Балет спартак анализ хореографии. Спартак в большом театре, купить билеты, афиша. Планируемые результаты учебной деятельности

24.06.2019

В четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.

Действующие лица:

  • Спартак, фракиец
  • Фригия, фракийка, его жена
  • Гармодий, молодой фракиец
  • Красс, римский богач, полководец
  • Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
  • Вольноотпущенник Красса
  • Умирающий раб
  • Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
  • Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
  • Глашатай
  • Египетская танцовщица
  • Грек-мим
  • Старуха, служанка Эгины
  • Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты

Действие происходит в Римской империи в 73-71 годах до н.э.

История создания

В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Либреттист Н. Волков (1894-1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883-1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906-2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50-120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60-140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, - писал Волков, - как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <...> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года - последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904-1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, - пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. - Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал... героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников... намечали образ военной машины... Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов... сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.

В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.

Сюжет (излагается по клавиру)

В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, - Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, - куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.

На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади - Эгина, которая бросает Крассу цветок. Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком. Спартака покупает хозяин школы гладиаторов Лентулл, ему же приходится купить и Фригию, так как Спартак предпочитает убить себя, но не разлучаться с женой.

Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка - Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса. Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим. Появляется Спартак с воинами и Фригией.

В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях. Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины. Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

Морской берег. Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют. К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска. С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли. При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит. Восходит солнце.

Музыка

В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.

Л. Михеева

Арам Хачатурян приступил к сочинению балета о Спартаке в 1950 году. Сценарист Николай Волков использовал сочинения античных писателей Аппиана и Плутарха, но ввел в сценарий новых героев - Эгину и Гармодия. Мотив предательства, как причина поражения восстаний и революций, был характерен и почти обязателен для произведений искусства этого периода советского общества. Музыка балета насыщена яркими контрастами: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы - египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев. В целом балет решен в духе монументальной героической драмы, в центре которой образ Спартака. Несмотря на то что музыка балета носит привычный номерной характер, мощное симфоническое развитие размывало границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий. Это дало возможность в дальнейшем различным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему. В 1954 году после окончания партитуры в концертах прозвучала сюита из музыки нового балета, прочно завоевавшая признание у слушателей.

Спектакль Юрия Григоровича (премьера состоялась 9 апреля 1968 года в Большом театре) построен на чередовании контрастных эпизодов, раскрывающих драматический конфликт. «Спартак» в отличие от прежних работ хореографа характеризуется мастерством построения всего спектакля. Хореографический язык прежний - действенный классический танец. В танце решается и образ деспотичного Рима, и образ восстания. Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые дорисовывают его хореографический портрет. Образ Спартака вырастает из танцев рабов, гладиаторов, пастухов. Эта особенность построения центральных образов спектакля стала особенно ценной, когда на смену выдающимся артистам пришли не столь яркие исполнители, и великолепный кордебалет Большого театра своим совершенным мужским танцем буквально дорисовывал требуемые масштабы личностей.

Виртуозный, полетный танец главного героя создавал образ поистине свободного человека. Уникальная пластическая свобода Владимира Васильева делала его Спартака героичным изначально и навсегда. Думается, что сам образ героя балета рождался у Григоровича с учетом личностных и профессиональных качеств Васильева - человека и артиста. Михаилу Лавровскому в этой роли потребовались дополнительные краски. Его герой был мужественен и решителен, он лишь постепенно становился легендарным вождем.

О сложности партии антагониста Спартака точно и образно написала Вера Красовская: «Он красив и элегантен, этот Красс, ставший крупным достижением танцовщика Мариса Лиепы . Но, гарцуя по земному шару, он нет-нет да поддается какому-то стихийному ужасу, заставлявшему вспомнить не Красса в спектакле Якобсона, а Эгину - Шелест. Как та, Красс - Лиепа мечется в пределах, установленных его же властью, и, как та, понимает, что вырваться из этих пределов ему не дано. Поэтому его когтящий пространство полет захлебывается судорогой движений, а самодовольный жест спешит сгладить растерянность, досаду, тоску».

«Спартак» Григоровича - не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет. Поэтому и образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина (Нина Тимофеева) - коварна и обольстительна, Фригия (Екатерина Максимова) - нежна и верна. Недаром, когда спектакль наградили Ленинской премией - высшей наградой тех лет, в списке лауреатов значились одни мужчины.

Изобразительное решение спектакля Симоном Вирсаладзе органично вытекает из концепции постановки. В декорациях нет пышности и великолепия, но есть суровость и величие. Две мощные арки из серого камня, с темными швами грубых стыков. Сзади - небо, сумрачно тревожное, багровое, серое, черное. Над сценой раскинулся свободно провисающий полог. Опускаясь в промежутке между картинами, он образует внутренний занавес, на фоне которого звучат монологи. В костюмах нет бытовизма, есть лишь детали, намекающие на античную эпоху. В цветовой гамме спектакля золотой блеск мира деспотии оттеняется кровавыми зарницами народных восстаний.

Московская постановка «Спартака» заслуженно привлекла большое общественное внимание. Одно время она официально считалась лучшим советским балетом. Ныне, когда подобные утверждения вышли из моды, она остается своего рода визитной карточкой балета Большого театра. Редкие крупные зарубежные гастроли этой труппы обходятся без этого спектакля Юрия Григоровича.

А. Деген, И. Ступников

Балет в двух действиях, одиннадцати картинах.
Постановка и хореография Наталии Касаткиной и Владимира Василёва .
Либретто по историческим материалам, мотивам романа Р. Джованьоли и собственным фантазиям Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Сценография: народный художник СССР, Лауреат Государственных премий СССР Иосиф Сумбаташвили.
Костюмы: Елизавета Дворкина.
Постановщик трюков: вице-президент Федерации вольного боя, вице-президент Федерации «Русского боя» Александр Малышев.

Вождь восставших гладиаторов Спартак в ХХ веке стал одним из самых главных балетных персонажей, потеснив на сцене традиционных лебедей, виллис и сильфид. Знаменитый балет на музыку Арама Хачатуряна - настоящий хит балетной сцены и представлен на ней в разных прочтениях. В оригинальной версии Наталии Касаткиной и Владимира Василёва история Спартака разыгрывается в трагической и чувственной атмосфере эпохи упадка Римской империи. Выразительная хореография, яркие образы, 6 тонн уникальных декораций по эскизам Иосифа Сумбаташвили, 300 потрясающих своей роскошью костюмов Елизаветы Дворкиной… Приемам настоящего римского боя артистов обучал профессиональный каскадер Александр Малышев.

Грандиозное зрелище и захватывающая драма - именно этого мы и ждем в балетной версии сюжета, так хорошо известного по литературе и кино.

Впервые в постановке «Спартака» использована музыка, хоть и написанная композитором для этого балета, но никогда ранее не включавшаяся в спектакли другими хореографами. Партитура этих фрагментов эксклюзивно предоставлена Касаткиной и Василёву наследниками композитора.

«На сцене чисто по законам современного музыкально-пластического шоу развивается представление на темы „Спартака“, в котором есть и классический танец, и приемы боевых искусств, и намеки на римские игры, мистерии, сатурналии и театральные представления».

Виолетта Майниеце.


Вечные сюжеты

  1. Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века.
  2. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
  2. Понимать характерные особенности музыкального языка.
  3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.
  4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.
  5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.
  6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна).

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.
  2. Личностные: понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.
  3. Предметные: знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».

Форма проведения занятия: аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись:

  1. Б. Беллотто. «Вид на Колизей»;
  2. Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».

Фотография:

  1. Сцены из балета «Спартак».

Музыкальный материал:

  1. А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии (из балета «Спартак», слушание);
  2. М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня о дружбе» (из кинофильма «Три мушкетёра», пение).

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна.
  2. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак».
  3. Участие в беседе об особенностях музыки А. Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции.
  4. Беседа о личности и подвиге Спартака.
  5. Анализ двух нотных примеров.
  6. Разучивание и исполнение песни.
  7. Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов.

«Эпоха Спартака – волнующая историческая эпоха в жизни человечества…»
(Арам Хачатурян)

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве - а он просуществовал достаточно долго - всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.

Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений - балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени»,- писал композитор, подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта.

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей.

Гладиаторы (гладиатор в Древнем Риме - боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем), патриции (патриций - аристократ в Древнем Риме), рабы, легионеры (легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.), пираты, торговцы и простые горожане - такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.

«Жить надо с расправленными крыльями…»
(Сергей Коненков, русский скульптор 20 века)

Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Через весь балет проходит основная тема – неприятие рабства, страстная устремлённость к победе.

Здесь показаны две противостоящие силы, охарактеризованные выразительной и образной музыкой. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.

В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.

Слушание: Хачатурян. «Смерть гладиатора» из балета «Спартак»

Наиболее трагические сцены переданы композитором при помощи близких и родных ему народно-национальных интонаций. Такова, например, «Смерть гладиатора», вызывающая у слушателей ассоциации с народной лирической музыкой, то возвышенно-декламационной, то печальной-драматичной.

Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.

Слушание: Хачатурян. «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак»

Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио Спартака и Фригии». Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.

Так мы видим, что и в ХХ веке композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.

Вопросы и задания:

  1. Что по-вашему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?
  2. Как вы считаете, почему А. Хачатурян воплотил легенду о восстании Спартака именно в жанре балета?
  3. Послушайте фрагменты «Смерть гладиатора» и «Адажио Спартака и Фригии» из балета А. Хачатуряна «Спартак». При очевидной разнице их содержания можно ли говорить о присущих им чертах сходства? В чём они проявляются – в интонационных или гармонических особенностях, эмоциональной насыщенности кульминаций? Аргументируйте ответ.
  4. Известны ли вам какие-либо историко-литературные описания боёв гладиаторов? Расскажите о них. При подготовке задания используйте возможности сети Интернет.

Скриншот:

Краткое содержание балета

I д е й с т в и е.

1-я картина. «Нашествие». Римский полководец Красс, известный хитростью и жестокостью, со своими легионерами захватывает соседние земли и забирает в рабство мирных жителей. Легионеры уничтожают всякое сопротивление на своём пути. Участь рабов разделяет Спартак и его возлюбленная Фригия. Спартак не может смириться с потерей свободы. Его человеческое достоинство попрано, и он будет бороться.

2-я картина. «Рабство». На рынке безжалостные торговцы продают рабов. Разлучают близких людей, разрушают семьи. Спартака и Фригию продают разным хозяевам. Спартак бурно протестует, но бесполезно: Спартак и Фригия разлучены.

3-я картина. «Оргия». Эгину беспокоит интерес Красса к его новой рабыне Фригии. Желая привлечь его внимание к себе, Эгина устраивает грандиозную оргию. Наибольшим развлечением становится зрелище сражения двух гладиаторов - бесправных рабов Красса, у которых завязаны глаза. Один из них - Спартак. С ужасом осознаёт Спартак, что его вынудили стать убийцей. Он оплакивает гибель своего товарища и всё сильнее жаждет свободы.

4-я картина. «Бегство». Гладиаторы обречены, так как каждый из них, развлекая гостей Красса, должен сражаться насмерть. Во главе со Спартаком они обсуждают возможности своего спасения. Спартак их убеждает: единственный путь к освобождению - это восстание. Гладиаторы дают друг другу клятву верности в борьбе за свободу. Сбив оковы, они спешно покидают Рим.

II д е й с т в и е.

1-я картина. «Восстание». Восстание гладиаторов становится воистину народным. Огромные массы людей, страдающих от римского нашествия, присоединяются к борцам за свободу. Спартака признают вождём восстания.

2-я картина. «Любовь». Спартак не представляет себе жизни без Фригии. Он разыскивает её во дворце Красса. Ничто не может омрачить радости свидания. Вдвоём им не страшны никакие преграды. Они больше никогда не разлучатся. Спартак и Фригия исчезают в ночи. Эгина с патрициями спешит на пир к Крассу.

3-я картина. «Пиршество». Красс в своём дворце наслаждается сознанием власти и победы. Приближённые его чествуют, рабыни развлекают танцами. В разгар пира раздаются воинственные звуки труб - это воины Спартака ворвались во дворец. В суматохе Красс тайно бежит, не приняв боя.

4-я картина. «Победа». Гладиаторы захватывают в плен Красса. Спартак предлагает Крассу достойно с ним сразиться. Красс принимает вызов, и Спартак побеждает. Красс не может выдержать унижения и требует для себя смерти. Но Спартак настолько презирает его, что прогоняет.

III д е й с т в и е.

1-я картина. «Заговор». Красс в отчаянии от своего поражения, Эгина пытается вдохнуть в него уверенность. Под её влиянием Красс пробуждается к жизни и созывает свои войска. Эгина желает им победы.

2-я картина. «Раскол». Радость взаимной любви освещает жизнь Спартака и Фригии. Беда приходит неожиданно - получено известие о новом походе Красса. Спартак намерен принять сражение. Но многие его военачальники не согласны и со своими людьми малодушно покидают Спартака.

3-я картина. «Предательство». Тайно проникают Эгина и её подруги-куртизанки в стан гладиаторов и развлекают их до тех пор, пока легионеры Красса не захватывают лагерь восставших.

4-я картина. «Гибель». Войска Спартака терпят поражение. Гибнут его друзья. Спартак последним принимает неравный бой. Мужественно встречает он смерть, когда легионеры поднимают его, ещё живого, на пиках.

Э п и л о г. «Реквием». С огромной нежностью и любовью Фригия провожает в последний путь любимого. Она восхищается его подвигом и верит, что мечты Спартака сбудутся.

Арам Ильич Хачатурян родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами. Среди произведений музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад», балеты «Гаянэ» и «Спартак», симфонии, концерты, музыка для театра и кино.

Балет «Спартак» был закончен в 1954 г.

Б. Беллотто вид на Колизей

Бернардо Беллотто (1721 – 1780) принадлежит к ряду великих венецианских художников XVIII в.

На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей - древнеримский амфитеатр, построенный в I веке. Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нём главным действующим лицом.

Беллотто не стал придерживаться топографической достоверности при написании античного амфитеатра. Он поместил рядом несуществующие сооружения и оживил своеобразный живописный монтаж человеческими фигурами.

Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображённом здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и всё вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.

Ж. Жером. Смерть гладиатора

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем.

В середине 19-го века Жан-Леон Жером стал писать картины на исторические темы.

На картине Жерома «Смерть гладиатора» (имеет и другое название «Пальцы вниз») изображён конец гладиаторского боя, где могучий и сильный победитель, наступив ногой на поверженного врага, обращается к императору и зрителям римского Колизея, в ожидании вердикта о судьбе поверженного гладиатора, и жеста большого пальца руки. Побеждённый гладиатор повернул голову к толпе, протянув руку моля о пощаде…

Нередко людей приводят в заблуждения именно учебники истории, а также современный кинематограф. Они привели к тому, что многие думают, что судьбу потерпевшего поражение гладиатора в Древнем Риме фактически определяли зрители, подымая или опуская большой палец. На аренах Рима действительно присутствовал жест большого пальца, но использовали его совсем иначе. Если жрецы указывали им вниз, то это значило «опустить меч», дабы поверженный боец имел возможность продолжить битву в другой день. Люди стали верить, что жесты пальцем от толпы во время гладиаторских сражений носят смысл одобрения и неодобрения после того, как подобный эпизод на своей картине передал художник Жан-Леон Жером. Он нарисовал, как гладиатор с мечем смотрит на реакцию публики, которая яростно показывает ему «палец вниз», что в данном контексте значит неодобрение.

Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще... Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал:

Вступление. ПЕСНЬ О ГЕРОЕ

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. ПЛЕНЕНИЕ СПАРТАКА

На поле боя Спартак один сражается против многочисленных противников. Раненый, он попадает в плен к римлянам.

Картина вторая. ТРИУМФ КРАССА

Экс-диктатор Луций Корнелий Сулла в Колизее принимает парад римского войска. В церемонии участвуют рабыня - греческая танцовщица Аврелия в образе Богини Победы - и мим Метробий, в образе Бога Войны. Среди победителей наложница Марка Луциния Красса амазонка Эвтибида; связанный Спартак вывозит на колеснице удачливого военачальника Красса. Аврелия бросается к Спартаку, узнав в нём своего возлюбленного.

Праздник победы продолжают бои гладиаторов: Андабаты, Ретиарий и Мирмиллон, Фракийцы и Самниты.

Красс выпускает безоружного Спартака против нескольких противников. Спартак побеждает, но просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Спартака вновь связывают. Эвтибида, исполняя танец «Римской волчицы», снимает со Спартака путы и увлекает Красса прочь из Колизея. К Спартаку бросаются спасённые им гладиаторы Крикс, Ганник и Касс.

Картина третья. ЗАГОВОР

В таверне «Венеры Либитины» (Венеры Погребальной) собираются рабы, горожане, мимы, нищие. Их угощают хозяйка таверны Лутация Одноглазая и две её служанки. Появляется Спартак с друзьями. Он призывает всех к восстанию. Все с энтузиазмом отвечают на его призыв.

Картина четвертая. СВИДАНИЕ. СПАРТАКА И АВРЕЛИИ

На улицах Рима Спартак тайно встречается с Аврелией. Мимо них проходят патриции, приглашённые на пир экс-диктатора Суллы. На носилках приносят Красса в сопровождении Метробия. Аврелия вынуждена присоединиться к свите Эвтибиды. Спартак старается избежать настойчивого внимания этой капризной матроны.

Картина пятая. ПИР У ЭКС-ДИКТАТОРА

В римском патио собрались самые знатные патриции и матроны.

Для гостей экс-диктатор Сулла приготовил представление. Танцуют Метробий и мимы, Красс, Метробий и Эвтибида стараются вовлечь в эротические игры и Аврелию, но той удаётся ускользнуть. Аврелия вместе с Метробием и мимами танцует этрусский танец. Во время танца со змеями гадитанских дев в патио врываются спартаковцы.

Факелами они поджигают зал. Спартак отпускает всех женщин и Эвтибиду. Она выводит из терм Красса и Метробия, спрятав их среди гадитанских дев и рабынь. Повстанцы провозглашают Спартака своим полководцем.

АКТ ВТОРОЙ. «ПЕСНЬ ПОБЕДЫ»

Картина шестая. ОБУЧЕНИЕ ВОЙСКА СПАРТАКА И БОЙ

Лагерь Спартака. Гладиаторы обучают рабов римскому строю. Воины учатся сражаться на разных видах оружия, толпа рабов на глазах превращается в прекрасно обученное войско.

Сражение с римлянами. Победа спартаковцев. Эвтибида признаётся в любви Спартаку. Он равнодушен к ней. Эвтибида пытается убить его и клянется отомстить.

Картина седьмая. ПОРАЖЕНИЕ КРАССА

Красс в ярости убивает отступающих в панике своих воинов и силой налаживает дисциплину, Эвтибида увлекает его в запрещённый в Риме оккультный египетский храм.

Картина восьмая. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

В египетском храме в ритуальном танце Эвтибида закалывает весталку-девственницу и её кровью омывает меч Красса, чтобы вымолить у богини Изиды победу римскому войску.

Картина девятая. БУНТ В ЛАГЕРЕ СПАРТАКА

Рабы, упоенные победами, грабят, пытают пленных, насилуют их жён и дочерей. После вмешательства возмущённого Спартака часть войска во главе с самым его близким другом Криксом отделяется, чтобы идти на Рим. Спартак против - его цель вернуть освобождённых рабов в их страны. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остаётся во главе войска.

Спартак вместе с Аврелией переживает эту ночь в предчувствии последнего смертельного боя, «Песнь о любви».

Картина десятая. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ. «ПЕСНЬ О БЕССМЕРТИИ»

В кровавом сражении вместе со своим войском погибает Спартак. Эвтибида скрывает скорбь. Женщины-рабыни из покорённых Римом стран оплакивают погибших возлюбленных. Аврелия прощается со Спартаком.

Картина одиннадцатая. ТРИУМФ КРАССА

Колесница Красса и Эвтибиды влекома новыми рабами. Толпа приветствует победителей.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №8

Реферат на тему

Балет А. И. Хачатуряна

«Спартак»

Выполнила:

преподаватель высшей категории фортепианного отделения

Лучкова Светлана Николаевна

Ульяновск

2016

Балет А.И.Хачатуряна «Спартак»

В своём творчестве А.И. Хачатурян опирался на богатейший опыт и традиции мировой культуры, сокровища народного творчества и классическое наследие. Он писал произведения различных жанров: музыка для театра, балеты, камерные и симфонические произведения, песни, музыку для кино.

Музыкальные образы Хачатуряна полны жизни, движения, конкретности и широких обобщений. Музыке композитора свойственны романтическая взволнованность и повышенная эмоциональность. Как способ художественного отображения действительности огромную роль в творчестве А.И. Хачатуряна занимает лирическое начало. «Лирическое начало действительно играет большую роль в моей музыке»,- говорил сам А.И. Хачатурян.

Для стиля А.И. Хачатуряна характерны яркая театральность, зримость, живописность. В творчестве композитора сближаются жанровые и композиционные закономерности восточной и европейской музыки.

Огромную роль в музыке А.И. Хачатуряна играет ритм. Ритм берёт на себя образно-драматургическую роль, передавая статичность южной знойной природы, биение сердца, энергию масс, проявляющуюся в празднестве, в пляске, в борьбе. Ритм - это важнейший элемент национальной музыки народов Закавказья с богатым миром нежных, скерцозных и мужественных плясок.

Уникально ладовое строение музыки А.И. Хачатуряна. Это связано с тем, что композитор постиг ладовую специфику народной музыки и обогатил её новейшими приёмами современного композиторского письма.

Оркестровая палитра композитора необычайно богата. Яркая, сочная инструментовка играют большую роль в музыкальной драматургии произведений. Партитуры А.И. Хачатуряна свидетельствуют о том, что композитор мастерски владеет драматургией тембров, умением насыщать ткань яркими красками, смешением различных тембров, завоеванием новых оркестровых регистров, глубоким пониманием выразительных возможностей солирующих инструментов.

Работа над балетом длилась три года, хотя замысел возник гораздо раньше, в 1933 году, когда по заказу Большого театра либреттист Н.Д. Волков и балетмейстер И.А. Моисеев создали первый вариант сценического плана. К сочинению балета А.И. Хачатурян предполагал приступить в 1941 году, во время войны, но работу пришлось отложить по различным причинам. Работа над балетом началась в 1950 году. Работая над либретто, Волков обратился к нескольким солидным источникам: свидетельствам античных историков, среди которых особенно выделялись «Гражданские войны» и «Римская история» в изложении Аппиана, а также – творения Плутарха, снабдившего биографию Красса подробными сведениями о так называемой «войне со Спартаком».

Также, в процессе работы над либретто Волков задействовал сатиры Ювенола и «Картины из бытовой жизни Рима» Фрилденера. Помогла либреттисту и монография советского историка Мишулина «Спартаковское восстание». Как видим, еще до создания музыкального материала были созданы серьезные предпосылки к воссозданию исторической достоверности.
Еще из юношеской поры А.И.Хачатурян вынес яркие впечатления от мифов, легенд и древней истории, в частности – от истории о Спартаке в изложении Р. Джиованьоли. Со временем эти впечатления обогащались новым содержанием, приобретая связь с вечно актуальными темами борьбы за освобождение народов .

А.И. Хачатурян писал: «Спартак» замысливался мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту человеческой личности, которому я хотел отдать дань восхищения и глубокого уважения».

А.И. Хачатурян так излагал свои взгляды на эстетику и сущность балета: «Балет я считаю великим искусством. В нём можно выразить всё многообразие жизни человека, богатство его душевных переживаний. Балет вызывает любовь к прекрасному… Музыка в балете должна быть самого высокого качества и зримо рассказывать о событиях, которые свершаются на сцене».

Идеалом балетной музыки Хачатурян считал произведения П.И. Чайковского, И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Особенно близки ему были творческие принципы П.И. Чайковского, который в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» создал традиции музыкально-хореографического искусства, наполнил музыку большими человеческими чувствами, драматизмом, широкими обобщениями и подлинным симфонизмом. В музыке Стравинского ему были близки новые сюжеты, необычные образы, ритмические формы, использование фольклорных тем. Балет С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» А.И. Хачатурян считал началом нового этапа в развитии этого жанра, признавая его новаторское значение, изумительную меткость музыкальных характеристик и театральность.

Балет «Спартак» написан в форме монументального спектакля. Для его драматургии характерны многоплановость и напряжённость развития, сильные кульминации и резкие контрасты. Главная сюжетная линия – восстание рабов под предводительством Спартака, подавление этого восстания, гибель главного героя, а дополняющие – любовь Спартака и Фригии, страсть Гармодия к Эгине и другие вспомогательные линии.

В музыке балета сливаются воедино героика, трагедийность и лиричность. Создавая разноплановые образы балета, композитор использует всевозможные средства выразительности кантилены, декламации, интонации стона, героические призывные мотивы. При всём многообразии контрастирующих образов музыкально-сценическое действие балета «Спартак» подчинено раскрытию основной идеи произведения. В финальной сцене «Смерть Спартака» драматизм достигает своей кульминации.

«Музыка балета «Спартак» несомненно интересная и волнующая, писал Д.Д. Шостакович. – она написана талантливо, и на ней, как на всём, что пишет А. Хачатурян, лежит печать яркой творческой индивидуальности». Балет «Спартак» стал вершиной творчества композитора.

Балет включает в себя четыре акта. Условно его можно рассматривать как музыкально-хореографическую симфонию, в которой все части взаимосвязаны и есть экспозиция противоборствующих музыкальных тем, их разработка и реприза с кодой. Сам А.И. Хачатурян называл балет «Спартак» «хореографической симфонией». Все номера балета пронизаны сквозным симфоническим развитием, интонационным единством и лейтмотивными связями. Большую роль в симфонизации балета играют лейтмотивы, они являются яркими, выпуклыми характеристиками действующих персонажей. Одни лейтмотивы отличаются развёрнутостью построения, как например лейтмотив гладиаторов, другие, наоборот, лаконичны и кратки, как например мотив призыва к восстанию. Сквозные мотивы, темы, интонации развиваются, видоизменяются, вступают во взаимодействие друг с другом по мере развития драматургии балета.

Огромное значение в музыке балета «Спартак» играет драматургия ритма. Здесь представлены различные ритмы маршей – героические, триумфальные, батальные, траурные. Многообразно использованы танцевальные ритмы: лирические и героические, в целях образности присутствуют ритмическая асимметрия и полиритмия. В партитуре балета использована вся богатейшая палитра оркестровых регистров и тембров. Гармонический язык балета «Спартак» колористически экспрессивен, свеж, насыщен диссонирующими интервалами.

А рам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки.

Образ Спартака неразрывно связан с музыкальным материалом «народных» тем. Эти образы не только интонационно близки, но часто в музыкальной драматургии балета темы – мотивы Спартака перерастают рамки личных характеристики и приобретают более широкое значение.

Сквозные интонации, мотивы, темы играют огромную роль в музыкальной драматургии, в симфоническом развитии балета. Композитор подошел к созданию музыки не со стилизаторских позиций, а со всей творческой непосредственностью и искренностью. Многие страницы партитуры «Спартака» вызывают ассоциации с музыкой «Гаянэ», а через нее – и с армянской народной музыкальной культурой. Но в музыке «Спартака» нет прямых фольклорных цитат. Интонационные связи с народной музыкой здесь носят более опосредованный характер.

Впервые балет «Спартак» был поставлен в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года. Балетмейстером-постановщиком был Леонид Якобсон. Спектакль имел огромный успех у публики.

В 1958 году зритель смог увидеть любимый балет в постановке И. Моисеева. Данную постановку критики приняли достаточно холодно.

Попробовать свои режиссерские таланты в Москве решил и Л. Якобсон, но московской премьере не удалось затмить успех балета вЛенинграде.

Довольно успешной считалась постановка Юрия Григоровича, наполненная психологизмом и трагическими нотами. Партии Спартака и Фригии исполняли Васильев и Максимова. На сегодня известно более 20 разных версий постановки балета «Спартак». Но самыми известными остались две редакции спектакля - Леонида Якобсона и Юрия Григоровича.

Балет «Спартак» - это самое крупное и яркое творение А.И. Хачатуряна. Этот балет стал значительным произведением советского и мирового балетного искусства. Балет «Спартак» до настоящего времени пользуется большой популярностью не только у любителей классического балета, но и у всех любителей музыки.

Список использованной литературы

1. Хачатурян А.И. О музыке, музыкантах, о себе. Ереван, 1980.

2. Хачатурян А.И. Письма. Ереван, 1983.

3. Тигранов Г.Г. Балеты Хачатуряна. Л. 1974.

4. Тигранов Г.Г. Арам Ильич Хачатурян. Л. 1978.

5. Советская музыкальная литература. Здание вып.1, издание. Москва, 1977.