В чем состояли основные идеи революционного народничества. Народничество: идеология, направления

16.10.2019

Народничество - движение русской интеллигенции на "сближение" с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России. Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина. "Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией "Колокола". В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самораспустилась. "Ишутинцы". В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

"Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

"Земля и воля" (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: 1.агитацию словом и делом; 2.акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее "вредных" представителей власти).

Партию "Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью: 1.революционный захват власти; 2.созыв Учредительного собрания; 3.утверждение политических свобод; 4.построение, в перспективе, общинного социализма. 5.Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.


"Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне.

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию.

Направления:

1. Революционное- Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: 1. интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; 2. народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений; 3. внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы; 4. для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; 5. после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений; 6. социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

2. Либеральное (реформаторское)- Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ".

Теоретики либерального народничества: 1. осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; 2. доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения; 3. считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.

В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы "контрреформ" получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика "малых дел", призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.

3. Легальное - О том, что демократическая интеллигенция может и должна сыграть в русской истории особую и, несомненно, прогрессивную роль, подобную той, что в средневековой Западной Европе выпала на долю молодой буржуазии, народнические теоретики заговорили примерно с рубежа 1860-1870-х гг.

Основная преграда, о которую, действительно, споткнулось народничество, - это разобщение интеллигенции с народом, препятствующее распространению в массы ее просветительских идей. Уже после знаменитого "хождения в народ" 1874-1875 гг. для многих народников стало очевидным, что понятия народа об общественной жизни радикально противоположны соответствующим взглядам интеллигенции. Массы привыкли слепо следовать традиции и верить только своим авторитетам (мир, царь, Бог), тогда как интеллигенция выработала собственное миросозерцание критическим отношением к традициям, опираясь на истины, добытые наукой. Преодолеть это внутреннее отчуждение, поддерживаемое властью с помощью "полицейских рогаток", было практически невозможно.

идеология и движение разночинной интеллигенции на бурж.-демократич. этапе освободит. борьбы в России (1861-95). "Народничество, - писал В. И. Ленин, - есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России" (Соч., т. 18, с. 490). Н. соединяло в себе идеи утопич. социализма с требованием крестьянства, заинтересованного в уничтожении помещичьих латифундий. Выступало как против крепостничества, так и против бурж. развития общества. С момента зарождения в Н. наметились два течения - революционное и либеральное. Революционеры гл. цель видели в организации крест. революции и в течение 60-80-х гг. различными путями стремились к ней (первая "Земля и воля", подпольные кружки кон. 60 - нач. 70-х гг., "хождение в народ", группа "москвичей", вторая "Земля и воля", "Народная воля", "Черный передел" и др.). Либеральные народники, действовавшие легально, искали мирные формы перехода к социализму. Либеральное Н. не играло существ. роли до 80-х гг., когда стало господств. направлением в Н. В народнич. движении участвовали представители мн. национальностей России. Народнич. идеология своеобразно преломлялась в условиях Украины, Кавказа, Прибалтики, Польши и др. р-нов. Н. не было чисто рус. явлением. Подобная форма идеологии была характерна и для др. стран, поздно вставших на путь капиталистич. развития. Идеология революционного Н. Народничество представляет особую разновидность утопич. социализма, свойственную странам с преобладанием с.-х. произ-ва и крест. населения, со слабым развитием пром-сти. Ко времени зарождения Н. в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились коренные социально-политич. противоречия бурж. общества. Бурж.-демократич. революции в этих странах, не улучшившие положения нар. масс, вызвали разочарование передовой рус. интеллигенции. В этой обстановке начались поиски "особых путей" социального переустройства России, допускавших для России некапиталистич. развитие. Вера в возможность непосредств. перехода - минуя капитализм - к социалистич. строю через крест. общину, к-рой отводилась особая роль, составляла гл. содержание теории рус. утопич. социализма. Родоначальниками ее были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. "Крест. социализм" активно пропагандировал Н. П. Огарев. Герцен считал, что Россия не будет повторять все фазы развития европ. стран. Она перейдет к социализму "самобытным" путем благодаря сел. общине, освобождению крестьян с землей, крест. самоуправлению, традиц. праву крестьян на землю. "Человек будущего в России, - считал Герцен, - мужик, точно так же, как во Франции работник" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 326). Герцен отмечал и нек-рые отрицат. стороны общины, но считал их преодолимыми в процессе утверждения социалистич. идей в народе. Теорию общинного социализма Герцена развивал Чернышевский. Он связывал сохранение рус. общипы с замедленностью развития, отсталостью страны, но в то же время отводил общине большую положит. роль при условии радикальных социальных преобразований: свержения народом самодержавия, безвозмездной передачи всей земли крестьянам, соединения общинного владения землей с общинным пром. произ-вом. Т. о., теория рус. крест. социализма была попыткой использовать общину, чтобы, с одной стороны, поднять крестьянство на революцию, а с другой - сохранить существовавшие в общине уравнительные начала до времени утверждения социалистич. принципов. Утопич. крест. социализм, неразрывно связанный с революц. демократизмом, направленным против самодержавного гос-ва, составлял гл. содержание народнич. идеологии. История показала утопичность общинного социализма, однако освобождение от народ-нич. иллюзий могло произойти только после утверждения капитализма, создавшего предпосылки для развития новой, пролетарской идеологии в России. Оценивая революционеров 60-70-х гг., В. И. Ленин писал: "Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда - вера в возможность крестьянской соци- алистической революции - вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством" (Соч., т. 1, с. 246). Герцен и особенно Чернышевский оказали огромное воздействие на разночинную молодежь и на последующие революц. поколения. Их революц. деятельность идейно связывает крест. демократию с пролетарской партией в России. 60-е гг. были первым этапом в развитии революц.-демократич. идеологии, когда общетеоретич. принципы крест. социализма претворялись в конкретные программы. Революционеры-семидесятники признавали себя учениками Чернышевского и его последователей, продолжали и укрепляли их традиции. И в 60-е и в 70-е гг., когда Россия только вступала в капиталистич. формацию, а пролетариат начинал формироваться в самостоят. обществ. класс и, следовательно, не было почвы для распространения и утверждения марксизма, идеология крест. демократии - Н. - оставалось наиболее передовой теорией. Ленин писал: "...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов" (там же, т. 5, с. 342). В 70-е гг. произошло известное снижение теоретич. уровня Н., к-рое выразилось прежде всего в отступлении от материализма Чернышевского к позитивизму и субъективизму. С кон. 60-х гг. в революц. движении произошел поворот в сторону "действенности". Вопрос о некапиталистич. развитии из области теории перешел в революц. практику. Смешение демократич. и социалистич. задач, характерное для Н. вообще, выступает вполне отчетливо. Крест. социалистич. революция провозглашается непосредств. целью народнич. движения. Наиболее крупными идеологами Н. в 70-е гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Значит. влияние на рус. революц. движение оказал Бакунин. Считая рус. крестьянина "прирожденным" социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить нар. восстание против трех гл. врагов: частной собственности, гос-ва, церкви. Под его непосредств. воздействием в Н. сложилось бунтарское бакунистское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди нар. масс и обширную теоретич. и нравственную подготовку революционеров. Он призывал интеллигенцию искупить перед народом свой "долг", отдать силы освобождению трудящихся от самодержавного гнета. Выступая с позиций субъективного идеализма, Лавров вместе с тем утверждал, что критически мыслящая личность не останется одинокой в критике существующего обществ. строя, она найдет себе единомышленников в угнетенном народе. Роль народа в революции признавалась решающей. Лит.-критич. деятельность Михайловского в 70-х гг. способствовала укреплению демократич. тенденций в рус. обществ. мысли, борьбе против социального неравенства, готовила почву для вызревания революц. идей в России. Большим влиянием среди демократич. интеллигенции пользовалась книга В. В. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в России", в к-рой на большом мат-ле раскрывалось тяжелое положение народа в пореформ. России. Программа революц. народников 70-х гг. отличалась верой не в заговор, а в широкое нар. движение в крест. социалистич. революцию. Призыв к социалистич. (социальной) революции связывался с аполитизмом: отрицалась борьба за политич. свободы, пропагандировалось безразличное отношение к формам гос. власти. В период господства в обществ. мысли аполитизма с программой политич. борьбы выступил Ткачев, заявивший в 1875, что "...ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства" (Избр. соч., т. 3, 1933, с. 225). Политич. направление, намеченное Ткачевым в 1-й пол. 70-х гг., не получило тогда поддержки в революц. подполье. В конце десятилетия положение изменилось: демократич. печать (Михайловский и др.) заговорила о политич. свободах, Казанская демонстрация 1876 открыла серию политич. актов (выступление революционеров на суд. процессах "50-ти" и "193-х", покушение В. И. Засулич на P. P. Трепова, вооруж. борьба И. М. Ковальского и его товарищей, убийство С. М. Кравчинским шефа жандармов Н. В. Мезенцова и др.). В 1878 юж. народники (В. А. Осинский, бр. Ивичевичи и др.) перешли к террористич. борьбе, выступая от имени "Исполнит. к-та рус. социально-революц. партии". В либеральных кругах заговорили о конституции. В такой обстановке идеи Ткачева стали более близки революц. народникам, хотя последние полностью и не разделяли его заговорщич. воззрений. Вместе с тем политич. направление, оформившееся в "Народной воле", в вопросе о захвате гос. власти стояло в осн. на позициях Ткачева. Народовольцы, как и их предшественники, продолжали верить в социалистич. особенности рус. общины, хотя и видели уже расслоение деревни, усиление кулаков-мироедов, укрепление буржуазии. Но они отрицали закономерность и органичность этого процесса: "...У нас не государство есть создание буржуазии, как в Европе, а наоборот, буржуазия создается государством" ("Лит-ра партии Народной воли", Париж, 1905, с. 79). Народовольцы рассчитывали путем захвата власти остановить развитие капиталистич. отношений в стране и перейти через общину к социалистич. строю. Крупной заслугой народовольцев явилась их борьба за завоевание политич. свобод в России: требования конституции, всеобщего избират. права, свободы слова, печати, сходок и др. Ближайшей целью народовольцы считали свержение царского самодержавия и установление демократич. республики, основанной на "воле народа". Ленин считал "великой исторической заслугой" народовольцев их стремление "...привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием" (Соч., т. 5, с. 442-43). Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщицкой борьбы" (там же, т. 4, с. 342), что опыт истории революц. движения в России предостерегает от таких приемов борьбы, как террор (см. там же, т. 6, с. 154). К кон. 80-х гг. - по мере развития капитализма и роста рабочего класса в России, с началом распространения марксизма в стране - окончательно выявилась необоснованность веры в "коммунистич. инстинкты" мужика, в крест. социалистич. революцию, в успех единоборства геройской интеллигенции с самодержавием; идеология революционного Н. оказалась несостоятельной. Практическая деятельность революционных народников. В годы первой революц. ситуации 1859-61 начали возникать нелегальные кружки и народнич. орг-ции. С 1856 до 1862 действовало Харьковско-Киевское тайное общество, основателями к-рого были Я. Н. Бекман и М. Д. Муравский. В 1861-62 в Москве функционировал кружок П. Г. Заичневского и П. Э. Аргиропуло, печатавший нелегальные издания, начавший революц. пропаганду в народе, призывавший к свержению самодержавия (прокламация "Молодая Россия"). В условиях революц. ситуации, подъема массового движения и борьбы демократич. интеллигенции, ожидавшей крест. восстание, в 1861 возникло тайное об-во "Земля и воля" - крупнейшее революц. объединение 60-х гг. и первая попытка создания всеросс. орг-ции. Идейным вдохновителем "Земли и воли" был Чернышевский, загран. центр представляли Герцен и Огарев, наиболее активными членами являлись бр. Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, H. H. Обручев, С. С. Рымаренко, В. С. Курочкин и др. Орг. принципы первой "Земли и воли" легли в основу орг-ции ишутинцев (1863-66): законспирированный центр и подчиненные ему периферийные кружки. В отличие от "Земли и воли", ишутинцы допускали террор как возможное средство борьбы. В обстановке демократич. подъема революционер-заговорщик С. Г. Нечаев в 1869 попытался создать тайную заговорщич. орг-цию ("Народная расправа"), построенную на принципах неогранич. централизма, слепого подчинения рядовых членов руководителям. Авантюризм и беспринципность Нечаева решительно осудили Маркс и Енгельс, чл. Рус. секции 1-го Интернационала, революц. народники в самой России, создавшие в противовес "нечаевщине" об-во чайковцев, в к-ром вопрос революц. этики являлся одним из центральных. Активными деятелями об-ва были М. А. Натансон, Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин, Ф. В. Волховский, Н. А. Чарушин. Чайковцы быстро перешли от революц. просветительства к подготовке "хождения в народ", вынашивая планы крест. революции в России. 70-е гг. явились новым этапом в развитии революц.-демократич. движения: по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число участников движения, его размах и действенность. Весной и летом 1874 началось массовое "хождение в народ" демократич. интеллигенции, произошло первое сближение революц. молодежи с народом. Теоретич. рассуждения о долге перед народом превратились в практич. действия, направленные на то, чтобы поднять крест. массы на социалистич. революцию. "Хождение в народ" явилось первой проверкой идеологии революц. народничества. Ленин высоко оценил это движение: "Расцветом действенного народничества было Дхождение в народУ (в крестьянство) революционеров 70-х годов" (там же, т. 18, с. 490). К кон. 1875 "хождение в народ" было разгромлено полицией, его участники арестованы и осуждены по "процессу 193-х" (1877-78). В числе подсудимых находились крупные революционеры: П. И. Войнаральский, Волховский, С. Ф. Ковалик, И. Н. Мышкин, Д. М. Рогачев и др. "Хождение в народ" выявило орг. слабость народнич. движения и определило необходимость единой централизованной орг-ции революционеров. Эта задача нашла отчасти разрешение в деятельности "Всероссийской социально-революционной организации" (группа "москвичей"), возникшей в кон. 1874 - нач. 1875. В сер. 70-х гг. проблема концентрации революц. сил в единой орг-ции стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы, среди участников "хождения в народ", привлеченных по "процессу 193-х". Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип орг-ции, определить отношение к социалистич. партиям в др. странах. В результате известного пересмотра программно-тактич. и организац. взглядов в 1876 в Петербурге возникла новая народнич. орг-ция, получившая в 1878 назв. "Земля и воля". Ее основателями и активными участниками были: М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, Осинский и др. Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной орг-ции, к-рую Ленин назвал "превосходной" и "образцом" для революционеров (см. там же, т. 5, с. 442). Землевольцы имели свои органы: "Земля и воля" (1878-79), "Листок Земли и воли" (1879). В практич. работе "Земля и воля" перешла от "бродячей" пропаганды, характерной для 1-го этапа "хождения в народ", к оседлым деревенским поселениям. Однако надежды землевольцев поднять крестьянство на революцию не оправдались. Разочарование в результатах пропаганды, усиление правительств. репрессий, с одной стороны, обществ. возбуждение в обстановке назревания второй революц. ситуации в стране - с другой, способствовали обострению разногласий внутри орг-ции. Большинство землевольцев убеждалось в необходимости перехода к непосредств. политич. борьбе с самодержавием. Одним из осн. средств революц. борьбы постепенно становится террор. Вначале это были акты самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. Однако постепенно успехи террористич. борьбы, вызывавшие растерянность в верхах, породили у народников иллюзию особой эффективности этого метода. В авг. 1879 в результате конфликта "политиков" (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Квятковский и др.) с "деревенщиками" (Плеханов, М. Р. Попов, Аптекман и др.) произошел раскол "Земли и воли". Образовались две самостоят. орг-ции - "Народная воля" и "Черный передел" (Плеханов, П. Б. Аксельрод, Аптекман, Л. Г. Дейч, Засулич, Е. Н. Ковальская, М. Р. Попов и др.), просуществовавший до кон. 1880. "Нар. воля" еще более усилила выработанные "Землей и волей" принципы централизации и конспирации. В Исполнит. к-т "Нар. воли" вошли выдающиеся революционеры Желябов, А. Д. Михайлов, Перовская, В. Н. Фигнер, Н. И. Кибальчич и др. Органами народовольцев были "Нар. воля" (1879-85, с перерывами), "Вестник Нар. воли" (1883-86), "Листок Нар. воли" (1880-86). Героич. борьба "Нар. воли" сыграла значит. роль в рус. революц. движении. Ее заслугой было прямое наступление, штурм царизма. Переход народовольцев к политич. борьбе был шагом вперед по сравнению с предшествовавшим этапом. Деятельность "Нар. воли" стала одним из самых важных элементов революц. ситуации 1879-80. Однако ошибочная тактика политич. заговора, преобладание террористич. метода борьбы над др. формами не могли привести к нар. революции и неизбежно должны были кончиться крахом "Нар. воли". После убийства революционерами Александра II и процесса над первомартовцами начались провалы, предательства, аресты, обескровившие "Нар. волю". Серия суд. процессов 80-х гг. ("процесс 20-ти", "процесс 17-ти", "процесс 14-ти" и др.) довершила разгром орг-ции. В сер. 80-х гг. в революц. подполье наметилась тенденция к децентрализации ("Молодая партия Народной воли"), к усилению работы в провинции. В 1885 в Екатеринославе собрался съезд юж. народовольцев (Б. Д. Оржих, В. Г. Богораз, Ф. И. Ясевич, В. П. Бражников и др.), рассмотревший состояние революц. сил на Ю. России и обративший внимание на необходимость расширения борьбы за политич. свободы и широкой пропаганды в массах. В конце дек. 1886 в Петербурге А. И. Ульянов, П. Я. Шевырев, О. М. Говорухин, Е. Лукашевич создали террористич. фракцию партии "Нар. воля", программа к-рой, наряду с утверждением террористич. борьбы с пр-вом и местными властями, отразила влияние марксизма (признание капитализма в России фактом, а рабочего класса "ядром со-циалистич. партии"), В 1888 С. М. Гинсбург, выполняя решение "Союзного террористич. кружка", организованного в эмиграции, приехала в Россию с целью собрать рассеянные остатки "Нар. воли" и подготовить покушение на Александра III. В 1889 она была арестована, приговорена к смертной казни и погибла в Шлиссельбургской крепости. Народовольч. и идейно близкие к ним орг-ции продолжали действовать и в 90-е гг. В 1889-90 в Костроме, Владимире и Ярославле существовала революц. орг-ция во главе с М. В. Сабунаевым. В 1891-94 в Петербурге вела работу "Группа народовольцев" под рук. М. С. Александрова (Ольминского). В 1893 возникла "Народного права" партия (М. А. Натансон, П. Николаев, Н. Тютчев и др.). По мере распространения марксизма в России народнич. орг-ции теряли свое значение. Их лучшие демократич. традиции в изменившихся условиях клас. борьбы продолжало новое революц. поколение, преодолевшее ошибки и иллюзии Н. Нек-рые народники по мере утверждения пролетарской идеологии переходили на позиции марксизма, а позднее стали членами с.-д. партии. Революционное Н. и рабочее движение. Практич. деятельность революц. народников способствовала вовлечению в освободит. борьбу росс. пролетариата, в к-ром еще не развилось клас. самосознание. Ленин указывал, что в 60-70-х гг. "...в общем потоке народничества пролетарски-демократическая струя не могла выделиться" (Соч., т. 20, с. 224). Начало пропаганды демократич. интеллигенции среди рабочих связано с организацией воскресных школ (нач. 60-х гг.). В сер. 60-х гг. ишутинцы продолжили эту традицию, сближаясь с рабочими в процессе создания производит. ассоциаций. Наиболее активная пропаганда народников среди гор. пролетариата велась с нач. 70-х гг. Чайковцы в Петербурге, Одессе и Киеве создали сеть рабочих кружков, где вначале проводили общеобразоват. занятия, а затем перешли к социальной пропаганде, призывая рабочих к восстанию, к свержению самодержавия. В уставе "Всеросс. социально-революц. орг-ции" говорилось, что в "состав управления должны всегда входить члены как из интеллигенции, так и из рабочих". Совместные действия революц. интеллигенции и рабочих привели к широкой пропаганде последних (рабочие П. Алексеев, С. Агапов, И. Баринов, Н. Васильев, П. Николаев и др.) на фабриках и заводах Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы. Вторая "Земля и воля" организовывала рабочие кружки, выпускала прокламации во время стачек петерб. рабочих. "Совместная борьба рабочих с хозяевами, - написано в передовой ДЗемли и волиУ (1879, No 4), - развивает в них способность к согласному, единодушному действию. Рабочие разных губерний, иногда разных наречий, в спокойное время чуждавшиеся друг друга, сплачиваются и объединяются во время стачки". В условиях демократич. подъема кон. 70 - нач. 80-х гг. народовольцы и чернопередельцы вели пропаганду среди гор. пролетариата, организовывали кружки, вовлекая наиболее передовых рабочих в революц. борьбу. Для рабочих и крестьян чернопередельцы выпускали газ. "Зерно" (1880-81), народовольцы издавали "Рабочую газету" (1880-81). В 80-х гг., когда рабочий класс России стал заметно проявлять свою активность, революционеры, продолжая верить в успех террористич. борьбы, вместе с тем значительно усилили пропаганду среди рабочих, создавали боевые дружины из рабочих. Разночинная интеллигенция видела в рабочих лишь наиболее активную прослойку угнетенного народа, а не класс - гегемон революции. Несмотря на ряд идейных разногласий, революц. народники и передовые рабочие в 70 - нач. 80-х гг. выступали как союзники в борьбе против самодержавия, фабрикантов и помещиков. Революционеры знакомили передовых рабочих с идеями социализма, поддерживали стачечное движение. Рабочие высоко ценили самоотверженную деятельность демократич. интеллигенции. Петр Алексеев в своей знаменитой речи на суде заявил, что только революц. интеллигенция "одна братски протянула к нам свою руку. Она одна откликнулась, подала свой голос на все слышанные крестьянские стоны Российской империи". Первые самостоят. рабочие орг-ции начали появляться с сер. 70-х гг., хотя народнич. идеология еще по-прежнему имела решающее влияние на передовых рабочих. Революционное Н. и международное социалистическое движение. Революц. народники внимательно следили за европ. освободит. движением. Они были широко осведомлены о различных революц. теориях всех стран мира. Их привлекал опыт борьбы зап.-европ. пролетариата, хотя и рассматривался сквозь призму утопич. социализма: предполагалось, что европ. освободит. движение ускорит крест. революцию в России. Сильное влияние на развитие рус. революц.-демократич. движения оказал 1-й Интернационал. Большая заслуга в распространении его принципов принадлежала Русской секции 1-го Интернационала. Идеи Междунар. Товарищества Рабочих, интернац. связей и единства мирового революц. движения распространялись народнич. изданиями "Вперед!", "Работник", пропагандистскими брошюрами. "Русские социалисты, - писала в 1876 газета "Вперед!", - должны помнить, что они одно звено в международном движении рабочих и должны употреблять все свое старание на то, чтобы их единомышленники разных стран видели в них именно товарищей в общем историческом движении". В нек-рых нелегальных изданиях (М. А. Бакунин, "Государственность и анархия", "Историч. развитие Интернационала" и др.) задачи Интернационала трактовались анархистски, тенденциозно освещалась борьба науч. социализма с бакунизмом. В нелегальных народнич. изданиях ставилась проблема интернац. связей между трудящимися Германии и России. Газ. "Вперед!" отмечала, что в Германии назревает борьба нем. пролетариата с бурж. пр-вом. Помочь этой борьбе должны рус. революционеры. Ведя пропаганду среди рабочих и крестьян, народники заявляли: "существует соглашение между рабочими всех стран, чтобы сделать общую революцию". Успех крест. революции в России они связывали с деятельностью Интернационала. Сильное влияние на развитие революц. движения в России оказала Парижская Коммуна 1871. Народник Д. А. Клеменц писал, что "появление Парижской Коммуны, этого великого мирового события, и более близкое знакомство с истинным характером и программой Интернационального общества рабочих послужили поворотным пунктом, началом новой эры в развитии революционного дела в России". Революц. борьба пролетариата Парижа содействовала развитию у участников "хождения в народ" стремления к организации нар. крест. движения. После разгрома Парижской Коммуны среди народников усилилось отрицат. отношение к бурж. политич. переворотам, возобладал аполитизм. Народники не понимали марксизма и считали его учением "западным", не применимым к России. Вместе с тем они явились первыми распространителями произв. К. Маркса и Ф. Энгельса в России: в 1871 нелегально издали на рус. яз. "Гражданскую войну во Франции", в 1872 - "Капитал". Исполнит. к-т "Нар. воли" сообщал в 1880 К. Марксу, что "Капитал" сделался настольной книгой образованных людей. Народники знакомили передовых рабочих с нек-рыми экономич. теориями Маркса. Идеи "Капитала" были изложены в пропагандистской брошюре "Царь - голод", написанной народовольцем А. Н. Бахом. В нач. 80-х гг. распространялся в подполье "Манифест Коммунистич. партии". Н. и культура. Движение революц. Н. оказывало влияние на демократич. культуру России того времени. Из писателей, близких идеям Н., можно назвать Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского, Н. Н. Златовратского, П. В. Засодимского, Каронина (Н. Е. Петропавловского) и др., выступавших на страницах "Отечественных записок". Осн. тенденцией в творчестве этих писателей была озабоченность судьбами крестьянства, тяга к познанию жизни народа, критика крепостнич. пережитков и развивающихся бурж. отношений в деревне, вера в необходимость социальных преобразований. Либерально-народнич. взгляды пропагандировались писателями и публицистами на страницах "Русского богатства". В изобразит. иск-ве наибольшая идейная близость к Н. ощущалась в творчестве художников-передвижников, обратившихся к нар. жизни, истории освободит. борьбы. Под непосредств. воздействием революц.-народнич. движения возникли картины И. Е. Репина - "Под конвоем", "Сходка нигилистов", "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали"; Н. А. Ярошенко - "Заключенный", "У Литовского замка", "Студент". Аналогичные явления наблюдались в музыке, где представители "Могучей кучки" развивали идеи об освобождении народа, о силе нар. протеста (оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов", Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка", А. П. Бородина "Князь Игорь" и др.). Революц.-демократич. идеология нашла свое отражение и в историографии, где возникло народнич. направление. Революц. народников в истории интересовали в первую очередь нар. движения в Европе и в России, бурж. революции, опыт к-рых был важен для предстоящей революции в России. Наиболее серьезно разрабатывали ист. проблемы Лавров, Ткачев, Н. И. Утин. Для либерально-народнич. историографии гл. вопросом становится проблема "особого", некапиталистич. пути развития России. Внимание историков-народников (П. А. Соколовский, А. Я. Ефименко) сосредоточивалось на изучении истории общины. Соколовский в работах "Очерк истории сел. общины на Севере России" (1877), "Экономич. быт земледельч. населения России и колонизации юго-вост. степей перед крепостным правом" (1878) показал эволюцию древней общины - волости, в к-рой господствовал принцип равного права на землю, в позднейшую общину. Причины разложения и гибели древней общины историк усматривал не в социальных внутр. процессах, а в факторах внеш. порядка - гос. вмешательстве. С концепцией Соколовского полемизировала Ефименко, к-рая отрицала исконность и первобытность общины. В работе "Крест. землевладение на крайнем Севере" ("РМ", 1882, No 4) она утверждала, что на севере страны община произошла из деревни - маленькой самостоят. "поземельной клеточки". Переход этот произошел в результате лишения крестьян права собственности на землю, что явилось следствием вмешательства гос-ва. Исследования Соколовского и Ефименко внесли в науку ряд серьезных конкретно-ист. решений. Однако в целом народнич. теория общины была несостоятельна: изучались формы крест. землевладения, но не исследовались социальные процессы, происходившие в рус. деревне. Народнич. направление в историографии наиболее ярко представлено в работах В. И. Семевского, мировоззрение и ист. концепция к-рого сложилась гл. обр. под влиянием "Историч. писем" Лаврова и публицистики Михайловского. В центре внимания Семевского находилась история крестьянства в России, разработку к-рой исследователь рассматривал как "...долг нашей науки народу" ("Рус. мысль", 1881, No 2, с. 223). В работах "Крестьяне в царствование имп. Екатерины II" (т. 1-2, 1881-1901), "Крест. вопрос в России в XVIII и первой пол. XIX в." (т. 1-2, 1888) и др. Семевский впервые дал обобщающий мат-л о различных сторонах жизни росс. крестьянства, показал его бесправие и угнетенность, нарисовал широкую картину крест. борьбы. Историк считал, что изучение прошлого крестьянства должно способствовать улучшению его жизни. Либеральное Н. Народничество 20 в. Либеральная тенденция в Н. наметилась с момента его зарождения и в последующие годы продолжала развиваться. В сер. 80-х гг. либеральное Н. становится господств. течением, что было обусловлено социально-экономич. развитием страны, кризисом революц. Н. "Из политической программы, - писал Ленин, - рассчитанной на то, чтобы поднять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общества - выросла программа, рассчитанная на то, чтобы заштопать, ДулучшитьУ положение крестьянства при сохранении основ современного общества..." (Соч., т. 1, с. 246-247). Либеральные народники пытались подменить революц.-освободит. движение мелкобурж. реформаторством. Их программа сводилась к увеличению крест. наделов, восстановлению крестьян в гражд. правах, реорганизации крест. банка и т. п. Социально-экономич. воззрения либеральных народников представляли собой эклектич. мещанский радикализм. С одной стороны, признавалось, что товарное х-во становилось основой социальных процессов и перерастало в капитализм, с другой - отрицался бурж. характер производств. отношений и не признавалась необходимость клас. борьбы пролетариата. Михайловский, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков и др. либеральные народники развернули активную борьбу с марксизмом. В то время, когда капитализм в России стал фактом, когда усиливалось движение пролетариата, либеральные народники повторяли старые формулы Н., исторически объяснимые в 60-70-х гг., продолжали доказывать, что капитализм в России является упадком, регрессом, отрицали главенств. роль рабочего класса в революции. Изжившая себя народнич. идеология стала препятствием для распространения в России марксизма, гл. помехой на пути социал-демократии. Необходимо было показать ошибочность народнич. доктрины, с марксистских позиций ответить на вопросы, поставленные революц. движением на новом этапе. Эту задачу начал решать Плеханов, завершил ее Ленин. В нач. 20 в. преемниками Н. стали "социалисты-революционеры" - эсеры, оформившиеся в партию в 1902 в результате объединения народнич. групп и кружков: "Рабочей партии политич. освобождения", "Союза социалистов-революционеров", "Группа старых народовольцев" и др. Изучение Н. Революц.-демократич. движение в пореформ. России пристально наблюдали и изучали К. Маркс и Ф. Енгельс. Приветствуя борьбу революц. народников против царизма, они вместе с тем критиковали мелкобурж. идеи рус. утопич. социализма. Изучение Н. в России началось с 1880-х гг. и до 1905-07 проходило гл. обр. в форме собирания мат-лов, публикации первых воспоминаний и публицистич. очерков (П. Б. Аксельрод, С. М. Степняк-Кравчинский, О. В. Аптекман). В 1895-96 в Женеве вышла книга П. Л. Лаврова "Народники-пропагандисты 1873- 1878 г.". Плеханов в трудах "Социализм и политич. борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю" и др. с позиций ист. материализма подверг решит. критике все направления Н., теорию "самобытности" ист. развития России, вскрыл несостоятельность народнич. концепции "героя" и "толпы", убедительно доказал принципы науч. понимания истории. Плеханов первым в истории рус. обществ. мысли доказал существование и развитие капитализма в России. Он показал, что будущее революц. России связано с рабочим классом и на него прежде всего должна опираться революц. интеллигенция. Плеханов обосновал необходимость создания росс. пролетарской, с.-д. партии. Плеханов нанес Н. первые серьезные идейные удары. Однако Плеханов не сумел дать четкого анализа клас. корней Н., его социальной почвы и ист. обусловленности. Это сделал впоследствии Ленин. Ленин в работах "Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов", "Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Развитие капитализма в России" и др., подвергнув глубокому анализу экономич. отношения в России, завершил идейный разгром Н. и четко определил задачи росс. с.-д. Ленин создал марксистскую концепцию истории Н., вскрыл его социальную, клас. сущность. Ленин разоблачил антинауч. взгляды народников, в основе идеологии к-рых лежала субъективная социология, игнорировавшая объективные законы обществ. развития, отрицавшая самое понятие ист. необходимости. Ленин показал три характерные черты Н. Во-первых, признание капитализма в России упадком, регрессом, а отсюда - стремление народников задержать, остановить развитие капитализма. Во-вторых, вера в самобытность рус. экономич. строя, рус. крестьянства с его общиной в особенности, идеализация крест. общины. В-третьих, отрицание связи интеллигенции и юридико-политич. учреждений страны с материальными интересами определенных классов; отсюда - признание за интеллигенцией всемогущей силы, способной "тащить историю", куда ей заблагорассудится. Ленин показал серьезную эволюцию, к-рую пережило Н., превратившись из революц.-демократич. течения в умеренно-либеральное. Ленин подчеркнул значение революц. Н. как предшественника рус. социал-демократии. С др. стороны, он разоблачил либеральных народников как мнимых "друзей народа", отказавшихся от революц. борьбы и идущих на примирение с царизмом. Ленин показал, что Н., бывшее в свое время прогрессивным явлением, к 90-м гг. стало теорией реакционной, "...играющей на-руку застою и всяческой азиатчине" (Соч., т. 2, с. 483). Разоблачая идеологию Н., Ленин способствовал утверждению марксизма в росс. революц. движении. Уже до 1905-07 в историографии Н. проявилась офиц.-охранительная тенденция (А. П. Мальшинский, Обзор социально-революц. движения в России, СПБ, 1880; Н. Н. Голицын, История социально-революц. движения в России. 1861-1881, СПБ, 1887; "Хроника социалистич. движения в России 1878-1887", СПБ, 1890 (на франц. яз.); С. С. Татищев, Имп. Александр II. Его жизнь и царствование, т. 1-2, СПБ, 1903). Первая рус. революция усилила интерес и расширила возможности для изучения революц. Н. Ценные воспоминания (Ковалика, С. С. Синегуба, M. P. Фроленко, М. Ю. Ашенбреннера и др.), док-ты публикуются в журн. "Былое", "Минувшие годы", "Голос минувшего". Отд. изданиями выходят воспоминания В. К. Дебогория-Мокриевича, Кропоткина, H. А. Морозова и др. народников. Под ред. В. Я. Богучарского (Б. Базилевского) издаются сб. "Гос. преступления в России в XIX в.", "Лит-ра партии Нар. воли", "Революц. журналистика семидесятых годов". Революция 1905-07 позволила В. И. Ленину определить реальное содержание и обществ. значение Н., установить периодизацию революц. движения в России, исследовать эволюцию революц. демократизма ("Мелкобурж. и пролетарский социализм". "Из прошлого рабочей печати в России", "Памяти Герцена", "Народники о Н. К. Михайловском", "О народничестве" и др.). После 1905-07 появились книги бурж.-либеральных историков (Л. Барриве, Освободит. движение в царствование Александра II, М., 1909; А. А. Корнилов, Обществ. движение при Александре II, М., 1909; В. Я. Богучарский, Активное народничество семидесятых годов, М., 1912, и его же, Из истории политич. борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX в., М., 1912). В них собран большой мат-л по истории Н., однако нет его социальной основы, идеалистически трактуется идеология Н. Окт. революция 1917 определила коренной перелом в изучении Н. Для исследователей открылись архивы, начали публиковаться мемуары (Фигнер, М. П. Сажина, А. Н. Баха и др.), издаваться собр. соч. Бакунина, Лаврова, Ткачева, сб. док-тов. На этой источниковедч.

В составе народничества выделяются революционное и либеральное направления. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

На рубеже 50–60-х гг. XIX в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. В 60–70-е гг. XIX века в жизни страны произошли коренные изменения. Несмотря на непоследовательность проведения реформ, они способствовали быстрому развитию капитализма в России. Положения Манифеста вызвали полное разочарование и в радикальных кругах.

Народники считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Многие сотни юношей и девушек шли в деревню в качестве учителей, волостных писарей, учительниц, фельдшериц, и т.д. Широкое движение в народ скоро прекратилось, как в результате репрессий, так и потому, что народ оказался невосприимчивым к пропаганде народников.

Народничество 19 века (кратко)

Главной целью террористов стал Александр II. В 1879 г. произошел раскол организации. Группа, отрицательно относившаяся к политическому террору, образовала организацию «Черный передел» (Г.В.Плеханов, В.Засулич, П.Б.Аксельрод, М.А.Натансон).

Сторонники террора образовали группу «Народная воля» (А.Михайлов, А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Н.Морозов, В.Фигнер). 1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Народники обратились к новому царю Александру III с предложением созвать Учредительное собрание и провести реформы, обещая прекратить террор.

Народничество. Его основные течения

Развитие капитализма, рост рабочего движения, а также кризис революционного народничества заставили некоторых представителей из числа народников обратиться к марксизму. Идеологи народничества отражали интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма.

Он отдалил друг от друга возможных союзников в оппозиционном лагере: либералов и народников. Народничество неоднозначно оценивалось как современниками, так и историками. Другие считают народников заговорщиками и убийцами, чьи действия привели к расколу в оппозиционном движении, оттолкнули от них либералов, ожесточили власть.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовало подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России - дело чрезвычайно легкое. Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

Значение народничества.

Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методах борьбы против самодержавия. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 - 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить.

П.Н. Ткачев - идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Они привели к оформлению трех течений в народничестве: бунтарскому, пропагандистскому, заговорщическому. К началу 80-х гг. в основных сферах промышленности и на транспорте завершился промышленный переворот.

Идеология народников, появившаяся в Российской империи в 1860-1910-х годах, ратовала за переход общества к «справедливому» социализму прямиком от феодализма, перескакивая капитализм. Идея была предложена Герценом и разрабатывалась Бакуниным, Белинским, Чернышевским. Против выступали марксисты. Они утверждали, что зарождающийся в России строй может быть только капиталистическим.

По сути деятельность народников - это своего рода мостик в революционном движении: от дворянского (или декабристского) этапа к марксистскому (то есть пролетарскому). Однако массы оказались невосприимчивы к пропаганде революции. Да и репрессии правительства подавили это начинание. Тем не менее, оно оставило яркий след, который помнит история России. Кто такие народники и чем они знамениты? Об этом подробно поговорим в статье.

В поисках народной правды

Кто такие народники в 19 веке? Это интеллигенты, разночинцы, которые искали свое место в обществе. Их мучила мысль, что они давно оторвались от народа, его мудрости и правды. Говорили, что в моральном отношении крестьяне намного выше их самих. Только неграмотны они, живут в бедности, страдают от несправедливости. И надо сблизиться с ними, раскрыть им глаза и наставить на путь истинный. В этом - долг интеллигенции перед народом. Необходимо уровнять все социальные слои и от каждого взять самое лучшее.

Также мировоззрение новоявленных защитников людей труда базировалось на мнении, что Россия - страна самобытная. Особенность ее экономики - народное производство. Потому у нее уникальный, отличный от других государств, путь развития. Народники стремились выработать собственную которая бы подходила как промышленникам, так и обычным крестьянам. Герцен, например, писал про чисто «русский социализм». Это и послужило сигналом к действию.

Истоки доктрины

Сегодня ученые подчеркивают, какой многоплановой была история России. И среди многих других политических течений особый интерес вызывает вопрос о том, кто такие народники и какова почва, породившая это явление. Почему здравые, на первый взгляд, начинания натолкнулись на стену непонимания?

Россия тех лет - аграрная, отсталая. Капитализм развит слабо. Жизнью крестьян управляла поземельная община. Входящие в нее труженики владели общим участком земли. Общество гарантировало им нормальную работу и жизнь семей, обеспечивало равные права для всех, защищало селян от притеснений крупных землевладельцев, чиновников.

Это позже, когда в деревне началось социальное расслоение, община стала тормозом развития крестьянских хозяйств. А пока она была образцом устройства российского общества и в людей занимала особое место. За это и ухватились те, кто пропагандировал движение народников.

Герцен - предтеча народничества - наблюдал, как печально в Европе закончились революции 1848-1849 годов. Он разуверился в социализме европейском. Сравнивая свою страну и западные, он пришел к выводу: социализм в России сначала должен утвердиться. А это не так уж и сложно. Ведь община на селе - готовая ячейка социалистического общества. Вот главная суть ответа на вопрос: кто такие народники?

Равенство или справедливость?

Те, кто вышел на защиту прав обездоленных, утверждали основой общества будущего справедливость. И это тоже объяснимо. Традиционно вся российская культура зиждется именно на ней. «Не равенства я требую, а справедливости!» - восклицал в романе Достоевского. Эта тема постоянно в том или ином варианте звучит в литературе и прессе периода 1860-1910 годов. И здесь ясное видение того, кто такие народники в истории, чем отличаются от других революционно настроенных групп. Так, марксисты ставили акцент на равенстве людей. А это не отвечало чаяниям русского народа. Ведь марксисты были далеки от реальностей России, культуры. Не чувствовали ее глубоко.

Ориентация на крестьян

Чтобы лучше понять, кто такие народники, надо вспомнить Герцена с его «русским социализмом». Он обращал внимание на крестьян. Ведь это обширная социальная база! Потому цель - ликвидировать землевладение помещиков, освободить селян с их наделами (без выкупа), ввести самоуправление.

Чернышевский думал, что община сначала выполнит роль особой формы производства, параллельно с капиталистической, а затем потихоньку вытеснит ее.

От революционеров до анархистов

Также надо знать виды этого движения, чтобы четко представлять, кто такие народники. Было три главных течения: революционное, или радикальное, либеральное, или пропагандистское, и анархистское.

Либералы под руководством своего идеолога П. Лаврова имели мысль о какой-то особой, но никак не капиталистической траектории развития России. Да, они тоже призывали к улучшению жизни простых людей. Но каким путем? Реформаторским. Их требования - уничтожить остатки крепостнического строя, ликвидировать землевладение крупных помещиков и сделать все, чтобы в Россию не проникли «язвы капитализма». Теорию марксизма они хорошо знали. Читали и даже перевели на русский язык все три тома «Капитала». Но для себя считали это неприемлемым.

Любой террор, насилие ими отвергались. Ведущая сила в истории - интеллигенция. Ведь она умеет мыслить критически. А крестьяне совсем не готовы к революции. Значит, прежде следует подготовить пропагандистов - из интеллигенции. И пускай ходят в народ, рассказывают. Но не для того, чтобы собрать массы на немедленный бунт. Следует длительной разъяснительной работой вести селян к началу революции.

А чем занимались практически? У них была «теория малых дел». В целом, методы народников - это культпросвет среди населения.

В ходу были журналы, всевозможные общественные союзы и организации, собрания и то есть выборные органы местного самоуправления.

Особенно (уже в 1880-1890-е годы) народникам пришлась по душе теория так называемых малых дел. Газета «Неделя» убеждала читателей, что дело чести интеллигентов - помощь селянам. Сами они не преодолеют трудности, появившиеся от элементов рыночной экономики. Можно помогать крестьянам, участвуя в деятельности земств.

Пресса взывала к педагогам, агрономам, медикам: “Переселяйтесь в деревню и личным трудом улучшайте жизнь мужиков”. Журнал «Русское богатство» бурно обсуждал проблемы деревни. «Осесть на земле» призывали публицист А. Энгельгардт, писатель Л. Толстой и другие выдающиеся современники. Они твердили о нравственном превосходстве народа над образованными людьми.

Мы пойдем другим путем

Радикалы, или революционные народники, объединились в подпольную организацию. Они называли себя адептами Чернышевского. Их критерий был один - быстрое и безжалостное свержение царя и немедленный переход к социализму.

Яркая фигура среди них - брат Ленина Он был одним из организаторов и руководителей террористической фракции «Народной воли». Именно Ульянов-старший составил программу их борьбы с царизмом.

Всего за год эти революционные народники создали свою тайную сеть. А это 80 групп. Примерно полтысячи активистов - в центре и на местах. В целом собрался отряд из нескольких тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено пять покушений на Александра II, вошедшего в историю как «освободитель» и «великий реформатор». Ведь именно он отменил крепостное право, провел финансовую и другие реформы. Однако террористы упорно охотились за ним. Во время последнего покушения 1 марта 1881 года император получил смертельное ранение.

Интересный факт: Александр Ульянов продал свою золотую медаль, которую получил за учебу, и купил на эти деньги взрывчатку для бомбы.

21-летний террорист был схвачен при подготовке и казнен. После такой трагической развязки молодой Ленин произнес: «Нет, мы пойдем другим путем!»

Затем в стране последовали массовые аресты «смутьянов», громкие показательные суды, казни. Всего за три года (с 1881-го по 1884-й) репрессировали десять тысяч человек. Так перестала существовать «Народная воля».

Бунтари по крови

Анархисты - третья ветвь народничества. Они не только не думали латать дыры в каком-либо государстве, но и не признавали любое их них. П. Кропоткин и М. Бакунин - идеологи российского анархизма - убеждали, что всякая власть подавляет, порабощает личность. А русские - это бунтари по призванию, по крови. Крестьяне же готовы к революции. Поэтому дело за малым - организовать всенародный бунт. А он сметет это государство и не допустит создания нового. Всякий госаппарат по определению уже есть зло.

Кропоткин говорил о главенствующей роли масс. Они могут переформатировать страну. Стоит лишь создать автономии, коммуны и федерации.

Более терпеть нельзя

Какие методы использовали народники еще? По всей стране расплодилась масса нелегальных и полулегальных кружков. Только одни были просто пропагандистами, другие - заговорщиками.

Студенческие кружки наводнили Харьков, Москву и другие города. В большинстве своем молодежь предпочитала свержение монархии путем революции. Новое устройство - это союз областей. Конечно, федеративный, который управляется выборным собранием.

Большим влиянием в столице пользовалась «Земля и воля» - тайное общество. Также и в Петербурге, и в Москве работала группа «Народная расправа». Ее члены готовили не что иное, как «мужицкую революцию».

Кающиеся дворяне

Были даже такие кружки, как «Кающиеся дворяне». Всю свою жизнь они посвящали тому, чтобы загладить перед мужиками вековую вину за себя лично и своих предков.

Словом, так или иначе, но все хотели пробудить в народе их «социалистические инстинкты». Все это было очень популярно, ново, здорово. Прозаики и журналисты старательно писали на эти темы. Художники создавали картины. Так, на ура была воспринята картина Ильи Репина «Арест пропагандиста».

Но постепенно народничество стало утрачивать свою популярность и влияние в обществе. Тем более что уже поднимал голову рабочий класс.

Это была утопия

Петр Струве, экономист и политический деятель, убедительно объяснял, кто такие народники. Это идеализация и и первобытного равенства. Просто предлагается отживший экономический строй, который возвели в целую социально-политическую систему. По сути это - идеология интеллигенции, а не народа.

Кроме того, подобные предложения возникают в странах с аграрной экономикой. И именно во время их перехода к индустриализации. Поклонники этих идей намереваются разработать некую модель некапиталистического развития и постепенно приспособить население к правилам модернизированного хозяйства. Но это не работает, ибо нереально.

Положительный след

Заслуга народников в том, что их доктрина и деятельность во многом помогли консолидировать нацию - через устранение сословных различий. Были сформированы предпосылки, чтобы создать правовое пространство - единое для всех без исключения слоев общества.

Также наглядно была доказана ошибочность намерений законсервировать на века мелкое крестьянское хозяйство. Тактика террора тоже не принесла результатов.

Подрастало новое поколение, готовое на самопожертвование в борьбе с устаревшим режимом.

Что мы знаем о народничестве? Возможно, нам следовало бы углубить знания? Прочитав эту статью, вы наверняка найдете для себя что-то новое.

Приверженцы этого течения освобождали общественное сознание из-под диктата церкви, но сохраняли общекультурные христианские традиции. Идеология народничества сделала самодержавие невосприимчивым к разумным альтернативам государственного виделись властям бунтовщиками, поэтому царская власть находила для себя опору только в консервативном окружении, что, в конечном итоге, ускорило ее гибель.

Направления и течения

По степени радикализма различают:

  • консервативное течение;
  • либерально-революционное;
  • социально-революционное народничество;
  • анархистское.

Консервативное крыло было связано со славянофилами (Страховым, Григорьевым). Его деятельность наименее изучена и представлена в основном творчеством сотрудников журнала "Неделя" П. Червинского и И. Каблица.

Представители либерально-революционного (центристского) крыла 60-70-х годов 19 века: Елисеев (журнал "Современник"), Златовратский, Оболенский, Михайловский, Короленко (1868-1884, "Отечественные записи"), Кривенко, Южаков, Воронцов и другие. Ведущими его идеологами были Лавров и Михайловский.
Сторонников социально-революционного направления народничества во главе с Ткачевым и в некоторой степени Морозовым не устраивала нацеленность на пропаганду и долгую подготовку к социальному взрыву. Их влекла идея ускорения, форсирования революции.

Анархистское крыло оспаривало необходимость преобразований в рамках страны. Народники-анархисты Кропоткин и Бакунин скептически относились к власти, считая ее порабощающей и подавляющей свободу личности. Как оказалось, это течение скорее сыграло разрушительную роль, хотя имело в теоретическом плане ряд позитивных идей.

Первые кружки и организации

В 1856-1858 годах существовал пропагандистский кружок в Харьковском университете. В 1861 на смену ему в Москве пришло объединение под руководством П. Э. Агриропуло и П. Г. Заинчевского. Его члены единственным способом преобразования окружающей действительности считали революцию.

"Земля и воля"

Наиболее влиятельной тайной организацией Петербурга в 1861-1864 годах была "Земля и воля". Ее члены (Слепцов, Курочкин, Обручев, Утин, Рымаренко) мечтали об "условиях для революции". В программе этого общества фигурировала передача земли крестьянам (планировалась за выкуп), замена всех чиновников выборными лицами, снижение расходов на армию и царский двор. Однако эти положения так и не получили должной поддержки в народе, и в итоге организация самораспустилась, оставаясь даже не обнаруженной царскими охранительными службами.

"Ишутинцы"

Революционное общество Ишутина выросло из кружка, входящего в организацию "Земля и воля". Его целью было подготовить крестьянскую революцию посредством заговора интеллигентских групп. Стремясь воплотить в жизнь некоторые идеи Чернышевского по созданию мастерских и артелей, члены общества открыли в Москве бесплатную школу в 1865 году, переплетную и швейную мастерские, вели переговоры, касающиеся создания коммуны, с рабочими Людиновского железоделательного завода в Калужской губернии, основали ватную фабрику на началах ассоциации в 1865 году в Можайском уезде. "Ишутинцы" планировали побег Чернышевского с каторги, но их деятельность прервалась 4 апреля 1866 покушением Каракозова, одного из членов этого общества, на императора. По этому делу более 2000 народников попали под следствие, 36 были приговорены властью к разным мерам (Каракозов - повешен, Ишутин помещен в одиночную камеру в где впоследствии сошел с ума).

"Народная расправа"

Эта организация во главе с Нечаевым представляла радикальное движение народничества и была создана в 1869 году в Москве и Петербурге. Она насчитывала 77 человек. Ее целью также была подготовка "народной революции". Сергей Нечаев олицетворял в этой организации фанатизм, беспринципность, лживость и диктат. Против него открыто выступал П. Л. Лавров, который считал, что "никто не должен без крайней необходимости рисковать нравственной чистотой борьбы, и не должна пролиться ни одна лишняя капля крови". Нечаев же призывал к террору, провокациям. Он был уверен, что такие методы станут полезны для расшатывания режима, приблизят светлое будущее. Иванов, выступавший против Нечаева, позже был обвинен в предательстве и убит. Полиция раскрыла это уголовное преступление, и руководитель организации бежал за границу, но был найден, арестован и судим как уголовный преступник.

Идеология эта не прошла бесследно, отразившись и на революционной мысли других государств. Так, в популистских движениях стран третьего мира на протяжении многих последующих лет встречалось народничество (век XX).