Художник предсказал трагедию в японии. Пророчества, которые нам оставили: прогнозы наших предков Какие художники предсказывали будущее

10.07.2019

Аргентинский художник и скульптор Бенджамин Солари Парравичини еще в 1930-х годах предсказал катастрофу в Японии, атомную бомбу, теракт 11 сентября в Нью-Йорке и полет в космос.


Во все времена пророками становились не только набожные священники, но и люди искусства, которым неведомая высшая сила нашептывала сюжеты романов и картин. Для аргентинского художника и скульптора Бенджамина Солари Парравичини это стало не просто вдохновением, а пророческим даром.
- Иногда на него находило что-то, он лихорадочно хватал карандаш, который, казалось, сам водил его руку по бумаге, словно кто-то ему что-то диктовал, - рассказывал еще при жизни отец Бенжамина Флоренцио.



В один из таких приступов вдохновения он нарисовал плачущих над огромным водоворотом ангелов и подписал - Япония.
В заметках на полях он рассказал о том, что большая «Ф» взорвется и произведет много шума по всей земле. Не исключено, что под «Ф» он имел в виду японскую атомную электростанцию «Фукусиму-1». После разрушительного удара цунами произошло четыре взрыва в энергоблоках.


Еще в 1936 году зарисовки мастера и подписи к ним стали намного более странными и необычными, однако на это не сразу обратили внимание. В начале века это сочли за причудливую манеру художника. Лишь спустя много лет после того, как загадочные истории, изображенные на рисунках, с удивительной точностью стали сбываться, о Парравичини в Аргентине заговорили как о пророке .



- «Домашнее телевидение! На маленьком экране прямо из дома можно будет наблюдать за происходящими внешними событиями» (1938).


Первые черно-белые телевизионные приемники вошли в обиход лишь в 50-х годах. Парравичини удалось даже сделать зарисовку будущего телевизора.


В том же 1938 году им была сделана следующая запись:
«Мир станет обезличенным под властью домашнего экрана. На каждую семью распространится негативное влияние нового устройства, которое в дальнейшем в погоне за массами будет сильно коммерциализировано. Загипнотизированное красивыми картинками прекрасного рая, человечество попросту отупеет. Настанет день, когда, подобно овцам в овчарне, им с легкостью станут манипулировать» .



- «Борьба за власть между янки и русскими. Борьба за территории и покорение космического пространства. Как ни странно, кубок власти все же достанется Америке (1941).


Словосочетание «покорение космического пространства» появилось у всех на слуху спустя лишь 16 лет после предсказания Бенжамина, который сумел предвидеть американский триумф в создании серии 3-местных космических кораблей «Аполлон», позволившей совершить первую успешную посадку космонавтов на Луну.



«Человек полетит к звездам, преодолеет звук, познает светила и поймет, что Земля является лишь низшей и самой неразвитой из всех существующих планет» (1937).


Первым человеком, преодолевшим звуковой барьер, станет Чарльз Элвуд по истечении 10 лет после обозначенного Бенжамином пророчества.



- «В 60-70 годах люди вовсю будут летать!» (1938).


Русский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершит первый в истории космонавтики полет на борту корабля «Восток-1″ в 1961 году.


После этого в 60-70-х гг. все новые и новые достижения в космонавтике потрясали человечество.


Позднее Парравичини напишет:
«Люди доберутся до Луны. Они смогут достичь ее, однако, им не удастся ее обжить. Они увидят ее, но не смогут заглянуть в ее недра. Послушают, но не услышат. Вернутся, не вернувшись. Осторожно!» (1940 г., за 29 лет до первой высадки человека на Луну).



«Собака станет первой, кто полетит в космос» (1938).


Бенжамин за 19 лет предвидел полет собаки Лайки, первого живого существа, в космическое пространство. Нашумевший полет первого животного, выведенного на орбиту Земли, состоялся в 1957 году.



«Летающие тарелки в виде ярких круговых вспышек света будут навещать Землю, принося с собой странных существ с других планет. Это будут те, кто наводнит землю. Те, кто в Ветхом Завете называли себя ангелами и все их снова увидят и станут слушать» (1938).


Любопытно, что сам термин «летающая тарелка» впервые получил огласку только в 1947 году после описанного пилотом Арнольдом Кеннетом увиденного им НЛО.



«Придет атом и станет властвовать над миром» (1939)


Принимая во внимания тот факт, что первые попытки создания атомной бомбы приходятся на 1945 год, а первый атомный реактор был запущен лишь в 1951 году, пророчество кажется невозможным.



«В Испании к власти придет диктатор, который разрушит страну. Вслед за ним на трон взойдет Бурбон, и тогда ослабленный тиран сбежит в Аргентину, если только ему позволит здоровье» (1938).


Пророчество написано в самый разгар гражданской войны в Испании, в год, в год рождения будущего Короля Хуана Карлоса Бурбона. Парравичина уже тогда предвидел победу Франко, его приход к власти после гражданской войны в 1939 году и последующую передачу короны Хуану Карлосу после смерти тирана.


Франко скончался от болезни Паркинсона в 1975, не успев осуществить свое намерение переехать в Аргентину.



«Россия подчинит себе Китай и распространит там свои догмы» (1939).


Спустя 10 лет после гражданской войны, в Китае к власти пришел Мао Цзедун, провозгласив коммунизм в качестве национальной идеологии государства.



«Папство примет новые формы. То, что вчера еще казалось злом, перестанет им быть. Месса станет протестантской, не будучи таковою. Католики обратятся в протестантов, не будучи ими. Папа отдалится от Ватикана из-за своих поездок и доберется до Америки; человечество падет» (1938).


Бенджамин предвидел пересмотр реформ католической церкви на II Консилиуме Ватикана в 1962 году, а также назначение нового Папы Иоана Павла II в 1978 году, известного своими постоянными поездками по всему миру, в особенности в Латинскую Америку.



«Гитлер - Муссолини. Их ждет один конец; один конец» (1939).


За 7 лет до свержения фашистов, Бенжамин нарисовал связанных и поверженных нацистских лидеров.



«Сердце мира падет в 40-м году. Падет и будет принадлежать немцам вплоть до 44-го» (1938).


В 1938 году, еще до начала Второй Мировой войны, Парравичини уже знал о падении Франции перед лицом фашистской Германии. На рисунке пророка прекрасно различима Эйфелева башня, на фоне которой вырисовывается французский флаг.



«Человек с бородой, который всем покажется святым, зажжет Антильские острова» (1937)


Революция на Кубе произошла спустя 22 года после пророчества. Когда Бенжамин предсказывал событие, будущему революционеру Фиделю Кастро было всего 11 лет.



«На Кубе победу одержат бородачи» (1938).



«Абсолютная темнота. После «Карибского хаоса» одно-единственное «око» увидит с единственной «пальмы» «свет с Юга». Планету ждут кардинальные перемены, и только Юг навсегда останется Югом.» (1938)


На рисунке Бенжамин отчетливо изобразил молнию, которую многие специалисты интерпретируют как программу высокочастотных активных авроральных исследований HAARP, сталкивающейся со слоем ионосферы и провоцирующей мощные подземные толчки.


Под пальмой, по всей вероятности, подразумевается остров Гаити, где в ходе последнего землетрясения погибло, по меньшей мере, 200 тыс. человек, а земная ось сместилась на несколько сантиметров.



«Свобода Северной Америки потухнет, ее факел уже не будет светить как прежде, на нее дважды будет совершена атака”. (1939)


Бенжамин даже нарисовал знаменитые башни-близнецы, которые подверглись атаке 11 сентября 2001 года. Самое удивительное, что на момент создания рисунка, башни даже не были еще построены.



«Иноземный корабль докажет населению на Земле существование иной формы жизни. В один прекрасный момент Южный полюс обернется Северным. Но лишь на некоторое время! « (1960)



«Атом завладеет миром. Планета ослепнет. Человек спровоцирует случайные бури и природные катаклизмы, новые формы болезней, сексуальную беспорядочность, массовое помутнение рассудка, всеобщее отупение. Мир погрузится во тьму.» (1934)



«Наступит начало конца! Человек сам растопчет свою сущность, чтобы воспроизводить потомство особь мужского пола перестанет быть нужной. Человеческие организмы будут производиться на свет без всякого потомства. И все это на фоне атомных взрывов, которые разрушат человечество. Людей убьет радиация; из чрева матерей на свет будут появляться монстры монстры животного и растительного происхождения. Из-за стронция люди станут рождаться с костями, подобными стекляшкам; он также выест их мозги кровяные клетки; рак же станет совершенно нормальным явлением. В результате ядерной войны в привилегированном положении окажутся русские и желтокожие». (1936)

Работы проекта, в рамках которого французские художники конца XIX века предположили, каким будет мир в 2000 году. TJ решил выяснить, в чём их прогнозы сбылись, а в чём фантазёры оказались неправы.

Серия футуристических иллюстраций получила название En L’An 2000 («Год 2000») и была подготовлена к Парижской международной выставке 1900 года. В последующие 10 лет она нашла множество применений, даже в качестве оформления коробок для сигар, однако потом была забыта.

Вспомнили про En L’An 2000 только в 1986 году, когда на эти рисунки наткнулся писатель Айзек Азимов, написавший книгу «Дни будущего: Видение 2000 года людьми XIX века» (Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000). Теперь полную подборку рисунков можно найти на сайте Wikimedia Commons.

Все работы художников в наше время можно отнести к жанру ретро-футуризма (архаичного представления о будущем). Некоторые их фантазии сейчас кажутся глупостью, а некоторые, наоборот, оказались на удивление точными.

Летающие пожарные

В середине ноября мир облетела новость о том, что дубайские пожарные взяли на вооружение джетпаки. Это, конечно, не крылья, но прогноз оказался весьма точным.


Видеозвонки и отправка фото

Художникам не удалось предсказать появление смартфона, однако суть того, что мы сегодня называем видеозвонками, они передали на удивление точно.


Роботы-уборщики

Для большинства из нас они до сих пор не стали будничным явлением, однако при желании такое устройство в течение нескольких минут можно заказать в интернет-магазине.


Доставка по воздуху

Художники предсказали доставку по воздуху, однако не догадались, что люди для неё не будут нужны. Впрочем, и на сегодняшний день такая возможность остаётся по большей части фантазией компаний вроде Amazon, которой ещё очень далеко до массовой реализации.


Подкасты

Это работа называется «Слушая газету». Её идея сейчас существует в виде радио, подкастов и аудиокниг.


Небесная полиция

На этом рисунке полицейские ловят контрабандиста в небе. В наши дни новости о том, что дроны используются для незаконной доставки наркотиков - не редкость, да и «полицейские» беспилотники для их отлова тоже изобретены .


Проекторы

На этом рисунке астроном изучает проекцию небесного тела у себя на рабочем столе. Современные аналоги - проекторы, сенсорные экраны, компьютеры - уже никого не удивляют.


Электро-ролики

Жители начала XX века и представить себе не могли, в какое разнообразие решений выльется эта идея. У нас есть и скутеры, и сигвеи и мини-сигвеи - что душе угодно.


Робот-парикмахер

Мы по-прежнему доверяем свою причёску людям, однако робот-парикмахер у нас уже есть , и выглядит он почти так же.


Химическая еда

Мы не наслаждаемся искусственной едой, как эти дамы и господа, она вошла в наши жизни незаметно и теперь у многих людей вызывает строго негативные эмоции.


Скоростные электропоезда, воздушные бомбардировщики и дома на колёсах

Дьявольски точно.



Лошадь-диковинка

Сегодня люди обычно не платят деньги, чтобы посмотреть на лошадь (скорее, чтобы прокатиться на ней), но всё-таки их появление где-нибудь в центре города действительно может вызвать удивление у детей.


Всеобщая автоматизация

Художники без сомнения угадали тренд на автоматизацию различных рабочих процессов. На очень многих работах изображены люди, которые строят дома, занимаются домашним хозяйством или шьют одежду с помощью машин.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Искусство - это не только источник вдохновения, но и большая тайна. Ведь часто художники добавляют в свои картины интересные детали или оставляют послания, которые невозможно заметить с первого взгляда.

сайт собрал шедевры живописи с неожиданными секретами. В конце статьи вас ожидает бонус: одно из самых странных предположений о «Моне Лизе».

10. Не то ухо

На «Автопортрете с отрезанным ухом и трубкой» Винсента Ван Гога видно, что пострадало правое ухо художника. На самом деле досталось левому уху. Дело в том, что для рисования постимпрессионист использовал зеркало .

9. Картина внутри картины

Если присмотреться к «Старому гитаристу» Пабло Пикассо, то можно увидеть силуэт женщины. С помощью инфракрасных и рентгеновских снимков учеными Института искусств Чикаго было обнаружено еще несколько фигур, которые спрятаны под картиной. Скорее всего, у художника не хватало денег на покупку новых холстов и он был вынужден рисовать поверх старых.

8. «Ночной дозор» был днем

При реставрации картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», которая более известна под названием «Ночной дозор», в 1947 году на ней был обнаружен густой слой копоти. После расчистки выяснилось , что события, изображенные на полотне, происходят днем, а не ночью.

7. Анатомический код Сикстинской капеллы

6. Символ силы

В фреске «Давид и Голиаф» Микеланджело зашифровал еврейскую букву «гимель», которая в мистической традиции каббалы означает силу.

5. Косоглазие Рембрандта

Маргарет Ливингстон и Бевиль Конвей изучили автопортреты Рембрандта и доказали , что художник страдал косоглазием. Из-за болезни живописец воспринимал мир не так, как другие люди, и видел реальность не в 3D, а в 2D . Однако не исключено, что благодаря стереослепоте Рембрандт и создал свои бессмертные шедевры.

4. Месть любовникам

На одном из самых известных полотен Густава Климта изображена Адель Блох-Бауэр. Заказ на портрет жены художнику сделал магнат Фердинанд Блох-Бауэр. Он узнал о романе Адели и Климта и полагал, что после сотен эскизов живописец возненавидит любовницу . Рутинная работа и правда сделала так, что чувства натурщицы и художника остыли.

3. Предсказание конца света

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца Галиция предложила необычную интерпретацию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Она уверена, что в своей картине художник оставил предсказание конца света, который случится 21 марта 4006 года. Чтобы это понять, исследовательница разгадала математико-астрологический шифр «Тайной вечери».

Фантастические книги и фильмы могут удивить и дать больше информации о мире будущего, чем реальные научные открытия. Да и сами открытия в наше время редко вызывают общественный шок. Подсознательно мы готовы практически ко всему - нарисованный в сознании облик грядущего лишь получает подтверждение.

В голове есть персональная машина времени, столетиями формируемая искусством. На слуху остаются сбывшиеся прогнозы классиков фантастики, начиная с эпохи Герберта Уэллса. Но фантастическое описание объектов будущего остается игрой с воображением. Художественные приемы литературы позволяют представить даже объекты, под которыми автор, быть может, имел ввиду совсем иное - опыт современного человека подскажет недостающие фрагменты.

Художники оказываются в наименее выгодном положении. Им нужно максимально точно проиллюстрировать фантастическую идею, иначе магия предсказания не сработает. Картина намертво фиксирует труд воображения. Тем интереснее узнать, какие полотна не играют со зрителем в «угадайку», а визуально правильно отражают грядущее.

Давайте посмотрим на самые удивительные работы, предсказывающие будущее с поразительной точностью.

Реальный футуризм


Не все картины, которые сейчас выглядят как чистый ретрофутуризм, являются выдумкой. Ракетоподобный автомобиль, изображенный выше, действительно существовал. Это Cadillac Cyclone 1959 года, созданный под началом Харли Эрла, занимавшего тогда пост вице-президента бюро дизайна General Motors. Двухместный Cyclone должен был стать полностью функциональной машиной, предназначенной не только для выставок, но и для настоящих путешествий. В реальности он совершил всего несколько поездок - проект был закрыт из-за высокой стоимости инженерных решений. Чего стоит один только купол, покрытый серебром для защиты от ультрафиолетового излучения - он открывался автоматически вместе с дверьми и мог быть убран автоматикой в багажное отделение.

В дримкаре установили 325-сильный двигатель Cadillac V-8. Плоский 4-х камерный карбюратор работал без воздушного фильтра, чтобы уменьшить высоту кузова, но зато присутствовал фильтрующий воздухозаборник на капоте. Выхлопные газы шли через двойной глушитель, размещенный в моторном отсеке сразу же за двигателем, и выходили через передние крылья перед колесами. Уже тогда в машине был реализован автопилот - регулировалась скорость движения и положение автомобиля на дороге. Автопилот работал благодаря датчикам, определявшим местоположение на дороге с помощью специальной полосы, нанесенной на дорожное покрытие. Предполагалось, что в будущем такое покрытие станет повсеместным и автопилоты будут работать в обязательном порядке во всех машинах.

Кроме того, в двойных носовых обтекателях, установленных вместо фар, имелась система радаров, предупреждающая о препятствии на дороге. На приборной панели зажигался мигающий светодиодный индикатор, на специальном дисплее показывалось расстояние до объекта и длина тормозного пути. В критической ситуации должна была сработать система автоматического торможения. Но до наших дней не дошла информация, была ли эта система реализована. В остальном этот нашпигованный футуристическими инженерными решениями автомобиль сильно опережал своё время и выглядел интереснее, чем любые фантастические постеры.

Ещё один постер, который выглядит как иллюстрация к фантастическому рассказу, и должен, по идее, отражать лишь мысли дизайнера об автомобилях будущего. Но на самом деле мы снова видим совершенно реальный автомобиль, который ездил по дорогам за три года до появления Cadillac Cyclone.

Концепт-кар Firebird II отражал дух эпохи космической гонки. Он выглядел как самолёт, или даже космический корабль, спустившийся с неба на дорогу. В будущем подобные автомобили могли бы стать гибридными: они с легкостью ездили бы по обычным трассам, а при необходимости взлетали бы в воздух и продолжали движение в качестве персональных самолетов.

Кузов был целиком сделан из титана. Firebird II получил газотурбинную силовую установку мощностью 225 л.с. и работал на керосине. Кулер в отсеке рекуперации снижал температуру выхлопа до 538 °C. Здесь также был реализован автопилот и система обнаружения препятствий. Firebird II мог разгоняться до 300 километров в час. Автомобиль также получил одну из первых в мире информационно-развлекательных систем. Она позволяла не только слушать радио и смотреть передачи на крохотном телевизоре в приборной панели, но и выводить на дисплей некоторую информацию о состоянии автомобиля, навигационные данные, подсказки и напоминания.

У General Motors были и другие «космические» концепт-кары, но это уже совсем другая история.

Летающий автомобиль - один из самых часто встречающихся прогнозов относительно будущего транспорта и повсеместная тема в научной фантастике. В прошлом многие футуристы считали, что летающие автомобили появятся уже скоро. Мол, уже в следующие десятилетия индивидуальный транспорт, который избавит мир от пробок, станет доступен каждому. Как мы знаем, даже в 2017 году автомобиль-самолет, который можно купить и поставить в гараж, остается мечтой. Но появилась альтернатива - частый вертолет. Конечно, позволить себе его может не каждый, но это доступная мечта, по многим характеристикам (дальность полета, компактность для хранения и эксплуатации) соответствующая представлениям об идеальном транспорте.

Антиутопия для животных

Белый медведь, лежащий кверху лапами, словно домашний кот, и обезьяна-носильщик… Что здесь вообще происходит?

В 1926 году в газете “Galveston Daily News” поставили крест на разнообразии животного мира. Буквально так и написали: «Постоянно растущая потребность человека в большем пространстве заставит диких зверей присоединиться к уже исчезнувшим видам». В статье предсказывают, что животные больше не будут существовать в дикой природе, и их можно будет найти только в зоопарках, если только они не будут использоваться как скот или домашние/служебные животные.

Статья, до осуществления прогнозов которой мы еще не дожили, утверждает, что крысы и мыши будут полностью истреблены (вместе с комарами и мухами), и что коровы станут такими толстыми, что будут передвигаться медленно, как свиньи.

К счастью, пугающий прогноз не сбылся. С другой стороны, в мире есть тенденции, связанные с воздействием человека на экологию, которые не дают полностью отмахнуться от этого предсказания.

Утопия про пригород и реальность


Сначала посмотрим на типичную ошибку прошлого. Да, во всем, что касается городов, предсказатели ошибались как никогда часто. Практика показала, что города меняются с удивительно медленной скоростью.

Американский архитектор-новатор Фрэнк Райт в начале 1930-х изобразил концепцию Broadacre City - один из первых проектов «экологического города». Никаких машин, шумящей толпы, индустриальных строений - всё очень похоже на жизнь в тихом спокойном пригороде. Пригороды казались утопией для людей, живущих в перенаселённых, задымлённых городах. Райт полагал, что благодаря спокойной жизни в мирных пригородах люди не только живут намного дольше, но и в среднем на один-два дюйма выше благодаря лучшему здоровью. Фактически, пригород был бы настолько выгодным для человечества, что городское жилье полностью ликвидировали, а строительство многоэтажных блочных небоскребов стало бы незаконным.

Но есть и обратные примеры, когда представления об архитектуре городов будущего удивительно точны. На этом кадре из фантастического фильма 1930-х годов визионеры прошлого изобразили Нью-Йорк образца 1980 года. 250-этажные здания, широкие улицы с многополосным движением, многоуровневый трафик - очень близко к современному состоянию города.

Ближе, чем мы думаем

В 1950-е и в начале 1960-х художники создавали идеализированную версию будущего. Иллюстратор Артур Радебо в 1958 году придумал комикс «Ближе, чем мы думаем», в котором показал свое виденье светлой жизни будущих поколений. Начало космической эры привносило нотки оптимизма во годы паранойи и страха перед атомной войной. В работах Радебо не нашлось места для коммунистической угрозы, роботов-убийц и агрессивных инопланетян.


Шоссе, соединяющее Россию и США. Такой проект действительно существовал.


Снегоуборочная машина, прожигающая снег у себя на пути. Чистая фантастика.


Дом, который вращается вслед за Солнцем, чтобы получить больше энергии. Сейчас солнечные батареи справляются с этой задачей эффективнее.

Однако следует заметить, что в определенной степени прогноз сбылся – вместо самого дома в отдельных энергетических решениях вращаются лопасти турбины паровой машины, работающей под воздействием солнечных лучей, в результате чего производится электроэнергия. Паровая машина также способа аккумулировать солнечную энергию: излишками тепла нагревают воду в баках, находящихся под давлением - в таком состоянии нагретая вода не испаряется, а накапливает тепло.


Крытые стадионы, обслуживающие разные мероприятия - здесь попадание в 10 из 10.


Автомобили, движущиеся за счет солнечной энергии. Сейчас таких проектов очень много. В 1982 году изобретатель Ханс Толструп на машине с солнечными батареями “Quiet Achiever” пересёк Австралию с запада на восток со скоростью всего лишь 20 км/ч. В 1996 году победитель IV Международного ралли солнцемобилей проехал 3000 км со скоростью почти 90 км/ч, а на отдельных участках - 135 км/ч.

При всех очевидных успехах солнцемобилей, данный прогноз трудно назвать на 100% сбывшимся. Да, испытатели поставили много мировых рекордов по дальности и скорости перемещений, но такие машины так и остались уделом энтузиастов. При наших текущих технологиях обычный бензиновый двигатель внутреннего сгорания остается более эффективным решением. Солнечные панели не могут обеспечить энергией на нужном уровне обычный автомобиль для будничных поездок. К тому же, в регионах с малым количеством ясных дней, световая энергия остается лишь вспомогательным источником электричества.


Компьютеризированный поезд.

Радебо стал одним из самых известных футуристов-художников. Комикс про будущее он выпускал каждую неделю с 1958 по 1962 год. А еще раньше, в 1940 году, Радебо нарисовал серию рекламных плакатов для компании Bohn Aluminium & Brass Corporation. Изображения с этих плакатов не только остаются одними из самых выразительных образцов футуристической графики своего времени, но и с удивительной точностью показывают мир сегодняшнего дня.

Точное предсказание

Многие работы даже в этой подборке можно назвать верным предсказанием только с оговоркой. Однако среди миллионов картин, комиксов, постеров, иллюстраций, созданных до середины 20 века, нашлись и те, что не вызывают сомнений в своей футуристической достоверности.


Так Артур Радебо изобразил в 1940-е годы океанский лайнер будущего.


Стадион для огромного количества людей.


Футуристический комбайн.


Мотоцикл с аэродинамическим корпусом.


Многоэтажные самолеты.

И ещё несколько десятков аналогичных постеров.

Мир комиксов: темный и реальный футуризм



Высадка на Луну, изображённая в 1929 году.

Не только Радебо рисовал комиксы про будущее. Работы, опубликованные более 80 лет назад, между 1929 и 1939 годами, пугающе точно предсказали жизнь в 21 веке, включая пластическую хирургию, прогулки по Луне, искусственные органы.


Художники предсказывали, что в будущем учёные будут разрабатывать машины, которые читают мысли и проецируют их на экран. Успехи в области нейроинтерфейсов сделали эти фантазии реальностью.


В комиксе 1939 года «Мир без смерти» был показан пациент с искусственным сердцем.


На обложке комикса 1939 года нарисован ученый, клонирующий тело молодой женщины в своей лаборатории.

Французский футуризм


К Парижской международной выставке 1900 года была подготовлена серия иллюстраций En L’An 2000 («Год 2000»). На долгие годы о ней забыли, но в 1986 на рисунки наткнулся писатель Айзек Азимов. Он подготовил знаменитую книгу «Дни будущего: Видение 2000 года людьми XIX века». Теперь полную подборку рисунков можно найти на сайте Wikimedia Commons - некоторые из этих предсказаний можно назвать весьма точными, либо близкими к реальности.

Француз Альбер Робидо (изображение видеотелефона из его книги 1894 года) был и писателем-фантастом, и талантливым художником. В 1880-е он написал трилогию романов про будущее, став родоначальником стимпанка. Часто обычные фразы из его книг можно трактовать как мрачные пророчества, к примеру: «Каким изумительным зрелищем для наших потомков станет живая лошадь - зрелище совершенно новое и полное величайшего интереса для людей, привыкших летать по воздуху!»

Робидо предсказал (а местами и проиллюстрировал) подводные лодки, танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата), химическое оружие, бактериологическое оружие, противогаз, ядерное оружие, техногенные катастрофы, небоскрёбы, гипсокартон, социальные изменения (эмансипация женщин, массовый туризм, экологические загрязнения), другие вещи и явления.

Многие технологии, которые 50, 100 или 200 лет назад казались прекрасным (или ужасающим) будущим, сейчас воспринимаются как данность.


Статья «Электрический дом будущего» из журнала «Популярная механика» в августе 1939 года рассказывала про жильё, которое по сегодняшним меркам на уровне технологий даже не может соперничать с типичным «умным домом».

Фантастические иллюстрации, созданные такими людьми, как Клаус Бюргле (Klaus Burgle), Курт Рёшль (Kurt Roschl) и десятками других художников, по сей день остаются нереализованной фантастикой. Быть может, причина в том, что прошло ещё слишком мало времени. Облик будущего уже нарисован, а нам осталось лишь реализовать его, по возможности в светлых тонах.

Теги: Добавить метки

Экология потребления.Предсказывает ли научная фантастика будущее или вдохновляет будущие открытия? При знакомстве с любой из этих книг, где бионические протезы и планшеты были описаны десятилетия, а то и столетия назад, у читателя неизбежно возникает этот вопрос.

Предсказывает ли научная фантастика будущее или вдохновляет будущие открытия? При знакомстве с любой из этих книг, где бионические протезы и планшеты были описаны десятилетия, а то и столетия назад, у читателя неизбежно возникает этот вопрос.

Мы собрали для вас примеры произведений, авторы которых как в воду глядели.

1. Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» предсказал открытие двух лун Марса

В этом сатирическом произведении 1726 года рассказывается о человеке по имени Гулливер, который путешествует по разным мирам. К примеру, один из них населен лилипутами, а другой гигантами. Когда Гулливер оказывается на острове Лапута, местные астрономы замечают, что на орбите Марса вращаются две луны. Более 150 лет спустя, в 1877 году, было обнаружено, что у Марса действительно два спутника - Фобос и Деймос.

2. Мэри Шелли в «Франкенштейне» предсказала современные трансплантаты

В 1818 году, когда Шелли написала «Франкенштейн, или Современный Прометей», наука только начинала изучать новую область: реанимацию мертвых тканей с помощью электричества. И, хотя методы того времени были, мягко говоря, грубоваты, они подготовили почву для будущих медицинских прорывов, включая трансплантацию органов, о которой писала Шелли.

3. Жюль Верн в «Двадцати тысячах лье под водой» предсказал электрическую субмарину

Жюль Верн - один из самых известных визионеров XIX века. Он сделал множество успешных предсказаний - от лунных модулей до солнечного паруса - за сто с лишним лет до реальных открытий. Впрочем, самая известная его книга - «Двадцать тысяч лье под водой». Роман был опубликован в 1870 году, и в нем, за 90 лет до изобретения, была описана электрическая подводная лодка.

4. Эдвард Беллами во «Взгляде назад» предсказал кредитные карты

За 63 года до создания кредитных карт, в 1888 году, Беллами выпустил в свет роман-утопию «Взгляд назад, 2000-1887» (англ. Looking Backward, 2000-1887; на русском языке выходил под названиями «В 2000 году»; «Золотой век»; «Будущий век»; «Через сто лет»). Джулиан Вест засыпает на 113 лет, и, проснувшись в 2000 году, он обнаруживает, что для покупки товаров все используют так называемые «кредитные» карточки.

5. Хьюго Гернсбек в романе «Ральф 124C 41+» предсказал солнечную энергетику

Этот ранний роман Гернсбека - человека, в честь которого была названа самая известная научно-фантастическая премия Hugo Book Awards, - был написан в 1911 году, но его действие происходит в 2660-м. В романе предсказаны солнечная энергетика, телевизоры, магнитофоны, звуковые фильмы и космические путешествия.

6. Герберт Уэллс в «Освобожденном мире» предсказал атомную бомбу

Своим романом «Освобожденный мир», опубликованном в 1914 году, Герберт Уэллс не только предсказал ядерное оружие, но, возможно, подал доктору Лео Силарду, впервые расщепившему атом, идею разрушительной атомной бомбы. Во вселенной Уэлса атомной бомбой была ручная урановая граната, то есть обычная бомба с добавлением радиоактивности. Наука дошла до этой идеи лишь через тридцать лет.

7. Хаксли в романе «О дивный новый мир» предсказал таблетки, повышающие настроение

Этот мрачный роман рисует наркозависимое капиталистическое общество, которое ставит сексуальную свободу выше моногамии и делит людей на касты. В своей книге 1931 года Хаксли предвидел использование таблеток, повышающих настроение, а также репродуктивных технологий и проблемы перенаселенности.

8. Джордж Оруэлл в «1984» предсказал Большого брата и массовое видеонаблюдение

В своей классической антиутопии Оруэлл впервые вводит такие понятия, как «Большой брат», «двоемыслие», «новояз» и «полиция мысли». В романе 1949 года показан мрачный мир через четыре десятка лет после окончания Второй мировой войны. Здесь много говорится о цензуре, пропаганде и деспотичном правительстве будущего. Оруэлл также предсказал массовое видеонаблюдение и полицейские вертолеты.

9. Рэй Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту» предсказал наушники-вкладыши

Эта ставшая культовой книга была написана в 1953 году. В ней рассказывается о технологически развитом обществе, где книги объявлены вне закона, а любая обнаруженная книга должна быть сожжена. В антиутопии описаны, в частности, плоские телевизоры, а также портативные радиоприемники, по смыслу похожие на наушники-вкладыши и Bluetooth-гарнитуры.

10. Роберт Хайнлайн в «Чужаке в чужой стране» предсказал водяной матрас

Герой этого романа 1961 года, Валентин Майкл Смит, выросший на Марсе и воспитанный марсианами, приезжает на Землю. Помимо обсуждения межгалактической политики и других животрепещущих тем, автор предсказал современные водяные матрасы за десятилетия до их изобретения.

11. Артур Кларк в «Космической одиссее» предсказал iPad

Эта книга 1968 года пера Артура Кларка об инопланетной цивилизации, создающей разумную жизнь на Земле, изобилует рассуждениями о ядерной войне, эволюции и опасности искусственного интеллекта в виде суперкомпьютера HAL 9000. Но самым точным предсказанием оказалось описание электронных газет, очень похожих на современные планшеты.

12. Джон Браннер во «Всем стоять на Занзибаре» предсказал спутниковое телевидение и электромобили

Антиутопия Браннера была впервые опубликована в 1968 году. Помимо реалистического сюжета, в книге можно обнаружить множество примеров технологий, окружающих нас сегодня, в том числе интерактивное и спутниковое телевидение, лазерные принтеры, электрические автомобили и даже декриминализацию марихуаны.

13. Мартин Кайдин в «Киборге» предсказал бионические протезы

В этом романе 1972 года бывший космонавт Стив Остин попадает в аварию, в результате которой теряет все конечности, кроме одной, и слепнет на один глаз. Команда ученых превращает Остина в киборга: ему делают новые ноги, съемный глаз-камеру и бионическую руку. На момент выхода книги до первой удачной пересадки бионического протеза руки оставался 41 год.

14. Дуглас Адамс в «Автостопом по галактике» предсказал приложения для перевода речи

Эта книга была опубликована в 1971 году. Артур Дент получает от своего друга Форда Префекта - тайного корреспондента межзвездного путеводителя «Автостопом по Галактике» - информацию, что Земля вот-вот будет разрушена. Пара сбегает, пробравшись на космический корабль, и начинается их странное путешествие по Вселенной. По ходу действия главный герой сталкивается с универсальным переводчиком речи, который теперь, спустя 34 года, стал реальностью.

15. Уильям Гибсон в «Нейроманте» предсказал киберпространство и компьютерных хакеров

В этом футуристическом криминальном романе 1984 года рассказывается история опустившегося хакера и киберпреступника, который излечивается и восстанавливает способность выходить в киберпространство. «Нейромант» не только стал первым романом, выигравшим все три научно-фантастические премии («Хьюго», «Небьюла» и премия Филипа К. Дика), и вдохновил тогда еще братьев Вачовски на создание фильма «Матрица», но и предсказал появление киберпространства и компьютерных хакеров. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в