Таблица смешивания цветов позволяет узнать, как при смешивании двух и более цветов и оттенков получить нужный.
Такая таблица применяется в различных сферах искусства — изобразительном, лепке, и прочих. Также может использоваться в строительстве при смешивании красок и штукатурок.
Требующийся цвет | Основной цвет + Инструкция по смешиванию |
Розовый | Белый + добавить немного красного |
Каштановый | Красный + добавить чёрный или коричневый |
Королевский красный | Красный +добавить голубой |
Красный | Красный + Белый для осветления, жёлтый, чтобы получить оранжево-красный |
Оранжевый | Жёлтый + добавить красный |
Золотой | Жёлтый + капля красного или коричневого |
Жёлтый | Жёлтый + белый для осветления, красный или коричневый для получения тёмного оттенка |
Бледно-зелёный | Жёлтый + добавить синий / чёрный для глубины |
Травянисто-зелёный | Жёлтый + добавить синий и зелёный |
Оливковый | Зеленый + добавить желтый |
Светло-зеленый | Зеленый + добавить белый / желтый |
Бирюзово-зеленый | Зеленый + добавить синий |
Бутылочно-зеленый | Желтый + добавить синий |
Хвойный | Зеленый + добавить желтый и черный |
Бирюзово-синий | Синий + добавить немного зелёного |
Бело-синий | Белый + добавить синий |
Веджвуд-синий | Белый + добавить синий и каплю чёрного |
Королевский синий | |
Тёмно-синий | Синий + добавить чёрный и каплю зелёного |
Серый | Белый + Добавить немного чёрного |
Перламутрово-серый | Белый + Добавить чёрный, немного синего |
Средний коричневый | Жёлтый + Добавить красный и синий, белый для осветления, чёрный для тёмного. |
Красно-коричневый | Красный & жёлтый + Добавить синий и белый для осветления |
Золотисто-коричневый | Жёлтый + Добавить красный, синий, белый. Больше жёлтого для контрастности |
Горчичный | Жёлтый + Добавить красный, чёрный и немного зелёного |
Бежевый | Взять коричневый и постепенно добавлять белый до получения бежевого цвета. Добавлять жёлтый для яркости. |
Не совсем белый | Белый + Добавить коричневый или чёрный |
Розово-серый | Белый + Капля красного или чёрного |
Серо-голубой | Белый + Добавить светло-серый плюс капля синего |
Зелёно-серый | Белый + Добавить светло-серый плюс капля зелёного |
Серый уголь | Белый + добавить чёрный |
Лимонно-жёлтый | Жёлтый + добавить белый, немного зелёного |
Светло-коричневый | Жёлтый + добавить белый, чёрный, коричневый |
Цвет зелёного папоротника | Белый + добавить зелёный, чёрный и белый |
Цвет лесной зелени | Зелёный + добавить чёрный |
Изумрудно-зелёный | Жёлтый + добавить зелёный и белый |
Салатовый | Жёлтый + добавить белый и зелёный |
Цвет морской волны | Белый + добавить зелёный и чёрный |
Авокадо | Желтый + добавить коричневый и чёрный |
Королевский пурпурный | Красный + добавить синий и жёлтый |
Тёмно-пурпурный | Красный + добавить синий и чёрный |
Томатно-красный | Красный + добавить жёлтый и коричневый |
Мандарин, оранжевый | Жёлтый + добавить красный и коричневый |
Рыжевато-каштановый | Красный + добавить коричневый и чёрный |
Оранжевый | Белый + добавить оранжевый и коричневый |
Цвет красного бургундского | Красный + добавить коричневый, чёрный и жёлтый |
Малиновый | Синий + добавить белый, красный и коричневый |
Сливовый | Красный + добавить белый, синий и чёрный |
Каштановый | |
Цвет мёда | Белый, жёлтый и тёмно-коричневый |
Тёмно-коричневый | Жёлтый + красный, чёрный и белый |
Медно-серый | Чёрный + добавить белый и красный |
Цвет яичной скорлупы | Белый + жёлтый, немного коричневого |
Чёрный | Чёрный Использовать чёрный как смоль |
Смешивание красок
черный
= коричневый+синий+красный в равных пропорциях
черный
= коричневый+синий.
серый и черный
= синий, зеленый, красный и желтый смешиваются в равной пропорции,а потом на глаз добавляется тот или иной. получается надо больше синего и красного
черный=
получится если смешать красный, синий и коричневый
черный
=красный, зеленый и синий. Можно дополнительно добавить и коричневый.
телесный
= красной и желтой краски.... самую малость. После вымешивания, если желтеет, то добавить немножко красной, если розовеет немного желтой краски. Если цвет сильно насыщенный получился донавить кусочек белой мастики и вымешать заново
темно-вишневый=
красный + коричневый + немного синего (голубого)
клубничный
= 3 части розового+1ч.красного
туркиз
= 6 ч.небесно-голубого+1ч.желтого
серебрянно-серый=
1ч.черного+1ч.синего
темно красный=
1ч.красного+немного черного
цвет ржавчины
=8ч.оранжевого+2ч.красного+1ч.коричневого
зеленоватый
=9ч.небесно голубого+немного желтого
темно зеленый
= зеленый+немного черного
лаванда
=5ч.розового+1ч.сереневого
телесный
=немного цвета медного
морской
=5ч. синего+1ч.зеленого
персиковый
=2ч. оранжевого+1ч. темно желтого
темно розовый
=2ч. красного+1ч.коричневого
темно синий
=1ч. синий+1ч. Сереневый
авокадо
= 4ч. желтого+1ч.зеленого+чуть черного
коралл
=3ч.розового+2ч.желтого
золотой
= 10ч.желтого+3ч.оранжевого+1ч.красного
слива =
1ч.фиолетового+немного красного
светло зеленый=
2ч.фиолетового+3ч.желтого
красный + желтый = оранжевый
красный + охра + белила = абрикосовый
красный + зеленый = коричневый
красный + синий = фиолетовый
красный + синий + зеленый = черный
желтый + белила + зеленый = лимонный
желтый + голубой или синий = зеленый
желтый + коричневый = охра
желтый + зеленый + белила + красный = табачный
синий + зеленый = морская волна
оранжевый + коричневый = терракот
красный + белила = кофе с молоком
коричневый + белила + желтый = бежевый
салатовый
=зеленый+желтый, больше желтого,+белый=светло-салатовый
сиреневый
=синий+красный+белый, больше красного и белого, +белый=светло-сиреневый
сиреневый
=красный с синим, причем преобладает красный
Фисташковая краска
получается при смешивании желтой краски с небольшим количеством синей
Синий является основным цветом, наряду с красным и желтым. Синий представляет холодную цветовую гамму. В палитре Пантон, разработанной в середине XX в. – 180 оттенков синего цвета, каждый из которых имеет свое название и номер.
При упоминании этого цвета, в воображении возникают безграничные образы моря и неба, космоса, сгущающихся сумерек, лунного света.
Считается, что синий можно получить путем смешивания зелёного и жёлтого, но, на практике комбинация этих цветов даёт скорее оливковый. Синий уникален и неповторим. Получить его путем смешения красок невозможно.
Для достижения нужного цвета или его оттенка, можно воспользоваться цветовым кругом.
Базовые цвета, к которым относится синий, красный и жёлтый, в процессе смешивания образуют оранжевый, зелёный, коричневый и фиолетовый.
Если у вас есть синий, но вы хотите получить другой его оттенок, воспользуйтесь имеющимися цветами для получения желаемого тона. Оттенок бывает крайне важен при создании произведения искусства, а также в сфере дизайна и оформления интерьера.
В стандартных наборах акриловых красок в качестве синего представлен цвет ультрамарин, яркий и в то же время тёмный оттенок с фиолетовыми нотками.
Для того чтобы создать более светлый тон, смешаем 3 части синего цвета + 1 часть белого.
Этот оттенок можно охарактеризовать как синий на стыке с сиреневым.
Смешаем синий и манджентово-розовый в равных пропорциях. Для того чтобы сделать оттенок светлее, добавим белый.
Иногда основной синий в палитре цветов смотрится слишком ярким и светлым. Для того чтобы получить более тёмный оттенок, 3 части синего смешаем с 1 частью черного. Таким образом, полученный цвет будет более затемненным.
Такой оттенок идеально передаёт атмосферу неба и водной глади в пасмурный день.
Для этого смешаем базовый синий цвет с коричневым. В итоге получится тёмный серо-синий оттенок, осветлить который поможет белый цвет.
Без наличия в вашем арсенале основного синего цвета невозможно получить его методом смешивания других цветов, но если базовый синий имеется, можно поэкспериментировать с созданием его новых оттенков и тонов.
Знания о вариантах смешивания цветов могут пригодиться не только в профессиональной деятельности художников. Индивидуальный дизайн жилплощади зачастую ставит перед оформителем вопрос, как добиться того или иного интересного полутона. Предложенные варианты комбинирования и таблица смешивания цветов помогут получить желаемый эффект.
Повседневная жизнь наполнена широчайшей гаммой всевозможных цветов. Чтобы получить нужный, необходимо знать тонкости комбинирования.
Синяя, красная и желтая краска – это три кита, на которых держится широкая палитра полутонов. Сформировать эти цвета в результате смешивания других красок невозможно. В то же время их комбинирование между собой дает необычайно много сочетаний.
Важно! Создать разнообразные оттенки за счет смешивания только двух красок можно путем изменения их пропорций.
В зависимости от объема одной части краски, добавляемой к другой, получившийся результат приближается к тому или иному исходному цвету. Одним из самых известных примеров является смешение синего и желтого, в результате чего образуется зеленый цвет. Полученный результат при добавлении новых порций желтой краски будет постепенно изменяться, максимально приближаясь от зеленого к желтому. Вернуться к синему можно при добавлении в зеленую смесь большего объема исходного элемента.
Смешивание хроматических цветов, расположенных близко друг от друга в цветовом круге, дают краску, не обладающую чистым тоном, но имеющую выразительный хроматический оттенок. Комбинирование цветов, находящихся в противоположных сторонах хроматического круга, приведет к получению ахроматического тона. Пример – соединение оранжевого или пурпурного с зеленым. То есть смесь близко расположенных в цветовом круге красок дает насыщенный хроматический оттенок, максимальное удаление цветов друг от друга при смешивании приводит к получению сероватого тона.
Отдельные краски при взаимодействии дают нежелательную химическую реакцию, результатом которой может стать растрескивание декоративного слоя. В отдельных случаях полученный фон может темнеть или сереть. Наглядным примером служит смесь свинцовых белил и красной киновари. Привлекательный розовый цвет со временем темнеет.
Оптимально, когда впечатление многокрасочности достигается путем смешивания минимального количества цветов. При этом важно учитывать, какие краски в результате смешивания между собой дают стойкий результат, а какие комбинировать недопустимо. Полученные знания позволяют исключить из работы выгорающие или темнеющие в дальнейшем краски.
Снизить риск ошибочных сочетаний поможет таблица нежелательных смесей, приведенная ниже:
Испробовав на практике приведенные примеры, будущие живописцы и оформители приобретут драгоценный профессиональный опыт.
Красный цвет входит в тройку основных цветов и обязательно присутствует даже в минимальных наборах. Но для массовой печати применяют тон маджента. Ответ на вопрос, как получить красный цвет, довольно прост: смешать предлагаемый маджента с желтым в пропорции 1:1. Существуют и другие варианты получить красный цвет при смешивании красок:
По центру расположен основной красный. Далее находятся варианты для смешивания. Следующий круг – результат комбинирования первых двух красок. В заключении представлены варианты цветов при добавлении в последний результат красной, черной или белой краски.
Синий относят к первичным цветам, поэтому для формирования всех его оттенков потребуются синяя краска.
Внимание! Никакая комбинация других цветов не дает оттенок синего, поэтому присутствие этой краски в комплекте обязательно.
Даже имея в наличии набор из 12 цветов, периодически возникает вопрос, как получить синий цвет. Классический тон носит название «роял», а в комплекте акриловых красок зачастую основным идет ультрамариновый цвет, который обладает ярко-темным оттенком с фиолетовым подтоном. Достичь более светлого эффекта позволяет смешивание синего и белого в соотношении 3:1. Увеличение белого ведет к осветлению тона вплоть до небесно-голубого. При желании добиться умеренно насыщенного результата, темную синюю краску смешивают с бирюзовой.
Какие цвета надо смешать, чтобы получились оттенки синего, рассмотрим далее:
Небольшая таблица вариантов комбинирования представлена далее:
Решить задачу, как получить зеленый цвет в случае его отсутствия в наборе, довольно просто: соединить желтый и синий. Богатая палитра зеленых полутонов создается изменением пропорций исходных составляющих и добавлением дополнительных элементов, выполняющих функцию затемнения или осветления. В этой роли выступает черная и белая краска. Эффект оливкового и хаки достигается смешиванием двух основных элементов (желтого и синего) и незначительной примеси коричневого тона.
Замечание! Насыщенность зеленого полностью зависит от качества составляющих элементов: интенсивные тона исходников гарантируют яркий результат.
Если зеленый получен путем смешивания, то все последующие полутона будут более тусклыми. Поэтому экспериментировать с гаммой зеленого лучше, имея изначально готовый основной цвет. Существует множество вариантов комбинирования:
Выразительность зеленого цвета находится в прямой зависимости от исходных элементов, соответственно яркость полутонов отталкивается от насыщенности зеленого. Наглядное представление о вариантах смешивания дает графическая палитра:
Как и в случае с красным кругом, в центре расположена основная краска, далее идут варианты смешивания, затем – итог экспериментов. Заключительный круг – это оттенки предыдущего уровня при добавлении основной, белой или черной краски.
Существует множество других приемов создать желаемый эффект, добавив какой-либо краситель к основному цвету. Ответ на вопрос как получить цвет слоновой кости многогранен и зависит от поверхности, куда планируется наносить краску. Самый простой вариант – это смешивание белоснежной базовой основы с желтоватой. Например, в белила добавляется желтоватая охра или минимальное количество стронция. Чтобы затонировать бумагу, незначительный объем марганцевокислого калия разводится в воде. Светло-розовый оттенок свидетельствует о правильно разведенном растворе. Ватный тампон, кисть или губка смачивается в полученном составе, после чего обрабатывается поверхность бумаги.
Совет! Для двухсторонней тонировки лист можно на пару минут опустить в емкость с раствором марганцовки. После просушки она приобретет желаемый эффект слоновой кости.
Также существует несколько способов, как получить черный цвет:
Постараемся ответить на самые популярные вопросы о вариантах смешивания:
Как видите, вариантов добиться нужного эффекта в творческом процессе оформления неисчислимое множество. Дополнит изложенную информацию таблица с вариантами смешивания цветов и видео:
Как получить оранжевый цвет и его оттенки на 10-и фото + таблица всех возможных производных. Как получить коралловый, персиковый, терракотовый и рыжие цвета? Влияние белого, черного и коричневого при составлении цвета.
Оранжевый цвет получается при смешивании красного и желтого, однако можно получить оттенок этого цвета (мягкий и достаточно светлый) добавив в желтую краску – розовый. В последствии все основные насыщенные оттенки оранжевого так или иначе связаны с красным, желтым, розовым, белым. Более сложные и темные тона, получаются с участием фиолетового, коричневого и черного.
Все знают, что основной градиент оранжевого лежит в пределах красно-оранжевого и желто-оранжевого. Так как цвет получается или двух красок, то в зависимости от процентовки каждого цвета идет сдвиг в ту или иную сторону.
Конечно, все получившиеся оттенки от первичных цветов (в нашем случае красного и желтого) будут бледнее. Однако, оранжевый состоит из 2-х теплых тон, волны которых не сильно различаются (противоположностью будет синий и желтый для создания зеленого), и даже во втором порядке смотрится достаточно броско.
Смешивание акриловых красок для рисования:
Считается, что для получения классического оранжевого, нужно взять 1-ну часть желтого и 1-ну часть красного. Однако на практике получается, что желтого приходится брать больше, чем красного. В палитре вы всегда сможете подобрать нужный тон, добавляя в смесь желтого или красного.
У этого тона существуют широкая гамма пастельных оттенков. Они строятся при помощи белого цвета, но есть и альтернативный вариант: смешиваем розовый и желтый, полученный оттенок – мягкий оранжевый тон, относящейся к светлой гамме:
Другим вариантом будет добавление желтого и белого цвета.
Обычно в палитре из 12-ти цветов уже имеется оранжевый оттенок, который значительно ярче полученного смешиванием цвета, поэтому при построении оттенков мы будем пользоваться уже имеющимся.
В моей палитре глянцевых акриловых красок имеется яркий красно-оранжевый тон. Чтобы из него получить светлые оранжевые тона, мне понадобится смешать красно-оранжевый, желтый и белый:
Хоть этот оттенок ближе к розовому, его построение полностью завязано на оранжевом цвете, и имеется 2 сценария его получения:
1) Сложный: берем красно-оранжевый, розовый и белый примерно в равных частях (когда будете смешивать, то на глаз регулируйте оттенок, главное тщательно перемешать краску).
2) Красно-оранжевый близок к алому, а алый – оттенок красного. Красный же цвет смешиваясь с белым дает розовый, а коралловый можно назвать светлым оттенком розового с оранжевым подтоном.
В данном случае коралловый будет клонится ближе к оранжевому, но тем не менее оставаться роскошный тропическим оттенком.
Еще один светлый и тонкий оттенок основного цвета. Персиковый относится к мягкой пастельной гамме., выделяясь из нее своей изысканностью, он давно полюбился и закрепился в нашем представлении. Его построение состоит из 4-рех цветов:
1) Красный + желтый + розовый + белый
2) Оранжевый + желтый + розовый + белый
3) Коралловый +желтый + белый
Перейдем к темным оттенкам оранжевого. Одним из интересных вариантов – это терракотовый: средне-темный, но насыщенный сложный красно-оранжевый оттенок получается при смешивании фиолетового и красно-оранжевого:
Сделать оттенок более светлым поможет добавление капельки белого.
Рыжий цвет имеет оранжевый подтон. Если взять коричневый цвет и смешать его с красно-оранжевым, то полученные оттенки будут темными, но насыщенными. Отрегулировать тон можно добавлением желтого цвета.
Регулировать яркость оттенков оранжевого можно с помощью черного цвета: как до полного затемнения, так и просто притушить яркость. Это необходимо для создания контраста.
Если же вы хотите притушить светлые оттенки: смешайте белый с черным до серой массы и вносите его в рабочий тон.
Практика в цветоведение незаменима, однако теория сможет вам дать понимание как строится тот или иной тон.
В центре – основной цвет от которого идет построение цвета. Первый круг цветов – оттенки с которыми смешивается цвете в пропорции указанной ниже. Третий круг образуют тона, которые получились в результате смешивания основного цвета и первого круга в меньшей пропорции, чем третий. По бокам от цвета на конце луча, этот же цвет с добавлением черного (более темный) и белого (более светлый).
Как получить другие цвета и их оттенки: теория и практика. Жми на иконку.
В данной статье мы рассмотрим, что нужно смешать, чтобы получить коричневый цвет в красках.
Такой благородный и спокойный цвет, как коричневый, всегда доминировал в одежде богатых и знатных представителей. Кстати, его основная характеристика – это стабильность и устойчивость. Но вот часто в палитре нет такого цвета или необходимого его оттенка. Да и юные или даже опытные художники должны уметь подбирать правильные цвета, чтобы самостоятельно создавать цветовую гамму коричневого спектра. А наши рекомендации помогут в данном аспекте.
Прежде, чем бросаться к колеру и кисточкам, нужно вспомнить, какие же есть цвета. Их разделяют на две группы – основные и дополнительные. Также выделяют еще две подгруппы – составные и сложные. Все они составляют конструкцию четырех групп базовых колоритов.
Запомните – основные цвета нельзя получить путем совмещения каких-либо палитр. Кстати, именно они и становятся базой для создания других цветов. Более того, имея под рукой еще черный и белый, можно извлечь абсолютно всякий окрас.
ВАЖНО: Коричневый цвет относится к группе сложных цветов.
Предлагаем три базовых способа, получения коричневого цвета.
ВАЖНО: Слишком много желтой краски создаст оттенок охры.
Чтобы получить светло – коричневый цвет, нужно предоставить преобладание желтому цвету. Но! Повторимся, что слишком его большое количество сделает цвет, похожим на охру. И, конечно, все зависит от желаемой светлости.
Если говорить о предыдущих вариантах смешивания, то больше синего или зеленого сделают более темный коричневый цвет. Но они будут вносить и свой оттенок. Существует еще один, более простой и быстрый способ получения темно – коричневого цвета.
Для создания шоколадного цвета, нужно немножко повозиться. Наиболее необремененная схема – это подобрать правильные тона оранжевого и синего цвета. Но есть еще один возможный вариант.
Для наглядного восприятия хотим предоставить вам таблицу, в которой будут показаны все возможные версии выведения коричневого колорита и его гаммы. Чтобы получить коричневый колорит, нужно смешать составные цвета, приплюсовав к ним основной оттенок. Правда, есть и другие варианты, где в состав входят не просто вторичные колориты, но и даже сложные палитры.