Основные типы культуры. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

20.04.2019

В зависимости от масштабов и форм взаимодействия различных субъектов с окружением различаютформы и видыкультуры. Социологи выделяют прежде всего две особые формы культуры :

1) материальную - совокупность опредмечених результатов человеческой деятельности, которая включает как физические объекты, созданные в результате деятельности людей (жилые дома, орудия труда, книги, продукты, одежда, украшения и т.п.), так и природные объекты, используемые людьми. Первые называют артефактами . Артефакты всегда имеют определенную ценность для человека, определенное символическое значение, выполняют определенные функции.

2) духовную - совокупность результатов деятельности, что включает нематериальные объекты, созданные умом и чувствами человека (речь, знания, традиции, мифы, символы и т.д.) Они существуют в сознании человека, поддерживаются человеческим общением, но к ним нельзя прикоснуться, физически почувствовать. Нематериальные объекты требуют материальных посредников: знания содержатся в книгах, традиция поздравления воплощается в рукопожатии.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают ее виды .

Так, общечеловеческая культура - это культура, произведенная человечеством на протяжении всей истории его существования. Она основывается на общечеловеческих ценностях - истине, добре, красоте, справедливости и т.д. В пределах отдельного общества выделяют следующие формы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура - совокупность артефактов, которые благодаря своей изысканности в основном доступны узкому кругу людей, культурной элите.

К элитарной, или высокой, культуры принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утонченное искусство, что они предназначены для высокообразованных людей. Создается элитарная культура специалистами высокого класса.

Народная культура (ее еще называют аматорской , или фольклором )- это примитивная культура. Она создается любителями-творцами, не имеющих профессиональной подготовки, и связана с жизнью широких народных масс. Ее представляют сказки, легенды, мифы, песни, танцы, живопись. По форме проявления элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура , что апеллирует ко всем и рассчитана на массовое потребление. Она распространяется средствами массовой информации и появилась в середине ХХ ст., когда средства массовой информации стали доступны всем слоям населения. Массовая культура вытесняет и элитарную, и народную. Ей присуща этажность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и значительно меньше обогащает личность духовно, чем элитарная ли народная культура. Разумеется, бывают и исключения.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных моделей, которые воспринимаются всеми членами общества. Такая совокупность называется доминирующей культурой .

В то же время отдельные группы общества развивают определенные культурные комплексы, которые не воспринимаются всеми членами общества, то есть формируют свою культуру, которая отличается от доминирующей и называется субкультурой . Это самостоятельное целостное образование в пределах домінючої культуры (ценностей, норм, убеждений, образцов поведения и т.д.), модифицированных в соответствии с возрастных, профессиональных, классовых, территориальных и других особенностей определенной социальной группы, сообщества. Например, этническая или профессиональная субкультура, субкультура организации и т.д. Профессиональная культура тесно связана с содержанием профессиональной деятельности, ролью, которую она играет в обществе, организацией рабочего места представителей данной профессии. На нее оказывает большое влияние профессиональное образование и подготовка.. Субкультуры отличаются от доминирующей культуры определенными специфическими особенностями, которые отвечают условиям жизнедеятельности сообщества, группы. В субкультуре сохраняются принципы доминирующей культуры, ее шкала ценностей, но возникают дополнительные элементы, например нормы, которые обеспечивают регулирование связей в соответствующих социальных институтах - военная, медицинская, образовательная, семейная субкультуры.

Есть субкультуры, в которых сосредоточивается внимание на специфических особенностях жизнедеятельности их субъектов: городская и сельская субкультуры, субкультура гуцулов, галичан, полищуков. Могут возникать субкультуры на основе разного понимания путей развития общества и т.д. Разновидностью субкультуры является девиантное культура . Например, стиль жизни и поведение наркоманов, алкоголиков, проституток, сатанистов. Представители различных субкультур ориентируются на разные ценности, по-разному организуют свой досуг, читают разные книги и т.д.

Субкультура может очень отличаться от доминирующей культуры общества, но не может ей противостоять. Когда это случается, то речь идет уже о контркультуру . Контркультура есть в каждом цивилизованном обществе. Примером контркультуры могут быть субкультуры групп преступного мира, террористов, различных молодежных группировок (панков, хиппи, неофашистов), которые не признают правовых норм общества, игнорируют общественную мораль, традиции, правила поведения, активно отрицают официальную, «государственную» культуру и часто пытаются его разрушить.

Итак, в состав культуры общества входит значительное количество позитивных и негативных субкультур, и это свидетельствует о ее богатство, динамичность, возможность адаптации к новым социальным условиям.

Задачей социологии является анализ сосуществования всех этих видов культур, выявление противоречий между ними, их изучение восприятия различными социальными общностями. Социологи должны знать: или мирно сосуществуют разные культуры, возникают ли между ними культурные конфликты - ситуации, когда ценности одной культуры (контркультуры или субкультуры) вступают в противоречие с ценностями другой (доминирующей). Их интересует, какие последствия будет иметь культурный конфликт, будет ли способствовать позитивным изменениям в доминирующей культуре, появление в ней новых, лучших моделей, составляющих элементов.

Наибольшего значения ученые предоставляют изучению национальной культуры.

Национальная культура - это совокупность символов, ценностей, норм, образцов поведения, верований, характеризующих конкретную сообщество (народность, нация) определенного государства, страны. Одна национальная культура может быть только в той стране, в которой царит лингвистическая и этническое единство. Большинство современных государств имеют несколько, а то и много национальных культур - субкультуры национального большинства и субкультуры национальных меньшинств.

Задачей социологии является изучение возможного извращения субкультур, механизма государственной культурной политики.

Как правило, национальным меньшинствам нужно прилагать немало усилий, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои национальные ценности в среде, где проживает национальное большинство, культура которой производит на остальных культур существенное давление. Такая ситуация наблюдалась в бывшем СССР, когда народы, входившие в его состав, в частности украинскому народу, было очень трудно сохранить свои национальные достояния и свою национальную культуру.

Правильная культурная политика правительства, государства оказывает немалое влияние на другие аспекты общественной жизни, например, на экономику, общее благосостояние и социальное спокойствие в государстве.

Особое значение для социального спокойствия государства имеет конфессиональная культура , которая формируется на общих верованиях, принадлежности к одной конфессии, церкви. Это порождает общность символов, ценностей, идеалов и моделей поведения.

Наиболее распространенными в мире являются христианская, мусульманская, буддийская конфессиональные культуры. Каждая из них имеет ответвления - субкультуры. Например, христианская культура имеет такие субкультуры, как православная, католическая, протестантская. В свою очередь эти субкультуры имеют собственные субкультуры.

В Украине есть несколько христианских и много других конфессиональных субкультур. К сожалению, не все они находят между собой общий язык.

Социология должна изучать соотношение доминирующих культур, субкультур, контркультур, противоречия между ними, их оценку различными социальными группами. Важной социологической проблемой является свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать другие культуры сквозь призму стандартов собственной этнической группы, делать суждения о них с позиций превосходства собственной культуры. Такое явление получило названия этноцентризма .

Как утверждает американский социолог В. Саммер , за этноцентризма определенная группа в обществе считается центральной, а все другие співвимірюються и соотносятся с ней, как с некотором всеобщим етелоном.

В определенной степени этноцентризм присущ всем обществам и народам, он их сплачивает. Этноцентризм является необходимым условием появления национального самосознания. Без этноцентризма патриотизм невозможен.

Однако случаются и крайние проявления этноцентризма, например национализм , пренебрежение к другим культурам. Эти явления, к сожалению, сегодня очень распространенными и проявляются в навязывании кому своей системы ценностей, своего образа жизни. Ярким примером этого являются США, Россия.

Однако в основном этноцентризм оказывается в более лояльных формах, и его основная установка такая: я предпочитаю своим обычаям, хотя понимаю, что определенные обычаи других культур могут быть в чем то лучше . Явления этноцентризма наблюдаются везде и всегда, когда человек сравнивает себя с людьми другого пола, возраста, представителями другой организации или иного региона. Каждый раз она ставит себя в центр культуры и рассматривает другие ее проявления, постоянно сравнивая их с образцами своей культурной среды.

Когда речь идет о значительную роль этноцентризма в процессе сплочения индивидов вокруг определенных культурных моделей, следует отметить и его консервативной роли. Он может сдерживать развитие культуры. Действительно, если культура считается лучшей в мире, то для чего в ней нечто изменять, совершенствовать?

Противоположным по значению является культурный релятивизм , что провозглашает абсолютную самобытность любой культуры. Согласно этому принципу будь-яка культура может быть понят только в собственном контексте и только тогда, когда оценивать ее по ее собственным стандартам во всей целостности . Этот тезис сформулировал
Г. Самнер и впоследствии развил Г. Бенедикт .

На наш взгляд, следует исходить из того, что любая культура является достижением общей цивилизации, и ее следует рассматривать в системе всех культур с ориентацией на тенденции развития общечеловеческой культуры. А это является сочетанием рис этноцентризма и культурного релятивизма в восприятии культуры. За такого подхода индивид не только испытывает гордость за культуру своей группы или общества, является сторонником ее основных моделей, но и способен понять другие культуры, поведение членов других общественных групп и признает их право на существование.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

7. Классификация культуры

Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.

Основные классификации культуры ведутся:

1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);

2) по временным признакам (ведется хронология культур);

3) по формационным признакам (каменный век, железный и т. д.);

4) по технологическим признакам (характеристика новых информационных технологий);

5) по носителю культуры.

Остановимся более подробно на последней классификации – по носителю культуры. В зависимости от этого культура подразделяется на мировую и национальную.

К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира.

Национальная культура является совокупностью культур уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад).

Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и традициями, которая присуща большинству членов общества, является доминирующей культурой. Но различные факторы (распад общества на отдельные социальные группы) привели к тому, что появились и так называемые субкультуры, т. е. культуры, которые присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства и другие группы. Зачастую расхождения между доминирующей культурой и субкультурой незначительны. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять доминирующей культуре. Это явление получило название контркультуры. Иногда это противоречие из пассивного перерастает в экстремистское. Зачастую таким группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить шестидесятые и семидесятые годы ХХ в. В Европе и США появилось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы общества, жили по своим собственным принципам и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его сдержанностью и рационализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое движение, уже более радикальное и ожесточенное, – панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархические идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «потребительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.

Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

4. Формы культуры, ее классификация Так как культура является сложной системой, ее принято рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам.Основные классификации культуры ведутся:1) по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);2) по временным

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.Бабушкин С. А. Теория цивилизаций. Курск, 1997.Белик А. А. Культурология. Антропологические

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.,

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.Гавра Д. П. Социальные институты //

Из книги Прекрасное дерево южной стороны, или Чайное долголетие автора Виногродская Вероника

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги Всё о демонах автора

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна Михайловна

Классификация актов поведения § 1. Три основные формы актов поведенияЕсли бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином

Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.

10.2. Классификация речевых актов по их иллокутивным силам Первая классификация речевых актов по их иллокутивным силам принадлежит Дж. Остину, который определял их по наличию соответствующих им перформативных глаголов (о них см. ниже). Такой подход вызвал критику Дж. Серля,

Из книги Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры автора Сибрук Джон

2. Классификация детского фольклора Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Классификация машин На основе вышеприведенной классификации можно выделить три основные позитивные, но недостаточные интерпретации машины. Первая – с точки зрения изобретателя: создание машины как бы вне непосредственной утилитарности, т. е. это творческая машина

Из книги автора

Из книги автора

X. Правила обычая: Определение и классификация В начале первой главы были приведены примеры современных подходов, приписывающих первобытному человеку автоматическое подчинение закону. С этим допущением связаны некоторые выводы более частного порядка, широко

1. Понятие культуры

Культура - многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности. Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли - на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису - на народную и элитарную;

4) по видам - на материальную и духовную;

5) по характеру - на религиозную и светскую.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Структура культуры и ее основные элементы

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры . И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура - это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда - все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура - это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, - также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гар­монии между творческими замыслами и их реализацией при­водило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

Духовная культура , тесно связанная с материально-тех­ническим развитием общества, включает в себя всю совокуп­ность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, мораль, науч­ные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной дея­тельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его опреде­ленных потребностей. Конечно, деление культуры на мате­риальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида . С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выс­тупает ее результатом. Но в интересах анализа такого много­мерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности . Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя : поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь» ). Обычай - это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выс­тупают также обряды или ритуалы. Обряд - это последова­тельный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадеб­ные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - «до­жинки») и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы . Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических . Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

Политическая культура;
нравственная культура (мораль);
эстетическая культура (искусство);
религиозная культура;
философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную . Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства - элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Рассмотрев структуру культуры, следует отметить нали­чие в культуре каждого народа классовых и общечеловечес­ких, национальных и интернациональных ценностей . В тра­диционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались та­кие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть гос­подствующих классов, были достаточно развитыми. Это , искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности , есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в ментали­тете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ счи­тает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «на­стоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно счита­ет настоящим человеком прежде всего самого себя. В каче­стве примера гармоничного сочетания национальных и ин­тернациональных начал в культуре обычно называют Япо­нию. С одной стороны, Япония - традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой сто­роны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно со­единить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочета­нии одного и другого.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность - это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека - при­родные, и вторичные - социальные или культурные . Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

— это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры , как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности .

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.