и священнослужителей. А своего отца он и вовсе считал лицемером после того, как пастор Теодор не одобрил связь сына с (Винсент собирался жениться на ней, чтобы спасти от нищеты и порочной профессии, и считал, что священник должен как никто другой поддержать такое решение).

Основные мотивы в картинах и творчестве Винсента Ван Гога

В картинах Винсента Ван Гога есть несколько повторяющихся мотивов, которые он использует довольно часто. Пусть и не так часто, как, например, сеятелей и жнецов в поле(а их художник написал несметное количество), но именно эти объекты заслуживают особого внимания.

Стулья. Любимым английским писателем Винсента Ван Гога был Чарльз Диккенс, который ушел из жизни незадолго до переезда художника в Лондон. Однажды Винсенту попалась на глаза гравюра Люка Филдеса, которую он создал вскоре после смерти великого писателя. На ней было изображено сиротливо опустевшее рабочее место Диккенса — стол и отодвинутое от него кресло . Ван Гог купил эту гравюру и очень дорожил ею. Его поразило то, как с помощью такой простой вещи, как стул, можно показать тоску по ушедшему безвозвратно человеку. Позже, в Арле, Винсент снова и снова рисует свою комнату с пустыми стульями , на которых было не суждено сидеть никому, кроме него самого. В декабре 1888 года, незадолго до трагической рождественской ночи он рисует пустое кресло Гогена (который к тому моменту уже твердо решил уехать) и свой собственный стул с одиноко лежащей на нем курительной трубкой . Интересно то, что обе эти знаменитые картины написаны Ван Гогом в той же цветовой гамме, в которой он изображал соответственно Гогена и себя .

Башмаки. На протяжении своей жизни Винсент много ходил пешком. Живя в Лондоне, он каждый день совершал 45-минутную прогулку до работы и обратно. Позже, в период своей религиозной горячки, Ван Гог три дня шел пешком в Айлворт, куда он нанялся школьным учителем, воображая себя неким паломником, идущим на богомолье. Спустя три года, после оглушительного провала в качестве миссионера, он совершает еще более длительное(и, по сути, совершенно бессмысленное) пешее путешествие — из Боринажа в Брюссель. Конечно, по большей части, Винсент делает это в целях экономии, но создается впечатление, что так он словно наказывал себя за неудачи. Свою, ради интереса отрывающему крылья жукам. Во время жизни в Нуэнене он полюбил рисовать птичьи гнезда , которые часто снимал с веток прямо вместе с яйцами. Спустя несколько лет в Сен-Реми Винсент поймал в больничном саду большую красивую бабочку Павлиний глаз. Художник умертвил ее, чтобы получше рассмотреть и запечатлеть рисунок на крыльях. Ван Гог ошибочно счел ее Бражником, и именно под этим названием знаменитая картина часто встречается до сих пор.

Безумие Ван Гога

Если продолжить тему жестокости, то можно с уверенностью сказать, что никто не пострадал от действий Винсента больше, чем он сам. Всю жизнь он изводил и фактически уничтожал себя самыми разными способами. Венерические болезни, страсть к абсенту, бессонные ночи… Ван Гог уже в возрасте тридцати лет был в ужасающем физическом состоянии. Он рано стал импотентом и лишился большей части зубов из-за плохого питания, постоянного курения и употребления алкоголя(поэтому ни на одном из автопортретов художник не улыбается — он попросту стеснялся своего щербатого рта).

Постепенно приходило в упадок и его психическое здоровье. Вероятнее всего, Винсент окончательно загнал себя в бездну безумия еще в те дни, когда ждал в «Желтом доме » приезда Поля Гогена . Он тогда безостановочно писал подсолнухи , литрами вливая в себя крепкий кофе. По словам художника, только находясь в таком крайне возбужденном состоянии, он мог достичь в своем творчестве нужной« высокой ноты желтого». Перелом наступил на Рождество, когда Ван Гог отрезал себе часть уха . С этого момента безумие с каждым днем укоренялось в нем все прочнее, несмотря на лечение и кажущиеся улучшения.

До сих пор точно неизвестно, каким именно недугом страдал Винсент. Существует около тридцати разных версий, включающих биполярное расстройство(более известное как маниакально-депрессивный психоз), эпилепсию, шизофрению, хроническую депрессию и порфирию. Как бы то ни было, закончилось все выстрелом, а последней картиной Ван Гога предположительно стало полотно« Пшеничное поле с воронами ». Винсент прожил еще полтора дня. Он сидел на постели с пулей в груди и безостановочно курил. Тео уверял брата, что его спасут. «Бесполезно , — ответил художник. — Тоска все равно не пройдет никогда» .


23 декабря 1888 года ныне всемирно известный художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог лишился уха. Существует несколько версий произошедшего, впрочем, вся жизнь Ван Гога была полна абсурдных и весьма странных фактов.

Ван Гог хотел пойти по стопам отца – стать проповедником

Ван Гог мечтал стать, как и его отец, священником. Он даже прошёл обязательную для поступления в евангельскую школу миссионерскую стажировку. Он около года прожил в глубинке среди шахтёров.


Но оказалось, что правила поступления изменились, и голландцы должны платить за обучение. Миссионер Ван Гог обиделся и после этого решил оставить религию и стать художником. Впрочем, выбор его был не случаен. Родной дядя Винсента был партнёром крупнейшей на то время арт-дилерской фирмы «Гупиль».

Рисовать картины Ван Гог начал только в 27 лет

Рисовать Ван Гог начал уже в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 27 лет. Вопреки расхожему мнению, он не был этаким «гениальным дилетантом», как кондуктор Пиросмани или таможенник Руссо. К тому времени Винсент Ван Гог был опытным арт-диллером и поступил сначала в Академию художеств в Брюсселе, а позже в антверпенскую Академию художеств. Правда, проучился он там всего три месяца, пока не уехал в Париж, где и произошло его знакомство с импрессионистами, в том числе и с .


Начинал Ван Гог с «крестьянской» живописи вроде «Едоков картофеля». Но его брату Тео, который знал толк в искусстве и поддерживал Винсента материально на протяжении всей его жизни, удалось убедить его, что «светлая живопись» создана для успеха, и публика её обязательно оценит.

Палитра художника имеет медицинское объяснение

Обилие жёлтых пятен разных оттенков на картинах Винсента Ван Гога, по мнению учёных, имеет медицинское объяснение. Есть версия, что такое видение мира вызвано большим количеством лекарств от эпилепсии, потребляемых им. Приступы этой болезни у него появились в последние годы жизни из-за напряжённой работы, разгульного образа жизни и злоупотребления абсентом.


Самая дорогая картина Ван Гога была в коллекции у Геринга

Более 10 лет картина Винеснта Ван Гога «Портрет доктора Гаше» удерживала титул самой дорогой картины в мире. Бизнесмен из Японии Риоей Саито, владелец крупной компании по производству бумаги, приобрёл эту картину с аукциона «Кристи» в 1990 году за $82 млн. Владелец картины в своём завещании указал, что полотно после его смерти должно быть кремировано вместе с ним. В 1996 году Риоей Саито умер. Доподлинно известно, что картина сожжена не была, но где именно она теперь находится – неизвестно. Есть мнение, что художник нарисовал 2 варианта картины.


Впрочем, это всего один факт из истории «Портрета доктора Гаше». Известно, что после выставки «Вырождающееся искусство» в Мюнхене в 1938 году эту картину для своей коллекции приобрел нацист Геринг. Правда, вскоре он продал её некому голландскому коллекционеру, а потом картина оказалась в США, где и была, пока её не приобрёл Саито.

Ван Гог – один из самых похищаемых художников

В декабре 2013 года ФБР опубликовало топ-10 громких краж гениальных художественных произведений с целью, чтобы общественность могла оказать содействие в раскрытии преступлений. Самыми ценными в этом списке являются 2 картины Ван Гога – «Вид моря в Шевингене» и «Церковь в Ньюнене», которые оцениваются в $30 млн. каждая. Обе эти картины были похищены в 2002 году из Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме. Известно, что в качестве подозреваемых в хищении были арестованы двое мужчин, но доказать их вину не удалось.


В 2013 году из музея Мухаммеда Махмуда Халиля в Египте из-за халатности руководства было украдено полотно Винсента Ван Гога «Маки», которое экспертами оценивается в $50 млн. Вернуть картину пока не удалось.


Ухо Ван Гогу мог отрезать Гоген

История с ухом у многих биографов Винсета Ван Гога вызывает сомнения. Дело в том, что если бы художник отрезал себе ухо под корень, то он умер бы от потери крови. Отрезанной же у художника оказалась только мочка уха. Запись об этом есть в сохранившемся врачебном заключении.


Есть версия, что инцидент с отрезанным ухом произошёл во время ссоры Ван Гога и Гогена. Гоген, искушённый в матросских драках, полоснул Ван Гога по уху, а у того от стресса случился припадок. Уже позже, пытаясь себя обелить, Гоген и придумал историю о том, как Ван Гог гонялся за ним в припадке безумия с бритвой и покалечил сам себя.

Неизвестные картины Ван Гога находят и сегодня

Осенью нынешнего года музей Винсента Ван Гога в Амстердаме идентифицировал новую картину, принадлежащую кисти великого мастера. Картина «Закат в Монмажуре», как заявили исследователи, была написана Ван Гогом в 1888 году. Исключительной находку делает тот факт, что полотно принадлежит к периоду, который искусствоведы считают вершиной творчества художника. Открытие удалось сделать, используя такие методы как сравнение стиля, красок, техники, компьютерный анализ холста, рентгеновские фотографии и изучение писем Ван Гога.


Картина «Закат в Монмажуре» выставляется в настоящее время в музее художника в Амстердаме в экспозиции «Ван Гог за работой».

Безумец, отшельник, гений… какими только противоречивыми словами не определяли личность Винсета Ван Гога его современники. Это сейчас имя голландского художника известно многим, а его картины лидируют в рейтинге наиболее дорогих произведений искусства. Но при жизни дело обстояло совсем иначе. Одиночество и непонимание со стороны окружающих были постоянными спутниками Ван Гога. Он стал ярким примером человека, талант которого был оценен по достоинству лишь после его трагической смерти, такой же неординарной и двойственной, как и сам художник.

Парадоксально, что Ван Гог взялся за кисти для рисования далеко не в юном возрасте. Только последние семь лет его жизни были связаны с живописью. Это обстоятельство не помешало ему стать автором около 900 картин. Их внутренняя загадочность так и манит взгляды не только профессиональных ценителей искусства, но и простых обывателей. Окунемся и мы в таинственный мир картин Ван Гога, рассмотрев наиболее известные из них.


Ван Гог написал картину в апреле 1885 года. Это одна из ранних работ, в которой начал проявляться своеобразный стиль автора. Сюжет взят з реальной жизни — на полотне представлена семья бедных крестьян за ужином. Вся тяжесть их состояния передана художником тёмными красками. Пар от картофеля – единственное, что согревает их души. Тусклый свет от лампы, как неугасимый огонь надежды на лучшие, сближает родных. Вся глубина эмоционального состояния крестьян настолько тонко выражена Ван Гогом, что подсознательно вызывает чувство сострадания у зрителей.


Создание этого полотна происходило во время пребывания художника в психиатрической больнице небольшого города Сен-Реми. Замысел Ван Гога состоял в том, чтобы показать могущественную силу воображения человека – того состояния, которое насыщает обыденные вещи смыслом, глубиной, удивительными красками. Выполнена в жанре постимпрессионизма, картина изображает ночное небо, которое целенаправленно занимает главное место полотна. Автор акцентирует внимание на огромных ярко-желтых звездах, уходящем месяце и удивительных кипарисах, растущих на холме. Эта композиция поглощена в таинственный вихрь галактик, спокойствие и гармонию Вселенной. Лишь вдали видно очертание горы и сонный город. Таким образом Ван Гог тонко показывает контраст земного и небесного.

Не удивительно, что подобная тематика заняла особенное место в творчестве голландского художника. Неоднократно Ван Гог признавался родному брату, что глядя на звезды, он предавался мечтаниям, был близок к ним душой и сердцем.

Работа над картиной была окончена в июне 1889 года. В середине ХХ века творение Ван Гога было передано под покровительство нью-йоркского музея современного искусства, где и сейчас звездная ночь художника доступна для всеобщего обозрения.


Эта картина относиться к одним из последних творений Ван Гога. К концу 1889 года недуг полностью овладел мастером, но он упорно продолжал роботу с холстом и любимыми кистями. Предвещая свой неизбежный конец, великий художник искал успокоение в творчестве. Многие искусствоведы утверждают, что именно болезнь так сильно повлияла на Ван Гога, что он отошел от своей привычной манеры живописи. Картина наполнена новым состоянием – невесомости, легкости, что умело подчеркнуто цветовой гаммой.

Сюжет передает красоту природы – поля, усеянного разными цветами. Однако центральными в композиции предстают ирисы, что и объясняет название шедевра. Ван Гог выбрал необычный ракурс для ключевого объекта. Цветы расположены так, что кажется, зритель сам присутствует в поле и созерцает природу в живую. Теплые оттенки голубого придают картине умиротворённость и гармонию. В произведении невооруженным взглядом прослеживается влияние столь популярной японской живописи. Новшество Ван Гог соединил с привычным для него импрессионизмом, что обеспечило успех его работы.

Впервые полотно было куплено за 300 франков французским искусствоведом Октавом Мирбо. В конце века «Ирисы» обрели статус самой дорогой картины, поскольку на аукционе она сорвала куш – работа Ван Гога была оценена в суму более 50 млн долларов.



Биографы Ван Гога повествуют, что тематика картины была избрана в порыве. Она связана с проживанием художника в городке Арль, что расположен на юге Франции. Это был трудный, но и самый продуктивный период его творчества.

Не пользуясь успехом как художник, Ван Гог не покидал надежды на создания той работы, которая должна была зажечь его звезду на небосклоне известных и востребованных мастеров. Однажды, возвращаясь вечером домой, он был пленен происходящем – люди, которые собирали урожай винограда, предстали в глазах Ван Гога, как фиолетовые и синие точки, потопавшие в ярком свете уходящего солнца. Этот миг автор решил запечатлеть в новом произведении и не ошибся.

На протяжении долгих лет картина считалась единственной работой, которая была продана при жизни художника. Она была приобретена за 400 франков Анной Бош во время выставки в Брюсселе. Позже «Красные виноградники в Арле» перешли во владение русского коллекционера Ивана Морозова. В наше время она экспонируется в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Эта картина еще раз показывает восхищение художника ночным временем суток. Она была написана в так называемый арльский период творчества, когда Ван Гог разрабатывал собственный стиль в живописи. Удивительным кажется факт, что при изображении ночного неба, художник совсем отказался от использования черной краски. Насыщенный желтый цвет, как-бы прорывает глубокую тьму ночи и пленит своим ярким сиянием.

Интересно, что Ван Гог воссоздавал ночь не в мастерской, как обычно делали его современники, а творил под открытым небом. По слухам, чтобы иметь возможность видеть свой холст, художник крепил к шляпе свечи и таким образом боролся с тьмой.


Следует отметить, что Ван Гог на протяжении своей творческой деятельности неоднократно обращался к жанру автопортрета. Результатом такого увлечения стала серия картин с собственным изображением. Однако именно «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» имеет свою неоднозначную предысторию. Исследователи творчества художника утверждают, что именно ссора с давним приятелем подтолкнула художника к нанесению себе телесных повреждений. Страдая душевной неуравновешенностью, Ван Гог не смог справиться с бурными эмоциями, и отрезал себе мочку уха. Собственно таким, усталым от болезни и отчаяния, известный художник представлен на полотне.

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция ) — нидерландский художник-постимпрессионист, не получивший почти никакого специального образования, но за недолгие 10 лет своей творческой карьеры написавший огромное количество полотен, многие из которых стали признанными мировыми шедеврами живописи. Картины Ван Гога начали набирать популярность только после смерти художника, и сейчас входят в список самых дорогих полотен мира и выставляются на обозрение широкой публики на самых престижных выставках.

Особенности творчества художника Винсента Ван Гога: ранние работы относят к такому направлению живописи, как реализм. Они написаны в довольно мрачной цветовой гамме. Для цикла под названием« Головы крестьян» и первой своей значимой картины« Едоки картофеля » Ван Гог использует в основном землистые оттенки. Палитра художника меняется после переезда в Париж в 1886 году, его полотна насыщаются чистыми, яркими цветами. Собственный неповторимый стиль в творчестве Винсента Ван Гога выработался под влиянием одновременно такого направления живописи, как импрессионизм, и японских гравюр. В последние годы на картинах он чаще всего отдает предпочтение желтому и синему цветам.

Самые известные картины Винсента Ван Гога: «Звездная ночь », «Подсолнухи », «Портрет доктора Гаше », «Ирисы », «Портрет почтальона Жозефа Рулена », «Ночное кафе в Арле », «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой », «Спальня в Арле ».

Мог ли архетипический« бедный художник» Винсент Ван Гог догадываться, что спустя столетие после его смерти его имя для многих станет синонимом слова« живопись»? Что его подсолнухи, причудливые завихрения ночного неба и тонконогие столики маленького французского кафе одними из первых будут всплывать в памяти при слове« картина», и их стоимость будет равна миллионам? Мог ли он хотя бы подозревать, что города, где он жил и работал, превратятся в места паломничества ценителей изобразительного искусства, а то самое ничем не примечательное кафе в Арле станет туристической Меккой?

Скажи кто-нибудь об этом Винсенту при его жизни, он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска, в ужасе схватился за голову и, возможно, даже отказался бы от творчества в пользу занятия, которое наверняка не сделает его знаменитым. Ван Гог утверждал, что люди равнодушны к живописи, и считал, что художникам нужно писать в первую очередь для того, чтобы быть ближе к народу, чтобы нести искусство в каждый дом.

Практически все, что мы знаем о жизни Ван Гога, стало известно из его обширной многолетней переписки с братом Тео. В одном из этих писем можно встретить такое утверждение: «Единственное счастье, ощутимое материальное счастье — быть всегда молодым». Винсент Ван Гог, выстреливший себе в грудь в возрасте 37 лет, лишил себя возможности состариться и проверить, насколько соответствует истине эта его мысль.

Жизнь взаймы
В 1851 году молодой священник Теодор Ван Гог, назначенный служить в небольшой голландский городок Гроот Зюндерт, женился на Анне Корнелии Карбентус. Их первенец появился на свет — как по учебнику — спустя почти ровно девять месяцев. Мальчика счастливые родители решили назвать Винсентом — в честь деда, тоже священника, и в честь дяди, живущего в Гааге. Но радость была недолгой, малыш прожил всего шесть недель. Анна Корнелия была безутешна, справиться с потерей ребенка ей помогла только вторая беременность. И в том, что второй мальчик родился год спустя после первого — день в день, 30 марта 1853 года — и молодая мать, и ее религиозный супруг, вероятнее всего, усмотрели некий знак свыше. Ребенка окрестили… Винсентом. Винсентом Виллемом Ван Гогом. Сделав его лекарством от скорби, «пластырем», прикрывающим безобразный шрам от утраты.

В психологии для обозначения подобных ситуаций используется термин« замещенная фигура». Вот только не могли раздавленные горем родители знать, как часто это губительно сказывается на психике человека, вынужденного всю жизнь быть заменой кого-то другого. Не потому ли Винсент так спешил жить, постоянно разрываясь между противоречивыми чувствами? Не потому ли он так тяжело сходился с людьми и не мог обзавестись друзьями? Не потому ли нигде не чувствовал себя дома? Не потому ли страдал от изматывающего душевного недуга? Не потому ли Ван Гог никак не мог найти своего места в жизни, что проживал не свою судьбу?

Большую часть сознательной жизни Винсент конфликтовал с родителями, особенно с отцом, потому что у него никак не получалось стать тем сыном, каким его хотели видеть. Он мог быть грубым, импульсивным, своенравным, не стеснялся высказывать собственное мнение и очень любил поспорить. Именно несдержанность стала причиной разрыва многих отношений в его жизни. Но при этом Ван Гог отчаянно нуждался в элементарном человеческом тепле и близости, изо всех сил цепляясь за каждого человека, к которому испытывал привязанность. В его жизни было довольно много друзей и приятелей(и со всеми Винсент рано или поздно разругивался в пух и прах), и целая череда женщин(большинство из которых не отвечали ему взаимностью). Только один человек был для Ван Гога константой — младший брат Тео, всегда остававшийся для художника поддержкой, опорой, идеальным собеседником и лучшим другом. По всей видимости, именно серьезная размолвка с братом окончательно подорвала психическое здоровье Винсента и толкнула его на самоубийство.

От любви до ненависти

Религия, если можно так выразиться, была у Винсента в генах. По большому счету, как старший ребенок в семье он должен был пойти по стопам отца и деда. Но вместо этого после окончания школы Ван Гога по протекции дяди устроили работать в художественную компанию« Гупиль и Ко». К Богу он обратится лишь несколько лет спустя. Как это часто бывает с молодыми людьми, причиной тому послужила неразделенная любовь.

В 1873 году Винсент получил повышение и был переведен в лондонский филиал компании. Год, прожитый в британской столице, стал едва ли не самым счастливым временем в его жизни. Ван Гог с удовольствием окунулся в культурную жизнь Лондона, он хорошо зарабатывал и мог позволить себе снимать приличное жилье в доме Урсулы Лойер. Но самое главное — он был влюблен. Его избранницей стала дочь миссис Лойер Евгения. Целый год Винсент был окрылен любовью, не решаясь признаться девушке в своих чувствах. Но потом, встретив отказ, он впал в отчаяние. Тогда-то ему на помощь пришла Библия.

Ван Гог погрузился в религию со всей свойственной ему страстью, порой доходившей до одержимости. В итоге он лишился работы у Гупиля и полностью посвятил себя спасению душ. Миссионерская деятельность, с которой Винсент в 1879 году приехал в бельгийский шахтерский поселок Боринаж, однако, не увенчалась успехом. Молодой проповедник принял слишком близко к сердцу тяготы жизни шахтеров, стал отдавать им одежду и еду, подрывая собственное здоровье, и перестал мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка. В конце концов, Винсента Ван Гога отстранили от работы в Боринаже, посчитав, что он подает плохой пример своей пастве.

Ван Гог очень страдал из-за своего провала в качестве миссионера, однако именно в этот период он начал много рисовать. И чем больше он увлекался живописью, тем слабее становился в нем религиозный пыл. Постепенно в этом отношении плюс сменился на минус. Спустя годы Винсент стал презирать религию и священнослужителей. А своего отца он и вовсе считал лицемером после того, как пастор Теодор не одобрил связь сына с (Винсент собирался жениться на ней, чтобы спасти от нищеты и порочной профессии, и считал, что священник должен как никто другой поддержать такое решение).

Основные мотивы в картинах и творчестве Винсента Ван Гога

В картинах Винсента Ван Гога есть несколько повторяющихся мотивов, которые он использует довольно часто. Пусть и не так часто, как, например, сеятелей и жнецов в поле(а их художник написал несметное количество), но именно эти объекты заслуживают особого внимания.

Стулья. Любимым английским писателем Винсента Ван Гога был Чарльз Диккенс, который ушел из жизни незадолго до переезда художника в Лондон. Однажды Винсенту попалась на глаза гравюра Люка Филдеса, которую он создал вскоре после смерти великого писателя. На ней было изображено сиротливо опустевшее рабочее место Диккенса — стол и отодвинутое от него кресло . Ван Гог купил эту гравюру и очень дорожил ею. Его поразило то, как с помощью такой простой вещи, как стул, можно показать тоску по ушедшему безвозвратно человеку. Позже, в Арле, Винсент снова и снова рисует свою комнату с пустыми стульями , на которых было не суждено сидеть никому, кроме него самого. В декабре 1888 года, незадолго до трагической рождественской ночи он рисует пустое кресло Гогена (который к тому моменту уже твердо решил уехать) и свой собственный стул с одиноко лежащей на нем курительной трубкой . Интересно то, что обе эти знаменитые картины написаны Ван Гогом в той же цветовой гамме, в которой он изображал соответственно Гогена и себя .

Башмаки. На протяжении своей жизни Винсент много ходил пешком. Живя в Лондоне, он каждый день совершал 45-минутную прогулку до работы и обратно. Позже, в период своей религиозной горячки, Ван Гог три дня шел пешком в Айлворт, куда он нанялся школьным учителем, воображая себя неким паломником, идущим на богомолье. Спустя три года, после оглушительного провала в качестве миссионера, он совершает еще более длительное(и, по сути, совершенно бессмысленное) пешее путешествие — из Боринажа в Брюссель. Конечно, по большей части, Винсент делает это в целях экономии, но создается впечатление, что так он словно наказывал себя за неудачи. Свою, ради интереса отрывающему крылья жукам. Во время жизни в Нуэнене он полюбил рисовать птичьи гнезда , которые часто снимал с веток прямо вместе с яйцами. Спустя несколько лет в Сен-Реми Винсент поймал в больничном саду большую красивую бабочку Павлиний глаз. Художник умертвил ее, чтобы получше рассмотреть и запечатлеть рисунок на крыльях. Ван Гог ошибочно счел ее Бражником, и именно под этим названием знаменитая картина часто встречается до сих пор.

Безумие Ван Гога

Если продолжить тему жестокости, то можно с уверенностью сказать, что никто не пострадал от действий Винсента больше, чем он сам. Всю жизнь он изводил и фактически уничтожал себя самыми разными способами. Венерические болезни, страсть к абсенту, бессонные ночи… Ван Гог уже в возрасте тридцати лет был в ужасающем физическом состоянии. Он рано стал импотентом и лишился большей части зубов из-за плохого питания, постоянного курения и употребления алкоголя(поэтому ни на одном из автопортретов художник не улыбается — он попросту стеснялся своего щербатого рта).

Постепенно приходило в упадок и его психическое здоровье. Вероятнее всего, Винсент окончательно загнал себя в бездну безумия еще в те дни, когда ждал в «Желтом доме » приезда Поля Гогена . Он тогда безостановочно писал подсолнухи , литрами вливая в себя крепкий кофе. По словам художника, только находясь в таком крайне возбужденном состоянии, он мог достичь в своем творчестве нужной« высокой ноты желтого». Перелом наступил на Рождество, когда Ван Гог отрезал себе часть уха . С этого момента безумие с каждым днем укоренялось в нем все прочнее, несмотря на лечение и кажущиеся улучшения.

До сих пор точно неизвестно, каким именно недугом страдал Винсент. Существует около тридцати разных версий, включающих биполярное расстройство(более известное как маниакально-депрессивный психоз), эпилепсию, шизофрению, хроническую депрессию и порфирию. Как бы то ни было, закончилось все выстрелом, а последней картиной Ван Гога предположительно стало полотно« Пшеничное поле с воронами ». Винсент прожил еще полтора дня. Он сидел на постели с пулей в груди и безостановочно курил. Тео уверял брата, что его спасут. «Бесполезно , — ответил художник. — Тоска все равно не пройдет никогда» .