История написания романа отцы и дети кратко. История создания романа «Отцы и дети

22.04.2019

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Класс: 10 класс

    Предмет: русский язык

    Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.

    История создания романа "Отцы и дети"

    Цели: выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева; познакомиться с историей создания романа «Отцы и дети».

    Ход урока

    1. Лекция учителя

    Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

    Роман был начат в 1860 году на о.Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

    Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.

    Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

    Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

    1. Комментированное чтение

    Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г. Белинского».

    Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

    Задание.

    I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

    (В первой главе знакомимся с Н.П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем.

    Домашнее задание

    Подготовить реферат «История создания романа «Отцы и дети»

    МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

    Учитель: Ондар Урана Анатольевна

    Класс: 10 класс

    Предмет: литература

    Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).

    Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.

    Ход урока

    1. Слово учителя
    1. Базаров – нигилист

    Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

    Сравним, определения, данные в словарях.

    Учитель открывает доску:

    Нигилизм - это..

    • (от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
    • “безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)
    • “голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

    Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

    1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?
    2. Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
    1. Характеристика Базарова.

    Внешность

    Происхождение

    Воспитание

    Образование

    Взгляды

    Отношения с окружающими

    Речь, лексика

    Примерное заполнение

    Внешность

    Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

    Происхождение

    Разночинец, отец – полковой лекарь

    Воспитание

    Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”

    Образование

    Университет, естественные науки, будущий доктор

    Взгляды

    Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”

    Отношения с окружающими

    Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор

    Речь, лексика

    Резкость в суждениях, нет иностранной речи

    Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

    Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

    1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

    Работа над следующими вопросами:

    1. Что особенно автор выделил в портрете Базарова?
    2. Что дает портрет для понимания характера этого человека?
    3. Как представляется Базаров? Почему?
    4. Чем занимается Базаров?
    5. Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?
    1. Идеологический конфликт
    1. Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие - ничегонеделание
    2. Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.
    3. С пор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.
    4. Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

    Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

    Работа над следующими вопросами:

    1. Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?
    2. Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?
    3. Кто же такая Одинцова?
    4. Любовь к Одинцовой.

    С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

    Работа над следующими вопросами:

    1. Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
    2. Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?
    1. Отношение к родителям.

    Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

    1. Смерть Базарова

    Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

    Работа над следующими вопросами:

    1. Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?
    2. Остаётся ли он нигилистом?
    1. Итог урока

    Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

    Домашнее задание

    Подготовиться к анализу образов главных героев.

    МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

    Учитель: Ондар Урана Анатольевна

    Класс: 10 класс

    Предмет: литература

    Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе

    Цели: рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее; научиться анализу произведения; развивать монологическую речь у учащихся.

    Ход урока

    1. Оргмомент.
    2. Беседа по теме урока

    Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука - показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
    - Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:

    Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения «сына», другому - любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
    - Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом - это дань моде, времени.

    Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
    - Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
    - Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
    - Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)


    II. Итог урока.

    1. Слово учителя.

    В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

    Домашнее задание

    Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви.

    МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

    Учитель: Ондар Урана Анатольевна

    Класс: 10 класс

    Предмет: литература

    Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»

    Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания

    Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.

    1. Работа по теме урока
    1. Групповая работа с карточками.

    Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
    1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
    2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
    3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
    Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.
    Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
    1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
    2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
    3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
    Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
    Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
    1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
    2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
    3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
    4. Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
    5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
    6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
    Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
    Группа 5. Аркадий и Катя.
    1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
    2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
    3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
    Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.

    1. Итог урока.
    1. Слово учителя

    Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм - это порождение разума, а любить можно только сердцем.

    Домашнее задание

    Ответить на вопросы

    МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

    Учитель: Ондар Урана Анатольевна

    Класс: 10 класс

    Предмет: литература

    Тема урока: Смерть Базарова.

    "Умереть так, как умер Базаров, -
    все равно, что сделать великий подвиг" .

    Писарев.

    Цели: проверить и закрепить знания; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя; развивать устный речь.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания
    2. Вступительная беседа

    Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя - самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".

    Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

    1. Анализ сцены смерти

    Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

    1. Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова? ("фигура... обреченная на погибель"). Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
    2. Как писатель показывает героя в момент смерти? "Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", - писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.
    3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?

    Обратимся к последним станицам романа. Какое чувство вызывают последние станицы романа?

    Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг?

    (В это момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

    Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

    (Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя).

    Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

    Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира .)

    1. Итог урока

    В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

    Домашнее задание

    1. Ответить на вопрос: Почему роман заканчивается смертью главного героя?

    МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

    Учитель: Ондар Урана Анатольевна

    Класс: 10 класс

    Предмет: литература

    Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы

    Цель: предложить учащимся несколько тем для написания сочинения и помочь в ыборе и составлении плана.

    Ход урока

    1. Выбор темы сочинения
    1. Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»).
    2. Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
    3. Столкновение Базарова с собственной теорией.
    4. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова).
    5. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

    Примерные темы:

    1. Обсуждение темы «Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева».

    1.Составление примерного плана:

    1. Время создания романа «Отцы и дети»

    2. Столкновение представителей отцов и детей.

    3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

    1. Обсуждение темы «Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
    1. Составление примерного плана:
    1. Основная проблематика романа.
    2. Тема «нового» человека – одна из главных в творчестве И.С. Тургенева.
    3. В чем автор видит суть взглядов «новых» людей.
    4. Причина несостоятельности взглядов героя.
    1. Обсуждение темы «Столкновение Базарова с собственной теорией».
    1. Составление плана:
    1. Конфликт отцов и детей как основа романа.
    2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
    3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
    4. Восприятие романа критикой.

    Домашнее задание

    Написать сочинение по выбранной теме


    Знаковый для своего времени роман "Отцы и дети", который написал Иван Сергеевич Тургенев во второй половине 19 века, не потерял актуальности и по сей день. В свое время образ Евгения Базарова, который является главным героем романа "Отцы и дети", восприняли как образец, которому стоит подражать, особенно, это касалось молодежи. Сейчас, рассматривая вопрос, о чем роман "Отцы и дети", мы лишь вскользь упомянем о личной характеристике Базарова, сосредоточившись в первую очередь на сюжете.

    Сюжет романа "Отцы и дети"

    Евгений Базаров воплотил в себе целый букет идеалов, которые ярко прослеживаются в его мировоззрении. Он был бескомпромиссен, не преклонялся перед авторитетными людьми и их принципами, не следовал упроченным ранее истинам, отдавая приоритет полезным на его взгляд понятиям, и не прекрасным.

    Итак, чтобы ярко показать, о чем роман "Отцы и дети", мы сейчас рассмотрим непосредственно события и главных героев. Важно помнить, что крестьянская реформа 1861 года сыграла немалую роль в российской истории, а события, описываемые Тургеневым, разворачиваются как раз накануне этой реформы - летом 1859 года. Начнем разбирать сюжет романа "Отцы и дети".

    В Марьино наведываются Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, чтобы недолго побыть у Кирсановых старших - это отец Аркадия (Николай Петрович) и дядя (брат отца Павел Петрович). Однако Базаров не ладит с ними, и вскоре решает уехать. Он отправляется в сопровождении Аркадия в один губернский городок. Приятели рады провести время в обществе Кукшиной и Ситниковой, которые относятся к рядам прогрессивной молодежи. А чуть позже они приглашены на бал к губернатору, где сводят знакомство с Одинцовой.

    Уехав в имение Одинцовой, которой Базаров и Аркадий уже увлеклись, они весело проводят время в Никольском, однако Базаров предпринимает неудачную попытку объясниться Одинцовой в своих чувствах, и ему приходится ретироваться. У Базарова есть родители - Василий и Арина, и именно к ним Базаров отправляется опять вместе с Аркадием. Спустя время, Базарову наскучивает сидеть в родительском доме, поэтому они, заехав в Никольское (где их холодно встречают), едут в Марьино.

    У Николая Петровича, отца Аркадия Кирсанова, есть внебрачный сын, рожденный от Фенечки - девушки, которая содержится в доме Кирсановых. Как-то раз Базаров от скуки и непонятной страсти поцеловал молодую женщину Фенечку, однако эту сцену увидел брат отца Павел Петрович, из-за чего у него и Базарова приключилась дуэль. Аркадий решает вернуться в Никольское, где влюбляется в сестру Одинцовой Катю, Базаров чуть позже тоже приезжает туда, извинившись за свое признание перед Одинцовой, однако надолго не задерживается, снова решив жить с родителями.

    Там Базаров, помогая отцу в лечении больных, заражается тифом и умирает, повидавшись перед смертью с Одинцовой. Аркадий с Катей женятся, дядя Аркадия Павел Петрович покидает родину, уехав за рубеж, а отец его, все-таки, женится на Фенечке.

    В этой статье мы лишь рассмотрели о чем роман "Отцы и дети" и кратко увидели характеристику Базарова. Больше о главных героях романа и его анализе вы можете прочесть в других статьях нашего блога . Надеемся, что вам также оказался полезен сюжет романа "Отцы и дети".

    Кормановский Родион. 10А Класс.

    Начало Работы над Романом.

    — Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «… Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «… В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

    Наброски

    — Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».

    Работа над произведением.

    — В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

    — Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).

    Послесловие.

    — Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому

    В романе "Отцы и дети" действующие лица весьма разнообразны и по-своему интересны. В этой статье представлена краткая характеристика каждого из них. До сих пор не теряет актуальности роман "Отцы и дети". Действующие лица этого произведения, а также проблемы, затрагиваемые автором, интересны в любой исторический период.

    Базаров Евгений Васильевич

    Главным героем романа является Базаров Евгений Васильевич. Читателю сначала известно о нем не много. Мы знаем, что это студент-медик, который приехал на каникулы в деревню. Рассказ о времени, проведенном им вне стен учебного заведения, и составляет сюжет произведения. Сначала студент гостит в семье Аркадия Кирсанова, своего друга, после чего отправляется вместе с ним в губернский город. Здесь Евгений Базаров заводит знакомство с Одинцовой Анной Сергеевной, некоторое время живет у нее в усадьбе, однако после неудачного объяснения вынужден уехать. Далее герой оказывается в родительском доме. Он живет здесь недолго, так как тоска заставляет его повторить только что описанный маршрут. Выясняется, что нигде не может быть счастлив Евгений из романа "Отцы и дети". Действующие лица произведения чужды ему. Герой не может найти себе места в российской действительности. Он возвращается домой. Где и погибает герой романа "Отцы и дети".

    Действующие лица, описание которых мы составляем, любопытны с точки зрения преломления эпохи в их характерах. В Евгении, пожалуй, наиболее интересен его "нигилизм". Для него это целая философия. Этот герой - выразитель настроений и идей революционной молодежи. Базаров отрицает все, не признает никаких авторитетов. Ему чужды такие стороны жизни, как любовь, красота природы, музыка, поэзия, семейные связи, философское мышление, альтруистические чувства. Герой не признает обязанность, право, долг.

    Евгений легко побеждает в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем, умеренным либералом. На стороне этого героя не только молодость и новизна позиции. Автор видит, что "нигилизм" связан с народным недовольством и общественным неустройством. В нем выражается дух времени. Герой переживает тоску одиночества, трагическую любовь. Обнаруживается, что он зависим от законов обычной человеческой жизни, причастен к человеческим страданиям, заботам и интересам, как и другие действующие лица.

    "Отцы и дети" Тургенева - роман, в котором сталкиваются различные мировоззрения. С этой точки зрения интересен и отец Евгения. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

    Базаров Василий Иванович

    Этот герой - представитель патриархального мира, который уходит в прошлое. Тургенев, напоминая нам о нем, заставляет читателей почувствовать драматизм движения истории. Василий Иванович - штаб-лекарь в отставке. По происхождению он разночинец. Свою жизнь этот герой строит в духе просветительских идеалов. Василий Базаров живет бескорыстно и независимо. Он трудится, интересуется общественным и научным прогрессом. Однако между ним и следующим поколением лежит непреодолимая пропасть, что вносит глубокую драму в его жизнь. Отцовская любовь не находит отклика, превращается в источник страданий.

    Арина Власьевна Базарова

    Арина Власьевна Базарова - мать Евгения. Автор отмечает, что это "настоящая русская дворяночка" ушедшего времени. Ее жизнь и сознание подчинены заданным традицией нормам. Такой человеческий тип обладает своим обаянием, однако эпоха, которой он принадлежит, уже миновала. Автор показывает, что такие люди не доживут спокойно свой век. В душевную жизнь героини входит страдание, страх и тревога из-за отношений с сыном.

    Аркадий Николаевич Кирсанов

    Аркадий Николаевич - это приятель Евгения, его ученик в романе "Отцы и дети". Главные действующие лица произведения во многом контрастны. Так, в отличие от Базарова, влияние эпохи в позиции Аркадия совмещается с влиянием обычных свойств юного возраста. Достаточно поверхностно его увлечение новым учением. Кирсанова привлекают в "нигилизме" его возможности, ценные для человека, только что вступающего в жизнь, - независимость от авторитетов и традиций, ощущение свободы, право на дерзость и самоуверенность. Однако у Аркадия есть и качества, далекие от "нигилистических" принципов: он бесхитростно прост, добродушен, привязан к традиционному быту.

    Николай Петрович Кирсанов

    Николай Петрович в романе Тургенева является отцом Аркадия. Это уже немолодой человек, который пережил множество несчастий, но они его У героя есть романтические наклонности и вкусы. Он трудится, старается преобразовать свое хозяйство в духе времени, ищет любви и духовной опоры. Автор с очевидной симпатией обрисовывает характер этого героя. Он слабый, но чуткий, добрый, благородный и деликатный человек. В отношении к молодежи Николай Петрович доброжелателен и лоялен.

    Павел Петрович Кирсанов

    Павел Петрович - это дядя Аркадия, англоман, аристократ, умеренный либерал. В романе он является антагонистом Евгения. Автор наделил этого героя эффектной биографией: светские успехи и блестящая карьера были прерваны трагической любовью. С Павлом Петровичем после этого произошла подмена. Он отказывается от надежд на личное счастье, а также не хочет осуществлять гражданский и нравственный долг. Павел Петрович перебирается в деревню, где живут и другие действующие лица в произведении "Отцы и дети". Он намеревается помочь своему брату в преобразованиях хозяйства. Герой выступает за либеральные правительственные реформы. Вступая в спор с Базаровым, он защищает программу, которая основана на по-своему благородных и высоких представлениях. "Западнические" идеи прав личности, чести, самоуважения, достоинства сочетаются в ней со "славянофильской" идеей о роли и земледельческой общины. Тургенев считает, что представления Павла Петровича далеки от реальности. Это несчастный и одинокий человек с несостоявшейся судьбой и несбывшимися стремлениями.

    Не менее интересны и другие действующие лица, одним из которых является Одинцова Анна Сергеевна. О ней, безусловно, стоит подробно рассказать.

    Анна Сергеевна Одинцова

    Это аристократка, красавица, в которую влюблен Базаров. В ней заметны черты, присущие новому поколению дворян, - свобода суждений, отсутствие сословной спеси, демократизм. Базарову, однако, все в ней чуждо, даже черты, которые свойственны и ему самому. Одинцова независима, горда, умна, но совершенно иначе, чем главный герой. Однако эта целомудренная, гордая, холодная аристократка нужна Евгению такой, какая есть. Ее спокойствие притягивает и волнует его. Базаров понимает, что за ним стоит неспособность к увлечениям, эгоизм, равнодушие. Однако в этом он находит своеобразное совершенство и поддается его обаянию. Эта любовь становится для Евгения трагичной. Одинцова же легко справляется со своими чувствами. Она выходит замуж "по убеждению", а не по любви.

    Катя

    Катя - это младшая сестра Одинцовой Анны Сергеевны. Сначала она кажется просто застенчивой и милой барышней. Однако постепенно в ней проявляется душевная сила и самостоятельность. Девушка освобождается от власти своей сестры. Она помогает Аркадию свергнуть власть над ним Базарова. Катя в романе Тургенева воплощает красоту и правду обыкновенности.

    Кукшина Евдоксия (Авдотья) Никитишна

    Действующие лица в романе "Отцы и дети" включают в себя двух псевдонигилистов, образы которых пародийны. Это Евдоксия Кукшина и Ситников. Кукшина - эмансипированная женщина, которая отличается крайним радикализмом. В частности, она интересуется естественными науками и "женским вопросом", презирает за "отсталость" даже Эта женщина вульгарна, развязна, откровенно глупа. Однако в ней иногда проглядывает и что-то человеческое. "Нигилизм", возможно, скрывает чувство ущемленности, исток которого - женская неполноценность этой героини (она брошена мужем, не привлекает внимания мужчин, некрасива).

    Ситников ("Отцы и дети")

    Сколько действующих лиц вы уже насчитали? Мы рассказали о девяти героях. Следует представить еще одного. Ситников - это псевдонигилист, который считает себя "учеником" Базарова. Он стремится демонстрировать свойственную Евгению резкость суждений и свободу поступков. Однако это сходство оказывается пародийным. "Нигилизм" понят Ситниковым как способ преодоления комплексов. Этот герой стыдится, к примеру, отца-откупщика, разбогатевшего за счет спаивания народа. Вместе с тем, Ситникова тяготит и его собственная незначительность.

    Таковы основные действующие лица. "Отцы и дети" - роман, в котором создана целая галерея ярких и интересных образов. Безусловно, его стоит прочесть в оригинале.