Методика подготовки и проведения экскурсии.
Понятие экскурсии: Коллективный осмотр музея, проводимый по определенной теме и специальному маршруту специалистом экскурсоводом. Это определение включает два взаимно связанных понятия: Экскурсия – группа людей пришедших для осмотра музея, и экскурсия вид научно- педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, памятников истории и культуры города. Особенностью экскурсии является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия.
Требования, предъявляемые к экскурсии: идейность, научность, профессионализм.
Идейность - воспитание любви и уважения к родному краю; повышение образованности и культуры, воспитание чувства патриотизма.
Научность - правильность и достоверность излагаемых научных фактов, использование новейших данных в области науки и краеведения
Профессионализм - ознакомление с группой и ее запросами, логичность, последовательность в изложении материала и построения всей экскурсии, правильное сочетание показа и рассказа, эмоциональность, популярность, доходчивость, занимательность в изложении, высокая культура речи, активизация группы.
Можно выделить следующие этапы подготовки экскурсии :
1. Выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели.
2. Подбор литературы, ее изучение.
3. Отбор объектов показа, и их изучение.
4. Разработка маршрута экскурсии.
5. Работа над тезисным текстом.
6. Устная отработка экскурсии.
7. Проведение экскурсии.
В процессе подготовки экскурсии работа должна идти одновременно по двум направлениям: изучение литературы, различных источников по теме экскурсии и изучение непосредственно самих объектов показа.
составление библиографии по всей теме и отдельным разделам;
изучение документов и литературы общего характера по всей теме;
изучение литературы по отдельным вопросам и разделам экскурсии: учебной, научно-исследовательской, справочной, научно-популярной, статистической;
ознакомление с материалами имеющимися в музее (в отделах, фондах, в библиотеке.)
Фиксирование материала.
Материал может фиксироваться в виде краткой записи, выписки цитаты, тезиса, конспекта. Материал заносится на отдельные карточки в соответствии с объектом показа.
Отбор объектов показа.
Объекты показа в зависимости от роли, выполняемой в экскурсии, делятся на:
основные – для убедительного и полного раскрытия темы экскурсии,
дополнительные - для усиления эмоционального воздействия экскурсии.
Работа над текстом экскурсии .
При работе над текстом экскурсии осуществляется распределение материала по маршруту экскурсии применительно к объектом показа, распределение времени экскурсии на отдельные подтемы.
Текст должен строго соответствовать теме и целевому назначению экскурсии.
Текст включает в себя вступление, основную часть, заключение.
Вступление раскрывает основную целенаправленность экскурсии, направляет внимание слушателей на восприятие ее содержания (не более 5-7 мин.).
Основная часть- состоит, как правило, из ряда подтем.
В этой части экскурсии должно быть:
снабжение ее краткими цифрами и иллюстративным материалом
краткое обобщение, оценка и вывод по каждой подтеме.
логические переходы от подтемы к подтеме для объединения отдельных частей в единый рассказ.
Заключение - подводит итоги, обобщает, позволяет сделать оценку изложенному в экскурсии (не более 5 мин.)
Устная отработка экскурсии.
При отработке экскурсии необходимо обратить внимание на следующее:
отработать вариант вступления к экскурсии, дать краткую справку о музее;
отработать нужный темп речи, расставить смысловые акценты, следить за тем, чтобы речь была выразительной, четкой,
отработать показ, описание экспонатов и логическую взаимосвязь с темой экскурсии;
выбрать для себя и группы расположения экспонатов, чтобы во время показа они, были хорошо видны всем слушателям.
Методика проведения экскурсии.
Исходя из специфики экскурсионной работы, при ее проведении необходимо использование следующих методических приемов. Следует учесть, что один из основных принципов проведения экскурсии является принцип «от показа к рассказу». С помощью методических приемов показа экскурсовод помогает видеть объект, руководит его восприятием.
Экскурсовод может предварительно акцентировать внимание группы на детальном осмотре экспоната. Здесь уместен прием задания. Это рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей. После самостоятельного осмотра рекомендуется посредством вопросно-ответного приема подытожить наблюдения,обобщить их
Экскурсионный показ осуществляется в определенной последовательности.
1. Прием предварительного обзора. Он позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел экспозиции или комплекс. Экскурсовод должен организуя первые впечатления об объекте, ориентировать их на его тематическом и художественном решении, а потом перейти к конкретным разделам, комплексам экспонатам.
2. Зрительный анализ- детальное наблюдение объекта. Экскурсовод дает как можно более полный, всесторонний анализ экспоната, но при этом не надо забывать, что это стремление может привести к отходу от темы, нарушит стройность экскурсии «пример с документом стиль, форма, характер шрифта, качества бумаги, свидетельствует об эпохе».
3. Прием зрительной реконструкции - мысленное восстановление первоначального облика объекта по сохранившимся и зрительно воспринимаемым деталям. (Предметы, археологии, быта)
4. Прием сравнения - сравниваются определенные признаки двух, трех объектов, которые одновременно наблюдаются экскурсантами. (Пример).
5. Жест в экскурсии является одним из элементов показа. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь группу. Но к жесту следует обращаться по мере ощущения потребности в нем. Жесты необходимо разнообразить, технически отрабатывать. Они должны быть лаконичными.
Отметить, что неотъемлемым элементом экскурсии является рассказ. По отношению к показу он вторичен и вне показа не существует.
Методические приемы рассказа.
1. Повествование - наиболее целесообразный способ изложения событий, важных моментов биографии, сюжетов литературных произведений, раскрытия явлений природы.
2. Описание - это более подробное изложение материала об объекте, широкая характеристика его. Одновременно описываются внешние признаки экспонатов события связанные с ним.
3. Объяснение – носит доказательный характер и указывает на причины того или иного явления.
4. Комментирование.
5. Конкретизация содержания. Чаще всего это связано с конкретизацией места и времени совершения событий.
6. Цитирование. Использование в тексте экскурсии цитат, отрывков из художественных произведений, из воспоминаний, из донесений и приказов военного времени. Цитата из исторических документов – это устное доказательство выдвинутого в рассказе положения.
7. Прием литературного монтажа – рассказ строится на определенном наборе отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний статей, и периодической печати.
8. Прием инструктирования. При осмотре мемориальной части музея или их отдельных помещений таких в которых не может разместиться вся группа, экскурсовод указывает на что следует обратить внимание, дает инструкцию, как себя вести там, определяет время нахождения.
9. Прием беседы. Прием беседы вызывает большую активность в форме вопросов и ответов. Система наводящих вопросов активизирует каждого члена группы, раскрывает содержание темы и позволяет придти к правильным выводам.
Метод-Общего знакомого.
Интерактивный метод – Погружения в эпоху.- когда предлагается представить себя в роли участника события отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты.
Отметить, что любой методический прием на практике должен применяться естественно, свободно и как таковой быть невидимым для экскурсантов.
Ни один из методических приемов не может быть универсальным, главным: на практике они могут переплетаться. Экскурсовод выбирает те приемы. Которые обеспечивают наибольшую эффективность.
Использование цифр в экскурсии.
Во многих экскурсиях необходимо использовать цифры, но методика использования цифрового материала имеет свои особенности.
Цифры можно разделить на три группы.
1 Необходимые цифры: исторические даты, даты жизни деятелей материалы о которых внесены в экспозиции музея.
2. Цифры сравнительные, отражающие динамику того или иного явления.
3. Абсолютные цифры. Их дают только специалистам, хорошо подготовленной аудитории.
Следует учесть: цифры, (если они правильно подобраны, умело вплетены в план рассказа) - великолепные аргументы, веские доказательства, но слушать цифры трудно. В целях лучшего усвоения цифровых данных, следует больше использовать прием сравнения – например.
Во время экскурсии перед экскурсоводом стоит важная задача – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Большую роль в этом играют логические переходы. Логические переходы - это словесный мостик от одной подтемы к последующей.
В некоторых случаях применяются звукозаписи, видеозаписи, Демонстрация видеофильма не должна превышать 5 мин. Звукозаписи 2-3 мин.
Экскурсии различаются по месту проведения, объектам показа, характеру тематики, целевому назначению, составу экскурсионных групп.
Можно выделить обзорные экскурсии по музею, по городу. Они дают общее представление о музее, городе.
Тематические экскурсии – это экскурсии на темы профильных дисциплин. Они имеют ряд вариантов:
Сквозные – на темы охватывающие ряд исторических периодов. Например « Слава русского оружия».
Специализированные. Например, искусствоведческие, по отдельным отраслям материальной и духовной культуры.
Учебные экскурсии – экскурсии для учащихся в соответствии с программами образовательных учреждений.
Документирование экскурсий.
На экскурсию составляются следующие документы: маршрут экскурсии, и методическая разработка.
Маршрут экскурсии включает в себя следующие разделы: объект показа; справка об объекте; время.
Методическая разработка это уточненный развернутый план с указанием методических приемов, применяемых в экскурсии.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон.
Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.
Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.
Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками (с древнейших времен до 1917 г.)
Историческое краеведение (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов. \ Под редакцией Н.П. Милонова М.: 1995
Михайловская А.И. Музейная экспозиция (Организация и техника) \Под редакцией Ф.Н. Петрова и К.Г. Матвеева.- М.: 1984.
Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для вузов по спец. « История» \ Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.- М: 1988.
Музей и школа. Пособие для учителя.\ Е.Г. Вансалова, А.К. Ламунова. Под ред. Т.А. Кудриной.-М: 1985.
Музейные термины \Сб. трудов Центрального музея Революции. Терминологические проблемы музееведения. М.:1986.
Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах.- М: 2001.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. Книга для учителя.- М:1988.
Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов.- СПб, 2000.
Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники.- Тверь,1992.
Шкурко А.И. Учет и хранение фондов. Методические указания.- 1976.
Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации \ Сост. А.М. Гак.- М. 1990.
Формы научно-просветительской деятельности
музея
Свою научно-просветительскую деятельность музей осуществляет через различные формы, которые сложились в результате систематически проводимой научно-исследовательской работы (А.В. Бакушинский, М.С. Коган, И.М. Коссова, К.Г. Левыкин, М.В. Потапова, Н.Д. Рева, Н.И. Романова, С.Т. Шацкий, К.Г. Хедбер и др.). Передача информации может проходить через: экскурсии (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е.И. Иванова, В.С. Моисеева); кружки и клубы (И.М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М.Н. Грачев, А.И. Михайловская); университеты культуры (К.Г. Левыкин, К.Г. Хедбет). Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:
по месту проведения;
по характеру содержания;
по целевому назначению;
по составу экскурсионной группы.
Музейная экскурсия |
|||
Экскурсия внутри музея | экскурсии обзорные | экскурсии научно-просвети-тельские | экскурсии для студентов |
Экскурсия на открытом воздухе | экскурсии тематические | экскурсии учебные | экскурсии для учащихся |
экскурсии для специалистов одной профессии | |||
экскурсии для других социальных групп |
Определение темы и содержания экскурсии.
Составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения.
Целенаправленный показ экспозиций или собственно экскурсия.
Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.
Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, экскурсии, музыкально-литературные композиции, викторины и пр.
Некоторые музеи создают специальные экспозиции для детей. В них экспонаты развешиваются на уровне глаз ребёнка, размещаются элементы национальной одежды, которую дети могут примерить, расставляются разнообразные вещи, которые можно трогать, заводить, перемещать и т.п. На таких специальных экспозициях дети перед началом осмотра получают задания, а по окончании «отчитываются» о результатах его выполнения. Например, в Архангельском краеведческом музее перед Рождеством была оформлена тематическая экспозиция В целом, следует учитывать, что вся научно-просветительская деятельность строится поэтапно. При этом, каждый предыдущий этап обеспечивает понимание последующего материала. Выбор формы музейной работы зависит от содержания информации, предлагаемой для усвоения; возраста аудитории; особенностей музейных предметов и экспозиций.
Портрет специалиста готов ого к ведению
музейной работы с дошкольниками
Проблемы, возникающие в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре, не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечат успешность этой работы. Многочисленные исследования (Жидкова Е.В., Пидкасистый Т.И., Семенушкина Л.Т. и др.) показывают, что перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации профессиональной деятельности, сотавляет профессиограмму, т.е. своего рода паспорт специалиста. Профессиограмма имеет важное практическое значение, поскольку, во-первых, показывает пути совершенствования профессиональной подготовки специалиста; во-вторых, помогает при постановке целей и задач самовоспитания и самообразования. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости определения круга знаний и умений, позволяющих наиболее успешно осуществлять работу по приобщению дошкольников к музейной культуре. Это тем более важно, что в настоящее время образовательные учреждения, точно так же как и учреждения культуры, к которым относится музей, активно ищут пути взаимодействия. Однако, ни музейные работники, ни педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ Абдулиной О.А., Бакушинского А.В., Григорьевой Г.Г., Князевой О.А., Конуховой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Михеевой А.П., Пантелеевой Л.В., Панкратовой Т.Н., Рева Н.Д., Чумаловой Т.В. и др. была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:
Общепедагогические знания и умения.
Научно-методические знания и умения.
Специальные знания и умения.
Профессиограмма специалиста,
готового к ведению музейной работы с дошкольниками
1. | Общепедагогические знания и умения |
основ музейной педагогики; особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка дошкольника |
|
2. | Научно-методические знания | классификация музеев и особенностей их работы; требования отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками; методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста |
|
3. | Специальные знания и умения |
|
|
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.
курсовая работа , добавлен 12.01.2011
Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.
контрольная работа , добавлен 28.11.2012
Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.
реферат , добавлен 21.04.2015
История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.
контрольная работа , добавлен 21.10.2011
История Пермской государственной художественной галереи - одного из лучших музеев России. Красноярский культурно-исторический музейный центр. Уникальность литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Музей-усадьба "Ясная поляна".
презентация , добавлен 10.04.2013
Составляющие элементы, формы и методы культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере ГУ "Республиканская картинная галерея имени А.В. Лосева". Организация и роль руководителя в проводимой работе. Задачи "музейной педагогики".
курсовая работа , добавлен 13.12.2011
История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.
дипломная работа , добавлен 29.10.2017
Экскурсия является основной формой культурно-просветительной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветительную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее формируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наиболее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеведов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интересов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при правильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.
Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клубах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике сотрудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-
зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитаризации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поколению, образующий и воспитывающий всей своей деятельностью. Особое внимание необходимо уделять участию школьников в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поисково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьников и способствующая развитию музея.
Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают музейные праздники: фольклорные и военно-исторические, литературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников истории и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие музеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празднования на поле Бородина в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пушкина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огурца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного творчества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных традиций, приобщению к ним общественности, расширению музейной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандистов этих традиций. Особое значение для воспитания и образования подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка
к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бесплатно открывают двери для всех желающих. Проводят массовые мероприятия, участвуют в различных общественных начинаниях. Связь общества и музеев укрепляется.
Особой формой работы музеев стало проведение в них концертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко известны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеждах и обстановке становятся на время ее участниками событий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расширении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители которых по тем или иным причинам не могут выбраться в стационарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвижных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнительный доход.
Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом необходимо учитывать:
Потребности потребителей музейной печатной продукции;
Ее внешний вид;
Конкурентоспособность с другими аналогичными изданиями;
Наиболее выгодные места продаж;
При рациональном, продуманном подходе к издательской деятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:
Публикации итогов научной деятельности музеев;
Издание документов, публикаций об экспонатах, хранящихся в музее;
Издание региональной полиграфической продукции в музеях;
Издание газет и журналов, освещающих музейную проблематику;
Издание художественных книг о музеях;
Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.
Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и книготорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотрудниками музея или на основе подготовленных ими пресс-релизов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и журналах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Являясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.
Вопросы и задания
1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее значение? В каких формах она осуществляется?
2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?
4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.
Заключение
Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.
Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Общение с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных личностей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.
В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так сказал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специальных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддерживающее организационно или путем создания мнения высокие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выполнению работы, имеющей своей главной целью служение обществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призвание Музея и Музееведа.
Вопросы для подготовки к итоговому зачету
1. Что такое музееведение?
2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление музеев?
3. Почему музей рассматривается как социокультурное явление?
4. Что такое музей?
5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?
6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?
7. Какие причины вызвали появление музеев в России?
8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?
9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?
10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российских музеев?
11. Что явилось причиной массового создания отечественных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?
12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?
13. Какие разновидности музеев появились в России в первой половине XIX в.?
14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?
15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на развитие музеев?
16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?
17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечественных музеев во второй половине XIX в.?
18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?
19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?
20. Как проходила ломка старой и создание новой музейной системы после Октября 1917 г.?
21. Какие музеи были созданы в период золотого века советского краеведения? Какую роль в жизни общества они играли?
22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначарского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?
23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?
24. Как общественно-политические условия тоталитарного развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это проявилось?
25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольтера: «Музей - плацдарм для организации коллективного мышления масс»?
26. Что положительного и что отрицательного было в развитии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?
27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Какие принципы музейной работы в них осуществлялись?
28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отечественной войны? *
29. В каких условиях развивались музеи страны в посттоталитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?
30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?
31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии музейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?
32. Какие причины вызвали необходимость музейных реформ 1990-х гг.?
33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?
34. Что представляет собой музейная сеть современной России?
35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной системы?
36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?
37. Какие московские музеи имеют общероссийское значение? Дайте их характеристику.
38. Какие московские музеи отражают историю и жизнедеятельность современной Москвы? Дайте их характеристику.
39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?
40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?
41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государственная и негосударственная части и каковы их взаимоотношения?
42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бытования?
43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.
44. Какую научно-исследовательскую работу проводят музеи? Какую роль она играет в развитии науки?
45. Как организуется научно-исследовательская работа музея? Какие научные проблемы при этом решаются?
46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?
47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.
48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они взаимодействуют?
49. Что такое вещь музейного значения - музейный предмет - экспонат? При каких условиях происходит это превращение?
50. Как происходит комплектование музейных фондов?
51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?
52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте характеристику ее работы.
53. Как организуется и проводится фондовый учет музейных предметов?
54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?
55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?
56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?
57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?
58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспозициях и на выставках?
59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?
60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,
61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.
62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бытования?
63. Какие работы предполагает создание музейных экспозиций и выставок? Дайте их характеристику.
64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществлении музеем своей социокультурной функции?
65. Что входит в понятие научного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?
66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?
67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.
68. Как правильно подготовить и провести музейную экскурсию?
69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.
70. Как правильно подготовить и провести рекламную кампанию деятельности музея?
В Москве огромное количество музеев – от небольших, размером с квартиру, до огромных ультрасовременных экспозиций. Лучшие музеи Москвы ежедневно привлекают в столицу тысячи туристов со всего мира. Благодаря галереям можно увидеть уникальные исторические артефакты, произведения искусства, познакомиться с достижениями науки и техники. Список интересных музеев Москвы огромен, и в них будет интересно людям с самыми разными вкусами.
Галереи и музеи Москвы предоставляют возможность познакомиться с настоящими шедеврами мирового искусства. В ходе экскурсий вы увидите полотна великих художников, произведения скульпторов и ювелиров, гениальных мастеров и ремесленников. Вы сможете посетить роскошный «Музей декоративно прикладного искусства» в Москве, знаменитую Третьяковскую галерею и другие знаковые для ценителей прекрасного места.
Многие музеи г. Москвы представляют собой экспозиции, посвящённые истории нашей страны. Посетив их, вы сможете увидеть старинное оружие, одежду, узнать много нового о важнейших исторических событиях.
На карте Москвы масса музеев, в которые превращаются квартиры, принадлежавшие когда-то известным людям. Посетив их, вы сможете с новой стороны узнать любимого писателя, исторического деятеля, увидеть то, как он жил.
В последнее время появилась масса экспозиций, воссоздающих старинный быт. Они могут располагаться на открытом воздухе в усадьбах. Такие необычные выставки привлекают внимание людей всех возрастов. Хотя настоящих исторических экспонатов здесь немного, но отличные реконструкции дарят возможность посетителям ознакомиться с тем, как жили люди в прошлых столетиях.
Также в Москве есть музеи для детей, интересные частные выставки, роскошный современный планетарий и многое другое. В наши экскурсии входит посещение самых интересных и необычных музеев Москвы.