Анализ стихотворения «Зимнее утро. Анализ Стихотворения «Зимнее утро

25.09.2019

Сочинение.

«Анализ стихотворения «Зимнее утро»»

Поэзия Пушкина удивительно верна русской

действительности, изображает ли она русскую

природу или русский характер…

В.Г.Белинский.

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» - так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

«…вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче погляди в окно!»

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Александр Сергеевич весьма значительное место в своем творчестве уделил лирическим произведениям. Пушкин с особым уважением относился к русским обычаям, легендам и мифам, но особенно он любил поэтому неоднократно наделял море, небо, деревья, степи человеческими чертами характера, чувствами и желаниями. Поэт, словно художник, пытался мастерски передать все краски весеннего сада, летнего луга, осеннего леса. Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал в 1829 году. Это произведение считается одним из самых ярких примеров лирики, поскольку оно пропитано оптимистическим настроением, радостными, светлыми чувствами.

Всего несколько строк - и перед взором читателя предстает восхитительная красота природы, созданная интересным дуэтом солнца и снега. Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина позволяет понять настроение автора. Произведение строится на контрасте, поэт говорит, что еще вчера свирепствовала метель, небо было затянуто мглой и казалось, что конца не будет бесконечным снегопадам. Но наступило утро, и сама природа усмирила вьюгу, из-за облаков выглянуло солнышко. Каждому из нас известно то чувство восторга, когда после ночной метели наступает ясное утро, наполненное благословенной тишиной.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина позволяет понять, насколько был открыт в своих чувствах поэт. Его собратья по перу в те времена пытались скрывать восхищение за сдержанными и вычурными фразами. В стихотворении Александра Сергеевича ясно слышится призыв отправиться на прогулку, а не сидеть дома перед камином. Не насладиться в полной мере красотой зимней природы кажется настоящим преступлением. Настроение поднимается от вида белоснежного покрывала, которое укрыло поля, от реки, спящей подо льдом, леса, одетого в искрящийся на солнце иней.

Очень легко, мелодично и непринужденно написано стихотворение «Зимнее утро». Пушкин показывает отсутствие иносказания и потаенного смысла) в своей работе попытался воплотить максимум красоты, света и нежности. Здесь хоть и присутствует описание непогоды, но краски не сгущаются, поэтому вьюга не в состоянии омрачить наступление ясного наполненного спокойствием и умиротворением.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина раскрывает истинные чувства поэта по отношению к русской природе. Он ею очарован и преклоняется перед нескончаемой мудростью. Александра Сергеевича очень удивляют разительные перемены, произошедшие всего за одну ночь. Вроде бы вчера еще завывала вьюга, не прекращался снегопад, а сегодня все стихло, наступил солнечный, тихий и спокойный день.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина позволяет понять, что поэт воспринимает природу в образе волшебницы, которая укротила метель и сделала людям восхитительный подарок в виде утра, наполненного скрипом снега, морозной свежестью и радующим глаз белоснежным покрывалом, переливающимся всеми цветами радуги под лучами солнца. В такую погоду хочется выбежать на улицу и в полной мере ощутить счастье от созерцания изменчивой, но такой прекрасной природы.

Горохова Виктория

Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.

Задачи:

1. анализ противоположных образов стихотворений;

2. сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Методы исследования:

Художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)

Изучение литературы по проблеме

Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования городского округа « Город Якутск»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Работа ученицы 4 Б класса

Гороховой Виктории

Классный руководитель: Сафонова Л.В.

Якутск, 2017


Подписи к слайдам:

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро » Горохова Виктория Егоровна ученица 4 Б класса МОБУ СОШ № 7 ГО «Город Якутск» Научный руководитель: Сафонова Лидия Владимировна Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 ГО « Город Якутск»

Унылая пора! Очей очарованье! Приятно мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». В стихотворении «Осень» Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает. Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь… Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей»). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив. Стихотворение «Зимнее утро» отличается: обилием синтаксических средств языка; наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза). Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения. Задачи: анализ противоположных образов стихотворений; сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Анализ стихотворения Мо- роз и солн -це; день чу- д ес - ный! Еще ты дрем -лешь, друг пре- л ес т -ный Пора, красавица, просн ись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера яв ись! Вечор, ты помнишь, вьюга зл ѝ л ась, (А) На мутном небе мгла нос ѝ л ась; (А) Луна, как бледное пятн ó , (В) Сквозь тучи мрачные ж ел т ѐ ла, (С) И ты печальная сид ѐ л а - (С) А нынче... погляди в окн ó: (В) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Противоположные образы Настроение, чувства, создаваемые этими образами Мороз Солнце День чудесный! Ты Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась … А нынче..... погляди в окно: Я Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись… Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня Мы Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Вечер Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - Утро А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Сейчас Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Снег, речка Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Лес, поля Прозрачный лес один чернеет … И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые Родное место поэта… берег, милый для меня Композиционно смысловая рамка произведения

Синтаксические средства языка в стихотворении Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злѝлась, На мутном небе мгла носѝлась; Луна, как бледное пятн ó , Сквозь тучи мрачные желтѐла, И ты печальная сидѐла - А нынче... погляди в окн ó: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Вывод: Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык. В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения. Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ. С интаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ и придают интонации.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимнее утро"

А. С. Пушкин очень тонко чувствовал природу и посвятил много стихов этой теме в своем творчестве. Его описания глубоко индивидуальны и талантливы. Стихотворение «Зимнее утро» - яркий пример особого «пушкинского» восторга и любования сиюминутным мгновением в природе.

В этом стихотворении поэт воспринимает прекрасное зимнее утро, как начало чего-то нового, неизведанного. Интересно, насколько тонко автор чувствует краткость мгновения, ведь зимний день так недолог. И в этом скоротечном моменте особенно трогательно восприятие А.С. Пушкиным всего великолепия природы.

Стихотворение начинается с воспоминания о вьюжной ночи, когда бушевала стихия, и луна выглядела мрачной сквозь тучи. Автор находит уникальные оттеки, мы явственно видим эту суровую картину. Все тревожно, неуютно, слово «злилась» усиливает эффект, ведь и героиня в эти минуты была «печальной». В нескольких словах передана масса эмоций и впечатлений.

И вдруг нашим глазам открывается настоящая сказка: сияет снег, очаровательна речка подо льдом, и ель покрыта инеем. Поэт призывает вместе с ним радоваться увиденному чуду. Он очень ярко передает свои эмоции, от которых загораешься таким же всеобъемлющим упоением и очаровываешься тайным миром природы.

Образ солнца усиливает впечатление, оно не летнее, не греет, но оживляет все вокруг. Солнце оставляет надежду на свершение прекрасного в любое время года, даже в такую стужу. Поэт бесконечно радуется сказочным переменам, они несут надежду на счастливые события, и в этом глубокая философская мысль А.С. Пушкина. Нужно уметь быстро забывать невзгоды и открываться навстречу чудесному дню.

Открывающийся пейзаж настолько жив и лиричен, что его ничто не может омрачить, даже чернеющий лес, как напоминание о том, что не все так радужно в жизни. Но поэт подчеркивает, что лес «один», а все остальное вокруг достойно любования.

Читатель погружается в сияющий мир зимнего великолепия. Этот особый мир богат красками и сказочными видами. Все увиденное и тонко подмеченное поэтом передается читателю и заряжает его необыкновенной энергией.

Пушкин плавно переходит к мироощущению человека, его мыслям в этот момент наслаждения увиденным. Природа не может никого оставить равнодушным, она дарит нескончаемый фейерверк эмоций, и невозможно не соприкоснуться с этим вживую. Конечно же, хочется мчаться на коне туда, где радуется природа и ждет «милый берег».

Стихотворение «Зимнее утро» с первой строки погружает чита-
теля в атмосферу чудесного дня: «Мороз и солнце;
день чудесный! » , А дальше — обращение, призыв,
приглашение на прогулку по сверкающим зимним
снегам. Поэт выбирает форму диалога с целью пере-
дачи интонаций непринуждённого разговора.
Всё в этом стихотворении построено на контрастах
и на смене непохожих картин. А каждая картина
насыщена простыми, но вместе с тем очень вырази-
тельными деталями.
Вторая и третья строфы построены на приёме
противопоставления: вторая строфа — это «вчера»,
а третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга,
луна едва виднелась сквозь тучи, и «ты печальная
сидела». А сегодня небо голубое, и снег сверкает на
ярком солнце. За ночь произошла резкая перемена,
и всё вокруг стало неузнаваемым. Но и эти две стро-
фы тоже, в свою очередь, противопоставлены даль-

нейшему изображению. От картины, которая видна
из окна деревенского дома, поэт возвращает нас в
комнату, где тепло и уютно и весело потрескивает
затопленная печка. Хорошо дома! Но не лучше ли
велеть подать сани и «предаться бегу нетерпеливого
коня»? Использованы разнообразные выразитель-
ные средства языка. Рассказывая о вчерашней по-
годе, поэт выбирает такие эпитеты: небо — мутное;
луна — бледное пятно; ты печальная — всё окрашено
в грустный тон. К тому же Пушкин употребляет про-
стую, но говорящую метафору: «вьюга влилась. .
А в третьей строфе уже всё залито ярким светом
погожего утра и видны такие подробности, кото-
рых нельзя было заметить при вчерашней вьюге.
Звучные и яркие эпитеты подчеркивают контраст со
вчерашним днём (небо голубое; ковры снегов велико-
лепные; лес прозрачный), а также передают радость,
которая переполняет поэта (день чудесный; друг пре-
лестный). Он создаёт красивые зрительные образы:
зеленеющая сквозь иней ель, речка, блестящая подо
льдом. В третьей строфе использован повтор — ана-
фора (Н ель — Н речка):
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А в четвёртой строфе читатель не только видит
комнату, озарённую янтарным блеском, но и слы-
шит, как трещит затопленная печь, потому что поэт
использует приём звукописи (аллитерации) — играют
свою роль твёрдые звуки: т, р. Передано ощущение
мира и покоя домашнего очага.
40

в последней строфе Пушкин употребляет интерес-
ный эпитет: «предадимся бегу нетерпеливого коня».
Почему же автор назвал коня нетерпелиеымл
Отвечая на этот простой вопрос, можно представить
реальную живую картину. Наверное, коню не стоится
на месте, потому что его пощипывает мороз, он тоже
охвачен ощущением бодрого зимнего утра и рвётся
вперед. Обо всём этом рассказало одно лишь умело
выбранное автором слово.
Чувство радости поэта в стихотворении всё время
растёт и требует движения — вот ему уже хочется
навестить милые сердцу места.
Поэт соединяет слова разных стилей: высокие,
книжные (Аврора, прелестный, озарена, нега, взор,
явись), разговорные (лежанка, санки, кобылка),
диалектные (вечор, запречь). А сам автор стихо-
творения предстаёт перед нами добрым, простым,
близким народу человеком — это достигнуто и язы-
ком (выбранной поэтом лексикой, употреблением
коротких предложений и обращений), и темой, и
общим ТОНОМ,.
Всё произведение написано светлыми, жизнера-
достными красками, такими характерными для
творчества А. С. Пушкина.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.