Новые поступления музей. Выставка новых поступлений «Храним, приумножая» в Музее истории религии

27.09.2019

Одно из новых поступлений Звенигородского музея.

Подсвечник на красивой подставке из перламутровой раковины.

Конец XIX начало XX века.

Свидетельства последнего имперского бала в Зимнем дворце в собрании Звенигородского музея!

В дар Звенигородскому музею передан уникальный альбом с воспроизведением фотопортретов участников последнего костюмированного бала, состоявшегося в Зимнем дворце 13 февраля 1903 года. На снимках запечатлены император Николай II, императрица Александра Федоровна, великие князья и великие княгини, члены свиты Двора императора. Специально к балу для каждого из них был изготовлен наряд по моде на эпоху царя Алексея Михайловича. Есть в альбоме и потрет графини Александры Андреевны Олсуфьевой, фрейлины великой княгини Елизаветы Феодоровны, супруги предпоследнего владельца звнигородской усадьбы Ершово.

XVII век — Русь Московская!
Сегодня фонды Звенигородского музея пополнились ценными экспонатами — монетами ручной чеканки периода царя Алексея Михайловича Романова!

Туфельки вернулись!
В музей вернулись из реставрации женские туфли XIX века. Реставратор – Насырова Н.Ш.

В 2016 году в музей поступила хорошая коллекция полотенец конца XIX – первой половины ХХ века. Два из них показались нам несколько необычными из-за своих надписей, вышитых на концах: на первом — «ПОД КРЭСТОМ МОЯ МУГИЛА ВЪ ЭТОИ МУГИЛЕ ЛЮБОВЬ НА КРЕСТЕ МОЯ ЛЮБОВЬ», «КОГДА УМРУ, ТОГДА НА КЛАДБИЩЕ ПРИДИ И У КРЕСТА МОЕЙ МОГИЛЫ НА ПАМЯТЬ РОЗУ ПОСАДИ»; на втором — «ПОД КРЕСТОМ МОЯ МОГИЛА На Кресте Моя Любов», «ТУТ ЗАСТИГЛА МОЯ СИЛА Закипiла В душi Кров». При изучении материалов по этой теме оказалось, что подобные надписи на вышивке были достаточно распространены в конце 19 — нач. 20 вв. в разных вариантах. Это народная интерпретация четверостишия из стихотворения А. Кольцова «Последняя борьба» (1838 г.): «У меня в душе есть сила. У меня есть в сердце кровь. Под крестом моя могила: На кресте моя любовь!».

«Кто сидел на моём стуле…?»

Так и хочется воскликнуть, глядя на поступившие в фонды Звенигородского музея два кресла начала ХХ века в стиле «неоампир».
Зеленый плюш, которым обтянуты кресла, изрядно потёрт – наверное, не один хозяин сменился у этих модных в то время предметов мебели. Желание приблизиться к стилистике усадебной культуры начала XIX в. и копирование старых образцов мебели во многом было вызвано столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года. Как в мебели, так и в архитектуре происходит, пусть и творчески переработанное, повторение стиля «ампир», сущность которого выражена в самом названии – «ампир» в переводе с французского – «империя». Блеск и роскошь наполеоновской эпохи опять становятся актуальными, поэтому подобные кресла свидетельствовали о социальном и материальном благополучии хозяина.

Сколько в сундук добра не клади - все мало…

На дворе весна, а надеть-то нечего! Какая женщина не любит обновить гардероб к теплому времени года?! Только хранить многочисленные наряды в современных квартирах негде.
А вот в боярских хоромах не прочь обзавестись дополнительным сундучком для своего добра. Поэтому Звенигородский музей приобрел для своей боярыни богатый сундук конца XVII – начала XVIII века, отделанный кожей и просечными железными накладками. Подобные сундуки были в царском и боярском обиходе, в среде высшего столбового дворянства. Особый интерес и значимость данному сундуку придает то, что он принадлежит к типу сделанных по европейской моде дорогих сундуков, в то время только что появившихся в русском быту. Такая значимая и редкая вещь сразу заняла достойное место в экспозиции «Покои боярыни XVII века». Сундук приобретен на средства, выделенные Министерством культуры Московской области по программе «Культура Подмосковья».

Собрание Звенигородского музея пополнилось работами Народного художника СССР Николая Жукова


В рамках закупки, осуществленной Министерством культуры Московской области, в собрание графики Звенигородского музея поступили четыре работы Народного художника СССР Николая Жукова (1908 — 1973) : «Сонечка» (1957), «Сельские новости» (1954), «Дед Матвей» (1953), «Фотограф Томашевич» (1954). Вмести с этими рисунками собрание работ этого выдающегося художника в Звенигородском музее насчитывает уже 32 единицы и, надеемся, будет пополняться и дальше.


Коллекция Звенигородского музея недавно пополнилась предметами крестьянского быта, переданными в дар: несколько резных и расписных прялок, сундук и ручная маслобойка. Особую ценность для этнографической коллекции музея представляют собой прялки, очень разнообразные по типам и местам бытования. Например, одна из них относится к группе прялок, близких по общему типу к вологодским прялкам-лопаткам. Этот совершенно экзотический вид бытовал на севере Костромской губернии в Солигаличском уезде в приграничье с Грязовецким уездом на реке Совеге. Еще один очень интересный тип прялок, поступивших в музей – так называемая «прялка с фонарями»: данная прялка представляет собой оригинальный образец костромских прялок, бытовавший на территории Галичского уезда Костромской губернии. Ножки таких прялок многоярусные, сплошные и состоят из нескольких различных по форме многогранников, поставленных один на другой. В каждую грань многогранников под стекло подкладывали кусочки разноцветного ситца, обоев, осколков цветного стекла или зеркала. Поэтому крестьяне и называли их прялками «с фонарями». Материал для украшения «фонарей» приносила заказчица, собирая все, что находила подходящего: кусочки ткани от платьев, конфетные бумажки, осколки разбитого зеркала.

В собрание музея поступили редкие экспонаты XVII века

На выставке «Покои боярыни XVII века» и в исторической экспозиции «Древний Звенигород» можно увидеть редкие предметы, приобретенные музеем на собственные средства в салоне «Русская усадьба».


1. Латунная чернильница второй половины XVII века, декорированная с одной стороны изображением трубящего в рог всадника среди растительных завитков, с другой – изображением скоморохов. Чернильницы, бывшие непременной принадлежностью всякого рода «приказных» и «служилых» людей, представляли собой портативный письменный прибор из чернильницы с навинчивающейся пробкой соединенной цепью или кожаным шнурком с перницей в виде медной трубки для гусиного пера. В полном наборе или по отдельности эти предметы крепились шнурками к ремню у пояса, но до наших дней они сохранились только в разрозненном виде.


2. Медный кувшин принадлежит к изделиям отечественного производства и соответствует типу кувшинов конца XVII – первой половины XVIII века. Такой тип кувшинов традиционно производился в городах северо-восточного направления от Москвы (включая Ярославль, Кострому, Вологду), исторически отмеченных производством посуды из отечественной меди (от XVII века упоминаются кувшины на «холмогорское дело»).

Лубяная коробья по конструктивным особенностям, материалу и декоративному оформлению может быть датирована концом XVII — началом XVIII вв. и отнесена к оригинальным и редким образцам ранних русских сундучных изделий. Неординарное использование конструктивных элементов из дерева в сочетании с железной оковкой указывает на заказной характер коробьи и на высокую стоимость в период ее создания. Выполненная мастерами Великого Устюга, данная коробья воспроизводит типологию новгородских лубяных коробей XVI – первой половины XVII вв., которые практически не сохранились.

Звенигородский музей приобрел дамское платье

Недавно коллекция нашего музея пополнилась интересным экспонатом – дамским бархатным платьем, сшитым в середине 1890-х гг. Владелица платья, Анастасия Андреевна Евстигнеева (в девичестве Егорова), была дочерью московского купца Андрея Григорьевича Егорова, торговавшего зерном и мукой и имевшего в Москве дом на Зубовском бульваре. Вышла замуж за чиновника Евстигнеева Константина Николаевича и проживала с ним в г. Коломне; умерла в 1950 г. В музей платье было передано наследницей владелицы.

На жизни этого платья отразилось не одно модное веяние тех лет. Первоначальный силуэт платья виден на фотографии 1895 г., которая запечатлела его первую владелицу. Это было визитное платье осенне-зимнего сезона, соответствовавшее модным тенденциям 1890-х гг. – буфы в верхней части рукавов, меховая оторочка по подолу, украшение вышивкой черным и металлическим граненым бисером. Позже, возможно, в 1910-х гг., в связи с изменением моды, платье перешили – были убраны буфы, изменен нижний край рукавов, убрана меховая оторочка подола. В настоящее время реставраторам предстоит большая работа по изучению платья и приведения его в экспозиционный вид.

Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка под названием «Новые поступления» , где музей знакомит своих посетителей с предметами, которые поступили в его фонды за последнее десятилетие. За это время более чем на 3500 предметов пополнили его собрание. Конечно, все предметы не могли быть выставлены в небольшом зале Настоятельного корпуса, но сотрудники разместили в экспозиции наиболее ценные и яркие произведения.
Представленные экспонаты можно разделить на две категории: собственно дары-приношения и произведения, приобретенные на средства самого Музея имени Андрея Рублева или через Министерство культуры РФ, за счет его бюджетных средств. Наиболее ярким даром последних лет явилась коллекция известного хирурга Г.А. Покровского (1925-2008), переданная в 2009 году его вдовой М.А. Покровской. Поступившая в Музей коллекция огромна, включает более трехсот экспонатов. Среди них - образцы иконописи XVI века московского круга грозненской эпохи, памятники новгородского происхождения, а также множество произведений ювелирного искусства.

Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть - середина XVII века. Москва. Оклад. Середина - третья четверть XVIII века. Мастер GHB. Венец. 1842 год. Москва. Мастер И. Лавров. Дерево, темпера; белый металл, чеканка, золочение, резьба, цветные текла. Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской, 2009 год. Реставрация домузейная.


Глеб Александрович Покровский родился в 1925 году и почти до конца своих дней оставался практикующим хирургом. С 1958 года начинает складываться его собрание икон и декоративно-прикладного искусства. Долгие годы дружбы связывали Глеба Александровича с известным художником и коллекционером церковных древностей Павлом Дмитриевичем Кориным. Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Г.А. Покровский приобретал, довольно значительное число произведений было подарено ему друзьями.

Пророк Давид, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль. Дерево, темпера.
Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.


Вылеченные им пациенты, узнавая об увлечении своего доктора, также в знак благодарности нередко дарили Глебу Александровичу хранившиеся в их семьях и казавшиеся ненужными иконы. Г.А. Покровский скончался 21 марта 2008 года. При жизни он не успел распорядиться своим собранием, которым очень дорожил. В начале 2009 года Марфа Андреевна Покровская, желая сохранить память о супруге и не дать рассеяться плодам его многолетнего труда, передала собрание в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Прекрасной жемчужиной музейной коллекции теперь является, созданая лучшими московскими мастерами, икона "Богоматерь Владимирская" в великолепном окладе с цветной эмалью.

Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века. Москва.
Дерево, темпера; белый металл, эмаль, стекла, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, монтировка, золочение, цветные стекла.


Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Фрагмент. Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века.


Выемчатая эмаль - это технология нанесения эмали, при которой она заполняет углубления (выемки), сделанные на поверхности изделия с помощью гравировки, чеканки или травления. После обжига затвердевшую поверхность эмали шлифуют в уровень с металлом.

Среди знаменитых приобретений можно отметить и икону из пророческого ряда иконостаса с поясным изображением пророка Захарии 1660-1670-х годов. Это великолепный памятник живописи Ярославля, с характерными для этого центра стилистическими особенностями, в которых блестяще соединяются традиционные и новаторские тенденции.

Пророк Захария, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль.
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.

Из поступлений 2014 года привлекает внимание икона "Несение Креста" конца XVII - начала XVIII века из страстного ряда иконостаса. В основе изображения лежит западноевропейская гравюра, восходящая к Библии Мериана.

Несение Креста, из страстного чина. Конец XVII - начало XVIII века. Москва (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2014 год. Реставрация домузейная.

Обращение к западным иконографическим образцам, объёмное "живоподобное" письмо ликов, использование новых форм в письме одежд, архитектуры и пейзажа указывают на знакомство иконописца с работами мастеров Оружейной палаты.

Воздвижение Креста, из праздничного ряда.
Конец XVIII - начало XIX века. Поволжье. Дерево, темпера. Дар Т.В. Зенковой. 2006 год.
Реставратор Д.А. Шушаков, руководитель Л.Ю. Яснова. 2007 год (РАЖВиЗ И.Глазунова).

Это икона из праздничного ряда, который, по имеющимся сведениям, происходит из деревни Мохнецы Тверской области. Для нас кажется довольно непривычной её овальная форма, но для своего времени она была довольно типичной. На данной иконе утрачено изображение лика святителя, поднимающего вверх Крест. В ходе научной реставрации оно не было реконструировано. Именно этим научная реставрация и отличается от церковного поновления - она не предполагает дорисовывания утраченных фрагментов. На выставке вы сможете увидеть и другие иконы из этого праздничного ряда.


Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север.
Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?). Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.


Одной из особенностей произведений мастерской Богданова-Карбатовского, уроженца города Онеги, Архангельской области, является появление на иконах изображений пейзажей, напоминающих родные северные места. И проповедь апостола Петра происходит уже на фоне не пальм и пустынь, а наших северных просторов. Что не противоречит общемировой проповеди слов Спасителя.

Фрагмент. Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север. Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.


Это лишь малая часть икон представленных на экспозиции, но чтобы увидеть все вам придется посетить музей. И тогда вы сможете увидеть иконы различных иконописных центров, греческие подписные иконы, иконы известных московских и петербургских фирм в удивительных окладах. Но кроме икон в фондах музея появились и другие предметы изумляющие своей красотой.

Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в. Сольвычегодск (?). Мастерские Строгановых (?). Кость (бивень мамонта), резьба. Оправа - серебро(?), золочение, гравировка, резьба. Оправа - начало XVII в. Ковчег - первая половина XVII век. Приобретение у частного лица. 2014 год.


Такие складни получили распространение в XVI веке. И выполнялись мастерами из Москвы и Новгорода. Данный складень предположительно является работой московских мастеров, которые могли работать по приглашению Строгановых в их мастерских в Сольвычегодске. Особой редкостью является сохранность серебряной оправы созданной приблизительно в одно время с пластинами. К сожалению, в других подобных складнях резные пластины дошли до нашего времени в основном без оправы. Складень приобретён у потомков митрополита Волоколамского Питирима.


Фрагмент. Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в.


Еще один предмет, поражающий своей филигранной резьбой по дереву, это двухстворчатая панагия. Резьба по твердым породам дерева самшиту, кипарису практиковалась издревле в монастырях Палестины, Египта, Греции. Считается что это занятие учит терпению и сосредоточенности, так необходимым в монастырской жизни.В частности, здесь можно увидеть получившую распространение во второй половине XVIII - первой половине XIX века скульптуру «Иисус в темнице». Появление скульптурного изображения страдающего Христа связывается с Ново-Иерусалимским монастырем. Так как монастырь создавался как копия Иерусалимского храма Гроба Господня, то вероятность появления этого изображения в монастыре довольно высока. До сих пор сохранились колодки в виде доски с прорезями для ног Спасителя, которые предполагали, видимо, объемный образ.

Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника. Закупка у частного лица. 2013 год.
В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).


К концу XVIII века Христа перестали изображать обнаженным. В храмах для статуй делались покрова. В церквях создавались специальные темники, где размещалась скульптура. И в пламени свечи через окошко можно было увидеть страдающего Христа и прикоснуться своим сознанием к тем событиям. Ведь и сострадание иногда стучится в наши сердца.

Фрагмент. Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника.
Закупка у частного лица. 2013 год. В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).

Вот такими шедеврами мы хотим привлечь ваше внимание к этой интереснейшей выставки, с помощью которой музей отчитывается о своих новых поступлениях. Успейте посетить эту экспозицию, а в следующей части мы расскажем о не менее интересных ценных книгах и археологических находках, представленных в Настоятельском корпусе.

Mayak-parnasa.livejournal.com/344117.html

Государственного музея А.С. Пушкина.
Усадебный двор (Атриум)

ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)

Выставка «Новые поступления в собрание ГМП»

В рамках празднования

Время проведения выставки:
С 1 по 10 cентября 2017 года

1 сентября 2017 года в рамках празднования в Атриуме Музея А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2) открывается выставка новых поступлений в фонды Государственного музея А.С. Пушкина.

Этой традиционной выставкой музей отчитывается о пополнении своих коллекций и представляет самые ценные экспонаты, поступившие в собрание ГМП за последний год.

В числе представленных на этой выставке экспонатов (более 40), посетители увидят уникальные мемории, которые вскоре займут место в постоянных экспозициях:


Альбом начала XIX века в переплете из красной кожи с тиснением и 209 листами с золотым обрезом. На листах 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, два силуэта и пять гравюр. В числе рисунков - 7 подписных работ выдающегося французского архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона и один рисунок пером А.-Ш. Карафа, ученика Ж.-Л. Давида, чьи произведения чрезвычайно редки в России. 12 рисунков выполнены детьми князя, 5 из них - княжной Зинаидой, в будущем замужестве княгиней Волконской. Альбом имеет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение. Известно, что значимый архивный массив Белосельских-Белозерских (в т.ч. рисунки З.А. Волконской) хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета. В этом контексте обнаружение данной реликвии пушкинского времени, чудом сохранившейся в частной семье в России, можно считать уникальным явлением.

Личная вещь И.С. Тургенева. Живописная картина «Скачущий черкес».
Автор - художник-любитель Д.А. Татищев (1825 - 1878), генерал-майор, парижский знакомый И.С. Тургенева. Предмет имеет исключительное мемориальное значение. Провенанс безупречен и свидетельствует о том, что картина была подарена автором И.С. Тургеневу и находилась в личном пользовании писателя.


Акварель «Интерьер с охотничьми трофеями»
(1853).

Выполнена художником А. И. Тихобразовым (1825-1897), петербургским зодчим и педагогом, младшим братом Н.И. Тихобразова, известного исторического живописца и портретиста. Работы А.И. Тихобразова крайне редки в художественных музеях страны. На сегодняшний день специалисты располагают сведениями о шести подобных акварелях 1840-х гг., находившихся в частных собраниях. Редкость экспоната заключается и в выборе темы: на акварели изображен очень "живой и информативный интерьер" мужского кабинета, в деталях обстановки повествующий о своем хозяине - охотнике и писателе. Предмет приобретается для экспозиции Дома-музея И.С. Тургенева.


М узейное собрание регулярно пополняется новыми экспонатами. Приоритетом формирования коллекций остается поиск, а также воссоздание материалов, отражающих события позднего средневековья. При комплектовании не остается без внимания любой материал, прямо или косвенно касающийся эпохи Ивана Грозного, в том числе представляет определенный интерес и художественный, собирательный образ грозненской эпохи, воплощенный современными мастерами.

Сундук XV-XVI вв., изготовленный в Восточной Европе

Сундук, поступивший в музейное собрание, изготовлен в Восточной Европе в XV-XVI вв. По своему функциональному назначению сундуки были основной формой средневековой мебели для хранения. В России, в эпоху правления Ивана Грозного, подобные сундуки могли появиться в связи с приездом послов, купцов и других гостей.
Подобные сундуки хранятся в западноевропейских музеях (Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей прикладного искусства в Кельне и др.), и признаны раритетами. На отечественном антикварном рынке их появление скорее уникально.
Сундук поступил в музейное собрание из ООО «Русская усадьба» (г. Москва).
Гравюра «Елизавета Английская» (Франция, 1570-е гг.)

На гравюре - прижизненный портрет Елизаветы Английской, дочери короля Генриха VIII Тюдора от брака с Анной Болейн. Взаимоотношения елизаветинской Англии с Русским Царством достаточно полно характеризуются двумя аспектами: деятельностью Московской компании и личной перепиской Елизаветы с Иваном IV. Гравюра «Царь Иван IV» из издания «Государства, империи и княжества мира» (Голландия, г. Амстердам. 1621 г.)
Гравюра с изображением царя Ивана Грозного представляет собой лист из иллюстрированного издания на голландском языке. На обороте листа - описание России. Интересно, что надпись на латинском языке по овалу портрета гласит: «Василий великий – князь Московии Русский император и прочее», т.е. названо имя отца Ивана IV - Василия III.

10.01.2019 – 19.01.2019

Редчайший памятник книгопечатания - Часовник (1577-1640 гг.)

В конце 2018 года собрание музея пополнил редчайший памятник книгопечатания - Часовник.
В книгу вплетены два издания:
- фрагмент Часовника (1577-1580 гг.), напечатанного в Александровской слободе.
- Часовник (кон. 1630 - 1-ая пол. 1640 гг.), напечатанный на Московском печатном дворе.
Наибольший интерес для музея представляет первый, более ранний Часовник, отпечатанный здесь мастером Андроником Тимофеевым Невежей по указанию Ивана Грозного.

23.08.2018 – 23.09.2018

Ствол ручной пищали второй трети XVI в.

В августе 2018 г. музейное собрание пополнилось редчайшим памятником раннего этапа развития русского ручного огнестрельного оружия - стволом ручной пищали второй трети XVI века. Ствол служил основной деталью русской ручной пищали (ружья) с деревянной ложей и фитильным замком.

02.04.2018 – 02.05.2018

Поступления в начале 2018 года: щит, наруч и наконечник пики.

Щит и наруч изготовлены в Персии в конце XVI - XVII вв. (Правление династии Сефевидов, когда Персия и Россия установили дипломатические и торговые отношения.) В это время Россия не могла своими силами полностью обеспечить себя оружием и защитным снаряжением, поэтому продолжался активный импорт из соседних стран: немецких государств, Польши, Персии, Турции и Кавказа.

12.12.2017 – 10.01.2018

Декоративное блюдо, изготовленное в Германии в XVI-XVII вв.

В декабре этого года музейное собрание пополнилось еще одним редким музейным предметом - декоративным блюдом, изготовленным в Германии в XVI-XVII вв. Блюдо неглубокое, с декоративным рельефом. Борт широкий гладкий с графическим орнаментом. По центру дна - гладкая мишень, вокруг «вихревая» розетка и надпись готическим шрифтом, которую еще только предстоит прочитать с помощью специалистов.

Железный шлем-мисюрка был выполнен в Османской империи во второй половине XVII в. Это неглубокая чаша с отверстиями для крепления колец бармицы - кольчужной сетки, закрывающей шею и глаза воина.

03.11.2016 – 03.12.2016

Стальной шлем бирнхельм (кабассе) был изготовлен в Западной Европе в кон. XVI - нач. XVII вв. и являлся частью европейского воинского пехотного вооружения стрелков и пикинеров. Такие шлемы были популярны в Испании, Италии и Франции, позже появились в Германии, а затем в Англии. В каждой стране шлем имел свое официальное название и множество жаргонных: «собачья морда», «железный чепец», «стрелковый колпак».

02.06.2016 – 02.06.2016

Деловые и творческие партнеры музея А.А. Мелитонян (председатель «Союза филокартистов России») и его супруга Кэри Линн Рэди передали в дар книгу Генриха Штадена «О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника» (изд."М. и С. Сабашниковы", 1925 г.) и подборку открыток с изображениями царских особ.

01.06.2016 – 01.06.2016

Собрание музея пополнилось большой коллекцией кованых светцов, что очень символично, ведь Александров издавна прослыл городом кузнечных мастеров. Да и на гербе наковальня и тиски появились по указу Екатерины Великой «в знак множества в сем городе кузнецов».

01.05.2016 – 31.05.2016

Портативная подвесная чернильница XVIII в.

Коллекция «Металл» пополнилась редким памятником русского художественного ремесла XVIII в. Портативная подвесная чернильница стала еще одним даром музею известного московского коллекционера Д.В. Журавлева, гендиректора антикварного салона «Русская усадьба».

08.04.2016 – 08.04.2016

Медный сосуд для воды, изготовленный в Исфахане в XVII в.

Мы уже писали о приобретении музеем ендовы, изготовленной в России. А в марте фондовая коллекция пополнилась медным сосудом для воды подобного типа, изготовленном в иранской столице - Исфахане в XVII в (династия Сефевидов).

11.03.2016 – 12.03.2016

Сундук-кассоне нач. XVII в.

Экспозицию «Сенник постельный» украсили вновь приобретенные экспонаты. Теперь здесь представлены 3 вида сундуков. Как известно, традиционная средневековая мебель - это лавки, столы, сундуки. Последние служили для самых разных целей – от постели до сейфа. В двух сундуках из «Сенника» («теремок» и «подголовник») могли хранить драгоценности, деньги, тайные бумаги, письма.

02.03.2016 – 02.03.2016

Медная ендова XVIII в., изготовленная в Вологодской губернии

Коллекция «Металл» пополнилась медной ендовой XVIII в., изготовленной в Вологодской губернии. Эту реликвию музей получил в дар от Дмитрия Владимировича Журавлева, гендиректора ООО «Русская усадьба» (организация, не раз помогавшая нам в комплектовании музейного собрания).

Коллекции музея пополнились работами известных художников исторического жанра. Четыре картины члена Союза художников России О. Н. Вишнякова заняли достойное место в коллекции живописных работ музея. Историческая тематика полотен «Царь Иван Грозный» , «Покаяние» , «Ветер с моря» , «Смутное время» , занимающая особое место в творчестве художника, сюжетно связана с яркими страницами истории Александровской слободы как резиденции великих московских князей и первого русского государя. Сегодня посетители смогут увидеть яркие, мощные полотна в средневековой белокаменной палате на экспозиции «Образ Ивана Грозного в произведениях живописи».



«Царь Иван Грозный» «Покаяние» «Ветер с моря»
«Смутное время»


У художника-живописца С. Н. Ефошкина , члена Союза художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, заказано и закуплено 2 картины «Государев человек. Опричник. ХVI век» и . Картины изображают ближнее окружение русских государей, воспроизводят яркие страницы истории, связанные с опричниной, введенной Иваном Грозным в Александровской слободе, и любимой царской потехой - соколиной охотой.



«Государев человек. Опричник. ХVI век»
«Государев человек. Сокольничий. XVII век»


Украшением музейного собрания стала приобретенная музеем у заслуженного художника России скульптора Ю.П. Хмелевского эксклюзивная композиция .


«Иван Грозный в Александровской слободе»

Археологические раскопки – один из основных способов комплектования музейных фондов по истории средневековья. Все археологические исследования дают совершенно уникальные сведения об особенностях устройства архитектурных памятников Александровской слободы.
Самыми значимыми археологическими находками последних лет стали шахматная фигура и торговая пломба нач. XVI в. , парфюмерные принадлежности XVII в.: копоушка и помадная баночка .



Шахматная фигура Торговая пломба нач. XVI в.



Среди новых поступлений этнографических коллекций выделяется необычайно красочная коллекция народного костюма XIX века. Каждый из них отражает все многообразие русского женского народного костюма и несет в себе черты той местности, где он был выполнен. При пошиве этих костюмов из Нижегородской, Тамбовской, Рязанской, Вологодской губерний были использованы местные ситцы мануфактуры купцов Барановых (село Карабаново), что подтверждает широкую известность «барановских» ситцев в разных уголках России.

Интересным приобретением оказалась детская коляска , сплетенная из лозы 100 лет назад. Такие плетеные коляски считались предметом роскоши, были большой редкостью, их могли себе позволить только богатые семьи. По семейной легенде, данная коляска была выполнена на заказ местным мастером. В XIX веке в Александровском уезде плетение, как народный промысел было достаточно распространено.

В последнее время музейное собрание пополнилось колоритными предметами декоративно-прикладного искусства, отражающими быт горожан XIX-н.XX вв. Часть из них приобретена у частных коллекционеров и в антикварных салонах: каминные бронзовые часы французской работы ; перламутровый театральный бинокль ; подарочный набор по случаю Первого Причастия, выполненный из дорогих материалов в сложной технике; о ловянная бульотка для чаепития и мн.др.

Роскошный комплект для крюшона из матового стекла Гусевского завода Мальцовых Владимирской губернии пополнил коллекцию стекла. Подобные изделия Гусевского завода пользовались огромным спросом у состоятельных горожан.


Особый интерес вызывают художественный фарфор , фамильное серебро и ювелирные украшения известных купцов Зубовых , поступивших от прямого потомка этого рода нашего земляка А.В.Ильина.

Открывшаяся 2 февраля 2017 г. в 16.00 выставка станет одним из первых событий, организованных в рамках празднования 85-летия Музея истории религии, – единственного в России и один из немногих музеев в мире, постоянная экспозиция и временные выставки которого рассказывают об универсальном феномене человеческой культуры – религии.

С момента создания Музей сохраняет статус ведущего российского центра изучения религии во всём многообразии исторических форм - с времен древности до наших дней. Ежегодно Музей организует более 50 временных выставок в России и за рубежом, новые постоянные экспозиции и Фонды открытого хранения, выпускает каталоги выставок и коллекций. На протяжении более восьмидесяти лет музейные сотрудники бережно хранят и реставрируют музейные предметы – образцы мирового духовного и материального наследия.

В 1932 г. коллекция Музея насчитывал всего 847 предметов. Сегодня она составляет около 200 тысяч единиц и поражает своим разнообразием - это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов, древнейшие из которых датированы VI тыс. до н.э.

Свой юбилейный год Музей открывает выставкой, посвященной одному из важнейших направлений музейной работы - пополнению и комплектованию фондов. На ней представлены более 100 экспонатов – новые поступления, обогатившие музейное собрание в последние пять лет (2012 – 2016 гг.), и отражающие основные направления работы музейных хранителей.

Экспонирующиеся предметы – малая толика от общего количества новых поступлений. За последние пять лет в фонды пополнились 2 095 предметами. Из них – 611 было передано Музею в дар, 1 484 – приобретено.

Выставка отражает все многообразие источников пополнения коллекций – закупка; дары частных лиц, в том числе, современных живописцев, графиков, скульпторов и их наследников, а также дары коллекционеров и собирателей – партеров Музея по выставочным проектам; дары религиозных организаций, с которыми музей поддерживает партнерские отношения; передача из Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-западному федеральному округу задержанных на таможне предметов, имеющих культурно-историческую и художественную значимость; предметы, привезенные сотрудниками Музея из научных командировок и т.д.

На выставке представлены наиболее интересные из поступивших в музей экспонаты и комплексы.

Выставка – знак бесконечной признательности Музея всем его партнерам и дарителям, всем петербуржцам, которые внесли и вносят свой вклад в пополнение коллекции Музея истории религии как неотъемлемой части Музейного фонда Российской Федерации. А также выражение глубокого уважения к труду музейных хранителей фондов и всех тех научных сотрудников, без помощи которых работа по собиранию и сохранению коллекций не может быть осуществлена.