Почему финны хранят памятники русским царям. Памятники России. Великие памятники России. Какие есть памятники в России

07.06.2019

100 лет назад, 12 июня 1912 года (30 мая ст. ст.) возле храма Христа Спасителя был открыт памятник российскому императору Александру III работы скульптора Александра Михайловича Опекушина (1838 - 1923), известного москвичам по памятнику Пушкину, Екатерине II в Московской городской думе, памятнику Александру II в Кремле.

20 октября 1894 года в возрасте 49 лет в Ливадии скончался император Александр III. В этом же году высочайше была объявлена всенародная подписка на сооружение ему памятника в Москве, о чем Николай II уведомил письмом своего дядю, генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича. Царь писал: "Ваше Императорское Высочество. Мною было дано соизволение на открытие всенародной подписки для устройства памятника Незабвенному Моему Родителю Императору Александру III, Великому Миротворцу. Глубоко убежденный, что вся Россия и с нею ее сердце, первопрестольная столица, стремится скорейшим возведением памятника достойным образом почтить память доброго Моего Отца, Я озаботился ныне же образовать для сбора пожертвований и ведения впоследствии работ по устройству памятника - Особый Комитет, председателем которого призываю Вас, как Московского Генерал-губернатора. Сердечно любящий Вас Племянник Николай. С.-Петербург, 9-го декабря 1894 года".

К выполнению проекта, победившего на конкурсе, в качестве главного архитектора был привлечен московский зодчий, автор Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) А. Н. Померанцев, а производителем работ назначен инженер-архитектор К. А. Грейнерт. Работа над памятником началась в 1900 году и продолжалась почти 12 лет. За это время по подписке было собрано около двух с половиной миллионов народных рублей. Место для установки монумента было выбрано самим Николаем II возле храма Христа Спасителя со стороны Москвы-реки - на Пречистенской набережной. Бронзовый Александр III должен быть обращен лицом в Замоскворечье.

Акт о приемке памятника был подписан в Рождество. Открытие же намечалось на 30 мая 1912 года, хотя работы по установке монумента закончились гораздо раньше. На площадке возле памятника уже были разбиты газоны, полным ходом шла посадка цветов.

Чтобы москвичи не смогли заранее увидеть памятник царю-освободителю, его затянули огромным полотном. Тем не менее "знакомство" жителей столицы с бронзовым Александром III состоялось несколько раньше дня открытия: полотно, закрывавшее фигуру царя, сорвало ветром. Расторопные фотографы успели запечатлеть его и опубликовать свои снимки в некоторых изданиях.

Торжества в Москве по случаю открытия памятника Александру III продолжались три дня. 29 мая Николай II c супругою Александрой Федоровной вышел к народу на Красное крыльцо в Кремле.

Центральный день - 30 мая 1912 года, открытие монумента. Это было небывалое по размаху торжество, заранее разработанное Министерством Двора Его Императорского Величества. На торжества, помимо государыни и государя, прибыли члены Государственного Совета, Государственной думы, сенаторы, генералы, адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские и губернские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Такого высокого съезда гостей в Москву не наблюдалось со дня коронации Николая II.

О начале торжеств народ возвестили пятью выстрелами с Тайницкой башни Кремля, которые прозвучали в восемь часов утра. Около памятника выстроились войска. К десяти часам из Кремля к входу в храм прибыл в сопровождении свиты император Николай II со своей матерью вдовствующей императрицей Марией Федоровной, а также с супругой Александрой Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем и дочерьми великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Их встречал высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский, совершавший литургию в храме. Под колокольный звон окрестных церквей начался крестный ход. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. После возглашения вечной памяти императору Александру III по команде Николая II войска отдали честь. Особую торжественность празднику придали 360 залпов салюта и исполнение Преображенского марша. Затем с памятника было снято покрывало. Митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным.

После осмотра памятника особами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер А. Г. Булыгин прочитал текст акта о передаче памятника в ведение московского городского управления.

К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. Вечером город и памятник были иллюминированы.

Колоссальная фигура императора высотою почти в 10 аршин (один аршин равен 0,711 м) отливалась по модели А. М. Опекушина в С.-Петербурге на заводе преемников А. П. Морана. Затем статуя была доставлена в Москву, где под руководством автора на месте осуществлялась установка монумента. Наглядное представление о размерах статуи дает такой факт: голова бронзового императора в пять раз превышала натуральную, то есть была почти в человеческий рост. Заметим, что на фоне гиганта храма памятник не казался громоздким.

Скульптор изобразил Александра III сидящим на троне, при всех царских регалиях. Голову императора украшала корона. В правой руке он держал скипетр. В левой - державу. Фигура была облачена в порфиру (мантию), один конец которой опускался на пьедестал из красного полированного гранита с надписью: "Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Императору Александру Александровичу всея России. 1881-1894". Низ пьедестала окружал бронзовый пояс, состоящий из 16 гербов всех царств и княжеств, упоминаемых в титуле Александра III. На уступе цокольной части размещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (автор скульптор А. Л. Обер). Очень красив был гранитный постамент с огромными грифонами. Величественные фонари с четырьмя и семью шарами-плафонами были настолько мощными, что возле них можно было читать даже ночью. Впечатляли два жертвенника над лестницей и вся ведущая к набережной реки Москвы лестница. Она была выполнена из гранита, обрамлена мрамором и украшена эффектной балюстрадой, двумя закругленными маршами спускающейся к набережной.

Некоторое представление о работе А. М. Опекушина над памятником царю-миротворцу дают письма, сохранившиеся в рукописном фонде Российской государственной библиотеки. 12 сентября 1903 года сын скульптора Александра Михайловича Владимир пишет брату отца: "Фигура Императора Александра III работается, папа окончил лепкою все тело сам, голова почти готова, теперь его помощник накладывает порфиру, (...) потом папа начнет сам заканчивать порфиру". Дальнейшая история создания памятника прослеживается в заметке, опубликованной в "Петербургской газете": "Седой как лунь старик живет в собственном доме на Каменноостровском проспекте (в Петербурге. - О. Д.). Там же в отдельном здании его мастерская, где Опекушин работает с утра до позднего вечера. Журналисты посетили Опекушина. Он - за работой.

Возобновляю голову, - показал он на огромную модель с царской короной на голове. - Все уже было готово, но голова выскользнула из рук рабочего и разбилась на кусочки. Пришлось всю работу - заново".

А вот что по этому поводу писал сам Опекушин брату в Рыбницы: "Дело в том: формовкой статуи (памятника Александру II в Москве. - О. Д.) лепщики меня замучили, вместо трех месяцев, как обещали, тянут восемь, и дай Бог, чтобы в ноябре мог сдать в отливку из бронзы. Работали восемь человек, и ты поймешь, каких это стоило расходов, кроме материалов и расходов различных. Да в добавление варвары разбили голову царя и с короною вдребезги - приходится лепить новую".

За памятник царю-освободителю в Москве скульптору была определена пожизненная пенсия в размере 3000 рублей в год и пожалован чин действительного статского советника (гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах). Это звание давало право на потомственное дворянство и приравнивалось к директору департамента, губернатору, градоначальнику.

В 1912 году в память открытия памятника Александру были выпущены медаль, мемориальный рубль и бронзовый жетон с изображением портрета императора и памятника ему в Москве.

Недолговечной была жизнь этого монумента. Простояв всего шесть лет, вскоре после переезда советского правительства из Петербурга в Москву, летом 1918-го, был разрушен. Постамент же простоял до уничтожения храма Христа Спасителя в 1931 г. (на нем новое правительство планировало установить памятник "Освобожденному труду").

К счастью, модель монумента сохранилась в фондах Государственного Исторического музея. Изображение памятника мы также можем видеть на многочисленных фотографиях и старинных открытках.

Торжества по случаю открытия памятника Александру III в Москве продолжались и 31 мая. В этот день состоялось открытие музея изящных искусств имени Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), находившегося вблизи храма Христа Спасителя - на другой стороне улицы Волхонки.

Несмотря на то, что Финляндия провозгласила независимость от России в 1917 году, памятники Александру I и Александру II стоят в стране до сих пор, а именем первого (Aleksanterinkatu) называется не только одна из центральных улиц Хельсинки, но и крупнейшего города Тампере, а также Оулу, Лахти и Порвоо.

Сохранение атрибутов прошлого объясняется не только уважением финнов к истории, но и вкладом царей в развитие местной государственности. Доброе отношение к русским императорам не смогла испортить даже Советско-финская война 1939-1940 годов.

Под властью Швеции

Экспансия шведов в финские земли началась ещё в XII веке, в результате чего они стали неотъемлемой частью Шведского королевства вплоть до 1809 года, не обладая при этом каким-либо особым статусом.

Местное наречие было языком крестьянского простонародья, в то время как образованные горожане и дворянство использовали шведский. Стоит отметить, что он имеет статус государственного по сей день, а названия улиц в Финляндии до сих пор дублируются на двух языках.

Шведы дали финнам также религию: сначала католицизм, а после распространения в королевстве в XVI веке реформации - лютеранство, благодаря которому развивалась школьная система. Местный уровень образования был довольно высоким, а в столице провинции Або (Турку) в 1640 году даже появился университет.

Тем не менее финские земли оставались задворками Шведского королевства, на которые со времён Петра I начала активно посягать Россия: часть Карелии и Выборг стали российскими в начале XVIII века. Близкое расположение к Петербургу сыграло свою роль уже в середине столетия, когда некоторые финские дворяне стали ориентироваться на восточного соседа, поступая на русскую службу.

Война за Финляндию

Заключённый в 1807 году между Александром I и Наполеоном Тильзитский мир позволил России сконцентрировать внимание на Швеции, давнем геополитическом противнике. Участник Русско-шведской войны 1808-1809 годов Фаддей Булгарин, ставший впоследствии видным журналистом и издателем, писал, что граница находилась всего в нескольких военных переходах от столицы, и это не могло не беспокоить. "Без Финляндии Россия была неполною, как будто недостроенною", - резюмировал он.

Первоначально война проходила для русской армии довольно легко: быстро пала южная Финляндия, а хорошо укреплённая крепость Сваеборг (Суоменлинна) рядом с Хельсинки сдалась без боя. Однако вскоре военные действия забуксовали, при этом активизировались финские партизаны.

Так или иначе русские войска сумели переломить ход кампании, выйдя в 1809 году по замерзшему льду Ботнического залива на территорию Швеции. В стране произошёл госпереворот, в результате которого военные свергли действующего короля, а новые власти поспешили пойти на мир с Россией.

Широкая автономия

В результате заключённого в Фридрихсгаме (Хамине) мирного договора Швеция потеряла 40% сухопутной территории, уступив России Финляндию. Ещё в 1808 году Александр I обещал стране широкую автономию, а незадолго до официального окончания войны недалеко от российской границы в городе Борго (Порвоо) было созвано представительство сословий, которому царь дал гарантии сохранения конституции и законов.

Русское правительство колебалось относительно степени автономности новых территорий, но сподвижник Александра I Михаил Сперанский настаивал на значительной самостоятельности края, заявив, что "Финляндия есть государство, а не губерния".

В 1810 году император писал местному генерал-губернатору, что хотел предоставить "народу сему бытие политическое, чтоб он считался не порабощённым Россией, но привязанным к ней собственными его очевидными пользами, для сего сохранены ему не только гражданские, но политические его законы".

Столица Финляндии была перенесена ближе к России: из Або (Турку) в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1811 году автономной области была передана Выборгская губерния, которая исторически являлась частью финских земель захваченных до Русско-шведской войны. Кроме того, Великое княжество Финляндское освобождалось от общерусской воинской повинности и получало широкую экономическую самостоятельность.

После перехода под протекторат России Финляндия обрела гораздо большую степень автономности, чем при шведах. Отчасти это объясняется тем, что Александр I стратегически полагал, что лояльная буферная территория на границе с давним геополитическим врагом крайне необходима империи.

Созыв сейма

Положение дел в Финляндии не изменилось и с воцарением Николая I, которого многие исследователи считают консерватором. Когда императору предложили сократить автономию региона, он ответил: "Оставьте финнов в покое. Это единственная провинция, которая не доставила мне никакого беспокойства и неудовольствия".

Изменившая Российскую империю эпоха правления Александра II серьёзно повлияла и на Финляндию. В 1863 году в Гельсингфорсе (Хельсинки) после длительного перерыва был созван сейм, который начал собираться регулярно. В память о восстановлении парламентаризма финны в 1894 году поставили на главной площади столицы памятник Александру II.

В период его царствования были введены собственная денежная система и школьное обучение на родном языке. Кроме того, в университетах возобновилось преподавание на финском, который с 1860-ых постепенно стал государственным. Всё это привело к появлению движения за возрождение национальной культуры.

Попытки ограничения автономии

Идиллические отношения между Российской империей и Великим княжеством Финляндским продлились до 1880-ых годов, когда правительство Александра III начало постепенно ограничивать местные права.

Подобная линия была продолжена и при Николае II: финнов стали призывать в имперскую армию, а русский язык стали вводить в делопроизводство. В конце концов царским манифестом законодательные инициативы Петербурга были разрешены к исполнению на территории Финляндии без одобрения местным сеймом.

Это привело к напряжённости в регионе и вспышкам террора. В частности, в 1904 году финским националистом был убит генерал-губернатор Финляндии Николай Бобриков. Наряду с этим во всей Российской империи нарастали центробежные тенденции, которые затронули и Финляндию: на страну распространилась революция 1905-1907 годов.

Огромная Россия славится не только своими завидными габаритами и красивой природой, но и большим количеством исторических памятников, знаменующих все страницы истории государства.

Памятники России привлекают туристов в Москву и Санкт-Петербург, заставляют прохожих запрокидывать голову и любоваться могучими постаментами и великолепными дворцами. Для того чтобы посмотреть все монументы, придется потратить приличное количество времени на тур по всей стране, потому как значимые культурные памятники установлены не только в крупных городах, но и в крошечных «домашних» городишках. Самые знаменитые постаменты, конечно, расположены в культурных центрах России, Москве и Петербурге, поэтому туристы чаще всего направляют свои стопы именно туда. В этой статье будут перечислены самые знаменитые памятники России, так что желающие смогут выбрать самые интересные и составить свой туристический маршрут в соответствии с их расположением.

Великий Кремль: Царь-колокол

Здесь туристы могут найти целых два значительных памятника: Царь-колокол и Царь-пушку.

Эти памятники поражают не только своими габаритами, но и занимательной историей создания. Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в Царь-колокол императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера памятника иностранные мастера всерьез подумали, что императрица изволила пошутить. Желание императрицы восприняла всерьез только семья Моториных. Они натерпелись неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь Царь-колокол гордо возвышается над брусчаткой Однако, несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса так никогда и не услышала.

Великий Кремль: Царь-пушка

Такие памятники России, как Царь-пушка, расположенная на Ивановской площади, привлекают туристов в район Кремля в любой сезон года.

Царь-пушка была установлена в честь русской артиллерии. Ее масса очень внушительна - почти 40 тонн. Изначально она была создана для охраны Кремля, но затем было решено, что ее военная мощь позволяет ей свирепо разрушать стены, а не храбро защищать их от врага. Как и многие военные памятники культуры России, могучая Царь-пушка так и не приняла участия в военных действиях, но все равно вызывает у туристов и местных жителей благоговейный трепет. По этому поводу придумали красивую легенду, в которой рассказывалось, что один выстрел Царь-пушка все-таки сделала, однако не при боевых действиях. Говорят, что Царь-пушка стреляла прахом Лжедмитрия, но задекларированных доказательств этому предположению нет. В каком-то смысле этот памятник превратился даже в имя нарицательное, так как о нем слышали даже жители самой отдаленной глубинки.

Храм Покрова Божией Матери

Некоторые памятники культуры России могут похвастаться целыми сборниками легенд, сочиненных в их честь. К примеру, множество историй люди сочинили о Храме Покрова Божией Матери.

Все эти легенды передавались из уст в уста, поэтому постоянно приукрашивались, и сейчас уже невозможно понять, что из этого правда, а что - приукрашенная выдумка. Раньше на месте Храма возвышалась церковь Троицы Живоначальной. Со временем вокруг нее выстраивались другие небольшие храмы в честь побед русского народа. В итоге, когда маленьких храмов накопилось около десяти, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному возвести на их месте один большой храм. Святилище несколько раз подвергалось зверским попыткам уничтожения, но все они оказались тщетными. Там запрещали службы, чтобы через какое-то время снова их разрешить. Храм Покрова Божией Матери расположен в Москве и обязателен к посещению тем, кто хочет узнать, какие есть памятники в России и на что действительно стоило бы взглянуть.

Петропавловская крепость и страницы истории Питера

Санкт-Петербург славится своей культурностью, о ней в сети даже ходят многочисленные анекдоты.

Приезжие ожидают от питерцев изысканности, вежливости и крайней дружелюбности и очень возмущаются, когда их ожидания не оправдываются. В Питере есть много красивых памятников русской культуры. Одним из самых ярких является Петропавловская крепость. Туристам, мечтающим увидеть лучшие памятники архитектуры России, следует обязательно посетить ее. Она расположена в самом центре города и является одним из основных символов истории русской земли. С Петропавловской крепости началось построение города в 1703 году, поэтому стены ее были свидетелями всех исторических событий, произошедших на территории града Петра. В центре крепости можно увидеть прекрасный Петропавловский собор, который укрывает тайны истории Дома Романовых. Возле собора расположено Комендантское кладбище, где захоронены многие коменданты Петропавловской крепости.

«Тысячелетие России»

Памятники и скульптуры России поражают не только своим разнообразием и исторической подоплекой, но и исключительной красотой исполнения.

Монумент «Тысячелетие России», расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь исполнения тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Памятник был воздвигнут в 1862 году, ориентировочно в сентябре. Не грех сказать, что этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что памятник «Тысячелетие России» отражает в себе дух их великой страны. Сам монумент выполнен в виде шара-державы, который установлен на особом постаменте в виде благовеста или колокола. Каждая часть этого тематического памятника символизирует отдельные периоды истории России, а весь монумент излучает гордость за страну и символизирует ее величие.

Усадьба Поливаново: имение знаменитых родов

По-настоящему великие памятники России уже очень давно появились на территории этого государства.

Например, усадьба Поливаново стоит на русской земле еще с 1779 года. По соседству с имением расположена Церковь Благовещенья, которая и была свидетелем всего процесса построения усадьбы. Церковь была построена за два года, а усадьбу начали возводить уже после завершения ее постройки. Имение находится в одноименном селе, которое получило свое название благодаря славному дворянскому роду Поливановых. За все время своего существования усадьба много раз меняла хозяев. В ее стенах жили Дохтуровы, Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы и Гудовичи. Благодаря тому, что такие знаменитые семьи проживали в стенах имения, поток туристов здесь не иссякает, набирая особенную интенсивность в теплое время года. Имение Поливаново не только само по себе красиво, но еще и расположено в крайне живописной местности на берегу Пахры.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве

Помимо памятников, прославляющих великую мощь России, здесь есть и множество культурных монументов, чествующих шедевры мирового культурного наследия. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону появился в столице России совсем недавно, в 2007 году.

Так получилось, что он был установлен как раз тогда, когда первая книга Артура Конан Дойля о приключениях знаменитого сыщика праздновала свой 120-летний юбилей. Недалеко от памятника расположено здание посольства Великобритании, так что туристы могут при желании ощутить культурную аутентичность монумента. Несмотря на это, от внимательного взгляда туриста не ускользнет то, что в чертах лиц изображенных на монументе персонажей угадываются и Виталий Соломин. Говорят, что все проблемы в одночасье исчезнут, если сесть между двумя персонажами и положить руку на записную книжку доктора Ватсона. Даже несмотря на то, что это поверье не оправдалось, попробовать так просто решить свои проблемы все-таки стоит.

Великие памятники великого правителя

В честь российского правителя были возведены монументы не только в России, но и во многих городах Европы.

Самые известные в России расположены в Петербурге. Чаще всего туристы посещают монумент с ярким названием "Медный всадник", который знаком даже тем, кто никогда не был в городе на Неве. Он возвышается над Сенатской площадью с 1782 года. Конечно же, с "Медным Всадником" связано множество легенд, в частности, о петербургском "мистическом тексте". Из-за его двойственности и кажущегося сюрреализма воображение русского народа создало самые невероятные истории. Свое название памятник получил благодаря великому писателю Александру Сергеевичу Пушкину в соответствии с его одноименным произведением. Можно много и долго читать о памятниках России, но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Слова на бумаге не смогут передать всю мощь и величие, которые они излучают.

Помните господина Церетели? Бесхребетная бездарность, которая, словно вода, найдёт дорогу при любой власти. Человек уродовал Москву при Лужкове, человек не сидит сложа руки и сейчас. Какое время – такие и герои. Когда ценится не талант, а лояльность, когда тёплый язык в нужном месте важнее качества. В такой среде Церетели ваяет для Российского военно-исторического общества Аллею правителей. Её торжественно открывают министр культуры РФ Владимир Мединский и министр образования Ольга Васильева.

Сейчас в Аллее установлены 33 бюста, от Рюрика до Керенского, а до конца года должны появиться ещё 8 – от Ленина до Бориса Ельцина.

Владимир Мединский:

"Впервые в нашей истории мы сможем увидеть последовательно правителей Руси – от Рюрика и до руководителя Временного правительства – рассмотреть, как они выглядели, прочитать, когда они жили. Мы не прерываем на этом историческую преемственность, у нас история едина и неделима".

В чём – в чём, а в этом Владимир Ростиславович абсолютно прав! Историческая преемственность действительно не прерывается. И всё благодаря Зурабу Церетели, который просто украл скопировал своих бронзовых правителей с работ скульпторов XIX века.

01. Пётр I похож на голову Медного всадника работы Мари-Анны Колло (ученица и помощница Фальконе) лишь отдалённо. Но это потому, что этот бюст является копией копии.

02. Оказывается, значительную часть своих работ Церетели позаимствовал у Феликса Шопена, который во второй половине XIX века создал серию настольных бюстов российских государей в собственной бронзолитейной мастерской в Санкт-Петербурге.

03. Бронзового Петра Шопен отливал как раз с головы работы Колло.

04. Иван Грозный. Тут не только бюст скопирован один в один, но ещё и подпись сделана сразу с двумя орфографическими ошибками. Имя царя, по идее, должно писаться как "Iоаннъ", но никак не "Nоанъ". И если вторую "н" в каких-то исторических текстах, предположим, могли выкидывать, то заглавная N – это буква "нашъ", то есть та же "Н". Получилось "Ноан". Больше похоже на псевдорусские надписи в голливудских боевиках. Как это вообще возможно?

05. Ивана III при этом правильно написали почему-то.

06. Борис Годунов очень достоверно скопирован)

07. С Михаилом Романовым не так чётко вышло. Халтура.

08. На Павла I надели тогу с плеч Петра, чтобы с мундиром не заморачиваться.

09. Пётр III в исполнении Церетели приобрёл несколько грузинский вид с выразительными бровями и носом. Ну, это и неудивительно.

10. Почему король царь голый? Да потому что он и в оригинале голый, а-ха-ха! Мундир отливать оказалось сложновато.

11. Опять же, это копия копии. Шопен своего настольного Николая отлил по мотивам бюста работы Кристиана Рауха (1841 г.). Ну а Церетели позаимствовал образ уже у Шопена.

12. На бюсте Екатерины I не хватило места для надписи. Получился какой-то мужик Екатерин. Как Лизавет Воробей в "Мёртвых душах" у Гоголя.

UPD: А-А-А-А!! С этим бюстом всё круче, чем вы можете себе представить! Оказывается, Церетели с бюста Екатерины I скопировал бюст ЕКАТЕРИНЫ II! За углом постамента надпись продолжается: "... на II". Просто ад.

13. Из-за несколько африканских черт лица и простветлённого взгляда кто-то может решить, что это авторское видение Хайле Селассие. Но нет, это совсем другой монарх.

14. Александр III сильно похудел. То ли это портрет царя уже после крушения императорского поезда, то ли тупо бронзы не хватило.

15. Александр Невский. Тоже недоподписанный.

16. Всеволод Большое Гнездо

17. Ярослав Мудрый

18. С княгиней Ольгой что-то не задалось у Зураба Константиновича. Может, просто устал. Я молчу про лицо и остальные детали, но обратите внимание, как лежит цепочка на пышной груди. В оригинале она висит, как ей и полагается.

19. Иван Калита

20. Василий II Тёмный

Провал и позорище... ну а что вы хотели? От осинки не родятся апельсинки... Деградация же не только во власти, но и в творчестве. Отсутствие конкуренции поднимает на поверхность всякое говно, которое уродует наши города. В придворные живописцы, скульпторы и архитекторы выбились бездарности, умеющие дружить. Они ставят памятники не правителям России, они ставят памятники своему воровству, алчности и посредственности.

В этом году в России празднуется 400-летие дома Романовых -царской династии, правящей в России чуть более 300 лет вплоть до 1917 года . Про Рюриковичей и Романовых мы все кое-что вынесли из школьной программы, но все равно путаемся в сложной цепочке родственных связей, неугодных жен, отравленных или убитых царей или претендентов на царский престол.

В год четырехсотлетия избрания на царствование династии Романовых в Москве на территории Новоспасского монастыря установили интересный памятник первому и последнему царю династии Романовых – Михаилу Федоровичу и Николаю Второму. Оба они держат в руках «объединяющую» икону Феодоровской Божьей матери , которая особо почиталась домом Романовых. Считается, что призвание на царство юного 17-ти летнего Михаила Федоровича после Земского собора в 1613 году, было совершено именно с этой иконой. А с конца 18 века иноземные принцессы, выходящие замуж за представителей семьи Романовых, в честь этой иконы получали отчество «Фёдоровна» . Но между двумя этими царями огромная временная пропасть, десятки войн и важнейших российских событий, 400 лет жизни семьи и государства.

Неслучайно памятник установлен именно в Новоспасском монастыре, так как этот монастырь еще с 16 века стал усыпальницей предков Романовых – Захарьевых-Юрьевых . И сейчас захоронения предков первого царя рода Романовых — Михаила Федоровича — находятся в усыпальнице монастыря, которую мы посещаем на нашей . Здесь, под сводами древнего Преображенского собора, покоится прах человека, которому Романовы обязаны своей фамилией – Роману Юрьевичу Захарьину-Кошкину. Именно его имя «Роман» взял первым в качестве фамилии его внук Федор Никитович, отец первого царя рода Романовых , впоследствии ставший Патриархом Филаретом. То есть фактически Михаил Федорович, родоначальник династии, стал носить фамилию, составленную из имени прадедушки. Не секрет, что фамилии в старину по большей части были образованы от имени отца или деда. Мол, чей сын? — Романов сын! Чтобы не запутаться в Романовых-Захарьевых-Юрьевых-Кошкиных при самом простом рассмотрении получается следующее: у Андрея Кобылы был сын Федор Кошка – от него пошли Кошкины; у Кошкина был сын Юрий – от него пошли Юрьевы; у Юрьева был сын Захарий – от него пошли Захарьины; у Захарьина был сын Роман – от него пошли Романовы! Иногда использовалась двойная фамилия по имени отца и деда.

В усыпальнице Новоспасского монастыря похоронены Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин, Василий, Александр, Михаил Романовы, инокиня Марфа – мама Михаила Фёдоровича, инокиня Досифея – «настоящая» Августа Тараканова . Сюда в родовую усыпальницу Романовых в 1995 году были перенесены останки Великого князя и дяди последнего царя рода Романовых Николая Второго Сергей Александровича Романова , убитого террористом Каляевым в 1905 году.

Этот памятник двум царям и царской династии выполнен в бронзе скульпторами Денисом Стритовичем и Андреем Голубевым и архитектором Алексеем Денисовым . Выполнен он за личные средства семьи Виктора Ивановича Тырышкина – нынешнего российского предпринимателя и мецената , президента ООО «Корпорация ВИТ», занимающейся жилищным строительством. Словно продолжая старые добрые традиции монастыря, который и раньше существовал за счет действенной помощи прихожан, и сегодня появляются современные «купцы», занимающиеся меценатством. В будущем планируется установить памятник в более крупном размере перед входом в Новоспасский монастырь. Это ПЕРВЫЙ памятник царям, установленный в Москве после советской эпохи!

В юбилейный год династии Романовых для монастыря в городе Тутаеве был изготовлен 1000-пудовый колокол (более 16000 кг) , который был отлит на людские пожертвования, собираемые в течение целого года, а также благодаря главе фонда памяти Великой княгини Ольги Александровны — Ольге Николаевне Романовой-Куликовской — и президенту ЗАО «Росзерно» Игорю Михайловичу Руденя. Колокол был отлит на колокололитейном заводе Николая Шувалова при большом стечение народа по старым технологиям . На нём изображены святые царственные мученики, архангел Михаил, святой блаженный Алексий и Феодоровская икона Божьей Матери. Примечательно, что один из колоколов Новоспасского монастыря был отлит по указанию Петра Первого, сдержанно относившегося к вопросам религии и не питавшего особой «любви к монастырям». Тот «петровский» колокол весил 1100 пудов, но в результате пожара 1820-х годов разбился. Из осколков отлили новый, который до революции звучал в монастыре. В скором времени этот новейший колокол водрузят на высокую колокольню, и он распространит по всей округе свой волшебный звон!

Рекомендуем Вам увидеть всё это своими глазами, пройтись по этому удивительному древнему месту, в котором бывали все наши цари и узнать множество интересных его тайн, сохранившихся до наших дней, ! Идите и Смотрите!