Кого Дали поместил на телефонную трубку на одной из своих скульптур, варианты? Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали

13.06.2019

Несомненно имя Сальвадора Дали известно по всему миру. И в этом прежде всего заслуга его самого: Дали был художником, скульптором, писателем, режиссером. Он имел свой своеобразный взгляд на мир и был ярким представителем сюрреализма.

Сюрреализм - направление в искусстве, родиной является Франция, отличительная черта которого сочетание парадоксальных форм и иллюзий. Еще имеет такое понятие: совмещение сна и реальности. Это направление имеет множество последователей, в числе которых и был Сальвадор Дали.

На его творчество большой отпечаток наложила его муза, а по совместительству жена Гала. Именно ее часто изображал художник на своих полотнах. Также многим запомнились скульптуры великого испанца.

Среди них как раз и находится телефонная трубка с расположенным на ней омаром. Сам омар выполнен из гипса, а телефон настоящий. Дали в этой скульптуре хотел показать протест всему миру против развития техники. Он считал, что технологические коммуникации отдаляют людей друг от друга.


Сама экспозиция впервые была представлена в 1936 году на Лондонской выставке сюрреалистического искусства. Всего скульптура была выполнена в пяти вариантах и ее сейчас можно посмотреть в различных музеях мира: в Австралии, в Ливерпуле и так далее.

Страхи и фетиш гения - символика Дали

Создав свой собственный, сюрреалистичный мир, Дали наполнил его фантасмагоричными существами и мистическими символами. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера, «переезжают» из одной его работы в другую на протяжении всей творческой жизни.

Символика Дали не случайна (как не случайно все в жизни, по мнению маэстро): интересуясь идеями Фрейда, сюрреалист придумал и использовал символы для того, чтобы подчеркнуть скрытый смысл своих работ. Чаще всего - для обозначения конфликта между «твердой» телесной оболочкой человека и его мягким «текучим» эмоционально-ментальным наполнением.

Символизм Сальвадора Дали в скульптуре

Способность этих созданий общаться с Богом волновала Дали. Ангелы для него - символ мистического, возвышенного союза. Чаще всего на картинах мастера они появляются рядом с Гала, которая была для Дали воплощением благородства, чистоты и связи, дарованной небесами.

АНГЕЛ


единственная в мире картина, в которой есть неподвижное присутствие, долгожданная встреча двух существ на фоне пустынного, мрачного, мертвого пейзажа

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли (Ральф Эмерсон)

Сальвадор Дали "Падший ангел" 1951

МУРАВЬИ

Страх перед тленностью жизни возник у Дали еще в детстве, когда он со смесью ужаса и отвращения наблюдал, как муравьи пожирают останки умерших мелких животных. С тех пор и на всю жизнь муравьи стали для художника символом разложения и гнили. Хотя некоторые исследователи связывают муравьев в работах Дали с сильным выражением сексуального желания.



Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Его утверждение, что « мягкие часы становятся метафорой гибкости времени» насыщено неопределенностью и отсутствием интриги.Время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев».

ХЛЕБ

Возможно, тот факт, что Сальвадор Дали изображал хлеб на многих работах и использовал для создания сюрреалистических предметов, свидетельствовал о его страхе нищеты и голода.

Дали всегда был большим «поклонником» хлеба. Не случайно он использовал булочки для украшения стен театра-музея в Фигерасе. Хлеб объединил в себе сразу несколько символов. Облик батона напоминает Сальвадору твердый фаллический объект, противопоставляемый «мягкому» времени и уму.

«Ретроспективный бюст женщины»

В 1933 г. С. Дали создал бронзовый бюст с батоном хлеба на голове, муравьями на лице и початками кукурузы в качестве ожерелья. Продан он был за 300 000 евро.

Корзина с хлебом

1926-м году Дали пишет "Хлебную корзинку" - скромный натюрморт, исполненный трепетного почтения к малым голландцам, Вермееру и Веласкесу. На черном фоне белая скомканная салфетка, плетеная соломенная корзинка, пара кусков хлеба. Прописано тонкой кисточкой, никаких новаций, лютая школьная премудрость с примесью маниакальной старательности.

КОСТЫЛИ

Однажды маленький Сальвадор нашел на чердаке старые костыли, и их предназначение произвело на юного гения сильное впечатление. Надолго костыли стали для него воплощением уверенности и невиданного до сих пор высокомерия. Участвуя в создании «Краткого словаря сюрреализма» в 1938 году, Сальвадор Дали писал, что костыли - символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии держать форму или вертикальное положение.

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали - это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец - это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли - непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».

ВЫДВИЖНЫЕ ЯЩИКИ

Человеческие тела на многих картинах и объектах Сальвадора Дали имеют открывающиеся ящики, символизирующие память, а также мысли, которые часто хочется спрятать. «Тайники мысли» - понятие, позаимствованное у Фрейда и означающее тайну скрытых желаний.

САЛЬВАДОР ДАЛИ
ВЕНЕРА Де МИЛО С ВЫДВИЖНЫМИ ЯЩИКАМИ

Венера Милосская с ящиками ,1936 Venus de Milo with Drawers Гипс. Высота: 98 см Частная коллекция

ЯЙЦО

Этот символ Дали «нашел» у христиан и немного «доработал». В понимании Дали, яйцо не столько символизирует чистоту и совершенство (как учит христианство), сколько дает намек на прежнюю жизнь и возрождение, символизирует внутриматочное развитие.

“Рождение нового человека” (“Geopoliticus Child Watching the Birth of the New Man”

Метаморфозы Нарцисса 1937


Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это - я. Да, Нарцисс - это я.
Суть метаморфозы -в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы - в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши - и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса - отсылка из изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь».

СЛОНЫ

Огромные и величественные слоны, символизирующие доминирование и власть, у Дали всегда опираются на длинные тонкие ноги с большим количеством коленных чашечек. Так художник показывает неустойчивость и ненадежность того, что кажется незыблемым.

В «Искушении святого Антония» (1946) Дали поместил святого в нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей. Для Дали секс был сродни мистике.
Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало закон и порядок, достигаемый через слияние духовного и светского.

Лебеди, отражающиеся в виде слонов

ПЕЙЗАЖИ

Чаще всего пейзажи Дали выполнены в реалистичной манере, а их сюжеты напоминают картины эпохи Возрождения. Художник использует пейзажи в качестве фона для своих сюрреалистических коллажей. Это одна из «фирменных» черт Дали - умение совмещать на одном холсте реальные и сюрреальные объекты.

МЯГКИЕ РАСПЛАВЛЕННЫЕ ЧАСЫ

Дали говорил, что жидкость - это материальное отражение неделимости пространства и гибкости времени. Однажды после еды, рассматривая кусочек мягкого сыра камамбер, художник нашел идеальный способ выразить изменчивое восприятие человеком времени - мягкие часы. Этот символ сочетает в себе психологический аспект с необыкновенной смысловой выразительностью.

Постоянство памяти (мягкие часы) 1931


Одна из самых известных картин художника. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра.

МОРСКОЙ ЕЖ

По мнению Дали, морской еж символизирует контраст, который можно наблюдать в человеческом общении и поведении, когда после первого неприятного контакта (подобному контакту с колючей поверхностью ежа) люди начинают узнавать друг в друге приятные черты. В морском еже этому соответствует мягкое тело с нежным мясом, которым так любил лакомиться Дали.

Улитка

Подобно морскому ежу, улитка символизирует контраст между внешней суровостью и жесткостью и мягким внутренним содержимым. Но в дополнение к этому Дали был восхищен очертаниями улитки, изысканной геометрией ее раковины. Во время одной из велосипедных вылазок из дома, Дали увидел на багажнике своего велосипеда улитку и надолго запомнил очарование этого зрелища. Будучи уверенным, что улитка оказалась на велосипеде не случайно, художник сделал ее одним из ключевых символов своего творчества.

  • " Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм."
Сальвадор Дали
полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь


Никто не рождается сразу взрослым, но некоторые появляются на свет гениями. Таким, вероятно, был Сальвадор Дали — гений родом из не совсем обычного детства. Первые годы жизни Сальвадора были наполнены всепоглощающей родительской любовью,
не позволяя молодым родителям разглядеть, что их сын не вполне счастлив и совсем необычен.


Почти за год до рождения Сальвадора Фелипе Хасинто Дали в семье уважаемого фигерасского нотариуса Сальвадора Дали-старшего и его жены Фелипы произошла трагедия — не дожив до двух лет, умер их первенец Сальвадор Гал Ансельм. Мучаясь угрызениями совести и страхом потерять и второго сына, чета Дали постаралась дать Сальвадору-младшему всё, что только могут дать любящие родители. Входя в число наиболее богатых жителей Фигераса, они не отказывали маленькому Сальвадору ни в чем и старались исполнить даже самые необычные пожелания мальчика. При этом отец желал видеть своего ребенка обычным и считал его творческие увлечения блажью, а набожная мать регулярно водила сына к могиле брата.

В 5 лет, после очередного посещения с матерью кладбища, Сальвадор сформировал собственное мнение о родительской любви, решив, что она предназначена не ему, а умершему брату. Чтобы обосновать свое право быть любимым сыном, Сальвадор назвал себя реинкарнацией брата и стал осваивать приемы манипулирования родителями.

Таким образом, можно предположить, что определенный душевный конфликт, спровоцировавший развитие столь необычного мировосприятия, возник у Сальвадора Дали еще в раннем детстве. Ведь он был уверен, что внимание родителей — это не проявление любви к нему, а лишь попытки договориться со своей совестью.
В 1921 году Фелипа Доменек Дали умерла от рака. Сальвадору было 17, и он тяжело переживал утрату. К тому моменту будущий сюрреалист уже вполне сформировался как художник, но оставался абсолютно неприспособленным к повседневной жизни.

Отец художника, поначалу полагал, что из увлечения сына искусством ничего не выйдет. Он хотел дать отпрыску хорошее «нормальное» образование и был весьма огорчен тем, что сын не интересуется общеобразовательными науками

Вскоре после смерти Фелипы Сальвадор Дали Кузи женился на ее сестре Каталине. Это событие стало очередным кирпичиком, уложенным в стену отчуждения между художником и его отцом. Молодой живописец выбрал самостоятельный творческий путь, уехал из дома и не искал сближения с семьей.

В 1933 году Сальвадор Дали написал одну из своих самых скандальных картин — «Загадка Вильгельма Телля».



Сюжет, сам Дали объяснял попыткой изобразить страх перед отцом.
Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком.
В «Дневнике гения» Дали пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. На картине отец может съесть либо котлету, либо ребенка, а это значит, что Дали так и не смог побороть ощущение опасности, исходящей от отца.

Анна Мария вошла в жизнь Сальвадора Дали в 1908 году, когда мальчику исполнилось всего 4 года. В Испании, где превыше всего — семейные ценности, а слово мужчины — закон, обожание и восхищение, которые дарила сестра своему брату, были естественными и… предначертанными. Сравнительно небольшая разница в возрасте еще сильнее сблизила их

Анна Мария 1924
Неудивительно, что Анна Мария постепенно стала играть важную, а после смерти матери — главную женскую роль в жизни молодого Сальвадора. Превратившись в очаровательную юную девушку, она привлекла брата не только как товарищ по жизни, но и как натурщица: вплоть до 1929 года основной моделью постепенно обретающего признание художника была Анна Мария.

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» — написанная в 1921 году, когда умерла его мать, что, по признанию художника, было одним из тяжелейших переживаний его жизни. Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.

Приспособление и рука (1927)

Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода

Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Дали нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи.

Эта картина вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Дали.

«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений

Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти

В 25 лет Сальвадор Дали все еще был девственником и не только не спешил познать женщин, но и страшился их, стараясь избегать физической близости. Что же должно было случиться, чтобы в личной жизни тогда еще будущего гения произошли кардинальные перемены? Необходим был взрыв, фейерверк, праздник… умопомрачительное гала-представление .
И оно произошло. Началось это праздничное шоу, которому было суждено продлиться более 50 лет, в 1929 году, когда в Кадакес, в гости к молодому эксцентричному художнику приехал уже знаменитый в то время французский поэт Поль Элюар со своей дочерью и русской женой, которая именовала себя Гала. Считается, что именно с этого момента начал свое существование звездный дуэт Гала — Сальвадор Дали. На самом деле, в августе 1929-го возник любовный треугольник Гала — Поль — Сальвадор, который стал дуэтом лишь в 1952 году, после смерти Элюара.

Сложно сказать, как сложилась бы жизнь Сальвадора Дали, если бы она развивалась по сценарию Анны Марии. Ранние картины художника, без сомнения, чувственны, талантливы, но лишены того безумия, которое брызжет из произведений сюрреалиста «эпохи Гала». Так или иначе, в 29-м Дали сделал свой выбор

Ненавидел ли Поль Элюар своего более счастливого соперника? Испытывал ли Дали угрызения совести оттого, что «увел» жену у своего товарища? Сомневалась ли Гала в том, что делает правильный выбор, уходя от Элюара к Сальвадору? Нет, нет и еще раз нет.
Что касается Дали, то он был оглушен нахлынувшими чувствами настолько, что вообще не задумывался о том, что Гала приехала к нему не одна, а вместе с ними находятся ее муж и ребенок.

В тот памятный визит Сальвадор Дали написал портрет Поля Элюара. Выплеснув на полотно все свои сомнения и страсти, раздирающие всех участников событий, он пояснил это так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

С 1930 года Гала стала жить с Дали, уехав из Парижа. История их любви, хоть и известна почти всему миру, по-прежнему остается загадкой. А Поль Элюар отправился в свое путешествие, и в 1930 году встретил новую любовь, Марию Бенц, танцовщицу, выступавшую под сценическим псевдонимом Нуш (Nusch). Признанная красавица, Нуш была наделена многими талантами: она танцевала, пела, была акробаткой, писала стихи и даже занималась живописью. Ее красота вдохновляла многих художников начала XX века: Пабло Пикассо
приглашал Нуш в качестве модели для своих картин

Но, несмотря на вполне счастливую личную жизнь, почти до самой смерти Поль Элюар писал любовные письма Гала и верил, что однажды она вернется. А та, в свою очередь, из уважения к бывшему мужу не венчалась с Дали до тех пор, пока Поль был жив.

Дали и Гала поселились в Париже. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко — как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так — «Гала-Сальвадор Дали». И это справедливо — она была тем источником, из которого он черпал свои силы. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — так говорила ему Гала. И он соглашался с этим.

Моя жена 1945.
Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой.
Всю центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании

Софа конфетно-розового цвета нарисована в форме губ американской актрисы Мэй Уэст. Волосы выполнены в виде штор, обрамляющих вход в комнату, глаза в виде картин, а нос — камина, на котором стоят часы. Оттенок губ стал очень популярен в своё время, приобрёл «скандальную» известность
Замысел в виде комнаты-иллюзии реализовал в театре-музее Дали в городе Фигерас Оскар Тускетс под руководством самого Дали. Экспозиция была открыта 28 сентября 1974 года.

Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.

Знаменитейшая из выдумок Дали. Ящики всегда изображались им открытыми. Они обозначали обыскивание, производимое неумышленно. Здесь у Дали явно какое-то устойчивое воспоминание, корни которого остались неведомыми. Дали наметил, где должны быть ящики, а Марсель Дюшан, к которому Дали относился с огромным уважением, сделал форму для отливки. С той же формы в 1964 году была сделана серия новых отливок. Сейчас Венера находится в музее Сальвадора Дали во Флориде. Музей Сальвадора Дали — единственный музей в США, посвященный одному художнику.

Телефон-лангуст , 1936
Дали создал этот объект с конкретной целью — совместить «заднюю часть» омара с концом телефонной трубки. Скульптура является пародией и шуткой, выражающей протест Дали против поклонения технике, средствам аудиокоммуникаций, которые отдаляют людей друг от друга.
Произведение было представлено на первой Лондонской выставке сюрреалистического искусства в 1936 году. Во время рекламной акции выставки Дали выступил с лекцией о влиянии подсознания, надев на себя водолазный костюм.

Метаморфозы Нарцисса , 1937
Суть метаморфозы — в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса — отсылка из изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь». Одна из самых искренних картин Дали: на это прямо наводят последние строки поэмы о Нарциссе, написанной художником к своей картине:

Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Дали впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».

Дали описывал свою работу над этой картиной как попытку заставить ненормальное выглядеть нормальным, а нормальное — ненормальным.

Гала часто позирует своему мужу — она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле.
Сальвадор и Гала не знали нужды, они могли позволить себе подразнить публику странными выходками. Это провоцировало слухи, которые выводили из себя людей, имеющих иной склад характера. Так, о Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.

Аманда Лир — «ангел» Сальвадора Дали

Аманда Лир, 1965 г.
В 70—80-х годах прошлого века фото Аманды Лир украшало страницы модных журналов и обложки пластинок. В то время она была успешной фотомоделью и диско-дивой.

Одним из первых «открыл» Аманду Сальвадор Дали. Ей было 19, она была очаровательна и казалась ему ангелом. Тогда она была известна как Пеки Д’Осло . Некоторые исследователи считают, что имя Аманда Лир — это игра слов на французском, L"Amant Dalí, что в переводе означает «любовница Дали».

Дали, с присущей всякому безумцу непосредственностью, представил своего «ангела» супруге. Они часто гуляли, обедали и посещали приемы втроем или в компании очередного юного фаворита Гала.

Аманда стала частым гостем «двора чудес» — вечеров в люксе № 108 отеля «Мёрис», которые проходили ежедневно с 17:00 до 20:00. Она приходила сюда с Дали, который был центром и идейным вдохновителем «посиделок». Аманда с должным пониманием воспринимала пикантные и часто непристойные шутки Дали в свой адрес и охотно участвовала во многих его безумных авантюрах.

Сама не склонная к верности, Гала, тем не менее, не готова была мириться с присутствием в жизни ее Сальвадора еще одной женщины.
Вскоре Гала поняла, насколько хорошо Сальвадору в обществе Аманды (и в этом, похоже, настоящая гениальность этой женщины) и сменила гнев на милость: помогала финансово и поручала заботиться о Дали. Гала взяла с Аманды обещание, что та выйдет замуж за Сальвадора после ее смерти.

В июле 1982 года Гала скончалась, но это обещание Аманда не выполнила — ей было совсем не до того. В паспорте к тому времени уже стоял штамп о супружестве с Аленом Филиппом Маланьяком, приемном сыне Роже Пейрефитта (французского писателя-гомосексуалиста).

На склоне лет Гала несколько отдалилась от Дали. Он купил ей средневековый замок - Пуболь, где она наслаждалась последними радостными днями со своими юношами. Но когда она сломала шейку бедра, альфонсы, конечно же, бросили свою госпожу, и она осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году.


С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен, плевал в медсестер, иногда даже кидался на них. Но он не бил женщин — только царапал им лицо ногтями. Казалось, он утратил дар членораздельной речи — мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.

Дали отдал Аманде, пожалуй, самое ценное, что у него было — амулет Гала, который та всегда носила с собой: маленький кусочек дерева, который, как она верила, приносил удачу. Точно такой же амулет всегда был и у Дали.
Принял Аманду художник в темноте, попросив не включать свет: великий сюрреалист чувствовал, что теряет силы, и не хотел, чтобы красавица запомнила его немощным стариком.

Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Но можно ли эти годы назвать жизнью? Слишком большим оказался счет, который предъявила художнику судьба за его гениальные прозрения.
Когда же приступы не терзали художника, он просто сидел у окна с закрытыми ставнями и часами смотрел в пустоту.
Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе. Свое состояние и работы художник завещал Испании.

Прирожденный гений рекламы
Успешнее всего Сальвадор Дали рекламировал самого себя. Слава, известность, а с ними и деньги буквально «липли» к нему, где бы он ни появлялся, какое бы направление творчества ни развивал. Умение привлекать к себе внимание — достоинство, особенно ценимое представителями киноиндустрии. Вот почему, оказавшись в Америке, Дали, естественно, оказался и в Голливуде, став на некоторое время одной из самых заметных его фигур.

Дали сблизился с голливудской знаменитостью — Уолтом Диснеем. 14 января 1946 года студия «Дисней» подписала с художником контракт на создание мультипликационного фильма Destino. Проект, для которого Дали успел нарисовать 135 эскизов, вскоре закрыли из-за финансовых проблем. Лишь в 2003 году художники студии «Дисней» сумели завершить работу над мультфильмом, реализовав основные идеи мастера и использовав короткий фрагмент, нарисованный лично Дали.

Сегодня к ужину наденьте чувственный жакет!

Чувственный жакет, известный также, как Aphrodisiac Dinner Jacket, Сальвадор Дали придумал в 1936 году. К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером

Чтобы сделать этот пиджак еще более ирреальным, в каждый стакан Дали поместил мертвую муху. Бюстгальтер вместо манишки подчеркивает сексуальность выбранного образа.

Сам Дали позже «щеголял» в пиджаке, напоминающем образец 1936 года: на смену стаканчикам с ликером пришли пронумерованные хрустальные рюмки. Именно в таком странном наряде запечатлен маэстро на снимке, сделанном во время одного из приемов. Сегодня эта фотография хранится в архиве BBC в числе других черно-белых кадров, названных символами XX века.

Винные этикетки

Винная этикетка Chateau Mouton Rothschild
И без того недешевое вино "Chateau Mouton Rothschild" становится коллекционным, а каждая бутылка – произведением искусства. Безусловно, каждому состоятельному человеку, даже если он не является коллекционером, захочется иметь у себя дома экземпляр, над созданием этикетки которого трудился сам Сальвадор Дали.

Самая известная работа маэстро — цветок с логотипа леденцов «Чупа-чупс», который дожил до нас с 1969 года, претерпев лишь небольшие изменения. Энрике Бернат (основатель испанской компании Chupa Chups) обратился к знаменитому художнику-сюрреалисту, и тот предложил разместить название Сhupa Сhups внутри цветка ромашки.

Участие великого сюрреалиста не могло не отразиться на результатах конкурса: в тот год победителями оказались целых 4 страны, в том числе и родная для Дали Испания.

Маэстро не ограничился «креативом» и успел лично сняться в нескольких рекламных роликах. Дрожащие от восторга усы Дали в рекламе шоколада и сюрреалистическое изображение действия средства против похмелья Alka-Seltzer — самые известные ролики с участием этого великого испанского художника.

В начале XX века сюрреалистические идеи витали в воздухе, проникая в умы неординарных личностей, подобно вирусу. Сальвадор Дали, самый известный из носителей этого вируса, никогда не отказывал себе в удовольствии сотрудничества с представителями других областей искусства, разделяющими его сюрреалистические взгляды на мир.

Знакомство Дали с Жаном Кокто и эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, которое произошло в 20-x годах прошлого века, было предрешено: Эльза не упускала случая шокировать публику, реализуя принципы сюрреализма в конструировании одежды, а Сальвадора и Жана очаровала идея создания арт-шедевров в платьях и костюмах.

Идея шляпы-обуви появилась у Дали еще в 1933 году, когда, фотографируя Гала, он положил ей на голову комнатную туфлю. В 1937 году задумка была реализована и пополнила шляпную коллекцию Скиапарелли.

Именно в этой коллекции впервые появилась шляпа-таблетка. Да-да, именно этот головной убор в форме таблетки модного в то время аспирина стал прообразом той самой шляпки, которая «всего» 30 лет спустя стала частью стиля Жаклин Кеннеди.

Совместно с Дали Скиапарелли придумала еще одно удивительное и жутковатое платье: на плотно облегающем тело трикотаже были нарисованы ребра, хребет и тазовые кости. Дали же принадлежит идея многих загадочных аксессуаров, изготовленных Эльзой Скиапарелли. В их числе сумки-яблоки, перчатки с накладными ногтями и многое другое.


Сюрреализм в чистом виде — это выход привычных вещей за пределы обыденности, их путешествие по мистическим мирам и возвращение в реальность в новом фантастически-прекрасном виде.

Такой магией владел Сальвадор Дали, который, взяв за основу обычный предмет, мог превратить его в мистическую красоту.
Пожалуй, самый яркий и самый известный такой предмет — диван в форме губ.

Сатиново-алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандальной и необыкновенно сексуальной звезды Бродвея, актрисы Мэй Уэст, появился в 1937 году,
Сам Дали считал Мэй Уэст эротическим памятником эпохи.



Губы — один из любимых символов Дали, олицетворение сексуальности, тайны и соблазна. Десятилетия спустя, в 1974 году, Сальвадор Дали вернулся к идее создания дивана в форме губ и совместно с испанским дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой создал кожаный ярко-красный диван

Сюрреалистическую скульптуру Дали называл фетишистской и совершенно бесполезной, создаваемой исключительно с тем, чтобы дать выход своим безумным фантазиям. Фантазий у главного сюрреалиста XX века было немало, не меньше было и безумия.


Ретроспективный бюст женщины

В 1933 году Дали создал мистический и немыслимый скульптурный коллаж из элементов совершенно различной природы, объектов своего фетиша и символов своего же страха — «Ретроспективный бюст женщины».
Сочетание хлеба и кукурузных початков с нежным лицом женщины и ее волнующей грудью создают образ плодородия. Однако ползающие по лбу муравьи и форма багета символизируют женщину, как объект потребления и представляют собой намек на тщательно скрываемую депрессию.

Изначально бюст был сделан с использованием настоящего батона и во время первой экспозиции, в 1933 году в галерее Пьера Ко, собака Сальвадора Дали отъела кусок багета.

Сюрреалистический «Кадиллак» — «Дождливое такси»
Впервые «Дождливое такси» появилось на сюрреалистической выставке в Париже, в 1938 году. Дали обещал устроителям, что это будет самая удивительная и захватывающая выставка первой половины XX столетия.

Маэстро задумал создать автомобиль, внутри которого идет дождь, пол устлан плющом, а по манекену, сидящему на заднем сиденье, ползут улитки. Дали стоило немалого труда убедить руководство выставки в необходимости реализации своей идеи, поскольку доводы, кажущиеся самому сюрреалисту убедительными, не убеждали никого, кроме него самого. Однако завораживающая мистичность объекта была столь очевидна, что «добро» на инсталляцию было дано с единственным ограничением — объект должен находиться не в здании.

После утверждения названия перед входом на выставку начали сооружать «Дождливое такси» — авто с укрепленной под крышей перфорированной емкостью с водой и специальной водопроводной системой, обеспечивающей непрерывную поставку воды. Дали осталось лишь оформить интерьер мхом и ждать, когда декорации пустят корни. Рассадив манекены, сюрреалист «украсил» их двумя сотнями бургундских улиток.

За свою долгую жизнь, большую часть которой Сальвадор Дали провел «с кистью в руке», гениальный сюрреалист создал огромное количество шедевров и принял участие во многих необычных проектах: от рисования мультфильмов до написания книг.

Работу над собственной версией колоды Таро можно считать одним из самых необычных проектов Дали: художник был далек от оккультизма и магии, считая себя единственным творцом собственной жизни. А вот его возлюбленная Гала была в восторге от способности загадочных карт приоткрывать тайны прошлого, настоящего и будущего. Может быть, именно для Гала решил нарисовать свое Таро великий Сальвадор.

Сложно сказать, имеет ли колода особую предсказательную силу, но то, что лежащие в основе ее создания гравюры работы Сальвадора Дали — произведения искусства — несомненно.

Дали не смог отказать себе в удовольствии увековечить свой образ. И карту подобрал весьма подходящую: Король пентаклей вполне отражает коммерческую успешность начинаний Сальвадора. Также вы найдете Дали на Старшем Аркане — Маг, а его возлюбленную Гала — на карте Императрица.

Символы всегда были главными элементами творчества Сальвадора Дали. Живя в собственном мире, сюрреалист видел вокруг себя множество намеков, символов и обещаний. Разумеется, нельзя не учитывать и тот символический факт, что будущий гений появился на свет вскоре после выпуска первого легкового автомобиля, в 1904 году.

Нет, Дали не стал автомобильным фанатом, и его оставляли равнодушным технические достижения и новинки автомобилестроения. Однако сюрреалиста вдохновляли формы «автоматических карет» и скрытая в них мощь: автомобили стали «центральными фигурами» некоторых его картин и «героями» сюжетов нескольких литературных произведений. В 1938 году «Дождливое такси» стало центральной фигурой выставки в Париже.

В 1941 году Дали приобрел свой первый автомобиль — «Кадиллак».

«Кадиллак», купленный Дали, входил в пятерку специальных «Кэдди», оснащенных автоматической коробкой передач. General Motors выпустила ограниченный тираж уникальных авто, которые приобрели самые известные, влиятельные или эпатажные личности того времени. Один принадлежал президенту США Рузвельту, второй — Кларку Гэйблу, третий находился у Аль Капоне, вышедшего к тому времени на свободу, четвертый стал собственностью четы Гала и Сальвадора Дали. Имя владельца пятого автомобиля неизвестно до сих пор.

Когда руководство General Motors, желая усовершенствовать марку «Кадиллак», запланировало выпуск еще более роскошного и сложного автомобиля, чем первые модели серии, эскиз попросили сделать Сальвадора Дали. Первое, что предложил Дали, было имя нового автомобиля — «Кадиллак де Гала» (Cadillac de Gala). По мнению одержимого своей женой художника только это имя в полной мере могло отразить внушительность модели.

Задумка Дали была интересной и совершенно новой, но… технически невыполнимой в серийном производстве. Сюрреалист отправил свой эскиз в General Motors и не получил ответа. А спустя один или два года американский автопроизводитель выпустил… «Кадиллак де Гала»! Правда, от идей Дали в автомобиле осталось только имя.

Посоветовавшись со своими адвокатами, художник предъявил компании иск на 10 000 $ (это минимальная единица измерения в системе финансовых исчислений Дали). Уже следующим утром заказным письмом он получил чек на запрашиваемую сумму. И никаких объяснений.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали
Халсман познакомился с Сальвадором Дали в 1941 году. Они поддерживали творческие и дружеские отношения в течение 30 лет


Филипп Халсман снимал почти всех знаменитостей ХХ века — политиков и миллионеров, интеллектуалов и поп-див, эксцентричных художников и поэтов. 30 лет продолжалось творческое сотрудничество Сальвадора Дали и Филиппа Халсмана — родоначальника
сюрреализма в фотографии.

Наиболее известное фото Сальвадора Дали, сделанное Филиппом Халсманом — «Дали Атомикус». Сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков — только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество попыток и невероятное терпение все участников съемки.



Работы Филиппа Халсмана и Сальвадора Дали

Как изумительно обработанный бриллиант, талант Сальвадора Дали имеет множество граней, каждая из которых сверкает особенным блеском и меняет оттенок в зависимости от угла зрения. Он был не просто гениален во всем, будь то живопись, скульптура, графика или литература. Уникальность гения Сальвадора Дали состоит еще и в том, что он был коммерчески успешен.

Любой проект, за который брался экспрессивный испанец, рано или поздно оборачивался экономической выгодой. Дали успешно зарабатывал на комфортную жизнь, свои чудаковатые увлечения и дорогие подарки для своей музы Гала. Любил ли маэстро деньги? Неизвестно. Но то, что деньги любили Дали — не вызывает сомнений.


Ну, здесь биография Сальвадора Дали. Сальвадор — один из моих любимых художников. Я старался добавить побольше грязных подробностей вкусных интересных фактов и цитат друзей из окружения мэтра, которых нету на других сайтах. Имеется краткая биография творчества художника — см навигацию внизу. Много взято из фильма Габриэллы Полеты «Биография Сальвадора Дали», поэтому — осторожно, спойлеры!

Когда вдохновение меня покидает, я откладываю кисть и краски в сторону и сажусь строчить что-нибудь про людей, которым я вдохновляюсь. Такие дела.

Сальвадор Дали, биография. Оглавление.

В Соединенных Штатах чета Дали проведет следующие восемь лет. Сразу по приезду в Америку Сальвадор и Гала закатили грандиозную оргию пиар акцию. Они устроили костюмированную вечеринку в сюрреалистическом стиле (Гала сидела в костюме единорога, мда) и пригласили самых видных людей из богемной тусовки своего времени. Дали вполне удачно начал выставляться в Америке, а его шокирующие выходки очень полюбились американской прессе и богемной тусовке. Чего, чего, а такой виртуозно-артистичной шизы они еще не видели.

В 1942 году сюрреалист публикует свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Книжка для неподготовленных умов будет слегка шокирующей, я сразу говорю. Хотя почитать стоит, интересно. Несмотря на очевидную странность автора, читается довольно легко и непринужденно. ИМХО, Дали, как писатель, довольно неплох, в своем роде, конечно.

Тем не менее, несмотря на огромный успех у критиков, Гале опять было трудно найти покупателей картин. Но, все переменилось, когда в 1943 году выставку Дали посетила состоятельная пара из Колорадо — Рейнольд и Элеонор Мос стали постоянными покупателями картин Сальвадора и друзьями семьи. Чета Мос приобрела четверть всех картин Сальвадора Дали и позже основали музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, но не в том, о котором вы подумали, а в Америке, во Флориде.

Мы начали коллекционировать его работы, часто встречались с Дали и с Галой и мы ему нравились, потому что нам нравились его картины. Гала тоже нас полюбила, но ей нужно было поддерживать свою репутацию человека с тяжелым характером, она разрывалась между симпатией к нам и своей репутацией. (с) Элеонор Мос

Дали плотно работал, как дизайнер, участвовал в создании украшений и декораций. В 1945 году Хичкок пригласил мэтра для создания декораций к своему фильму «Завороженные». Даже Уолт Дисней был покорен волшебным миром Дали. В 1946 году он заказал мультфильм, который познакомил бы американцев с сюрреализмом. Правда наброски вышли настолько сюрными, что мультик так и не появится в прокате, но позже, все-таки, будет закончен. Он называется Destino. Мультик шизофазный, очень красивый, с качественной рисовкой и стоит того, чтобы его посмотреть, в отличие от Андалузского пса (не смотрите пса, честно).

Размолвка Сальвадора Дали с сюрреалистами.

В то время, как все художественное и интеллектуальное сообщество ненавидело Франко, так как он был диктатором, силой захватившим республику. Дали, тем не менее решил пойти против всеобщего мнения. (с) Антонио Пичот.

Дали был монархистом, он беседовал с Франко и тот сказала ему, что собирается восстановить монархию. Так что Дали был за Франко. (с) Леди Мойн

Живопись Сальвадора в это время приобретает особенно академический характер. Для картин мэтра этого периода особенно характерна классическая составляющая, несмотря на очевидный сюр сюжета. Также маэстро пишет пейзажи и классические картины без всякого сюрреализма. Многие полотна также приобретают отчетливо религиозный характер. Известные картины Сальвадор Дали этого времени — Атомная леда, Тайная вечеря, Христос святого Хуана де ла Крус и т.д.

Блудный сын вернулся в лоно католической церкви и в 1958 году Дали и Гала обвенчались. Дали было 54 года, Гале 65. Однако, несмотря на венчание, их роман изменился. Целью Галы было превратить Сальвадора Дали в мировую знаменитость и она своего уже добилась. Нельзя отрицать, что их партнерство было чем-то гораздо большим, чем просто деловым соглашение. Но Гала любила молодых жеребцов, чтоб стоял по часу без перерыва, а Сальвадорыч был уже не тот. Он уже не был похож на эдакого бесполого экстравагантного эфеба, которого она знала раньше. Поэтому их отношения заметно охладели, а Галу все чаще видели в окружении молодых альфонсов и без Сальвадора.

Многие думали, что Дали просто шоумен, но это не так. Он работал по 18 часов в день, восхищаясь здешними пейзажами. Я думаю он был в общем простым человеком. (с) Леди Мойн.

Аманда Лир, вторая большая любовь Сальвадора Дали.

Всю жизнь отжигавший Сальвадор с горящими глазами превратился в трясущегося несчастного зверька с загнанным взглядом. Время не щадит никого.

Смерть Гала, жены сюрреалиста.


Вскоре маэстро ждал новый удар. В 1982 году, в возрасте 88 лет Гала умерла от инфаркта. Несмотря на достаточно охладевшие в последнее время отношения, Сальвадор Дали со смертью Галы потерял свой стержень, основу своей существования и и стал похож на яблоко, у которого сгнила сердцевина.

Для Дали это было сильнейшим ударом. Как если бы его мир развалился на части. Наступило страшное время. Время глубочайшей депрессии. (с) Антонио Пичот.

После смерти Галы Дали покатился по наклонной. Он уехал в Пуболь. (с) Леди Мойн.

Знаменитый сюрреалист переехал в замок, купленный для жены, где следы ее былого присутствия позволяли ему хоть как-то скрасить его существование.

Я думаю было большой ошибкой уединиться в этом замке, где его окружали люди, которые его совсем не знали, но таким образом Дали оплакивал Галу (с) Леди Мойн.

Когда-то известный тусовщик Сальвадор, дом которого всегда был полон людей, пьяных от розового шампанского, превратился в затворника, который допускал к себе только близких друзей.

Он сказал — хорошо, давай встретимся, но в полной темноте. Я не хочу, чтобы ты видела, какой я стал седой и старый. Я хочу, чтобы та запомнила меня молодым и красивым (с) Аманда.

Меня попросили навестить его. Он выставил на столик бутылку красного вина, бокал, поставил кресло, а сам оставался в спальне с закрытой дверью. (с) Леди Мойн.

Пожар и смерть Сальвадора Дали


Судьба, ранее баловавшая Дали удачей, решила, как будто в отместку за все предыдущие годы, подбросить Сальвадору новую беду. В 1984 году в замке случился пожар. Ни одна из круглосуточно дежуривших сиделок не отозвалась на крики Дали о помощи. Когда Дали спасли, его тело обгорело на 25 процентов. К сожалению, судьба не подарила художнику легкую смерть и он выздоровел, хоть был истощен и покрыт шрамами от ожогов. Друзья Сальвадора уговорили его оставить свой замок и переехать в музей в Фигерасе. Последние годы перед смертью, Сальвадор Дали провел в окружении своего искусства.

Спустя 5 лет Сальвадор Дали умер в больнице в Барселоне от остановки сердца. Такие дела.

Такой конец кажется слишком печальным для человека, который был переполнен жизнью и настолько отличался от других. Он был невероятным человеком. (с) Леди Мойн

Это вы Врубелю с Ван Гогом скажите.

Сальвадор Дали обогатил нашу жизнь не только своими картинами. Я рада, что он позволил нам так близко узнать его. (с) Элеонора Мос

Я чувствовала, что закончилась огромная, очень значимая часть моей жизни, как будто я потеряла собственного отца. (с) Аманда.

Встреча с Дали для многих была настоящим открытием нового огромного мира, необычной философии. По сравнению с ним, все эти современные художники, которые пытаются копировать его стиль, выглядят просто жалко. (с) Ультрафиолет.

Перед смертью Сальвадор Дали завещал похоронить себя в своем музее, в окружении его работ, под ногами его восхищенных поклонников.

Наверняка есть люди, которые даже не знают, что он умер, они думают, что он просто больше не работает. В некотором смысле, неважно жив Дали или мертв. Для поп-культуры он всегда жив. (с) Элис Купер.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ . Сегодня, 3 июня 2017 года, состоялась очередная телеигра "Кто хочет стать миллионером?" с ведущим Дмитрием Дибровым. В этой статье можно ознакомиться с кратким обзором игры, узнать правильные ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 3.06.2017 . Правильные ответы в списке вариантов выделены синим цветом. В первой двойке участие приняли: певец Александр Серов и королева красоты мисс Россия-2013 Эльмира Абдразакова . Кстати передача была отснята 18 мая 2017 года, об этом можно узнать из радостного поста в Инстаграм Эльмиры Абдразаковой. Сайт Спринт-Ответ начинает репортаж с сегодняшней передачи "Кто хочет стать миллионером?", эфир которой уже прошёл в восточных регионах страны. За игровым столом в студии участники первой пары игроков.

Эльмира и Александр остановились на несгораемой сумме в 200 000 рублей, Эльмира была скромнее при выборе несгораемой суммы, точнее реалисткой. Александр поначалу хотел остановиться на сумме в 400 000 рублей. В результате они пришли к консенсусу, несгораемая сумма определена в 200 000 рублей.

1. Что, образно говоря, делает совесть с человеком, который раскаивается в содеянном?

  • глотает
  • гложет
  • кусает

2. Как называется поэма Маяковского?

  • "Хорошо!"
  • "Клёво!"
  • "Классно!"
  • "Улёт!"

3. Через что, если верить народной мудрости, лежит путь к сердцу мужчины?

  • через его почки
  • через его лёгкие
  • через его желудок
  • через его печень

4. Где цветёт калина в популярной советской песне?

  • в лесу
  • в саду
  • в степи
  • в поле

5. Какое слово в переводе с французского означает "длинный стул"?

  • шезлонг
  • оттаманка
  • канапе
  • табурет

6. Как называется и комнатное растение, и холодная закуска из кабачков и баклажанов?

  • "тёщино ухо"
  • "тёщин язык"
  • "тёщина коса"
  • "тёщин хвост"

7. Дочь какого участника ансамбля "Битлз" стала модельером?

  • Ринго Старра
  • Джорджа Харрисона
  • Джона Леннона
  • Пола Маккартни

8. Какой день считается первым днём недели в Израиле?

  • понедельник
  • пятница
  • суббота
  • воскресенье

При ответе на восьмой вопрос участники взяли подсказку "Звонок другу".

9. С какими линиями Александр Васильевич Суворов сравнивал службу и дружбу?

  • с перекрещёнными
  • с параллельными
  • с перпендикулярными
  • с расходящимися

При ответе на девятый вопрос участники игры взяли подсказку "50:50".

Игра "Кто хочет стать миллионером?" с Александром Серовым и Эльмирой Абдразаковой

10. Кто в телефильме "Место встречи изменить нельзя" сыграл саксофониста в ресторане и в кинотеатре?

  • Сергей Мазаев
  • Игорь Бутман
  • Алексей Козлов
  • Владимир Пресняков

При ответе на десятый вопрос участники взяли подсказку "Помощь зала". К сожалению игроки ответили неправильно и ничего не выиграли. Им нужно было прислушаться к Дмитрию Диброву и взять оставшуюся подсказку "Право на ошибку". Сайт Спринт-Ответ продолжает обзор игры "Кто хочет стать миллионером?" от 3 июня 2017 года. В студии находятся участники второй пары игроков, это актёры: Ирина Апексимова и Даниил Спиваковский . Игроки выбрали несгораемую сумму в 800 000 рублей.

1. Где выступает ударник?

  • на ринге
  • на сцене
  • на поле битвы
  • в кузнице

2. Как устойчивое выражение описывает Ноев ковчег: "Всякой твари..."?

  • по таре
  • по паре
  • по сари
  • по сафари

3. Какой инструмент часто упоминают, говоря о долгом и скучном действии?

  • варган
  • дудук
  • жалейку
  • волынку

4. В какой цвет покрашен мост "Золотые ворота" в Сан-Франциско?

  • в зелёный
  • в жёлтый
  • в оранжевый
  • в белый

5. Как на Руси называли человека, выполнявшего поручения торгового характера?

  • приказчик
  • указчик
  • заказчик
  • отказчик

6. Какому виду спорта посвящён фильм "Малышка на миллион"?

  • фигурному катанию
  • фехтованию
  • биатлону
  • боксу
Игра "Кто хочет стать миллионером?" с Ириной Апексимовой и Даниилом Спиваковским

7. Богом чего, по его собственному признанию, был Оле-Лукойе из сказки Андерсена?