Игорь цвирко балет личная жизнь. Игорь Цвирко: «В последнее время на сцене хочется каких-то безумных и жестких проектов». У вас есть мечта о какой-нибудь награде

03.11.2019

В Большом театре состоялась первая балетная премьера сезона - "Марко Спада" (спектакль Пьера Лакотта). В построении репертуарной политики художественный руководитель Большого балета Сергей Филин всегда учитывает индивидуальности артистов труппы. Включаемые в репертуар спектакли кажутся созданными для определённых танцовщиков, ярко и неожиданно раскрывают их возможности. "Марко Спада" не стал исключением. Балет Пьера Лакотта, как скрипка Страдивари, "звучит" только в ногах исключительных виртуозов, но для Большого театра это не проблема. На сегодняшний день труппа в такой хорошей профессиональной форме, что на сцену в премьерные дни вышел не один, а несколько составов исполнителей - молодые лидеры Большого балета. Исполнителей отбирали сам постановщик спектакля Пьер Лакотт и художественный руководитель труппы Сергей Филин. О вкусах спорить не пришлось. Решения принимались единогласно.

В главной роли бандита Марко Спада выступил Дэвид Холберг. То, что Дэвид великолепно справится с бисерной техникой Лакотта, сомнений не вызывало. Исключительные возможности тела Дэвида, ловкость его изящно вылепленных стоп всем известны. Но манера танца! Мог ли кто-либо предположить, что взятый два года назад в труппу воспитанник иной танцевальной школы, считающий за норму формальное выражение чувств на сцене, сможет так внутренне раскрепоститься, так проникнуться духом Большого балета, стать настолько мужественным, смелым, азартным, артистически свободным. Однако - да! Это случилось. Сергей Филин предугадал успешность творческого союза Дэвида Холберга с педагогом театра Александром Ветровым - в прошлом разностороннего танцовщика Большого балета, исполнявшего, как роли классических принцев, так и роли роковых злодеев, знающего не понаслышке, в чем сила и слава мужчины Большого балета. Агрессивный резкий напор танца Марко Спада Дэвида Холберга впечатляет. По-иному смотрится и его аристократическая внешность в пиратской бандане - черты обостряются, кажутся жёстче - это уже красота с блеском коварства.
Сцена смерти проводится Дэвидом с подлинностью артиста кино. Его глаза - это его голос, и они красноречивее любых слов отчаяния и мольбы. В его руках, обычно таких лёгких, вдруг обнаруживается совершенно иная сущность - теряя классическую форму, они становятся гигантскими, тяжёлыми - и это ещё одно восхищающее неожиданностью преображение Дэвида Холберга. Артист преисполнен чувства, он не представляет, что переживает, он действительно страстно переживает эту сентиментальную балетную трагедию, берёт сердце зрителей своей тяжёлой умирающей рукой и уносит с собой в страдание.

Выразительно Дэвид играет роль заботливого нежного отца. С Евгенией Образцовой (Анжела) у них сложился прелестный "семейный дуэт". Их разница в росте очень трогательна, а исключительная "блондинистость" обоих не оставляет сомнений в родственности крови.
Во второй своей премьерной партии - Князя Федеричи - идеальный красавец Дэвид Холберг в своей природной стихии. Чарующая чистота танца, аристократическая лёгкость поз, кисти рук, звучащие божественно нежно, восторг и трепет тела и души при диалогах с дамой сердца, глаза, в которых утонуло небо - всё это о его Маркизе, в которого невозможно не влюбиться хотя бы на один вечер.
Евгения Образцова(партия Анжелы) внутри хореографии Пьера Лакотта чувствует себя очень уютно. У артистки и балетмейстера давняя творческая связь и абсолютное взаимопонимание. В исполнении партии можно отметить оперетточную лёгкость внутреннего состояния и особую мягкость и деликатность в обращении с текстом. Лакоттовское красноречие, доверенное ногам Евгении, лишено суеты. Танцовщица относится к хореографии просто, искренне и доверительно, будто ласкает движения - самые скорые па кажутся плавными.

Анжела Евгении Образцовой - выросшее в любви, в меру избалованное прелестное розовое дитя. Её тело и лицо дышат свежестью и здоровьем. Душа не ведала страданий. Шляпка и платье разбойницы для маленькой прелестницы, конечно, не более, чем карнавальный костюм, и её желание слиться с разбойничьей стаей - не более, чем восторженно-самоотверженный порыв преданного родителю чада. Быть бандиткой на полном серьёзе девушка явно не способна, лишь светом, согревающим душу диких мужчин.В ней есть шарм невинности и юности, мягкая чувственность, которая не вызывает бешеную страсть, но заставляет потерять голову от умиления.

Великолепен Семён Чудин (партия Князя Федеричи). На балет "Марко Спада" стоит идти смотреть только, чтобы увидеть его энергичные взрывчатые жете антурнан. Он прочерчивает прыжками идеальный круг, расстояние между прыжками равномерно, высота не меняется - это как полёт совершенного механизма, нечеловеческая красота! И весь танец его таков. Математически точный, просчитанный до миллиметра. В его теле чувствуется упругая сила. Танцовщик имеет власть над своими движениями, приносит с собой на сцену чувство гиперуверенности. Его антраша невероятны. Стопы с идеально вытянутыми подъёмами движутся со скоростью света, отчётливо и изящно пропевают виртуозную трель на недосягаемой высоте. На такое способен не каждый. Это действительно премьерский уровень танцевальной техники.
В этой же роли вышел подрастающий Принц Большого Артёмий Беляков. Зрители уже видели его в партии Джеймса (балет "Сильфида") и в партии Юноши (балет "Шопениана"). Партия Князя - прекрасное продолжение романтического пути. Артём сыграл обаятельного юношу, от трогательных, чуть стеснительных ласк которого дрогнет сердце самой гордой красавицы. Артист привлекает культурной спокойно-сдержанной манерой танца. У него красивая фактура, сильный высокий прыжок, аккуратно работают стопы. Даже рядом с такими сильными конкурентами, как Семён Чудин и Дэвид Холберг, молодой солист выглядел достойно, что делает ему честь.

Сергей Филин не боится идти против устоявшихся стереотипов. Если он видит талант в человеке, он даёт ему раскрыться в полной мере. Так прелестно-игрушечной Анастасии Сташкевич, артистке, не вполне соответствующей современным стандартам внешности первой танцовщицы, он не боится доверять партии, требующие балеринского мастерства, и её детское обаяние ничуть не мешает ей с блеском справляться с ними. "Выходя на сцену, Анастасия приносит с собой столько света!" - отзывается о ней художественный руководитель балетной труппы. Такая положительная харизма дана не каждому». Это правда. В Анжеле Анастасии Сташкевич есть особый озорной огонёк, задорная энергия, которая так и рвётся наружу. Cвоей на редкость изящной физической сущностью артистка украшает хореографию Лакотта. Тело танцовщицы чувствует себя так естественно, будто говорит на своём первом, самом родном языке. Выразительна в исполнении Анастасии Сташкевич сцена "урока светских манер". Когда Анжела Анастасии Сташкевич повторяет движения Маркизы, она наполняет их совершенно иным характером, даёт им звук своего вольного сердца, и мы понимаем, что перед нами девушка, которую никогда не усмирят тихие огни бальной залы - смелая, страстная, обаятельно-строптивая. На балу Анжела Анастасии Сташкевич так же неожиданна и опасна, как Одиллия в сцене бала из "Лебединого озера", и если только на минуту представить, что Анастасия Сташкевич на своё творческом пути не встретилась бы с разбойницей Анжелой… станет очень печально. Эта встреча должна была состояться.

Ольга Смирнова - поистинепрекрасная Маркиза. В классическую хореографию она привносит элементы бальной культуры, аромат эпохи рококо.В первую очередь, привлекает стильная работа рук. Её танец изыскан, но лишён вычурности, неприятной манерности, строг и спокоен, несмотря на витиеватость. Интересен и образ, созданный Ольгой. Такой она ещё не представала перед зрителями. Первая дама большого маскарада, скрывающая лёгкую насмешку над страстями людей её окружающих. Светская фальшивость никогда не станет для неё чем-то родным и привычным. Нужные манеры - лишь костюм, который она не забывает одевать выходя из дома. Эта девушка иронична и умна.Безэмоциональная ослепительная улыбка, смелый, ясный, распахнутый взгляд, о который разбивается мелочное подобострастие, ни одной лишней морщины - лицо, никогда не забывающее о том, что оно должно быть красивым, всегда готовое к вспышкам любопытных оценивающих взглядов. Она не двулична. Она ведёт себя, как надо, не испытывая от этого особого удовольствия. Чувствуется, что под светской маской прячется живая душа, не лишённая юношеского задора. Но кто такая Маркиза, мы до конца никогда не узнаем.Она предпочитает в жизни роль наблюдателя и никого не зовёт в путешествие по миру своей души - даже влюблённого в неё мужчину сторонится, и лишь снисходит к его страсти, но не отвечает на неё взаимностью и предельной откровенностью.

Тот же танцевальный текст, та же роль в исполненииКристины Кретовой смотрится иначе, и эта контрастность артисток интересна. В Маркизе Кристины Кретовой нет чистого благородства, но есть капризная надменность. Она небрежно наслаждается тем, что имеет право на вымышленную королевскую усталость. Изрядная доля самовлюблённости проявляется тихо, но настойчиво. Светская фальшивость делает её абсолютно неуязвимой, талантливое подражательство чувств спасает в любой самой сложной ситуации. Однако, тело её намного более искренне, открыто и гармонично, нежели сердце и душа - живое и тёплое, оно будто ждёт ласковых прикосновений, движение для него - отдых, желанный способ самовыражения. И конечно, глядя на такую Маркизу, забываешь о возможном пафосе виртуозности.

Марию Виноградову - с её фигурой фарфоровой статуэтки ифранцузской чувственностью лица - легко можно представить на главных ролях в романтических фильмах о придворной жизни. Кинематограф могбы обрести в ней вторую Мишель Мерсье, Но эта Маркиза Ангелов властвует сегодня на сцене Большого. И эстетическое наслаждение зрителям дарит нетолько её внешность, но танец, Артистка умеет чуствовать особую красоту классических движений, улавливать их внутреннюю музыку, смысл. Её танец очень логичен и очень нескучен (в этом, конечно, немалая заслуга педагога Марии - Нины Львовны Семизоровой). Именно средствами пластики создаётся и характергероини.
Маркиза Марии Виноградовой особа недосягаемая. В ней нет надменности. Отнюдь. Но есть загадочный холодок первой красавицы. Дабы избавить себя от назойливого внимания, не сгореть от восхищённых взоров, она создаёт комфортную дистанцию между собой и окружающими. Главное её оружие - феерическая лёгкость пластики. К её хрупкому, тающему телу страшно прикоснуться. Хочется лишь трепетно наблюдать из далека.

Именно рядом с такой королевой бала особенно уморителен капитан драгунов Дениса Медведева. Денис создаёт жизненно правдивый образ самоуверенного мужчинки, который, с не знающей стыда и совести навязчивостью, всё-таки добивается желанной многими неприступной женщины, заставляя остальных сглотнуть слюну и в недоумении развести руками. Рабское опьянение женщиной, кстати, не мешает его любимой игре в служаку-верного сына отечества. Глядя на персонажа Дениса Медведева, невольно вспоминаешь комедию о жандармах с Луи де Фюнесом в главной роли.

Екатерина Крысанова (Анжела) балетом "Марко Спада" искренне наслаждается. Лакоттовская многословность ей не в тягость. Она обожает жить на высокой скорости. С насмешливой лёгкостью тараторит хореографические скороговорки (третий акт в её исполнении - нечто фееричное), и создаёт пикантный образ девушки-хамелеона, которой скучна одна-единственная в жизни роль, потому как она любит жизнь во всём её многообразии. В силу особой артистической индивидуальности Екатерине очень легко сделать шаг от абсолютной простоты до абсолютной изысканности, под одной маской всегда чуть поблёскивает вторая и манит загадкой. Она и наивная простушка, обучающаяся правилам поведения в светском обществе (этакая Галатея), и элегантная чувственная дама, способная благородством манер затмить Маркизу, и не знающая страха огненная разбойница. Натура неоднозначная, также, как и её отец - разбойник и светский денди в одном лице. В танце Екатерины в равной степени чувствуется горячее юное увлечение и уверенность опытной балерины. Безусловно успешная работа.
Роль отвергаемого любовника блестяще удаётся Андрею Меркурьеву (капитан драгуновПепинелли). Он и слишком настойчив, и слишком уступчив в своей большой любви. Принципиален и серьёзен. Страстен и робок. Настолько противоречив и настолько уязвим, насколько может быть противоречив и уязвим только истинно влюблённый. Либо ответная любовь - либо пожизненное отчаяние с мыслью о смерти. К счастью, зрители становятся свидетелями благополучной развязки любовной драмы: сердце Пепинелли, висящее на волоске от гибели, не разбивается небрежной красавицей. Танец Пепинелли, как и полагается капитану драгунов, привлекает академической дисциплинированностью. Артист в хорошей форме. Скорые вращения и динамичные прыжки прекрасно выражают его горячие чувства.
Денис Савин в роли капитана драгунов Пепинелли был душевен так, как может быть душевен на сцене только Денис Савин. Его герой - тот редкий человек, которому не дано научиться напускать на себя начальственную помпу, на полном серьёзе отвешивать вычурные светские поклоны или обмениваться никчёмными любезностями с дамами. Нет! - он человек-порыв, чуть рассеянный смешной чудак, добрый, милый, чувствительный до крайности. И не получается не ответить в конце концов на улыбку его любви. Самому холодному сердцу становится стыдно за своё равнодушие. Красавица Маркиза невольно сдаётся в плен безумногопоэта в мундире. Ну, а ответную радость капитана нужно видеть. Словами не описать…

У Игоря Цвирко с балетом "Марко Спада" сложились более, чем дружественные отношения. Экзотическая, диковато-яркая внешность артиста требует необычных ролей, и именно в этом балете он нашёл их. Создал два образа, которые раз увидев, забыть невозможно: главного героя Марко Спады и капитана драгунов Пепинелли.
Марко Спада в исполнении Игоря Цвирко - таинственный сумрачный бандит. Смотрящие из глубины глаза увлекают в роковую бездну. Энергия движений сопоставима со смертоносной энергии цунами(вспомнить хотя бы сцену ограбления казначея монастыря).
Заслуживает уважения способность юного артиста к созданию образа возрастного персонажа - без особого грима. Смотря на него, чувствуешь суровость закалённого жизнью мужчины - старого "волка". Именно оттого, что сам Марко давно не святой, его чувство к своей маленькой наивной дочери более, чем свято. Кажется, он хочет уберечь её от всего зла и некрасоты мира - ценой своей преступной жизни сохранить её безгрешность, подарить её жизнибеззаботность. И эта главная благородная миссия его неблагородной жизни в конце концов оказывается выполнена. В финале спектакля, умирая, Марко избавляет дочь от своей тёмной тени, от своего тёмного прошлого, благословляя обрести счастье в свете первой любви к достойному юноше.
В сцене смерти Игорь умело соблюдает баланс между театральной аффектацией и бытовизмом, то есть, сцена натуралистична, но не выходит за грани искусства. В ней есть жуткая, отчаянная, сумасшедшая красота. Глаза закатываются, принимая безжизненное выражение, белки страшно выделяются на смуглой коже, тяжёлые шаги повторяют звуки останавливающего сердца, движения рук становятся судорожными… Безэмоционально наблюдать за этими мгновенными преображениями трудно. Мелодраматический балет с запутанным сюжетом превращается в настоящую драму.
В техническом отношении данная партия стала для артиста экзаменом на прочность. В силу определённых физических данных, Игорю хорошо удаются партии, где не требуется много изящества, но требуется скорость, сила и широта движения. Здесь было не избежать встречи с мелкой техникой, нужно было подумать над манерой танца, и смириться с тем, что актёрские страсти не отменяют щепетильного, порой, изнурительного внимания к каждому па, что хореография Лакотта очень тонкая и к ней нужен сверхделикатный подход. Плата за небрежность суровая - абсолютнаянекрасота. Суетливый измождённый бег по сцене или энергичный в равной степени мощный и изящный танец - все исполнители главных партий в балете "Марко Спада" столкнулись с этой бескомпромиссной реальностью. Для Игоря момент преодоления оказался особенно нужен и желанен. И объём партии, и её сложность, и конечно, первое положение в спектакле были для танцовщика осуществлением мечты. Поэтому он не жаловался, а вдохновенно трудился в репетиционных залах. И смог… прыгнуть выше своих возможностей, дать телу второе дыхание. Ему и сейчас непросто, но при правильной дозе труда и отдыха перед спектаклем, он добивается успеха, и именно такая работа держит его тело в тонусе.

Когда Игорь Цвирко выступает капитаном драгунов Пепинелли, эта роль, вторичная по значению, выходит в балете на первый план, не уступая по значительности роли Марко Спада, несмотря на гораздо меньшее количество хореографического текста и эпизодов присутствия на сцене. Сочный колоритный образ неистового ревниво-влюблённого итальянца даёт балету особую остроту, усиливает настроение опасного приключения. По счастливому стечению обстоятельств партия идеально соответствует и физическим данным танцовщика, позволяя продемонстрировать ему все свои достоинства и не дать обнаружить ни одного недостатка. Здесь можно говорить о не так часто случающемся более, чем стопроцентном попадании в цель при выборе исполнителя - артист явно провоцирует ускорение пульса конкретной балетной истории.
Отличилась Анна Тихомирова в эпизодической партии Невесты, продемонстрировав завораживающе лёгкую и острую пуантовую технику. При помощи силы стопы и силы пресса танцовщица создала иллюзию едва заметного соприкосновения с землёй, это поистине был танец, живущий в воздухе. Было бы прекрасно, если бы танцовщица запомнила это физическое состояние, и в танце её Маши во втором акте балета "Щелкунчик", зрители увидели то же самое (спектакль ожидается в декабре).
Стильно, с пейзанской кокетливостью исполнила это же соло (Невеста) Дарья Хохлова. Как всегда подарили зрителям веру в светлое счастье любящих сердец пара Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин. Муж и жена в жизни, на сцене этот Жених и Невеста необыкновенно трепетны и нежны, понимают друг друга с полувздоха, И конечно, текст партий для этих молодых, но уже опытных артистов не представляет никакой проблемы.
Невозможно не отметить выразительное исполнение небольшой партии (Подруга Маркизы) Ольгой Марченковой. Её очаровательное живое кокетство соответствует игривой музыке, украшает танец и делает небольшую юмористическую сценку обольщения капитана незабываемой.

Хороша в этой же сцене и Ангелина Влашинец- самоуверенная задира, которую ничем не проймёшь - всё равно уйдёт при своём мнении, не потеряв чувства собственного достоинства и оставив несостоявшемуся кавалеру в подарок чувство вины.
Обратил на себя внимание в партии Жениха Михаил Кочан. Показал свою любовь к чистоте танца, хорошую координацию, вращение, благородство манер и способность быть приятным кавалером для дамы.
Алексей Лопаревич (Брат Борромео, казначей монастыря) как всегда порадовал зрителей нетривиальным подходом к своему персонажу. И к удовольствию всех артистов Большого создал великолепный видеоролик о жизни героев "Марко Спада" на сцене и за кулисами (его можно увидеть на просторах интернета).
Артём Овчаренков партии Марко Спада предпочёл не ломать свою "принцевскую природу", и когда этот насмешливый ловкий беспафосный бандит начинает танцевать, мы, всё-таки, видим тень Принца-Щелкунчика и Дезире. Особенно эффектен в исполнении танцовщика финал первого акта (фирменный пируэт "от Артёма Овчаренко") и финальная взрывчатая динамичная вариация третьего акта, которую артист исполняет очень музыкально. К лакоттовскому многословию танцовщик относится с безмятежностью, которой, недалеко даже и до некоторой распущенности, но как раз этого Артём себе, к счастью, не позволяет. Выглядит артист в роли разбойника чрезвычайно эффектно: хищные скулы, цепкий оценивающий взгляд, разгадывающий людей в два счёта, рот, готовый взять быстрый поцелуй и рассмеяться, смелая небрежность манер - молодой человек вполне тянет на секс-символ Голливуда.
После премьеры Артём отметил, что подготовка балета подняла его на более высокую ступень профессионального мастерства, то, что казалось сложным ещё пару месяцев назад, сегодня кажется лёгким. "Я счастлив, что в репертуаре появился балет "Марко Спада", говорит он, - это тот балет, который будет позволять нам - танцовщикам - держать себя не просто в форме, а в суперформе! Я не только получаю удовольствие от того, что создаю на сцене интересный, неоднозначный образ пирата, не только наслаждаюсь тем, что ношу живописные костюмы, но каждый раз уважаю себя, когда мне удаётся достойно справится с заковыристым хореографическим текстом, предложенным Пьером Лакоттом, когда я чувствую себя полновластным хозяином своего тела и понимаю, что могу заставить его творить чудеса. Были моменты, когда на репетициях стучало в висках от перенапряжения. Но мы не сдавались - шли вперёд. И научились сложное превращать в удовольствие. И сегодня мы дарим наслаждение зрителям, не помня об усталости".

Премьерный результат оправдал ожидания художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина. Он высказал слова благодарности танцовщикам: "Я доволен работой каждого из артистов. Они удивили и восхитили меня. Такое подвластно только танцовщикам 21-го века, тем танцовщикам-универсалам, чьё тело мобильно, выносливо, тем артистам, которые обладают уникальным энергетическим запасом, уникальным танцевальным опытом и необыкновенной внутренней свободой. Они сегодня ничего не боятся. Они верят в себя. Они живут в танце - сильные, юные, дерзкие".
Очень хочется надеяться что Большой театр не оставит без внимания прекрасные работы своих артистов, со временем покажет их миру в кинотеатрах и, возможно, выпустит DVD с записьюбалета.



    16 января на телеканале «Россия - Культура» стартовал новый сезон телевизионного конкурса «Большой балет». За звание лучшего дуэта борятся семь пар молодых танцовщиков из шести ведущих музыкальных театров страны. Заглянуть за кулисы «Большого балета» нам помогли артисты, представляющие в проекте Большой театр.

    В этот раз дуэт из Большого был сформирован специально для участия в конкурсе, причём руководство театра решило создать пару из исполнителей с разным сценическим опытом. Прекрасный шанс проявить себя получила первая солистка балетной труппы Дарья Хохлова. Этот проект предоставил молодой танцовщице возможность попробовать себя в разных, иногда неожиданных для неё самой, ипостасях. Вот её яркий и эмоциональный рассказ о том, как это было:

    Даша, как вы попали на «Большой балет»?

    Даша: Я попала туда неожиданно. У меня предполагалось свободное время и я хотела заняться диссертацией. Так вот, именно тогда, когда меня уже все отпустили и мой сезон в театре должен был вскоре закончиться, мне вдруг в один прекрасный понедельник позвонил Сергей Юрьевич Филин и сказал, что есть проект, и что он решил, что мы с Игорем будем участвовать. Мне дали время подумать. До завтра. Собственно говоря, диссертацию я отложила.

    Даша: Конечно, авантюра привлекательная.

    Вы с энтузиазмом это встретили или нет?

    Даша: Когда ты что-то уже спланировал, у тебя уже начертан график, и тут вдруг всё рушится, это всегда не очень хорошо. То есть энтузиазм в процессе работы появился, когда уже репертуар выстроился. Потому что самое сложное было - выстроить репертуар и договориться, когда к нам кто приезжает, когда мы с кем работаем.

    Вы сами договаривались?

    Даша: Нет. Это Гетьман договаривался, как менеджер он это всё делал. И репертуар тоже мы не сами выбирали. Когда мы пришли к Сергею Юрьевичу определиться с репертуаром, в итоге из того, что мы назвали, только номер из «Марко Спада» и остался. Всё. Мы собирались «Спартак» делать. Нам сначала сказали: «Конечно-конечно, можно». А потом: «Нет, нельзя». Из-за авторских прав нельзя. И в итоге мы в последний момент, буквально за пять дней до проекта, «Сильфиду» станцевали, благо она была танцованная. Пошли по пути наименьшего сопротивления. Она, кстати, удачно прошла, так что слава богу.

    У вас какая программа была?

    Даша: Дуэт из «Укрощения строптивой», па-де-де из «Сильфиды», па-де-де из «Марко Спада», соло…

    Какое соло?

    Даша: У Игоря - из балета «Пламя Парижа», у меня - вариация из «Мойдодыра». Это был провал! Самодуров приезжал, мы с ним тоже неделю работали. И ещё Марко Гёкке и Посохов. Всё.

    То есть у вас было семь номеров?

    Которые вы не выбирали. Вам фактически их предложили?

    Даша: Да, хореографы нам предложили, дали посмотреть. Самое интересное, наверное, было работать с ассистентом Марко Гёкке - с Фабио Паломбо. Когда мы пришли к нему на первую репетицию, мы даже примерно не знали, что это будет, из какого балета и под какую музыку. Мы вообще не знали. И он говорит: «Давайте выучим первое движение без музыки. Просто выучим». Первым там начинается соло Игоря. Я сижу, смотрю. Он дёргается и дёргается. И что дальше? И тут Фабио включает музыку, и это оказывается Патти Смит, панк-рок. Это, наверное, самый классный современный номер, который я когда-либо танцевала. Я с такой отдачей это делала. Я впервые поняла, что могу получать такое колоссальное удовольствие от кардинально современного танца. Я в штанах таких широких, то есть фигуры не видно, пластики в принципе не видно, пальцев нету. И это было классно, самый что ни на есть позитив. Конечно, после репетиций всё безумно болело, как будто меня палками били. Я каждый день на массаж ходила. У меня всё просто отваливалось.

    Потому что непривычные мышцы работают?

    Даша: Да, да. В итоге это была наша последняя программа. Нас оценили.

    Сколько всего было участников?

    Даша: Семь пар.

    Вы на конкурентов смотрели, как они танцуют?

    Даша: Ой, вообще не до того было. Я вот сейчас посмотрю. Мы просто реально не успевали.

    То есть вы просто приходили, вас снимали - и всё?

    Даша: Ну, так не получалось, потому что там всё очень всегда затягивалось. Условно говоря, съёмки должны начаться в шесть, а они начинались в семь тридцать. Ты, например, идёшь каким-нибудь третьим номером. Оп! Пересняли. Оп! Интервью. Долго - один поговорил, второй поговорил, третий поговорил, все члены жюри поговорили. И никак нельзя распределить время. Например, как в спектакле: после этой вариации я выхожу - когда греться, когда причёсываться…

    И вот вы станцевали…

    Даша: Нам оценки поставили. Нет, там все говорили, там не было оценок. Либо тебе «да» говорят, либо «нет». Мы станцевали, идём к ведущим и даём интервью. Таким вот образом… (часто и громко дышит). Дали интервью, и потом каждый член жюри говорит то, что он думает. Кто-то из членов жюри тебя что-то спросит - ты отвечаешь.

    А как вы станцовывались с Игорем?

    Даша: Ой, отлично! Мы прекрасно сработались. Мы уже до этого танцевали вместе, не развёрнутые партии. Игорь - человек безумно ответственный и, действительно, высокого класса профессионал. У нас на максимум эффективности настроенная работа, без всяких там лишних капризов и прочего. У него ещё был «Герой нашего времени», поэтому времени реально оставалось очень мало. Мы всё постарались распределить: вот сейчас мы час учим это, вот сейчас полчаса перерыв, вот сейчас полтора часа учим то.

    Представьте такую ситуацию. Вам говорят: «Плёнки потеряны, давайте снимать заново». Вы ту же самую программу стали бы танцевать? Или что-нибудь бы изменили?

    Даша: Ну, я не знаю. Самым неудачным у меня был «Мойдодыр». Я просто знаю, что не могу никогда выходить и танцевать одна вариацию. Просто вариацию, вырванную из балета, - я её не могу танцевать, хоть сколько репетируй. Когда любая вариация, даже вставная, идёт в спектакле - это другое дело, это пожалуйста. Но когда я выхожу на голую сцену и одна танцую вариацию - для меня хуже наказания просто нету.

    Там условие было такое?

    Даша: Да. Одна программа соло. Когда вариация идёт в па-де-де - это пожалуйста. Всё равно есть какой-то контекст, какая-то история. Даже адажио, вырванное из балета, - это хотя бы про двух людей, то есть тут уже есть завязка. А когда я просто одна вышла и станцевала трюк - я так не могу. Спортивное - это абсолютно не моё.

    Может быть, что-то другое надо было взять?

    Даша: Другое было бы ещё худшим наказанием для меня.

    То есть это самое лучшее из худшего?

    Даша: Да. На эту программу мы выходили последним номером, и это было в 11 ночи. Поэтому ладно, прошло, и слава богу. Во всяком случае, у меня получилось так: в этот раз я танцевала героиню-девочку из детского спектакля, в следующей программе - такое на грани эротики адажио Посохова, а через программу - суперконтемпорари Гёкке. То есть вообще диаметрально противоположные образы. И это, конечно, интересно. Даже мне самой. Я даже каждый раз так смотрела на себя в зеркало, когда меня гримировали: сегодня мне вот это, а вот сегодня мне вот это. Приятно.

    А для вас гримирование - уже часть номера?

    Даша: Да, конечно. Ты на себя смотришь и представляешь себя немножечко со стороны, наверное. То есть я смотрю на себя в зеркало, и там я действительно уже постепенно преображаюсь.

    В конечном итоге довольны, что поучаствовали в проекте?

    Даша: Да. Довольна. Это очень интересный опыт. Но я довольна ещё, что это всё благополучно закончилось - без травм и каких-то неприятных вещей.

    Вы что-то вынесли оттуда?

    Даша: Безусловно. Это просто колоссальный опыт.

    Колоссальный опыт чего?

    Даша: Семь программ за месяц сделать - в театре, при репертуарной политике, это просто нереально. Это бы заняло год. То есть, условно говоря, КПД повышен в 12 раз. То, что можно было учить на протяжении целого сезона, а то и двух, тут вдруг раз - за месяц всё экспресс-темпами освоено. Потом интересно чисто с драматической стороны, со стороны «переодевания», что ли. Раз - и у тебя диаметрально противоположные образы. Мне это очень понравилось.

    Вы бы сейчас оставили что-нибудь из того репертуара?

    Даша: Да, безусловно. Однозначно, па-де-де из «Марко Спада», адажио из «Укрощения строптивой», адажио Посохова и Гёкке. Вот эти четыре программы точно.

    Партнёром Дарьи Хохловой по проекту стал ведущий солист театра Игорь Цвирко. Вот что говорит об артисте его нынешний пердагог Александр Ветров: «Когда я пришел в театр, Игорь подошел ко мне и сказал, что у него нет педагога и он очень хотел бы попробовать со мной поработать. У меня в то время было два танцовщика: Семен Чудин и Дэвид Холберг, такие звёздные ребята. И мы начали репетировать. Быть педагогом - сложная работа, поэтому у нас, как правило, два-три ученика. Это сейчас у меня гораздо больше ребят. Пока меня на всех хватает, и я стараюсь каждому отдавать себя по полной. С Игорем путь у нас был тернистым. Он переживал, и его всё время беспокоило то, что никак не наступает прорыва. Я точно сформулировал для него тезис, что единственно правильный путь - это умение в себя верить, ждать и быть готовым. Так оно и получилось. Я всегда говорил ему, что я в него верю, несмотря на его недоверие к своим возможностям. Да, его долго держали, не давали шанса, но он и не был готов, если честно. Работа требует времени. Это как делать скульптуру».

    Сейчас в репертуаре Цвирко ряд главных партий, в том числе роль Печорина в прошлогодней премьере «Героя нашего времени», репетиции над которой шли одновременно с подготовкой к конкурсу. Вот что говорит об участии в проекте сам артист:

    Игорь, вы рады были, когда вас пригласили поучаствовать в пректе «Большой балет»?

    Игорь: Да, мне было приятно, что руководство театра выбрало мою кандидатуру. Было приятно, но очень сложно, на самом деле.

    Если бы сейчас, уже зная, как всё будет, вы получили бы это предложение, вы бы что-то поменяли?

    Игорь: Да, репертуар бы поменял.

    Как вы его выбирали?

    Игорь: Не мы его выбирали, а нам выбирали (улыбается). Наши пожелания, конечно, были, но…Нам пригласили хореографа Вячеслава Самодурова. Привезли другого хореографа, благодаря Анне Абалихиной, - Марко Гёкке. Ещё мы танцевали «Марко Спада» Пьера Лакотта, миниатюру Посохова. Номера нам достались очень красивые, шикарные. Какие-то я поменял бы, наверное. А может, всё оставил бы как есть.

    Вы удовлетворены выступлением?

    Игорь: Да, очень. В целом.

    Что вам дало участие в проекте?

    Игорь: Наверное, понимание того, что даже когда ты очень устал и уже нет сил ничего делать, всё равно приходится это делать. Потому что съёмки проходили в конце сезона, очень тяжелого и изнурительного. После премьеры «Героя нашего времени». Мы с Дашей мало виделись. У нас было из семи номеров пять абсолютно новых. Мы с ней, кроме вставного па-де-де, ничего не танцуем. Приходилось между постановочными репетициями «Героя нашего времени» ещё ходить и репетировать к проекту, и это было очень тяжело. А потом, уже на съёмках, - это ведь тоже не просто сидеть, это ожидание, когда тебе надо выйти. Там же всё в режиме живого времени.

    Зато у вас появилась возможность потанцевать то, что, может быть, вы бы вообще не станцевали?

    Игорь: Да, конечно. Например, номер Марко Гёкке, который очень мне понравился. Это, я считаю, один из тех моментов, который, знаете, когда уже станцевал, думаешь: «Какой классный номер!». И репетируя, получаешь удовольствие. Это из того же разряда, что и номер Посохова на музыку Рахманинова. Тоже очень красивый, потрясающий номер. И, естественно, проект дал такую возможность - станцевать шикарные номера. Плюс общение с Дашкой. Очень хороший человек, позитивный. Поэтому я рад, что мы с ней были на проекте.

    Про результаты мы говорить не будем, сохраним интригу. Но вы рассчитывали на победу в проекте?

    Игорь: Мы с Дашей не думали о победе. Было много отличных пар. Три пары из Санкт-Петербурга: две из Мариинского театра и одна из Михайловского. Нам часто пытаются навязать, что это соперничество Москвы и Петербурга. У москвичей никогда не было такого, что мы с кем-то соперничаем. У меня, по крайней мере, точно нет такого ощущения. Каждый делает своё дело. Поэтому с Дашкой, на самом деле, у нас было только одно желание - всё хорошо станцевать, чисто, чтобы хорошо всё отсняли. И главное - уйти в отпуск без травм. Это было основным. А уже как там что сложится, это не так важно.

    Кто кроме питерцев понравился?

    Игорь: Да, были пермяки очень хорошие, казанцы (те, что японцы). Все очень хорошие ребята, талантливые. Я надеюсь, что у всех всё будет хорошо там, где они танцуют. Может, их даже куда-то пригласят в другие места. Балет развивается в России, и слава богу!

    Игорь, у меня есть еще два очень важных вопроса и мне надо их вам задать. Первый: ваша любимая футбольная команда?

    Игорь: Это футбольный клуб «Челси»! Я знаком с его владельцем Романом Аркадьевичем Абрамовичем! А также я переживаю за московский «Локомотив».

    Вот второй вопрос как раз об этом - я видела ваше фото и на вас был шарф «Челси»: это любовь или дань клубу члена попечительского совета театра?

    Игорь: Когда я начал болеть за футбольный клуб «Челси»? Это было очень давно. Как мне кажется, все совпало вместе, я увлекся футболом. Мы с товарищем переживали за Локомотив. В одной из лучших лиг мира по футболу (это Англия) было превосходство «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала». «Челси» был крепким середняком, но они меня подкупили своей формой - мой любимый синий цвет. И вот Абрамович приобрел футбольный клуб. Помню, еще в училище по НТВ показывали матчи Лиги Чемпионов, я до 2:00 утра смотрел матчи, в которых играл «Челси»! Переживал, болел, расстраивался и мечтал когда-нибудь попасть на матч «Челси», на его домашней арене Стэмфорд Бридж. Прошли годы... Конечно, я никак не ожидал,что Роман Аркадьевич будет в числе членов попечительского совета! Я так с трепетом ждал его за кулисами чтобы сфотографироваться с шарфом! Эмоции может понять, наверное, только болельщик! Ну а когда на гастролях в Лондоне я оказался на трибуне заветного стадиона, то вообще не мог поверить! Вот уж точно - мечты сбываются! Жена знает, что когда «Челси» проигрывает, меня лучше не трогать. Так что это никакая не дань. Мой интерес к клубу был гораздо раньше, чем Абрамович стал членом Попечительского совета!

    4 января 2016, 14:42

    Мария Александрова и Владислав Лантратов

    Премьер Большого театра Владислав Лантратов и народная артистка России Мария Александрова знакомы давно, но летом 2014, пока Петруччо укрощал строптивую Катарину на сцене Большого театра, артисты вступили в союз не только творческий.
    Пережив ранее травмы эмоциональные и физические, Мария, по версии общих знакомых, приняла чувство Владислава как награду. Совместные прогулки по переулкам Арбата, ювелирные сюрпризы и посиделки в «Кофемании» на Садовой-Кудринской заметно смягчили смех и танец этой сильной женщины, которая даже свою Одетту награждала суровостью страдающей натуры.

    До Александровой Лантратов встречался с артисткой балета Анастасией Шиловой.

    Для пикантности стоит заметить, что Мария старше Владислава на 10 лет. К тому же ушла к нему от мужа, художника Сергея Устинова, за которого вышла замуж в 2007 году.

    На мой взгляд, чисто внешне Владислав уступает мужу-художнику,
    но, как говорится, с лица воды не пить)



    Иван Васильев и Мария Виноградова

    Васильев - премьер Михайловского театра и уже, в свои 26, заслуженный артист России. Виноградова- ведущая солистка Большого театра.

    Начало их роману положила совместная работа в постановке "Спартак" в 2013, в которой Васильев танцевал Спартака, а Виноградова - Фригию.

    На первое свидание Иван Васильев пригласил Марию Виноградову... в Большой театр, правда, на оперу. Роман пары развивался стремительнее, чем второй акт «Баядерки». Премьер Михайловского театра довольно быстро решил, что для выражения его чувств к возлюбленной лучше всего подойдет кольцо Graff за 50 тысяч долларов. В день «Х» Васильев усыпал пол в гостиной лепестками роз, пал перед Виноградовой на колено и предложил ей руку и сердце. Девушка не устояла.

    «Какой он человек? Лучший. Мой. Не в том смысле, что он моя собственность. Он мой человек. Мне с ним удобно », - рассказала Мария Виноградова в интервью журналу Tatler, обложку февральского номера которого и украсила эта яркая пара. Не любоваться Иваном и Марией (так и тянет перейти на фольклорное «Иван да Марья») невозможно - они молоды, прекрасны, счастливы, влюблены и не собираются это скрывать.


    Этим летом влюбленные официально расписались)

    Брак с Иваном второй для Марии. Ранее она была замужем за братом генерального директора радиостанции "Серебряный дождь" Дмитрия Савицкого - Александром, владельцем компании "Трехмер".
    После развода балерину два года связывали отношения с ведущим шоу «Орел и решка» Антоном Лаврентьевым.

    Стоит упомянуть, что долгое время, чуть ли не с момента окончания училища, Васильев встречался с прима-балериной Натальей Осиповой . Все уже были уверены, что они поженятся и проживут вместе до гробовой доски, но неожиданно года два назад пара распалась.

    Сейчас, как известно, Наталья Осипова встречается с Сергеем Полуниным , который не раз декларировал свою приверженность балетному стандарту))

    Помимо романа с Осиповой, он встречался с балериной Ковент-Гарден Хелен Кроуфорд и с начинающей балериной Большого театра Юлией.

    Артем Овчаренко и Анна Тихомирова.

    Артем и Анна познакомились в хореографическом училище при Большом театре, поступили в Большой с разницей в два года, оба прошли путь от артистов корде_балета до солистов, а Артему 2 года назад присвоили звание премьера.

    Молодые люди встречаются уже 7 лет. И недавно заявили, что скоро поженятся).

    Из интервью:

    С колько лет вы уже вместе?

    Анна: В октябре будет семь лет. А встретились мы гораздо раньше, еще подростками. Однажды на новогодней дискотеке в хореографическом училище Артём пригласил меня на танец и сказал, что я ему нравлюсь. Но карьера и уч:) отнимали все силы, было не до отношений.Однако спустя годы мы оказались в одном театре - в Большом. Тогда Артём и принялся всерьез ухаживать за мной. И делал это до тех пор, пока я наконец не поняла, что действительно хочу быть рядом с этим человеком.


    Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин

    Прима-балерина и ведущий солист Большого театра

    поженились в 2011 году)

    Денис и Анастасия Матвиенко

    Премьер Мариинского театра женат на солистке этого же театра двенадцать лет, растят двухлетнюю дочку Лизу.

    Из интервью:

    Тем не менее в жены вы все-таки выбрали балерину - Анастасию Матвиенко. Значит, что-то особенное в них все-таки есть?

    Балетные женятся на балетных только потому, что они слишком сильно заняты. Если ты целый день тренируешься, репетируешь, а вечером еще и танцуешь в спектакле, то куда ты пойдешь знакомиться? Вот и получается, что большая часть браков - внутрибалетная.

    Мы с Настей встретились на Конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря, где я не должен был выступать - просто приехал посмотреть. Стоя за кулисами, я увидел танцующую на сцене девушку - красивую, яркую и очень талантливую - это было видно сразу. Мы познакомились, я пытался ухаживать за Настей, но поначалу особого успеха не имел. Она даже на предложение руки и сердца, которое я сделал, подложив в карман ее куртки кольцо с бриллиантом, ответила не сразу. Но, к счастью, мы вместе уже одиннадцать лет, у нас растет замечательная дочь Лиза, которую я считаю главной победой в своей жизни.

    Ваша жена решилась рожать, не опасаясь за свою балетную карьеру?

    Сегодня балеринам не надо жертвовать ни карьерой ради личной жизни, ни личной жизнью ради карьеры. Одновременно с Настей - плюс-минус пару месяцев - родили детей еще несколько балерин Мариинского театра. Моя жена очень быстро восстановилась и уже через четыре месяца после родов снова начала танцевать.

    Леонид Сарафанов и Олеся Новикова

    Премьер Михайловского театра женат на первой солистке Мариинского театра. Познакомились и поженились они, когда Леонид был премьером Мариинского театра.

    У пары трое детей. Пятилетний сын Алексей, двухлетняя Ксения. И буквально две недели назад, 16 декабря, родился сын Александр.



    Екатерина Кондаурова и Ислом Баймурадов

    Прима-балерина и ведущий солист Маринского театра Екатерина Кондаурова и Ислом Баймурадов могли бы играть неземной красоты вампиров из саги «Сумерки»: пластичные движения, глаза, которые смотрят в самое сердце, вкрадчивые, точнее сказать, завораживающие голоса. Но любимую труппу на съемки в девичьих мелодрамах артисты все равно бы не променяли. Преданность балету и привела их друг к другу десять лет назад.

    Екатерина приехала поступать в Вагановское из Москвы, Ислом – из Австрии. Но из-за восьмилетней разницы они даже не были знакомы. Хотя девушка вспоминает: когда Ислом уже служил в Мариинском, а школьница Катя приходила на репетиции, пробегая по коридору она услышала: «О, какие девушки у нас тут ходят!». И, повернувшись, увидела ухмыляющегося красавца.

    Сегодня он не только любовь всей ее жизни, но и строгий ментор – Ислом все больше занимается репетиторством и поблажек не дает даже Кате. Дома они любят вместе готовить под музыку, и фоном для запекания баранины со специями служит любая приятная мелодия – от классики до System of a Down. Но только не «Лебединое озеро», пожалуйста!

    Из интервью Екатерины 2009 г.:

    Я много танцевала с мужем, Исломом Баймурадовым, он тоже солист Мариинского. Очень нам нравится выступать вместе, совсем другое ощущение. Зрители это замечают, в том же Нью-Йорке люди удивлялись: «Прямо какая-то химия между вами». - «Да мы муж и жена!» Нашей семье уже больше года .

    - Свадьба была как у Волочковой?

    - Никакой не было: встали в 8 утра, в 9 расписались, в 11 по­шли на урок, вечером у нас было «Лебединое». Я была одета в брючный костюм, с галстуком... Считаю, что свадьба - личное дело двоих. Если очень большие торжества, наверное, это на публику. А потом часто потому и живут вместе - ну как же, все же видели свадьбу. А тут - наше желание, никто не участвовал, даже мама не знала до того момента, когда после записи мы пришли уже с кольцами, и перед уроком я позвонила ей в Москву. Она - понимающий человек.

    Ислом всегда старается помогать Екатерине, репетирует с ней даже дома. Мне понравилось, как в одной передаче он сказал: "Я звездой не стал, тело, к сожалению, не позволяло. Но если у меня есть дома жена, которая может стать звездой, почему бы не помочь ей " и "Мы стараемся находится вместе 24 часа в сутки. Обязательно. Поэтому я и женился. Ну, я думаю, в этом и есть смысл жизни ".


    Виктория Терешкина и Артем Шпилевский

    Прима-балерина Мариинского театра и солист Большого театра поженились летом 2008 года.

    Из интервью Виктории:

    – На сцене партнеры меняются, а в жизни вам какой партнер достался?
    – О своем будущем муже я знала с шестнадцати лет. Мы вместе учились в Академии русского балета. Для меня он казался чем-то недосягаемым – мужчиной мечты. Но, как известно, мечты сбываются. После учебы мы встречались во время гастролей по миру, иногда в Москве на концертах. Позднее он мне признавался, что все это время и я нравилась ему. Но долгое время мы с ним никак не общались, кроме изучения друг друга глазами. И вот во время недавних гастролей Мариинского и Большого в Японии мы наконец познакомились, у нас завязалась переписка…
    – Е-mail’ом?
    – SMS-ками! Я давно знала, что он очень хороший. Для меня в мужчине важны не только внешние качества – красота и “высота”, но и то, какой он внутри. Потому что жить ведь не с красотой. Словом, минувшим летом я вышла замуж за солиста балета Большого театра Артема Шпилевского.
    – Как балерины решаются на семейную жизнь?
    – Мне замуж поначалу не слишком хотелось. Но в жизни часто многое происходит как бы само собой. Ты вдруг встречаешь человека и понимаешь, что сможешь жить с ним долго и счастливо.
    Д умаете о продолжении рода?

    – Был момент в жизни, когда я не могла представить себя мамой, казалось, что все еще очень далеко. Но сейчас уже настраиваюсь на это. А пока завела кошечку – русскую голубую. Мне ее подкинула судьба. Кто-то закрыл ее в нашем подъезде в щитке. Она так жалобно мяукала, что мы с мужем не выдержали и пригрели. Вот сейчас сижу с вами, а думаю о ней – она целый день сидит дома голодная и ждет меня. Она с такой укоризной во взгляде всегда провожает меня, зная, что я вернусь поздно.

    В 2013 году у пары родилась дочь Милада.

    "Почему вы выбрали для дочери такое редкое имя?

    Оно древнеславянское и означает «милая», «ладная» - чего еще желать для ребенка? Мы с мужем решили так назвать дочь, еще когда она была в животе.

    Как муж помогает с воспитанием?

    Самая главная его помощь заключается в том, что благодаря ему моя мама имеет возможность посещать мои спектакли: пока Артем нянчится с дочерью, она может ускользнуть в театр. Потому что когда я на репетициях, с Миладой проводит время именно мама, которая недавно специально переехала в Петербург из моего родного Красноярска, - никакому другому человеку я бы не смогла доверить дочь.

    Артем, который был солистом Большого театра, наверное, мог бы еще лет пять спокойно танцевать, но оставил сцену. Почему?

    Профессия перестала приносить ему удовольствие, а это самое страшное. Он даже признавался, что когда видел свою фамилию при распределении партий в новых спектаклях, то шел просто как на каторгу. Это при том, что в начале пути он очень любил танцевать - сначала уехал из России в Сеул, где быстро прошел путь от артиста корде.балета до премьера театра, затем принял предложение стать солистом Берлинской штаатсоперы, а потом переехал в Москву. Конечно, все родственники сокрушались по поводу его ухода из театра, но он заранее готовился к такому шагу: окончил юридический факультет МГИМО, а теперь занимается бизнесом. Зато благодаря этому его решению мы наконец объединились. Ведь первые три года после женитьбы жили в разных городах.

    И немного о балетных худруках

    Сергей Филин и Мария Прорвич

    Худрук балетной труппы и артистка корде балета Большого театра вместе уже около 15 лет, растят двух сыновей.

    Правда, Сергей Филин не являет собой образец верного мужа. Об этом вся страна узнала в 2013 году, во время слушания по делу о покушении на него. Из протокола дела выяснилось, что у Филина были интимные отношения с балеринами Натальей Маландиной, Ольгой Смирновой
    и Марией Виноградовой.Склонить к таким отношениям он также пытался Анжелину Воронцову.

    И все это при живой жене Марии Прорвич.

    Мария, как настоящий друг, товарищ и брат, мужу своему все загулы простила, и во всем поддерживала, на протяжении лечения, следствия и суда. Впрочем, Филин в суде категорически отрицал любые отношения с другими балеринами. И не устает в интервью говорить, что Мария - его главная любовь, самый верный друг, и что семья - смысл его жизни.

    К слову, Прорвич уже третья жена Филина. От второго брака с примой Инной Петровой у Сергея есть сын Даниил.

    Игорь Зеленский - Яна Серебрякова

    Путь Игоря Зеленского к семейному счастью был долгий и тернистый. Помимо сплетен, что он перевстречался с кучей своих партнерш во всех театрах, из интернета удалось узнать о его романе с балериной Жанной Аюповой . Из воспоминаний ее знакомой: "Жанна рано вышла замуж и родила сына Федю, и казалось, жизнь ее так и будет протекать мирным путем. Но не тут-то было! Один из премьеров театра, пылко влюбившись в Жанну, закрутил вокруг нее такой водоворот... не могу придумать другого более точного определения. И Жанна ушла от мужа... Роман протекал хотя и бурно, но кончился... Я, правда, наблюдая за развитием их отношений с самого начала, считала, что роман способствовал творческому расцвету Аюповой". ​

    С Жанной Зеленский расстался, когда встретил фигуристку Екатерину Гордееву . Игорь познакомился с Катей через своих друзей, и те чувства, которые она в нем всколыхнула, заставили танцовщика без памяти влюбиться, пренебрегая всеми условностями. "Катя - самая прекрасная женщина, - заявлял Игорь. - Она была сломлена после смерти Сергея. как близкий друг, я надеюсь, что смогу внести в ее жизнь немного радости и комфорта" . На протяжении всего этого романа Катя и Игорь тайком посещали представления с участием друг друга и, когда появлялась редкая возможность, встречались за кулисами. Все свободные часы они проводили вместе. Несмотря на серьезную конспирацию, на которую они пошли вопреки личному желанию, утаить правду все же не удалось.

    До свадьбы с Гордеевой у Зеленского не дошло. А вот с молодой солисткой Мариинки Яной Серебряковой - дошло.
    В 2007 году у них родилась старшая дочка, которую назвали необычным именем Мариямия.

    После Яна родила Зеленскому еще двоих детей - сына и дочь.

    Свою карьеру солистки она оставила. Занимается педагогической деятельностью.

    Алексей и Татьяна Ратманские

    Они познакомились в конце 80-х в Киеве. Татьяна была балериной в Национальной опере Украины и партнершей Алексея. В 1992 они вдвоем уехали работать в Канаду. В 1995 вернулись в Киев, но столкнувшись со многими препятствиями творческого и бюрократического характера, в 1997 уехали в Данию. В Дании два года спустя родился их сын Василий.

    В Дании Алексей развивал свой талант хореографа-постановщика. С 2003 года он был худруком балетной труппы Большого театра, с 2009 - постоянный хореограф Американского театра балета.

    Из старого интервью:

    - По душе ли вам жизнь артиста-кочевника?

    - Главное неудобство состоит в том, что я не могу достаточно
    времени уделять сыну.

    - На кого он похож?

    - Думаю, что на меня, хотя мы с Татьяной очень похожи друг
    на друга. Кстати, Ваську мы с женой рожали вместе - в Дании отцы присутствуют во время родов. Между прочим я первый принял сына на руки.

    Сильно похожий на отца сын Василий.

    До сих пор на фейсбуке Алексей не устает признаваться в любви своей жене Татьяне.

    В 2007 году педагог Московской академии хореографии Александр Бондаренко, скоропостижно скончавшийся 2 года спустя, выпустил свой последний класс. Педагог был знаменит, специализировался на воспитании танцовщиков виртуозного типа, с хорошим прыжком, развитой мелкой техникой, с устойчивыми и быстрыми вращениями. Из самых известных его учеников - Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев и Морихиро Ивата, уже закончившие службу в Большом театре, Вячеслав Лопатин и Артём Овчаренко - ведущие танцовщики сегодняшнего Большого.

    Овчаренко, в прошлом сезоне ставший премьером Большого, как раз из того самого выпуска 2007 года. Вместе с ним в Большой пришли его однокашники - Игорь Цвирко и Дмитрий Загребин.

    В быстром продвижении Овчаренко большую роль сыграл Цискаридзе, взявший его в ученики. Цвирко и Загребин тоже не задержались в кордебалете, но и не особо продвинулись в театре - сольные вариации, роли второго плана, специализация скорее на характерных и демихарактерных партиях, чем на классических. В балете балетов - «Лебедином» участь танцовщиков с такой специализацией - Шут, но почти никогда не Принц. Оба танцовщика знаковую партию Шута в Лебедином уже станцевали, оба - с большим успехом.

    В сегодняшнем Большом перспективы танцовщика стать премьером ограничиваются завышенными требованиями к фактуре артиста:

    на огромной сцене рядом с высокими балеринами нужны рослые, статные, длинноногие молодые люди. Высокий рост, сценичное лицо, удлиненные мышцы, благородная манера - вот джентльменский набор для будущего премьера Большого.

    Есть, правда, исключение, собственно это исключение одно за последние два десятилетия - это Иван Васильев, но тут случай особенный, связанный с особой физической одаренностью, и то, каждую роль за пределами амплуа героика в Большом ему давали не сразу и с очень большой неохотой.

    Оба танцовщика - и Цвирко, и Загребин - оказались за пределами фактурных притязаний театра.

    Особенно Загребин - невысокий, с коротковатыми ногами и накачанными мышцами. Участь его в Большом была предрешена - всю жизнь танцевать Шута, а не Принца.

    Единственной большой ролью Загребина в Большом стал Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Григоровича, тоже не главная, но в этой версии парадоксальным образом более яркая и интересная, чем титульная роль. На титульную он претендовать не мог из-за пресловутой проблемы «белого трико», которое надевают премьеры в классических ролях, в белом недостатки фигуры особенно заметны.

    Два года назад Дмитрий Загребин перешел в соседний театр, Московский музыкальный.

    МАМТ к этому времени стал очень заметным игроком на театрально-музыкальной карте Москвы. Перешел с повышением - ведущим солистом, до ставки премьера - одна ступень. Но вопреки ожиданиям зрителей, уже знавшим это имя по работам в Большом, первых партий не получил: крестьянское па-де-де в «Жизели» при Альберте-Полунине, кучер Братфиш при Рудольфе-Полунине в «Майерлинге», Китайская кукла в «Щелкунчике» при Щелкунчике-Полунине, Золотой божок (единственный во всей труппе) при Солоре-Полунине в «Баядерке» и так далее. Конечно, он танцевал в спектаклях и с другими премьерами Стасика, но именно Загребина всегда ставили в тот состав, где танцевал Полунин - его высокий профессионализм поддерживал баланс - труппа и звезда.

    Загребина полюбили. Любую маленькую роль он делает на таком уровне, что не забывается, что он - ученик знаменитых педагогов

    (Бондаренко - в училище, Бориса Акимова - в Большом) и что он - из Большого: отточенное танцевальное мастерство, чистота исполнения, яркий актерский талант.

    Но роли всё те же - маленькие. В конце прошлого сезона Дмитрий уехал в балет Сан-Франциско, основная специализация которого - не классика, а современный балет, но неожиданно к началу нового сезона вернулся в Станиславский - к своему привычному репертуару. И только к середине сезона наконец-то получил свою первую премьерскую партию - Базиля в «Дон Кихоте». Дебют состоялся в середине февраля.

    А за три недели до этого в этой же роли, только в Большом, дебютировал его однокашник Игорь Цвирко.

    Сезон 2013-2014 стал для Игоря переломным, до этого перспективы его в Большом тоже были весьма определенными и не очень радужными - короткие сольные партии, один в один как у Загребина. За шесть сезонов в Большом он оттанцевал весь ассортимент таких партий - от Испанской куклы до Шута в «Лебедином». И как прежде Дмитрий Загребин, получил Меркуцио в «Ромео и Джульетте».

    Но перелом в его карьере все-таки произошел.

    В Большом началась возрастная ротация педагогического состава, и педагогом Игоря стал Александр Ветров, знаменитый танцовщик Большого конца 80 - начала 90-х, вернувшийся в театр после долгой работы за рубежом. В прошлом сезоне Игорь станцевал второстепенную роль Пассефонта в балете Лакотта «Дочь фараона», блеснул мелкой техникой, его заметил хореограф балета Пьер Лакотт, который приехал отбирать танцовщиков для своей новой постановки «Марко Спада ».

    В результате в роскошном мужском кастинге на «Марко Спада» солист (еще 3 ступени до премьерского положения) Игорь Цвирко оказался сразу на двух главных ролях. В заглавной - разбойника Марко Спада и в комической роли капитана драгун Пепинелли. Только знаменитый Холберг и Цвирко, имя которого еще не на слуху, станцевали в этом балете по две роли. На первом премьерном спектакле Цвирко-Пепинелли появился как раз в белом трико. Поставленный Спадой в четвертый состав, он станцевал главного героя очень ярко и «вкусно», сыграл, не только не потерявшись в на редкость сильном мужском составе (замечательные работы у Холберга, Чудина и Овчаренко), но и сделав серьезную заявку на будущее.

    После «Спады» дебют танцовщика в первой премьерской партии классического репертуара не заставил себя долго ждать.

    Понятно, почему именно Базиль из всего классического наследия стал первым у обоих актеров. Базиль не требует аристократичной внешности, здесь больше востребованы виртуозность, темперамент, актерские навыки и... «характерное» прошлое здесь только в плюс.

    Оба дебюта прошли в целом удачно.

    «Дон Кихот», в котором дебютировал Игорь Цвирко, был утренним, молодежным и полидебютным.

    Кроме нового Базиля, была и новая Китри - Анна Тихомирова, т.е. дебют был у пары, это всегда сложнее, чем когда нового исполнителя вводит исполнитель опытный. В роли Тореадора - Денис Родькин, вышедший в этой партии только второй раз и станцевавший в лучших традициях Большого. У него была новая подруга в первом действии - в роли Уличной танцовщицы дебютировала Ангелина Карпова, и во втором тоже - Мерседес впервые станцевала Оксана Шарова. Был новый Амур - Евгения Саварская и новая подружка Китри (уже опытный Амур) - Дарья Хохлова. Все дебютанты - станцевали с самоотдачей и куражом, «Дон Кихот» - фирменное блюдо московской балетной кухни, и вливаться в него - не только большая ответственность, но и большое удовольствие.

    Цвирко очень пошла роль Базиля.

    Темпераментный брюнет даже выглядел как настоящий испанец. Для Базиля была выбрана вихрастая прическа и образ простого парня из толпы, совсем не героя, а рядового жителя Барселоны, лишь волей случая оказавшегося в центре балетной истории. В актерском плане Цвирко пока только обживает балет и идет по стопам предшественников, но он уверенно станцевал сольную часть партии (маленькие помарки не в счет), сделав упор на разнообразные виртуозные вращения, эффектные завершения танцевальных фраз и стильные пор-де-бра, подчеркивающую испанскую окраску партии.

    Однако партнерские навыки пока в стадии освоения - шесть лет в театре на корифейских позициях не дают полноценного партнерского опыта.

    Воздушные поддержки «Дон Кихота» - самые сложные из всей классики. Свою Китри Базиль-Цвирко неоднократно поднимал на одной руке, только одну поддержку - в па-де-де третьего акта - он сделан не совсем уверенно, но обошлось. Совсем неплохо для начала. А вот «летающие» рыбки в таверне больше походили на имитацию, чем на рискованный трюк, каким они выглядят при должном исполнении - Тихомирова прыгала в руки партнера с безопасного расстояния.

    В день дебюта Игорю и Анне пришлось выступить в «Дон Кихоте» еще раз, в па-де-де третьего акта, они подменили Гуданова и Рыжкину, танцевавших в вечернем спектакле и снявшихся с последнего действия из-за плохого самочувствия балерины. Говорят, танцевали они уже не так здорово, как утром. Но стабильность - это дело наживное.

    Дебют показал, что Базиль - безусловно, партия Цвирко, в театре незаметно вырос артист с потенциалом, самое интересное у которого еще впереди.

    У Дмитрия Загребина с Татьяной Мельник тоже был совместный дебют в «Дон Кихоте» театра Станиславского. Однако Мельник - бывшая прима труппы Гордеева - уже опытная Китри.

    Сценический образ Базиля у Загребина был не таким убедительным, как у Цвирко. Внешне даже разочаровывал - Дмитрий русоволос и светлоглаз, а давно замечено, что у брюнетов явное сценическое преимущество перед обладателями более светлых волос. Вдобавок неудачной была прическа Загребина: высокий, залитый лаком, зачес назад, у Дмитрия в жизни непослушные кудри. Эта прическа не только ему не пошла, но и сделала фигуру, и так не отличающуюся хорошими пропорциями, еще более диспропорциональной из-за «большой» головы. Учитывая, что Базиль - человек из народа, куда естественней бы смотрелась свободная прическа, а не залитый лаком кок.

    Неудачным у нового Базиля был и костюм третьего действия - удлиненный колет с блестящей аппликацией, скорее обращенной не к Испании, а к Востоку, и глянцевое, с серым отливом, трико. Вместо того чтобы скрадывать недостатки фигуры, костюм еще больше их обнаруживал. Для такой проблемной фигуры надо не удлинять колет, а максимально укорачивать, затягивая талию широким поясом и используя матовое трико одного цвета с поясом.

    Внешность - не последнее дело в балете, но впервые вышедший в главной партии Загребин показал себя более зрелым артистом, чем Цвирко.

    Базиль получился у него очень необычным. Этот народный герой по сложившейся сценической традиции - весельчак, ловкач, любитель жизни и любимец толпы, словом, барселонский цирюльник. Загребинский Базиль (не жгучий брюнет, а светлоглазый шатен) был не таким уж веселым и легкомысленным, не очень ловким и не совсем уверенным в собственной неотразимости. Видно сразу, очень хороший парень, но немного стеснительный и даже (по-загребински) чуть-чуть трогательный - этот Базиль был сильно и искренне влюблен.

    И проявил твердость и решительность в борьбе за свою любовь: сцену мнимой смерти он разыграл как по нотам,

    Станцевал Дмитрий блестяще, в своем фирменном стиле - виртуозно и чисто, почти без помарок. Упор в тексте партии делался на разнообразные вращения с усложнением: он же - ученик Бондаренко! С верхними поддержками трудностей не имел, держал долго и надежно, давая Китри повисеть в воздухе, и «рыбки» в таверне были то, что надо. Правда и партнерша ему досталась полегче, покомпактней и поопытней. А вот в партере его поддержка партнерши была напряженной и не очень ловкой, обнаруживая те же издержки корифейского положения, что и у Цвирко. Но это исправимо с помощью опыта.

    Зал чутко реагировал на виртуозность и тепло, исходящее от артиста.

    Опять вспоминалось то, что это артист Большого, конечно, уже в прошлом. В этот вечер ему очень удачно аккомпанировали лучшие артисты театра Станиславского - зажигательная Уличная танцовщица - А. Першенкова, утонченная Повелительница дриад - О. Кардаш, юркий и прыгучий как мячик Д. Муравинец - Санчо Панса, шустрые подружки Китри - К. Шевцова и А. Лименько.

    С почином Загребина! После Базиля хотелось бы его увидеть в «Сильфиде» Лакотта, там на месте будет его шикарная мелкая техника - не хуже, чем у Цвирко. Впрочем, и Цвирко хотелось бы в первую очередь увидеть в партии Джеймса.

    О балете «Нуреев»

    Балет «Нуреев» очень интересный: он сочетает в себе элементы хореографии, оперного и драматического искусства. От того он мне кажется невероятно свежим. Это не балет в чистом понимании слова, скорее, перед нами полноценный спектакль. Юрий Посохов начал подготовку с дуэта Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна — номер получился трогательным и прекрасно вписался в весь биографической контекст сюжета, ведь Брун занимал очень важное место в жизни Нуреева. Естественно, во всех процессах принимал огромное участие и сам Кирилл Серебренников, потому что он написал либретто, разрабатывал сценографию к балету, да и концепция постановки принадлежит ему. У меня остались очень приятные ощущения от спектакля, и, честно говоря, мы все очень переживали по поводу того негатива, который в какой-то момент появился вокруг: каждый человек, связанный с этим балетом, отдавал ему себя полностью.

    О Кирилле Серебренникове

    С Кириллом Семеновичем я столкнулся еще во время работы над партией Печорина. Серебренников — театральный режиссер, который явно неровно дышит к балету. Когда ходишь на спектакли в «Гоголь-центр», то это очень заметно: бывает, что его артисты выходят на сцену в пачках, или мелькает где-то изображение лебедя. Если сравнивать постановочный процесс «Героя нашего времени» и «Нуреева», то в первом случае Кирилл Семенович не так много принимал участия в создании танца, но всегда требовал от нас драматических нюансов и говорил, например, «так лучше не делать», а «в этой сцене надо так». За хореографию отвечал все тот же Юрий Посохов, которого я хорошо чувствую – мы даже иногда придумывали какие-то связки вместе. Спектакль получился очень необычным – всегда всем советую его посмотреть.

    О начале карьеры в Большом театре

    Я мечтал попасть в Большой театр и был очень рад, когда меня зачислили в кордебалет. Безусловно, я смотрел записи великих танцовщиков, но представить не мог, что способен достичь какого-то подобного уровня – просто много трудился и показывал, что я могу, я готов, я справлюсь. Однажды буквально за 15 минут до начала спектакля «Золотой век» мне сказали, что я должен выйти в сольной партии, а я видел разводную репетицию только накануне, но пришлось быстро сконцентрироваться. В итоге, когда я танцевал на первом плане, мне нашептывали, куда делать, например, выпады: вправо, или влево (смеется ), но все получилось. Потом была «Жизель», хотя я никогда «не метил в Альберты» и не исполнял эту роль. Артист получил травму, а я сидел ждал жену – даже не успел опомниться, как меня одели в трико и отправили на сцену. Конечно, что-то всплыло в памяти, например, адажио, но многое просто подсказывали: сколько бризе, какие кабриоли, в какую сторону делать диагональ (смеется ). С этого и начался мой путь экстренного попадания в сольные партии.

    О балете «Марко Спада» Пьера Лакотта

    На момент, когда меня неожиданно включили в список исполнителей в балете Лакотта «Марко Спада», я даже не существовал в качестве солиста: просто был знаком с его пластикой и работал в разных вариациях в его постановке «Дочь Фараона». А тут такой сюрприз: там ведь даже третьим составом были прописаны мэтры. Во время репетиционного процесса я просто работал, выполняя все требования хореографа, и меня поставили в третий состав. Сам спектакль – тяжелый, с традиционной для Лакотта заковыристой хореографической лексикой. Мне казалось, что он совершенно не по моим ногам: там очень мелкая техника, которую надо выделывать низом стопы. В этом балете больше всего нравится третий акт: он по моему нутру, бандитский (смеется ), хотя и со вторым, где танцуешь в белом трико и парике, я сроднился.

    О современных проектах

    С первого года работы в театре я участвовал во всех современных проектах – меня сразу включали в постановки и МакГрегора, и Форсайта. В результате я стал и продолжаю оставаться человеком, который может работать в разных направлениях. Для шоу «Большой балет» мы исполняли номер «Тонкая кожа» Марко Геке – тогда это был совершенно новый стиль для меня. Я был в таком восторге, будто это был самый классный номер, который мне довелось исполнить: такой европейский стиль, граничащий с сумасшествием. Да и в последнее время хочется на сцене каких-то безумных проектов, более жестких: например, обмазаться чем-нибудь, только когда это оправданно, конечно, и наполнено подтекстом, иначе все теряет смысл.

    О педагоге

    Еще в первые годы работы в Большом я понял, что надо развиваться. Мне повезло: в тот момент к нам вернулся мой педагог Александр Николаевич Ветров. Он мне сказал, что работа предстоит непростая, если я хочу добиться большего, и если бы не он, я был не стал таким, как сейчас. Помимо физических нагрузок ты испытываешь огромное психологическое давление: постоянно одолевают сомнения – а получится ли пируэт, который, казалось бы, никому не важен, но на самом деле почему-то важен. Мой педагог помог справиться и с физикой, и с такими моментами. Конечно, огромное влияние оказала на меня и жена – она всегда придает уверенности и смелости.

    Текст: Ольга Угарова

    Фото Алиса Асланова