Цветовой круг презентация по изо. Основы цветоведения и колористика. Цветовой круг. Как подобрать гармоничные цвета с помощью цветового круга

03.03.2020

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цвет – основа живописи. Выполнение цветового круга «Цветик - семицветик » Учитель ИЗО Дороднова В.П. МОУ СОШ №11 с. Золотое

Трудно сказать, когда возникла наука о цвете. По-видимому, она возникла в те времена, когда человек “увидел” цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Мифологизм – суть отношения первобытного человека к цвету.

В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. Заполняя красной краской ямки в теле нарисованного бизона, он верил, что это кровь животного. Отпечатывая изображения рук у входа в пещеру, он был убежден, что это кровавая жертва демонам. Приняв эту жертву, демон, удовлетворенный и сытый, не пойдет дальше в пещеру беспокоить людей. На этом был, возможно, основан отпугивающий эффект “красных рук”.

Белая краска – это мифологический эквивалент дневного света, молока, семени – животворных начал; это модель воды (облака), утоляющей жажду и очищающей тело. Свет – образ блага, святости.

Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло.

Исследования в области цвета привели к таким выводм, что цвет непосредственно влияет на психику человека. Например: красный – возбуждает деятельность большинства систем, синий – успокаивает; зеленый – является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый – тонизирует, фиолетовый – угнетает. Символы цвета таковы: красный – смелость, торжественность, неустрашимость, синий (голубой) - возвышенность, воздушность, величавость; зеленый – изобилие, молодость, надежда; фиолетовый – ум, истина, интеллект; желтый (золото) – богатство; белый (серебро) – чистота, невинность; черный – мудрость.

Красный, желтый и синий считаются основными, или первичными цветами – это чистые цвета, которые невозможно получить путем смешения никаких других. Три оставшихся цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый – называют вторичными цветами, потому что они образуются равномерным смешением двух основных цветов.

цвета Теплые - зрительно приближают Холодные – зрительно отодвигают

Выполнение цветового круга “ Цветик-семицветик ”. «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Задания для детей

Печаль Радость Холод Жара Тяжесть Легкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"

нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного психолога Швыревой Е.В....

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

Урок: "Цвет - основа живописи"

Урок:"Цвет - основа языка живописи"В практической части урока используются нетрадиционные методы работы с красками....




Первый цветовой круг И. Ньютона. Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность. Чтобы понять основные принципы работы с цветовым кругом, его заменяют обычно упрощенной моделью. Цветовой круг Иттена






Составные Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.


Теплые и холодные тона Цвета делятся на теплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и желтый цвета – теплые, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета и холодные, и теплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт. Красный так же может быть как холодным, так и теплым.






Контрастные цвета Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы. Цвета расположенные в цветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными.



Урок №1. Тема: Цветовой круг. Цветовые отношения. Дата ______________

Учебно-воспитательные цели и задачи:

    Обучающая: Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой. Реализация полученных знаний в практическом применении. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.

    Развивающая: Развитие фантазии и художественного вкуса учащихся.

    Воспитательная: воспитание творческого вкуса учащихся.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: декоративное рисование

Методы: рассказ, беседа.

Оборудование, наглядные материалы: таблица цветового круга;

иллюстрации с изображением радуги, акварель.

Структура урока:

    Организационный момент.

    Психологический настрой.

    Сообщение нового учебного материала.

    физминутка

    Практическая работа.

    Анализ выполненной работы.

    Подведение итогов урока.

    Задание на дом.

Ход урока:

    Организационный момент

    Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю

    Изучение нового материала.

  1. Классификация цветов

    Хроматические цвета

    Цветовой круг

    Теплые цвета. Холодные цвета.

    Абсолютные, контрастные, сближенные цвета.

    Отгадайте загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? Конечно же это радуга. А вот еще одна загадка: Разноцветные ворота На луну построил кто -то, Но пройти в них не легко,Те ворота высоко.

Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три- Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?Можно их нарисовать?

Из каких цветов состоит радуга (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, нужно запомнить поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

    Существует классификация цветов: Ахроматические цвета (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)Черный, белый и все оттенки серого.Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет».

    Хроматические цвета в свою очередь делятся на основные и составные. Основные цвета: желтый, синий, красный. Они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания красок. Составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Можно получить путем смешивания двух или нескольких красок.

Желтый + красный= оранжевый Синий + красный = фиолетовый Желтый + синий= зеленый

    Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных.(назовите их)

    Также существуют теплые цвета. Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе. И Холодные цвета.Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.

    Существуют абсолютные цвета : оранжевый и синий. Контрастные цвета- противоположные. Они подчеркивают и усиливают яркость друг друга. Красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый – фиолетовый. Сближенные цвета - те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки

    Физминутка.

    Практическая работа.

Сегодня вы познакомитесь с новой техникой работы акварелью которая называется лессировка. Лессировка выполняется путем наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя.

Последовательность выполнения упражнения:

Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

    Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

    Подведение итогов урока.

Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

    Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый).

«Цветовой круг и цветовые сочетания в художественном творчестве» Художники применяют цветовой круг для гармоничного сочетания цветов в своих работах. Конечно это можно делать и интуитивно, хорошо чувствуя цветовые гармонии. Но если умело сочетать в своих картинах интуитивно подобранную цветовую гамму и правильные комбинации цветов, предлагаемых в цветовом круге, можно достичь невероятно гармоничных цветовых сочетаний. Цветовой круг Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году. Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов. Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце. Третичные цвета Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце. оттенки Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично. Дополнительные цвета Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым. триады Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Структура урока № Ход урока Время 1 Организационный момент 3 мин. 2 Сообщение темы и цели урока 5 мин. 3 20 мин. 4 Актуализация опорных знаний учащихся Изложение материала 5 Закрепление новых знаний 120 мин. 6 Выдача домашнего задания 5 мин. 60 мин.

Цели обучения: n n n Образовательная: формирование новых понятий и процессов. Воспитательная: вырабатывание внимания, наблюдательности и усидчивости аккуратности исполнения. Развивающая: развитие навыков подбора гармоничных цветовых сочетаний.

План урока: 1. Цветовой круг. Виды. 2. Цветовые гармонии. Их виды и способы построения. 3. Задания по гармониям.

Определения Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т. е. свет + зрение = цвет. Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н. м. до 760 н. м.

Хромотические цвета - все спектральные и многие природные цвета. Полухромотические цвета - земляные цвета, т. е. цвета смешаны с ахроматическими цветами.

Теплые и холодные цвета Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желто. Зеленый. Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый. Самый горячий: Красно-Оранжевый. Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый). Нейтральные (Зеленый и Пурпурный).

Характеристики цвета n 1) Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название. n 2) Светлота. Это степень отличия данного цвета от черного. n 3) Насыщенность. Это степень отличия данного хромотического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахромотического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. Заменяется понятием чистота. Чистота - это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси. Цветовой тон + Насыщенность = Цветность Ахромотические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

Группы цветовых кругов n физические (за основу взят 7 -ступенчатый цветовой круг Ньютона) n физиологические (за основу взят цветовой круг 6 -ступенчатый круг Гете).

Михаи л Васи льевич Матю шин (1861 - 1934) - русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - т. е. влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме "угловатость", цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания "Букваря по цвету" - пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах. В 1923 г. "школа" Матюшина представила свои работы на "Выставке петроградских художников всех направлений" под девизом "Зорвед" (зрение и ведание). В 1930 г. в Ленинграде прошла еще одна выставка работ Матюшина и его "школы". Эти выставки демонстрировали выдающиеся достижения, позволяющие развивать в людях более тонкое и целостное видение мира.

Круг Шугаева Количественный состав цветов таков 1 – чистый желтый (100%); 2 – желто-оранжевый (83% желтого и 17 красного); 3 – желто-оранжевый (66% желтого и 34 красного); 4 – оранжевый (50% желтого и 50 красного); 5 – оранжево-красный (34% желтого и 66 красного); 6 – оранжево-красный (17% желтого и 83 красного); 7 – чистый красный и т. д.

Смешение цветов. 1 Слагательное смешение (или аддитивное). - пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы). - оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись). - временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела. - бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого). - 2) Вычитательное смешение (или субтрактивное).

Цветовой круг Йоханеса Иттена. Как мы видим, в его основе лежат три цвета – красный, желтый, зеленый. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных.

2. Смешивая основные цвета попарно в равной пропорции получаем цвета 2 -го порядка - оранжевый, зеленый, фиолетовый. желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Очень важно аккуратно смешивать цвета, стремясь к тому, что в пару входило равное число каждого пигмента: 50% красного + 50% желтого, 50% синего + 50% красного.

3. Третий шаг - получение цветов 3 -го порядка. Это цвета, полученные смешиванием родительского цвета 1 -го порядка с соседней производной 2 -го порядка. желтый + оранжевый = желто-оранжевый, красный = оранжевый = красно-оранжевый, красный + фиолетовый = красно-фиолетовый, синий + фиолетовый = сине-фиолетовый, синий + зеленый = сине-зеленый, желтый + зеленый = желто-зеленый. Закрашиваем пустые сектора полученными цветами и получаем правильный цветовой круг, в котором каждый цвет занимает свое место, а последовательность цветов соответствует радуге!

Классических комбинаций цветов: n n n Комплиментарные цвета Классическая триада Аналоговая триада Контрастная триада Прямоугольная схема Квадратная схема

Комплиментарные цвета Комплиментарными являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций.

Классическая триада n Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу цвета. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада n Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатичастном цветовом круге. Используются в мягких, комфортных и нераздражающих композициях. Аналоговая схема чаще всего встречается в природе, поэтому выглядит гармонично и приятно. При использовании этой схемы, пожалуй, стоит выбрать один цвет главным, второй – поддерживающим, а третий использовать для акцентирования. Также следует позаботиться о достаточном контрасте в аналоговой композиции.

Контрастная триада n Контрастная триада – вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные цвета – используйте контрастную триаду.

Прямоугольная схема n Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых – комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проце было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные – вспомогательными.

Современный цветовой круг выглядит так: цветовой круг Освальда Легко видеть, что на этом круге мы можем видеть три основных цвет – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB.

Определения n n Гармония -. происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей высокий уровень упорядоченного многообразия; оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в живописи представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как - цветового тона; - светлоты; - насыщенности; - формы; - размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета: 1) Связь и сглаженность. 2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: n по яркости (темное-светлое, черное-белое и т. д.) n по насыщенности (чистые и смешанные), n по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания). 3) Мера. 4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. 5) Равновесие. . 6) Ясность и легкость восприятия. 7) Прекрасное, стремление к красоте. 8) Возвышенное, т. е. идеальное сочетание цветов. 9) Организованность, порядок и рациональность.

Виды гармонических сочетаний по Шугаеву 1) сочетания родственных цветов; n 2) сочетания родственно-контрастных цветов; n 3) сочетания контрастных цветов; n 4) сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов. n

Цветовые группы n n однотоновые гармонические сочетания цветов; гармонические сочетания родственных цветов; гармонические сочетания родственноконтрастных цветов; гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

Родственно-контрастные гармонии Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственноконтрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего имеется четыре группы родственно-контрастных цветов.

Схемы родственно-контрастных цветов (на базе квадрата и прямоугольника) (по хорде) (по прямоугольному треугольнику) (по равностороннему треугольнику) (по равнобедренному треугольнику)

Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества n Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Гармонические сочетания подразделяют: n n n два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов; два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов; один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении. Все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены). Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере судить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственноконтрастных цветов. В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов – 20. У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющих и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет – главный – объединяет первых два цвета. Строиться с помощью равнобедренных треугольников. Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, при условии, что два катета соединяют пары родственноконтрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). В каждом из треугольников цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние, в свою очередь, связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов – 20.