Здоровый образ жизни. Чередование труда и отдыха

13.04.2019

Обязательным условием высокопроизводительности труда является также правильное чередование труда и отдыха. Важно чередовать отдых и труд в течение рабочего дня, и в особенности в тот период, когда люди, завершив работу, продолжают и дальше работу над собой. Известно, например, что Павлов распределял свое рабочее время с точностью до минуты. Даже в преклонном возрасте он ежедневно трудился по двенадцать часов, и это не мешало ему в течение рабочего дня два с половиной часа отдыхать и отводить на ночной сон шесть часов.

Нужно иметь в виду, что непрерывная умственная работа в одном и том же направлении, особенно если он протекает после рабочего дня, ведет к относительно быстрому (у разных людей, конечно, с неодинаковой скоростью) утомлению. По мере развития утомления деятельность мозга все более и более затрудняется, - падают внимание, работоспособность, большее количество энергии затрачивается на умственный труд, и т. д. Чтобы не довести себя до болезненных ощущений, необходимы своевременные перерывы в работе для отдыха. Люди, привыкшие к регулярным умственным занятиям, обладают умением своевременно улавливать момент наступления утомления, прерывать работу, прибегают тому или иному виду отдыха.

В перерывы во время умственной работы отдыхать можно по-разному. Большую пользу приносит физкульт-пауза. Легкие физические упражнения в течение нескольких минут повышают тонус (возбудимость) центральной нервной системы.

Перемена умственной деятельности не только помогает поддерживать внимание к изучаемому предмету или выполняемой работе, но и благотворно отражается на умственном труде и в известной степени заменяет отдых.

Физиологический механизм действия перемены занятий впервые был объяснен И. М. Сеченовым. Он показал, что для устранения утомления в одной группе нервных клеток необходим не столько временный их покой, сколько включение в работу другой группы нервных клеток. Такое переключение перестраивает работу клеток мозга, возбуждает и освежает их, настраивая весь мозг на новый плодотворный рабочий ритм. Именно это явление происходит в головном мозгу в случае переключения человека с одного вида занятий на другой.

Говоря о необходимости правильного чередования труда и отдыха, а также смены одних форм умственной деятельности другими, следует подчеркнуть, что человек, пренебрегающий этим правилом, причиняет себе явный вред. Чаще всего это относится к лицам, работающим под влиянием настроения или увлечения, урывками и, как правило, своевременно не отдыхающим. Как следствие у них развивается хроническое утомление, снижается работоспособность. Обычно такие люди утверждают, что они могут заниматься только в приподнятом, «вдохновенном» состоянии, которое якобы легко «потерять», если прервать работу для отдыха. Такое утверждение мало обосновано. Всем известно, что работать с, вдохновением хорошо, но только по вдохновению - плохо. Движущим стимулом для регулярного, размеренного труда должно быть сознание его необходимости, полезности, воспитание воли, усидчивости к целенаправленности, а не случайные причины или привычки, закрепленные условным рефлексом (курением, алкоголем или лекарственными стимулирующими средствами и т. д.).

Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, то есть чередования периодов труда и отдыха.
Кривая работоспособности в течение дня претерпевает большие изменения. Рассмотрим два примера. За четырехчасовой период при мышечной работе производительность достигает максимума в первый же час (29 распиленных брёвен); на втором часу она резко падает (21 бревно), на третьем часу снижение продолжается, распилено 19 бревен; в течение последнего, четвертого часа имеет место «конечный порыв» - 24 бревна.
Иная картина наблюдается при умственной работе, например, при запоминании иностранных слов: на первом часу освоено 25 пар слов; на втором - продолжается период врабатываемости (27 пар слов); на протяжении третьего часа работоспособность резко падает (до 15 пар слов); и еще более заметно снижение на четвертом часу (всего 9 пар слов). Утомление в этом случае перекрывает конечное волевое усилие.
Приведенные примеры подчеркивают необходимость создания режимов труда и отдыха в зависимости от конкретных условий и характера труда. Так, в нашем примере при физической работе, очевидно, после первого трудового часа целесообразно сделать довольно продолжительный (15-20 мин) перерыв. Отдых пассивный и активный - упражнения на расслабление мышц конечностей и самомассаж. Во втором случае отдых требуется спустя два часа от начала работы, а затем после третьего часа. Оба перерыва должны быть активными, потому что работа протекала в сидячей позе, без значительных движений и при минимальной затрате энергии. В этих условиях происходит относительный застой крови, особенно в нижних конечностях и тазовых органах. Замедляется подвижность грудной клетки, отчего ухудшается снабжение организма кислородом. Активный отдых должен предусматривать упражнения для конечностей, особенно ног, - ходьба и бег (можно на месте), дыхательные движения с акцентом на усиленный вдох с небольшой задержкой дыхания, наклоны и вращения туловища, рук, ног, подскоки. Упражнения заканчиваются спокойной ходьбой, глубоким, ровным дыханием и расслаблением («встряхиванием») конечностей.
Для улучшения врабатываемости необходимо иметь хороший предварительный отдых. Считается, что общее время работы и отдыха (пассивного и активного) должно соотноситься, как 1:2, то есть при 8-часовом рабочем дне отдых может составлять ча¬сов 16. Сюда входит и сон. и различные виды деятельности; са¬мообслуживание, самоподготовка (чтение специальной литературы, выполнение учебных заданий), свободное время (чтение художественной литературы, посещение театров, кино и т. д.), активный отдых [подвижные игры, занятия в спорт секциях, самостоятельная общефизическая тренировка, прогулки и т. д.).
Простейший способ профилактики нарастания утомления при работе - перерывы для отдыха, в том числе такие виды произ¬водственной гимнастики, как физкультпаузы в течение 5-10 мин и физкультминутки.
Производственная гимнастика полезна не только тем, у кого малоподвижная работа, но и людям физического труда. Если в первом случае проводится гимнастика, рассчитанная на упражнение всех групп мышц и суставов, как, например, ежедневно передаваемая по первой программе радио, то во втором случае необходимо нагружать те мышцы, которые бездействовали во время рабочих операций. А вот дыхательные упражнения необходимы и в том и другом случае, особое внимание надо обращать на дыхание через нос, Кроме того, при тяжелой работе нужно делать упражнения на расслабление мышц, которые были вовлечены в работу наиболее полно.
Хорошее действие оказывают микропаузы как пассивные, так и активные: несколько дыхательных движений, упражнения на расслабление работающих мышц или их растирание. Эти микро¬паузы в зависимости от условий периодически повторяются во время работы, занимая всего по 10-15 с.
Очень важно правильно организовать отдых вне работы: это ежедневное послерабочее время, два выходных дня в неделю и ежегодный отпуск.
При определении времени и содержания ежедневного послерабочего отдыха физиологи труда исходят из кривой восстанов¬ления физиологических функций и кривой восстановления энерге¬тических трат. Считают при этом, что длительность отдыха можно приравнять к длительности периода энергетического восстановле¬ния. Здесь, по данным известного естествоиспытателя Е. Мюллера, имеется два пути определения наиболее эффективной длитель¬ности и числа пауз при тяжелой работе.
Один прием связан с определением энергетических трат, по¬требных для мышечной работы. Необходимая для этого энергия получается путём как прямого окисления в организме соответствующих продуктов (аэробный процесс), так и бескислородного (анаэробного) освобождения энергии из мышечных резервов. В норме эти запасы весьма значительны и составляют около 24 ки¬локалорий в минуту, а при окислении за минуту может высвобож¬даться лишь 4 ккал. Затрата энергии путем окисления может про¬должаться часами без привлечения резервов. Момент перехода не анаэробные процессы обмена называется пределом выносливости, у бегуна не дальние дистанции это будет момент появления «второго дыхания» Если выполняемая работа требует использования резервов, то для восстановления требуется дополнительный отдых.
Другой путь основан на определении частоты пульса как по¬казателя достаточности снабжения кровью и кислородом рабо¬тающих мышц. При работе ниже предела выносливости пульс устанавливается на постоянном уровне, пропорциональном размеру энергетических трат. Когда труд выше предела выносливости пульс непрерывно повышается, и в какой-то момент на¬ступает истощение энергетических запасов. Это отражается и на ходе восстановительных процессов: после работы с устойчивым пульсом восстановительный период непродолжителен, а с нара¬стающей частотой - длителен.
Независимо от времени энергетического восстановления в послерабочий период в мышцах наблюдаются сменяющие друг друга четыре стадии: восстановительная, сверхисходная, дорабочая и стадия пониженной возбудимости. Для возобновления тру¬довых усилий наиболее выгодна третья стадия, характеризующаяся наиболее экономной тратой энергетических продуктов и высокой реактивностью организма. Эта оптимальная возбудимость мышцы и является тем положительным стимулом, который ускоряет возрастание работоспособности а самом начале. Период врабатываемости можно укоротить волевым настроем, то есть целенаправленной, сознательной установкой на работу, определенным интересом к ней.
Теперь остановимся на характере отдыха - пассивном и ак¬тивном. К пассивному относятся все виды отдыха, когда человек не производит сколько-нибудь заметной мышечной и умственной работы. Прежде всего, это сон, успокаивающий, освежающий и исцеляющий. После бессонной ночи человек чувствует себя «раз¬битым», работает с трудом. Во время сна отдыхают мозг, мышцы, менее интенсивно работают сердце, желудок и другие органы.
Для наиболее полноценного отдыха и восстановления сип важно соблюдать определенные гигиенические правила, среди ко¬торых одним из главных является постоянное время отхода ко сну. Не менее важно также вставать в одно и то же время. При¬вычка засыпать и просыпаться в определенный час развивает ус¬ловный рефлекс на время, помогающий человеку отдыхать.
Непременным условием гигиены сна является удобная постель и чистый, свежий воздух в комнате. Для этого нужно открывать окно или форточку при любой погоде, независимо от времени года.
Нормой считается 7-8 ч сна. Однако это в среднем. Есть люди, которым достаточно спать 5 ч, а иным и 10 ч может ока¬заться недостаточно. Ученые Австралии обследовали трех чело¬век, которые прекрасно чувствовали себя, поспав всего 2 ч.
Исходя из своей индивидуальности и особенностей работы, надо установить наиболее рациональный режим сна. Не обяза¬тельно все 8 ч спать ночью, можно 1-2 ч перенести на дневное время.
Пассивный отдых жизненно необходим, но им нельзя зло¬употреблять. Известно, например, что при малоподвижном образе жизни, при слишком длительном лежании человек становится ме¬нее выносливым к физическим нагрузкам, скорее устает, стано¬вится не только слабым, но и дряхлеет Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не раз¬рушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Отдых, по словам Н. Е. Введенского, «не предполагает обязательно полного бездействия со стороны человека, он может быть достигнут простой переменой дела - переносом внимания а новую сферу деятельности». При утомлении от длительного од¬нообразного труда надо переключиться на другой вид деятельно¬сти. В этом случае импульсы от различных нервных рецепторов, в том числе мышечных, зрительных, слуховых или кожных, перено¬сятся с одних групп нервных клеток на другие, которые до сих пор находились в состоянии относительного покоя. В этом заложен источник громадных резервных сил организма, которые при необходимости могут быть приведены в действие.
Когда человек после трудового дня совершает прогулку или играет в футбол, катается на велосипеде, увлеченно мастерит, в действие вводятся другие группы мышц, другие функции, отли¬чающиеся от обычных профессиональных, а следовательно, в цент¬ральную нервную систему идет иная импульсация от нервных ре¬цепторов.
Впервые не роль активного отдыха в профилактике утомления обратил внимание «отец русской физиологии» И. М. Сеченов В 1903 г. он проводил эксперимент по изучению работоспособности мышц обеих рук при поднятии груза. Прибор собственной конст¬рукции - эргограф, регистрирующий мышечную силу, показал, что работоспособность утомленной правой руки восстанавливается быстрее и более полно при ритмичных сокращениях левой руки.
Физиологические механизмы активного отдыха стали ясными после работ И. П. Павлове и его сотрудников. В лаборатории, ру¬ководимой академиком Л, А. Орбели, был открыт интересный фи¬зиологический феномен, показывающий, что активность мышц воз¬растала, а утомление их уменьшалось при раздражении электри¬ческим током симпатических нервных стволов (феномен Орбели- Гинецинского). Это значит, что устранить утомление можно раз¬личными воздействиями, которые либо сами носят активный ха¬рактер, либо ведут к активации центральной нервной системы.
Феномен И. М. Сеченова лежит и в основе сделанного юго¬славским психологом Б. Петцем предложения о работе на кон¬вейере с меняющейся скоростью движения. Так, восстановитель¬ные процессы резко возрастают при снижении скорости движе¬ния на одну треть. После этого возрастает работоспособность и сохраняется рабочий настрои, который, как правило, снижается при полном, то есть пассивном, отдыхе.
К активному отдыху во время работы прежде всего следует отнести такие виды производственной гимнастики, как физкультпаузы и физкультминутки. Гимнастические упражнения в течение рабочего дня не только улучшают деятельность центральной нерв¬ной системы в соответствии с феноменом Сеченова, но и ожив¬ляют, нормализуют все физиологические процессы, поднимают эмоциональный тонус, способствуя тем самым высокой работо¬способности. Чтобы повысить возбудимость нервной системы, снять утомление, требуется ставить перед ней все новые задачи, требующие новых нервно-рефлекторных о�%��r(�Jޘ�������2�

2. Разумное чередование труда и отдыха.

Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, то есть чередования периодов труда и отдыха.

Считается, что общее время работы и отдыха должно соотноситься, как 1:2, то есть при 8-часовом рабочем дне отдых может составлять часов 16. Различают пассивный и активный отдых.

К пассивному отдыху относятся все виды отдыха, когда человек не производит сколько-нибудь заметной мышечной и умственной работы. Прежде всего, это сон, успокаивающий, освежающий и исцеляющий. После бессонной ночи человек чувствует себя «разбитым», работает с трудом. Во время сна отдыхают мозг, мышцы, менее интенсивно работают сердце, желудок и другие органы. Для наиболее полноценного отдыха и восстановления сип важно соблюдать определенные гигиенические правила, среди которых одним из главных является постоянное время отхода ко сну. Не менее важно также вставать в одно и то же время. Привычка засыпать и просыпаться в определенный час развивает условный рефлекс на время, помогающий человеку отдыхать. Нормой считается 7-8 ч сна. Однако это в среднем. Есть люди, которым достаточно спать 5 ч, а иным и 10 ч может оказаться недостаточно. Не обязательно, например, все 8 ч спать ночью, можно 1-2 ч перенести на дневное время.

При утомлении от длительного однообразного труда часто необходимо переключиться на другой вид деятельности. В этом случае импульсы от различных нервных рецепторов, в том числе мышечных, зрительных, слуховых или кожных, переносятся с одних групп нервных клеток на другие, которые до сих пор находились в состоянии относительного покоя. В этом-то и заключается суть активного отдыха. Если работа протекала в сидячей позе, без значительных движений и при минимальной затрате энергии, то такой отдых просто необходим, ведь в этих условиях происходит относительный застой крови, особенно в нижних конечностях и тазовых органах. Замедляется подвижность грудной клетки, отчего ухудшается снабжение организма кислородом. Активный отдых должен предусматривать упражнения для конечностей, особенно ног, - ходьба и бег, дыхательные движения с акцентом на усиленный вдох с небольшой задержкой дыхания, наклоны и вращения туловища, рук, ног, подскоки.

Очень важно правильно организовать отдых не только в течение, но и вне работы: это ежедневное послерабочее время, два выходных дня в неделю и ежегодный отпуск.

3. Рациональное питание.

Рациональное питание– это питание здорового человека, построенное на научных основах, способное количественно и качественно удовлетворить потребность организма в энергии.

Таким образом, из всего вышесказанного можно вывести основные правила рационального питания:

· не переедать;

· разнообразить пищевой рацион, употребляя в лю­бое время года зелень, овощи, фрукты; ограничить употребление животных жиров, в том числе сливочного масла, соли, сахара, кондитерских изделий; меньше употреблять жареных продуктов;

· не есть горячей и острой пищи;

· тщательно пережевывать пищу;

· не есть поздно вечером;

· питаться не реже 4-5 раз в день ма­лыми порциями, стараться принимать пищу в одно и то же время.

4. Отказ от вредных привычек

Вредные привычки могут даже у изначально здорового человека спровоцировать проблемы с сердцем и сосудами и развитие заболеваний, понижающих качество жизни и даже приводящих к летальному исходу. Речь идет о таких известных всем вредных привычках, как алкоголизм, зависимость от никотиновых изделий и наркомания.

При долгом и регулярном потреблении никотиновых изделий, увеличивается частота сокращений сердечной мышцы, а также поднимается кровяное давление. При курении увеличивается нагрузка на сердце, и его потребность в кислороде, а вместе с тем табачный дым выделяет вещества, которые как раз уменьшают количество кислорода, добирающегося до сердца вместе с кровью.Также повреждаются стенки артерий, и туда просачиваются жироподобные вещества, в норме циркулирующие в крови. В итоге, стенки артерий покрываются рубцами, просветы в них сужаются, и даже перекрываются полностью. Дегенеративные изменения в коронарных артериях у курильщиков наступают гораздо быстрее, чем у людей некурящих.

Курильщик примерно на 20% больше человека, не потребляющего никотиновые изделия, рискует заболеть сердечно-сосудистым заболеванием. А курящие родители увеличивают риск подобных болезней у своего будущего ребенка. Однако если человеку удастся полностью отказаться от курения, то уже через три-четыре года риск сердечных болезней у него снижается до обычного уровня.

Что касается алкоголизма, то спиртные напитки в достаточно больших количествах оказывают отрицательное воздействие на сердечно-сосудистую систему. После приема спиртных напитков сосуды - как кожные, так и мозговые и венозные расширяются - однако на очень короткое время, после чего наступает их спазм. Повышается проницаемость сосудистых стенок. Алкоголь нарушает нормальное регулирование коронарного кровообращения.Таким образом, спиртные напитки, особенно если их потреблять на постоянной основе, провоцируют развитие сердечно-сосудистых заболеваний у здоровых людей, и ухудшение течения любых подобных болезней, если они уже имеются. Людей со стенокардией алкоголь, к примеру, приведет к острому инфаркту миокарда.

Влияние наркотических веществ на организм человека, в общем, и на сердечно-сосудистую систему в частности, бывает разным, в зависимости от того, о каком наркотике идет речь. Однако оно всегда негативно и появляется очень быстро, а избавиться от наркотической зависимости, как известно, очень тяжело. Так что лучше никогда не притрагиваться к наркотикам.

5. Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельное ти. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.

Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.

Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

6. Закаливание

Физиологическая сущность закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым к простудным заболеваниям и перегреванию.

Основными закаливающими факторами являются воздух, солнце и вода. Такое же действие оказывают душ, бани, сауны, квар­цевые лампы. Закаливание к теплу и холоду проводится различ­ными раздражителями.

Самыми распространенными методами закаливания являются водный и воздушный методы.

Закаливание воздухом можно проводить в виде воздушных ванн, меняя интенсивность нагрузки путем постепенного понижения или повышения окружающей температуры от сезона к сезону, продолжительности процедуры и площади обнаженной поверхности тела.

Водные процедуры оказывают на организм не только температурное, но и механическое действие, подразделяясь на горячие (свыше 40°), теплые (40-36°), безразличные (35-34°), прохладные (33-20°), холодные - с температурой воды ниже 20°С.

Закаливание приносит огромную пользу не только здоровым, но и больным людям.

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый - самый благородный - размышление; второй - самый легкий - подражание; третий - самый горький - опыт" Аристотель

Организовывать учебную деятельность на уроке приходится из-за невоз­можности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои уси­лия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит переда­чу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.

В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место зани­мает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного. Урок–экскурсия - это вы­ход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно от­сталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособ­ность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в свя­зи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока ум­ственно отсталого ученика.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за не­равномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учи­теля имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза по­вышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

3. При подготовке к уроку следует помнить:

1. Тема урока.

2. Тип урока.

3. Основная цель урока.

4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

6. Формы и методы обучения.

7. Оценка учащихся.

8. Анализ урока.

Типы уроков

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определен­ной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по време­ни, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

1. Пропедевтический урок.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мыш­ления, восприятия и речи умственно отсталого ученика. Урок изучения новых знаний: Малая продуктивность учащихся специальных школ 8-го вида при изучении нового материала требует таких коррекционных мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).

2. Урок изучения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в прак­тическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в еди­ную систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебно­го материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобще­ния.

5. Урок проверки и оценки знаний.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение поз­навательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип уро­ка практической работой в классе.

6. Коррекционный урок.

Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррек­ции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осу­ществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко ис­пользуются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

6. Комбинированный урок.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

Вот примерная структура комбинированного урока, план-конспект которого будет приведен ниже:

- организационный момент и подготовка к уроку;

- организация учебной деятельности;

- проверка домашнего задания;

- повторение ранее изученного материала;

- подготовка к восприятию нового материала;

- изучение новых знаний;

- коррекция в процессе получения новых знаний;

- закрепление нового материала;

- подведение итогов;

- объявление домашнего задания;

- вывод из урока.

7. Нетрадиционные уроки.

Этапы урока

Искусство учителя заключается (на основе коррекционных мер) в измене­нии взаимоотношений между уровнями работоспособности учеников и обес­печения готовности школьника к выполнению познавательных задач с оп­тимальной активностью. С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

- организационно- подготовительный;

- основной;

- заключительный .

1. Организационно-подготовительный:

Первый этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосыл­ки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима­ния, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей рабо­той.

Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков пра­вильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес­печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос­ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умствен­но отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче­ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.

Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как работать с учебником, как расположить на парте учебник и тетрадь. Сначала осуществляет­ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной под­готовки учащихся к учебной деятельности.

Основной этап.

На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе проис­ходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению ос­новной задачи урока, чтобы умственно отсталые дети соотносили свои дей­ствия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рас­сказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдуще­го материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После таких подготовлений следует приступать к изучению нового материала или повто­рить предыдущий.

На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: игры, песни, загадки и т.д.

Главное требование в этом звене урока - обеспечить у учащихся пра­вильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.